Этапы разработки программы дол

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 0.66 Mb.

Задания по теме 2.5 Методические рекомендации по составлению программ летних загородных лагерей

Цель: закрепление знаний о составлении программ летних загородных лагерей, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 8. Изучите тему «Методические рекомендации по составлению программ летних загородных лагерей» и разработайте профильную программу летнего загородного лагеря: экологическое, краеведческое, творческое, гражданско-патриотическое, КВН-движение, для подростков с девиантным поведением, для лидеров детско-подростковых организаций, профориентационное, для волонтеров и др. Примерная структура: профиль, цель, возраст участников, 2-3 тематических мероприятия с кратким описанием.

Профильная программа для детей с девиантным поаедение «Будь лучше»

Мой Детский Лагерь (анимация)

Цель : формирование экологического мировоззрения у подростков с девиантным поведением и привлечение к природоохранной деятельности.

Физическое и психологическое оздоровление детей и подростков с девиантным поведением.

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в туризме

Комплексная реабилитация подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

-привалы и ночлеги,

-установка и оборудование палатки,

-оказание первой медицинской помощи,

— Великая армия древней столицы. Московский пожар

— Изгнание неприятеля из России

1. Какие элементы выходят в структуру программы ДОЛ?

2. Назовите критерии и правила формулировки целей и задач программы.

Ответ: Критерии: направленность, продолжительность, инновационность

Конечная цель программы всегда формулируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким — либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости. Цель может быть сформулирована в виде одной идеи, или же ее возможно сформулировать, охватывая следующие уровни целопологания 1) Цели, определяемые социальными потребностями 2) Цели собственно — педагогической деятельности 3) Цели объекта, определяемые потребностями, интересами самих детей. Задачи программы — это то, что необходимо для реализации детей, условия их реализации. Задачи могут быть сформулированы в двух видах 1) Задачи общие, на весь период деятельности 2) Задачи по периодам (этапам) деятельности в динамике. Задачи должны быть конкретными, реальными, достижимыми.

3. Каковы требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей?

Технология проведения игр в ДОЛ

Ответ: 1) Основание разработки программы 2)Цель и задачи программ ы 3)Содержание программы 4) Результаты реализации программы 5) Управление программой 6)Новации программы 7)Оформление презентации программы

Задание 10. Этапы разработки программы ДОЛ:

1 ШАГ: обратиться к философии лагеря (миссии/цели, задачам и специфике лагеря); определить одну или более целевых групп;

2 ШАГ: оценка интересов клиентов и их потребностей развития (фактическими клиентами являются и сами дети, и их родители, и часто их точки зрения различны).

3 ШАГ: рассмотреть конкретные задачи лагеря, убедиться совместимы ли они с потребностями и интересами клиентов; корректировка целей и специфики лагеря

4 ШАГ: определить в программе виды деятельности (которые привлекут клиентов, вызовут их интерес позволят реализовать их потребности и достичь желаемых результатов)

5 ШАГ: определить в программе виды деятельности (которые привлекут клиентов, вызовут их интерес позволят реализовать их потребности и достичь желаемых результатов)

Поставить перед собой вопросы:

Ø Продуктивно ли программа использует для своих целей имеющиеся природные ресурсы?

Ø Можно ли найти людей именно для этой программы с опытом и лидерскими навыками?

Ø Достаточно ли финансовых ресурсов?

Ø Какова экономическая эффективность программы?

6 ШАГ: структурирование программы и определение всего опыта проведения лагерей (собственный и представленный в литературе и др. источниках), собрать из отдельных элементов единую систему, в которой воплотится уникальность лагеря

7 ШАГ: уточнение желаемых результатов программы: выбор конкретных мероприятий, тренингов, занятий и развлечений, создание баланса между занятиями отдельных групп и всего сообщества лагеря, между отдыхом и активной деятельностью, уметь планировать свободное время, программа должна соответствовать возрасту участников и обеспечивать развитие в течение смены

8 ШАГ: сформировать правила программы

9 ШАГ: генеральная репетиция программы с небольшой группой предполагаемых клиентов

10 ШАГ: обучение персонала в рамках данной программы, чтобы достигнуть желаемых результатов.

Название: «Большая семейная фотография»

Цель: способствовать формированию организационных навыков у детей и подростков посредством вовлечения их в игровую деятельность.

Краткое описание: Предлагается, чтобы ребята представили, что все они — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи».

Далее никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».

Литература: АВТОР — СОСТАВИТЕЛЬ: НОВОХАТСКАЯ НИНА ВИКТОРОВНА- МЕТОДИСТ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО ОБ ЪЕДИНЕНИЯ «Школа лидерского мастерства»

Задания по теме 2.6 План-сетка и формы организации воспитательной работы в летнем детском загородном лагере

Цель: сформировать знания об особенностях составления план-сетки и формах организации воспитательной работы в летнем детском загородном лагере, формирование умения применять их для решения практических задач

Задание 12. Перечислите требования к составлению план-сетки работы отряда в летнем детском загородном лагере.

Составьте план-сетку воспитательной работы с детьми в летнем детском загородном лагере в виде таблицы. Алгоритм работы:

— Определить тип учреждения летнего отдыха детей, смену (месяц), возраст детей, направление смены.

— Составить перечень планируемых общелагерных и отрядных дел по направлениям программы.

— Составить и оформить план-сетку воспитательной работы с детьми на смену по следующим этапам: выделить в плане-сетке периоды смены, кризисные дни; включить в план-сетку общелагерные дела для всех периодов лагерной смены; включить в план-сетку дела на организационный и заключительный периоды смены; включить в план проведение экскурсий, выездных, общелагерных мероприятий; включить в план отрядные дела на основной период смены.

План — сетка готовится до отъезда в лагерь или на выездном семинаре

Включаются по порядку дни заезда, дни отъезда, родительский день, традиционные праздники, дни дежурства и только потом планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

Расставляются кризисные дни, накидывается банк идей по тематике смены

Ставятся традиционные и общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене (закрытие, открытие, родительский день, традиционные лагерные мероприятия

Важно чередовать огоньки, дискотеки, вечера песни, кинопоказы

Равномерно распределять умственную, эмоциональную и физическую нагрузку

Детский оздоровительный лагерь загородного типа «Орбита»

18:00
Фестиваль отрядных визиток «Дружный квартет»

Развлекательная программа «Сказочная соната»

Отрядные спартакиады «Быстрее, выше, сильнее»

Фестиваль «Созвучие талантов»

Развлекательная программа «Знай наших»

Соревнования по настольному теннису

Соревнования по дартсу

«Арт-олимпиада» первый конкурсный день

Читайте также:
Спейс программ прохождение игры

Соревнования по пионерболу

Смотр-конкурс «Картинки с выставки»

Соревнования по настольному хоккею

Арт-олимпиада второй конкурсный день

Соревнования по футболу

Развлекательная программа «Музыкальная шкатулка»

Соревноваия по волейболу

Кукольный театр «Теремок»

Соревнования по спортивной игре «Перестрелка»

Третий конкурсный день

Общелагерная спартакиада «Орбитиада»

Подготовка ко Дню открытых дверей

Праздничный концерт «Утренняя почта»

Соревнования по настольному теннису

Конкурсная программа «Мисс Орбита»

Юморина «Композиторы шутят»

Спортивные игры «Вожатые-дети»

Фестиваль «Две звезды и церемония награждения. Имя Орбита»

Линейка закрытия смены

Вожатский концерт «Финальный аккорд»

Генеральная уборка, сбор вещей

Источник: topuch.com

Программа летнего оздоровительного лагеря

6. Критерии и способы оценки качества реализации программы.

7. Содержание и средства реализации программы.

8. Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы. Специфика регионального взаимодействия.

9. Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.

10. Особенности материально-технического обеспечения программы.

11. Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации.

Пояснительная записка

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. И как всегда с наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль в решении этого вопроса играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая такой лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи.

В летний период, находясь дома ребенок больше времени уделяет играм на компьютере и просмотру телевизора. Родители хотят, чтобы ребенок на период каникул забыл обо всем этом, и отправился в увлекательный мир живого общения, спорта, захватывающих приключений и игр, а также был приобщен к чтению книг в летний период.

Дети очень любят сказки, приключения, поэтому типажи героев русских сказок и мультфильмов, как нельзя лучше научат и воспитают ребят. Примеры поведения не только положительных, но и отрицательных героев сказок помогут смоделировать необходимые поучительные ситуации. Познакомят традициями разных народов. Через книги, фильмы, игры воспитают у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

Новизна программы для педагогов заключается в отработке новых форм психолого-педагогической сопровождения детей и подростков во временном коллективе на протяжении всей смены. Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе в творческо-познавательную и оздоровительную деятельности учащихся посредством вовлечения детей в исследовательскую, информационную, интеллектуальную и игровую компетентности.

Для всех участников созданы равные условия и возможности на отдых и укрепление физических сил вне зависимости от благосостояния семьи. Программа пребывания в лагере насыщена разными спортивными, познавательными, развивающими мероприятиями и играми.

Понятийный аппарат программы

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.

Художественное воспитание – формирование мировосприятия ребенка средствами искусства.

Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующий ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей (индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

Детское самоуправление — демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Краткая характеристика участников программы

Участники программы – дети 7-12, г. Красноармейска Московской области.

1 смена — 20 человек, сформированных в 2 отряда, с одним взрослым воспитателем.

1 отряд – 7-10 лет;

2 отряд – 10-12 лет;

При этом учитывается личное желание ребенка и родителя.

Педагогическая идея программы

Педагогическая идея программы базируется на основных положениях и требованиях к организации отдыха детей:

— обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;

— индивидуальный подход к каждому ребенку;

-помощь ребенку в самоанализе, оценивании собственной деятельности в самостоятельном решении проблем;

-удовлетворение интересов наибольшего количества участников отдыха;

— одобрение достижений ребенка в какой-либо области, предоставление ему возможности испытать себя в других видах деятельности.

Ключевая идея смены – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации:

 Идея развития. Развитие личности ученика, его субъектной и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

 Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.

 Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей, учителей и социальных партнеров является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

 Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

 Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.

 Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

Миссия лагеря заключается в том, что дети познают себя и друг друга и окружающий мир через увлекательные приключения. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, дается возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Целевой блок программы

Цель программы: Создать благоприятные условия для развития и личностного роста каждого ребёнка в летнем лагере.

Направления деятельности

Ожидаемые результаты

Оздоровительное

  • знакомство с книгами разных писателей;
  • сформированность личностных качеств, через успешную социализацию воспитанников при выполнении различных ролей;
  • сплочение детских коллективов через формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело.
  • получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности; личностный рост участников Программы, через степень включенности в активную жизнь организации;

Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

Материально-техническая база Применение Ответственные
Кабинеты (отряды № 105,107,108 штаб 101) Комнаты отрядов, штаб Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал
Спортивный зал (каб.№112) Занятия спортом, состязания Воспитатели
Спортивная площадка Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания Воспитатели
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия, линейки Воспитатели, администрация лагеря
Актовый зал Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей Воспитатели, администрация лагеря
Медицинский кабинет (каб. №208) Медицинский контроль мероприятий лагерной смены Медицинский работник школы
Школьная столовая Завтрак, обед, полдник Ответственный за питание
Библиотека (3 этаж каб.№306) Поиск необходимой информации, проведение досуга Начальник лагеря
Компьютерный класс (каб. №307) Поиск необходимой информации, проведение досуга Администрация школы
Техническое оснащение Просмотр презентаций, фильмов; звуковое и видео- сопровождение мероприятий Администрация школы
  • магнитафон, DVD
  • телевизор, компьютер
  • мультемедийные проектор
  • фотоаппарат
  • настольные игры, пазлы, шашки
  • спортивно-игровой инвентарь
  • канцелярские товары
  • школьный фонд библиотеки
  • призовой фонд
  • сувенирная продукция, грамоты, дипломы, сувенирная, подарки
  • атрибуты, изготовленные самими ребятами и вожатыми
Читайте также:
Программа сохраняет историю браузера

Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации
Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 313 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.) (Бим-Бад Б.М.

Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.) (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.)
Нормативные документы: 1. Письмо Минобрнауки России от 26 сентября 2012г. № 09-260«Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)» 2. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 08.04.2014 № 09-613 3. Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г. 4. Конвенция ООН о правах ребенка 5. Конституция РФ 6. Трудовой Кодекс РФ 7. СанПиН 2.4.4.2599-10 «гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2010г.

8. Постановление Главы города «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2017 году в городском округе Красноармейск Московской области» №286 от 14.04.2017г. 9. Приказ директора МБОУ СОШ №4 «Об организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей» 10. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/сост.

Н.А.Панченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 128 с. – С.61-69 11. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. — С. 208

Рекомендуемая для подготовки педагогов к смене: 1. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Диагностика личности ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере. Нижневартовск 2011 2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2012 3. Кувватова С.А.

Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: 4. Феникс, 2011 — 311с. 5. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2012 — 311с.

6. Кулаченко М.П. по Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2011 – 288 с. 7. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2010 — 192с. 8. Пособие для вожатого.- Ростов н/Д: Феникс, 2013 9. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2010 – 208с. 10.

Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2010 – 192с. 11. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2012 – 206с. 12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.

Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2012 – 288с. 13. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 2011 – 176с. 14. Савченко Е.В. Летний лагерь на базе школы.- Москва. ВАКО,2010 15.

Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2010 16. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2012 – 62с. 17. Шаульская Н.А.

Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010 – 224 с. 18. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. В поисках приключений. .- Ярославль: Академия развития.

2010 19. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009
Литература, для детей — участников смены: 1. 180 лет сказке Х.-К. Андерсена «Дюймовочка» (1835) 2. 150 лет сказке Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865) 3. 135 лет сказке К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (1880) 4. 90 лет произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (1925). 90 лет стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925). 90 лет сказкам К.И.

Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит» (1925) 5. 85 лет сочинению В.В. Бианки «Где раки зимуют» (1930) 6. 85 лет стихотворению С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (1930). 7. 80 лет повестям А.П. Гайдара «Военная тайна» и «Судьба барабанщика» (1935). 8. 80 лет сборнику Б.С. Житкова «Рассказы о животных» (1935). 9. 80 лет поэтическому произведению С.В.

Михалкова «Дядя Стёпа» (1935) 10. 80 лет сказке К.И. Чуковского «Лимпопо» (1935). 11. 75 лет повести А.П.

Гайдара «Тимур и его команда» (1940). 12. 75 лет поэтической сказке Д. Хармса «Лиса и заяц» (1940). 13. 70 лет сборнику рассказов М.М. Пришвина «В краю дедушки Мазая» (1945). 14. 60 лет сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955). 15. 60 лет поэтическому произведению С.В.

Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер» (1955). 60 лет сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» (1955). 50 лет роману-сказке Н.Н. Носова «Незнайка на Луне» (1965). 16.

45 лет сборнику стихотворений А.Л. Барто «За цветами в зимний лес» (1970) 17. 35 лет поэме О.Е. Григорьева «Витамин роста» (1980). 15

-82%

Источник: videouroki.net

Моделирование деятельности ДОЛ

S640x480fhgfm.jpg

Понятие «летний отдых в лагере» включает в себя систему множества компонентов, таких, как питание, бытовые условия, содержательная программа и т.д. «Индивидуальность» каждого лагеря в большей степени зависит от содержания его работы. Получивший широкое распространение программно-целевой метод управления распространен и среди оздоровительных учреждений. Программно-целевой метод определяется как увязывание цели плана с ресурсами при помощи программ, каждая из которых рассматривается как комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей деятельности, упорядоченный в виде «дерева целей». Под программой смены можно понимать целостную систему содержания работы ее технологическую цепочку от постановки целей и задач до составления планов, реализации их в течение сезона и подведение итогов программы.

Программа всегда строится и рассчитывается на будущее, на то чего нет

При проектировании и программировании деятельности оздоровительных лагерей необходимо учесть такие условия как:

  • временный характер коллектива;
  • изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой;
  • отсутствие родительской опеки, поддержки, контроля;
  • закрытость лагеря как типа детского учреждения (если программа разрабатывается для загородного лагеря).

Программа оздоровительного лагеря с одной стороны, пишется «для себя», в том смысле, что каждый из включенных в ее разработку и реализацию специалистов определяет свое функциональное место, с другой стороны, она пишется взрослыми, а планируемое на будущее действие непременно будет затрагивать интересы детей, не участвовавших в создании программного документа. Возникает задача согласования действий субъектов. Она имеет особое значение в контексте взаимоотношений детей и взрослых, педагогов и их воспитанников.

Читайте также:
Лучшие программы anti malWare

Технологически процесс создания программ деятельности детского оздоровительного учреждения состоит из двух этапов: моделирование и конструирования.

Первый этап – моделирование.

По базисной организации детских оздоровительных лагерей модели можно разделить как: тематические (профильные), общие и комбинированные. Каждая программа подразумевает под собой особую систему различных видов деятельности и модель формирования постоянных групп (отрядов) и временных формирований.

Тематическая программа (профильная, специализированная) – такие смены проводятся для участников, объединенных общими интересами, видами деятельности, членов детских организаций. Содержание программы рассчитано на запросы конкретных участников. Это могут быть военно-патриотические, школьного актива, туристические, экологические, творческие и т.п. лагеря и смены. В содержании работы такой смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.

Общая программа – эта программа не требует специализированного подбора детей. Учитывая это, программа смены должна отвечать самым различным запросам участников. При разработке общей программы для лагеря в первую очередь ставятся задачи по развитию коммуникативной сферы в детском коллективе, развитие у участников конкретных навыков и умений, мотиваций к занятиям спортом, творчеством и т.д. Акцент в реализации программы делается на работу в группах (отрядах), кружках, секциях, а также индивидуальной работе. Такая программа достаточно мобильна и оставляет возможность для индивидуального подхода к интересам каждого участника смены.

Комбинированные (комплексные) программы — представляют собой определенное сочетание общей и тематической программы в рамках одной лагерной смены. Реализация такой программы подразумевает проведение в рамках смены нескольких подпрограмм. Это могут сюжетно-ролевые игры, фестивали, конкурсные программы и т.д.

По форме организации досуга в лагере модели подразделяются на три группы: для стационарного, туристического или комбинированного отдыха.

По задачам лагерей модели классифицируются на предназначенные для отдыха, корректировки здоровья, семейного отдыха, развития специальных способностей ребенка.

Кроме данной типологии рассматривают программы также по времени реализации: краткосрочные и долгосрочные

Краткосрочные программы могут быть выполнены в течение одной смены или одного сезона, долгосрочные программы реализуются до 3-х лет, а возможно более.

Также разделяют авторские и адаптированные программы.

Авторские программы – содержат инновации, разрабатываются одним человеком или авторским коллективом, который затем и реализует ее в лагере.

Адаптированные программы – встречаются чаще всего, они бывают доработаны с учетом специфики оздоровительного лагеря.

В модели определяются также необходимые и достаточные условия ее реализации. После определения модели по базису, форме, задачам и разработки ее содержания начинается второй этап конструирование

Этот процесс подразумевает упорядоченность модели в логический ряд с общим замыслом оздоровительного лагеря, социально-правовым обоснованием, основными ориентирами социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности, необходимыми и достаточными условиями, педагогическими и экономическими ресурсами.

В основе конструирования программ лежит также задача решения проблем воспитания и состояния здоровья современных детей: несформированность гражданских патриотических позиций, умаление чувства национального достоинства, ориентация подростков на высокооплачиваемые сферы трудовой деятельности в ущерб другим; недостаточно высокий престиж педагогической профессии; рост криминогенности в среде подростков; низкий уровень активности; неразвитость лидерских качеств; повышение тревожности, неуверенность и неопределенность своего будущего; ухудшение здоровья, увеличение детей страдающих школьными неврозами, школьной дезадаптацией и т.д.

Решение любой проблемы – это комплекс согласованных во времени и пространстве идей и действий, обеспечивающих переход от существующей системы к желаемой.

Примерная структура программы.

  1. Пояснительная записка (введение) – это описание проблемы, которая привела к созданию программы, обоснование её актуальности, определяется категория участников, место проведения, срок реализации программы.
  2. Цели – представляют образ конечного результата. Цели должны быть конкретными, реально выполнимыми в те сроки, которые определены для реализации программы. Их должно быть не много две – три.
  3. Задачи – определение путей достижения целей, проще говоря «мини — цели». Они так же, как и цели, должны быть конкретными и выполнимыми в более короткие, чем цели, сроки.
  4. Принципы – в этой части программы содержится определение тех принципов, на которые будет опираться ваша программа, и которые найдут свое отражение во всей деятельности, организованной в лагере.
  5. Средства – описание педагогических средств, ресурсов, которыми располагают авторы, и которые будут способствовать реальному выполнению программы. Под ресурсами понимаются не только хозяйственные и финансовые возможности, но и интеллектуальный потенциал организаторов программы, а также природная среда лагеря. Составьте для себя карту ресурсов, анализ которой поможет вам реалистично подойти к планируемым делам, а также подобрать нужных педагогов, инвентарь, оборудование, аппаратуру
  6. Механизм реализации – данный раздел содержит описание форм, методов, технологий или подпрограмм, (кружки, творческие мероприятия, игры и т.д., т.е. все, что планируется провести, организовать) при помощи которых будет осуществляться реализация программы. В этой части программы не важны сроки, они будут указаны в плане.
  7. План — полный план всей смены, возможно, это план-сетка, с указанием всех запланированных мероприятий (в данном случае слово «мероприятие», следует понимать шире, чем вечер или спортивное соревнование), как будет организован каждый день в лагере в целом и в отрядах (группа) в частности. План отражает в себе механизм реализации.
  8. Ожидаемые результаты – каждый педагог и весь педагогический коллектив должны заранее ответить на вопрос: «ради чего?», «что измениться в будущем?» после того как будет выполнена программа, какие изменения могут произойти в детях, в педагогах, в социальной среде.

В процессе моделирования и конструирования программ необходимо учитывать определенные принципы:

  • гармонизация личности и среды – ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности, гармонизацию ее устремлений и изменяющейся социально-политической реальности на основе активизации внутренних ресурсов человека (личности);
  • гуманизация – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания, труда, быта, отдыха детей;
  • альтернативность – обеспечение многообразия типов программ;
  • приоритетность – выбор приоритетных направлений деятельности;
  • саморазвитие – создание условий и механизмов саморазвития лагеря.

Критерии, которым должна отвечать программа:

  • актуальность;
  • прогностичность (работа на будущее);
  • реальность выполнения;
  • новизна;
  • целостность — единая логика построения всех элементов;
  • комбинаторность и модульность — возможность реализации частей программы в разных вариантах их взаимосвязи и взаимозависимости;
  • гибкость, восприимчивость к изменению ситуации и реакции детей.

Организаторы смены должны гибко подходить к моделированию, учитывая особенности участников программы, местные условия, материальную базу и т.д. Грамотный подход к составлению модели смены, ее структуры позволит найти наиболее рациональное соотношение различных групп и объединений. Чем больше вариантов реализации своих возможностей и потребностей будет предложено участникам, тем больше вероятность, что программа будет реализована в полном объеме и ожидаемые результаты будут достигнуты.

Успешность реализации программы напрямую зависит от целевой, концептуальной, содержательной проработанности; учета интересов и потребностей детей, их возрастных возможностей, уровня развития; имеющихся в наличии ресурсов; подготовленности и настроя кадров на работу в режиме сотворчества.

Источник: summercamp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru