В организационном плане обширные мероприятия социального, административно-хозяйственного, воспитательного и медицинского разделов первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей целесообразно скомпоновать в виде последовательных этапов внедрения. Большой практический опыт, накопленный в ходе проведения профилактики среди городских и сельских организованных детских коллективов, позволяет выделить одиннадцать основных этапов и рекомендовать их к внедрению в жизнь.
Первым этапом внедрения комплексной системы профилактики является определение тех учреждений, где на данном этапе необходимо проведение этих мероприятий. Согласно системы такими учреждениями являются, в первую очередь, организованные детские коллективы (школы, детские комбинаты); женские консультации (стоматологическая профилактика у беременных); высшие учебные заведения; отдельные промышленные предприятий с вредными условиями труда и средние профессионально-технические училища. Очередность и полноту охвата перечисленных контингентов первичными профилактическими мероприятиями определяет районное или городское управление
Программы профилактики, скрининга и ранней диагностики рака в России: с чего нужно начинать?
здравоохранения с привлечением органов просвещения. При этом во внимание принимается комплекс местных условий и потребность в профилактических мероприятиях.
Второй этап — заключение конкретного договора между службой здравоохранения и просвещения. Этот договор должен предусмотреть взаимные обязанности сторон. Руководители просвещения (приказ МЗ СССР и Госкомитета по народному образованию № 639/271 от 11.08.88 г.) согласно договору должны выделить помещение и средства для оборудования специальных комнат гигиены и профилактики, для закупки средств и предметов личной гигиены полости рта, наглядных пособий, мебели и т.д. Директора школ должны взять на себя обязательства провести в соответствии с реальными возможностями оборудование классов, кабинетов, уголков гигиены или комнаты «здорового ребенка», где наряду со стоматологами профилактические мероприятия могут осуществлять врачи других специальностей (гигиенисты, окулисты, инфекционисты). Руководители служб здравоохранения выделяют необходимые кадры, средства профилактики, диагностики.
Третий этап — подготовка медицинских кадров высшего и среднего звена для проведения эпидемиологических обследований, гигиенического воспитания населения и профилактических мероприятий в выделенных коллективах. Необходимые кадры готовятся из врачей, среднего медицинского персонала детских стоматологических поликлиник или профилактических отделений стоматологических поликлиник по специальной программе, предусматривающей их подготовку по всем необходимым разделам первичной и вторичной профилактики. Особенно целесообразно использование в реализации программы специально подготовленного среднего медицинского персонала в лице гигиенистов. Проведение профилактики стоматологических заболеваний является основной работой указанного персонала, которую они подготовлены выполнять самостоятельно. В настоящее время в МЗ России разработан и готовится приказ о подготовке указанных специалистов.
РАЗРАБОТКА СХЕМ ЭНДОГЕННОЙ ФТОРИД ПРОФИЛАКТИКИ
Четвертый этап — изучение и учет климато-географических факторов, особенностей питания, быта, привычек населения, состава воды. При этом необходимые мероприятия предопределяют исследования степени суровости климата, уровня солнечной инсоляции, ветрового и холодового режимов, особенностей геохимии почвы, степени жесткости воды, содержания в ней фтора, уровня потребления легкоусвояемых углеводов, нарушения режима их приема, количества естественных витаминов в пище, уровня употребления молока и молочных продуктов, сбалансированности питания по основным показателям белков,
жиров и углеводов, уровня потребления Са и Р, а также микроэлементов, потребления чая. То есть исследуются факторы, которые могут оказывать существенное влияние на уровень и особенности стоматологической заболеваемости.
Пятый этап — эпидемиологическое обследование выделенных групп детского населения для определения уровня поражаемости основными стоматологическими заболеваниями и выявления их количественной характеристики в виде различных индексов. На основе данных обследований могут быть рассчитаны необходимые силы для вторичной и первичной профилактики, а также проведено разделение детского населения на диспансерные группы с целью дифференциации объема лечебной и профилактической работы.
