ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В
СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема: Алгоритм разработки основных
профессиональных образовательных
программ среднего профессионального
образования с учетом соответствующих
профессиональных стандартов
Лекция 3.
2.
Алгоритм разработки
1. Создание рабочей группы
2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана
профессиональная образовательная программа
3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и
профессиональных стандартов
4. Формирование результатов освоения программы с учетом профессионального
стандарта
5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе
6. Формирование структуры и содержания программы
7. Разработка учебного плана и календарного графика
8. Экспертиза образовательной программы
2
Разработка АОП СПО, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
3.
1. Создание рабочей группы
Руководители
организации
Представители
работодателей
Педагогические
работники
3
4.
2. Выбор профессиональных стандартов, с
учетом которых будет разработана
профессиональная образовательная программа
Оптимальным является поиск на сайте Минтруда
России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где
размещен Национальный реестр
профессиональных стандартов, включающий
реестр профессиональных стандартов, реестр
областей и видов профессиональной
деятельности, реестр трудовых функций.
4
5.
3. Сопоставление федеральных государственных
образовательных стандартов и профессиональных
стандартов
5
6.
3. Сопоставление федеральных государственных
образовательных стандартов и профессиональных
стандартов
6
7.
4. Формирование результатов освоения программы
с учетом профессионального стандарта
7
8.
5. Разработка процедур и средств оценки
результатов обучения по программе
Этап 1. Выбор
предмета
оценивания.
Этап 1. Этап 2.
Выбор
объекта
оценивания.
Этап 3.
Определение
ресурсного
обеспечения
оценивания.
Этап 4. Выбор
методов и
разработка
процедуры
оценивания.
Этап 5.
Определение
показателей и
критериев
оценки.
Этап 6.
Формирование
типового
задания.
Этап 7.
Формирование
фонда
оценочных
средств.
8
9.
6. Формирование структуры и содержания
программы
9
10.
6. Формирование структуры и содержания
программы
1
0
11.
6. Формирование структуры и содержания
программы
1
1
12.
7. Разработка учебного плана и
ФГОС 2021: ТОП-5 ОШИБОК РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
календарного графика
На этом шаге по результатам проведенной работы
составляется учебный план и календарный
график, проводится корректировка часов по
всем элементам образовательной программы,
определяется их последовательность.
1
2
13.
8. Экспертиза образовательной
программы
представители
работодателей и
объединений
работодателей
педагоги,
принимающих
участие в
реализации
образовательной
программы
представители
обучающихся
(студентов,
аспирантов) или
выпускников
1
3
Источник: ppt-online.org
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ФГОС СПО (третьего поколения) РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА. — презентация
Презентация на тему: » СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ФГОС СПО (третьего поколения) РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА.» — Транскрипт:
1 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ФГОС СПО (третьего поколения) РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ФГОС СПО (третьего поколения) января 2011 года
2 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ Федеральный государственный образовательный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО); (ФГОС СПО); компетенция; компетенция; общая компетенция (ОК); общая компетенция (ОК); профессиональная компетенция (ПК); профессиональная компетенция (ПК); основная профессиональная образовательная основная профессиональная образовательная программа (ОПОП); программа (ОПОП); профессиональный модуль (ПМ) междисциплинарный курс (МДК); профессиональный модуль (ПМ) междисциплинарный курс (МДК); квалификация. квалификация. Федеральный государственный образовательный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО); (ФГОС СПО); компетенция; компетенция; общая компетенция (ОК); общая компетенция (ОК); профессиональная компетенция (ПК); профессиональная компетенция (ПК); основная профессиональная образовательная основная профессиональная образовательная программа (ОПОП); программа (ОПОП); профессиональный модуль (ПМ) междисциплинарный курс (МДК); профессиональный модуль (ПМ) междисциплинарный курс (МДК); квалификация. квалификация.
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию N.B! По закону образовательные стандарты должны меняться как минимум 1 раз в 10 лет. совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию N.B! По закону образовательные стандарты должны меняться как минимум 1 раз в 10 лет. ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ
4 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ включают в себя три вида требований включают в себя три вида требований 3) К кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы 2) К структуре основных образовательных программ, в т.ч. требования к их объему, а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса; 1) К результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5 Структура ОПОП СПО Структура ОПОП СПО Учебный план по специальности (на основе БУП); Учебный план по специальности (на основе БУП); Календарный график учебного процесса Календарный график учебного процесса Рабочие программы учебных дисциплин Рабочие программы учебных дисциплин Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников Программы промежуточной аттестации студентов; Программы промежуточной аттестации студентов; Методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной технологии; Методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной технологии; Рабочая программа преддипломной практики практики; Рабочая программа преддипломной практики практики; Рабочие программы профессиональных модулей Рабочие программы профессиональных модулей ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ОПОП) — СОВОКУПНОСТЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
6 ОПОП состоит из двух частей: ОПОП состоит из двух частей: ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ВАРИАТИВНОЙ Около 70% от общего объема времени, отведенного на освоение циклов Около 30% от общего объема времени, отведенного на освоение циклов. ОУ СПО имеет право использовать этот объем времени на: Около 30% от общего объема времени, отведенного на освоение циклов. ОУ СПО имеет право использовать этот объем времени на: Введение дополнительных дисциплин, профессиональных модулей и МДК в соответствии с потребностями работодателей Увеличение объема времени на дисциплны, модули и МДК обязательной части
7 ОПОП предусматривает изучение: ОПОП предусматривает изучение: ЦИКЛОВ РАЗДЕЛОВ Общего гуманитарного и социально-экономического Общего гуманитарного и социально-экономического Математического и общего естественнонаучного Профессионального Государственная (итоговая) аттестация Промежуточная аттестация Производственная практика (преддипломная) Производственная практика (по профилю специальности) Учебная практика Общепрофессиональные дисциплины Профессиональные модули, содержащие МДК
8 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции
9 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: иметь практический опыт иметь практический опыт (обязательное требование при освоении профессионального модуля); уметь (умения — освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний; умения могут быть как практическими, так и умственными); уметь (умения — освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний; умения могут быть как практическими, так и умственными); знать (знание — адекватное отражение в сознании человека общественно-исторической практики в виде представлений, понятий, суждений, теорий). знать (знание — адекватное отражение в сознании человека общественно-исторической практики в виде представлений, понятий, суждений, теорий). КОМПЕТЕНЦИИКОМПЕТЕНЦИИ
10 КОМПЕТЕНЦИЯ — способность человека к использованию знаний, умений и опыта в стандартных и нестандартных ситуациях КОМПЕТЕНЦИИ ОбщиеПрофессиональные необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и в других сферах деятельности необходимые для реализации основных видов профессиональной деятельности специалиста
11 Общие компетенции включают в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
12 Общие компетенции включают в себя способность: ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результаты выполнения заданий ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
13 Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
16 1.1 Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов / Строительство и архитектура. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы по специальности Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Текст копируется из ФГОС СПО: См. Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Таблица 3. Требования к умениям и знаниям по соответствующей дисциплине Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе : — обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов ; — самостоятельной работы обучающегося 24 часа. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста Выполнение и публичная защита индивидуальных и групповых проектов Знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; Оценка аналитической работы с текстами философского содержания Рецензирование рефератов Наблюдение и оценка участия в семинарских занятиях Оценка конспектов и структурно- логических схем, словарной работы Оценка результатов тестирования
18 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) * Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) * в том числе: * лабораторные занятия * практические занятия * контрольные работы * курсовая работа (проект) (если предусмотрено) * Самостоятельная работа обучающегося (всего) * в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) * Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). * Итоговая аттестация в форме (указать). В этой строке часы не указываются 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
20 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета / учебной лаборатории / мастерской. (Название указывается в соответствии с ФГОС СПО. См. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений) Оборудование учебного кабинета : … Технические средства обучения : … Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории : … Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской : … (Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п.) (Количество не указывается). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
21 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет — ресурсов, дополнительной литературы Основные источники : … Дополнительные источники : … После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.2 Информационное обеспечение обучения
Источник: www.myshared.ru
Технологические основы разработки рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла
Работа преподавателя по разработке программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) начинается с анализа федерального компонента среднего (полного) общего образования, примерной программы по дисциплине и учебного плана (УП) по специальности.
Примечание: Рабочие программы по дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП, требования к которым содержатся во ФГОС СПО третьего поколения, разрабатываются на основе методических рекомендаций по разработке рабочих программ по циклам ОГСЭ, ЕН, ОП и соответствующего шаблона. Например, в ФГОС специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) содержит требования федерального компонента среднего (полного) общего образования, на основе которых разрабатываются рабочие программы общеобразовательных дисциплин (ОД) по данной специальности.
Для справки: В числе образовательных результатов, определенных ФГОС, названы общие компетенции (ОК), которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
ФГОС определяют ОК как конечные результаты освоения студентами ОПОП. Вместе с тем ОК определены как результаты освоения учебных дисциплин (см. графу «Коды формируемых компетенций»), причем таким образом, что одна и та же ОК может оказаться результатом освоения обучающимися каждой из десятка и более других УД и ПМ.
ОК базового и углубленного уровня подготовки могут отличаться.
Формирование общих компетенций необходимо начинать с общеобразовательного цикла, а это значит, что в начале разработки содержания рабочей программы необходимо продумать виды учебной деятельности как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся. Вместе с тем в рамках общеобразовательной подготовки по факту её реализации должно проводиться их формирующее оценивание (бальное или бинарное (зачтено/ не зачтено)).
В данном случае формирующее оценивание выступает как промежуточный вид оценки сформированности ОК у обучающихся.
Обращаем Ваше внимание на формирующее оценивание ОК в самом начале процесса разработки рабочей программы по той причине, что на начальной стадии разработки надо четко понимать, что и как будет проверяться, только тогда есть некоторые гарантии разработки адекватного содержания рабочей программы.
Работа с учебном планом специальности предоставит информацию об объемах времени (в часах), виде(ах) промежуточной аттестации по дисциплине, позволит сравнить данные категории в специальностях, относящихся к одному профилю.
Анализ примерных программ учебных общеобразовательных дисциплин (ОД), одобренных и рекомендованных для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008. Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 [7].
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите и охарактеризуйте этапы разработки рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла?
2. Из какого документа мы можем получить информацию об объемах времени (в часах), виде(ах) промежуточной аттестации по дисциплине?
Практическое занятие
Задание 2.1. Разработайте проект учебного плана ОПОП НПО/СПО (на примере конкретных профессий/специальностей НПО/СПО разного профиля): титульная часть, пояснительная записка, план учебного процесса («Общеобразовательный цикл»), перечень кабинетов лабораторий, мастерских, используя рекомендации по формированию учебного плана образовательного учреждения начального/ среднего профессионального образования по профессии начального/специальности среднего профессионального образования (приложение 3)
Источник: 68cdo.ru