Этапы разработки проектов и программ

Содержание

Проектированием программного обеспечения является процесс создания проекта программного обеспечения (ПО), кроме того, под проектированием ПО понимают дисциплину, изучающую методы проектирования.

Проектирование программного обеспечения представляет собой частный случай проектирования процессов и продуктов.

Определение 2

Цель проектирования подразумевает определение внутренних свойств системы и детализацию ее внешних (видимых) свойств в соответствии с выданными заказчиком требованиями к программному обеспечению (исходными условиями задачи), которые, в свою очередь, подвергаются анализу.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Ход процесса проектирования ПО и его результаты будут зависеть не только от состава требований, но и от опыта проектировщика (разработчика) и от выбранной модели процесса проектирования.

После определения требований к программному обеспечению разработчиком будут получены согласованный четкий план действий, график сроков и оплат. В то же время разработчик может сократить время разработки и повысить ее качество, а также позволяет предусмотреть любые другие нюансы разработки, к примеру, юридические (передача авторских прав на проектируемое программное обеспечение).

Этапы разработки проекта | Денис Башев | Prosmotr

При проектировании ПО заранее разработчик имеет возможность:

  • оценить время разработки и стоимость программного продукта;
  • исключить потери материальных затрат и времени на вынужденные доработки, ненужные действия, длительное согласование;
  • избежать неудовлетворенности и разногласий между заказчиком и исполнителем.

Подготовительный этап

Порядок разработки программного обеспечения в зависимости от особенностей проекта может отличаться, но в общем виде он состоит из следующих этапов:

«Проектирование программного обеспечения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  1. Подготовки.
  2. Проектирования.
  3. Создания, включающего дизайн, кодирование, тестирование, документирование.
  4. Поддержки, включающей внедрение и сопровождение.

В процессе подготовки к проектированию должны быть решены организационные вопросы:

  1. Необходимо определить состав работ, а для этого требуется узнать, что может предоставить заказчик (техническое задание, дизайн, макеты), достаточны ли исходники и насколько, какие этапы они закрывают.
  2. Определиться с бюджетом и сроками: на основании имеющихся материалов утверждают примерную стоимость, общий срок всего проекта, а также срок и точную стоимость ближайшего этапа.

После решения организационных вопросов подписывают контракт, получают предоплату и необходимые для работы материалы.

Этапы и результаты проектирования

Проектирование состоит из следующих этапов:

  1. Описания. Данный этап включает в себя совместную работу заказчика (определяет пользу продукта, требования к внешнему виду и работоспособности) и разработчика (предлагает алгоритмические и технические решения поставленной задачи).
  2. Определения архитектуры.На данном этапе утверждают язык программирования, базу данных, фреймворки и серверы.
  3. Разработки технического задания (ТЗ). ТЗ составляет архитектор в соответствии с описанием и ответами на вопросы заказчика. Затем ТЗ согласовывают с менеджером проекта, далее передают клиенту и производят правки.
  4. Этапа разработки макетов, которые затем добавляются к ТЗ. На данном этапе разрабатывают макеты принципиальных схем устройства, интерфейсов, диаграмм структуры базы данных, схем взаимодействия компонентов.
  5. Контроля. В ходе этого этапа архитектором устраняются замечания менеджера проектов.
  6. Утверждения. На данном этапе заказчиком проверяется и меняется самостоятельно ТЗ, либо сообщается список правок проект-менеджеру. После устранения замечаний ТЗ утверждают и прилагают к контракту.

В результате проектирования получается техническое задание с однозначной и понятной как для заказчика, так и для исполнителя (в качестве исполнителя могут выступить руководитель проекта, программисты, тестировщики, дизайнеры и другие участники процесса разработки) иллюстрацией ответов на вопросы:

Видео 22. Жизненный цикл ПО. Этапы разработки ПО. Классическая модель разработки ПО

  1. Что делать (содержит описание продукта, функциональных возможностей, категорию пользователей)?
  2. Как делать (содержит описание архитектуры)?
  3. Как проверить, достигнута ли цель (варианты тестирований, критерии оценки)?

Замечание 1

В случае предоставления заказчиком на подготовительном этапе результата проектирования согласно указанным требованиям данный этап проектирования можно опустить и сразу перейти к оценке проекта.

Требования к ТЗ на разработку программного обеспечения

Приведем минимальные требования, достаточные для ТЗ, в соответствии с которыми оно должно:

  • полно, четко (инструкционно, без лишних слов и возможностей разночтения) и структурировано описывать разрабатываемый программный продукт (как должно выглядеть ПО, как и с чем работать, каким требованиям должно отвечать) и процесс его разработки, чтобы у архитектора не возникло вопросов по реализации ПО;
  • исключить противоречивые сведения;
  • быть юридически точно оформленным (согласно ГОСТу), так как наряду с контрактом и прочими документами ТЗ приобретет юридическую силу.

В техническом задании должны содержаться:

  • общие данные по проекту (название продукта, категория пользователей и назначение использования);
  • общие требования к программному обеспечению (к его структуре, функционалу, должны быть приложены схема архитектуры и описание связей подсистем, видов интерфейсов всех составляющих — готовый дизайн либо его концепция);
  • детальный план работ, содержащий перечень этапов и сроки по каждому из них;
  • порядок проведения тестирования и приемки, в котором должны быть описаны состав и виды испытаний продукта, как в целом, так и отдельных частей;
  • перечень действий, осуществляемых при запуске продукта;
  • требования к документации, содержащей описание процесса и результатов разработки.
Читайте также:
Где снимали программу звезды в африке

В составе ТЗ важно уделить внимание описаниям:

  • конкретных детaлей: пользователей программного продукта (их роли, права и функции), алгоритмов обработки данных, перечня закрытых и открытых протоколов, требований к безопасности данных в ходе всего жизненного цикла, списка используемых в разработке компонентов (свободных, платных);
  • примеров: аналогов, интегрируемых систем с указанием ссылок на них; типичных сценариев взаимодействия системы с пользователем; входящих данных и форматов данных взаимодействия подсистем (таблиц, баз, страниц и др.); исходящих данных (видов отчетов и экспортируемых файлов);
  • надежности и производительности: уровней нагрузки системы (день, месяц, максимальный), требований к сохранности и производительности, обоснования выбора оборудования запуска ПО, хостинга серверной части.

Замечание 2

Естественно, сроки и соответственно стоимость проекта будут зависеть от его сложности, чем сложнее, тем длительнее и дороже подготовка к нему. Время разработки небольших проектов занимает от недели до месяца.

Источник: spravochnick.ru

Как в Атвинте разрабатывают веб-продукты, часть 2: макеты, front, back, тест.

На первом этапе закладываем базис будущего сайта: определяем, кто и как будет пользоваться, разрабатываем пользовательские сценарии, проектируем архитектуру и логику работы продукта, определяем общую стилистику, готовим контент.

Эта статья посвящена второму этапу: как команда digital-агентства создает работающий сайт или другой продукт на основе аналитики, прототипов, дизайн-концепции и техзадания.

Работы этого этапа:

  1. Разработка дизайн-макетов
  2. Программирование: frontend
  3. Программирование: Backend
  4. Тестирование
  5. Релиз сайта или веб-сервиса

Теперь подробнее о каждом шаге.

1. Разработка дизайн-макетов

Результат этого этапа — набор всех страниц сайта или экранов приложения под все необходимые разрешения и устройства, правила использования всех элементов на них.

Какие специалисты задействованы

Арт-директор, дизайнеры, менеджер и аккаунт проекта.

Дизайнеры разрабатывают макеты главной и всех уникальных страниц сайта или экранов приложения. В работе опираются на аналитику, прототипы, дизайн-концепцию и SEO-рекомендации.

Арт-директор подбирает на проект дизайнеров с релевантным опытом, контролирует чистоту макетов и единство стилистики. При необходимости направляет дизайнеров к лучшим решениям в интерфейсе.

Что нужно для разработки

SEO-структура сайта, прототипы, дизайн-концепция, текстовый и медиа-контент.

Что делаем на этапе разработки дизайн-макетов

На этапе проектирования мы отвечали на вопрос «Как работает?», на этапе концепции подобрали визуальную идею. Теперь развиваем стилистику для всех страниц сайта, детально продумываем внешний вид элементов и эффекты при взаимодействии пользователя с интерфейсом.

Для каждого экрана разрабатываем адаптивные макеты, чтобы сайт хорошо выглядел и работал на разных устройствах с разными разрешениями экранов. Сайт будет одинаково удобен и на компьютере или ноутбуке, и на смартфоне.

Вот так выглядит набор макетов, включая адаптивы, для корпоративного сайта Детской многопрофильной больницы:

А так набор макетов для интернет-магазина обуви:

В проектах со сложными анимациями и визуальными эффектами на этапе разработки дизайн-макетов подключаем frontend-разработчиков, чтобы заранее продумать техническую реализацию.

Это здорово экономит время и упрощает работу на этапе программирования интерфейса. Разработчик сразу будет в курсе, с чем ему предстоит работать и заранее подберет решения. А дизайнеры найдут баланс между визуальной эффектностью и удобством реализации.

Финальный шаг этапа — подготовка макетов к верстке и формирование UI-кита. UI-кит дизайнеры выносят все типы элементов интерфейса и как они реагируют при наведении курсора, нажатии, переключении между страницами. В нем же описаны все типы заголовков и их поведение при изменении верстки. Этот инструмент помогает frontend-разработчикам быстро собрать верстку, избежать разнобоя в элементах и сохранить стилистическое единство всех разделов.

Перед передачей в разработку дизайнеры проверяют макеты по чек-листу на ошибки: на всех ли страницах верная сетка, отступы, расположение элементов.

Инструменты и технологии

Макеты разрабатываем в Figma, для создания иллюстраций, иконок визуальных эффектов используем Photoshop и Illustrator, отдельный софт используем для 3D и моушен-графики.

2. Программирование: frontend

Результат frontend-разработки — всё, с чем взаимодействует пользователь на сайте или в приложении. Главная цель этапа — сделать сайт удобным для пользователей и эффективным с точки зрения бизнеса.

Какие специалисты задействованы

Frontend-разработчики и технический директор.

Фронтендеров иногда еще называют Creative Frontend Developer, так как они являются связующим звеном между дизайном и его техническим воплощением. Они программируют визуальные решения, пользовательские сценарии и функциональность, заложенные дизайнерами.

Что нужно для разработки

Дизайн-макеты, UI-кит или дизайн-система, сценарии и архитектура продукта, описанные в техзадании.

Что делаем на этапе frontend

На этапе фронтенда — воплощаем функциональность и «оживляем» отрисованный дизайнерами интерфейс с помощью кода.

Frontend — это больше, чем просто верстка макетов. Frontend-разработчики разрабатывают все, что помогает пользователю быстрее и удобнее решать задачи с помощью сайта.

  1. Пишут скрипты, при помощи которых контент динамически подгружается на страницы при первом обращении к сайту. В результате страницы в браузере пользователя загружаются быстрее, а переход между ними выглядит более плавным.
  2. Делают элементы интерактивными, чтобы кнопки, инпуты, формы ввода и другие элементы логично реагировали на действия пользователя и вели к нужным конверсиям.
  3. Реализует, оптимизирует сложные анимации и визуальные эффекты.
  4. Пишет API для интеграции с бэкендом или CMS-системой. То есть не просто создает клиентскую часть, но и связывает все действия пользователя с бизнес-логикой веб-продукта.
  5. Пишет юнит-тесты для проверки после разработки каждой функции. Эти тесты нужны для проверки, насколько корректно работает та или иная функциональность.
Читайте также:
Как сделать установку программ по умолчанию на диск d

Инструменты и технологии

  1. Базовые технологии фронтенд-разработчика — это HTML5, CSS и JavaScript. HTML используется для разметки страницы, CSS — задает стили и внешний вид, а JavaScript — отвечает за интерактив и логику (реакции) элементов на действия пользователей.
  2. Для сложных веб-сервисов и ecommerce-проектов используют фронтенд-фреймворки: Vue.js, React.
  3. Для SEO-оптимизации SPA-приложений* используем фреймворк Nuxt.js.

*SPA или Single Page Application — это одностраничное веб-приложение, которое позволяет быстрее загружать контент в браузер пользователя. При первичном обращении к SPA-приложению загружается разметка и основной контент. А остальная информация при прокрутке или переходах между страницами подгружается динамически без полной перезагрузки всей страницы.

3. Программирование: Backend

Реализуем все процессы, которые происходят на серверной части сайта в ответ на действия пользователя.

Какие специалисты задействованы

Backend-разработчики, технический директор.

Чаще всего этот этап идет параллельно frontend-разработке, а разработчики бэкенда и фронтенда работают в тесной связке.

Что нужно для разработки

Техническое задание с подробным описанием всех необходимых алгоритмов, структуры данных, техническими описаниями для интеграции с фронтендом и сторонними сервисами.

Что делаем на этапе backend

Cайт без бэкенда — это не более, чем красивая оболочка. Чтобы сайт функционировал, нужно запрограммировать логику хранения данных и правила обмена информацией между сервером и клиентской частью.

Backend-разработчики программируют внутреннюю логику работы сайта или веб-продукта.

  1. Программируют серверную часть сайта или приложения.
  2. Проектируют базы данных, в которых хранится вся информация о содержимом всех страниц сайта. Например, информацию о товарах и категориях на сайте интернет-магазина.
  3. Настраивают пользовательские роли и управление сайтом в админпанели.
  4. Для проектов на готовой CMS на этом этапе настраивают админ панель для управления контентом на сайте.
  5. Разрабатывают API для интеграции со сторонними сервисами: почтой, программами складского и товарного учета вроде 1С, CRM, эквайрингом и т.д.

Инструменты и технологии

Бэкенд пишем на PHP.

  1. Для корпоративных сайтов и небольших интернет-магазинов используем CMS-системы. В Атвинте это MODx и Битрикс.
  2. В сложных кастомных проектах пользуемся фреймворком Laravel — одним из самых популярных фреймворков. Для сайтов на Laravel легко найти специалистов на поддержку сайта в отличие от других, менее популярных фреймворков, вроде Ruby on Rails.
  3. Для баз данных используем MySQL, MariaDB, Redis, PostgreSQL.

4. Тестирование

Тестирование нужно, чтобы оценить, все ли работает как надо и исправить до передачи проекта заказчику и релиза для конечных пользователей.

Какие специалисты задействованы

Тестировщики, менеджер проекта, технический директор, арт-директор.

Что делаем на этапе тестирования

Тестирование проводится после каждого этапа разработки сайта: после этапа проектирования тестируем пользовательские сценарии, проверяем по чек-листу сначала макеты, а потом верстку, проводим автотесты и нагрузочные тесты после разработки каждой новой функции. Особенно это актуально для многофункциональных веб-сервисов.

Основные виды тестирования:

  • Контроль качества фронтенда. Арт-директор и дизайнеры отсматривают соответствие верстки и макетов. На этом шаге проверяем верность сетки, размеров и расположения элементов, правильную отработку ховеров и анимаций, межстрочные расстояния и т.д.
  • Функциональные автотесты. Тестировщик пишут специальных ботов, которые автоматически проходят по определенным сценариям на сайте и выдают отчет о наличии технических ошибок. Эти сценарии берем из технического задания.

Так тестируем сценарии авторизации, добавления товара в корзину, путь до определенного экрана. Проверяем, верно ли отрабатывают формы, кнопки, верную ли информацию выдает сайт в ответ на запросы пользователей.

  • Юнит-тесты — это автоматические тесты, которые пишутся самими разработчиками в процессе создания сайта. Они проводятся после доработки каждой функции в течении всего проекта. Юнит-тесты позволяют отследить стабильность работы каждого функционального модуля, найти и исправить конфликты между ними.

Например, разработчик написал модуль добавления товара в корзину. И он проверяет, правильно ли отработает модуль при разных сценариях:

1. Если добавили товар в пустую корзину, то на выходе на странице корзины должен отобразиться один товар.

2. Если в корзине уже был товар, то предыдущий должен остаться в корзине, а к нему добавиться новый.

  • Нагрузочное тестирование нужно, чтобы оценить производительность сайта или сервиса при возрастании нагрузки. Оно позволяет определить, какие мощности нужны для корректной работы сайта, и выявляет «бутылочные горлышки» в производительности веб-продукта.

Инструменты и технологии

  1. Для нагрузочного тестирования — Яндекс.Танк
  2. Для фронтенд-тестирования — Jest
  3. Для тестирования бэкенда — PHPunit

Источник: atwinta.ru

Этапы разработки веб-продукта: сайта, приложения

Этапы разработки веб-продукта: сайта, приложения

Создание любого IT-проекта проходит в два больших этапа. На первом проводим аналитику и проектирование, а на втором — разработку. В статье рассказываем, как разрабатываем веб-продукты.

Основные этапы разработки сайта или приложения

На первом этапе работы над будущим сайтом важно выявить конечного пользователя. После этого мы определяем, что и как пользователи будут делать на сайте, — разрабатываем пользовательские сценарии. На этом же этапе проектируется архитектура и логика работы продукта.

Дальше проект передается команде разработчиков. Она начинает работу по web-проекту на основе ТЗ от заказчика: аналитики, прототипов и дизайн-концепции. Теперь о каждом из этапов — подробнее.

Разработка дизайн-макетов

Дизайн-макет — это набор всех страниц сайта или экранов приложения под необходимые разрешения и устройства. В дизайн-макете также описаны правила использования всех элементов.

На этом этапе работают дизайнеры и менеджер. В своей работе они опираются на аналитику, прототипы, дизайн-концепцию и SEO-рекомендации.

Задача менеджера — подобрать на проект дизайнеров с необходимым опытом. Он также контролирует чистоту макетов и единство стилистики.

Читайте также:
Чему будет равен результат выполнения фрагмента программы a 6 if a mod 2

Если речь идет о сайте, то для каждого экрана разрабатываются адаптивные макеты. Так с ним будет удобно работать на экранах разных устройств.

Если в проекте подразумевается сложная анимация и визуальные эффекты, то на этапе разработки дизайн-макета подключаются frontend-разработчики. Они заранее продумывают техническую реализацию дизайнерских идей. Разработчик сразу будет знать, с чем ему нужно будет работать. А дизайнеры адаптируют свою работу под возможности реализации.

В финале макеты готовятся к верстке, формируется UI-кит. Это PSD- или Sketch-файлы с полезными элементами для дизайна интерфейсов и сценарии их взаимодействия с пользователем. Тут же описываются все типы заголовков и их поведение при изменении верстки. UI-кит помогает frontend-разработчикам во время верстки сохранить стилистическое единство всех разделов.

Программирование

Теперь, когда дизайн-макет готов, за работу берутся frontend-разработчики. На основе дизайн-макета, UI-кита, архитектуры продукта они программируют визуальные решения, пользовательские сценарии и функциональность. Их цель — сделать продукт удобным для пользователей и эффективным с точки зрения бизнеса.

  • Пишут скрипты, при помощи которых подгружается контент.
  • Делают элементы интерактивными.
  • Реализуют сложные анимации и визуальные эффекты.
  • Пишут API для интеграции с бэкендом или CMS-системой. API — это описание способов взаимодействия программ между собой. Она позволяет связать действия пользователя с бизнес-логикой продукта.
  • Пишут юнит-тесты для проверки, насколько корректно работает та или иная функциональность.

Параллельно с frontend-разработкой ведется и backend. Backend-разработчики реализуют процессы, происходящие на серверной части сайта в ответ на действия пользователя. Они делают так, чтобы продукт функционировал:

  • Программируют серверную часть.
  • Проектируют базы данных.
  • Настраивают пользовательские роли и управление в админпанели.
  • Разрабатывают API для интеграции со сторонними сервисами.

Тестирование

Тестирование помогает оценить проделанную работу и исправить выявленные ошибки. Его проводят после каждого этапа разработки. Чем больше функций у веб-сервиса, тем больше тестов. Основные виды тестирования:

  • Контроль качества фронтенда. Дизайнеры проверяют, насколько готовая верстка соответствует макетам.
  • Функциональные автотесты. Специальные боты проходят по заданным сценариям и выдают отчеты о технических ошибках.
  • Юнит-тесты. Их пишут разработчики в процессе создания продукта. Такие тесты проводятся после доработки каждой функции. Они отслеживают стабильность работы, находят и исправляют конфликты.
  • Нагрузочное тестирование. Помогает оценить производительность сервиса при возрастании нагрузки. Таким образом можно определить мощности, необходимые для правильной работы сервиса.

Релиз сайта или приложения

После завершения всех этапов:

  • Переносят продукт на сервер заказчика.
  • Передают инструкцию по использованию.
  • При необходимости проводят обучение пользователей.

Как правило, компания-разработчик не бросает работу над проектом после релиза.

Развитие и поддержка

После запуска проекта, чтобы он эффективно работал и приносил прибыль, необходимо его поддерживать. В техническую поддержку входят:

  • Гарантийное обслуживание. Студия разработки предоставляет гарантию на разработанный продукт на фиксированный срок. Например, вскоре после релиза приложения в нем обнаружили ошибки, связанные с кодом разработчиков. Если это произошло в срок действия гарантийного обслуживания, то исправления вносятся бесплатно.
  • Абонентское обслуживание. Часто используется для ecommerce-проектов, которым важно, чтобы сайт, приложение или маркетплейс всегда был доступен. Специалисты техподдержки должны при любом форс-мажоре, например, хакерской атаке, быстро устранить проблему.
  • Развитие проекта. В этом случае команда специалистов дорабатывает и улучшает функциональность и интерфейс продукта: добавляет новые фичи, меняет дизайн, занимается контекстной и таргетированной рекламой, SEO-оптимизацией, контент-наполнением.

Заказчику выгоднее пользоваться услугами технической поддержки того же подрядчика, что и разработал веб-сервис. Дальнейшими работами по проекту занимается команда специалистов (менеджеры, дизайнеры, разработчики, аналитики), которая разрабатывала сайт или приложение. Им не надо долго вникать в проект или чужой код.

Для сравнения, если предприятие обращается за разовыми работами по технической поддержке к подрядчику, то на его проект отправят любого освободившегося специалиста.

Еще одно преимущество для заказчика — готовая команда высококвалифицированных специалистов. Техподдержка на аутсорсе освобождает время и средства компании. Не надо тратить ресурсы на открытие технического отдела, искать и нанимать специалистов.

Подрядчик услуги техподдержки всегда нацелен на долгосрочное сотрудничество, поэтому в его интересах не допускать текучки в командах, а также работать качественно и честно. Например, не скрывать от заказчика информацию о выявленных ошибках.

В рамках техподдержки проводится постоянный мониторинг веб-ресурса. Например, если сайт «упал», то специалисты техподдержки сразу же об этом узнают. Произойти это может по разным причинам: по ошибке заказчика, из-за проблем с хостингом.

Для техподдержки важно как можно быстрее исправить ситуацию. Даже если проблему устранили до того, как о ней узнал заказчик, техподдержка проинформирует его об инциденте.

Среди других проблем, которые быстро выявляет мониторинг:

  • проблемы с хостингом;
  • баги в CMS;
  • ddos-атака;
  • закончился срок действия SSL-сертификата;
  • не установлены критические обновления CMS;
  • заканчивается срок регистрации домена и т.д.

Мониторинг важен, потому что от реакции на выявленную проблему может зависеть прибыль заказчика. Например, в предпраздничный период, когда все покупают подарки, на интернет-магазин ведется ddos-атака. Покупатели не могут совершить покупки и уходят к конкуренту. Заказчик теряет деньги, рекламные бюджеты сливаются.

Если у компании есть договор на техническую поддержку, то эту проблему первыми обнаружат специалисты техподдержки и решат в кратчайшие сроки.

Если у компании нет такого договора, то о неработающем интернет-магазине расскажут покупатели. А разработчики, если гарантийный срок закончился, не возьмутся за ликвидацию проблемы срочно. И это при условии, что форс-мажор случился в рабочий день.

Источник: optimalgroup.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru