Процесс эффективного наблюдения невозможен без искусственного вычленения из общего хода событий определенных единиц активности объекта. Имеется в виду обозначение того, что он делает в данный момент, каким образом делает это. Подобные единицы активности выражаются с помощью обычных слов или научной терминологии. Они и регистрируются в протоколе наблюдений.
Обычно выделяют три разновидности процедур регистрации результатов: 1) использование признаковых (знаковых) систем. При этим заранее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них и насколько часто проявились в период наблюдения.
Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений. 2) применение системы категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять и нее что-либо новое в процессе наблюдений нельзя. Примером системы категорий может быть та, которая сформулирована Р.
LHPS-2-3-02 Наблюдение
Бейлзом для стандартизированной процедуры наблюдения за взаимодействием членов малой группы при совместном решении задач. Он путем свободного наблюдения за работой групп выявил более восьмидесяти признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены в 12 категорий, а последние — в четыре класса. 3) шкала рейтинга. При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале (18).
Эксперимент как метод эмпирического познания.
Эмпирические данные м.б. получены 2 способами. В обычных не экспериментальных условиях исследователь наблюдает интересующее его явление и нередко вынужден ждать, когда оно появиться и не могут влиять на результат. В эксперименте исследователь сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить более точные и надежные результаты.
Эксперимент – это специальный эмпирический метод, заключающийся в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемое явление и процессы. Исследователь не ограничивается пассивным наблюдением, а сознательно вмешивается в естественный ход протекания.
Эксперимент не только поиск эмпирических зависимостей, но он предполагает между эмпирическим наблюдением и понятием. План проведения эксперимента, само проведения и интерпретация гораздо большей степени зависят от теории, чем поиск и интерпретация данных наблюдения.
В настоящее время эксперимент используется не только в опытных, естественных науках, но и в науках изучающих живую природу, в том числе в психологии. Большими достижениями современными науками с помощью эксперимента удалось связать мысль и опыт, теорию и практику. Эксперимент – это вопрос к природе, она может сама ответить на поставленный вопрос.
Лекция 5. Наблюдение. 5.1. Особенности и преимущества метода
Эксперимент (от лат. «проба, опыт») — ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.
В отличие от наблюдения, эксперимент — активный снособ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент даст возможность найти ответ на вопрос другого рода — «Почему, это происходит?» Основное предназначение эксперимента заключается в достоверном выявлении научных фактов и закономерностей. Его результаты должны быть независимы от особенностей личности исследователя (18).
Источник: studfile.net
Способы регистрации наблюдаемого материала
12. Обработка и интерпретация полученной информации (18).
Процесс эффективного наблюдения невозможен без искусственного вычленения из общего хода событий определенных единиц активности объекта. Имеется в виду обозначение того, что он делает в данный момент, каким образом делает это. Подобные единицы активности выражаются с помощью обычных слов или научной терминологии. Они и регистрируются в протоколе наблюдений.
Обычно выделяют три разновидности процедур регистрации результатов:
1) использование признаковых (знаковых) систем. При этим заранее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них и насколько часто проявились в период наблюдения. Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений.
2) применение системы категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять и нее что-либо новое в процессе наблюдений нельзя.
Примером системы категорий может быть та, которая сформулирована Р. Бейлзом для стандартизированной процедуры наблюдения за взаимодействием членов малой группы при совместном решении задач. Он путем свободного наблюдения за работой групп выявил более восьмидесяти признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены в 12 категорий, а последние — в четыре класса.
3) шкала рейтинга. При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале (18).
Источник: studopedia.su
Этапы научного наблюдения
Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения. Более того, эксперимент, тестирование, устный или письменный опрос, экспертное оценивание, и пр. вполне могут быть рассмотрены как разновидности наблюдений, отличающихся своими условиями и характером выполняемых при этом процедур (цит. по Горбатов, 2003).
Метод наблюдения базируется на двух принципах:
1.Пассивность субъекта познания. Этот принцип выражается в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения.
2. Непосредственность восприятия. Данный принцип подразумевает ограничение возможности получения данных ситуацией настоящего времени, т.е. наблюдается только то, что происходит «здесь и сейчас».
В психологии, говоря о наблюдении, имеют в виду метод изучения психических особенностей индивида на основе фиксации проявлений его поведения.
Предметом наблюдений могут служить:
2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
3) положение тела в пространстве (перемещения, дистанция, направление движений и др.);
4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи и др.).
Научное наблюдение отличает от житейского следующее:
— Целенаправленность. Наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
— Систематичность. Позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
— Планомерность. Следование плану или программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение, когда, где, при каких условиях;
— Аналитичность. Наблюдение предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение;
— Регистрация результатов, которая позволяет исключить ошибки памяти, и тем самым уменьшить субъективизм выводов и обобщений;
— Оперирование системой специальных терминов, что способствует четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала и единообразию возможных интерпретаций.
Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Сильными моментами является: богатство собираемых сведений, сохранение естественности условий деятельности, возможность использования разнообразных технических средств. К слабым сторонам метода наблюдения можно отнести субъективизм (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов и пристрастий исследователя), невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений, а также вследствие пассивности наблюдателя наблюдение требует значительных затрат времени.
Современное психологическое исследование не обходится без применения метода наблюдения на какой-либо из стадий, но практически никогда не ограничивается лишь этим методом. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса различных эмпирических методов познания.
Выше приведены общие характеристики психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Рассмотрим классификацию наблюдений.
Этапы научного наблюдения
1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется);
2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению);
4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчетливо);
5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);
6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать);
7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи);
8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;
9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявления организационных недоработок;
10.Исправление программы наблюдения;
11. Этап проведения наблюдения;
12.Обработка и интерпретация полученной информации.
Источник: poisk-ru.ru