Факторы влияющие на формирование производственной программы предприятия

Факторы, влияющие на организацию, могут иметь различное происхождение. Относительно просто определить те, которые способны оказать влияние на жизнестойкость предприятия в рамках самого бизнеса (персонал, управленческие навыки, имеющиеся в распоряжении финансы и т.п.) и со стороны рыночного окружения (размер рынка, спрос на товары и услуги, конкуренция и т.п.). Однако большинство руководителей бизнеса, особенно если они незнакомы с экономической наукой или не слишком интересуются политикой либо текущими делами и проблемами, считают, что намного сложнее сконцентрироваться на более широких факторах влияния.

Один из наиболее широко используемых методов анализа этих факторов — так называемый PESTLE analysis, в процессе которого псе факторы влияния разбиваются на шесть основных категорий: политические (polical), экономические (economic), социальные (social), технологические (technology), правовые (law) и экологические (ecology). Конкретная значимость их, конечно, для каждой организации своя? в зависимости, в частности, от ее особого географического положения и от сегмента рынка, на котором она работает. Проиллюстрируем это несколькими примерами.

Вейнгардт К В экономика организации урок 3 Производственная структура предприятия

К политическим факторам внешней среды относятся такие аспекты, как государственная политика по вопросам транспорта, безработицы, регионального развития, образования и подготовки и т.п. Так, могут существовать финансовые стимулы для расположения бизнеса в сельских развивающихся областях или, возможно, в малонаселенном месте, где должна быть построена новая автострада. Предсказуемые изменения в политике могут также выявить угрозу: например, высокое обложение налогом бензина и дизельного топлива вынудит людей использовать общественный транспорт, что, очевидно, приведет к постоянно возрастающим накладным расходам в любом бизнесе, связанном с производством или перевозкой громоздких товаров на большие расстояния. Важно также обозначить государственную политику, которая может повлиять на деятельность вашего бизнеса в ближайшем будущем.

Экономические факторы можно рассматривать во многих аспектах, и бывает, что их сложно предсказать в долгосрочной перспективе, так как на международную экономическую ситуацию влияет большое количество национальных политик, изменение в спросе, рецессия, инфляция и т.п. Например, следствием высокой ставки ссудного процента и относительно низкого уровня инфляции может быть стабильность национальной валюты, что делает импорт дешевым, а экспортируемые товары — дорогими и стимулирует компании, работающие на экспорт, снижать объемы сбыта.

Ставка ссудного процента часто используется как механизм контроля за инфляцией, но неизменно влияет также на курс обмена валюты, так что комбинация выплат более высоких процентов за полученные ссуды вместе с падающими экспортными продажами может серьезно повредить движению денежных средств малой фирмы. Более высокие ставки ссудного процента могут также снизить количество чистого дохода у покупателей, которые тогда будут направлять свои расходы скорее на повседневные нужды, чем на предметы роскоши, что довольно неблагоприятно для фирмы, собирающейся производить или импортировать их. Вопрос заключается в том, какие из этих экономических влияний могут быть существенными для конкретных планов предприятия, если не прямо сейчас, то в течение ближайших нескольких лет.

1.3. Факторы, влияющие на функционирование предприятий

Социальные факторы и тенденции проявляются более медленно, а следовательно, их несколько легче предсказать, нежели экономические изменения. С конца 1970-х гг. в обществе растет понимание важности проблем, связанных с защитой окружающей среды, возникают движения за снижение выбросов и переработку отходов и т.п. Продукция, которая не считается экологически чистой, встречает активный протест, поэтому производители и поставщики должны реагировать на это и вносить изменения в свою продукцию или услуги.

Читайте также:
Как переустановить программу в ubuntu

Подобная тенденция проявляется и в изменении отношения к здоровому образу жизни: количество курящих уменьшилось, все большее число людей регулярно занимаются спортом, предпочтение отдается органической пище, полезным для здоровья продуктам. Все это сопровождается изменением в ожиданиях, связанных с товарами и услугами, причем потребители обращают внимание на репутацию торговой марки и качество.

Вот почему важно определить, какое влияние оказывают последние тенденции на товары или услуги фирмы, можно ли выделить другие изменения, которые сейчас или, возможно, в будущем станут для предприятия значимыми.

Анализируя технологическую составляющую важно определить, какое влияние на сферу деятельности организации оказывает государственная технологическая политика, с какой скоростью происходит появление новых технологий и продуктов. Для этого полезно анализировать публикуемые в специализированных журналах сведения о новых патентах и разработках, использовать другие источники информации.

Большое значение для предприятия имеет анализ правовых факторов, которые выражаются в наличии законодательной базы, регламентирующей условия функционирования организации.

Некоторые из экологических вопросов уже упоминались при описании социальных тенденций, часто формирующихся в результате повышения уровня образованности людей и общественной осведомленности, но существуют и другие, не менее актуальные примеры. Так, важно учитывать то влияние, которое оказывают на деятельность фирмы законы о контроле над загрязнением воздуха и окружающей среды.

Внутренние операционные факторы

Ниже перечислены некоторые внутренние операционные факторы конкурентоспособности.

• Финансовые ресурсы. Способность компании противостоять финансовым проблемам, обеспечивая должный уровень разработок и совершенствование товаров.

• Маркетинговые программы/бюджет. Количество и действенность рекламы и других мероприятий по продвижению товара.

• Экономия от масштаба. Способность снижать затраты на единицу продукции при повышении объема производства.

• Операционная эффективность. Использование методов производства или поставок, позволяющих добиться снижения материальных и временных затрат.

• Разнообразие товарной линии. С точки зрения компании – способность добиться повышения доходов, поставляя потребителям связанные между собой различные товары. С точки зрения потребителей – возможность приобрести комплекс необходимых товаров у одного поставщика.

• Стратегическое сотрудничество. Установление взаимоотношений с другими организациями с целью ускорения разработок, проведения рекламных кампаний или осуществления продаж сопутствующих товаров.

• Моральное состояние/персонал компании. Мотивация, принятие на себя обязательств и производительность труда сотрудников.

Факторы, влияющие на производственную структуру

Анализ, оценка и обоснование направлений совершенствования структур предприятий должны проводиться с учетом факторов и условий их формирования.

Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить на несколько групп.

Общеструктурные (народнохозяйственные) факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п. К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.

Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.

Читайте также:
Программа асфк казначейство инструкция

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятий. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры предприятия.

Значительное число факторов, влияющих на производственную структуру и инфраструктуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:

* особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;

* характер продукции и методы ее изготовления;

* объем выпуска продукции и ее трудоемкость;

* степень развития специализации и кооперации;

* мощность и особенности организации транспорта;

* оптимальные размеры подразделений, обеспечивающих управляемость ими с наибольшей эффективностью;

* специфика принимаемой рабочей силы;

* степень развития информационных систем и т.д.

При переходе предприятий к рыночным условиям возрастает значение факторов, обеспечивающих коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ритмичность производства, снижение издержек.

Типы производственной структуры предприятия

Известны три типа производственной структуры промышленного предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно-технологический).

При предметной структуре основные цехи предприятия, их участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия либо какой-нибудь из его частей (узла, агрегата) или определенной группы деталей. Предметная структура преимущественно применяется в механосборочных и сборочных цехах заводов крупносерийного и массового производства. Примером предметной структуры на автомобильном заводе могут служить цехи по изготовлению двигателей, шасси, коробок передач, кузовов; на станкостроительном — цехи по изготовлению станин, шпинделей, валов, корпусных деталей; на обувной фабрике — цехи рантовой обуви и т.д.

Предметная структура имеет большие преимущества. Она упрощает и ограничивает формы производственной взаимосвязи между цехами, сокращает путь движения деталей, упрощает и удешевляет межцеховой и цеховой транспорт, уменьшает длительность производственного цикла, повышает ответственность работников за качество работ. Предметная структура цехов позволяет расставить оборудование по ходу технологического процесса, применить высокопроизводительные станки, инструменты, штампы, приспособления. Все это, в конечном счете, обеспечивает увеличение выпуска продукции, повышение производительности труда и снижение себестоимости изделий.

Технологическая структура предопределяет четкую технологическую обособленность. Например, наличие литейного, кузнечно-штамповочного, механического, сборочного цехов. Этот тип производственной структуры упрощает руководство цехом (или участком), позволяет маневрировать расстановкой людей, облегчает перестройку производства с одной номенклатуры изделий на другую. К числу недостатков относятся: возникновение встречных маршрутов движения изделий, усложнение производственных взаимосвязей цехов, весомые затраты времени на переналадку оборудования, ограниченная возможность применения высокопроизводительных специальных станков, инструментов, приспособлений. Все это сдерживает рост производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Смешанная (предметно-технологическая) структура характеризуется наличием на одном и том же машиностроительном заводе основных цехов, организованных и по предметному, и по технологическому принципу. Например, на машиностроительных предприятиях массового производства заготовительные цехи (литейные, кузнечные, прессовые), как правило, организуются по технологическому принципу, а механосборочные — по предметному принципу.

Предприятия этого типа производственной структуры преобладают в машиностроении, легкой промышленности (обувная, швейная, мебельная) и некоторых других отраслях. К числу преимуществ такого построения производства относятся: уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, более высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости изделий.

Значение, которое приобретает последовательность действий предприятия во внешней и внутренней среде, объясняется отражением в этой последовательности устойчивой тенденции его функционирования. При этом показателями выступают динамические ряды, т.е. временные значения обращения фирмы к источникам своей деятельности и значения, характеризующие ее место на рынке.

Читайте также:
Какая программа 11 класса

Для сопоставления берутся показатели аналогичных фирм, устойчиво функционирующих на рынке. В этой связи следует зафиксировать производственную структуру предприятия, фирмы как фактор, влияющий на последовательность их экономической деятельности.

В структурном отношении экономика предприятия должна формироваться как экономика отдельных комплексных звеньев. Пропорциональность входящих в состав предприятия (объединения) звеньев характеризуется рациональным соотношением производственной мощности цехов и участков, связанных между собой совместным изготовлением конечного продукта. Развитие комбинирования приводит к комплексному использованию сырья и материалов, экономии живого и овеществленного труда, а также более эффективному использованию финансовых ресурсов.

Конструктивно-технологическая однородность продукции создает хорошие условия для углубления специализации производства, организации поточного и автоматизированного изготовления изделий.

Безцеховая структура управления предприятием приводит к совершенствованию управления всеми его подразделениями, сокращению обслуживающего и управленческого аппарата, а следовательно, к снижению издержек производства. Правильно построенная, постоянно совершенствующаяся производственная структура предопределяет наибольшее ее соответствие организации производства, обеспечивая пропорциональность всех цехов и служб предприятия, что в свою очередь положительно влияет на улучшение технико-экономических показателей: уровень специализации и кооперирования, непрерывность производственного процесса, ритмичность изготовления и выпуска продукции, рост производительности труда, улучшение качества изделий, размер незавершенного производства и нормируемых оборотных средств, соотношение численности управленческих и производственных кадров, наиболее целесообразное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. производство материальный нематериальный

Источник: studentopedia.ru

Факторы влияния на производственный потенциал

Факторы влияния на производственный потенциал

Бизнес блог

Производственный потенциал предприятия выступает средой принятия инвестиционных решений, реализации финансовых и реальных инвестиций, источником развития предприятия.

При исследовании факторов, влияющих на развитие производственного потенциала, выделяют внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам следует отнести состояние информационного обеспечения предприятия, методы управления предприятием, организационная структура предприятия, уровень финансового управления, уровень маркетинга, уровень производственного управления, изменение продолжительности технологических процессов, сложность и комплексность структуры, динамичность и гибкость производственных систем, совокупность взаимосвязей внешнего и внутренней среды производства; определенность инфраструктуры в зависимости от вида производства.

Среди внешних факторов влияния на производственный потенциал выделяют макроэкономические, региональные, отраслевые, рыночные факторы

Это позволит увидеть развитие предприятия и состояние его производственного потенциала, а также спрогнозировать дальнейшее развитие производственного потенциала в рыночных условиях.

Особое значение среди факторов влияния на производственный потенциал предприятия имеют макроэкономические факторы. Они влияют на все предприятия, повышают вероятность их банкротства и является одним из главных инструментов инвестиционной политики государства. Также к макроэкономическим факторам относят продолжительность экономического цикла, политическое состояние, уровень инфляции, фискальная политика государства, денежно-кредитная политика ЦБ, система законодательного регулирования инвестиций.

Развитие производственного потенциала предприятия зависит от большого количества факторов, которые можно разделить на региональные и отраслевые факторы. К ним можно отнести уровень покупательной способности населения региона, наличие региональных инвестиционных программ и стратегий. А также наличие ресурсного обеспечения в регионе для реализации инвестиций и уровень относительных цен на них, динамику развития ПП в области, состояние жизненного цикла в отрасли и степень ее конъюнктурности, наличие финансово-промышленных групп.

Рыночные факторы развития производственного потенциала предприятия характеризует собой соотношение между спросом и предложением на рынке, привлекательность данного предприятия, динамика технологических процессов, уровень конкуренции и тому подобное.

Источник: bizblogs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru