Этапы внедрения программы профилактики

В организационном плане обширные мероприятия социального, административно-хозяйственного, воспитательного и медицинского разделов первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей целесообразно скомпоновать в виде последовательных этапов внедрения. Большой практический опыт, накопленный в ходе проведе­ния профилактики среди городских и сельских организованных детс­ких коллективов, позволяет выделить одиннадцать основных этапов и рекомендовать их к внедрению в жизнь.

Первым этапом внедрения комплексной системы профилактики является определение тех учреждений, где на данном этапе необходи­мо проведение этих мероприятий. Согласно системы такими учрежде­ниями являются, в первую очередь, организованные детские коллекти­вы (школы, детские комбинаты); женские консультации (стоматологи­ческая профилактика у беременных); высшие учебные заведения; от­дельные промышленные предприятий с вредными условиями труда и средние профессионально-технические училища. Очередность и пол­ноту охвата перечисленных контингентов первичными профилактичес­кими мероприятиями определяет районное или городское управление

Программы профилактики, скрининга и ранней диагностики рака в России: с чего нужно начинать?

здравоохранения с привлечением органов просвещения. При этом во внимание принимается комплекс местных условий и потребность в профилактических мероприятиях.

Второй этап — заключение конкретного договора между службой здравоохранения и просвещения. Этот договор должен предусмотреть взаимные обязанности сторон. Руководители просвещения (приказ МЗ СССР и Госкомитета по народному образованию № 639/271 от 11.08.88 г.) согласно договору должны выделить помещение и средства для оборудования специальных комнат гигиены и профилактики, для закупки средств и предметов личной гигиены полости рта, наглядных пособий, мебели и т.д. Директора школ должны взять на себя обяза­тельства провести в соответствии с реальными возможностями обору­дование классов, кабинетов, уголков гигиены или комнаты «здорового ребенка», где наряду со стоматологами профилактические мероприятия могут осуществлять врачи других специальностей (гигиенисты, окули­сты, инфекционисты). Руководители служб здравоохранения выделяют необходимые кадры, средства профилактики, диагностики.

Третий этап — подготовка медицинских кадров высшего и сред­него звена для проведения эпидемиологических обследований, гигие­нического воспитания населения и профилактических мероприятий в выделенных коллективах. Необходимые кадры готовятся из врачей, среднего медицинского персонала детских стоматологических поли­клиник или профилактических отделений стоматологических поликли­ник по специальной программе, предусматривающей их подготовку по всем необходимым разделам первичной и вторичной профилактики. Особенно целесообразно использование в реализации программы спе­циально подготовленного среднего медицинского персонала в лице ги­гиенистов. Проведение профилактики стоматологических заболеваний является основной работой указанного персонала, которую они подго­товлены выполнять самостоятельно. В настоящее время в МЗ России разработан и готовится приказ о подготовке указанных специалистов.

РАЗРАБОТКА СХЕМ ЭНДОГЕННОЙ ФТОРИД ПРОФИЛАКТИКИ

Четвертый этап — изучение и учет климато-географических фак­торов, особенностей питания, быта, привычек населения, состава воды. При этом необходимые мероприятия предопределяют исследова­ния степени суровости климата, уровня солнечной инсоляции, ветрово­го и холодового режимов, особенностей геохимии почвы, степени жес­ткости воды, содержания в ней фтора, уровня потребления легкоусвоя­емых углеводов, нарушения режима их приема, количества естествен­ных витаминов в пище, уровня употребления молока и молочных про­дуктов, сбалансированности питания по основным показателям белков,

жиров и углеводов, уровня потребления Са и Р, а также микроэлемен­тов, потребления чая. То есть исследуются факторы, которые могут оказывать существенное влияние на уровень и особенности стоматоло­гической заболеваемости.

Пятый этап — эпидемиологическое обследование выделенных групп детского населения для определения уровня поражаемости ос­новными стоматологическими заболеваниями и выявления их количе­ственной характеристики в виде различных индексов. На основе дан­ных обследований могут быть рассчитаны необходимые силы для вто­ричной и первичной профилактики, а также проведено разделение дет­ского населения на диспансерные группы с целью дифференциации объема лечебной и профилактической работы.

Шестой этап — оснащение и подготовка помещений и условий для внедрения профилактических мероприятий. Сущность этого этапа состоит в приобретении средств и предметов профилактики, изготовле­нии наглядных пособий, подготовке комнат (классов) гигиены и про­филактики по тому или иному типу в зависимости от реальных усло­вий. Необходимо учитывать, что этот этап может быть довольно дли­тельным, особенно в случаях отсутствия в учреждениях помещений с раковинами и зеркалами и подводом водопроводной воды и канализа­ции. Поэтому во многих случаях организация комнаты гигиены требу­ет подготовки предварительного проекта, составления и утверждения сметы расходов, приобретения необходимых материалов, найма рабо­чих. Все эти мероприятия трудоемки, достаточно сложны и занимают много времени, поэтому их надо планировать заранее.

Седьмой этап — составление подробной региональной програм­мы первичной профилактики стоматологических заболеваний с учетом предварительно проведенной работы. При этом нужно прежде всего определить характер, объем, последовательность профилактических мероприятий в различных диспансерных группах населения. Данный этап строится на результатах проведенного эпидемиологического об­следования и данных изучения климатогеографических особенностей региона, питания, состава воды и других факторов. Сущность этого этапа заключается в том, чтобы в соответствии с особенностями эпи­демиологии, клиники и патогенеза стоматологических заболеваний в данном регионе четко определить характер, объем и последователь­ность профилактических мероприятий.

Важным моментом в определении характера необходимых профи­лактических мероприятий является анализ питания населения. При этом особое внимание необходимо обратить на режим и качество по­требления легкоусвояемых углеводов: какую часть пищи составляет са­хар, конфеты, в какое время суток они принимаются, в каком виде (в виде жидких блюд, печенья, пирожных, липких конфет и т.д.). Все эти сведения имеют очень важное значение для выяснения роли углеводов в развитии стоматологической патологии у обследуемых групп населе­ния, а, следовательно, на построение программы профилактики, осо­бенно по разделу гигиенического воспитания, определения уровня ги­гиены полости рта и в выборе соответствующих адекватных средств профилактического воздействия.

Читайте также:
Лучшие бухгалтерские программы для дома

Большое значение приобретает выяснение содержания минераль­ных компонентов пищи, в первую очередь — кальция. В этом плане первостепенное значение имеет уровень потребления молока и молоч­ных продуктов, а также жесткость воды. При малом потреблении мо­лока и мягкой воде могут сложиться условия относительного недостат­ка кальция в диете, это особенно характерно для северных районов страны. Следует также отметить, что может возникать эндогенная не­достаточность кальция при нарушении его всасывания из-за заболева­ний печени и желчного пузыря. Из других качественных характеристик питания необходимо проследить за сбалансированностью белков, жи­ров, углеводов в диете, а также за достаточностью естественных вита­минов в пище.

С позиций стоматолога важна также форма принятия пиши, обла­дающей способностью очищать зубы и полость рта (морковь, репа, яб­локи и др.)- Это улучшает кровоснабжение органов полости рта, их функцию, резистентность стоматологических органов к патологии. Из других выявляемых факторов необходимо оценить данные по уровню гигиены полости рта, уровню знаний населения о ней для планирова­ния мероприятий гигиенического характера.

Для планирования объема и характера стоматологической профи­лактики необходимо сопоставить данные эпидемиологических иссле­дований и выявленные неблагоприятные факторы. Сопоставление по­может выявить вероятные причинно-следственные связи и наметить адекватные и патогенетически обоснованные методы профилактики.

Например, в школе обнаружен высокий уровень поражения зубов кариесом, в питьевой воде отмечается недостаток фтора (0,3 мг/л), в диете школьников отсутствуют молочные блюда, фрукты и овощи, вы­явлен плохой уровень гигиены полости рта. Отсюда следует, что школьникам в программу профилактических мероприятий в обязатель­ном порядке нужно ввести фтор (внутрь или местно, лучше наладить фторирование питьевой воды), необходимо кальцифицировать диету путем введения в рацион молочных продуктов, расширить ассортимент грубой пищи в виде целых овощей и фруктов. Важнейшим мероприя­тием является гигиеническое воспитание в виде санпросветработы и обучения рациональным приемам для коррекции гигиены полости рта. Из специальных кариесстатических средств, учитывая высокую пора-жаемость кариесом детей, необходимо назначение реминерализующих препаратов для повышения резистентности твердых тканей зубов.

Объем профилактических мероприятий и особенно кратность сеан­сов зависят не только от обнаруженных дефектов питания, вредных факторов внешней среды, но, что особенно важно, от интенсивности и активности кариеса зубов. Вполне естественно, что более активные формы заболеваний, например, декомпенсированная форма кариеса по Виноградовой, требует большего объема и кратности профилактичес­ких вмешательств.

Восьмой этап — утверждение состава координационного совета в администрации.

Девятый этап — предусматривает обсуждение, коррекцию и окон­чательное утверждение программы всеми заинтересованными лицами.

Десятый этап — непосредственное проведение профилактики среди различных групп населения, которое складывается из нескольких мероприятий:

а) организация и проведение курсов гигиенического воспитания с
медицинским персоналом лечебных и детских учреждений, педагогами
и родителями. Данный этап обязательно должен предшествовать вне­
дрению профилактики специальными средствами и методами, так как
только убежденные в ее необходимости сотрудники и родители могут
стать надежными соратниками стоматологов в этой важной работе.
При этом нельзя выпускать из внимания ни одного из перечисленных
звеньев населения;

б) проведение уроков гигиены и практических занятий с непосред­
ственными группами профилактируемого населения с включением эле­
ментов контроля качества ухода за полостью рта, мер по улучшению и
рационализации питания у детей. Практическим занятиям всегда долж­
ны предшествовать беседы и выступления врачей, убеждающие в необ­
ходимости, простоте и эффективности профилактических мероприя­
тий. Только при этом условии будут действенны дальнейшие практи­
ческие занятия по обучению и коррекции гигиены полости рта и не­
посредственные мероприятия по специальной профилактике основных
заболеваний. Как теоретическая, так и практическая часть занятий по
гигиеническому воспитанию населения обязательно закрепляются пу­
тем контрольных вопросов и ответов, а также путем повторного опре­
деления индекса гигиены полости рта. Одновременно должны быть
приняты меры (административные и организационные) по нормализа­
ции обнаруженных дефектов питания в организованных детских кол­
лективах;

в) применение специальных профилактических средств этиотроп-
ного и патогенетического механизмов действия. Эти средства должны
быть отобраны в соответствии с реальным клиническим стоматологи­
ческим статусом в различных диспансерных группах населения и дан­
ными параклинических методов исследования, проведенными ранее.
При этом нужно учитывать реальную обстановку, связанную с наличи­
ем средств фтористой, бесфтористой профилактики кариеса зубов, ан­
тисептиков, ферментов, средств и предметов гигиены полости рта, а
также возможность их приобретения или изготовления в аптечных или
лабораторных условиях.

Одиннадцатый этап — повторное эпидемиологическое обследо­вание и определение эффективности проведенных мероприятий. Это завершающий этап профилактической работы, который обычно прово­дится через 1—5 лет после практического начала профилактики. Важ­ным моментом этапа является коррекция мероприятий, если не удалось достичь планируемого эффекта по снижению заболеваемости кариесом и краевого пародонта.

Отдельно надо поставить еще 2 проблемы реализации программ профилактики.

Первая проблема — финансирование проекта. Опыт зарубежных стран и России совершенно однозначно показывает, что без финанси­рования в достаточном объеме невозможна реализация никаких профи­лактических программ. Без финансирования любые начинания быстро или медленно неизбежно превращаются в фикцию. Поэтому без реше­ния проблем финансирования не следует начинать реализацию столь важного вопроса.