Шестой этап — оснащение и подготовка помещений и условий для внедрения профилактических мероприятий. Сущность этого этапа состоит в приобретении средств и предметов профилактики, изготовлении наглядных пособий, подготовке комнат (классов) гигиены и профилактики по тому или иному типу в зависимости от реальных условий. Необходимо учитывать, что этот этап может быть довольно длительным, особенно в случаях отсутствия в учреждениях помещений с раковинами и зеркалами и подводом водопроводной воды и канализации. Поэтому во многих случаях организация комнаты гигиены требует подготовки предварительного проекта, составления и утверждения сметы расходов, приобретения необходимых материалов, найма рабочих. Все эти мероприятия трудоемки, достаточно сложны и занимают много времени, поэтому их надо планировать заранее.
Седьмой этап — составление подробной региональной программы первичной профилактики стоматологических заболеваний с учетом предварительно проведенной работы. При этом нужно прежде всего определить характер, объем, последовательность профилактических мероприятий в различных диспансерных группах населения. Данный этап строится на результатах проведенного эпидемиологического обследования и данных изучения климатогеографических особенностей региона, питания, состава воды и других факторов. Сущность этого этапа заключается в том, чтобы в соответствии с особенностями эпидемиологии, клиники и патогенеза стоматологических заболеваний в данном регионе четко определить характер, объем и последовательность профилактических мероприятий.
Важным моментом в определении характера необходимых профилактических мероприятий является анализ питания населения. При этом особое внимание необходимо обратить на режим и качество потребления легкоусвояемых углеводов: какую часть пищи составляет сахар, конфеты, в какое время суток они принимаются, в каком виде (в виде жидких блюд, печенья, пирожных, липких конфет и т.д.). Все эти сведения имеют очень важное значение для выяснения роли углеводов в развитии стоматологической патологии у обследуемых групп населения, а, следовательно, на построение программы профилактики, особенно по разделу гигиенического воспитания, определения уровня гигиены полости рта и в выборе соответствующих адекватных средств профилактического воздействия.
Большое значение приобретает выяснение содержания минеральных компонентов пищи, в первую очередь — кальция. В этом плане первостепенное значение имеет уровень потребления молока и молочных продуктов, а также жесткость воды. При малом потреблении молока и мягкой воде могут сложиться условия относительного недостатка кальция в диете, это особенно характерно для северных районов страны. Следует также отметить, что может возникать эндогенная недостаточность кальция при нарушении его всасывания из-за заболеваний печени и желчного пузыря. Из других качественных характеристик питания необходимо проследить за сбалансированностью белков, жиров, углеводов в диете, а также за достаточностью естественных витаминов в пище.
С позиций стоматолога важна также форма принятия пиши, обладающей способностью очищать зубы и полость рта (морковь, репа, яблоки и др.)- Это улучшает кровоснабжение органов полости рта, их функцию, резистентность стоматологических органов к патологии. Из других выявляемых факторов необходимо оценить данные по уровню гигиены полости рта, уровню знаний населения о ней для планирования мероприятий гигиенического характера.
Для планирования объема и характера стоматологической профилактики необходимо сопоставить данные эпидемиологических исследований и выявленные неблагоприятные факторы. Сопоставление поможет выявить вероятные причинно-следственные связи и наметить адекватные и патогенетически обоснованные методы профилактики.
Например, в школе обнаружен высокий уровень поражения зубов кариесом, в питьевой воде отмечается недостаток фтора (0,3 мг/л), в диете школьников отсутствуют молочные блюда, фрукты и овощи, выявлен плохой уровень гигиены полости рта. Отсюда следует, что школьникам в программу профилактических мероприятий в обязательном порядке нужно ввести фтор (внутрь или местно, лучше наладить фторирование питьевой воды), необходимо кальцифицировать диету путем введения в рацион молочных продуктов, расширить ассортимент грубой пищи в виде целых овощей и фруктов. Важнейшим мероприятием является гигиеническое воспитание в виде санпросветработы и обучения рациональным приемам для коррекции гигиены полости рта. Из специальных кариесстатических средств, учитывая высокую пора-жаемость кариесом детей, необходимо назначение реминерализующих препаратов для повышения резистентности твердых тканей зубов.
Объем профилактических мероприятий и особенно кратность сеансов зависят не только от обнаруженных дефектов питания, вредных факторов внешней среды, но, что особенно важно, от интенсивности и активности кариеса зубов. Вполне естественно, что более активные формы заболеваний, например, декомпенсированная форма кариеса по Виноградовой, требует большего объема и кратности профилактических вмешательств.
Восьмой этап — утверждение состава координационного совета в администрации.
Девятый этап — предусматривает обсуждение, коррекцию и окончательное утверждение программы всеми заинтересованными лицами.
Десятый этап — непосредственное проведение профилактики среди различных групп населения, которое складывается из нескольких мероприятий:
а) организация и проведение курсов гигиенического воспитания с
медицинским персоналом лечебных и детских учреждений, педагогами
и родителями. Данный этап обязательно должен предшествовать вне
дрению профилактики специальными средствами и методами, так как
только убежденные в ее необходимости сотрудники и родители могут
стать надежными соратниками стоматологов в этой важной работе.
При этом нельзя выпускать из внимания ни одного из перечисленных
звеньев населения;
б) проведение уроков гигиены и практических занятий с непосред
ственными группами профилактируемого населения с включением эле
ментов контроля качества ухода за полостью рта, мер по улучшению и
рационализации питания у детей. Практическим занятиям всегда долж
ны предшествовать беседы и выступления врачей, убеждающие в необ
ходимости, простоте и эффективности профилактических мероприя
тий. Только при этом условии будут действенны дальнейшие практи
ческие занятия по обучению и коррекции гигиены полости рта и не
посредственные мероприятия по специальной профилактике основных
заболеваний. Как теоретическая, так и практическая часть занятий по
гигиеническому воспитанию населения обязательно закрепляются пу
тем контрольных вопросов и ответов, а также путем повторного опре
деления индекса гигиены полости рта. Одновременно должны быть
приняты меры (административные и организационные) по нормализа
ции обнаруженных дефектов питания в организованных детских кол
лективах;
в) применение специальных профилактических средств этиотроп-
ного и патогенетического механизмов действия. Эти средства должны
быть отобраны в соответствии с реальным клиническим стоматологи
ческим статусом в различных диспансерных группах населения и дан
ными параклинических методов исследования, проведенными ранее.
При этом нужно учитывать реальную обстановку, связанную с наличи
ем средств фтористой, бесфтористой профилактики кариеса зубов, ан
тисептиков, ферментов, средств и предметов гигиены полости рта, а
также возможность их приобретения или изготовления в аптечных или
лабораторных условиях.
Одиннадцатый этап — повторное эпидемиологическое обследование и определение эффективности проведенных мероприятий. Это завершающий этап профилактической работы, который обычно проводится через 1—5 лет после практического начала профилактики. Важным моментом этапа является коррекция мероприятий, если не удалось достичь планируемого эффекта по снижению заболеваемости кариесом и краевого пародонта.
Отдельно надо поставить еще 2 проблемы реализации программ профилактики.
Первая проблема — финансирование проекта. Опыт зарубежных стран и России совершенно однозначно показывает, что без финансирования в достаточном объеме невозможна реализация никаких профилактических программ. Без финансирования любые начинания быстро или медленно неизбежно превращаются в фикцию. Поэтому без решения проблем финансирования не следует начинать реализацию столь важного вопроса.
Вторая проблема — недопустимость превращения профилактики из государственной и социальной проблемы в медицинскую, пресечение любых попыток переложения ее на плечи медицинских работников. За последние годы стало совершенно очевидным, что медицинские аспекты стоматологической профилактики занимают лишь незначительное место в ее реализации — эпидемиологическое обследование, составление Программы и ее мониторинг. При этом медицинская часть в значительной мере должна выполняться специально обученным средним медицинским персоналом (гигиенисты), а роль врача и функция врачебной деятельности стоматолога не предполагает его прямого участия в выполнении профилактических программ. Он должен участвовать в их реализации на своем рабочем месте путем рекомендации по индивидуализированной профилактике, его основная функция — лечение стоматологических заболеваний и надзор за медицинским аспектом профилактической работы среднего медицинского персонала. Поэтому перекладывание этих функций на плечи стоматологов — грубая и недопустимая ошибка в реализации профилактических Программ.
Источник: mydocx.ru
Внедрение программы профилактики
По результатам анализа ситуационного анализа с учётом возможностей (экономических, кадровых и других), составляется общая схема ПП, а затем она детализируется.
Организационные мероприятия по внедрению:
За планирование и внедрение ПП отвечают главные стоматологи различных уровней.
В задачи организаторов входит:
— организация внедрения программы профилактики
Выбор гpyпп населения:
Программа профилактики охватываются в первую очередь группы населения с высоким риском возникновения стоматологических заболеваний: беременные женщины, дети.
Если невозможно охватить всё детское население, то надо сконцентрировать внимание на 5-6-летних детей с целью сохранения первых постоянных моляров.
Оценка эффективности программы профилактики:
Оценка эффективности ПП должна проводиться с учётом следующих принципов:
1. Обследованию в начале и конце профилактики подлежат одни и те же возрастные группы.
2. При сравнении результатов должны использоваться адекватные контрольные группы.
3. Обследование должно проводиться калиброванными специалистами.
4. Должны использоваться одни и те же индексы для эпидемиологического обследования и оценки эффективности.
Эффективность ПП оценивается через каждые 5 лет. Различают предварительную, промежуточную и окончательную оценку эффективности ПП.
Предварительная оценка эффективности ПП проводится для определения динамики показателей стоматологического статуса и для оценки восприятия населением программы профилактики.
Промежуточная оценка эффективности ПП позволяет, при необходимости, модифицировать ПП для достижения максимального эффекта.
Окончательная оценка эффективности ПП возможна после 5, 10 и более лет и должна включать медицинскую, экономическую и социальную эффективность.
Эффективность медицинскую или кариеспрофилактический эффект или редукцию (уменьшение) кариеса определяют в %. Редукция прироста кариеса поверхностей зубов вычисляется исходя из абсолютной величины показателя КПУ(п) в контрольной профилактической группе по формуле:
Мк – средняя величина прироста показателя КПУ(п) в контрольной группе в период наблюдения.
Мп – средняя величина прироста показателя КПУ(п) в профилактической группе (Лубоцкая Л.Н., 1980).
Показателями медицинской эффективности профилактики являются:
— снижение числа осложненных зубов
— снижение числа удаленных зубов
— уменьшение числа лиц с II и III степенями активности кариеса
— увеличение числа лиц с интактными зубами.
Уменьшение значения гигиенических и пародонтальных индексов и РМА является как показателем эффективности, так и социальной, так как это говорит об увеличении санитарной грамотности. Социальная эффективность проявляется в увеличении спроса и на средства гигиены полости рта и снижении обращаемости к стоматологу.
Экономический эффект может быть рассчитан косвенно по стоимости сэкономленного лечения в результате проведения профилактики, косвенный экономический эффект может быть рассчитан с учетом снижения числа удалений зубов, лечения осложненного кариеса, уменьшения потерь рабочего времени.
Итак, существуют основные принципы разработки программ профилактики, которые заключаются в следующем:
1. Программа профилактики кариеса зубов у населения должна быть научно обоснована.
2. Следует использовать наиболее эффективные и дешевые методы профилактики.
3. Должна быть последовательность и преемственность в выполнении профилактических мероприятий в течение всего периода детства, а далее – среди взрослого населения.
4. В реализации программы должен участвовать не только стоматологический, но и медицинский нестоматологический персонал: педиатры, медицинские сестры, акушеры-гинекологи, а также работники системы воспитания и образования.
5. Следует проводить постоянное наблюдение за внедрением программы профилактики основных стоматологических заболеваний и ее выполнением. Это необходимо для своевременной коррекции отдельных ее компонентов или программы в целом.
6. Базовыми компонентами комплексной программы профилактики основных стоматологических заболеваний должны быть следующие:
— обучение населения эффективной гигиене полости рта с использованием фторсодержащих зубных паст,
— применение фторидов на коммунальном уровне или местно;
— санитарное просвещение населения по профилактике кариеса зубов и заболеваний пародонта,
— рекомендации по сбалансированному питанию для ослабления или исключения кариесогенного влияния легко ферментируемых углеводов.
Источник: poisk-ru.ru
Этапность профилактики
научный руководитель ООО «Спектрально-динамические системы» доктор медицинских наук, профессор Ростовцев В.Н.
Этапность оказания медицинской помощи является столь же важным, сколь и естественным принципом организации здравоохранения.
Привычное деление профилактики на первичную и вторичную не учитывает существенного влияния на процессы рискогенеза генетической гармоничности браков и, соответственно, потомства, а также гармоничности духовно-нравственного, гигиенического и физического воспитания детей.
Вместе с тем, вполне очевидно, что гармоничность генотипа и гармоничность воспитания являются фундаментом здоровья индивида, а медицинские и социальные технологии обеспечения гармоничности генотипов и воспитания составляют базовый этап профилактики.
Этапы и виды профилактики
Этапы профилактики | Виды профилактики | Содержание | |
№ | Наименование | ||
1 | Базовая | Индивидуальная базовая | Добрачное медико-генетическое консультирование |
Социальная базовая | Духовно-нравственное, гигиеническое и физическое воспитание детей | ||
2 | Первичная (первичного заболевания) | Индивидуальная первичная | Профилактическое консультирование на основе выявления индивидуального первичного риска |
Социальная первичная | Комплексные госпрограммы профилактики | ||
3 | Вторичная (рецидивов и осложнений) | Индивидуальная вторичная | Профилактическое консультирование на основе выявления индивидуального вторичного риска |
Социальная вторичная | Повышение социальной справедливости и духовности |
Заметим, что групповая профилактика является лишь формой осуществления индивидуальной профилактики (нередко удобной, но всегда содержательно вырожденной формой).
Как видно из таблицы 1, каждый этап включает по два вида профилактики – индивидуальную и социальную. Далее мы кратко охарактеризуем шесть видов профилактики.
1.Индивидуальная базовая профилактика.
Индивидуальная базовая профилактика направлена на снижение генетических рисков болезней, а точнее – на снижение генетического компонента совокупных рисков. Доля генетического компонента в совокупном риске в дисперсионном выражении составляет от 40% для онкопатологии до 60% для болезней системы кровообращения. Эта доля достаточно велика для того, чтобы уделять базовой индивидуальной профилактике серьёзное внимание.
Суть индивидуальной базовой профилактики заключается в повышении уровня гармоничности генотипов будущих детей и соответствующем снижении генетических рисков болезней.
Способом реализации индивидуальной базовой профилактики является добрачное медико-генетическое консультирование. Добрачное медико-генетическое консультирование проводится в соответствии с известными медико-генетическими закономерностями. Например, в выводах к диссертации одного из моих первых докторантов Ю.Р.
Ковалёва зафиксирована следующая закономерность: «ИБС чаще всего встречается в семьях больных инфарктом миокарда, атеросклероз периферических сосудов – в семьях больных перемежающейся хромотой, церебральные сосудистые поражения – в семьях больных инсультом» [1]. Соответственно этой закономерности, в процессе добрачного медико-генетического консультирования молодым людям необходимо объяснить, что, если и в его семье, и в её семье имелось хотя бы по одному случаю одного и того же заболевания (например, ИБС), то их будущие дети будут иметь высокий риск этого заболевания. Сегодня индивидуальная базовая профилактика отсутствует.
