Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха и нарушения речи (звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций речи. В процессе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи детей, начиная с 2-хлетнего возраста, сурдопедагоги и логопеды могут эффективно использовать «Видимую речь» («Speech Viewer», IBM, США), с помощью которой на экране компьютера в ярких и доступных для ребенка образах отображаются все акустические компоненты речи.
Разработанное в ИКП РАО методическое сопровождение поможет специалистам понять, какие задачи в области формирования и коррекции произношения ребенка целесообразно решать при помощи «Видимой речи», как «встраивается» работа с компьютером в традиционные индивидуальные занятия, как программа помогает контролировать и демонстрировать ребенку «продвижение» в развитии произносительных навыков.
Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотива-
Факторы риска. Аддиктивное поведение
ционной готовности ребенка к занятиям.
Программно-аппаратный комплекс

Модуль «Громкость» предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости.
Модуль «Громкость и голос» позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких — в красный. В программе «Видимая речь» целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса.

Модуль «Наличие звука» — обеспечивает первоначальное знакомство пациента с принципом работы программы, а также позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка активности в микрофон. оживает при длительном измерить, зафиксировать голосовое упражнение.
меняется при любой речевой Заставка с изображением собаки речевом выдохе, который можно а также прослушать, если это
Модуль «Звонкость» предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом.
Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]
Модуль «Включение голоса» предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии.
Модуль «Высота» позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлемый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях.
«Модуль «Высотные упражнения» позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание.
■ Модуль «Автоматизация фонемы» позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом «повтори так же».
При этом организуется игровая ситуация в которой «фермер» взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле.
Модуль «Цепочки фонем», как и предыдущий модуль, позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой, необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. В большинстве упражнений имеется и анимационный финал, и звуковое сопровождение, поощряющие работу пациента.

Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы.
Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо провести объект по лабиринту, проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения.
Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и таким образом постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков. Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе» не имеет игрового сюжета, однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу «повтори так же» На экране представлен визуальный график записанного речевого промежутка образцового и рабочего, для пациента. Вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков.


Модуль «Спектр звука» позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой-либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками.
«ВИДИМАЯ РЕЧЬ Ш»
В состав программно-аппаратного комплекса «Видимая речь III» включается:
•микрофон класса Hi-End (производства AKG, SHURE);
•плата обработки речевых сигналов (IBM WAVE PROCESSOR);
• активная стереосистема (SAMSUNG);
• русифицированное программное обеспечение на компакт-диске;
• описание и методические рекомендации на русском языке. Комплект может быть установлен на стандартный персональный компьютер со следующими минимальными характеристиками: 486 DX-4 100, RAM 16 Мб, HDD 200 Мб, sVGA 640x480x256.
Тренажёры «Дэльфа»
1) Сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» Автор текстового методического руководства — заведующая Лабораторией компьютерных технологий обучения детей Института коррекционной педагогики Российской академии образования Т.К. Королевская. Тренажёр предназначен для коррекции некоторых аспектов произношения: речевого
дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, отдельных согласных звуков, устранения назального оттенка произношения. Тренажер прошел апробацию и рекомендован к применению Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования.

«Дэльфа-130» включает меню:
1. «Выдох» (упражнения «Задуй свечки» и «Чашка чая»)
Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха, плавности и длительности выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.
2. «Слитность» («Бабочка» и «Сказочный замок»)
Эти упражнения помогут Вам отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.
3. «Громкость» («Колобок» и «Бегемотик»)
Эти упражнения помогут Вам научить ребенка произносить звуки раз-

