Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования),утверждённого приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 г., Основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы «Азбука нравственности» Э.Козловой, В.Петровой И.Хомяковой.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Этика» рассчитана в 1 классе на 33 учебных часа, во 2-4 на 34 учебных часа.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Почему этика и мораль это не одно и то же?
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Этика» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю.
Занятия «Этика» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу.
Что такое этика? | Утилитаризм и философия морали
На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 135 занятий по 35 — 40 минут и рассчитана на четыре года обучения.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Этика»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Этика» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и•т.•п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
•на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
•на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
•на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов . К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Исполнять заповеди.
5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
1. Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
— морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
— эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
3. Познавательные универсальные учебные действия:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Сформированность моральных норм и правил поведения
Знает основные моральные нормы и правила поведения
Диагностика нравственной воспитанности:
-диагностика нравственной самооценки;
— диагностика этики поведения;
— диагностика отношения к жизненным ценностям;
-диагностика нравственной мотивации.
Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения
Методика изучения уровня воспитанности.
Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и родителей.
Для оценки результативности программы «Этика» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
Наименование разделов и тем.
Источник: nsportal.ru
Компьютерная этика — что это
Сейчас компьютеры используются повсеместно, и поэтому понятие компьютерной этики является крайне актуальным для большинства простых граждан и тем более для людей, у которых рабочие обязанности связаны с использованием компьютерной техники. Именно поэтому как руководителям, так и подчиненным в отделах, где используются компьютеры, необходимо быть знакомыми с базовыми принципами компьютерной этики. Еще более актуальным вопрос компьютерной этики и компьютерного права является для компаний и лиц, чья деятельность прямо связана с разработкой различного программного обеспечения или практических технических решений в информационной сфере.
Компьютерная этика — что это такое, история, определение
Еще на заре разработки компьютерного обеспечения, люди оценивали потенциальные риски массового использования компьютерной техники и технологий, и предполагали возможность крайне негативного влияния тех или иных аспектов компьютеризации на человеческое общество. Именно поэтому сфера компьютерной техники и программного обеспечения значительно сильно выделяется в сравнении со многими другими направлениями человеческой деятельности — базовые этические принципы работы с компьютерами сформировались на самых ранних этапах их применения, еще до того, как они стали обыденной частью повседневной жизни.
Во многом это связано с тем, что к моменту выхода компьютеров на массовый рынок, сфера их разработки уже давно применяла сформированные задолго до этого принципы этики ученых, стремясь предвосхитить возможные этические, моральные и нравственные конфликты, способные возникнуть в общества с появлением компьютеров. Поэтому во многом эти сферы используют одни и те же основные этические установки и общие правила деятельности.
Но что же такое компьютерная этика? Это понятие рассматривается в двух направлениях:
- Компьютерная этика как дисциплина и направление исследований. В данном контексте под компьютерной этикой подразумевается наука, оценивающая влияние компьютеров на общество и корреляцию различных аспектов их использования с вопросами общественной нравственности и морали.
- Компьютерная этика как свод правил и нормативов. Этот контекст подразумевает под компьютерной этикой конкретные правила и принципы, которых следует придерживаться лицам, использующим компьютерную технику, занимающимся разработкой программного обеспечения и непосредственно самой техники и применяемых в ней решений.
Учитывая, что на сегодняшний день компьютеры крайне глубоко проникли в жизнь человеческого общества, необходимо понимать, что компьютерная этика является жизненно необходимым элементом при использовании соответствующей информационной техники и разработанных для нее технологических решений. В рамках компьютерной этики рассматриваются самые разнообразные аспекты взаимодействия человеческого общества и компьютерной техники, например:
- Правила разработки компьютерного обеспечения. Техника оставалась бы всего лишь набором деталей без программного обеспечения и алгоритмов, решающих какие-либо задачи. Поэтому во многом компьютерная этика рассматривает именно процесс разработки различных новых программ и работы над существующими программными решениями.
- Порядок работы с компьютерами. Ряд принципов компьютерной этики применимы и к повседневному использованию компьютерной техники, поэтому с ними будет полезно ознакомиться каждому человеку, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с применением компьютеров. А учитывая, что сейчас компьютер есть практически у каждого человека, то не лишним будет ознакомиться с задачами и принципами компьютерной этики и людям, для которых использование техники даже не является рабочей задачей.
- Сфера использования компьютеров. Компьютерная этика также рассматривает принципиальные вопросы применения компьютерной техники в тех или иных сферах деятельности и устанавливает определенные ограничения, чтобы обеспечить соблюдение базовых принципов общественной морали.
- Принципы разработки новой техники и технологий. В некоторых аспектах компьютерная этика также рассматривает сами принципы разработки компьютерной техники и тоже очерчивает определенные граничные линии, за которые не следует переступать в желании улучшить существующую технику. Кроме этого, этика также рассматривает и вопросы взаимодействия разработчиков и исследователей в сфере компьютерных технологий.
Обратите внимание — компьютерная этика является актуальной не только по отношению непосредственно к персональным компьютерам или ноутбукам. Следует помнить, что каждый современный смартфон — это по своей сути полноценный компьютер, техническим характеристикам которого могла бы позавидовать любая настольная техника всего десять-пятнадцать лет назад.
Наконец, необходимо понимать, что компьютерная этика не является целиком стабильным понятием и изменяется — точно так же, как изменяются нравственные и моральные ориентиры самого человеческого общества. Более того, принципы компьютерной этики, ее правила и нормативы во многом зависят и от локальных этических норм и правил, адаптируясь к особенностям культуры и морали различных стран и народов.
Зачем нужна компьютерная этика
Чтобы лучше понимать принципы и методы использования и применения компьютерной этики, необходимо осознавать, зачем же она необходима в современном обществе, и в чем именно может помочь следование установленным этическим нормам и правилам. Так, компьютерная этика призвана решать следующие важные и актуальные как для человечества в целом, так и для отдельных пользователей компьютерной техники задачи:
- Предотвращение конфликта общественной морали и компьютерной техники. Во многих обществах использование компьютерной техники в целом в различных сферах жизни подвергалось осуждению, так как противоречило устоявшимся нормам. Значительная часть этических принципов применения компьютеров поспособствовала устранению возникающих конфликтных ситуаций и спорных вопросов.
- Обеспечение развития профессионального сообщества. В рамках компьютерной этики регулируются в том числе и принципы взаимодействия профессионалов — разработчиков, исследователей и инженеров, занимающихся непосредственным поиском новых решений в сфере компьютеризации. Они позволяют повысить эффективность взаимодействия специалистов друг с другом.
- Защита авторского права. Компьютерная этика во многих аспектах рассматривает различные вопросы, связанные с авторскими правами, что позволяет мотивировать специалистов на дальнейшую разработку и позволить получать доход. Кроме этого, компьютерная этика рассматривает и другие аспекты авторских прав в иных сферах деятельности — ведь компьютеризация может нанести серьезный урон многим авторам, если не этические принципы, ограничивающие возможности по их нарушению.
- Предоставление гарантий безопасности. В рамках компьютерной этики также рассматриваются вопросы, связанные с безопасностью. В первую очередь, это касается вопросов безопасности персональных данных и конфиденциальной информации, но также компьютерная этика регулирует в том числе обеспечение защиты материальной собственности, финансовых активов и других ценностей.
- Установление единых стандартов. За счет правил и принципов компьютерной этики профессиональное сообщество может рассчитывать на соблюдение общих стандартов при ведении работы и разработки новых решений, что также обеспечивает ускорение научно-технического прогресса и упрощение взаимодействия специалистов в рассматриваемой сфере деятельности.
- Повышение эффективности труда. Использование принципов компьютерной этики в повседневной рабочей деятельности простых сотрудников, использующих компьютеры, позволяет повысить их эффективность труда и распределять ресурсы наиболее эффективным образом, не допуская злоупотреблений или просто излишних затрат.
- Обеспечение свободы информации. Ряд принципов компьютерной этики во многом характерны и для журналистской этики. В первую очередь это касается вопросов, связанных с работой с информацией в мировой сети и при работе с компьютерным обеспечением.
- Недопущение злоупотреблений, противоречащих морали и нравственности. Базовые постулаты медицинской этики и научной этики во многом характерны и для сферы взаимодействия с компьютерной техникой. Именно поэтому компьютерная этика также препятствует значительным нарушениям общечеловеческой морали и нравственности в своих базовых принципах.
Виды компьютерной этики
Учитывая крайне большую ширину, сфера применения различной компьютерной техники в современном обществе, сама по себе компьютерная этика уже сейчас подразделяется на несколько отдельных направлений в вопросах применения специфических этических норм и моральных принципов. В этом можно выделить ее сходство юридической этикой, которая также подразделяется на судебную этику, адвокатскую этику, этику прокурора и другие специфические виды этических норм. К основным направлениям, в которых осуществляется спецификация компьютерной этики можно отнести следующие сферы деятельности:
- Блогерская этика. Современное общество создало отдельный класс специалистов — блогеры. Это люди, которые фактически во многом являются журналистами, однако ведут свою деятельность независимо и не придерживаясь журналистских стандартов. В то же время сейчас среди блогерского сообщества уже формируются отдельные этические нормы и принципы взаимодействия — как локальные для определенных порталов, так и глобальные, для всей блогосферы в целом.
- Киберэтика. Вопросы, связанные с разработкой нейронных сетей и технологическим прогрессом в сфере искусственного интеллекта во многом актуальны для современного сообщества, которое хочет предотвратить возможные риски, связанные с развитием технологий. Так, этика кибернетики во многом специализируется на разработке концептуальных решений будущих проблем, связанных с искусственным интеллектом и его влиянием на человечество.
- Хакерская этика. Сообщество хакеров — специалистов по взлому и информационной безопасности, за время своего существования также выработало определенные внутренние этические нормы и принципы, которые могут во многом противоречить общественной морали и базовым принципам компьютерной этики в целом. Однако, такие нормы все равно существуют и помогают хакерскому сообществу развиваться, в том числе и в положительном для человечества направлении.
- Этика социальных сетей. Сейчас социальные сети являются одним из наиболее популярных компьютерных продуктов, которым пользуются миллиарды людей по всему миру. Именно поэтому в рамках работы как самих социальных сетей, так и взаимодействия внутри них существуют свои этические и моральные принципы.
Основные принципы компьютерной этики
Как уже было упомянуто ранее, в зависимости от конкретной страны или конкретного сообщества, компьютерная этика может серьезно изменяться и отличаться. Однако есть базовые этические принципы, которые характерны для большинства сфер деятельности, в которых применяется компьютерная техника. К подобным принципам компьютерной этики можно отнести следующие нормы и правила, которых рекомендуется придерживаться разработчикам и простым пользователям:
- Непричинение вреда. Этот базовый этический принцип характерен для многих видов профессиональной этики. Он предполагает, что цель использования компьютера, проведения разработок и исследований не должна заключаться в том, чтобы причинить кому-либо какой-либо вред, материальный и нематериальный.
- Соблюдение авторских прав. Использование компьютера не освобождает человека от обязанности соблюдать авторские права. Это касается как авторских прав непосредственно на программное обеспечение компьютерной техники, так и авторских прав на любые другие произведения — книги, фильмы, музыку и другие творения искусства либо же запатентованные исследования и прочие объекты авторского права.
- Свобода информации. Пользователи компьютерной техники и разработчики не должны использовать свои возможности для сокрытия общедоступной и общеизвестной информации и не должны препятствовать доступу к таким данным.
- Защита чужихперсональных данных. Использование компьютера как с целью получения несанкционированного доступа к чужим персональным данным, так и с целями их распространения считается неэтичным и порицается мировым сообществом.
- Соблюдение законодательства. Разработчикам и пользователям компьютерной техники следует самостоятельно следить за тем, чтобы их действия не противоречили международному законодательству и законодательству тех стран, в которых они занимаются своей профессиональной деятельностью.
- Неприкосновенность компьютера. Этот принцип компьютерной этики заключается в том, что каждое личное компьютерное устройство — это собственность его обладателя. Использование чужого компьютера без получения разрешения на это, независимо от целей такого использования, считается крайне неэтичным практически везде.
- Выполнение инструкций. При работе с компьютерной техникой следует использовать ее сугубо по ее назначению, вести свою деятельность в соответствии с инструкциями и целевым назначением как самой техники, так и применяемого в работе программного обеспечения.
- Целесообразное использование ресурсов. Как простой пользователь, так и разработчик программного обеспечения или же инженер компьютерного оборудования, должны заботиться о рациональном использовании имеющихся у них в распоряжении ресурсов при ведении своей деятельности.
Нормативы, регулирующие компьютерное право и компьютерную этику
Первым нормативным документом, который оказал значительное влияние на формирование компьютерной этики, как отдельной сферы этики, стал Кодекс справедливого использования информации, введенный в США Министерством здравоохранения и социальных служб. Базовые положения этого кодекса касались в первую очередь хранения и обработки персональных данных, однако стали базой для дальнейшего функционирования всей международной системы компьютерной этики.
С развитием мирового сообщества возникали и иные этические кодексы, которые регулировали порядок обращения с компьютерами. В основном, большая часть таких документов являются абсолютно неформальными кодексами, обязательность исполнения которых не подкреплена законодательными нормативами. В то же время, учитывая темпы компьютеризации, во многих странах мира принимаются как отдельные этические кодексы, касающиеся обращения с компьютерной техникой, так и предпринимаются действия по закреплению нормативов компьютерной этики в качестве общих императивных постулатов законодательства.
Также, отдельные меры, регулирующие вопросы компьютерной этики часто устанавливаются и на локальном уровне. Например, это может быть сетевой этикет определенных интернет-сообществ. Или же — принципы корпоративной этики при обращении с компьютерной техникой на каком-либо отдельном предприятии.
Источник: nsovetnik.ru