Туризм, как и любая форма экономического развития, требует тщательного управления для успешного достижения целей, лежащих в основе его развития, которое невозможно без определенного набора инструментов. Под инструментами понимается совокупность средств и методов, способствующих осуществлению функций управления, среди которых особая роль принадлежит планированию.
Планирование туризма со стороны государства на уровне страны и ее регионов представляет собой основу для управления туризмом.
Проблеме планирования необходимо уделять первостепенное значение, поскольку развитие туризма находится в прямой зависимости от тех конкретных усилий, которые предпринимаются
органами власти в целях увеличения потенциала приёма туристов.
Основными инструментами управления при реализации функции планирования являются программы, планы, прогнозы, стратегии.
Любая программа, имеющая целью создание стратегии развития
отрасли народного хозяйства, должна опираться на два основных
Мазур поручил главам муниципалитетов разработать программы развития туризма
1) учет основных целей и потребностей, которых общество хотело
бы достичь или удовлетворить своей хозяйственной деятельностью в
2) учет основных факторов, действие которых существенно для
функционирования и развития отрасли.
При разработке программы развития того или иного сектора эти
цели и факторы должны быть увязаны в единый комплекс, внутренняя
логика которого характеризуется полнотой, непротиворечивостью,
отражает объективную реальность текущего состояния и доступный
для управления потенциал развития данного сектора региональной
Подходы к планированию туризма
В отечественной практике используются различные подходы к
планированию туризма, которые для наглядности представим в
табличной форме (табл. 11.1).
Подходы к планированию туризма в отечественной практике
Подход и Характеристика
Сбор и систематизация данных о туристском потенциале
региона. Оценка туристских ресурсов по доступности,
безопасности и т.д., дифференцированная для различных
форм и видов туризма
Определение места региона на отечественном и
международном рынках. Определение приоритетов
туристского развития. Оценка существующего и
перспективного туристского предложения региона на основе
потребностей и спроса, расходов туристов и др.
Систематизация и оценка вариантов развития туризма в
регионе по их эффективности. Оценка влияния развития
туризма на регион
Выбор наиболее эффективных вариантов развития туризма.
Модификация законодательной базы. Совершенствование
управленческой структуры в регионе
Выработка конкретных территориально-планировочных
решений в рамках инвестиционных проектов
Рассмотренные подходы имеют свои особенности, достоинства и
недостатки, однако общим для всех является то, что результатом их
использования является программа развития туризма.
Сегодня планирование туризма уже нельзя рассматривать как
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 2021-2030 года! БУДЕТ ЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ ТУРИЗМ ДАЛЬШЕ?
проблему, ограниченную рамками одной отрасли, поскольку доказано,
что туризм представляет собой межотраслевой комплекс. Назрела
необходимость обеспечить взаимодействие различных подходов и
интегративный характер самого развития. При планировании развития
туризма на региональном уровне целесообразно использовать всю
совокупность подходов, наработанную мировой и отечественной
Этапы разработки программы развития туризма
Готовый документ (программа) представляется контрольной
проектной комиссии и другим заинтересованным сторонам для
изучения и получения заключения экспертов.
По мнению экспертов, для того чтобы запустить необходимый
механизм программы, требуется около года. Маловероятно, что уже на
первом году в результате предпринятых усилий и затрат на программу на
территории региона появится хотя бы один дополнительный турист. На
втором году заработавший механизм начнет давать результаты, но
фактические данные должны быть рассмотрены и проанализированы
прежде, чем появятся дополнительные туристы. Практически лишь на
третьем году можно будет ощутить реальную отдачу от программы.
Существенные же результаты начинают появляться лишь на четвертом и
пятом годах. Если к середине пятого года значительный рост туризма не
отмечается, то программу следует приостановить, проанализировав
статистические результаты и выяснив причину.
Финансирование подобной программы потребует крупных
финансовых вложений, потенциальными источниками которых могут
– общие налоговые поступления от статей в бюджете,
предназначенные для поддержания благосостояния местного
населения (дороги, транспорт, музеи и др.) на долгосрочной основе;
– налоги с гостиниц, включаемые в счета посетителей, которые
могут составлять 5–15 % от стоимости номера, а также другие виды
налогов, ориентированные на туризм (например, аэропортовый сбор);
– доходы от ежегодных и разовых мероприятий (ярмарки, выставки и
– доходы от лицензирования деятельности по производству
официальных сувениров, путеводителей, карт и т.д.
С учетом дефицита регионального бюджета ресурсное
обеспечение программы может обеспечиваться в основном за счет
внебюджетных источников, включая собственные средства
предприятий сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и
общественных организаций, ресурсы отечественных и зарубежных
инвесторов. Параллельно можно создать региональный
внебюджетный фонд, пополняемый за счет отчислений от туристской
деятельности, прироста сбора налогов или их реструктуризации в
задолженность фонда, а также за счет внешних займов.
Прогнозирование.
Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и различных производственных областях, коммерческих организациях. Вот несколько примеров вопросов, для получения ответов на которые необходимы процедуры прогнозирования.
Как повлияет на объемы продаж увеличение финансирования рекламы на 10%?
Сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы возвратить планируемые капиталовложения в производственное оборудование?
Как определить факторы, которые помогут объяснить изменчивость в ежемесячных объемах продажи продукции?
Будет ли экономический спад? Если да, то когда он начнется, насколько сильным он будет и когда он окончится?
Какие существуют типы прогнозов для менеджера, столкнувшегося с необходимостью принятия решения в условиях неопределенности? Прогнозы могут классифицироваться как долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные прогнозы необходимы для того, чтобы наметить основной курс предприятия на длительный период, поэтому именно на них акцентируется основное внимание менеджеров высшего звена. Краткосрочные прогнозы используются для разработки безотлагательных стратегий. Они чаще всего применяются менеджерами среднего и низшего звена для удовлетворения потребностей ближайшего будущего.
Процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные.
Качественные, не требуют математического оперирования данными. Используется только «оценка», предоставляемая составителем прогноза. Конечно, даже в этом случае «оценка» составителя прогноза в действительности является результатом мысленного анализа данных. Количественные, не требуют никакой дополнительной оценки. Это чисто механические процедуры, которые на выходе дают количественные результаты.
Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования.
Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.
Можно выделить следующие пять этапов в процессе прогнозирования.
Редукция или уплотнение данных
Построение модели и ее оценка
Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)
Оценка полученного прогноза
Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.
Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования.
Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются.
Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, при описании этапа 5.
Этап 5, оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных.
После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования.
Источник: poisk-ru.ru
Лекция 2. Технология разработки региональной программы развития внутреннего туризма
в) по признаку основного назначения обычно выделяют программы:
— полного или эффективного использования ресурсного потенциала
— формирование территориально-производственных комплексов
— сглаживание различий по показателям уровня развития и условий жизни
— создание новых производств и рабочих мест
г) по признаку масштабности программной проблемы:
д) по признаку отраслевой локализации:
е) по признаку источников финансирования:
— из прочих источников
ж) по формам предоставления конечных результатов реализации:
— с качественно определяемыми результатами
— с количественно определяемыми результатами
— с результатами, предоставляемыми частично в качественных, частично в количественных формах
Схема разработки плана экономического и социального развития внутреннего туризма
Технология разработки целевой программы развития туризма в большинстве случаев включает следующие основные стадии:
1. Подготовка предложений по разработке программы
2. Разработка концепции по решению программной проблемы
3. Формирование исходного (технического) задания на разработку программы
4. Разработка и формирование проекта программы с необходимыми предложениями
5. Согласование и экспертиза программы
6. Утверждение программы
Инициаторами подготовки предложений по разработке целевой программы развития туризма могут выступать органы власти различных категорий, а также юридические и физические лица.
Предложения о разработке целевой программы должны содержать:
1. Анализ причин возникновения проблемы
2. Обоснование значимости проблемы развития туризма для социально-экономического развития региона
3. Обоснование невозможности комплексного решения задач в приемлемые сроки в условиях действующих рыночных механизмов
4. Возможные способы решения проблемы, предлагаемый состав основных направлений работ и мероприятий, возможные сроки их реализации
5. Оценка требуемых финансовых ресурсов, предложения по источникам их обеспечения
6. Предварительную оценку социально-экономических и других результатов
7. Рекомендации по определению государственного заказчика программы и ее основных разработчиков
8. Предварительную оценку сроков и стоимость подготовки муниципальной целевой программы развития туризма
9. Рекомендации по составу и содержанию необходимых предпрограммных научных исследований, информационно-аналитических исследований, а также других работ в целях повышения качества разработки целевой программы и обоснования ее основных предложений
Источник: studopedia.su
8. Этапы разработки региональной программы развития туризма
1. Маркетинговый анализ внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно определяющих состояние, приоритеты и перспективы развития туризма. Предметом этого анализа являются:
1.1. Туристские ресурсы – т.е. факторы, непосредственно определяющие туристский потенциал региона (его аттрактивность):
а) Природно-ландшафтные и климатические условия (красивая, богатая природа, благоприятный климат, рельеф местности, подземные богатства – минеральные воды, пещеры и т.д.);
б) Историко-культурный потенциал, который включает:
— культурно-историческое наследие: язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения;
— инфраструктуру культуры как систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни);
в) Экологическое состояние территории;
г) Географическое положение (доступность тур. центров, определяемая существующими коммуникациями, наличием современных видов транспорта).
1.2. Анализ состояния тур индустрии и бизнеса:
— материально-технические ресурсы туризма — инвентаризация объектов тур. инфраструктуры, их оценка по критерию соответствия российским и международным стандартам: средств размещения, транспорта, предприятий питания, сферы рекреации, розничной торговли и т.д.);
— кадровое обеспечение туристского бизнеса (профессионально-квалификационная структура и уровень подготовки кадров);
— номенклатура предлагаемых населению видов туризма и работа с различными рыночными сегментами спроса;
— наличие структур, оптимизирующих деятельность турфирм и обеспечивающих защиту прав путешественников (информационные центры, страховые кампании, общества защиты прав потребителей и т.д.).
1.3. Анализ факторов, косвенно воздействующих на туризм:
— Социально-демографические факторы: соотношение возрастных групп населения, возраст вступления в брак и образования семьи, число бездетных пар, срок выхода на пенсию и др.;
— Социально-экономические и политические факторы: общая экономическая ситуация: уровень безработицы, возможности переквалификации рабочей силы на специальности сферы обслуживания туристов, финансовые ресурсы региона, которые можно инвестировать в туротрасль; динамика благосостояния и объем персонального дохода, который определяет уровень туристской активности и долю выделяемых на отдых и путешествия средств; структура занятости населения; жесткие или гибкие графики рабочего времени (определяющие границы сезонности, характер делового туризма, продолжительность и периодичность туров); общий бюджет свободного времени различных социальных групп (который зависит от затрат на труд в обществ. производстве, удовлетворение физиологических потребностей и труд в домашнем хозяйстве, затрат на образование;
— Социально-культурные факторы: характер и структура свободного времени (по дням недели, временам года, видам досуговой деятельности); интересы и потребности населения, которые определяют мотивы потребительского поведения (в частности, степень готовности населения путешествовать в любое время года (уровень развития туристской культуры, которая формируется рекламными кампаниями, мероприятиями PR).
2. Определение приоритетов и перспектив развития туротрасли и разработка сценария развития региона и его составляющих как туристских центров.
2.1. Анализ реального и потенциального спроса на данный регион со стороны местного населения, путешественников из прилегающих регионов, отдаленных территорий, а также иностранных туристов. Дается следующая структура спроса: географическая (откуда), социально-демографическая (кто), видовая (по видам туризма); временная (по временам и сезонам) и пространственная структура спроса (спрос на территории или местности, в которые желают поехать туристы);
2.2. Выявление преимуществ и недостатков данного региона в сравнении с другими (в том числе и аналогичными по основным показателям).
2.3. Определение туристкой специализации региона, его места на российском и международном туристских рынках (см. критерии). Специализация уточняется в зависимости от типов входящих в регион поселений, которые определяются по критерию туристско-рекреационного потенциала
2.4. Выявление приоритетных видов туризма, которые определят туристскую уникальность территории (своеобразное позиционирование).
2.5. Определение перспективных туристических потоков и средней продолжительности пребывания туристов в местах посещений с учетом: аттрактивности региона, доступности объектов (пространственной и временной), емкости территории (средств размещения ограничений по экологической и социальной нагрузке)
2.6. Анализ возможных социально-экономических последствий развития туризма.
3. Содержание программы
3.1. Обоснование оптимальной структуры, объема и качественных характеристик инфраструктуры:) мест размещения туристов (гостиницы, кемпинги, мотели, курорты и т.п.); ) предприятий обслуживания (экскурсионное обслуживание, средства связи, бассейны, спортивные площадки, лыжные подъемники, пункты проката и т.д.); транспортных коммуникаций (автомобильные и железные дороги, аэропорты, велосипедные дорожки, пешеходные тропы); предприятий, смежных с туристской отраслью (торговля, бытовое, медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения); жилья и предприятий сферы обслуживания для работников туристской и смежных отраслей.
3.2. Пакет взаимоувязанных программ, отхватывающих различные компоненты туристской индустрии и ее инфраструктуры:
— Программа развития материальной базы туризма;
-Программа профессиональной подготовки кадров для сферы туризма (обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров для работы в предприятиях туристской индустрии);
-Программа интеграции региона в систему отечественного и мирового туристского рынка (продвижение туристского продукта региона на отечественном и зарубежных рынках, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма).
— Пакет специальных программ развития отдельных видов туризма (напр., делового, конгрессного, культурно-познавательного и др.).
4. Финансовое обеспечение программы
Т.е. определение: объема финансовых средств, необходимых для реализации программы туристского развития региона; источников их получения (федеральный, местный бюджет, банковские кредиты, коммерческий сектор, средства зарубежных фирм и т.д.), прогнозируемые сроки окупаемости вложений.
Источник: studfile.net