Неигры (notgames) — видеоигры, в которых нет соревновательного элемента. Игра без игры — звучит парадоксально, но это не означает, что в них невозможно поиграть. Неигры — авангард гейм-дизайна, они ломают устоявшиеся каноны, ставят под вопрос давно сложившиеся условности и дают игрокам новый, ни на что не похожий опыт.
В 2010 году независимый разработчик видеоигр Майкл Самин выпустил манифест неигр. Так было создано сообщество разработчиков, которые стремятся выйти за пределы принятых жанровых ограничений в гейм-дизайне. Для Самина была важна иллюзия погружения в видеоигровой мир, продолженное существование в цифровой среде.
Но она часто разрушалась собственно игровым элементом: ведь у игрока непременно должна быть цель — победить, и он должен совершать усилия для достижения этой цели. Самин предлагает взять из существующих видеоигр лучшее — переживания, которые они дарят игроку. Но при этом необходимо отказаться от азартного элемента.
КУПЛИНОВ (НЕ)ИГРАЕТ В (НЕ)ИГРУ ► There Is No Game: Wrong Dimension #1
Эта смерть ощущается совсем иначе, чем в обычных видеоиграх. Игрок находится перед мертвым телом, которое больше не способно выполнять его команды: нажатие на кнопки управления не помогает. Все, что ему остается, — смотреть на покойницу. Смерть воспринимается не как проигрыш, потому что в этой игре невозможно проиграть или выиграть.
Смерть ощущается как событие само по себе: единственный герой игры умирает, и игрок теперь совершенно один на кладбище.
Как и некоторые другие неигры, The Graveyard заставляет рефлексировать о положении субъекта в видеоигровом мире. Когда вы управляете старушкой, вы в самом деле становитесь ею или только дергаете за ниточки, как кукловод? Сперва игрок соотносит себя с главным персонажем. Ему кажется, что старушка и есть главный герой разворачивающегося повествования.
Но когда она умирает, выясняется, что главным героем был игрок. Оказывается, субъект был внешним по отношению к виртуальному пространству: умирает старушка, а субъект остается. Игрок отсылается к самому себе — и начинает думать о собственной смертности.
Жизнь горы в открытом космосе: окно в мир, где нас нет
Художник и гейм-дизайнер Дэвид О’Рейли в своих размышлениях о субъекте идет еще дальше. В его неигре Mountain игрок полностью исключен из цифрового мира, который он наблюдает. У него нет тела-марионетки, с помощью которого он мог бы с этим миром взаимодействовать. Все, что он может делать, — это смотреть на гору, дрейфующую в открытом космосе.
В начале игроку показывается сообщение: You are mountain. You are God. Но это утверждение вызывает сомнение. По всей видимости, гора существует независимо от игрока. Это мыслящий кусок суши, и свои мысли он выводит на экран.
Например, гора может пожаловаться, что ей одиноко или что она странно себя чувствует.
ВСЁ КОРАБЛЬ ВСЁ В АРТСТАЙЛА
Тем самым игрок все-таки занимает внешнюю позицию по отношению к игровому миру, хотя изначально и заявляется обратное. Отношения, которые выстраиваются между ним и игрой, односторонние: игра общается с игроком, но игрок никак не может повлиять на нее.
Mountain остается игрой только в том смысле, что всё же это компьютерная программа, внутри которой что-то происходит. Гора каждый раз генерируется процедурно: это значит, что у каждого игрока своя уникальная гора. На ней случайным образом появляются разные предметы: летающая тарелка, уличный фонарь или детский кубик.
Оказывается, что, хоть игрок и не может повлиять на игровой мир, он уникален и существует во времени параллельно с реальностью игрока.
Игрок не исключен из этого мира, подобно Декартову наблюдателю. Этот мир знает, что на него смотрят, и посылает игроку сообщения, адресованные лично ему.
Infinite Graveyard: кладбище становится бесконечным
Как и в Mountain, в неигре Михаила Максимова Infinite Graveyard игрок никак не может взаимодействовать с игрой. Он просто камера, неспешно летящая над бесконечным кладбищем. Внизу могилки, бедные и богатые, с крестами и красными звездами. Иногда — пустыри, фонари и церкви. По кладбищу рыщут волки.
Кладбище, как и гора в игре Дэвида О’Рейли, процедурно генерируется. Возникает интересная ситуация: игрок не может как-то влиять на игровой мир, но тем не менее он является инициатором его создания. Пока включен компьютер и запущена программа, кладбище будет расти. И каждый раз это будет новое кладбище.
В The Graveyard игрок подобен наблюдателю внутри камеры-обскуры. Он просто бестелесная камера, следующая за старушкой. Но что будет, если, напротив, игроку вручить убедительное виртуальное тело?
Ответ на этот вопрос — неигра российского разработчика, скрывающегося под никнеймом nuprahtor. В composition 83 игрок смотрит на мир из скафандра. Наблюдатель помещен в подобие водолазного костюма XIX века и движется крайне медленно. Камера поворачивается тоже с большим трудом: у мышки очень слабая чувствительность. Слышно дыхание, а при повороте головы — легкий механический звук.
По мере продвижения по локации на экран выводится диалог между предполагаемым водолазом, которым управляет игрок, и кем-то снаружи, дающим водолазу команды. Вокруг стоят люди, застывшие в странных позах: они обречены снова и снова переживать мгновение своей смерти.
Затем игрок встречает других «водолазов», застывших на месте, — и только в этот момент он понимает, как на самом деле выглядит. Оказывается, что все они мертвы — по всей видимости, это предшественники игрока. В какой-то момент водолаз заявляет, что не может идти дальше, но ему приказано продолжать.
На краю пропасти он останавливается, игрок теряет над ним контроль, и на экран выводятся слабо связанные между собой надписи, напоминающие горячечный бред. Они сменяют друг друга так быстро, что не успеваешь их прочитать. Несколько секунд спустя игра внезапно закрывается.
Если игрок почти физически чувствует ограничения своего виртуального тела, то почему у этого тела есть мысли, независимые от игрока? Или, может быть, игрок — это тот, кто отдает водолазу команды извне?
Ясно одно: в composition 83 точка зрения виртуального тела и точка зрения игрока так спаяны, что одно не может существовать без другого: как только игровое тело умирает, программа прекращает свою работу.
Всё это способствует эффекту погружения в виртуальный мир. Именно это, согласно манифесту Майкла Самина, и требуется от неигр. Неигра должна дать насыщенное переживание — насыщенное, как сама жизнь.
О границах правдоподобия
Но стремление к насыщенным переживаниям вовсе не означает, что игра должна копировать реальность. Мейнстрим современной видеоигровой индустрии тратит миллионы долларов на детализированную правдоподобную графику. Большие игры пытаются быть «как кино» за очень редкими исключениями. Не нужно далеко ходить за примерами — достаточно открыть Steam и посмотреть на главную страницу магазина.
Но едва ли задачей искусства можно считать подражание. Больше ста лет назад русские формалисты писали, что цель литературы не в подражании реальности. Напротив, настоящая литература « остраняет » реальность, то есть заставляет привычное предстать странным , необычным. Это делается для того, чтобы прорвать автоматизм читательского восприятия.
Творения этого автора — настоящий андерграунд: они бесплатны и находятся в открытом доступе. Автор, в отличие от Tale of Tales или Дэвида О’Рейли, ничего на них не заработал.
В самом деле не игры?
Но если приведенные выше произведения искусства, согласно манифесту Самина, не игры, то что они такое? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что такое видеоигра.
Может быть, игра — это нарратив, который разворачивается перед игроком? Или же это система правил, по которым игрок взаимодействует с программой? А может быть, это сама программа, программный код и железо, которое приводит его в действие? Или это просто картинка, которую мы видим на мониторе?
Этот вопрос интересовал людей, занимающихся исследованиями видеоигр (game studies), с самого момента основания этой дисциплины. Одна из последних реплик в этом споре принадлежит гейм-дизайнеру и философу Яну Богосту. В своей статье он предлагает решение вопроса, которое в той или иной мере устроило бы всех, но до конца не устроило бы никого. Вместо того чтобы в редукционистском духе сводить сущность видеоигры к какому-то одному ее аспекту, Богост предлагает считать, что игра — всё из вышеперечисленного. Вдохновляясь акторно-сетевой теорией Бруно Латура, он предлагает плоскую онтологию видеоигр.
Игра — это сложный объект исследования, и нельзя без потерь свести его к чему-то одному. Это и исполняемый код, и проигрываемое на экране видео, и система правил, и нарратив, и продукт на витрине и так далее.
Можно ли в таком случае говорить про неигры, что они в самом деле не игры ? Нам кажется, что нет.
Все рассмотренные выше неигры, хоть и не имеют соревновательного элемента, носят многие характерные черты медиума. Это всё еще компьютерная программа, и в них всё еще кто-то играет. Они всё еще носят в себе следы традиционных игровых жанров.
Но если это всё же игры, то игры необычные. Они расширяют наши представления о возможностях медиума. И, что еще важнее, они возвращают нас к самим себе: неигры — повод задуматься о том, куда именно мы путешествуем, открывая игру, и как мы это делаем.
Источник: knife.media
Дидактическая интерактивная педагогическая игра «Это не игра»
НЕИГРЫ — отзыв
На истину не претендую, делюсь своими впечатлениями, которые могут отличаться от вашего мнения, и сразу уточняю, что шоу смотреть строго + 18. Здесь ругаются матом и грязно шутят. Не всегда, и не часто, но не вы не хотите, чтобы ваши маленькие дети слышали неправильные слова от странных взрослых ? : ) А если вы не имеет ничего против такого формата выражений эмоций, то никаких препятствий для просмотра всей семьей я больше не вижу. Так как само по себе шоу действительно безвредное и невинное.
И да, оно очень насыщенное и эмоциональное. Поэтому включить его просто фоном скорее всего не получится. Когда ведущие будут просто болтать между раундами, чтобы подбодрить участников, или пообщаться с залом, еще можно как-то пропустить (но я не советую, так как ребята выдают ОТЛИЧНЫЙ контент), а вот сами игры пропускать категорически не рекомендую. В конце концов, само шоу было запущенно именно рад них.
Немного информации о шоу
«НЕИГРЫ» — это новое игровое шоу на канале WinWin. Оно чем-то напоминает шоу «Куб», которое в свое время на Первом канале вел Дмитрий Харатьян. А конкретно — накалом страстей, который поднимается вокруг простейших, казалось бы, игр, вовлеченностью участников и зрителей и нереальной интригой. Мы попробовали посмотреть шоу в качестве фона для домашних дел, но эта затея с треском провалилась: потому что от экрана просто невозможно оторвать взгляд, когда на нем происходит такое! Всплеск адреналина вам гарантирован, даже если обычно вы не в восторге от подобных соревновательных шоу, — в «НЕИГРАХ» вас покорит динамика, яркость и эмоциональность.
Информацию выделил в цитату, так как это не мое описание : ) Но зачем изобретать велосипед, если уже есть рабочая модель?
Ведущими шоу являются актеры из «Импровизации»: Антон Шастун и Дмитрий Позов. И ребята неожиданно раскрылись для меня совершенно с неожиданной стороны. Я знаю, что они умеют отлично импровизировать прямо на ходу, и что у них подвешенные языки. Но вот видеть их в роли ведущих, которые будут поддерживать гостей и болеть за них для меня было неожиданным опытом. И очень положительным.
Они так классно дополняют друг друга и искренне поддерживают «своего» человека, чьи «интересы» он представляет во время очередной серии. Наблюдать за этим бесподобно : )
Суть игры проста: два участника, двое ведущих с совершенно разными подходами (обратите внимание, как эмоционально и громко Антон Шастун кричит своему подопечному «Саня!» и «Саня, давай!», в то время как Дима Позов бесстрастно раздает Азамату совет за советом и пытается успокоить зрителей, ведь в шуме труднее сосредоточиться), неуемная аудитория и шесть замысловатых игр, проверяющих ловкость и координацию участников.
Да, описание взято из статьи, посвященной первому выпуску, но думаю, что суть ясна и так. Есть 6 заданий, на которые дается ровно 1 минута. Если участник шоу справляется с заданием, он получает 1 балл, который будет использован в супер-игре. Если участник «НЕИГРЫ» смог выполнить задание быстрее 1 минуты, то идущему следом игроку нужно вложиться в это же время.
