Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
консультация по литературе (9 класс) на тему
Для того чтобы любить литературу, необязательно разбираться во всех ее профессиональных тонкостях. Большинству читателей совершенно незачем зубрить наизусть сложную и разнообразную литературную терминологию, получать удовольствие от чтения можно и без нее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Для того чтобы любить литературу, необязательно разбираться во всех ее профессиональных тонкостях. Большинству читателей совершенно незачем зубрить наизусть сложную и разнообразную литературную терминологию, получать удовольствие от чтения можно и без нее.
Но иметь представление о самых элементарных литературных понятиях должен каждый читатель, если, конечно, он хочет называться культурным человеком. Одним из слов, которые практически каждый слыхал неоднократно, но далеко не каждый понимает правильно, является слово «фабула».
Программа Гарри — Что Это? — Rainbow Six Siege
Что означает слово «фабула»?
Это мелодичное слово имеет схожее звучание и написание в английском, французском, немецком и некоторых других языках. Изначально оно переводилось как «басня, сказка», но со временем его значение изменилось: в наши дни под фабулой принято понимать основу, на которой строится любое повествование. Фабула — это та цепочка событий и фактов (реальных или вымышленных), которые делают данное повествование возможным.
Что такое фабула в литературе?
В литературе фабулой называют совокупность событий, действий и обстоятельств, описываемых в художественном произведении: легенде, притче, басне, рассказе, повести, романе, поэме или другой литературной форме.
Фабула составляет фактическую основу произведения, она является той центральной осью, вокруг которой строится повествование. Следует заметить, что в литературе существуют разные определения этого термина, разницу между ними мы рассмотрим ниже.
Примеры использования фабулы
Талантливый автор способен превратить удачную фабулу в гениальное произведение искусства. Так, например, доподлинная история дворянина Островского, рассказанная А. С. Пушкину его другом П. В. Нащокиным, стала той фабулой, которая послужила основой для повести «Дубровский» . Реальные прототипы давно забыты, а о героях повести до сих пор пишутся школьные сочинения.
Знаменитому гоголевскому «Ревизору» предшествовал ряд произведений со схожей интригой, другими словами, фабула была уже не нова. Анекдотическая история про мелкого чиновника, волею случая принятого за важную особу, была рассказана уже не раз до этого. Но Н. В. Гоголю удалось превратить эту историю в настоящий шедевр, имеющий острую социальную трактовку и пополнивший собой сокровищницу мировой литературы.
На этом примере мы видим, что одна и та же фабула может использоваться для создания множества оригинальных художественных произведений.
Чем фабула отличается от сюжета?
Как видно из приведенного выше сравнения, определения рассматриваемых нами терминов могут быть весьма противоречивыми. Важно понять, что эти два слова могут обозначать два существенно отличающихся друг от друга понятия: саму историю, которую рассказывает автор, и тот способ, которым он это делает. Поэтому всегда важно уточнять, о каком именно из этих понятий идет речь в каждом конкретном случае. Некоторые используют слова «фабула» и «сюжет» как синонимы, другие готовы до хрипоты спорить об их истинных и единственно верных значениях.
Инфаркт микарда. Любовь и голуби.
Следует заметить, что сюжет и фабула не являются в этом смысле исключениями, многие другие гуманитарные термины тоже являются достаточно спорными и могут стать причиной разночтений.
Источник: nsportal.ru
Фабула и сюжет: что это и чем они отличаются?
Когда нужно проанализировать ту или иную книгу, фильм или спектакль, то говорят о сюжете и фабуле. Если первый более ясен для читателей, то с фабулой дело обстоит сложнее. Эти два понятия очень похожи, но в каждом содержатся свои особенности. Попробуем разобраться, чем отличается сюжет от фабулы? Оба они являются аспектами содержания художественного произведения.
Многие смешивают эти два термина, принимают их за синонимы.
Понятие фабулы
Любителям книг не обязательно знать все профессиональные литературные тонкости, учить наизусть сложную терминологию. Восхищаться шедеврами многих писателей можно и без этих знаний. Но каждому читателю не помешает иметь представление о простых литературных понятиях. Это позволит считать себя культурным человеком.
Многие из вас слышали слово «фабула», но не все знают его значение. Это слово очень мелодичное и звучит почти одинаково на нескольких европейских языках.
Любая легенда, рассказ, басня, роман, поэма, повесть имеет совокупность событий, действий и обстоятельств. Это значит, что у них есть фабула. Представьте, что вы имеете замысел произведения. Проще говоря, вы знаете, о чем будете рассказывать. Это значит, что вы владеете фабулой.
Фабула — это оборот событий, которые происходят в литературном произведении, выстроенный в естественном порядке по хронологии так, как бы он мог происходить в действительности. Проще говоря, фабула — это ваш рассказ, изложенный по-простому, одной или несколькими фразами. Она воспроизводит события только в хронологическом порядке и является стержнем произведения любого жанра. Фабула является творческой основой для сочинений, их материалом.
Виды фабул
Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость. В зависимости от характера изображаемой действительности фабула может быть следующих видов:
- романтическая;
- сказочная;
- утопическая;
- мифологическая;
- реалистическая.
Фабула может состоять из нескольких элементов. Одним из них является коллизия. Ее писатель использует для столкновения противоположностей действующих лиц. Автор может сделать события сложными и запутанными с помощью интриги. Для неожиданных перемен в судьбе персонажей используется перипетия.
Перед развертыванием любых событий должны быть экспозиция или пролог. Далее следуют завязка, кульминация, развязка. Заключительную часть фабулы и любого произведения составляет эпилог.
Примеры фабул
Талантливому автору не нужно много сил, чтобы сделать из удачной фабулы настоящий шедевр искусства. Многим известна история написания А. С. Пушкиным повести «Дубровский». Фабулой для ее написания стала история, которую Пушкину рассказал его друг П. Нащокин. Он поведал ему доподлинную историю одного дворянина по фамилии Островский.
Некоторые писатели берут фабулу уже из других произведений. Так, Гоголь поведал историю мелкого чиновника, которого приняли в обществе за важную особу, в комедии «Ревизор». Раньше подобные истории уже встречались.
Для примера упрощенной фабулы можно использовать шекспировскую трагедию «Гамлет». Начинается она с убийства короля, которое совершает его брат. Он садится на престол и берет в жены жену убитого короля. У покойного короля остался сын Гамлет, к которому явился призрак и рассказал правду о смерти отца. В попытке отомстить убийце Гамлет погибает на дуэли.
Вот такая последовательность событий в фабуле. А в самом произведении события разворачиваются по другому плану. Если пересказывать авторскую последовательность, то значит — воспользоваться сюжетом.
Что такое сюжет?
Сюжетом называют совокупность событий, которые автор изображает такими художественными формами и приемами, которые больше всего подходят для его творческой задумки. Если фабула воспроизводит события в хронологической последовательности, то сюжет может быть с нарушением порядка. Любую цепочку событий, выстроенную писателем, называют сюжетом. Иногда фабула может в точности напоминать сюжет, но чаще она его «выпрямляет». Под сюжетом подразумевают сцепление событий, с помощью которых раскрываются характеры и взаимоотношения героев.
Типы сюжета по характеру событий и структуре
Сюжеты классифицируют по характеру изображаемых в книге событий. Это дает возможность выделять среди них:
- фантастические или сказочные;
- исторические;
- библейские;
- детективные;
- авантюрные;
- военные;
- приключенческие;
- любовные.
В лирике наблюдается лирический сюжет. Он разворачивается в ментальной площади. Под ней подразумеваются воспоминания лирического героя, внутренний мир. Эти события читатель видит в его переживаниях, эмоциях, чувствах. Среди множества сюжетов выделяют те, которые подходят для разных стран, эпох и народов.
Они получили название «бродячие».