2.Социальная базовая профилактика.
Социальная базовая профилактика направлена на снижение психогенных, в том числе поведенческих, рисков болезней.
Суть социальной базовой профилактики заключается в повышении гармоничности психотипов и повышении уровня культуры здоровья.
Способом реализации социальной базовой профилактики является духовно-нравственное, гигиеническое и физическое воспитание детей.
Любой рискогенез имеет психогенную компоненту. Заболевания с высокой психогенной компонентой называют психогенными. Компоненты дисперсии в генезе психогенных заболеваний представлены в таблице 2 [2].
Дисперсионный вклад различных компонентов рискогенеза в общую дисперсию риска заболеваний
Группа факторов | Величина дисперсионного вклада каждой группы | Суммарная величина дисперсионного вклада |
Наследственные факторы | Около 30% | |
Раннее развитие | Около 25% | Около 40% |
Детство | Около 15% | |
События жизни | Около 15% | Около 25% |
Социальные влияния | Около 10% | |
Прочие | Около 5% |
Как видно из таблицы 2, особенно ответственным является период дошкольного воспитания, то есть период формирования нравственного ядра личности.
Базовая профилактика в целом является стратегической и направлена на профилактический эффект, достигаемый в следующем поколении. Без надлежащей организации базовой профилактики решение актуальных медико-демографических задач, включая ключевую задачу повышения качества населения, невозможно в принципе. Состояние социальной базовой профилактики следует оценить, как крайне опасное. Необходимость осознания понятия и осуществления социальной базовой профилактики возникла вследствие разрушения (за последние 100 лет) традиционной культуры здоровья, включая культуру брачного выбора и культуру нравственного воспитания. Основными инструментами разрушения культуры здоровья явились идеи коммунизма и либеральных свобод.
3.Социальная первичная профилактика.
Социальная первичная профилактика направлена на снижение социогенного компонента риска болезней.
Суть социальной первичной профилактики заключается в обеспечении социальных условий для реализации здорового образа жизни.
Общепризнанный способ реализации социальной первичной профилактики состоит в обеспечении разработки и выполнения комплексных общегосударственных профилактических программ.
Примером подобной программы может служить проект «Северная Карелия», реализованный в Финляндии [3]. В рамках проекта была, например, изменена структура питания населения, в том числе в 2,5 раза повышено потребление овощей и фруктов. Реализация этого проекта привела к снижению смертности трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний на 57% за 20-летний период. Вместе с тем, в этом и других подобных проектах не удалось увеличить продолжительность жизни населения в сравнении с контрольными регионами. В целом подобные программы признаются специалистами малоэффективными [4].
4.Социальная вторичная профилактика.
Социальная вторичная профилактика направлена на снижение смертности от распространённых хронических болезней.
Суть социальной вторичной профилактики заключается в повышении уровней социальной справедливости, социального оптимизма и социальной духовности.
Способ реализации социальной вторичной профилактики состоит в создании соответствующих законодательных и других нормативных актов в области здравоохранения, трудовых отношений, социального обеспечения и СМИ.
Социальные аспекты и социальные индикаторы смертности от БСК
и н д и к а т о р ы
— Объем продаж алкогольных напитков
-Число учителей
-Число случаев заболеваний психо-зависимостями
-Число случаев ИППП
-Число разводов
-Число детей, рождённых вне брака
-Число построенных квартир
-Внутренний валовый продукт
-Число случаев самоубийств
-Объём экспорта
-Объём импорта
-Средняя заработная плата
-Бюджет прожиточного минимума
-Доля населения с доходами выше прожиточного минимума
-Число преступлений
-Число убийств
-Средний размер пенсий
-Индекс потребительских цен
-Суммарный коэффициент рождаемости
Социальные факторы смертности от БСК
Источник: kmsd.su