Читайте также:
Что такое досуговая программа

Вторая проблема — недопустимость превращения профилактики из государственной и социальной проблемы в медицинскую, пресече­ние любых попыток переложения ее на плечи медицинских работни­ков. За последние годы стало совершенно очевидным, что медицинс­кие аспекты стоматологической профилактики занимают лишь незна­чительное место в ее реализации — эпидемиологическое обследова­ние, составление Программы и ее мониторинг. При этом медицинская часть в значительной мере должна выполняться специально обучен­ным средним медицинским персоналом (гигиенисты), а роль врача и функция врачебной деятельности стоматолога не предполагает его пря­мого участия в выполнении профилактических программ. Он должен участвовать в их реализации на своем рабочем месте путем рекоменда­ции по индивидуализированной профилактике, его основная функция — лечение стоматологических заболеваний и надзор за медицинс­ким аспектом профилактической работы среднего медицинского персонала. Поэтому перекладывание этих функций на плечи стома­тологов — грубая и недопустимая ошибка в реализации профилак­тических Программ.

Источник: mydocx.ru

Внедрение программы профилактики

По результатам анализа ситуационного анализа с учётом возможностей (экономических, кадровых и других), составляется общая схема ПП, а затем она детализируется.

Организационные мероприятия по внедрению:

За планирование и внедрение ПП отвечают главные стоматологи различных уровней.

В задачи организаторов входит:

— организация внедрения программы профилактики

Выбор гpyпп населения:

Программа профилактики охватываются в первую очередь группы населения с высоким риском возникновения стоматологических заболеваний: беременные женщины, дети.

Если невозможно охватить всё детское население, то надо сконцентрировать внимание на 5-6-летних детей с целью сохранения первых постоянных моляров.

Оценка эффективности программы профилактики:

Оценка эффективности ПП должна проводиться с учётом следующих принципов:

1. Обследованию в начале и конце профилактики подлежат одни и те же возрастные группы.

2. При сравнении результатов должны использоваться адекватные контрольные группы.

3. Обследование должно проводиться калиброванными специалистами.

4. Должны использоваться одни и те же индексы для эпидемиологического обследования и оценки эффективности.

Эффективность ПП оценивается через каждые 5 лет. Различают предварительную, промежуточную и окончательную оценку эффективности ПП.

Предварительная оценка эффективности ПП проводится для определения динамики показателей стоматологического статуса и для оценки восприятия населением программы профилактики.

Промежуточная оценка эффективности ПП позволяет, при необходимости, модифицировать ПП для достижения максимального эффекта.

Окончательная оценка эффективности ПП возможна после 5, 10 и более лет и должна включать медицинскую, экономическую и социальную эффективность.

Эффективность медицинскую или кариеспрофилактический эффект или редукцию (уменьшение) кариеса определяют в %. Редукция прироста кариеса поверхностей зубов вычисляется исходя из абсолютной величины показателя КПУ(п) в контрольной профилактической группе по формуле:

Мк – средняя величина прироста показателя КПУ(п) в контрольной группе в период наблюдения.

Мп – средняя величина прироста показателя КПУ(п) в профилактической группе (Лубоцкая Л.Н., 1980).

Показателями медицинской эффективности профилактики являются:

— снижение числа осложненных зубов

— снижение числа удаленных зубов

— уменьшение числа лиц с II и III степенями активности кариеса

— увеличение числа лиц с интактными зубами.

Уменьшение значения гигиенических и пародонтальных индексов и РМА является как показателем эффективности, так и социальной, так как это говорит об увеличении санитарной грамотности. Социальная эффективность проявляется в увеличении спроса и на средства гигиены полости рта и снижении обращаемости к стоматологу.

Экономический эффект может быть рассчитан косвенно по стоимости сэкономленного лечения в результате проведения профилактики, косвенный экономический эффект может быть рассчитан с учетом снижения числа удалений зубов, лечения осложненного кариеса, уменьшения потерь рабочего времени.

Итак, существуют основные принципы разработки программ профилактики, которые заключаются в следующем:

1. Программа профилактики кариеса зубов у населения должна быть научно обоснована.

2. Следует использовать наиболее эффективные и дешевые методы профилактики.

3. Должна быть последовательность и преемственность в выполнении профилактических мероприятий в течение всего периода детства, а далее – среди взрослого населения.

4. В реализации программы должен участвовать не только стоматологический, но и медицинский нестоматологический персонал: педиатры, медицинские сестры, акушеры-гинекологи, а также работники системы воспитания и образования.

5. Следует проводить постоянное наблюдение за внедрением программы профилактики основных стоматологических заболеваний и ее выполнением. Это необходимо для своевременной коррекции отдельных ее компонентов или программы в целом.

6. Базовыми компонентами комплексной программы профилактики основных стоматологических заболеваний должны быть следующие:

— обучение населения эффективной гигиене полости рта с использованием фторсодержащих зубных паст,

— применение фторидов на коммунальном уровне или местно;

— санитарное просвещение населения по профилактике кариеса зубов и заболеваний пародонта,

— рекомендации по сбалансированному питанию для ослабления или исключения кариесогенного влияния легко ферментируемых углеводов.

Источник: poisk-ru.ru

Этапность профилактики

Этапность профилактики

научный руководитель ООО «Спектрально-динамические системы» доктор медицинских наук, профессор Ростовцев В.Н.

Этапность оказания медицинской помощи является столь же важным, сколь и естественным принципом организации здравоохранения.

Привычное деление профилактики на первичную и вторичную не учитывает существенного влияния на процессы рискогенеза генетической гармоничности браков и, соответственно, потомства, а также гармоничности духовно-нравственного, гигиенического и физического воспитания детей.

Вместе с тем, вполне очевидно, что гармоничность генотипа и гармоничность воспитания являются фундаментом здоровья индивида, а медицинские и социальные технологии обеспечения гармоничности генотипов и воспитания составляют базовый этап профилактики.

Читайте также:
Как установить программу msvcp140 dll

Этапы и виды профилактики

Этапы профилактики Виды профилактики Содержание
Наименование
1 Базовая Индивидуальная базовая Добрачное медико-генетическое консультирование
Социальная базовая Духовно-нравственное, гигиеническое и физическое воспитание детей
2 Первичная (первичного заболевания) Индивидуальная первичная Профилактическое консультирование на основе выявления индивидуального первичного риска
Социальная первичная Комплексные госпрограммы профилактики
3 Вторичная (рецидивов и осложнений) Индивидуальная вторичная Профилактическое консультирование на основе выявления индивидуального вторичного риска
Социальная вторичная Повышение социальной справедливости и духовности

Заметим, что групповая профилактика является лишь формой осуществления индивидуальной профилактики (нередко удобной, но всегда содержательно вырожденной формой).

Как видно из таблицы 1, каждый этап включает по два вида профилактики – индивидуальную и социальную. Далее мы кратко охарактеризуем шесть видов профилактики.

1.Индивидуальная базовая профилактика.

Индивидуальная базовая профилактика направлена на снижение генетических рисков болезней, а точнее – на снижение генетического компонента совокупных рисков. Доля генетического компонента в совокупном риске в дисперсионном выражении составляет от 40% для онкопатологии до 60% для болезней системы кровообращения. Эта доля достаточно велика для того, чтобы уделять базовой индивидуальной профилактике серьёзное внимание.

Суть индивидуальной базовой профилактики заключается в повышении уровня гармоничности генотипов будущих детей и соответствующем снижении генетических рисков болезней.

Способом реализации индивидуальной базовой профилактики является добрачное медико-генетическое консультирование. Добрачное медико-генетическое консультирование проводится в соответствии с известными медико-генетическими закономерностями. Например, в выводах к диссертации одного из моих первых докторантов Ю.Р.

Ковалёва зафиксирована следующая закономерность: «ИБС чаще всего встречается в семьях больных инфарктом миокарда, атеросклероз периферических сосудов – в семьях больных перемежающейся хромотой, церебральные сосудистые поражения – в семьях больных инсультом» [1]. Соответственно этой закономерности, в процессе добрачного медико-генетического консультирования молодым людям необходимо объяснить, что, если и в его семье, и в её семье имелось хотя бы по одному случаю одного и того же заболевания (например, ИБС), то их будущие дети будут иметь высокий риск этого заболевания. Сегодня индивидуальная базовая профилактика отсутствует.

2.Социальная базовая профилактика.

Социальная базовая профилактика направлена на снижение психогенных, в том числе поведенческих, рисков болезней.

Суть социальной базовой профилактики заключается в повышении гармоничности психотипов и повышении уровня культуры здоровья.

Способом реализации социальной базовой профилактики является духовно-нравственное, гигиеническое и физическое воспитание детей.

Любой рискогенез имеет психогенную компоненту. Заболевания с высокой психогенной компонентой называют психогенными. Компоненты дисперсии в генезе психогенных заболеваний представлены в таблице 2 [2].

Дисперсионный вклад различных компонентов рискогенеза в общую дисперсию риска заболеваний

Группа факторов Величина дисперсионного вклада каждой группы Суммарная величина дисперсионного вклада
Наследственные факторы Около 30%
Раннее развитие Около 25% Около 40%
Детство Около 15%
События жизни Около 15% Около 25%
Социальные влияния Около 10%
Прочие Около 5%

Как видно из таблицы 2, особенно ответственным является период дошкольного воспитания, то есть период формирования нравственного ядра личности.

Базовая профилактика в целом является стратегической и направлена на профилактический эффект, достигаемый в следующем поколении. Без надлежащей организации базовой профилактики решение актуальных медико-демографических задач, включая ключевую задачу повышения качества населения, невозможно в принципе. Состояние социальной базовой профилактики следует оценить, как крайне опасное. Необходимость осознания понятия и осуществления социальной базовой профилактики возникла вследствие разрушения (за последние 100 лет) традиционной культуры здоровья, включая культуру брачного выбора и культуру нравственного воспитания. Основными инструментами разрушения культуры здоровья явились идеи коммунизма и либеральных свобод.

3.Социальная первичная профилактика.

Социальная первичная профилактика направлена на снижение социогенного компонента риска болезней.

Суть социальной первичной профилактики заключается в обеспечении социальных условий для реализации здорового образа жизни.

Общепризнанный способ реализации социальной первичной профилактики состоит в обеспечении разработки и выполнения комплексных общегосударственных профилактических программ.

Примером подобной программы может служить проект «Северная Карелия», реализованный в Финляндии [3]. В рамках проекта была, например, изменена структура питания населения, в том числе в 2,5 раза повышено потребление овощей и фруктов. Реализация этого проекта привела к снижению смертности трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний на 57% за 20-летний период. Вместе с тем, в этом и других подобных проектах не удалось увеличить продолжительность жизни населения в сравнении с контрольными регионами. В целом подобные программы признаются специалистами малоэффективными [4].

4.Социальная вторичная профилактика.

Социальная вторичная профилактика направлена на снижение смертности от распространённых хронических болезней.

Суть социальной вторичной профилактики заключается в повышении уровней социальной справедливости, социального оптимизма и социальной духовности.

Способ реализации социальной вторичной профилактики состоит в создании соответствующих законодательных и других нормативных актов в области здравоохранения, трудовых отношений, социального обеспечения и СМИ.

Социальные аспекты и социальные индикаторы смертности от БСК

и н д и к а т о р ы

— Объем продаж алкогольных напитков
-Число учителей
-Число случаев заболеваний психо-зависимостями
-Число случаев ИППП
-Число разводов
-Число детей, рождённых вне брака

-Число построенных квартир
-Внутренний валовый продукт
-Число случаев самоубийств
-Объём экспорта
-Объём импорта

-Средняя заработная плата
-Бюджет прожиточного минимума
-Доля населения с доходами выше прожиточного минимума
-Число преступлений
-Число убийств

-Средний размер пенсий
-Индекс потребительских цен
-Суммарный коэффициент рождаемости

Социальные факторы смертности от БСК

Источник: kmsd.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru