Этапы создания экскурсионной программы

Подготовка экскурсии регулируется ГОСТ Р 50681 —94 «Турист­ско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». В нем указано, что проектирование услуги «экскурсия» предусматривает определение ее тематической направленности, объектов осмотра, продолжительности, объема информации, фор­мы перемещения по маршруту и др. Результатом проектирования являются следующие документы: технологическая карта; контроль­ный текст экскурсии; материалы «портфеля экскурсовода»; схема трассы маршрута транспортной экскурсии. Охарактеризуем основ­ные этапы разработки экскурсии.

Этап 1. Выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач.

Тема экскурсии является стержнем, на котором строятся показ и рассказ.

Тема экскурсии и ее название могут совпадать, а могут и не со­впадать. Именно от названия часто зависит популярность экскур­сии.

Задачи экскурсии — это ступени (шаги, этапы) в достижении цели. Как, например, показать роль Петербурга в жизни и творче­стве А. С. Пушкина?

Как устроен процесс разработки? ДЛЯ НОВИЧКОВ / Про IT / Geekbrains

Во-первых, необходимо выявить места, где жил и бывал поэт; во- вторых, рассмотреть образ северной столицы, созданный в произ­ведениях поэта, соотнести его с реально существующими улицами и площадями. В-третьих, выявить и показать предполагаемые места проживания и деятельности пушкинских литературных героев. Ре­шение этих задач (а их может быть и больше) позволит достигнуть цели экскурсии.

Задачи находят отражение в подтемах экскурсии. Количество подтем колеблется от 3 до 15 в зависимости от экскурсии.

Этап 2. Составление библиографического списка и изучение ли­тературы по теме.

В библиографический список включаются источники и лите­ратура по теме экскурсии. К источникам относят все документы, появившиеся в ту эпоху, о которой идет речь, и характеризующие ее. Это могут быть законодательные акты, договоры, указы, рас­поряжения, летописи, хроники,дневники,письма и др. Источни­ками являются материальные предметы, созданные в изучаемое время, былины, сказки, песни, пословицы, кино-, фоно- и фото­материалы.

Литература (книги, брошюры, статьи) подбирается по теме экс­курсии, в ней анализируются источники. Это вторичный материал, представляющий собой авторскую интерпретацию источников.

При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные опубликованной литературы: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.

Если источники находятся в архиве или музее, необходимо четко указать местонахождение документа: архив, фонд, опись, номер единицы хранения.

Этап 3. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Объекты показа являются зрительной основой экскурсии и рассказа экскур­совода. По содержанию экскурсионные объекты можно разделить на одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (роща, улица, площадь); по функциональному значению — на основные и дополнительные; по степени сохранности — на полно­стью и частично сохранившиеся (перестроенные).

Часто бывает, что достойных объектов гораздо больше, чем мож­но успеть показать на экскурсии. Поэтому отбираются только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме, наи­более типичные и удачно расположенные по маршруту. Иногда приходится жертвовать содержательными памятниками, если они расположены слишком далеко.

При выборе объектов учитываются следующие их характери­стики:

• информативность, познавательная ценность;

• известность (есть объекты малоинтересные с исторической и художественной точки зрения, но известные большинству туристов);

• необычность (экзотичность) объекта как по своей истории, так и по внешнему виду;

• внешняя выразительность (привлекательность);

• сохранность, состояние в конкретный момент (например, если здание находится на реставрации и скрыто строитель­ными лесами, нет смысла его показывать);

• месторасположение — расстояние до объекта, удобство про­езда, состояние дороги, хороший обзор.

Важно правильно определить число объектов показа: чем их больше, тем поверхностнее будет рассказ о них; если объектов мало, то тема не будет раскрыта полностью. Для четырехчасовой обзорной экскурсии рекомендуется планировать 15 — 20 основных объектов, для тематической — 8 —10.

Перед тем, как включить объект в экскурсию, необходимо про­вести предварительный его осмотр, собрать все сведения о нем. Эти сведения заносят в специальные карточки, которые составляют глав­ный справочный материал для экскурсовода. Эти карточки называ­ют также паспортом объекта, в них заносят следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное);

2) историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий этот пункт не обязателен);

3) точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома;

4) описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материа­лов и др.);

5) источники сведений об объекте: книга, статья, архивный до­кумент, устный рассказ;

6) сохранность объекта: его состояние и состояние территории, дата окончания реставрационных работ;

7) охрана памятника: кем осуществляется, с какого времени, в соответствии с каким документом;

Читайте также:
Как поставить программу из образа

8) в какие экскурсионные темы целесообразно включать данный памятник в качестве объекта показа;

9) дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего. Этот пункт необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном бюро. Сегодня многие экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные картотеки.

К карточке прикрепляется одна или несколько фотографий объекта.

Этап 4. Составление маршрута экскурсии, т.е. пути следова­ния экскурсионной группы. Исходный и конечный пункты марш­рута должны соответствовать характеру темы экскурсии.

Рекомендуется при составлении маршрута учитывать следу­ющие основные требования:

• показ объектов должен вестись в логической последователь­ности;

• маршрут должен обеспечить показ всех основных объектов;

• переезды или переходы от объекта к объекту не должны пре­вышать 10—15 мин;

• необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустро­енным магистралям города;

• нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута;

• необходимо учитывать возможность остановки автобуса с выходом или без выхода группы у каждого из основных объ­ектов;

• учитывать правила дорожного движения и перевозки пасса­жиров, а также другие документы, регламентирующие пере­движение по российским или зарубежным дорогам.

Экскурсионный маршрут составляется по хронологическому, тематическому или тематико-хронологическому принципам.

При хронологическом принципе объекты показываются по оче­редности их возникновения или постройки, по времени или оче­редности влияния на жизнь конкретной личности. По этому прин­ципу могут быть построены маршруты исторических, биографиче­ских, искусствоведческих и других экскурсий.

При тематическом принципе объекты показываются в соответ­ствии с раскрытием темы или подтем экскурсии.

Комплексный тематико-хронологический принцип применяет­ся чаще всего в городских обзорных многоплановых экскурсиях, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только внутри подтемы.

Этап 5. Объезд или обход маршрута с целью уточнения трассы движения, места расположения экскурсионных объектов, подъез­дов к ним, остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы.

Резервные точки нужны на тот случай, если основная точка будет занята другой туристской группой.

Одновременно проводится хронометраж: уточняется длитель­ность всех проездов или проходов от объекта к объекту, время, не­обходимое для показа. Высчитывается общая продолжительность экскурсии, ее протяженность в километрах.

Объезд или обход маршрута необходим и в случае, если экскур­сия долго не проводилась, когда в городе активно идут ремонтные или реставрационные работы и подъезд к объекту может быть не­ожиданно перекрыт или объект взят на реставрацию, огорожен за­бором или покрыт строительными лесами, что сделает невозмож­ным его показ.

Объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет примерно 40 — 50 стандартных машинописных страниц, для пешеходной — 25 — 30.

На основе контрольного текста экскурсовод составляет индиви­дуальный текст, который и озвучивает, сообразуясь с составом груп­пы и интересами конкретных экскурсантов.

Индивидуальный текст составляется каждым экскурсоводом для себя в соответствии с контрольным, материал излагается стро­го в соответствии со структурой экскурсии (вступление, основная часть, заключение) и последовательностью показа объектов на маршруте.

В заключении подводятся итоги. Экскурсовод приглашает тури­стов на другие экскурсии, которые смогут расширить их представ­ление о теме или о городе в целом.

Этап 7. Комплектование «портфеля экскурсовода».

Так называют комплект наглядных пособий, которые использу­ются на экскурсии для дополнения зрительного ряда, восстановле­ния первоначального вида объекта, восполнения недостающего звена в показе. В этот комплект входят информационные материа­лы (фотографии, копии документов, географические карты, схемы, репродукции с картин и др.), используемые экскурсоводом.

Наглядные пособия можно разделить на группы:

а) естественные (гербарии, семена, коллекции засушенных на­секомых, образцы минералов, почвы и др.);

б) изобразительные (репродукции живописи, графики, открыт­ки, рисунки, схемы, исторические и географические карты, табли­цы, диаграммы, различные фотокопии);

в) технические (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, аудиоза­писи музыкальных, литературных произведений, воспоминаний).

В «портфель» можно также включить образцы продукции про­мышленных предприятий, народного творчества (в том случае, если это легко переносимо).

Весь наглядный материал следует подбирать и готовить к показу заранее. Совершенно недопустимо рвать растения во время экс­курсии или вынимать фрагменты кирпичей из кладки здания или крепостной стены с желанием показать состав этого кирпича или его форму.

Для 3 — 4-часовой экскурсии пособий может быть не более 15. Их обилие может утомить, рассеять внимание, уменьшить интерес к экскурсии. Принципом отбора пособий является степень их не­обходимости для раскрытия темы экскурсии, их информативности и наглядности.

Этап 8. Выбор методических приемов. Они подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. На этом этапе подготовки экскурсии необходимо определить, какой конкретно прием целе­сообразно использовать при показе каждого объекта на конкрет­ных участках маршрута. Более подробно об этом рассказывается в гл. 6.

Этап 9. Определение техники ведения экскурсии. Это — орга­низационные вопросы экскурсионного процесса. Если проводится автобусная экскурсия, то четко определяется место и время выхода из автобуса, скорость движения на каждом конкретном участке, ме­сто экскурсовода и экскурсантов у каждого объекта. Кроме этого к организационным вопросам относится выделение времени для фо­тографирования, покупки сувениров, отдыха и др.

Читайте также:
Программа где все игры бесплатные

Этап 10. Составление технологической карты (методической разработки). Она является основным документом экскурсионного учреждения, который вместе с текстом дает право на проведение и оплату экскурсии. Технологическая карта включает простран- ственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остано­вок, точек обзора и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.

В технологическую карту вносятся все сведения по экскурсии (тема, цель и задачи, маршрут и объекты показ, общая продолжи­тельность и продолжительность всех проездов и остановок, методи­ческие приемы, техника проведения). Объем карты составляет в среднем 6—12 страниц.

Заключительный этап — прием (сдача) экскурсии на маршруте. Если экскурсия составлялась группой, то пробную экскурсию обыч­но проводит руководитель группы (иногда один из ее членов). По­сле приема (сдачи) экскурсии происходит ее утверждение и экскур­совод допускается к работе на маршруте.

Подготовка технологической карты экскурсии

Значение технологической карты (методической разработки) в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет место и соотношение ее основных элементов — показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике ор­ганизации и проведения экскурсии.

Технологическая карта составляется на каждую экскурсионную тему и для каждой категории экскурсантов с учетом их возрастных и психологических особенностей, профессиональных интересов в со­ответствии с приложением Е к ГОСТ Р 50681—94 (приложение 6).

На примере технологической карты, составленной для обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу, покажем методику ее заполнения (табл. 5.1).

На титульном листе технологической карты указываются следу­ющие данные.

Руководитель турист, предприятия______________________________

(Подпись, расшифровка подписи)

Технологическая карта экскурсии на тему «»

Вид экскурсии (в соответствии с классификацией)_________________

Продолжительность (ч) ______________________________________

Цель экскурсии _____________________________________________

Задачи экскурсии ___________________________________________

Маршрут экскурсии (кратко основные пункты) ___________________

1. Как осуществляется выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач экскурсии?

2. Как и где искать информацию по теме экскурсии?

3. Как отбираются экскурсионные объекты?

4. Как составляется маршрут экскурсии?

5. Для чего необходим объезд или обход маршрута?

6. Чем отличается контрольный текст экскурсии от индивидуального?

7. Что такое «портфель экскурсовода» и как он комплектуется?

8. Для чего нужна технологическая карта экскурсии?

Гл а в а 6 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Источник: cyberpedia.su

Технология создания и подготовки новой экскурсии

Экскурсионную технологию изучают с нескольких сторон: как основу профессионализма экскурсовода; как систему, совершенствующую информационную подачу; как способ упорядочить работу специалиста. Технология способствует большему пониманию предмета среди участников, нежели на лекции по той же теме.

Экскурсионная технология включает в себя взаимосвязанные и взаимовлияемые элементы:

  • технологию формирования новой темы, ранее не освящаемой данным предприятием;
  • технологию формирования экскурсоводом новой для него темы, но уже используемой на данном предприятии;
  • технологию подготовки экскурсовода к проведению экскурсии;
  • технологию ведения мероприятия;
  • технологию послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1

В экскурсионной технологии важны такие понятия как рассказ и показ. Стоит отметить, что согласно технологии проведения экскурсионного мероприятия, изначально производится демонстрация объектов, а после добавляется рассказ, его характеризующий. Также учитывается способность объекта обращать на себя внимание, используются разные способы усиления внимания экскурсантов.

Перед технологией стоит еще одна задача – выявить максимально результативные методические приемы проведения экскурсии.

Предмет экскурсионной технологии — это целенаправленное изучение, построение, формулировка, объяснение и использование на практике способов воспитания и обучения, а также методических приёмов, с помощью которых сотрудники экскурсионного бюро выполняют свою работу.

Технология подготовки новой экскурсии

Разработка нового экскурсионного предприятия – сложный процесс, в котором задействовано большое количество людей. Содержание и познавательная ценность напрямую зависят от уровня знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, навыков в области психологии и способности оказывать определенное влияние на экскурсантов.

«Технология создания и подготовки новой экскурсии»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 2

Экскурсия – это итог двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они очень взаимосвязаны. Сложно предоставить качественную экскурсионную услугу при неграмотной подготовке.

Подготовка нового экскурсионного продукта состоит из двух направлений:

  1. разработки новой темы экскурсии. Имеется в виду как принципиально новый продукт, так и новый исключительно для конкретного бюро;
  2. подготовки начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее созданной и проводимой данным экскурсионном бюро.
Читайте также:
Где лучше всего скачивать программы на компьютер

Для разработки нового мероприятиясобирается творческая группа, которая состоит из 3 — 7 человек. Чаще всего, это сотрудники экскурсионного предприятия. Но бывают и приглашенные специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и прочее.

Каждый участник творческой группы разрабатывает один из разделов, одну из подтем экскурсионного мероприятия или один или несколько вопросов подтемы. Контроль за работой группы осуществляет выбранный руководитель.

Три ступени подготовки и схема экскурсии

Схема экскурсии состоит из вступления, основной части и заключения.

Вступление содержит две части:

  1. организационную (ознакомление с экскурсионной группой и сообщение экскурсантам правил безопасности в пути и поведения на маршруте);
  2. информационную (краткое сообщение о теме, длительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть построена на определенных экскурсионных объектах, сочетает демонстрацию и рассказ. В нее входит несколько подтем, которые раскрываются на объектах и объединяются общей темой. Экскурсия состоит обычно от 5 до 12 подтем.

Замечание 3

Важно выбирать только те экскурсионные объекты, которые раскрывают главную тему экскурсии, устанавливая определенный временной регламент согласно важности каждой подтемы.

Заключение занимает 5-7 минут и состоит из двух частей:

  1. Вывод по основному содержанию экскурсии, по теме, реализующий цель экскурсии.
  2. Информация о других экскурсиях, которые помогут более детально изучить рассматриваемый вопрос.

Источник: spravochnick.ru

Методика создания экскурсий

Подготовка абсолютно новой экскурсии — это сложный творческий процесс. Поэтому для ее разработки, как правило, создается творческая группа. В работе по созданию новой экскурсии принято выделять два значительных этапа, почти одинаковые по продолжительности времени: предварительная (подготовительная) работа; разработка экскурсии.

Теоретики-экскурсознавцы выделяют также третий завершающий этап «обкатка» экскурсии, ее утверждение и внедрение в практику работы. Завершается работа проведением пробной экскурсии, на которую приглашаются компетентные лица. Это помогает в процессе обсуждения выявить и устранить недостатки и подготовить экскурсию к внедрению. При разработке экскурсии участники ориентируются на определенные качественные стандарты, которые предъявляют требования к организации процесса.

Выделяют переходы двух видов: формальные (конструктивные переходы) и логические (мостики). Формальные переходы с темой не связаны, это просто приглашение перенести внимание на другой объект. Логические мостики позволяют одной подтеме плавно и логично перейти в другую, не разрывая нить повествования, подчеркивая единство темы, что помогает лучше его усвоить. Заключение подытоживает материал увиденного, побуждает экскурсантов к необходимым размышлениям, поощряет к дальнейшей экскурсионно-познавательной деятельности. Он должен быть коротким по времени, до 5 мин, ярким по форме и может содержать в себе элементы ненавязчивой рекламы.

Следующим этапом создания экскурсии является составление «портфеля экскурсовода». Иллюстративная наглядность используется для того, чтобы показать объекты, которые экскурсанты не имеют возможности увидеть непосредственно в натуре, или проиллюстрировать рассказ о каком-то событии, что нельзя сделать на натурном объекте.

Это могут быть карты и схемы; фотографии, картины или рисунки, на которых изображены старинные события, людей, которые принимали в них участие, места и памятники, которые не сохранились или изменили вид, проекты будущих застроек; образцы какой-либо продукции, гербарии и тому подобное. их не должно быть много, чтобы не отвлекать внимание и не подменять натурные объекты, их формат и исполнение должны быть удобными для использования, допускаются краткие аннотации. «Портфель экскурсовода» помогает сделать экскурсионный материал глубоким и содержательным, лучше раскрыть тему, согласно которой он создается.

В «Указаниях по организации» даются рекомендации относительно расположения экскурсионной группы у объекта, обеспечения его наилучшего обзора, скорости передвижения, использования материалов «портфеля экскурсовода», учет бытовых потребностей экскурсантов, правил поведения на объектах и других вопросов организации и техники проведения экскурсии. В «Методических указаниях» указываются методические приемы, которые лучше всего применить при показе того или иного объекта, раскрытии отдельных подтем, а также советы по созданию определенной атмосферы восприятия экскурсионного материала.

Технологическая карта вместе с контрольным текстом экскурсии, схемой маршрута, оформленные и утвержденные надлежащим образом, являются обязательными документами, на основании которых новая экскурсия допускается к использованию в работе экскурсовода или экскурсионного бюро. Документы подписываются членами авторского коллектива, утверждаются руководством экскурсионного бюро или турфирмы Схема маршрута транспортной экскурсии должна быть также утверждена органами ГАИ. После оформления всех необходимых документов происходит «обкатка» экскурсии проведение ее пробного образца с последующим обсуждением и (в случае необходимости) доработкой, утверждение экскурсии.

Источник: www.istmira.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru