План – это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной.
Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки.
Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены.
Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.
4. Что такое дружба? (сжатое изложение)
Источник: xn--e1akbokk.com
Что такое изложение и как его писать
Волнительный момент для каждого девятиклассника — итоговое изложение в рамках ОГЭ по русскому языку.
На самом деле, если разобраться, особенных причин для страха быть не должно. Что что, а изложение школьники пишут с начальной школы!
Главное, закрепить полученные навыки и сосредоточиться на своей цели. Давайте вместе вспомним, что такое изложение, и составим пошаговый план его успешного написания.
Что такое изложение
Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста.
Во время изложения учитель читает фрагмент литературного или публицистического произведения (рассказа, романа, очерка, статьи), а затем просит учащихся изложить услышанное на бумаге своими словами максимально близко к оригиналу.
Существует несколько разновидностей изложения:
- Описательное. Обычно для его написания используются фрагменты художественных произведений, содержащие описание природы, жилища или внешности человека. Главная цель описательного изложения – научить видеть цепь признаков лица или предмета, повысить наблюдательность, закрепить навыки запоминания мельчайших подробностей. Обратите внимание на прилагательные и причастия, с помощью которых автор описывает персонажа и окружающие его предметы. Не забудьте правила оформления однородных членов предложения.
- Повествовательное изложение. Особое внимание в повествовательном тексте следует уделить сюжетной линии. Пункты плана будут представлять собой последовательность неких действий, образующих событийный костяк услышанной истории. В повествовательном изложении важно правильно воспроизвести глаголы: выпишите их из текста, когда учитель будет читать его второй раз. Уделите внимание причастным и деепричастным оборотам. Повторите правила выделения обособленных определений и обстоятельств на письме.
- Подробное. Чаще всего этот вид работы встречается в начальной школе, когда особенно важна тренировка слуховой и зрительной памяти. Чем больший объём информации запомнит и воспроизведёт ученик, тем лучше.
- Сжатое изложение. При его написании подробности отступают на второй план. Необходимо выделить в тексте главное, уловить его смысловой посыл и записать основные аргументы. Сжатое изложение готовит старшеклассников к составлению конспектов, которое пригодится им в студенческой жизни.
- Рассуждение. Такое изложение – это настоящая творческая работа. Оно, как и предыдущий подвид, фиксирует главное, не концентрируясь на мелочах. Проверяющий оценивает не столько качество передачи информации, сколько ход собственных мыслей учащихся, его способность делать выводы на основе услышанного материала. Работая над изложением с элементом рассуждения, важно сохранить логику повествования, привести ёмкие доказательства своей точки зрения по заявленной проблеме.
Как писать изложение
Советы тем, кто хочет получить максимально высокий балл, можно сформулировать следующим образом:
Как написать изложение по русскому языку без ошибок
Последний общий совет оставим непронумерованным. Он касается каждого, кто не привык загонять полёт фантазии в узкие границы заданного шаблона.
Не забывайте, что изложение – это не сочинение: вы пишете не собственный текст, а лишь воспроизводите чужой оригинал.
Если для вас это скучно, смиренно примите крест ученичества: в старинных монастырских школах Древней Руси человек получал разрешение самостоятельно взяться за перо только после того, как переписывал до сотни текстов предшественников. Была в этом своя мудрость: научись слышать то, что тебе говорят, а уж потом говори (или пиши) сам.
Как проводится изложение
При выполнении данного вида работ педагог обязан соблюдать ряд правил:
- в 1-4 классах исходный текст прочитывается вслух трижды, в средней и старшей школе – дважды;
- при первом прочтении необходимо делать интонационные акценты на основных мыслях автора, выделять голосом предложения, содержащие в себе суть заявленной проблемы, тезис, аргументы;
- при повторном прочтении разрешается слегка ускорить ритм речи, при этом каждое слово должно слышаться отчётливо; новые для учащихся термины, географические названия, другие имена собственные, в написании которых могут возникнуть сомнения, необходимо вывести на слайд или записать на доске.
Учителя не обязаны ограничиваться собственным голосом, доской и мелом. Для прослушивания подойдут фрагменты аудиокниг, записи актёрского или авторского чтения, подкасты (что это?). Главное, чтобы материалы были высокого качества, легко распознавались на слух.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Александра Обозная Руднева
Спасибо вам большое. Вы мне очень помогли! Я получила массу нужный мне информации, и даже не пришлось идти в библиотеку или искать в книгах или заметках. Получила хорошую для меня оценку! Всем рекомендую от всего сердце.
Удаче в блогах, у вас талант!
Мне больше нравится писать сочинение, чем изложение, хотя справлялась неплохо в школе
Изложение — это то, что мне лично давалось на уроках русского языка и литературы хуже всего. Диктант — вообще без проблем. Сочинение по литературе — тоже. А вот с изложением хуже всего, так как больше всего надо было делать (запоминать и вытаскивать из памяти).
Сейчас изложение можно назвать рерайтингом, все признаки присутствуют, но если серьёзно, то изложение великолепно тренирует память и понятийное мышление.
На экзамене нужно ещё и с нервами совладать, а то от волнения весь текст из головы вылететь может.
Любила писать изложения в школе больше диктантов и сочинений. Так как в изложении есть и структура, план, и немного места для творчества.
Хорошо, что в современном школьном образовании оставили такой вид заданий, как изложение, а то от этой болонской системы любой гадости ждать можно.
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru
Что такое изложение?
В самом названии уже заключен ответ: изложение представляет собой текст, изложенный на бумаге. Обычно учитель зачитывает такой текст пару раз, а ученики, внимательно выслушав, должны, как можно ближе к тексту, пересказать его.
Данное упражнение позволяет учителю оценить знания учеников сразу по нескольким параметрам:
- умение связно излагать свои мысли;
- правописание и пунктуация;
- способность запомнить и уловить главную мысль.
Изложения обычно пишут в начальной школе. В более старших классах акцент делается на способность ученика создать, сконструировать связный, логически выверенный текст. Поэтому старшеклассники пишут сочинения.
Источник: www.bolshoyvopros.ru