Этапы разработки программы психолого педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение целесообразно представить как этапный процесс, чтобы педагог дополнительного образования мог спланировать и логично выстроить взаимодействие с ребенком и другими субъектами сопровождения. Подходы к определению основы для выделения этапов психолого-педагогического сопровождения ребенка могут быть различными.

Некоторые специальные исследования посвящены этапам сопровождения развития отдельных сфер индивидуальности, другие — этапам развития конкретных способностей ребенка. Во второй главе рассмотрено сопровождение индивидуальной образовательной деятельности ребенка в дополнительном образовании.

Тем не менее, чаще всего психолого-педагогическое сопровождение связывают с решением конкретной проблемы ребенка, то есть его рассматривают как создание условий для актуализации и решения проблем ребенка. Этот процесс цикличен, при этом можно его представить технологично. В научной литературе он описывается по-разному. Представим в табл. 1 некоторые подходы к выделению этапов решения проблемы.

Этапы работы школьного консилиума и его документация

Основные подходы к выделению этапов решения проблемы

Этапы решения

1. Точно понять проблему. 2. Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат. 3. Составить модель задачи. 4. Найти ресурс для решения задачи. 5. Применить приемы разрешения противоречий. 6. Сформулировать несколько решений. 7. Выбрать самое сильное решение.

8. Анализ решения задачи.

1. Определение желаемого результата. 2. Анализ текущей ситуации. 3. Анализ причин, приведших к текущей ситуации. 4. Анализ всех возможных путей достижения желаемого результата. 5. Выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека. 6. Реализация решения, текущий анализ, корректировка.

7. Выработка планов дальнейшего развития.

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

1 .Диагностика проблемы. 2.Формирование целей. 3. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. 4. Выбор допустимых альтернатив.5. Предварительный выбор лучшей альтернативы. 6. Экспериментальная проверка альтернатив. 7. Выбор единственного решения.

8. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения. 9. Выполнение решения. 10. Обратная связь.

  • 1. Выделение и определение проблемы. 2. Поиск информации и альтернатив решения. 3. Выбор среди альтернатив.
  • 4.Принятие решения.

1. Появление (постановка) проблемы. 2.Выявление факторов и условий её решения. 3. Разработка (выбор) решения. 4. Оценка, принятие и организация выполнения решения.

1 .Постановка педагогической задачи.2. Проектирование способа педагогического взаимодействия. 3. Осуществление плана решения на практике. 4.Анализ результатов решения.

1. Анализ возникающей ситуации. 2. Осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы. 3. Разработка программы решения задачи системой. 4. Осуществление непосредственного управления пед. системой в процессе решения задачи. 5. Анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей.

Вебинар для специалистов психолого-педагогического сопровождения

Предложенные в таблице варианты не противоречат друг другу. Авторы несколько иначе оформляют название и детальность действий при решении проблемы.

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
презентация по коррекционной педагогике на тему

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления программы) Разработка программы является необходимым условием для оказания психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии,а также детям имеющим риск возникновения таких нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлprezentatsiya.pptx 1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №8 комбинированного вида г . Североморска Разработка Программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Подготовила: учитель-дефектолог Сляднева О.А.

Читайте также:
Как настроить интерфейс программы ответ

Основные направления деятельности учителя-дефектолога: Выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи на ранних этапах развития, и проведение динамического наблюдения на всех этапах развития; Проведение психолого- педагогического обследования и всестороннее изучение особенностей развития ребёнка с целью определения структуры и степени выраженности дефекта; Разработка программы личностно-ориентированной коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающий занятий с детьми с целью коррекции недостатков в развитии детей раннего и дошкольного возраста; Консультирование родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями, по вопросам воспитания и развития ребенка в семье.

Основные потребители услуг КЦ и СРП родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования; родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т.ч . от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации; родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающие детский сад, в т. ч. от 0 до 3 лет, а также с особыми образовательными потребностями.

Принципы составления программы — программа отражает всесторонний характер образовательной работы по всем направлениям развития ребенка (социальное, познавательное, физическое ,речевое, формирование всех видов детской деятельности) -комплексный характер участия в подготовке программы в ее реализации всех специалистов КЦ; участие родителей как полноценных участников. -направления коррекционно-развивающей работы для всех детей, независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей. -определение объема содержания ,методов и специфических приемов работы в зависимости от характера выраженности первичных и вторичных отклонений в развитии

Этапы разработки индивидуальной программы сопровождения I этап — анализ заключения ПМПК, медицинских данных ; — сбор анамнестических данных; обсуждение с родителями и специалистами Службы проблем в развитии ребёнка. II этап -комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка; -анализ результатов обследования.

ДИАГНОСТИКА 1 блок Определение социального статуса семьи 3 блок Определение соматического и психоневрологического статуса ребенка 2 блок Организация процедуры обследования ребенка всеми специалистами КЦ

IV этап коррекционно-развивающая работа в соответствии с индивидуальной программой сопровождения. планирование и отбор материала для ежедневных индивидуальных занятий. взаимодействие специалистов между собой в процессе реализации программы, внесение в программу уточнений и корректировка программы по мере необходимости. обсуждение хода выполнения программы с родителями. оказание методической помощи в виде консультаций, совместных и открытых занятий.

V этап — анализ эффективности коррекционно-развивающего обучения в конце полугодия посредством проверок усвоения материала по различным разделам. — оценка темпов развития ребенка с ООП всеми специалистами КЦ, опроса родителей. — выявление трудностей, анализ их причин.

Оценка эффективности реализации программы индивидуального сопровождения динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка; характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды; динамику участия ребенка в различных социальных ситуациях; улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей; улучшение знаний членов семьи о своих правах, правах ребенка и умения их эффективно отстаивать; повышение компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка; улучшение поддержки членов семьи в плане социальных контактов; расширение доступа родителей и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям

Критериями положительной динамики: • приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка; • готовность к интеграции в дошкольную образовательную организацию; • расширение возможностей его функционирования в социальной среде; • овладения навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов; • улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком; • повышение качества жизни семьи. Критериями недостаточной динамики могут служить: • незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развитии ребенка; отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи.

Читайте также:
Программа чтобы создать аниме персонажа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида.

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация «Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

Система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ

В презентации представлено кадровое обеспечение, количественные показатели детей с особыми образовательными потребностями, алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специал.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж.

Статья «Программа сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями развития с использованием DIR Floortime»

Выступление в рамках педагогической конференции.

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагога и учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями»

Данная консультация рассматривает вопросы взаимодействия педагога, учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностя.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват.

Источник: nsportal.ru

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы. Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия. Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

— Использование инновационных технологий, методов и средств: сказкотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, арт-терапии;

— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2020 г.), итоговая диагностика (май 2021 г.), заседания ПМПк (установочное, промежуточное, итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации программы: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, бланки психологических методик, дидактические материалы.

Кадровое обеспечение:

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения.

Основной механизм реализации Программы — оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 1 сентября 2020 г. по 15 мая 2021 г., в течение 25 недель. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности программы:

— повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

— повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

— развитие личности учащегося;

— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

— восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

Читайте также:
Похожие программы cpu control

— коррекция несформированных психических функций;

— успешная адаптация к школьному обучению;

— развитие познавательной и учебной мотивации;

— развитие познавательных процессов;

— развитие самостоятельности и самоорганизации.

Таблица 2.

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

Сроки Количество занятий Содержание деятельности Примеры используемых методик и упражнений
1. Сентябрь 1 Входная диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «10 слов», «4-й лишний», «Последовательные картинки» и др.
2. Октябрь 1 Диагностика уровня школьной мотивации Методика А.Г. Лускановой «Школьная мотивация»
3. Октябрь 2 Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций).
4. Ноябрь 3 Развитие познавательных процессов. Развитие наглядно-образной памяти, произвольного внимания. Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это?Что это?» и др.)
5. Декабрь 4 Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений «Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.
6. Январь 2 Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы «Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.
7. Февраль 3 Развитие пространственного мышления и мелкой моторики «Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геометрического материала, из элементов конструктора
8. Март 3 Развитие познавательных процессов Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.
9. Апрель 4 Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения Настольные и ролевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.
10. Май 2 Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «10 слов», «Перепутанные линии», «4-й лишний», «Последовательные картинки» и др.

Задание 4. ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ПСИХОЛОГИИ

Занятие 1.

Тема: «Моя индивидуальность»

Вид занятия: Урок

Участники: 5 класс

Цели:

1. обобщить понятие “индивидуальность”;

2. учить находить в себе главные индивидуальные черты;

3. определять свои личностные особенности;

4. учить видеть индивидуальность в окружающих.

Задачи:

1. дать представление о понятии “индивидуальность”;

2. показать, что каждый человек является индивидуальностью;

3. развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих;

4. развитие коммуникативных качеств личности;

5. развитие толерантности, эмпатии;

6. воспитание внимательного отношения к окружающим, их внутреннему миру.

Время: 40 минут

Ход занятия

Разминка.

“У меня лучше всего получается…” (все учащиеся продолжают фразу по кругу). «Чему бы вы хотели научиться у других?»

Задание

“Все мы – некоторые – один я”:

· Встаньте те, кто сегодня чистил зубы (выбирается признак общий для всех).

· Встаньте те, у кого длинные волосы (выбирается признак присущий некоторым).

· Встаньте те, кто в красной кофте (выбирается индивидуальный признак).

· Посмотрите, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному человеку. Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными.

Задание

Чтение и обсуждение сказки “Фея”

Эта сказка посвящена актуальным для подросткового и юношеского возраста вопросам – самоопределения и определение своего места в жизни, вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: “Кто Я?”, героиня сказки ещё не ответила на этот вопрос, не смогла найти своё место в жизни, поэтому у сказки открытый финал.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru