Процедуры, связанные с использованием метода наблюдения в процессе сбора информации, можно подразделить на четыре этапа (табл. 12.3).
Таблица 123
Этапы проведения наблюдения
Разработка программы наблюдения
Сбор первичной информации (организация и непосредственное проведение наблюдения)
Обработка и анализ собранных данных
Оформление результатов наблюдения
Первый этап: составление программы наблюдения. В программе описывается проблемная ситуация, определяются цели и задачи наблюдения, объект, предмет и ситуация наблюдения, дается их предварительная характеристика. Выделяются основные понятия (единицы наблюдения).
Устанавливаются сроки наблюдения, а также выбор вида наблюдения и способов регистрации собираемой информации. Формируется рабочая группа, устанавливаются контакты с руководителями учреждений, где будет проходить наблюдение, налаживаются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не скрытое). Среди исследуемых проводится разъяснительная работа: объясняются цель и задачи предстоящего наблюдения, предполагаемый результат и возможный характер его использования. Подготавливаются необходимые средства и документы (тиражируются карточки, протоколы, инструкции), инструктируются наблюдатели.
Понятие о статистистическом наблюдении, этапы его проведения
Цель наблюдения определяется проблемой исследования. Задачами исследования могут быть:
- • сбор предварительных данных, нужных для обоснования программы всего исследования;
- • контроль над надежностью информации, собранной ранее другими методами;
- • проверка правильности выводов, сделанных в процессе анализа информации;
- • апробирование практических рекомендаций (здесь наблюдение принимает форму эксперимента).
Ситуации наблюдения подразделяются на шесть видов (рис. 12.2).
Рис. 12.2. Разновидности ситуаций наблюдения
Второй этап: этап непосредственного наблюдения. Это самый трудоемкий, сложный и ответственный этап, на котором происходит сбор информации о проблемной ситуации и ее фиксация в документах наблюдения. Информация, полученная в результате наблюдения, может фиксироваться в различных формах:
- • описание происходящих событий (например, собрание началось. на нем выступили. были приняты решения. );
- • оценка наблюдаемых явлений (например, реакция аудитории была положительной или отрицательной, принятые решения отличались новизной или оказались традиционными);
- • измерение событий в количественных показателях (когда простые действия в рамках объекта исследования фиксируются с точки зрения их повторяемости, продолжительности, объема).
Способы регистрации результатов наблюдения зависят от задач исследования, особенностей его объекта и предмета, выбранного способа наблюдения. Наиболее часто в ходе научного наблюдения применяются следующие средства:
Вебинар: Особенности оформления проектной и рабочей документации по системам видеонаблюдения
- • карточки наблюдения, предназначенные для фиксирования результатов наблюдения в строго стандартизированном виде, чаще всего в закодированной форме;
- • дневники (блокноты) наблюдения — предполагают описание наблюдаемых фактов на протяжении длительного времени, как в формализованном, стандартизированном виде, так и в свободной форме, включая сведения не только об изучаемом явлении, но и данные о действиях исследователя, оценку эффективности социологического инструментария и другие данные, которые можно использовать в дальнейшей работе;
- • протоколы наблюдения, в отличие от дневников наблюдения, не являются систематическими и составляются по итогам каждого отдельного события.
При регистрации наблюдения можно использовать технические средства, которые позволяют «воспроизводить» ситуации наблюдения, расширяют возможности данного метода за счет более подробного, детализированного анализа изучаемого явления.
При фиксировании результатов наблюдения нужно вести запись одновременно с самим наблюдением. Записанные результаты позволяют не только фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, сравнивать результаты наблюдения с данными, которые могут быть получены с помощью других методов сбора эмпирических данных, но и осуществить контроль над работой наблюдателя.
При неконтролируемом и неструктурированном наблюдении результаты, как правило, имеют вид развернутого описания событий, явлений, ситуаций, которые служат объектом наблюдения. Чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя, всегда необходимо указывать, что является результатом наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем. Строгая форма записи не задается. Контроль проведенного наблюдения можно осуществлять разными способами:
- • провести беседу с наблюдаемыми;
- • обратиться к документам, связанным с наблюдаемыми событиями;
- • проверить результаты собственного наблюдения с результатами наблюдения, проведенного другим наблюдателем.
Круг единиц наблюдения может расширяться или сужаться, а также может изменяться частота и продолжительность наблюдения.
Третий этап — обработка и анализ собранных данных. Как и любая социологическая информация, результаты наблюдения перед обработкой должны проверяться на надежность, устойчивость, достоверность. Для более удобного контроля над качеством проведенного наблюдения используются специальные коэффициенты:
- • коэффициент надежности — фиксирует степень совпадения данных, полученных при наблюдении за аналогичными событиями разными наблюдателями в различные промежутки времени;
- • коэффициент устойчивости — характеризует совпадение результатов наблюдений, проведенных одним и тем же исследователем, но в разное время;
- • коэффициент согласия — указывает на степень совпадения информации, собранной одновременно разными исследователями.
Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной программой исследования. Информацию можно полностью или частично обработать вручную. Полученные данные сводятся в таблицу, изображаются в графиках, схемах, матрицах и т.п. В сферу анализа включаются:
- • данные о времени, объекте, предмете и ситуации наблюдения;
- • сведения об использованных методах наблюдения;
- • собранная информация в виде аналитических таблиц или графиков, диаграмм, фотографий, а также текстов, содержащих описание изучаемых событий;
- • обоснованные расчеты выборки исследования.
Четвертый этап — оформление результатов наблюдения.
После обработки материала полученные документы, результаты наблюдения тщательно изучаются, после чего делаются выводы о подтверждении или опровержении первоначально выдвинутых гипотез. Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Формулировка обобщений и выводов начинается с упорядоченного изложения полученного материала. Упорядоченная информация анализируется и описывается в отчете. В отчет о проведенном наблюдении должны входить:
- • документация, отражающая время, место и обстоятельства проведенного наблюдения;
- • информация о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения;
- • характеристика наблюдаемых лиц;
- • подробное описание наблюдаемых фактов;
- • собственные заметки и интерпретация наблюдателя.
На базе полученных выводов разрабатываются практические рекомендации для обоснования и принятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. На основе проведенного анализа могут быть разработаны рекомендации, направленные на совершенствование жизнедеятельности наблюдавшихся групп.
Источник: studme.org
Этапы подготовки и проведения наблюдения
Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться.
Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях.
Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий.
Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.
Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.
Организация и проведение любого вида наблюдения требует внимательного и обоснованного выбора его объекта и предмета.
Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия.
Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации.
В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта.
Цели наблюдения:
— предварительная ориентировка в объекте;
— получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы;
— получение информации для проверки полученной гипотезы;
— уточнение результатов, полученных другими методами;
— извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете.
Наблюдение чаще применяется тогда, когда необходимая информация не может быть получена другим способом. Это какие-либо ситуации, привычные, часто повторяющиеся, также требующие большого эмоционального напряжения.
Качественное проведение наблюдения предполагает тщательную предварительную разработку плана и программы наблюдения. При планировании необходимо четко установит: сроки наблюдения, определить средства сбора информации.
I. Установление объекта и предмета наблюдения, определение целей, постановка задач. Разработка плана и программы наблюдения.
При составлении программы наблюдения внимание уделяется:
1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий);
2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта:
— ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности;
— эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования;
— характера ситуаций, обычных и проблемных;
3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации;
4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям:
— каждое из них должно быть четко определено;
— не пересекаться с другими понятиями;
— иметь ту же степень общности, что и другие понятия;
— выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи.
Программа наблюдения (пример)
Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения.
Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии.
Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания.
Задачи наблюдения
I) фиксация характеристики:
— собрания, объектов наблюдения;
— информации, содержащейся в докладах и выступлениях;
2) получение данных:
— о поведении участников собрания;
— выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории;
— временной структуре собрания.
Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания:
— ситуация непосредственно перед началом собрания;
— карточка докладчика, выступающего;
— реакция участников собрания на выступление докладчик
— реакция участников собрания на выступление участников собрания;
— общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня;
— общая ситуация во время принятия решения;
— ситуация во время проверки решения;
— ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения;
— ситуация по окончании собрания;
— общая характеристика собрания.
II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми.
III. Выбор способа (вида) наблюдения.
IV. Подготовка технических средств и оборудования.
V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации.
Запись результатов наблюдений выполняется в виде:
а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место;
б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2);
в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления;
г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности;
д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи.
Источник: studopedia.su
Этапы наблюдения.
Для усиления эффективности наблюдения важен не только выбор вида наблюдения (или комбинации видов), но и составление плана исследования, отражающего исходные представления о характеристиках изучаемого объекта и фактах, которые надо собирать. В плане отражаются сроки, определяются средства сбора информации. Масштаб наблюдения, широта охвата явлений зависят от объема финансирования, использования технических средств, кадров наблюдателей и обработчиков данных.
Основными этапами наблюдения являются:
- • разработка программы наблюдения (исследования);
- • установление объекта и предмета наблюдения;
- • определение его целей и задач;
- • получение соответствующих решений, установление контактов;
- • выбор способа и вида наблюдения, определение основных процедур;
- • подготовка технических средств и документов;
- • разработка протокола наблюдения, в котором все выделенные для наблюдения свойства изучаемого явления должны быть измеряемыми и измеренными (подобно ответам на вопросы анкеты);
- • сбор информации (непосредственное наблюдение), накопление информации;
- • фиксация результатов (краткая запись, заполнение карточек регистрации данных, протокола наблюдения, дневника, техническая запись);
- • контроль наблюдения за другими социологическими данными;
- • составление отчета о наблюдении.
Качество наблюдения зависит и от времени фиксации результатов. Если запись делается позже самого процесса наблюдения, то возникают неточности, часть фактов утрачивается или искажается, хотя сама запись становится более упорядоченной и строгой. Оптимальным представляется вариант быстрой первичной записи в формализованном документе с заранее заданными количественными показателями с последующей обработкой по принятой методике с помощью компьютерного обсчета.
Существуют достаточно жесткие требования к профессиональной подготовке наблюдателей. Например, при включенном наблюдении исследователь должен быть не только умным и знающим социологом, но и просто тактичным, внимательным, общительным человеком с высоким интеллектуальным быстродействием и адаптационной пластичностью и культурой. Умение контролировать свое поведение, объективно оценивая его достоинства и недостатки, согласовывать весь спектр интересов трудового коллектива с интересами социологической группы —это очевидные требования к личным качествам работника, выполняющего включенное наблюдение.
Подготовка наблюдателей включает выработку особых знаний, умений и навыков. Наблюдатель должен знать теорию социологии, социальную психологию, специальную социологию, которая используется в конкретном исследовании, методы и тактику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта.
Для формирования умений и навыков наблюдателя целесообразно организовать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях. Это позволит обнаружить типологию возможных или типичных для наблюдателя ошибок, выработать полезные поведенческие стереотипы наблюдения, навыки оформления документов и др. Занятия должны проводиться под руководством опытных социологов. Их основной задачей является отбор кадров, поскольку далеко не каждый может стать квалифицированным наблюдателем.
При применении метода наблюдения в социологическом исследовании можно выделить следующие типичные ошибки:
- 1) наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно;
- 2) выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования;
- 3) в состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации;
- 4) не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе исследования с принципиально разными ситуациями;
- 5) введены только оценочные или только описательные категории наблюдения;
- 6) в терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков;
- 7) не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков;
- 8) в качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдателей, с ними не отрепетирована процедура наблюдения;
- 9) кодирование признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных;
- 10) аудиовизуальные средства наблюдения не подготовлены к процедуре наблюдения.
Источник: bstudy.net