Чем громче звук, тем шире Бегемотик раскрывает рот
личной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.
4. «Длительность звука» («Елочка» и «Репка»)
Эти упражнения предназначены для постановки правильного речевого дыхания, а также закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи.
5. «Слоговой ритм» («Картинка из кубиков» и «Скатерть-самобранка»)
Эти упражнения помогут Вам отработать слитное произнесение слогов, слов и фраз.
6. «Гласные звуки» («Вертолет» и «Подводная лодка»)
Эти упражнения применяются для выработки правильного произношения гласных звуков и звонких согласных [з, з’, ж, р, л, л’], а также для устранения гнусавого оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы.
7. «Согласные звуки» («Паровоз» и «Фонтан»)
Эти упражнения предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков. При правильном произнесении звуков (например «с») дымок из паровозной трубы поднимается до Солнца, а при дефектном — заметно отличается от эталонного.
8. «Звуковая реакция» («Космический стрелок» и «Индеец»)
Увлекательные игры помогут сформировать и автоматизировать навык
голосообразования (включения голоса) и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки.
9. «Графики» («Речевая волна», «Речевая волна-2», «Спектр»)
С помощью этих упражнений можно формировать правильную ритми- ко-слоговую структуру речи и корректировать дефекты ее плавности и слитности, в том числе при заикании; тренировать произношение взрывных звуков (б, п, г, к, д, т), отрабатывать артикуляцию слогов и слов; отрабатывать правильную артикуляцию тех звуков, которые можно произнести протяжно: гласных (а, о, и, у, ы, э), щелевых и сонорных согласных (в, ж, з, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ), а также дифтонгов.
2) Логопедический тренажер «Дэльфа-142» (ООО «Дэльфа М», Россия, Москва)
Логопедический тренажер «Дэльфа-142» (версии 1.5, 2.0) представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: исправлять некоторые дефекты произношения, корректировать речевое дыхание и голос, планомерно работать над письменной речью, начиная от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамма- тической стороны речи. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций — профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.
Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость
и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей. Помимо 63 словарей, входящих в комплект тренажера (более 4500 словарных единиц), учитель может создавать собственные словари, архивировать их и восстанавливать в случае поломки компьютера даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.

Инсталляционный комплект включает в себя блок обработки речевого сигнала с блоком питания, микрофон, основную программу и программы работы со словарями, подробное текстовое практическое руководство с описанием приемов работы и методикой по проведению индивидуальных и групповых занятий. Требования к компьютеру: IBM PC Pentium 166 МГц и выше, ОЗУ не менее 32 Мб, графическая карта, поддерживающая режим True Color (24 bit), клавиатура, мышь. Обязателен свободный COM- порт.
Тренажер создавался с учетом особенностей психологии и зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Текстовое практическое руководство имеет специальный раздел, посвященный психологическим аспектам программы и рекомендациям для ее использования психологами. Тренажер сертифицирован органом РОСТЕСТ — МОСКВА, имеет гигиенический сертификат, зарегистрирован в реестре программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Имеет отзывы и рекомендации ведущих специалистов-дефектологов.
В состав логопедического тренажера входит набор базовых словарей. Он содержит 63 словаря с общим количеством около 4,5 тысяч единиц (слов или предложений). Это общие и тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа» и т.д.), а также словари, построенные по фонетическому принципу («Гласные второго ряда», «Мягкий знак» и др.). Пользователь может формировать, сохранять и корректировать собственные словари, а также архивировать их даже при самых минимальных навыках работы с компьютером. Программы для создания и редактирования словарей имеют функции проверки правильности заполнения соответствующих полей, что во многих слу-

чаях позволяет избежать грубых ошибок на начальных этапах работы.
Состав упражнений Меню «Звук» (19 упражнений): полный набор упражнений сурдолого- педического тренажера «Дэльфа-130».

«Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей», «Собери букву (для отличников)» предназначены для закрепления оптического контура буквы. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок; «Найди букву», «Найди букву (для отличников)» предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом. Упражнения можно использовать при работе над проявлениями дисграфии; «Картинки» для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем; «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» помогут отработать навык дифференциации парных согласных;
«Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости — мягкости.

