Это система исторически развивающихся надбиологических программ

Мировоззренческие универсалии как основа культурологической концепции академика в.С. Степина

  1. Простые атрибутивные признаки, базисные структуры человеческого сознания.
  1. Основные категории, объясняющие суть человеческого взгляда на мир, они создают картину мира и составляют ментальность
    1. Выступают базисной структурой человеческого сознания в каждую конкретную историческую эпоху
    2. Взаимосвязь универсалий образует в сознании людей обобщенную картину мира

    А.С.Запесоцкий: обоснование статуса культурологии в гуманитарном знании

    • Фундаментальный труд «Культурология Дмитрия Лихачева» (2007)
    • «Гуманитарная культура и гуманитарное образование» (1996)
    • монографии «Образование: философия, культурология, политика» (2002)
    • Работа «Становление культурологической парадигмы» (2007)
    • цикл статей в журналах «Вопросы философии», «Человек», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Философия и культура» и др.
    • «Философия и социология культуры» (2011)
    • «Культура: взгляд из России» (2014)

    Источник: studfile.net

    Лекция «Культурология как наука». Часть 4. Древние и современные трактовки понятия «Культура».

    Это система исторически развивающихся надбиологических программ

    Лекция 4

    Сущность, строение и функции культуры

    Понятие культуры является фундаментальным в цикле наук о человеке.

    Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях (В. С. Степин).

    По определению Г. В. Ф. Гегеля, «культура – это созданная человеком «вторая природа»». Культура может быть понята как самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека, т. е. понятие «культура» так или иначе выражает родовую специфику человеческой жизнедеятельности.

    Культура обеспечивает общение и регуляцию поведения людей в обществе, таким образом, культура представляется явлением общественным, социальным, коллективным. Посредством ее осуществляется передача социального опыта от одного поколения людей к другому, т. е. культуру можно рассматривать как форму хранения и передачи накопленного обществом знания в разнообразных сферах общественной жизни. Трансляция социально значимой информации происходит через освоение каждым человеческим поколением предметного мира, навыков, приемов и технологий, ценностных ориентиров, образцов поведения и пр. Кроме хранения социального опыта, культура генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в человеческой активности, порождают изменения в жизни общества.

    Именно в культуре осуществляется процесс осмысления мира обществом и отдельным человеком, т. е. происходит смыслополагание тех или иных событий и явлений окружающей действительности.

    Читайте также:
    Программа 2100 или 21 век

    1. Феномен культуры

    В связи с этим культура предстает универсальным способом реализации человеческой личности и человечества в целом, а также продуктом их творчества. Поэтому в культуре происходит непрерывное взаимодействие двух взаимоисключающих и взаимодополняющих начал: традиционного (в основе которого повторение ранее сложившихся форм) и творческого (в основе которого созидание новых культурных форм).

    Можно выделить следующие функции культуры.

    1. Адаптивная (защитная): культура обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде.

    2. Гносеологическая (познавательная): культура содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике.

    3. Информативная (трансляционная): культура является способом хранения и передачи социального опыта.

    4. Коммуникативная: культура обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства).

    5. Нормативная (регулятивная): культура регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов.

    6. Интегративная: культура способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т. п.

    7. Социализирующая: культура осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т. д.

    8. Гуманистическая (человекотворческая): посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического, иначе говоря, только культура делает человека вполне человеком.

    Культура реализуется в трех основных элементах:

    1) опредмеченных продуктах материальной и духовной деятельности человека и общества;

    2) субъектах – носителях и творцах культуры;

    3) социальных институтах, посредством которых субъективная деятельность индивидов переводится в объективный план.

    Российский культуролог Л. Н. Коган выделяет в строении культуры два взаимосвязанных блока:

    · функциональный, обеспечивающий процесс функционирования, развертывания и движения культуры посредством традиций, обрядов, обычаев, ритуалов и пр.

    В соответствии с концепцией российского ученого Э. В. Орловой в едином поле культуры выделяются два уровня культуры: специализированный и обыденный (рисунок).

    Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный и трансляционный. На кумулятивном уровне сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума. На этом уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности: хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной. Каждому из элементов кумулятивного уровня соответствует элемент культуры обыденного уровня. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, философии – обыденное мировоззрение, религии – суеверия и предрассудки, народные верования, научно-технической – практические технологии, художественной культуре – обыденная эстетика.

    Читайте также:
    Программа которая запикивает мат

    На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями. Трансляция осуществляется посредством образования, средств массовой коммуникации, социальных институтов.

    Каждый взрослый человек включен одновременно в профессиональную деятельность и в обыденную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами на уровне личности.

    Таким образом, изложенный выше материал показывает, что культура представляет собой систему, т. е. структурно функциональную целостность, где каждый элемент системы соотносится с ней структурно и функционально. Деформация одного из элементов может привести к рассогласованности и разбалансировке системы в целом. В этом случае фиксируется ситуация культурного конфликта. Системное понимание культуры крайне важно современному человеку.

    Источник: www.hrono.ru

    Вопрос 36. Культура как фактор социальных изменений

    Ответ: В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей друг от друга».

    В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее соц. природу и выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соц. ситуациях. Объектов соц. исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их соц. факторы и механизмы.

    Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения соц. жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, соц. целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамики они образуют исторически накапливаемый соц. опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм соц. жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему природной предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей — всего, что составляет реальную ткань соц. жизни на определенном этапе ее исторического развития.

    Читайте также:
    Как выгнать всех из программы

    Преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в универсалиях культуры. Переустройство общества всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентаций и выработкой новых ценностей.

    Никакие крупные соц. изменения невозможны вне изменений в культуре. В качестве социального индивида человек является творением культуры. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре соц. опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания.

    В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода соц. наследственность. Включаясь в деятельность, благодаря усвоению этих программ человек способен изобретать новые образцы, нормы, идеи, верования и т.п., которые могут соответствовать соц. потребностям.

    В этом случае они включаются в культуру и начинают программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в культуре появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек будучи творением культуры, вместе с тем является и ее творцом.

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Об этом полезно знать:

    Формы, виды и типы культуры Понятие духовной культуры: — содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.
    Тестовый контроль по теме «Гигиена ЛПУ» 1. Генеральный план больницы решает вопросы: а) размещения больничного комплекса на территории больничного участка.
    Примеры клише Актуальность Актуальность исследования определяется необходимостью освещения дальнейшей разработки обусловлена большим интересом.
    Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики Важными аспектами в изучении развития психики были соотне­сение качественных и количественных параметров этого процесса.
    Философия и религия Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира.

    Источник: studopedia.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru