Программы корпоративной этики
Почему же при таком внимании к цельности и этике мы часто наблюдаем бреши как в личной, так и в корпоративной этике?
Вот уже много лет в колледжах и компаниях изучению норм этики уделяют большое внимание.
Компании тратят на этические программы огромные средства. Но, к сожалению, как сказал мне недавно один бывший директор по этике, «некоторые руководители озабочены прежде всего имиджем, тем, как их компания выглядит в глазах общества. В действительности этические программы часто бывают лишь ответом на требования общества или на какие-то внутренние расследования.
Директора по этике выступают в роли переговорщиков между правдоискателями и бессильными и неинформированными индивидуумами, которые не знают, как еще можно решить проблему. Когда руководители придерживаются мнения о том, что цель оправдывает средства, рядовые работники улавливают этот сигнал. Они замечают, кого именно нанимают на работу, продвигают, вознаграждают – и почему.
Этические принципы в программе ДипИФР-рус
Они видят, кому сходят с рук преступления, кому прощается недопустимое поведение. Этические программы могут сделать людей более внимательными к таким вопросам, как сексуальное домогательство или сексистские высказывания, но они редко могут остановить или даже замедлить лавину неэтичного поведения. Такие программы служат всего лишь прикрытием для неэтичного поведения: люди просто становятся более изворотливыми».
Работа над тем, чтобы «выглядеть этичными», – фундаментально ложный подход, так как он не имеет ничего общего со скромностью. При таком подходе мы можем говорить лишь о гордыне – когда люди и компании рассуждают об этике, но на самом деле она не становится неотъемлемой частью их существования.
Когда университеты вводят курсы, посвященные этике, а корпорации создают отделы, занимающиеся этическими вопросами, люди воспринимают этику как некий чиновничий инструмент, а не как на основу своего существования.
Этическая дилемма аналогична дилемме качества. Вы не можете завести у себя департамент качества и считать, что дело сделано и больше ничего и не надо. Вы не можете добавить продукту качества после того, как работа над ним завершена, – вы должны изначально заложить, встроить в него качество, видеть его производство через призму качества. Точно так же бесполезна и «инспекция этики». Когда каждый сотрудник принимает на себя личную ответственность за этичное поведение, вам вряд ли придется беспокоиться на этот счет, поскольку этичное поведение станет частью человеческой натуры, а не ответственностью некоего искусственно созданного департамента в дальнем конце коридора.
Когда лидер открыто и четко следует этическому кодексу, он вдохновляет и окружающих. Управляющий совет одного из крупных университетов так напутствовал своего нового президента: «Некоторым удавалось добиться вершин успеха в профессиональной, общественной или финансовой деятельности, пользуясь недозволенными методами. Другие оказывались более хитроумными, однако и они, карабкаясь к вершине, демонстрировали непонимание своих любимых, друзей и коллег. Тех, в ком сочетаются честь, цельность, лояльность и внимание к близким и друзьям, на самом деле немного. Вы принадлежите к этим немногим».
Философские заметки. Эстетика и Этика. Что это такое?
Слишком часто этика существует отдельно от повседневной жизни компании. Профессиональные морализаторы могут суетиться, читать лекции, поучать, но чаще всего их деятельность – лишь ответ на поступки неэтичных людей, которые боятся лишь того, что их на чем-то поймают. Они могут успокоить страсти, уговорить кого-то не подавать судебный иск, но они не могут предотвратить неэтичное поведение или сделать этичное поведение неотъемлемой частью бытия.
До тех пор пока между декларациями о корпоративной этике и поведением отдельного человека будет существовать огромный разрыв, индивидуум не будет чувствовать себя обязанным жить согласно корпоративным этическим стандартам.
Видение, миссия, этика и заявления о ценностях будут тем более весомыми, если вы будете создавать их не в спешке. Они не должны превращаться в очередной формальный документ, который можно обнародовать, потому что того требуют обстоятельства, а потом спокойно о нем забыть. Вовлекая в создание этического кодекса всех сотрудников и регулярно вместе с ними его пересматривая, вы вносите в культуру своей компании скромность и мужество.
Декларации об этике становятся конституцией компании. Вам больше не нужно «казаться этичными». Ваш департамент по этике – не просто очередной чиновничий институт, а ваша компания становится для тех, кто в ней работает, второй семьей. Ваши сотрудники скромны и смиренны, потому что знают, что всем правят принципы, а не начальники, программы или политика. Они не только верят в неизменность принципов, у них есть мужество жить в соответствии с ними.
Практические советы
• Запишите в своем дневнике: что означает для вас быть по-настоящему цельным человеком? Выберите в своей жизни одну область, в которой вы можете проявить бо льшую цельность. Что вы при этом чувствуете?
• В каких аспектах вашей жизни вы можете служить примером мужества? А в каких – скромности? В какой степени вы уже сейчас наслаждаетесь плодами цельности? Вспомните и запишите обстоятельства, при которых вы смогли бы проявить больше мужества и скромности. Попробуйте сделать и то и другое.
Глава 7
Рычаг вклада
Посмотрите вокруг. Здесь, в этом зале, нет никого, чью душу вы бы не затронули, и каждый из нас стал лучше благодаря вам. Мы – ваша симфония, мистер Холланд. Мы мелодии и ноты, из которых сложен ваш опус. Мы – музыка вашей жизни.
«Опус мистера Холланда» [21]
Истинного величия достигают лишь те, у кого есть личная миссия, высокая цель, кто вносит свой истинный вклад. Многие из нас испытывают искушение жить легко, немногого от себя требуя и никогда не задаваясь вопросами: «Чего хочет от меня мир? Какой вклад я вношу в жизнь других? » Эта глава поможет вам задуматься о том наследии, которые вы хотите после себя оставить.
Как-то раз, в период острых экономических передряг, меня спросили: «Что вы можете сказать о нынешних массовых увольнениях и приостановках производства? »
Моим ответом было: «Это лишь эпизод. Поскольку мы двигаемся к глобальной экономике и к новым правилам, которыми будет руководствоваться производство, мы увидим куда более острую конкуренцию со стороны более квалифицированных и менее дорогостоящих производителей. Эта конкуренция превзойдет все, о чем мы знали раньше, особенно учитывая рост азиатской, южноамериканской, индийской, китайской и ближневосточной экономик».
И поскольку психологический контракт с работниками сейчас подвергается пересмотру во всем мире, многие займут обвинительную позицию – будут винить в своих проблемах компании, общество или правительства.
Личная перестройка
Вместо того чтобы искать виноватых, таким людям следует пересмотреть свои цели и перестроить себя – только так они смогут приспособиться к новой реальности. Я хочу остановиться на трех конкретных моментах.
1. Им следует определить, где находится их «истинный север». Они должны сформулировать личную миссию, исходя из видения своего вклада в компанию, ориентированного на принцип-центричную систему ценностей. Если этого не сделать, их постоянно будут сбивать с курса разнонаправленные течения, и в итоге они начнут обвинять в своих проблемах других и утратят влияние на свое будущее.
2. Они не должны бояться рисковать :
• В том, как они излагают свои мысли. В разговорах с начальством, коллегами и с другими стейкхолдерами им следует демонстрировать не только понимание, но и мужество.
• В том, как они слушают. Необходимо слушать с эмпатией, чтобы узнать, что происходит в компании, даже если услышанное может разрушить их картину мира.
• В том, как они действуют. Чтобы приспособиться к новой реальности и экспериментальным путем установить, что в конкретных обстоятельствах окажется лучшим вариантом, им следует пойти на риск, покинуть зону комфорта и стать творческими личностями. Готовность рисковать – главная черта лидера будущего. Другими словами, все должны будут стать предпринимателями.
Бизнесмены новой формации смогут работать над различными проектами в рамках сетевых или крупных компаний с матричной организационной структурой – и с каждым новым проектом вносить свой вклад. Сегодня люди в меньшей мере сфокусированы на длительной карьере в одной компании, поэтому следует скорее сосредоточиться на выполнении работы, достижении результатов, на пользе, которую деятельность приносит компании, и на документировании этой пользы.
3. Они должны помнить о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни. Ответственность за постоянное повышение своих знаний – это личная ответственность, как и овладение новыми технологиями. Следует много читать и осознавать, насколько мощные силы действуют вокруг.
Вкупе с постоянным интересом ко всему новому, что происходит в технике и науке, следует расширять свой кругозор в области гуманитарных наук и искусства. Увлечение искусством как ничто другое способствует остроте ума, и знания даются легче. Необходимо совершенствовать систему ценностей, которая гораздо важнее технологии и науки, поскольку позволяет жить в гармонии со своим внутренним «я».
Следование этим трем советам позволяет распространить влияние далеко за пределы бизнеса, семьи, детей и непосредственного окружения. Эти советы открывают возможность внести свой огромный вклад в мир.
Источник: lektsia.com
Заключение: нормативные программы этики и моральный выбор личности
Индивидуализированность философии имеет особое значение в этике, которая является ее практической частью и формулирует нормативные программы поведения. Принято считать, что философия учит мыслить. Не только. Она еще претендует на то, чтобы учить достойно жить. Поэтому, между прочим, философия немыслима без этики.
Предлагаемые философией моральные программы отличаются таким же многообразием, как и ее теоретические конструкции. Отсюда возникает ряд специфических и исключительно трудных вопросов: что означает это многообразие этических программ? как индивиду относиться к ним? не оказывает ли сам факт их многообразия дезориентирующее воздействие на практику морального поведения? Прежде чем попытаться ответить на них, назовем нормативные программы правильной, достойной жизни, которые предлагает философская этика.
. Сократ считает добродетель знанием, он заворожен разумом и не видит иных оснований для моральных убеждений, кроме принудительной силы логики. Его ученик Аристипп видит правильный путь к жизни в наслаждении. Другой его ученик Антисфен, напротив, полагает, что лучше сойти с ума, чем наслаждаться.
Платон выставляет в качестве идеала духовное совершенствование, любовь к мудрости, жизнь философов. Аристотель понимает высшее благо как счастье, а само счастье связывает прежде всего с добродетелями души и добрыми нравами общества. Эпикур призывает к безмятежности, которая трактуется им как отсутствие душевных тревог и телесных страданий.
Зенон и его школа обосновывают этическую автаркию, идею внутренней стойкости, которая не может быть поколеблена никакими превратностями судьбы. Христианская этика требует небесного совершенства и видит его в любви, милосердии. Джордано Бруно рисует перспективу единения индивида и рода в порыве героического энтузиазма.
Спиноза усматривает истинный путь жизни в созерцательном блаженстве, интеллектуальной любви к Богу. Кант формулирует нравственный закон долга. Маркс провозглашает этику революционной борьбы. Благополучный Бентам связывает решение жизненных проблем человека с правильным пониманием пользы. Пессимистичный Шопенгауэр развивает этику сострадания.
Ницше считает, что необходимо освободиться от унизительного гнета морали, пробиться к сверхчеловеческим высотам, по ту сторону добра и зла. Рассел, не смея никого никуда призывать, говорит о скептически аргументированной скромности человека. Швейцер единственный и абсолютный принцип этики видит в благоговении перед жизнью. Камю находит смысл жизни в том, чтобы принять жизнь в ее бессмысленности, абсурдности.
Это далеко не все предлагавшиеся в рамках философии нормативные программы. А если учесть, что каждая из них имеет еще свои вариации и ответвления, то легко представить, с каким обескураживающе противоречивым многообразием этических рекомендаций мы имеем дело.
Возникает законное сомнение: можно ли доверять интеллектуальному потенциалу области знания, которая в одном случае направляет людей по пути наслаждения, в другом — по пути аскетизма, в третьем — по пути созерцания, в четвертом — по пути выгоды и т.д.? В русских сказках богатырь оказывается на развилке трех дорог, каждая из которых предвещает разные события.
Развилка дорог философской этики охватывает десятки, а если приглядеться пристальней, то и сотни направлений, на каждом из которых словно прибита стрелка с одной и той же надписью, говорящей о том, что именно это направление является путем к праведной и счастливой жизни. Если все предлагаемые пути ведут к одной и той же цели, гарантируют исцеление души, то, наверное, не имеет значения, по какому из них пойти.