В ином случае очко не будет засчитано. С другой стороны, если первый игрок не выполнил задание, то второму нужно просто успеть все сделать за заявленный временной интервал.
И тогда он получит очко победы.
В финале, в зависимости от того, кто вырвался вперед по очкам, они идут как дополнительное время для последнего задания, в котором также отведена 1 минута на его выполнение. Но, благодаря очкам, второй игрок присоединится к заданию через определенный временно интервал (который формируется в зависимости от разности заработанных очков. Это могут быть и 10 секунд, и 15, или даже целых 20 СЕКУНД, которые иногда оказываются фатальными).
Наблюдать за тем, что происходит на сцене . неописуемо. Это просто надо видеть. А моим любимым выпуском стало противостояние Ивана Абрамова и Андрея Бебуришвили. Это НЕЧТО. Это нужно видеть, я серьезно.
Иван своей харизмой поднял шоу на новый уровень, и показал как НУЖНО взаимодействовать гостям с друг другом, чтобы сделать его еще ярче и интересней. При всем при этом я не могу сказать, что игроки испытывают к друг другу какую-то неприязнь.
Ведущие и гости просто весело проводят время и от души отрываются. Да, в конце каждого выпуска есть маленькое наказание, которое они придумывают сами себе. Но ничего откровенно жестокого или глупого я не видел. Разве что поцелуй собаки в губы, но это было на самом деле терпимо. Не могу назвать эту сценой милой, но и откровенного отвращения она не вызвала.
Так что и ведущие, и игроки пытаются сделать «НЕИГРЫ» чуточку интереснее и зажигательнее как для гостей, которые пришли непосредственно на передачу, так и для тех, кто как я смотрит это все в записи через интернет. Хотя я бы не отказался сходить на это живьем. В кои-то веки я поймал себя на мысли о том, что ЗДЕСЬ я бы не отказался быть среди тех, кто сидит непосредственно в зале.
Просто хотя бы для того, чтобы прочувствовать на себе всю химию выпуска.
Где еще я могу увидеть ТАКУЮ бурную поддержку людей, которые занимаются тем, что пытаются вонзить игральную карту в арбуз, построить пирамидку из шестигранников, или которые пытаются загнать мячик в пластиковый стаканчик, не касаясь его руками. Казалось бы, что это звучит как плевое дело, но есть одно важное НО. Когда ты смотришь на людей, которые ругаются сквозь зубы, и не могу попасть очередным мячиком в стакан, то приходит понимание того, насколько тяжело делать некоторые задачи.
И наблюдать за этим действительно одно большое удовольствие.
Все шоу построено на принципе обсуждения задания, которое люди пытались выполнить. Ведущие подшучивают над оппонентом, или поддерживают своего игрока. Игроки при желании могут также обмениваться колкими и ехидными словами, но я не видел откровенного перехода на личности. Да и задачки в случае провала были не то, чтобы прямо уж совсем ужасные. Правда, усы одного из гостей с бородой мне действительно было жаль.
Но на самом деле у меня перед глазами до сих пор стоит оплеуха рыбой, которую отвесил участник «Импровизации» Сергей своему коллеге Артему (да, все верно. Ребята позвали своих друзей на один из выпусков, и это было легендарно! Мне понравилось). Эта сцена многого стоит, и именно ради таких мгновений и стоит смотреть «НЕИГРЫ». Несмотря на свое столь грозное название, ребята откровенно развлекаются и соревнуются с друг другом в том, что сложно назвать полезными навыками в обыденной жизни.
Но мы любим шоу именно за те эмоции, которые оно дарит нам во время просмотра. На момент написания отзыва вышел полноценный первый сезон, и я очень надеюсь, что ребятам дадут зеленый свет на продолжение парада. Такие проекты действительно приятно смотреть. Отличная подача, забавные конкурсы и интересные гости — в совокупности с отличным дуэтом ведущих мы получаем отличный развлекательный контент, который способен вызвать улыбку после тяжелого рабочего дня.
Что мне понравилось отдельно — в разных выпусках были разные задачи. Да, некоторые могут повторяться, но в тоже время есть и новые открытия. Так что гости не смогут подготовиться заранее к тому, что их будет ожидать на поле сражения. А то это было бы нечестно по отношению к зрителям, которые пришли посмотреть на то, как психуют и пытаются попасть картой в арбуз комики и знаменитые блогеры. Сам концепт настолько комичен, что я удивляюсь тому, что передача не была запущена в эфир раньше.
Но, может быть, создатель просто ждал тех самых ведущих, которые смогут зарядить толпу нужной энергетикой? В таком случае они сделали правильный выбор : )
Насколько сложные задания, и нет ли тут какой-то подтасовки? Подобные вопросы всегда будут возникать во время просмотра. Но вот что касается сложности задач, то в последнем выпуске шоу Дима и Антон сошлись в «схватке» с друг другом, и смогли выполнить часть заданий, которые провалили их гости.
Что-то не получилось у них самих. А некоторые задания смог выполнить только один из них. И глядя на растерянные лица ребят или разочарование во время пролета шарика мимо стакана я лично верил в то, что это все происходит на самом деле.
И ни о какой договоренности речи не шло. Ну нельзя подделать ситуацию так, чтобы шарик пролетел мимо, или же попал в стакан в самую последнюю секунду. Или актеры настолько долго оттачивали свое мастерство, что это кажется невозможным.
Но как и где в таком случае они берут время на свои остальные передачи и концерты, которые они дают по всей стране? : ) Нет, я действительно верю в то, что все это случайности, и что основная идея концепта шоу лежит именно в искренних эмоциях ведущих и гостей.
Которые невозможно подделать.
Это все-таки не фильм, где ради одной сцены актеры выкладываются до 7 пота. Чтобы потом устало упасть в кровать и отрубиться спать после тяжелого рабочего дня. Который в пленку пойдет как одна конкретная сцена или даже действие, которое нужно было идеально сделать на камеру. Здесь немного другой формат, и «НЕИГРЫ» работает напрямую со своей публикой, которая находится в зале во время очередного выпуска.
Ну а фраза о том, что «это не игры, здесь все серьезно» стала для меня нарицательный. Выдавать с таким серьезным видом её перед тем, как взрослый мужчина будет с самодельной катапульты пуляться прищепкой на стол. Простите, но это слишком хорошо для того, чтобы быть частью заготовленного сценария. Да и какой человек в здравом уме согласится на то, чтобы в конце выпуска его заставили делать то, что ему не нравится?
Так что для меня шоу «НЕИГРЫ» стало приятным открытием.
Не знаю какую судьбу ожидает проект дальше. Будут ли его продлять, или закроют вместе с «импровизацией», которая провалилась по рейтингам на канале, и потому в проекте не видят смысла. Но я надеюсь на то, что даже если по каким-то техническим или другим причинам ребятам придется искать другое место для того, чтобы воссоздать там свой проект, что у них все получится.
Уж очень они гармонично смотрятся вместе в роли ведущих, которые подтрунивают над друг другом, и заряжают своих «бойцов» на победу.
Да, меня действительно коробит определенное количество матов в эфире, но. В самом начале каждого выпуска всегда идет предупреждение про возрастные ограничения программы. И давайте просто честно признаемся сами себе — когда у нас что-то не получается, и это бесит. Что мы чаще всего произносим или говорим в сердцах? : )
Вот потому и я не удивлялся тому, как часто некоторые гости ругались на свое поражение или не стеснялись на громкий мат из-за отскочившего не туда мячика, который не закатился в стакан, а это была последняя секунда на выполнение задания.
В остальном же у меня нет никаких вопросов или претензий.
С большим удовольствием поднимаю палец вверх, и рекомендую этот проект для просмотра и поднятия настроения всем, кому исполнилось 18 лет. Дерзко, смешно и очень колоритно. Большое спасибо тому человеку, который придумал запустить такую дичь, и нашел деньги и возможности для её реализации.
Очень надеюсь на то, что мы дождемся второго сезона, так как первый доказал свою состоятельность высоким рейтингом, большими просмотрами на ютубе и многочисленными положительными комментариями и отзывами.
Спасибо всем, кто заглянул на огонек, друзья. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя!
Источник: irecommend.ru