айди слог» для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.
«Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге. «Волшебный колодец» и «Волшебный колодец (для отличников)» предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.
«Прятки простые», «Прятки сложные» и «Прятки (для отличников)». С помощью этих упражнений формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки, аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.
«Мозаика» и «Мерцающая мозаика» для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти. «Найди имя существительное», «Найди имя прилагательное», «Найди глагол», «Классификация частей речи», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Определи число имени
существительного», «Определи род имени существительного», «Определи число имени прилагательного», «Определи род имени прилагательного», «Определи число глагола», «Определи время глагола», «Определи род глагола», «Найди предлог», «Антонимы». Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 7762 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Фактор эффективности применения компьютерной программы видимая речь
Программно-аппаратный комплекс»ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» является разработкой известнейшей в компьютерном мире фирмы IBM. Он предназначен для коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект 14 модулей программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с пациентами и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.
| Модуль “Наличие звука” — обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципом работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при длительном речевом выдохе, который можно измерить, зафиксировать а также прослушать, если это голосовое упражнение. | |
| Модуль “Громкость” предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости. | |
| Модуль “Громкость и голос” позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких – в красный. В программе “Видимая речь” целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса. | |
| Модуль “Звонкость” предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом. | |
| Модуль «Включение голоса» предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии. | |
| Модуль “Высота” позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлимый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях. | |
| Модуль “Высотные упражнения” позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание. | |
| Модуль “Автоматизация фонемы” позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом “повтори так же”. При этом организуется игровая ситуация в которой “фермер” взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле. | |
| Модуль “Цепочки фонем” как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. В большинстве упражнений имеется и анимационный финал, и звуковое сопровождение, поощряющие работу пациента. | |
| Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы. | |
| Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо провести объект по лабиринту проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков. | |
| Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе” не имеет игрового сюжета, однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу “повтори так же” На экране представлен визуальный график записанного речевого промежутка образцового и рабочего, для пациента. Вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков. | |
| Модуль “Спектр звука” позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками. |
| англоязычная демонстрация получить (1, 45 Mb) |
русскоязычная управляемая презентация
получить (1, 3 Mb) |
- микрофон класса Hi-End (производства AKG, SHURE);
- плата обработки речевых сигналов(IBM WAVE PROCESSOR);
- активная стереосистема (SAMSUNG);
- русифицированное программное обеспечение на компакт-диске;
- описание и методические рекомендации на русском языке.
Источник: www.logoped.ru
Использование компьютерной программы SpeechViewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия
Одним из важнейших направлений исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики является разработка «обходных путей» и специальных средств обучения детей с различными нарушениями развития, необходимых для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Закономерно, что особое место в этом ряду всегда занимала проблема разработки и применения вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны устной речи у детей с нарушенным слухом и у детей с речевыми нарушениями (Heinicke, 1727-1790; Барани; Деражне; Ф.А.
Рау 1931; М.А. Свищев, 1936, 1946; Е.Ф. Рау, 1950; А.Г. Ипполитова, 1955;Ф.Ф. Рау 1959, 1973, 1976; М.Е. Хватцев, 1964; В.А. Цукерман, 1964; В.Д.
Лаптев, 1964,1972; В.А. Раздольский, 1966; Р.Е. Левина, 1968; Н.Ф. Слезина, 1969; Л.Н. Мещерская 1973; Л.Я. Миссуловин 1988 Т.К. Королевская 1991, 1993,1995,1996, 1998,1999; О.И. Кукушкина 1991, 1994, 1999; В.А.
Минькович 1992; R. Potter, G. Kopp, H. Green, 1947; Е. Bieri, 1950; W. Pronovost, 1964, 1968; M. Maulet, 1990; A. Foursin, E. Abberton, V. Ball, 1991; P. Nolte, R. Prinzen, G. Esser, 1991; F. Destombes, 1991; B. Allen,1998 и др.).
На протяжении ХХ века в разных странах мира велась разработка вспомогательных средств обучения — приборов и устройств, обеспечивающих нуждающимся в этом детям восполнение дефицита информации о звучащей речи, дополняющих структуру обратной связи за счет подключения зрительного восприятия.
В период 40-70-х гг. ХХ века отечественные и зарубежные разработки в области со-здания технических, вспомогательных по своему характеру, средств коррекции произношения базировались на идентичной технической базе и были сопоставимыми по своим возможностям и функциям.
С конца 70-х годов разработки зарубежных специалистов начали базироваться на использовании микропроцессоров, что позволило им перейти к созданию нового поколения средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, основанных на доступных детям способах визуализации основных акустических компонентов речи в режиме реального времени (Guttman, Levitt Foursin, Abberton, 1971; Strong,1975; Levitt, Picket Lippman,1982; McGarr, Head, Friedman, Behrman Stevens, Kalikow Povel сократить время формирования и автоматизации ряда речевых навыков; облегчить ребенку освоение навыков самоконтроля над произношением; сделать видимым для ребенка его уровень достижений в произношении, предоставить возможность самому сопоставлять свое произношение с эталоном внятной речи и осознанно ставить перед собой новые задачи (Т.К.Королевская, 1993, 1998).
Необходимость широкого применения в логопедии развивающихся технических средств обучения, основанных на использовании информационных технологий, отмечается ведущими исследователями в этой области (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, 1989; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова 1998; Л.С. Волкова, 1998; О.С. Орлова, 2000; Г.В.
Чирки-на, 2002 и др.). Вместе с тем, до настоящего времени не проводилось специальных исследо-ваний в области применения наиболее мощного технического средства такого рода — SpeechViewer («Видимой речи») при коррекции речевых нарушений у детей.
Актуальность осмысления отечественной логопедией опережающего западного опыта определяется необходимостью включения современных средств обучения, основанных на новейших информационных технологиях, в арсенал российских специалистов-логопедов с целью оптимизации практики помощи детям с различными нарушениями произносительной стороны речи и модернизации системы их образования. Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен актуальностью и неизученностью данной проблемы.
Гипотеза исследования заключается в том, что включение компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в арсенал средств логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям; сокращению сроков формирования ряда навыков, необходимых для фонетического оформления речи; развитию работоспособности и сохранению продуктивности деятельности на протяжении всего логопедического занятия у детей с различными нарушениями произносительной стороны речи.
Объект исследования: структурно-функциональная организация компьютерной си-стемы SpeechViewer («Видимой речи»).
Предмет исследования: результаты включения компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в систему логопедической помощи, направленной на коррекцию нарушений произносительной стороны речи различного генеза и степени выраженности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Целью исследования явилось введение зарубежной компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в качестве средства обучения в контекст отечественной традиции логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с различными расстройствами фонационного оформления речи.
Основные задачи исследования:
- на основании анализа отечественных и зарубежных литературных данных реконструировать основные этапы эволюции технических, вспомогательных по своему характеру, средств формирования и коррекции произносительной стороны речи детей;
- систематизировать и обобщить зарубежные и отечественные литературные данные о современном состоянии проблемы разработки и практического использования нового поколения средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, базирующихся на микропроцессорах и информационных технологиях;
- проанализировать структурно-функциональную организацию компьютерной системы SpeechViewer («Видимая речь»);
- проанализировать функциональные возможности компьютерной системы SpeechViewer («Видимая речь») в аспекте основных задач работы логопеда над произноси-тельной стороной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- обобщить результаты практического применения SpeechViewer («Видимой речи») при коррекции расстройств фонационного оформления речи детей старшего до-школьного и младшего школьного возраста;
- оценить эффективность включения SpeechViewer («Видимой речи») в систему логопедической помощи, направленной на коррекцию различных расстройств фонационного оформления речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрас-та.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы. В процессе исследования применялись следующие методы:
- Анализ и обобщение литературных данных по теме исследования;
- Анкетирование;
- Количественный и качественный анализ данных анкетирования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В данной работе впервые реконструированы: педагогические требования к техническим средствам обучения, основанным на визуализации акустических компонентов речи; выделены содержательные этапы эволюции технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, впервые проанализированы функциональные возможности компьютерной системы SpeechViewer («Видимая речь») в аспекте основных задач работы логопеда над произноси-тельной стороной речи; описана профессиональная логика включения данного средства в систему логопедического воздействия; доказана возможность его применения при коррекции различных расстройств фонационного оформления речи в контексте отечественного системного подхода к коррекции речевых нарушений у детей; выявлены эффекты развития мотивации к занятиям; сокращения сроков формирования ряда речевых навыков, развития работоспособности, которые достигаются благодаря включению SpeechViewer («Видимой речи») в систему логопедического воздействия. Проведенное исследование показывает необходимость дальнейшего изучения уникальных эффектов в развитии и обучении детей с нарушениями речи, которые могут быть достигнуты только благодаря применению вспомогательных средств обучения нового поколения. Данная работа служит обоснованием необходимости широкого внедрения зарубежной компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в отечественную практику логопедической помощи.
Практическая значимость работы. Данное исследование открывает новые возможности оптимизации процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи детей за счет включения в арсенал логопеда средства обучения нового поколения, основанного на микропроцессорах и информационных технологиях. Представленное в работе подробное описание функциональных возможностей компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в аспекте основных задач работы логопеда над произносительной стороной речи детей облегчает ее освоение специалистами практиками и студентами профильных факультетов педагогических Вузов страны. В исследовании представлена профессиональная логика включения нового средства обучения в процесс логопедического воздействия и те задачи в области коррекции произношения детей, которые могут быть более успешно решены при условии применения SpeechViewer («Видимой речи»).
Полученные данные могут быть использованы в работе логопедов-практиков системы образования и здравоохранения (детские сады, школьные логопедические пункты, кабинеты логопеда в детских поликлиниках и др.); при подготовке специалистов-логопедов в педагогических Вузах и в системе повышения их квалификации.
Основные выводы
- Педагогическая целесообразность применения SpeechViewer («Видимой речи») в качестве средства логопедического воздействия определяется широким спектром ее функциональных возможностей, использование которых позволяет удовлетворить особые образовательные потребности детей с различными нарушениями произносительной стороны речи в дополнительной информации о звучащей речи, в динамической наглядной опоре для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени.
- Программа SpeechViewer («Видимая речь») в процессе коррекции недостатков произносительной стороны речи детей может быть эффективно использована при решении следующих задач: включения ребенка в целенаправленный логопедический процесс; формирования установки на занятия и осознанного отношения к ним; формирования правильного речевого дыхания; развития и коррекции голоса; развития голосовых модуляций; формирования нормального темпа и слитности речи; соблюдения слоговой структуры высказывания; выделения словесного и логического ударения; коррекции звукопроизношения; формирования навыков самоконтроля произношения.
- Применение программы SpeechViewer «Видимая речь» возможно на следующих этапах логопедического воздействия:
- обследования ритмико-интонационной стороны речи ребенка;
- автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- введения полученных произносительных навыков в спонтанную речь;
- формирования звуко-слогового анализа и синтеза;
- воспитания навыков самоконтроля за произношением.
- При работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста SpeechViewer («Видимая речь») может быть использована в качестве средства коррекции: патологии дыхания и голоса; нарушений произношения отдельных звуков; нарушений темпо-ритмической организации речи; нарушений интонационного оформления речи.
- На основе отечественной концепции системного подхода к коррекции речевых нарушений, положения о необходимости применения развивающихся технических средств в процессе комплексного логопедического воздействия, а также разработанного в сурдопедагогике методологического подхода к использованию SpeechViewer («Видимая речь») были определены основные принципы включения данного вспомогательного средства обучения нового поколения в систему логопедической помощи:
- SpeechViewer («Видимая речь») расширяет арсенал средств, используемых в системе работы логопеда над расстройствами фонационного оформления речи, ее включение дополняет выработанную в отечественной логопедии систему построения логопедического воздействия;
- применение данного средства целесообразно в тех случаях, когда традиционные средства логопедического воздействия оказываются малоэффективными.
- Включение SpeechViewer («Видимой речи») в арсенал средств логопеда оказывает позитивное влияние на формирование, развитие и поддержание мотивации к занятиям у детей с различными нарушениями фонационного оформления речи.
- Включение SpeechViewer («Видимой речи») в арсенал средств логопеда позволяет ускорить процесс формирования ряда произносительных навыков, необходимых для правильного фонетического оформления речи.
- Доказана экспериментально возможность и целесообразность внедрения SpeechViewer («Видимой речи») в систему логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с расстройствами фонационного оформления речи с целью оптимизации процесса коррекционного обучения, обновления средств логопедического воздействия, перевода их на качественно новый, современный уровень.
- Полученные в исследовании данные свидетельствуют о необходимости широкого и оперативного внедрения компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в отечественную систему логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с расстройствами фонационного оформления речи; специальной подготовки и переподготовки логопедов-практиков, работающих в различных типах логопедических учреждений системы здравоохранения и образования; разработки специальных курсов обучения студентов профильных факультетов педагогических ВУЗов страны.
Список литературы
- 1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. — 524.
- 2. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 2000. — 23 с.
- 3. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новая технология новые отношения // Дефектология. — 1996. — №2. — С. 51-57.
- 4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. — 1998. — № 1. — С. 47-55.
- 5. Королевская Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. — 1995. — № 1. — С. 58-65.
- 6. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. — 1994. — № 5. — С. 3-9.
- 7. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронная книга] (5,5 Мб) : монография. – М. : Полиграф сервис, 2005.
- 8. Лаптев В.Д., Цукерман В.А. Приборы видимой речи для глухих // Специальная школа. М., 1964. — Вып. 4 (112). — С. 101-104.
- 9. Левина Р.Е. Недостатки произношения сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе : Сб. ст. в помощь учителю логопеду / Под. Ред. Р.Е. Левиной. — М., 1953. — С. 317.
- 10. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектол. Фак. Пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Владос, 1998. — 677 с.
- 11. Методика обучения глухих устной речи / Под ред. проф. Ф.Ф. Рау. — М.: Просвещение, 1976. — 279 с.
- 12. Аутичный ребенок: Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. — М.: Теревинф, 1997. — 341 с.
- 13. Основы логопедической работы с детьми / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2002. — 239 с.
- 14. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
- 15. Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
- 16. Рау Ф.А., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. — М., Учпедгиз, 1941. — 130 с.
- 17. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. — М.: Педагогика, 1973. — 302 с.
- 18. Слезина Н.Ф. Применение технических средств в обучении глухих произношению. — М.: Педагогика, 1975. — 142 с.
- 19. Компьютеры в дефектологии / Труш В., Голод В. // Информатика и образование. — 1986. — № 2. — С. 24-28.
- 20. Основы логопедии / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.. — М.: Просвещение, 1989. — 221 с.
- 21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. — М.: Просвещение, 1989. – 238 с.
- 22. Хватцев М.Е. Логопедия: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. шк. — 5-е изд. — М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.
- 23. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1962. — 88 с.
Источник: alldef.ru