Первым серию целенаправленных и, главное, успешных исследований, которые впоследствии стали именовать эпидемиологическими и аналитическими, провел в Лондоне в 1854-1855 г. известный (давал хлороформ при родах королеве Англии) лондонский врач анастезиолог Джон Сноу. Проведенные им исследования, доказали, что с помощью эпидемиологического подхода, проводя эпидемиологические исследования можно выявить причины эпидемий и использовать полученные знания для проведения надлежащих мер по охране здоровья населения.
Результаты любых исследований определяются качеством их организации.
Организация исследования — это согласованная, упорядоченная, взаимосвязанная совокупность разнообразных действий, приводящая к достижению намеченной цели.
Выделяют три этапа эпидемиологического исследования:
— этап сбора информации, и ее первичной статистической обработки;
— этап статистического и логического анализа полученной информации и формулирования выводов (заключительный этап).
BIG DATA #1. Этапы и методы исследования
Подготовительный этап состоит из различных, взаимосвязанных действий призванных обеспечить качество и высокую эффективность всего исследования. Небрежность, поспешность, непродуманность действий на этом этапе неизбежно вызовет необоснованные потери времени, экономических и моральных ресурсов, заставят с последующих этапов вновь возвращаться к подготовительному. К сожалению, некачественная подготовка исследования может быть выявлена только на заключительном этапе, что способно перечеркнуть всю проделанную работу.
Возможны и такие ситуации, когда ошибки подготовительного периода не выявляются участниками исследования и ошибочные результаты искренне признаются ими как истинные. Распространение таких сведений создает на определенное время, в научной и практической деятельности ложные представления о причинах возникновения и распространения болезней со всеми вытекающими последствиями.
Подготовительный этап эпидемиологического исследования включает:
— обоснование актуальности (необходимости) проведения исследования;
— формулирование окончательной (конечной) и промежуточных целей;
— формулирование рабочей гипотезы;
— выбор объекта и единицы исследования;
— проведение пилотажного исследования.
Необходимость проведения научных исследований определяется актуальностью вопросов, подлежащих изучению. В свою очередь актуальность обосновывается данными литературы, которые показывают степень разработки изучаемой проблемы. В практической деятельности необходимость проведения эпидемиологического исследования обусловлена необходимостью изучения конкретной эпидемической ситуации.
Любое исследование должно начинаться только после осознанного формулирования окончательной (конечной) и промежуточных целей исследования (последние нередко называют “задачами”).
Большинство исследований предусматривают выполнение аналитической цели, т. е. на выявление причин возникновения и распространения изучаемой патологии, первой и составной частью которых является описательный раздел. В тоже время возможно проведение исследований, ограниченных описательной целью. Не менее важными являются исследования посвященные оценке потенциальной эффективности предлагаемых средств и способов борьбы с распространением болезней. В практической деятельности выявляется не потенциальная эффективность, а реальное качество и эффективность исполнительской деятельности. Промежуточные цели – это цели отдельных разделов исследования, реализация которых должна обеспечить выполнение конечной цели.
Методы исследования в курсовой и дипломной работе. Как правильно написать? Примеры
В соответствие с данными, полученными при анализе литературы и поставленной целью, вырабатывается рабочая гипотеза, т. е. предположительное объяснение изучаемого явления, которая определяет все дальнейшие действия и значительную часть всего дизайна исследования. В ходе исследования в рабочую гипотезу могут вноситься коррективы, однако, если это приводит к изменению программы, исследование следует начать заново.
Объектом исследования (наблюдения) в исследованиях являются группы сравнения, которые в различных исследованиях называют по-разному: экспонированные и неэкспонированные, больные и здоровые, основная и контрольная, опытная и контрольная и др. Эти группы состоят из, так называемых, единиц наблюдения, каждая из которых подлежит обязательной регистрации. Единицами наблюдения является больной и (или) здоровый человек. На подготовительном этапе необходимо определить критерии, на основании которых человек будет считаться больным данной болезнью, т.е. определить признаки стандартного случая болезни.
Больные и здоровые люди (единицы наблюдения) являются носителями различных признаков. Те признаки, которые предполагается учитывать (регистрировать) называют учетными.
Программа исследования включает: программу сбора информации и программу сводки и группировки данных.