Являясь компонентами художественных произведений, сюжеты отличаются по структуре. Первым типом является хроникальный, в котором читатель видит события в хронологической последовательности. В нем автор показывает духовный рост личности главного персонажа. Это можно наблюдать в автобиографиях, мемуарах.
Чтобы показать противоречия в душе главного героя, писатель обращается к концентрическому сюжету. В нем показана цепочка событий, каждое из которых выступает следствием предыдущего и причиной последующих. Похожий сюжет можно наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
Конфликт — двигатель сюжета
Чтобы сюжет и фабула произведения развивались, нужен конфликт. Именно он двигает событиями в книгах. Фабула, сюжет, конфликт — понятия очень взаимосвязанные. Под конфликтом подразумевают противоборство, которое возникает на принципах противоречий. Можно наблюдать за конфронтацией различных характеров, героя и общества, персонажей и обстоятельств.
Такой конфликт называется внешним. А если он разворачивается в душе героя, то именуется внутренним.
Отличия сюжета и фабулы
- В фабуле читатель видит произошедшие события, в сюжете — точное их описание по содержанию.
- Фабула изображает конфликтную сторону событий. Сюжет дает канву фабулы, придавая изложению форму и очередность происходящего.
- Фабула имеет строгую временную последовательность. Сюжет имеет свободное хронологическое изложение.
- Фабула может быть короче сюжета.
Сюжет и фабула «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова
Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей. Этим самым Лермонтов разворачивает историю души Печорина. Все главы автор расположил так, чтобы все выходило из главной идеи и в нее же возвращалось.
Для этого Лермонтов нарушил хронологический ряд событий. «Бэла», «Максим Максимыч» и все последующие повести дают четкое представление о внутреннем мире Печорина, его мыслях, чувствах и чаяниях. Автор последовательно раскрыл сложный характер героя, все его противоречия и непредсказуемости. Именно такому замыслу подчиняется сюжет романа, последовательность событий которого отличается от порядка расположения частей. Фабула требует от произведения совсем другого расположения повестей: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина». Фабула и сюжет романа Лермонтова не совпадают.
Источник: fb.ru
Фабула программы что это
Словом «фабула» называют череду событий в литературном произведении в той последовательности, в которой они происходят в реальности этого сочинения. Автор компонует их, переплетает между собой, создает взаимосвязи и закономерности — и формирует сюжет. Фабула — это основная история, стержень произведения.
Латинское слово fabula переводится как «история», «сказка» и происходит от глагола fari — «говорить», «общаться» или «придумывать историю». Именно поэтому изначально термин «фабула» обозначал литературный жанр басен и сказок, однако позже вышел из употребления и стал использоваться в значении «основа, ядро истории».
Фабула не всегда совпадает с сюжетом. Например, фабула трагедии Шекспира «Гамлет» выглядит так: Клавдий убивает своего брата, датского короля, восходит на престол и женится на вдове предыдущего монарха Гертруде. Призрак погибшего короля является к сыну Гамлету и рассказывает ему правду о своей смерти. Гамлет пытается отомстить за его убийство и погибает на дуэли. Однако в произведении эти события разворачиваются в другой, более запутанной авторской последовательности, что создает сюжет с интригой.
Фабулой произведения может служить реальная история. Например, в основе повести Александра Пушкина «Дубровский» лежит череда событий из жизни дворянина по фамилии Островский, которую автор превратил в роман. Кроме того, одна и та же история может быть изложена по-разному, поэтому в мировой литературе существует много произведений с разными сюжетами, но одинаковой фабулой. Так, биография Иоганна Фауста — доктора, чернокнижника, который жил в первой половине XVI века в Германии, — стала фабулой многих произведений европейских писателей. Среди них — пьеса «Трагическая история доктора Фауста» Кристофера Марло, трагедия «Фауст» Иоганна Гете, стихотворение «Сцена из Фауста» Александра Пушкина, рассказ в письмах «Фауст» Ивана Тургенева.
Источник: www.culture.ru
Как это работает. Что такое фабула и сюжет
Чем отличаются фабула и сюжет в литературе? И почему некоторые классики из школьной программы любят всё усложнять?
Текст: Ольга Лапенкова
Многие представляют поэтов и писателей потусторонними существами, почти экстрасенсами, которые садятся за письменный стол — и, водя пером по бумаге, слушают, как кто-то свыше диктует им гениальный текст. Разумеется, такое представление несправедливо. Чтобы создать выдающееся произведение, люди годами и десятилетиями учатся своему ремеслу. Например, А. С. Пушкин, за которым по сей день тянется слава озорника и светского «тусовщика», к двенадцати годам перечитал чуть ли не всю домашнюю библиотеку, включая «Илиаду» и «Одиссею», и за всю жизнь выучил не менее 14 иностранных языков.
Вдобавок к этому, любой писатель должен знать, как строится художественный текст. Чаще всего, задумав поведать читателю историю, отечественные классики не мудрствовали лукаво — и рассказывали её от начала до конца, от экспозиции до развязки. Так построены, например, пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», комедия А. Н. Островского «Бедность не порок» — но вообще примеров произведений, где история написана предельно последовательно и логично, огромное количество.
Иногда, впрочем, писатели немного усложняли эту конструкцию и помещали «кусочек» экспозиции (той части, благодаря которой читатели узнают всё самое важное о прошлом и настоящем центральных персонажей) в середину, а то и в конец произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» мы сначала наблюдаем за тем, как Чичиков разъезжает туда-сюда в поисках помещиков, которые были бы готовы «продать» ему покойных крестьян, — и только потом узнаём, как главному герою вообще пришла в голову эта авантюра. Оказывается, что «виноват» непутёвый папенька Павлуши. Будучи ребёнком, а затем школьником, Чичиков усвоил, что любовь и дружба — это пустяки, намного важнее — любой ценой скопить состояние. И научил его этому не кто иной, как родной отец. (Впрочем, подобная информация не имеет особенного значения для развития действия: детские травмы Чичикова никак не влияют на происходящее в городе NN.)
Однако, как мы знаем, не бывает правил без исключений. Вот и среди русских классиков нашлись такие, которые решили перевернуть всё с ног на голову: начать историю с середины, продолжить с конца, а завершить — началом. Иными словами, отойти от фабулы, заменив её сюжетом.
Фабула — хронологическая последовательность событий, которые происходят с тем или иным персонажем.
Сюжет — авторская последовательность событий, то есть такой порядок эпизодов, который выбрал сам писатель.
Что самое удивительное, подобная «путаница» иногда более чем полезна: именно благодаря ей автор доносит до читателя, что он, собственно, думает по тому или иному вопросу. Так что, если говорить о писателях из школьной программы, решение подменить фабулу сюжетом для них — не просто скандальная выходка, но осознанное творческое решение.
Посмотрим, как это работает, на примере двух произведений: романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
WARNING! ОСТОРОЖНО! 警告!
Дальнейший текст содержит спойлеры. Предупреждён — значит вооружён!
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
Роман о Григории Александровиче Печорине — молодом, бравом, остром на язык и чертовски привлекательном офицере, разрушающем одну жизнь за другой, — начинается довольно необычно: со встречи двух героев, которые никоим образом не участвуют в его судьбе. Один — пожилой вояка Максим Максимыч: с ним Печорин когда-то служил на Кавказе. Второй — случайный попутчик, который возомнил себя писателем и поэтому только и делает, что «собирает материал». То есть переносит на бумагу все свои впечатления и разговоры. Поэтому он, конечно, не упускает случая выведать у Максима Максимыча какую-нибудь любопытную историю.