Тогда зачем нужны сложные философско-этические конструкции? Далее, если все они ведут к одной цели, то почему они направлены в разные стороны? Можно было бы подумать, что разные пути предназначены для разных людей. Как в таком случае найти свой путь? И как быть с тем, что каждый из философов говорит от имени истины, считает свой путь единственно верным и универсальным?
Обилие наставлений, которые дает философская этика, считая каждое из них самым важным и непререкаемым, порождают сомнение в ее праве быть учителем жизни. Такое сомнение может даже считаться вполне естественной позицией современного человека, который многократным историческим и личным опытом приучен не верить тем, кто много обещает. Словом, здесь мы сталкиваемся с исключительно серьезной проблемой: какова нравственно-обязующая сила философских этико-нормативных программ? Или, говоря по-другому, каков статус этих программ по отношению к конкретным, живущим своей жизнью моральным индивидам? Размышляя над этим, следует иметь в виду два момента.
1. Метафизика, если понимать под ней упорядочение бесконечно многообразного жизненного опыта с помощью неких изначальных, произвольно заданных принципов, не является изобретением философов. Помимо философской метафизики существует также метафизика повседневности. Каждый человек, поскольку он действует самостоятельно и осознанно, имеет свой смысловой центр, вокруг которого организуются его впечатления, переживания, мысли, поступки, который придает его жизни личностную выраженность и внутреннюю цельность. Человеку присуще сознание жизни, одухотворяющее его тело и выводящее индивидуальное существование в необозримую бесконечность бытия. Человек в этом смысле есть существо метафизическое.
2. Моральные мотивы в человеческом поведении занимают совершенно особое место. Они не существуют наряду с заботой о здоровье, детях, желанием комфорта, деланием карьеры и всеми прочими сугубо конкретными, прагматическими мотивами. Мораль как бы возвышается над ними, обозревая их с некой идеальной высоты.
Она в этом смысле может быть интерпретирована как вторичная мотивация, своего рода мотив мотивов; мораль можно считать третьей природой человека, имея в виду, что первой является его естественная природа, а второй — социально-культурная. Человеческие поступки, как и все в мире, подчинены закону причинности, и хотя совокупность внешних и внутренних воздействий, имеющих своим следствием тот или иной поступок, очень сложна, тем не менее в принципе поступки поддаются такому же строгому объяснению, как, например, полет брошенного камня или лунное затмение.
Но в то же время поступки могут быть рассмотрены еще с особой точки зрения, которая и является моральной — так, как если бы они предназначались для наилучшего устройства мира и были делом свободного выбора, сознательного решения самого действующего индивида. Подобно тому, как человек прикрывает свое тело одеждой, надевает модный галстук, припудривает лицо и т.п., при этом скрывая свои недостатки, оттеняя достоинства, чтобы в итоге и ему самому было приятно взглянуть на себя в зеркало и другие отнеслись бы к нему с уважением, подобно этому он морально принаряжает свои реальные, вполне прагматичные мотивы, чтобы они свидетельствовали (и перед ним самим и перед другими) о том, что он является хорошим, справедливым и т.д. Мораль не создает новых мотивов, она как бы подводит под существующие мотивы новые дополнительные основания, дает им свою санкцию. Человек мысленно выносит поступок на суд, одобрение некой идеальной высшей инстанции (совести, бога, учителя, нравственного закона и т.д.), с которой он себя идентифицирует, и совершает его уже не только как целесообразный (приятный, полезный, общественно одобряемый и т.д.), но одновременно с этим еще и как морально необходимый.
Как существо метафизическое, человек не может не жить осмысленной жизнью, и никто не может придать жизни смысл, кроме самого действующего индивида. Индивид может переложить часть тяжелой физической ноши на плечи другого, но он не может ни с кем разделить боль в желудке — боль слишком интимна; он может остаться живым, лишившись рук и ног, но не сможет жить, лишившись головы.
Личность человека, как и его тело, также имеет неотчуждаемые свойства; мораль несомненно относится к ним. Это верно до такой степени, что сама личность есть не что иное, как инстанция нравственно ответственного суждения и поведения. Индивид может просить друга благоустроить жизнь его детей, но он не может просить его любить их. Специфическое качество морального требования, отличающее его от всех других нормативных предписаний, состоит в том, что оно характеризуется единством субъекта и объекта — имеет обязывающую силу только для того, кто его предъявляет. Это как раз означает: моральный выбор, моральные оценки и решения от личности неотчуждаемы; они являются ее высокой привилегией и тяжелейшей обязанностью.
Из всего сказанного вытекает, что этико-нормативные программы философии имеют нравственно-обязывающее значение только для тех, кто их принимает. Принять или не принять — суверенное право каждой личности. И вовсе не обязательно, чтобы каждый вырабатывал то или иное сознательное отношение к этим программам.
Ведь (если вернуться к нашей аналогии) не все же одеваются в салонах мод, многие ограничиваются ближайшим универмагом, иные шьют себе одежду сами. Моральные программы, формулируемые в рамках философских учений, никак не освобождают индивида ни от конкретных решений, ни от общей ответственности за свою жизнь, не отменяют и не заменяют тяжелейший труд его души. Как, когда, при каких обстоятельствах живые реальные индивиды обнаруживают потребность или оказываются вынужденными обратиться к философствующим учителям морали — это особый вопрос (кстати заметить, плохо исследованный, как, впрочем, и вопрос о том, каким образом моральные программы философии приобретают действенность, проникают в культуру, становятся достоянием отдельных индивидов). Однако несомненно: человек морально автономен, в том числе и по отношению к нормативным программам философской этики.
Таким образом, сам факт многообразия философски санкционированных моральных программ может быть косвенным аргументом в пользу ответственного отношения человека к нравственному смыслу собственной жизни. Конечно, принимая моральные решения, задавая ценностную направленность своей жизни, индивид может учитывать накопленный другими практический и интеллектуальный опыт, в том числе и обобщенные версии этого опыта, предлагаемые философской этикой, но тем не менее последнее слово остается за ним самим и на нем же лежит вся ответственность за риск морального выбора.
МОРАЛЬ И НАСИЛИЕ 2
Вводные замечания 2
4.1. Понятие насилия 2
Может ли насилие получить нравственную санкцию? 3
Что придает легитимностъ насилию? 5
Мораль и насилие в истории 7
Насилие во благо: основные аргументы 8
4.2. Философские и моральные оценки войны 9
Концепция «справедливой войны» 10
Понятие метафизической войны 11
Источник: studfile.net
Что такое этика и что изучает эта наука
Мы живем в обществе среди других людей, отличающихся друг от друга мировоззрением и восприятием действительности.
Чтобы мирно уживаться, человечество придумало некие правила и законы, регулирующие взаимодействие между индивидами.
Исследованием отношений человека и общества занимается этика – это наука, изучающая ценности и моральные принципы, лежащие в основе поведения людей.
Определение — что это такое
Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos (этос). Изначально этос означал место общего проживания: дом, гнездо, логово. Позднее им стали называть некое постоянство – характер или обычай.
Деятель философии Аристотель, понимая этос как характер, добавил к нему прилагательное «этический», подразумевая под ним определенный набор добродетелей.
То есть человек с этическим характером – это личность, чье поведение ориентировано на созидание добра.
Далее уже Цицерон, при попытке перевести слово «этический» с древнегреческого на латинский, ввел новое понятие – «moralis» (моральный). Поэтому в те дни слова «этический» и «моральный», «этика» и «мораль» являлись синонимами. Но со временем ситуация изменилась: за каждым из понятий закрепился свой смысл.
В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и нравственность (что это такое?).
Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства ( ваши требования к себе и окружающим — это мораль через призму личности).
Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.
Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.
То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.
Разделы этики
- Теоретическая часть изучает различные аспекты морали и нравственности: их исторический фактор, как они возникли, как развиваются, их функционирование, связанность между собой. Методологией теоретической части этики являются знания, полученные в сфере психологии, социологии, логики и лингвистики.
- Нормативная этика ищет и задает принципы, которые лежат или будут лежать в основе поведения. Ее целью является поддержание моральных и нравственных ценностей, норм и правил через доводы, аргументы и доказательства, используемые при формировании новых убеждений и ценностей. Это не занудное чтение морали, а логические споры, вовлекающие в себя даже критично мыслящих индивидов. Одним из инструментов нормативной этики является наделение принципов и положений либо мистическим (божественным), либо естественным смыслами.
- Прикладная этика изучает частные случаи морального выбора и поведения, основанные на принципах, сформированных нормативным разделом. Данная дисциплина имеет множество научных разделов:
- медицинский;
- профессиональный;
- компьютерный;
- деловой;
- политический;
- экологический;
- юридический;
- социальный;
- биоэтика.
Этические категории
Итак, что изучает этика: объектом являются общество и человек, а предметом – их нравственные ценности. Любая наука имеет свои законы и этика не исключение. Главное ее правило (его называют «золотым») гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Также данное учение имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность. Всего их семь:
- Добро и зло. Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;
- Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;
- Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. Совесть (что это такое?) считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;
- Личное достоинство, уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;
- Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;
- Свобода (что это?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;
- Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.
Каждая категория «не работает» изолированно: они все связанны и дополняют друг друга.
Например, сделав что-то плохое – выбрав категорию зла, осознающий себя человек будет мучиться угрызениями совести, так как ощутит потерю личного достоинства. Возможно, он захочет реабилитироваться в глазах людей, примет ответственность за происходящее и постарается изменить ситуацию, а возможно, что и нет (свобода опять же).
Этические ценности
Данная дисциплина имеет два вида ценностей, сквозь которые она изучает свой предмет:
- Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
- Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, эгоизм, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.
Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, воспитания, привитого значимыми взрослыми.
И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей (это прямой путь в социопаты).
Таким образом, этика – это наука, которая регулирует человеческие взаимоотношения, учит «как надо и как нельзя» поступать с другими.
Что такое этикет
Этикет – это система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.
Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:
- страна;
- национальность;
- религиозные убеждения и другие.
В нашей стране существуют следующие нормы этикета:
- если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
- мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
- представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
- некрасиво себя хвалить;
- младший должен уступать место старшему;
- нельзя перебивать собеседника;
- в компании нескольких человек нельзя шептаться;
- принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- нельзя говорить с набитым ртом;
- нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.
Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Думаю, крайне важно закладывать этические ценности с раннего детства, от этого во многом зависит то, каким он станет человеком.
Ну и зачем нужна этика, чтоб верхом на мне катались?
Вот еду я уставший с работы, ехать далеко, сижу, заходит бабка, почему я должен ей уступить? Так она всего две станции проехала и вышла, а мне ещё десять ехать, а вены в ногах гудят. К тому же я оплатил свой проезд, вот с какого я должен?
Самое забавное, что и в детстве я должен был уступать место, так мне говорили, теперь мне говорят, что детям я тоже должен место уступать, что это вообще такое?
А если я бабульке место уступлю без её просьбы, разве это будет этично? Ведь я своим поступком намекну всем о её возрасте.
Спасибо очень помогли написать проект про что такое этика. спаааааасибооооооооооооооо!
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru
Этическая программа что это
Рассылка статей Не пропускайте свежие обновления
Социальные сети
Вступайте в наши группы
Расширенный поиск
Расширенный поиск
Скачать
Идея морали и базовые нормативно-этические программы.
Издательство ИФ РАН
Для цитирования:
Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФ РАН, 1995.
Предоставлено философским факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова.
Аннотация
Часть I.
Глава 1. От природы к обществу
Глава 2. От варварства к цивилизации
Глава 3. От младенчества к зрелости
Часть II.
Глава 4. Понятие морали
Часть III.
Глава 5. Гедонизм — этика наслаждения
Глава 6. Утилитаризм — этика пользы
Часть IV.
Глава 7. Перфекционизм — этика личного совершенства
Глава 8. Альтруизм — этика милосердной дружбы
Вместо заключения. Ненасилие — нравственная основа социально-политический деятельности
Источник: philosophy.ru