Программа сбора информации — это регистрационный документ (существующий, или специально разработанный), содержащий перечень учетных признаков, необходимых для выполнения промежуточных и конечной цели исследования.
Учетные признаки используются на следующих этапах для группировки полученных данных, поэтому они являются группировочными признаками. Существуют различные классификации учетных (группировочных) признаков: — диагноз; времени; территории, индивидуальные признаки и др., с их помощью таких признаков, можно провести разнообразную группировку, как больных, так и здоровых лиц.
Кроме указанной классификации, учетные признаки подразделяют, в частности, на:
— факторные (факториальные) – т.е. признаки, под влиянием которых изменяется состояние здоровья человека;
— результативные признаки – различные оценки состояния здоровья человека, включая результаты анализов и поставленный диагноз.
Разделение учетных признаков на факториальные и результативные должно быть обосновано рабочей гипотезой о причинно — следственных связях предполагаемых факторов риска и заболеваемости. Нередко все признаки подразделяют на признаки, относящиеся к единице наблюдения — больному или здоровому человеку, их называют факторы хозяина и признаки среды обитания — факторы среды.
В каждом регистрационном документе кроме учетных признаков, должна быть “паспортная” часть. В ней отмечаются: номер регистрационного документа (данной единицы наблюдения), дата заполнения, номер страхового полиса, удостоверения личности, фамилия больного (здорового), возраст и другие, обязательные для любых исследований данные. Заканчивается регистрационный документ подписью лица его заполнявшего.
Программа сводки и группировки данных — это набор макетов таблиц (их, нередко, называют «разработочными»), которые предполагается использовать на втором этапе исследования. В них будут заноситься учетные признаки из регистрационных документов. Макет должен быть таким, чтобы таблица после заполнения содержала все особенности изучаемого явления, которые предполагается выявить. Таким образом, макеты таблиц должны соответствовать целям и рабочей гипотезе исследования.
В связи с этим составление макетов таблиц — это не просто техническая работа, а главным образом, целенаправленные, продуманные действия – выбор группировочных признаков, необходимых для построения конкретной таблицы.
В исследованиях используют все три типа статистических таблиц – простые, групповые и комбинированные.
План исследования – документ, отражающий все важнейшие действия необходимые для достижения целей.
В плане указывается место, время проведения исследования, необходимые финансовые и технические средства, кадры, уровень их подготовки, сроки выполнения отдельных действий и др., т.е. определяется дизайн данного исследования, который должен обеспечить выполнение поставленных целей.
В настоящее время при организации научных исследований большое значение придается проведению, так называемых, пилотажных (пробных, ориентировочных) исследований, которые позволяют:
— уточнить цели и рабочую гипотезу;
— уточнить программу сбора информации и макеты таблиц;
— проверить способы сбора информации и методы ее изучения;
— оценить подготовленность персонала;
— получить представление о вариабельности учетных признаков;
— оценить правильность выбора дизайна исследования;
— уточнить необходимые силы, средства и время проведения.
Под сбором информации понимается процесс получения необходимых данных и заполнение регистрационных документов.
На этом этапе необходимо строго следовать разработанной программе сбора информации, не допуская нарушений правила отбора единиц наблюдения, исключения учетных признаков, изменения способов и методов сбора информации. В процессе сбора информации периодически оценивается ее качество, контролируется соблюдение установленных правил. Собираемая информация подвергается неоднократной сводке и группировке в соответствие с макетами таблиц. Такие действия называются первичной статистической обработкой данных исследования.
Продолжительность этого этапа в зависимости от дизайна исследования должен продолжаться столько времени, сколько нужно для получения необходимого объема информации, предусмотренной программой исследования
Заключительный этап исследования включает:
— дальнейшую статистическую и логическую обработку полученной информации;
— организацию полученных эпидемиологических данных;
— описание исследования, формулирование выводов (заключения).
Дальнейшая (после сводки и группировки) статистическая обработка данных может быть весьма разнообразной, включающей значительное число статистических методов. Эти методы позволяют, в частности, всесторонне и достоверно описать динамику и структуру заболеваемости, а так же измерить (но не выявить) причинно – следственную связь предполагаемых факторов риска и заболеваемости. Несмотря на обилие разнообразных статистических методов, выбор конкретного метода должен быть строго статистически и логически обоснован. Нарушение этого правила неминуемо приведет к ошибочным выводам.