Пожилой вояка не отказывает попутчику в этом удовольствии — и рассказывает, как давным-давно его сослуживец по фамилии Печорин выкрал юную черкешенку Бэлу и привёз в ту самую крепость. И это можно было бы назвать подвигом во имя любви, если не одно «но»: Печорин быстро охладел к прекрасной дикарке. Тем временем Казбич — самонадеянный горец, с которым у главного героя были свои счёты, — подготовил план мести и попытался выкрасть Бэлу из крепости, однако Печорин и Максим Максимыч застали злодея врасплох. Понимая, что не сумеет сбежать, если как-нибудь их не отвлечёт, Казбич ранил Бэлу и бросил её умирать, а сам спасся бегством. Так и получилось, что из-за интриг русского офицера, которые он затевал просто от скуки, погибла ни в чём не повинная девушка — искренне, кстати говоря, его полюбившая.
От этой истории попутчика Максима Максимыча прошибает холодный пот — но вместе с тем разыгрывается интерес, свойственный многим писателям. Как Печорин докатился до жизни такой? Почему отказался от благих намерений, которые наверняка были ему свойственны — хотя бы в детстве или в юности, — и предпочёл разрушать чужие жизни?
Узнать настолько личные вещи, мягко говоря, нелегко. Особенно про человека, с которым ты даже не знаком. Но проезжему писателю несказанно везёт: буквально на следующий день Максим Максимыч сталкивается с Григорием Александровичем.
Встреча проходит, мягко говоря, неудачно, и раздосадованный Максимыч отдаёт писателю старые бумаги, которые Печорин когда-то оставил у сослуживца: сохрани, мол, до лучших времён. Оказывается, что это не просто какие-нибудь документы или путевые заметки, а самый настоящий личный дневник, который и становится продолжением «Героя нашего времени». Большинство событий, отражённых в этом дневнике, относятся к тому времени, когда Печорин ещё не был знаком с Максимом Максимычем.
Итак, по сюжету главы «Героя нашего времени» расположены следующим образом:
- •«Бэла»;
- •«Максим Максимыч»;
- •«Предисловие к журналу Печорина»;
- •«Тамань»;
- •«Княжна Мери»;
- •«Фаталист».
Однако в хронологической последовательности, то есть в соответствии с фабулой, их стоило бы расположить так:
- •«Тамань»;
- •«Княжна Мери»;
- •«Бэла»;
- •«Фаталист»;
- •«Максим Максимыч»;
- •«Предисловие к журналу Печорина».
В главе «Тамань» Григорий Александрович едет на Кавказ, точнее — в славный город Пятигорск. По дороге он останавливается в домишке, где, судя по всему, обделывают свои тёмные делишки контрабандисты. Ради праздного любопытства Печорин решает разобраться, прав ли он в своих догадках, — и в итоге чуть не погибает. А местная молодёжь, которая и вправду занималась контрабандой, разбегается кто куда.
В главе «Княжна Мери» Печорин наконец-то добирается до Пятигорска — и там закручивает одну интригу за другой. Результаты неутешительные: в семье Веры — давней возлюбленной главного героя — разгорается страшный скандал; юная княжна Мери Лиговская, любви которой Печорин так долго и усердно добивался, остаётся одна-одинёшенька с разбитым сердцем; но самое ужасное, что давний приятель Печорина — Грушницкий — вызывает главного героя на дуэль и погибает. Так слова и действия Григория Александровича впервые приводят к гибели человека. Грушницкий, отдадим ему должное, тоже вёл себя более чем некрасиво, но ведь можно было не усугублять ситуацию…
Далее, в главе «Бэла» Печорина (очевидно, за участие в дуэли) отправляют служить в глухую крепость, но и там главный герой продолжает плести интриги. Как было сказано, это становится причиной гибели ещё одного человека — на сей раз ни в чём не повинной, чистой, искренней девушки. Затем следует, на первый взгляд, не особенно значимый эпизод, описанный в главе «Фаталист»… а потом мы узнаём, что офицер страшно некрасиво обошёлся со старым товарищем («Максим Максимыч») — и, в конце концов, что Григорий Александрович умер, возвращаясь из Персии («Предисловие к журналу Печорина»).
Итак, повествование в «Герое нашего времени» строится как своего рода детектив — с той лишь разницей, что мы, читатели, расследуем не уголовные, а нравственные преступления. Если посмотреть на дело именно так, то вполне понятно, почему автор не располагает главы в хронологической последовательности.
Но вот вопрос: почему роман заканчивается главой «Фаталист», где Печорин впервые показывает себя молодцом? Он помогает арестовать казака, который, будучи пьяным, зарезал русского офицера — и теперь, забаррикадировавшись в пустой хате, грозит смертью любому, кто попробует его выманить. Григорий Александрович, в принципе, не обязан вмешиваться: да, он военный — но ему никто не давал соответствующего приказа. Почему же самолюбивый Печорин добровольно рискует жизнью?
Скорее всего, таким образом он решает хоть как-то искупить вину за гибель Бэлы. В тексте главы «Фаталист» нет чётких указаний на то, когда произошли эти события, — до истории с несчастной черкешенкой или после, но второе вероятнее. Каким бы самовлюблённым эгоистом ни был Печорин, он не мог не слышать голоса совести.
Предыдущие свои поступки главный герой мог хоть как-то оправдать: например, сказать самому себе, что контрабандисты, княжна Мери, Вера и Грушницкий сами во всём виноваты. Но с Бэлой это уже не работало — потому-то Печорин и решил рискнуть жизнью. Возможно, подсознательно он понимал: если выберется из переделки, значит, хоть на малую часть загладит вину перед Бэлой. Ну, а если не выберется, переживать и вовсе не придётся.
Л. Н. Толстой. «После бала»
Ещё одно произведение, где сюжет значительно отличается от фабулы, — «После бала»: действие здесь разворачивается как бы посередине. В литературоведении такой тип композиции называется «рассказ в рассказе».
В начале произведения мы видим, как главный герой, «всеми уважаемый» Иван Васильевич, непринуждённо общается с друзьями. Затем — узнаём, как давным-давно вся его жизнь «переменилась от одной ночи, или скорее утра». Когда же история из молодости центрального персонажа заканчивается, он снова предстаёт перед нами эдаким светским львом, ушедшим на покой, — драгоценным украшением дворянской компании. Это спокойный и вдумчивый человек, у которого, судя по всему, нет серьёзных проблем — ни со здоровьем, ни с финансами, ни с чем-нибудь ещё. Но счастлив ли он?
Судя по всему, нет. Как говорил герой другого отечественного классика:
- Чужой для всех, ничем не связан,
- Я думал: вольность и покой
- Замена счастью. Боже мой!
- Как я ошибся, как наказан!
Если бы в толстовском рассказе не было «рамки», мы могли бы надеяться, что после душераздирающей истории с Варенькой Б. герой сумел-таки оправиться и снова поверить в любовь. Но увы!
Источник: godliteratury.ru
Приложение для писателей Fabula
Давно искала приложение для проработки сюжетов, много всего перепробовала и что-то подсказывает мне, что я такая не одна, поэтому дабы сократить вам путь к искомому делюсь найденным: приложение под андроид Fabula. Ура, товарищи! Наконец найдено то, что действительно помогает в проработке произведений!
Fabula особенно подойдет тем, кто работает по методу снежинки. У произведений там есть такие разделы как: шаги, синопсисы, персонажи, сцены и заметки, а у персонажей: внешность, личность, биография и отношения. Свойства внешности и личности можно настраивать, добавляя и удаляя, а также редактируя их названия.
Сижу ковыряюсь и очень нравится, интерфейс интуитивно понятный, выполненный в стиле минимализма. Кроме того, разработчица — русскоговорящая, на плеймаркете есть ее емейл, так что я уже предложила ей несколько улучшений и она сказала, что постарается прикрутить эти фичи.
Ссылку не даю потому что я со смартфона, но приложение легко найти на плей маркете по ключевому слову fabula.
А вы какими приложениями для писателей пользуетесь? Поделитесь опытом.
Источник: author.today