Мировоззренческие универсалии как основа культурологической концепции академика в.С. Степина
- Простые атрибутивные признаки, базисные структуры человеческого сознания.
- Основные категории, объясняющие суть человеческого взгляда на мир, они создают картину мира и составляют ментальность
- Выступают базисной структурой человеческого сознания в каждую конкретную историческую эпоху
- Взаимосвязь универсалий образует в сознании людей обобщенную картину мира
А.С.Запесоцкий: обоснование статуса культурологии в гуманитарном знании
- Фундаментальный труд «Культурология Дмитрия Лихачева» (2007)
- «Гуманитарная культура и гуманитарное образование» (1996)
- монографии «Образование: философия, культурология, политика» (2002)
- Работа «Становление культурологической парадигмы» (2007)
- цикл статей в журналах «Вопросы философии», «Человек», «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Философия и культура» и др.
- «Философия и социология культуры» (2011)
- «Культура: взгляд из России» (2014)
Источник: studfile.net
Лекция «Культурология как наука». Часть 4. Древние и современные трактовки понятия «Культура».
Это система исторически развивающихся надбиологических программ
Лекция 4
Сущность, строение и функции культуры
Понятие культуры является фундаментальным в цикле наук о человеке.
Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях (В. С. Степин).
По определению Г. В. Ф. Гегеля, «культура – это созданная человеком «вторая природа»». Культура может быть понята как самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека, т. е. понятие «культура» так или иначе выражает родовую специфику человеческой жизнедеятельности.
Культура обеспечивает общение и регуляцию поведения людей в обществе, таким образом, культура представляется явлением общественным, социальным, коллективным. Посредством ее осуществляется передача социального опыта от одного поколения людей к другому, т. е. культуру можно рассматривать как форму хранения и передачи накопленного обществом знания в разнообразных сферах общественной жизни. Трансляция социально значимой информации происходит через освоение каждым человеческим поколением предметного мира, навыков, приемов и технологий, ценностных ориентиров, образцов поведения и пр. Кроме хранения социального опыта, культура генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в человеческой активности, порождают изменения в жизни общества.
Именно в культуре осуществляется процесс осмысления мира обществом и отдельным человеком, т. е. происходит смыслополагание тех или иных событий и явлений окружающей действительности.
1. Феномен культуры
В связи с этим культура предстает универсальным способом реализации человеческой личности и человечества в целом, а также продуктом их творчества. Поэтому в культуре происходит непрерывное взаимодействие двух взаимоисключающих и взаимодополняющих начал: традиционного (в основе которого повторение ранее сложившихся форм) и творческого (в основе которого созидание новых культурных форм).
Можно выделить следующие функции культуры.
1. Адаптивная (защитная): культура обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде.
2. Гносеологическая (познавательная): культура содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике.
3. Информативная (трансляционная): культура является способом хранения и передачи социального опыта.
4. Коммуникативная: культура обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства).
5. Нормативная (регулятивная): культура регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов.
6. Интегративная: культура способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т. п.
7. Социализирующая: культура осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т. д.
8. Гуманистическая (человекотворческая): посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического, иначе говоря, только культура делает человека вполне человеком.
Культура реализуется в трех основных элементах:
1) опредмеченных продуктах материальной и духовной деятельности человека и общества;
2) субъектах – носителях и творцах культуры;
3) социальных институтах, посредством которых субъективная деятельность индивидов переводится в объективный план.
Российский культуролог Л. Н. Коган выделяет в строении культуры два взаимосвязанных блока:
· функциональный, обеспечивающий процесс функционирования, развертывания и движения культуры посредством традиций, обрядов, обычаев, ритуалов и пр.
В соответствии с концепцией российского ученого Э. В. Орловой в едином поле культуры выделяются два уровня культуры: специализированный и обыденный (рисунок).
Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный и трансляционный. На кумулятивном уровне сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума. На этом уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности: хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной. Каждому из элементов кумулятивного уровня соответствует элемент культуры обыденного уровня. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, философии – обыденное мировоззрение, религии – суеверия и предрассудки, народные верования, научно-технической – практические технологии, художественной культуре – обыденная эстетика.
На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями. Трансляция осуществляется посредством образования, средств массовой коммуникации, социальных институтов.
Каждый взрослый человек включен одновременно в профессиональную деятельность и в обыденную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами на уровне личности.
Таким образом, изложенный выше материал показывает, что культура представляет собой систему, т. е. структурно функциональную целостность, где каждый элемент системы соотносится с ней структурно и функционально. Деформация одного из элементов может привести к рассогласованности и разбалансировке системы в целом. В этом случае фиксируется ситуация культурного конфликта. Системное понимание культуры крайне важно современному человеку.
Источник: www.hrono.ru
Вопрос 36. Культура как фактор социальных изменений
Ответ: В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей друг от друга».
В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее соц. природу и выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соц. ситуациях. Объектов соц. исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их соц. факторы и механизмы.
Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения соц. жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, соц. целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамики они образуют исторически накапливаемый соц. опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм соц. жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему природной предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей — всего, что составляет реальную ткань соц. жизни на определенном этапе ее исторического развития.
Преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в универсалиях культуры. Переустройство общества всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентаций и выработкой новых ценностей.
Никакие крупные соц. изменения невозможны вне изменений в культуре. В качестве социального индивида человек является творением культуры. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре соц. опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания.
В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода соц. наследственность. Включаясь в деятельность, благодаря усвоению этих программ человек способен изобретать новые образцы, нормы, идеи, верования и т.п., которые могут соответствовать соц. потребностям.
В этом случае они включаются в культуру и начинают программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в культуре появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек будучи творением культуры, вместе с тем является и ее творцом.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Об этом полезно знать:
Формы, виды и типы культуры Понятие духовной культуры: — содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.
Тестовый контроль по теме «Гигиена ЛПУ» 1. Генеральный план больницы решает вопросы: а) размещения больничного комплекса на территории больничного участка.
Примеры клише Актуальность Актуальность исследования определяется необходимостью освещения дальнейшей разработки обусловлена большим интересом.
Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики Важными аспектами в изучении развития психики были соотнесение качественных и количественных параметров этого процесса.
Философия и религия Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира.
Источник: studopedia.ru