Для изучения собранной информации и для представления результатов исследования большое значение имеет их табличное и графическое отображение.
В ходе заключительного этапа создаются новые таблицы, в которых обязательно указываются результаты статистической оценки различий сравниваемых величин.
Графическое отображение полученной информации позволяет “проявить” имеющиеся в таблице особенности (закономерности) динамики и структуры изучаемого явления. Однако необходимо учитывать, что неправильно построенные (по ошибке, или умышленно) диаграммы способны существенно и даже полностью исказить имеющиеся в таблицах закономерности.
Описание исследования (отчет) подразумевает детальное отражение всего хода работы.
Формулирование выводов (заключения) основывается на результатах статистического и логического изучения собранной информации.
Дата добавления: 2020-10-25 ; просмотров: 539 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
Этапы выполнения исследования
Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общие контуры исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа.
1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования и связанных с ними актуальности темы в целом.
В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.
Проблема – это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих интерес, как для науки, так и для практики. Это вопрос, на который необходимо найти ответ, требующий определенных практических и теоретических действия.
В процессе определения проблемы существует соблазн охватить исследованием как можно более широкий круг явлений, получить ответы на все вопросы. Подобная ошибка распыляет усилия исследователя, снижает качество исследования, делает его поверхностным. Следует ограничивать свои интересы решением конкретной проблемы.
Правильно определенная проблема связана с нахождением и защитой актуальности выбранной темы.
Определение проблемы исследования тесно связано с выбором предмета и объекта исследования. А актуальность темы подтверждает правильность выбора предмета и объекта исследования.
Объект исследования – то, что изучается. Объектами исследования могут быть предприятие, отрасль, национальное хозяйство со своей внутренней и внешней средой и системами, группы людей, психические феномены, физические объекты и т.п.
Предмет исследования – задача, проблема, процесс, система, метод, конкретная особенность, факт, явление. Предмет всегда уже объекта исследования.
Продуманные и четко сформулированные проблема, предмет и объект исследования, а так же описание актуальности темы работы позволяют уже на первом этапе исследования определить объем и направленность предстоящей работы, тематику литературы, с которой необходимо познакомиться, заранее позаботиться о методиках. Также это экономит время, затрачиваемое на исследование.
2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.
Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это последнее и может составить специфику проблемы исследования. Кроме того, исследователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоречивости имеющихся в литературе понятий.
В этом случае трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и те же понятия. Для устранения противоречий исследователь должен изучить литературу по избранной проблеме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется в научных кругах относительно интересующих его понятий и теорий. Если однозначность в определении понятий найти не удалось, следует принять одну из наиболее распространенных в науке точек зрения и обязательно оговорить это в своей работе.
Работа с научной литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана работы.
Студент, как правило, подбирает требуемую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в рекомендациях и советах по отбору литературных источников.
При работе с литературными источниками (для юридических и экономических направлений) в первую очередь студентом анализируются нормативные акты, затем изучается специальная научная литература и периодические издания. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.
Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой. При использовании учебников и учебных пособий общее правило – они должны быть изданы не более чем 10 (десять) лет назад от года предполагаемой защиты ВКР.
Изучение литературы начинают с поисков соответствующих источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг.
Выходные данные литературных источников по теме исследования можно записывать и составлять из них картотеку, что позволит легко составить перечень используемой литературы в дальнейшем.
Наиболее информативные литературные источники по теме исследования следует законспектировать, можно отметить собственные мысли и идеи, возникающие при прочтении литературы. На основании конспектов и выписок из прочитанной литературы осуществляют аналитическое описание предмета исследования. Обычно его делают в хронологической последовательности литературных источников, это фиксирует развитие представлений об изучаемой проблеме.
В настоящее время, помимо печатных, существует множество иных информационных источников. Особый интерес представляют источники на электронных носителях. Это научное документальное кино, аудиокниги, электронные учебники, электронные статистические сборники и т.д. Так же в сети Интернет размещены сайты фирм и предприятий, научных журналов, научно-исследовательских институтов, академических сообществ и т.п., которые так же могут служить хорошими источниками информации для выпускной квалификационной работы.
Следует обращать особое внимание на выбор достоверных источников информации, т.е. таких, которые признаны научным сообществом. К таковым относятся официальные печатные органы государственной власти РФ, публикующие принимаемые законы и указы, научные и научно-методические газеты и журналы, рекомендованные ВАК России для опубликования основных научных результатов аспирантами и докторантами, научные монографии, сборники научных статей и докладов с научных конференций, учебники и учебно-методические пособия с грифами Министерства образования и науки РФ или Учебно-методических объединений вузов, академические энциклопедии и словари, а так же некоторые другие академические публикации.
Студенту в своей работе не следует ссылаться на популярные (в том числе и научно-популярные) газеты и журналы, околонаучную литературу (в том числе околонаучные Интернет-ресурсы). Не следует в качестве аргументов приводить идеи, теории и гипотезы маргинальных авторов, которые в парадигме современной науки пока принято считать непроверенными или лженаучными.
Теоретическая глава, основанная на обзоре литературных источников, заканчивается выводами о том, что известно науке по данной теме, что является спорным, что составляет сферу интересов самого студента. Обзор литературы, вместе с описанием выбранной для работы метода или методик исследования, как правило, являются черновым вариантом 1-й главы работы.
3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
Анализ литературных источников дает возможность сформулировать цель и гипотезу исследования.
Цельисследования – это решение, изучение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы.
Гипотеза – это логически обоснованное предположение о структуре изучаемого предмета, о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями и факторами, их детерминирующими.
Гипотеза определяет главное направление поисков и исследования, является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
Формулирование гипотезы исследования – сложная задача, требующая настойчивой и кропотливой работы. Отсутствие гипотезы характеризует отсутствие проблемы или крайнюю нечеткость ее формулировки. В тоже время по некоторым направлениям подготовки при написании ВКР гипотеза исследования не требуется (например, Дизайн, Экономика, Менеджмент, Юриспруденция), хотя ее формулирование допускается.
При формулировке гипотезы следует соблюдать следующие условия:
— гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
— она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
В результате проверки гипотезу доказывают или опровергают. Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. Предположение, сформулированное в гипотезе, носит вероятностный характер, это означает, что сделанное предположение справедливо лишь с определенной долей вероятности. В ходе исследования необходимо доказать достоверность вероятностного предположения.
Задачи исследования конкретизируют цель и служат для проверки гипотезы. Задач выдвигается столько, сколько необходимо для проверки гипотезы.
4 этап — выбор методов исследования.
Для проверки выдвинутой гипотезы (или решения, поставленных в ВКР задач) подбирают методы и методики, адекватные задачам исследования.
Метод исследования – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций исследования. Они помогают регламентировать процедуру исследования и четко фиксировать изучаемые явления, открывают путь к достижению цели.
Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.
5 этап – сбор фактического материала.
Прежде чем осуществлять сбор необходимой информации, нужно научиться владеть выбранными методиками.
Методика – это алгоритм или процедура проведения каких-либо нацеленных действий. Методика исследования определяется методом и предполагает технику исполнения – систему средств, приемов, инструментов. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач.
Для владения выбранными методиками полезно проверить их на объекте, не входящем в исследование (пилотажное, т.е. пробное исследование), что позволит учесть проблемы, как самой методики, так и работы с нею. После этого проводится необходимые процедуры по сбору первичной информации, при работе с людьми учитываются этические критерии, обращается внимание на правильное и точное применение методик, что повышает объективность результатов.
В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее типичными примерами и цифровыми расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методы математического анализа.
6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.
На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц и графиков.
Теоретическая интерпретация – самый ответственный шаг в деятельности исследователя. Для этого он должен иметь хорошую теоретическую подготовку по соответствующей дисциплине. Именно на этом этапе исследователь вновь возвращается к гипотезе, выясняет степень ее подтверждения или не подтверждения.
Полный анализ полученных результатов позволяет сформулировать практические рекомендации по данной проблеме.
Систематизация, анализ и обработка фактических материалов предлагают широкое использование в выпускной квалификационной (дипломной) работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, моделей, эскизных проектов, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений.
Сбор и обработка фактического материала является самым трудоемким этапом в подготовке выпускных квалификационных работ, поэтому этот этап должен быть под особым вниманием студента и научного руководителя.
В целях ускорения обработки и систематизации фактического материала рекомендуется использовать современную вычислительную технику с соответствующими статистическими программами (например Excel, SPSS, STATISTICA и др.).
В зависимости от типа выпускной квалификационной (дипломной) работы и того каким образом предполагается достичь ее основной цели исследование может включать или не включать в себя еще один этап.
7-й этап – апробация или проверка выдвинутых предложений и достигнутых результатов
Апробация или проверка выдвинутых предложений и достигнутых результатов может вестись различными способами – в этом студент должен проявить творческий, инновационный характер своего мышления.
Наиболее убедительный, но не самый простой в реализации из-за недостаточности времени или финансовых средств способ – это внедрение достигнутых результатов и предложений в хозяйственную (педагогическую, юридическую и т.п.) практику и оценка эффективности их использования.
На этом заканчивается само исследование и начинается его оформление.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
— титульный лист (см. Приложение 3);
— основной текст (главы, параграфы);
Объем основной части выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 40 стр. и не более 60 стр. печатного текста (без учета приложений).
Во Введении раскрываются: актуальность темы, ее значение для соответствующей отрасти науки, степень ее новизны и разработанности (с указанием основных источников), определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, перечисляются используемые методы сбора и анализа данных, раскрывается структура работы, указывается объем списка литературы, количество таблиц, схем и рисунков.
Примерная структура Введения приведена в Приложении 5. Объем Введения примерно составляет от 2 до 5 стр.).
Основной текст работы состоит из глав и параграфов, количество которых определяется спецификой работы. Объем основного текста составляет примерно от 80% до 90% от общего объема работы (без учета приложений).
В 1 главе основного текста обычно дается обзор источников соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме. В работах, представляющих теоретическое исследование, следует описать историю развития вопроса, раскрыть понятие и сущность изучаемого явления, рассмотреть существующие методические подходы к анализу данной проблемы и др. Рекомендуется остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, рассмотреть дискуссионные вопросы по теме. Текст ВКР не должен пересказывать существующие в научной литературе точки зрения, а свидетельствовать, что ее автор творчески их осмыслил и проанализировал. В работе следует обосновать почему автор придерживается той или иной концепции и аргументировать научную и практическую ценность результатов исследования.
Во 2 главе следует представить характеристику объекта исследования, провести экономический, финансовый, статистический и иной анализ собранного материала в рамках избранной темы. Проводятся практические исследования с помощью тех или иных методов и методик, выбор которых обоснован.
В 3 главе даются рекомендации к практическому применению полученных результатов и обосновывается их эффективность.
Таблицы и графики могут быть включены как в основную часть работы, так и в приложения (при большом их объеме).
Изложение содержания работы должно быть строго логичным. Следует обратить внимание на переход от одной главы к другой. Объем всех глав ВКР должен быть примерно равным (от 12 до 17 стр.)
Особое значение должно придаваться ссылкам на использованные литературные источники. В теоретическом обзоре 1-й главы допустимо использовать любое количество цитат и заимствований текста, при условии обязательной ссылки на источник заимствования, который должен быть легко проверяем и, как правило, представлять авторитетное в научном мире, мнение. Все ссылки на источники обязательно должны быть правильно оформлены, т.е. в соответствии с правилами оформления ссылок. Как правило, это инициалы и фамилия автора, наименование работы, номер тома (если есть), город в котором издана работа (кроме журналов), наименование издательского органа, год (и/или номер) выпуска, страница, с которой была взята информация и т.д.
Каждая глава выпускной квалификационной работы должна заканчиваться выводами (не более 0,5 стр.). Текст каждого раздела работы следует начинать с нового листа.
Заключение подводит итог решения тех задач, которые были поставлены в выпускной квалификационной работе. В нем следует сформулировать выводы, привести данные об эффективности внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем, указать перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение должно характеризовать как были выполнены поставленные во введении задачи. Объем заключения от 3 до 6 страниц.
Библиографический список (список литературы) включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании выпускной квалификационной (дипломной) работы. Список литературы должен содержать не менее 40 литературных источников, в том числе не менее 30% периодических изданий. Приветствуется использование научной литературы на иностранных языках, но в объеме не более 10% (если выпускная квалификационная (дипломная) работа не связана с изучением иностранных языков или зарубежного опыта). Печатные источники информации должны составлять большую часть библиографического списка (не менее 70%), кроме направлений/специальностей связанных с информатикой и вычислительной техникой, где допускаются ссылки на электронные информационные ресурсы до 70% списка литературы.
Варианты расположения литературы в списке:
— по типам документов.
Расположение материала в списках автор согласовывает с научным руководителем (правила составления см. Приложение 6).
Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий) отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т.п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т.п.)
При расположении по типам документов материал в списке литературы располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т.д., а внутри раздела – по алфавиту (автор или заглавие).
Приложения могут содержать: текстовые документы, образцы методик, графики, диаграммы, схемы, карты, таблицы, расчеты. Они служат для иллюстрации или доказательства отдельных положений исследуемой проблемы. Приложения помещают после библиографии и нумеруют по порядку упоминания в тексте арабскими цифрами сплошной нумерацией (Приложение 1, Приложение 2…).
Включение приложений в состав выпускной квалификационной (дипломной) работы должно быть уместным и нести важную смысловую нагрузку. На все включенные в работу приложения в обязательном порядке должны быть указания в тексте работы.
ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций — Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ — На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях — Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов — Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) — относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право — Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.
Источник: pdnr.ru
Основные этапы исследования
Под исследовательским процессом понимается один из видов деятельности, отличающийся от других видов тем, что:
— содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
— он устремлен на выяснение существенных характеристик явлений процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;
— исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;
— исследователь поставлен в положение, когда он оказывается перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
Конечно, в творческом процессе возможны всякого рода отклонения. Они возникают под влиянием особенностей предшествующего опыта работы, ассоциативных связей, обусловленных научной средой, состоянием разработанности проблемы.
Главная задача исследователя — выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.
Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраивается следующим образом.
1-й этап. Изучение состояния проблемы, разработка программы изыскания, выбор методов исследования. На этом этапе устанавливается уровень её разработанности и перспективность. Для этого анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме, которые были выполнены другими и самим исследователем.
Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы изыскания, определяются объект и предмет исследования, составляется стратегический план исследования (вычленяются этапы и задачи на каждом из них), выбирается система методов исследования, составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.. Главный вопрос первого этапа научной работы — проблемный аспект темы, без чего нельзя переходить к следующему этапу научной работы. Качество сформулированного проблемного аспекта избранной темы предопределит в значительной мере конечные результаты исследования.
2-й этап. Формулировка целей исследования. Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результаты деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и цели; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цели исследования выступают как достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качественно новое состояние — результат преодоления противоречия между должным и сущим.
Помимо формулировки общей цели формулируются частные, промежуточные. Промежуточные цели могут выступать и как препятствия, которые должны быть устранены и как желанная иерархия работ (общих или индивидуальных).
Цели исследования должны конкретно формулироваться и находить свое выражение в описании того прогнозирующего состояния, в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом.
Цель исследования есть всегда описание проектируемого нормативного результата, вписанного в контекст связей более общей системы.
Разработка иерархии целей завершается построением сетевого графика (или цепи целей), в котором выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-исследовательской работы и всевозможных работ для достижения конечной цели.
Цель рождается из конкретных потребностей данного научного учреждения (например, школа, лаборатория и др.). Определение цели и задач исследования сразу проясняет сущность диссертации (научного изыскания). По мнению специалистов нужно стремиться к более четкой и конкретной формулировке цели, как-то:
— определить педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов педагога к выявлению приемов эволюционно-интеллектуального стимулирования познавательной активностью обучающихся;
— изучить средства формирования творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний;
— разработать условия, обеспечивающие осознанный выбор обучающимися специальности в многоуровневой системе высшего педагогического образования;
— изучить педагогические условия формирования у обучающихся педвуза эмпатической культуры как составной части их педагогического мастерства.
Исследователь должен много поработать над формулировкой цели изыскания, добиваясь, чтобы она звучала четко и красиво, а главное — действительно отражала цель, которую он поставил перед собой.
3-й этап. Формулировка гипотезы исследования (предположения, которые должны получить подтверждение в изыскании). При разработке гипотезы исследователь должен иметь в виду основные функции научной теории. В качестве проекта гипотезы должна выполнять соответствующие функции в границах предмета исследования — описательную, объяснительную, прогностическую.
Удовлетворяя этим требованиям, гипотеза описывает композицию предмета исследования как проявления качества единства целого. Гипотеза прогнозирует конечные результаты преобразования и долговременность их существования.
Исследовательская практика показывает, что в творческом процессе формирования гипотезы определенную роль играет отдельный факт, психологическое состояние исследователя. Здесь особенно ярко проявляется роль аналогий, уровень развития ассоциативного мышления научного работника.
В практике существуют другие конструктивные способы построения гипотез. Например, создание множества вероятных «траекторий» движения объекта исследования, в результате чего последний приобретает качества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.
4-й этап. Постановка задач, вытекающих из гипотезы исследования. Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого явления, процесса, предположительно описанные существенные его характеристики соотносятся с целями исследования, т.е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перейти к формулировке задач исследования. Такая теоретическая работа направлена на выработку формы и содержания конкретных поисков заданий, устремленных на оптимизацию варьирование условий (внешних и внутренних, существующих и экспериментально приносимых), в результате которых гипотетическая причинно-следственная связь приобретает все черты объективной закономерности.
В процессе формулировки исследовательских задач, как правило, возникает необходимость в проведении эксперимента. В педагогическом исследовании используют следующие виды экспериментов: констатирующий, формирующий и контролирующий.
Констатирующий эксперимент проводится с целью установления фактического исходного состояния перед основным формирующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта. Его задача состоит: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным обоснованием для формулировки целей и задач исследования.
Детально же перечислить все стоящие задачи перед исследователем можно в начале каждой из глав диссертации, там, где это потребуется.
После постановки цели и задач диссертант должен отчетливо представлять себе границы своего исследования, как в ширину, так и в глубину и знать, что входит, а что не входит в то исследование, которое ему предстоит выполнить.
5-й этап. Подготовка и организация эксперимента. Новый этап движения научного поиска наступает после формулирования исследовательских задач. Для этого должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регулированию, так и допускающих хотя бы стабилизацию.
Программа экспериментального исследования (т.е. перечень работ на весь собственно экспериментальный период), методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществления прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.
Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность, эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.
6-й этап. Проведение эксперимента и сбор фактических данных. Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: исследовательских методик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных. Назначение такой проверки — внести возможные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременительными, отнимающими время и отвлекающие внимание от центральных вопросов проблемы.
Экспериментальный процесс — наиболее трудоемкая, напряженная, динамичная часть научного исследования, остановить который невозможно, эксперимент не допускает каких-либо незапланированных пауз. В процессе эксперимента исследователь обязан:
— непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп;
— варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;
— систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики;
— параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.
Процесс эксперимента сопровождается качественной и количественной обработкой данных. Качественная предполагает: а) получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса или отдельного обучающегося, группы; получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке. Количественная обработка включает методы математической статистики: альтернативный, корреляционный, дисперсионный, факторный, таксономический анализ и др.
7-й этап. Систематизация результатов, их интерпретация и изложение. На основе полученных данных начинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений. Фактический материал подвергается квалификации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, полигоны распределения, обнаруживаются тенденции развития стабильности, скачков в формировании качества объекта экспериментального воздействия и исследования. Индуктивные и дедуктивные обобщения фактического материала строятся в соответствии с требованиями репрезентативности, валидности и релевантности. На основе объективно познанных закономерностей проводятся:
— ретроспективная ревизия выдвинутой гипотезы с целью перевода её в ранг теории, в той её части, в которой она оказалась состоятельной;
— формулирование общих и частных следствий в этой теории, допускающих контрольную её проверку и воспроизведение экспериментального эффекта в иное время и в иное место другими исследователями, но при строгом соблюдении ими условий эксперимента;
— оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций с целью приращения и совершенствования методологического знания и включения его в общую систему методологии науки;
— разработка прикладной теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики. Рекомендации должны разрабатываться исключительно в такой форме, в которой их в состоянии потребить практика.
Придерживаясь данных рекомендаций, исследователь получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации изыскательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из предшествующих процедур логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный результат, который в этом случае будет иметь больше шансов отличаться полнотой доказательности и прикладными качествами.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и др.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику исследовательского процесса.
2. Назовите основные этапы исследования и дайте их краткую характеристику.
3. Как воплощаются результаты исследовательского процесса?
Источник: studopedia.su