Факторы определяющие содержание программы обучения плаванию

Воспитывающее обучение. На занятиях плаванием не только укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, но и закладываются основы гуманистического воспитания. Процесс воспитывающего обучения происходит под непосредственным руководством педагога, который в значительной степени определяет формирование личности ребенка. Помимо высокой профессиональной подготовленности педагог должен: быть всесторонне развитым, культурным; служить примером честного отношения к своему делу, дисциплинированности, аккуратности, объективности и последовательности в своих требованиях и поступках.

Степень выраженности этих качеств в личности педагога определяет эффективность процесса воспитывающего обучения.

Всестороннее развитие. Физическое воспитание в процессе обучения плаванию тесно связано с другими сторонами всестороннего воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетическим. Это ориентирует педагога на формирование всесторонне развитой личности, предостерегая от увлечения физкультурно-спортивной подготовкой в ущерб интеллектуальному и нравственному развитию.

Вебинар «Профессиональная подготовка педагогических кадров как фактор обеспечения здоровья …»

Оздоровительная направленность. Задача укрепления здоровья является основной на учебно-тренировочных занятиях плаванием во всех звеньях государственной системы физического воспитания. Гигиенические факторы и закаливающее влияние природных факторов при занятиях плаванием в естественных водоемах повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Прикладная направленность. В программах по плаванию, помимо освоения жизненно необходимого для каждого человека навыка плавания, предусматриваются также ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности, а также изучение элементов прикладного плавания: умение применять спасательные средства, владеть приемами оказания помощи пострадавшему на воде, приемами реанимации.

2. Назовите основные педагогические принципы, отражающие ме­тодические закономерности обучения плаванию.

· Принцип сознательности и активности.

Назовите основные задачи обучения плаванию.

В процессе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:

—укрепление здоровья, закаливание, воспитание стойких гигиенических навыков;

—изучение основ техники плавания и овладение жизненно не обходимым навыком плавания;

—всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование таких физических качеств, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость;

—ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности и овладение навыками прикладного плавания.

1. Цели и задачи курса обучения.

2. Продолжительность курса обучения.

3. Контингент занимающихся, возраст, физическая и плавательная подготовленность.

4. Условия для проведения занятий.

Обучение плаванию проводится с целью решения одной из основных задач:

1. Овладение жизненно необходимым навыком плавания.

Очень важно знать и соблюдать правила здорового образа жизни

2. Обучение юных спортсменов технике спортивного плавания и других водных видов спорта и совершенствование в них.

3. Обучение профессионально-прикладному плаванию (в том числе подготовка к службе в Вооруженных Силах).

4. Оздоровительно-реабилитационное плавание.

5. Оздоровительное плавание и кондиционная тренировка.

Массовое обучение плаванию, как жизненно необходимому навыку,

имеет государственное значение, поскольку, как уже говорилось ранее, количество несчастных случаев на воде в стране уступает только потерям в автомобильных катастрофах. Причинами этого являются слабая материальная база во многих регионах (низкие темпы строительства простейших учебных бассейнов и водных станций для детских садов, летних оздоровительных лагерей, учебных заведений, жилых микрорайонов и мест массового отдыха), а также недостаточное количество специалистов по плаванию.

Читайте также:
Как сделать видео без всяких программ

Обучение плаванию спортивного резерва проводится с ориентацией на достижение высшего спортивного мастерства в плавании или других водных видах спорта. Такая работа осуществляется по программам для СДЮСШ и СДЮСШОР, предусматривающим комплексное ознакомление с элементами всех спортивных способов плавания (36 уроков) и затем комплексное освоение техники спортивного плавания (в течение одного спортивного сезона).

Обучение профессионально-прикладному плаванию проводится по специально разработанным программам, решающим прикладные задачи. Примером может служить Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах (раздел «Плавание»).

Обучение плаванию с оздоровительно-реабилитационной и кондиционной направленностью в каждом конкретном случае требует разработки индивидуализированных программ, ориентированных на коррекцию недостатков физического развития или достижения необходимого уровня физической подготовленности. Наибольшую известность получили аквааэробика и программы обучения способу брасс на груди детей с искривлениями позвоночника и нарушениями осанки (см. главу 7 и раздел 11.7 главы 11).

Продолжительность курса обучения. Для проведения массового обучения плаванию разработаны короткие и простые программы, по которым можно работать с большими контингентами детей. Так, программа для массового обучения плаванию в летнем оздоровительном лагере состоит из 15 уроков (Н.Ж.

Булгакова); в общеобразовательной школе, в зависимости от местных условий, занятия проводятся по 26-урочной (Н.Ж. Булгакова) или 15-уроч-ной (Л.В. Бурова) программам обучения.

Возраст занимающихся. Установлено, что возраст 7—12 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники плавания (Э. Шрамм). Кроме того, из числа детей, обученных плавать в этом возрасте, подготовлено самое большое количество пловцов высокого класса (по сравнению с детьми других возрастов).

Особенности телосложения, уровень физической и плавательной подготовленности. Дети, имеющие показатели физического развития, близкие к стандартам отбора в СДЮСШ, быстро и качественно осваивают технику плавания. Это необходимо учитывать при комплектовании учебных групп, распределении занимающихся по уровню их подготовленности.

Условия для проведения занятий: естественный и искусственный водоем, погодные и климатические условия, глубина и температура воды, оборудование и инвентарь и др. Важное значение в организации процесса обучения имеют квалификация и мотивация преподавателя.

6. Что является основанием для выбора способа плавания при на­чальном обучении детей и взрослых?

Детей и подростков, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что: они быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания; предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; контингент обученных плаванию является возможным спортивным резервом.

При обучении детей и подростков с недостатками в физическом развитии и нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются способы брасс на груди и на спине с одновременными симметричными движениями руками и ногами.

Выбор спортивного способа плавания для взрослых людей, владеющих самобытным способом, осуществляется в соответствии с индивидуальным характером движений ногами.

Читайте также:
Отключить все программы и выключить компьютер

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

студенты технических вузов
физическое воспитание
обучение студентов плаванию

1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=docn=284301dst=1000000001,0 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewid=18861 (дата обращения: 10.04.2018).

6. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р.С. Наговицын // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8–2. – С. 293–298.

8. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + / Р.И. Платонова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-bakalavrov-pedagogov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-3 (дата обращения: 10.04.2018).

9. Шарова Л.В. Оценка уровня заболеваемости у студентов с различной двигательной активностью / Л.В. Шарова., Т.В. Абызова, А.В Шаров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – № 2(19). – С. 122–128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-zabolevaemosti-u-studentov-s-razlichnoy-dvigatelnoy-aktivnostyu (дата обращения: 10.04.2018).

С внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к Труду и Обороне» (ГТО) конкретизировались требования к уровню физической подготовленности студентов [1]. Одним из видов испытаний ГТО является плавание, навык, которым не все владеют.

С целью создания программы для массовой подготовки студентов НИУ МИЭТ к выполнению нормативов ГТО по плаванию мы исследовали факторы, влияющие на процесс обучения, а также результаты обучения студентов плаванию за 2013–2016 гг. и результаты выполнения нормативов ГТО.

Важным фактором обучения плаванию является программа, содержащая учебный материал, методы и средства [2]. В отличие от хорошо обоснованных и разработанных методов обучения детей спортивному плаванию, методик обучения взрослых, с учетом целей обучения и особенностей контингента, недостаточно [2].

Среди специалистов есть разные мнения, с изучения какого спортивного способа и каких его элементов нужно начинать обучение плаванию. Общепринятым считается целостно-раздельный метод обучения [2]. Спорным является вопрос о целесообразности и степени использования поддерживающих средств в начальном обучении. Недостаточно учитываются психомоторные и познавательные способности студентов.

Во многих работах об обучении двигательным действиям говорится о важности представления [3, 4]. Целенаправленное формирование адекватных двигательных представлений является предпосылкой успешного освоения навыка плавания. Логично предположить, что взрослым должно легче даваться осознание и постижение способа решения двигательной задачи. С использованием современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) это можно сделать наиболее полно по формированию всех компонентов двигательного представления [4]. Но пока таких методов разработано недостаточно.

Многие авторы отмечают низкий уровень мотивации современных студентов к занятиям ФК и С [5–7]. Мы считаем, что основные цели разрабатываемой нами программы не только овладение навыком плавания, но и повышение интереса к занятиям ФК посредством ее применения.

Для современных студентов нефизкультурных вузов необходимы методы организации занятий по физической культуре и способы воздействия, соответствующие их интеллектуальной и духовной сферам личности. Существенное значение для формирования интересов, мотивов и потребностей студентов в физкультурной активности имеют: активизация познавательной деятельности, повышение образовательной ценности учебно-тренировочных занятий, углубление теоретических основ обучения двигательным действиям; развитие активности и самостоятельности при выполнении программ самовоспитания и самосовершенствования, чувство удовлетворенности от избранного вида ФК; дифференцированный подход к занимающимся; создание соответствующих материально-технических условий для проведения занятий [7].

Читайте также:
Антивирусные программы не могут

В работах о методах обучения ученик рассматривается как объект педагогических воздействий, мало конкретных научно-практических рекомендаций инициирования у занимающихся двигательной активности. Целесообразнее использовать такую целостную систему специфических форм организации занятий и способов воздействия, которые отвечают гуманистическому принципу «побуждать, а не понуждать» и тем самым усиливают интерес обучающихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог [5]. Тогда ученик выступает субъектом собственной активности. Функция таких способов воздействия должна заключаться в обеспечении перестройки мотивационной сферы студентов, адекватно принятой ими цели деятельности, в результате чего формируется положительная направленность на нее [5].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом программы физического воспитания (ФВ) должны быть ориентированы на владение и развитие способностей самостоятельного использования методов и средств ФК [8].

Результаты констатирующего эксперимента:

1. Состояние здоровья студентов первых курсов на основании медосмотров: из общего числа обследованных 3372 человек (табл. 1): к основной медицинской группе относятся 1524(54 %), к подготовительной – 899 (29 %), к СМГ и ЛФК – 573(17 %) человека. Укрепление здоровья студентов средствами ФК – одна из основных задач кафедры ФВ.

Статистики здоровья и умения плавать среди поступивших на первый курс студентов

Количество студентов 1 курса

Прошедших медосмотр и приступивших к занятиям ФК

Источник: top-technologies.ru

4.2. Задачи и этапы обучения

В процессе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:

  • укрепление здоровья, закаливание, воспитание стойких гиги­ енических навыков;
  • изучение основ техники плавания и овладение жизненно не­ обходимым навыком плавания;
  • всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-дви­ гательного аппарата и совершенствование таких физических ка­ честв, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость;
  • ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности и овладение навыками прикладного плавания.

2. Разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом.

В результате освоения с водой и разучивания элементов техни­ки плавания — движений ногами, руками, дыхания — формируют­ся навыки, которые являются основой для выработки оптималь­ной рабочей позы пловца, умения выполнять гребковые движения в горизонтальном безопорном положении тела, опираться о воду основными гребущими поверхностями рук и ног. Последователь­ное изучение элементов техники плавания является основой каче­ственного освоения способа плавания в целом.

3. Закрепление и совершенствование техники плавания.

  1. Обучение юных спортсменов технике спортивного плавания и других водных видов спорта и совершенствование в них.
  2. Обучение профессионально-прикладному плаванию (в том числе подготовка к службе в Вооруженных Силах).
  1. Оздоровительно-реабилитационное плавание.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru