В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Лекция № 2 «Основные принципы разработки новой экскурсии»
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.
Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.
Основные этапы проекта
В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.
Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.
Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.
Выделяют несколько этапов создания экскурсии:
1 этап: Определение цели и задач экскурсии
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Целями экскурсии могут быть:
— показ достижений города в экономике страны
— показ исторической роли города
— знакомство с творчеством выдающегося архитектора
— знакомство с особенностями природы края
— воспитание любви и уважения к родине,
— получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.
Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
2 этап: Выбор темы экскурсии
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
3 этап: Отбор литературы и составление библиографии
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.
4 этап: Определение других источников материала
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.
5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
В качестве объектов могут быть:
— Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы).
— Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки
— Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.
— Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок
— Памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.
Источник: smekni.com
Понятие экскурсии. Этапы разработки новой экскурсии
Экскурсионная деятельность становится одной из важнейших составляющей туристского продукта. Почти все виды туров предусматривают экскурсии – экологические, этнографические, историко-культурные, военно-исторические, искусствоведческие.
Прежде чем перейти к этапам разработки экскурсии следует разобраться, что такое экскурсия. В толковом словаре Ушакова дано такое объяснение этого понятия: экскурсия – это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью. В Большой Советской Энциклопедии дана такая трактовка этого понятия: экскурсия — это (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Борис Емельянов определили экскурсию – как целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира
(история, культура, традиции). Это процесс, который построен на заранее подобранных объектах и мастерстве экскурсовода. В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».
В приведенных определениях слова «экскурсия» существуют разногласия. Например, у Емельянова, в Малой Советской Энциклопедии и в Большой Советской Энциклопедии экскурсия имеет научную и образовательную цель, а в толковом словаре Ушакова экскурсия, кроме образовательной цели, имеет увеселительную цель. Различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий возникают из-за различного времени их создания. В разные периоды времени экскурсии давали различные цели и задачи.
Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было использовано в 1976 г. Тогда было определено пятнадцать этапов:
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование «портфеля экскурсовода».
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.[1]
Первый этап подготовки экскурсии помогает творческой группе более организовано и осмыслено осуществлять свою деятельность. Цель экскурсии — это то ради чего будет проводиться будущая экскурсия. Существуют следующие цели:
а) Патриотическое воспитание.
б) Расширение кругозора.
в) Привить уважение к другому народу, культуре и обычаям.
Определение цели является очень важным этапом в разработке новой экскурсии, потому что, поставив четкую цель можно более четко определиться с темой экскурсии. Выбор темы напрямую зависит от спроса потребителей или индивидуального заказа. Тема экскурсии является связывающим звеном в подборе объектов, то есть она объединяет объекты в единое целое. Для большей раскрываемости темы экскурсии необходимо правильно подобрать материал (литературу, схемы, фотографии).
В процессе разработки новой экскурсии составляется список библиографии, состоящий из книг, журналов, газет и брошюр. Список необходим для того, что бы оказать помощь экскурсоводам в написании текста и оценить объем работы с источниками. Весь перечень литературы размножается для удобства работы группы. В списке называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. Главным источником является архив. [2]
Кроме письменных источников используются и такие источники получения информации, как фильм о каком-либо объекте. Иногда, если есть такая возможность, берут интервью у родственников человека имеющего отношение к данному объекту или у очевидцев какого-либо события.
После того как были выбраны источники информации творческая группа переходит к следующему очень важному этапу, а именно к выбору объектов показа. От правильности подбора объектов зависит, то насколько хорошо будет воспринята экскурсия экскурсантами. Задачей экскурсоводов в данном этапе является отбор наиболее интересных объектов отвечающих выбранной теме и поставленной цели
В качестве объектов могут выступать:
а) Природные объекты — парки, леса, водоемы.
б) Здания и сооружения — мавзолеи, памятники, церкви, старинные постройки
в) Памятники археологии — захоронения, древние поселения, каналы, городища
Этот этап заканчивается составлением карточки объектов. В нее вносят следующую информацию:
а) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
б) историческое событие, связанное с памятником, дата события;
в) местонахождение объекта (город, поселок и т.д.);
г) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
д) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним)
е) сохранность памятника;
ж) охрана памятника (на кого возложена);
з) в каких экскурсиях памятник используется;
и) дата составления карточки, фамилия и должность составителя. [3]
На основе отобранных объектов показа составляется маршрут экскурсии. Он представляет собой наиболее удобный путь следования туристической группы, согласно выбранной теме. Одной из задач маршрута является раскрытие наиболее полно темы экскурсии. Маршрут должен отвечать требованиям безопасности, быть логичным.
Расстояния от одного объекта до другого не должны быть слишком большими, время переезда не более 15 минут. Возле объекта должна находиться смотровая площадка, благоустроенная парковка, санитарная зона.
В экскурсоведении выделяют три вида построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Экскурсия, в которой используют хронологический маршрут, объекты выстраиваются в соответствии с проживанием человека какого-либо этапа или в соответствии с ходом каких-либо действий. Примером может служить экскурсия, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни человека или города. Последний вид используется при проведении обзорных экскурсий. Хронология соблюдается только при раскрытии подтемы. Рекомендуется разрабатывать несколько вариантов движения группы, учитывая особенности города.
После составления маршрута экскурсии экскурсоводы переходят к этапу объезда маршрута. В этой процедуре принимают участие представители творческой группы, экскурсовод, водитель, руководитель экскурсионного бюро. При совершении объезда ставятся задачи:
1) ознакомиться с улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место расположения объекта и место предполагаемой остановки;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры. [4]
Далее составляется контрольный текст экскурсии. Он призван раскрыть все подтемы входящие в экскурсию, определить тематическую направленность, сформировать определенную точку зрения на события и факты. Краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, художественно-публицистический стиль написания — это основные требования к тексту.
Теперь творческая группа приступает к формированию «портфеля экскурсовода». Необходимо сначала разобраться, что означает данный термин. «Портфель экскурсовода» — это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. [5]
Одной из задач «портфеля экскурсовода» является восстановление недостающих звеньев экскурсии, показ первоначального облика объекта или будущего. В него входят фотографии, схемы, макеты, муляжи, копии документов, рисунки, образцы продукции, географические карты. Содержание портфеля основывается на тему экскурсии.
Последующим этапом в работе творческой группы будет выбор методических приемов проведения экскурсии. Работая над этим этапом, экскурсоводы отбирают наиболее эффективные методы показа и рассказа, которые в свою очередь зависят от аудитории и времени проведения экскурсии. Так же здесь проводится работа над определением приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала.
Следующее над чем начинают работать экскурсоводы – это выбор техники ведения экскурсии. Она представляет собой все организационные моменты экскурсионного процесса. К организационным моментам относят: выход экскурсантов из автобуса, место остановки автобуса, скорость движения автобуса на определенных участках маршрута, знакомство экскурсовода с группой, расстановка экскурсионной группы у объекта, ответы на вопросы экскурсантов, движение группы у объекта, средства показа. Эти моменты записываются в графу методической разработки «Организационные указания».
Определив технику ведения экскурсии, начинают работать над составлением методической разработки. Итак, методическая разработка – это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.[6] Она излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и дисциплинирует экскурсовода. Она отвечает следующим требованиям:
а) Подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы;
б) Дать экскурсоводу наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа;
в) Содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;
г) Соединять показ и рассказ в единое целое. [7]
Методическая разработка состоит из трёх частей: вступления, основной и заключительной части. Вступление и заключительная части оформляются в виде краткого плана, а основная часть в виде таблицы из семи граф-колонок.
а) познакомиться с группой, представив себя и водителя;
б) напомнить правила поведения на улице, в автобусе, при выходе из автобуса;
в) назвать тему экскурсии;
г) охарактеризовать маршрут экскурсии;
а) подвести итоги экскурсии;
б) сделать вывод по теме экскурсии;
в) предложить экскурсантам задать интересующие их вопросы по теме экскурсии; [8]
Одним из важнейших этапов в разработке новой экскурсии является составление индивидуального текста экскурсовода. Экскурсоводы составляют его самостоятельно и в основу для него берут контрольный текст, разработанный творческой группой. Индивидуальный текст отличается от контрольного тем, что он построен в соответствии с методической разработкой, материал идет в той последовательности, в которой идут объекты и имеет четкое деление на части. В процессе ведения экскурсии экскурсовод может пользоваться индивидуальным текстом. Для удобства его переносят на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. [9]
После написания индивидуального текста начинается подготовка заключительных этапов. Один из них это прием (сдача) экскурсии. Она поручается руководителю творческой группы, так же в этом процессе участвуют члены творческой группы и методического отдела, руководитель экскурсионного учреждения и руководители других секций. Прием (сдача) экскурсии проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями и исправления недочетов. Участники должны быть предварительно ознакомлены с контрольным текстом, методическими разработками, схемой маршрута, списком литературы.
Последним этапом в разработке экскурсии является утверждение экскурсии. При положительном заключении о контрольном тексте и методических разработках, а так же при расчете стоимости и определения нормы прибыли руководителем экскурсионного бюро издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов допущенных до ее проведения.
Таким образом, составление новой экскурсионной темы, безусловно, занимает много времени. В этом процессе все этапы взаимосвязаны и один этап вытекает из другого. Если какой-либо этап будет выполнен некачественно, то это повлияет на качество всей экскурсии. Эта деятельность считается завершенной, когда будут готовы все необходимые документы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Этапы подготовки экскурсии Методика и основные этапы разработки экскурсии
Подготовка экскурсии регулируется ГОСТ Р 50681 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». В нем указано, что проектирование услуги «экскурсия» предусматривает определение ее тематической направленности, объектов осмотра, продолжительности, объема информации, формы перемещения по маршруту и др. Результатом проектирования являются следующие документы: технологическая карта; контрольный текст экскурсии; материалы «портфеля экскурсовода»; схема трассы маршрута транспортной экскурсии. Охарактеризуем основные этапы разработки экскурсии.
Этап 1. Выбор темы, формулировка названия, определение цели и задач.
Тема экскурсии является стержнем, на котором строятся показ и рассказ.
Тема экскурсии и ее название могут совпадать, а могут и не совпадать. Именно от названия часто зависит популярность экскурсии.
Задачи экскурсии — это ступени (шаги, этапы) в достижении цели. Как, например, показать роль Петербурга в жизни и творчестве А. С. Пушкина? Во-первых, необходимо выявить места, где жил и бывал поэт; во-вторых, рассмотреть образ северной столицы, созданный в произведениях поэта, соотнести его с реально существующими улицами и площадями. В-третьих, выявить и показать предполагаемые места проживания и деятельности пушкинских литературных героев. Решение этих задач (а их может быть и больше) позволит достигнуть цели экскурсии.
Задачи находят отражение в подтемах экскурсии. Количество подтем колеблется от 3 до 15 в зависимости от экскурсии.
Этап 2. Составление библиографического списка и изучение литературы по теме.
В библиографический список включаются источники и литература по теме экскурсии. К источникам относят все документы, появившиеся в ту эпоху, о которой идет речь, и характеризующие ее. Это могут быть законодательные акты, договоры, указы, распоряжения, летописи, хроники, дневники, письма и др. Источниками являются материальные предметы, созданные в изучаемое время, былины, сказки, песни, пословицы, кино-, фоно- и фотоматериалы.
Литература (книги, брошюры, статьи) подбирается по теме экскурсии, в ней анализируются источники. Это вторичный материал, представляющий собой авторскую интерпретацию источников.
При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные опубликованной литературы: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.
Если источники находятся в архиве или музее, необходимо четко указать местонахождение документа: архив, фонд, опись, номер единицы хранения.
Этап 3. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Объекты показа являются зрительной основой экскурсии и рассказа экскурсовода. По содержанию экскурсионные объекты можно разделить на одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (роща, улица, площадь); по функциональному значению — на основные и дополнительные; по степени сохранности — на полностью и частично сохранившиеся (перестроенные).
Часто бывает, что достойных объектов гораздо больше, чем можно успеть показать на экскурсии. Поэтому отбираются только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме, наиболее типичные и удачно расположенные по маршруту. Иногда приходится жертвовать содержательными памятниками, если они расположены слишком далеко.
При выборе объектов учитываются следующие их характеристики:
• информативность, познавательная ценность;
• известность (есть объекты малоинтересные с исторической и художественной точки зрения, но известные большинству туристов);
• необычность (экзотичность) объекта как по своей истории, так и по внешнему виду;
• внешняя выразительность (привлекательность);
• сохранность, состояние в конкретный момент (например, если здание находится на реставрации и скрыто строительными лесами, нет смысла его показывать);
• месторасположение — расстояние до объекта, удобство проезда, состояние дороги, хороший обзор.
Важно правильно определить число объектов показа: чем их больше, тем поверхностнее будет рассказ о них; если объектов мало, то тема не будет раскрыта полностью. Для четырехчасовой обзорной экскурсии рекомендуется планировать 15—20 основных объектов, для тематической — 8—10.
Перед тем, как включить объект в экскурсию, необходимо провести предварительный его осмотр, собрать все сведения о нем. Эти сведения заносят в специальные карточки, которые составляют главный справочный материал для экскурсовода. Эти карточки называют также паспортом объекта, в них заносят следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное);
2) историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий этот пункт не обязателен);
3) точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома;
4) описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов и др.);
5) источники сведений об объекте: книга, статья, архивный документ, устный рассказ;
6) сохранность объекта: его состояние и состояние территории, дата окончания реставрационных работ;
7) охрана памятника: кем осуществляется, с какого времени, в соответствии с каким документом;
8) в какие экскурсионные темы целесообразно включать данный памятник в качестве объекта показа;
9) дата составления карточки, Ф.И.О. составляющего. Этот пункт необходимо заполнять в том случае, если карточки хранятся в экскурсионном бюро. Сегодня многие экскурсоводы предпочитают иметь дома собственные картотеки.
К карточке прикрепляется одна или несколько фотографий объекта.
Этап 4. Составление маршрута экскурсии, т. е. пути следования экскурсионной группы. Исходный и конечный пункты маршрута должны соответствовать характеру темы экскурсии.
Рекомендуется при составлении маршрута учитывать следующие основные требования:
• показ объектов должен вестись в логической последовательности;
• маршрут должен обеспечить показ всех основных объектов;
• переезды или переходы от объекта к объекту не должны превышать 10 —15 мин;
• необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустроенным магистралям города;
• нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута;
• необходимо учитывать возможность остановки автобуса с — выходом или без выхода группы у каждого из основных объкектов;
• учитывать правила дорожного движения и перевозки пассажиров, а также другие документы, регламентирующие передвижение по российским или зарубежным дорогам.
Экскурсионный маршрут составляется по хронологическому, тематическому или тематико-хронологическому принципам.
При хронологическом принципе объекты показываются по очередности их возникновения или постройки, по времени или очередности влияния на жизнь конкретной личности. По этому принципу могут быть построены маршруты исторических, биографических, искусствоведческих и других экскурсий.
При тематическом принципе объекты показываются в соответствии с раскрытием темы или подтем экскурсии.
Комплексный тематика-хронологический принцип применяется чаще всего в городских обзорных многоплановых экскурсиях, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только внутри подтемы.
Этап 5. Объезд или обход маршрута с целью уточнения трассы движения, места расположения экскурсионных объектов, подъездов к ним, остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы.
Резервные точки нужны на тот случай, если основная точка будет занята другой туристской группой.
Одновременно проводится хронометраж: уточняется длительность всех проездов или проходов от объекта к объекту, время, необходимое для показа. Высчитывается общая продолжительность экскурсии, ее протяженность в километрах.
Объезд или обход маршрута необходим и в случае, если экскурсия долго не проводилась, когда в городе активно идут ремонтные или реставрационные работы и подъезд к объекту может быть неожиданно перекрыт или объект взят на реставрацию, огорожен забором или покрыт строительными лесами, что сделает невозможным его показ.
Объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет примерно 40—50 стандартных машинописных страниц, для пешеходной — 25—30.
На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, который и озвучивает, сообразуясь с составом группы и интересами конкретных экскурсантов.
Индивидуальный текст составляется каждым экскурсоводом для себя в соответствии с контрольным, материал излагается строго в соответствии со структурой экскурсии (вступление, основная часть, заключение) и последовательностью показа объектов на маршруте.
В заключении подводятся итоги. Экскурсовод приглашает туристов на другие экскурсии, которые смогут расширить их представление о теме или о городе в целом.
Этап 7. Комплектование «портфеля экскурсовода».
Так называют комплект наглядных пособий, которые используются на экскурсии для дополнения зрительного ряда, восстановления первоначального вида объекта, восполнения недостающего звена в показе. В этот комплект входят информационные материалы (фотографии, копии документов, географические карты, схемы, репродукции с картин и др.), используемые экскурсоводом.
Наглядные пособия можно разделить на группы:
а) естественные (гербарии, семена, коллекции засушенных насекомых, образцы минералов, почвы и др.);
б) изобразительные (репродукции живописи, графики, открытки, рисунки, схемы, исторические и географические карты, таблицы, диаграммы, различные фотокопии);
в) технические (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, аудиозаписи музыкальных, литературных произведений, воспоминаний).
В «портфель» можно также включить образцы продукции промышленных предприятий, народного творчества (в том случае, если это легко переносимо).
Весь наглядный материал следует подбирать и готовить к показу заранее. Совершенно недопустимо рвать растения во время экскурсии или вынимать фрагменты кирпичей из кладки здания или крепостной стены с желанием показать состав этого кирпича или его форму.
Для 3 — 4-часовой экскурсии пособий может быть не более 15. Их обилие может утомить, рассеять внимание, уменьшить интерес к экскурсии. Принципом отбора пособий является степень их необходимости для раскрытия темы экскурсии, их информативности и наглядности.
Этап 8. Выбор методических приемов. Они подразделяются на приемы показа, рассказа и движения. На этом этапе подготовки экскурсии необходимо определить, какой конкретно прием целесообразно использовать при показе каждого объекта на конкретных участках маршрута.
Этап 9. Определение техники ведения экскурсии.
Это — организационные вопросы экскурсионного процесса. Если проводится ; автобусная экскурсия, то четко определяется место и время выхода из автобуса, скорость движения на каждом конкретном участке, место экскурсовода и экскурсантов у каждого объекта. Кроме этого к организационным вопросам относится выделение времени для фотографирования, покупки сувениров, отдыха и др.
Этап 10. Составление технологической карты (методической разработки). Она является основным документом экскурсионного учреждения, который вместе с текстом дает право на проведение и оплату экскурсии. Технологическая карта включает пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.
В технологическую карту вносятся все сведения по экскурсии (тема, цель и задачи, маршрут и объекты показ, общая продолжительность и продолжительность всех проездов и остановок, методические приемы, техника проведения). Объем карты составляет в среднем 6—12 страниц.
Заключительный этап — прием (сдача) экскурсии на маршруте. Если экскурсия составлялась группой, то пробную экскурсию обычно проводит руководитель группы (иногда один из ее членов). После приема (сдачи) экскурсии происходит ее утверждение и экскурсовод допускается к работе на маршруте.
Источник: studfile.net