Этапы проектирования учебной программы

Наличие разработанной в соответствии с установленными требованиями и утвержденной образовательной программы является одним из основных условий перехода школ на ФГОС.

Деятельность коллектива по разработке основной образовательной программы должна строиться в соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.

Основная образовательная программа конкретного образовательного учреждения является продуктом коллективного труда, а не только администрации школы. Администрация школы обеспечивает общее руководство процессом разработки основной образовательной программы, создает необходимые условия для творческой деятельности педагогического коллектива, обучающихся и их родителей. Участие основных потребителей образовательных услуг, реализуемых школой, может заключаться в следующем:

-формировании социального заказа, с учетом которого данная программа разрабатывается;

-обсуждении замысла программы (модели организации образовательного процесса, целей, ценностных ориентиров; содержания образования, портрета выпускника);

Запись вебинара об основах педагогического проектирования образовательной программы

-осуществлении общественной экспертизы программы.

Не следует забывать и о социальных партнерах образовательного учреждения, которые могут также активно участвовать в разработке основной образовательной программы той или иной ступени.

Конечно же, каждое образовательное учреждение будет реализовывать свою модель деятельности по разработке основной образовательной программы. Вне зависимости от формы организации субъектов разработки основной образовательной программы, следует отметить, что первым шагом является принятие педагогическим коллективом идей, заложенных в Стандарте и механизмов их реализации, представляемых в образовательной программе.

Основная образовательная программа может быть рассмотрена как нормативная модель деятельности субъектов образовательного процесса или как описание алгоритма решения поставленных задач. В соответствии с этим можно условно выделить три ключевых вопроса, на которые она должна дать ответ:

-К чему мы стремимся и что мы хотим получить (т.е. какова цель и каков планируемый результат ее реализации)?

-Как мы узнаем о том, что цель достигнута (то есть какие процедуры и инструменты оценивания позволят нам узнать об этом)?

В деятельности по разработке основной образовательной программы можно выделить следующие этапы (табл. 23).

Источник: studfile.net

Этапы подготовки образовательной программы.

Для ответа на вопрос «с чего начинать проектирование ОП?» необходимо определить этапы проектирования, они могут быть: временными, содержательными, функциональными или деятельностными.

В рамках методологии «Тюнинг» именно этап проектирования образовательной программы является центральным аспектом в плане обеспечения ее качества и востребованности обществом. Плохо спроектированные программы имеют негативное влияние на уровень подготовки выпускников, снижают шансы на их трудоустройство, требуют неадекватно длительного времени их освоения.

[Курс ГИП] Стадии проектирования и строительства, экспертиза. Базовые понятия.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность кем бы она не осуществлялась и к какому объекту ни была посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования, к которым относятся: моделирование, проектирование, конструирование.

Читайте также:
Create package xml ошибка прекращена работа программы

В литературе посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Джю ванн Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы: 1) формирование стратегии и предварительное планирование; 2) оценивание результатов; 3) реализация, анализ результатов и коррекция.

В.М. Шепель в управленческом цикле проектирования определяет следующие этапы: разработка теоретически обоснованной концепции проекта, разработка процедур реализации, разработка пакета инструментария для каждого этапа, создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла, разработка условий и защиты прав человека.

Процесс проектирования образовательных программ исследователи предлагают разделить на три этапа: подготовительный, проектный (предэкспертный, экспертный, постэкспертный), завершающий.

Для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности: предпроектный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап.

Таким образом, систематизируя информацию о представленных выше этапах проектирования мы выделяем следующие этапы ОП, определенные на основе деятельностно-функциональной модели образовательного процесса в вузе:

— первый этап — диагностический (предварительный);

— второй этап — (технологический) контентный;

— третий этап — корректирующий (заключительный)

Каждый из этапов имеет свои отличительные цели, задачи и результаты проектирования, далее рассмотрим их более подробно.

1 этап диагностический этап разработки образовательной программы.

Первый этап разработки образовательной программы состоит из двух уровней: мониторинга образовательных услуг и определение профильной направленности программы.

Мониторинг потребностей «заказчика». Сегодня реализация ОП является образовательной услугой, поэтому определяющим фактором для проектирования ОП должны стать не только требования образовательного стандарта, но и определенные и сформулированые будущим работодателем «предметные» знания и умения, необходимые для эффективной реализации сформированных у выпускника компетенций.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Статья «Этапы проектирования основной образовательной программы школы»
статья на тему

В статье в виде таблицы представлены этапы проектирования основной образовательной программы школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 ЭТАП: СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ (ООП).

Организация проектной деятельности по проектированию ООП

Создание рабочей группы по проектированию ООП

Педагогический и ученический коллективы, администрация ОУ, родительская общественность, социальные партнёры школы

Рабочая группа по проектированию ООП

Планирование проектной деятельности групп по проектированию ООП

Организация проектной деятельности групп по разработке ОО проектированию ООП

Руководители групп, члены рабочей группы

План проектной деятельности рабочей группы

2 ЭТАП: АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих проектирование ООП в соответствии с ФГОС

Выявление нормативно-правовой основы проектирования ООП в соответствии с ФГОС

Педагогический коллектив, администрация, родительская общественность, социальные партнёры школы

Нормативно-правовая основа проектирования ООП в соответствии с ФГОС

Анализ научно-методических документов, регламентирующих проектирование ООП в соответствии с ФГОС

Читайте также:
С помощью какой программы можно обрезать видео на телефоне Андроид

Выявление научно-методической основы проектирования ООП в соответствии с ФГОС

Зам. Директора по УВР, руководители МО, педагог-психолог

Научно-методическая основа проектирования ООП в соответствии с ФГОС

3 ЭТАП: ВЫЯВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ООП

Анализ региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политики, программ развития региона, научной, производственной сфер и др.

Выявление регионального заказа

Зам. Директора по науке, по УВР, учителя-предметники, представители родительской общественности.

Анализ муниципальных потребностей, исходящих из всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия ОУ

Выявление муниципального заказа

Зам. Директора по УВР, представители родительской общественности, общественных организаций и учреждений. Для выявления местного заказа могут привлекаться данные органов управления образованием и социальной сферой, учебных заведений, служб занятости, центров социальной и педагогической помощи, детских комнат милиции и др.

Анализ образовательных запросов и потребностей детей и родителей – актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данной школе

Выявление образовательных запросов и потребностей детей и родителей – актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данной школе

Содержание образовательных запросов и потребностей детей и родителей – актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данной школе

Анализ ресурсов школы по следующим позициям:

-ресурсы внеурочной воспитательной работы

Определение соотношения общественной потребности в образовательной деятельности школы с его возможностями осуществлять такую деятельность

Степень соответствия ресурсов школы актуальным и потенциальным требованиям социума в конкретных социокультурных условиях школы

4 ЭТАП: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ, ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООП ШКОЛЫ

Анализ целей ФГОС общего образования и особенностей школы

Определение целей ООП

Зам. Директора по УВР, члены административной команды, руководители МО

Цели и задачи ООП школы

Выявление результатов ООП: личностных, метапредметных, предметных

Определить результаты ООП

Зам. Директора, курирующий вопросы мониторинга качества образования, учителя-предметники, педагог- психолог

Результаты ООП: личностные, метапредметные, предметные, с описанием критериев, индикаторов, способов и форм оценивания.

Корректировка условий реализации ФГОС общего образования в соответствии с целями и задачами ООП

Определение необходимых изменений в структуре и содержании ООП школы в соответствии с целями и задачами ООП школы

Педагогический и ученический коллективы, администрация школы, родительская общественность, социальные партнёры школы

Определение необходимых изменений и дополнений в локальных нормативно-правовых документах школы в соответствии с ФГОС;

Определение Требований к условиям реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС

5 ЭТАП: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ООП ШКОЛЫ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Пояснительная записка

Формирование пояснительной записки

Зам. Директора по УВР, члены административной команды, руководители МО

2.Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

Формирование планируемых результатов освоения обучающимися ООП

Зам. Директора по УВР, члены административной команды, руководители МО, педагог-психолог

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Формирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Зам. Директора по УВР, члены административной команды, руководители МО, педагог-психолог

Читайте также:
Составьте программу определяющую лежит ли точка

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

4.Программа формирования универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий

Программа формирования универсальных учебных действий

5.Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Формирование программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Зам. Директора по ВР, руководители МО, учителя-предметники

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Формирование программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Зам. Директора по ВР, педагоги доп. Образования, педагоги-организаторы, учителя-предметники

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

7.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Формирование программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Зам. Директора по АХЧ, учителя физической культуры, медики, учителя-предметники

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

8.Программа коррекционной работы (при наличии)

Формирование программы коррекционной работы

Зам. Директора по АХЧ, медики, учитель-логопед, педагог-психолог, учителя-предметники

Программа коррекционной работы

9. Учебный план школы

Формирование учебного плана школы

Зам. Директора по УВР, члены административной команды, руководители МО

Учебный план школы

10.План внеурочной деятельности

Формирование плана внеурочной деятельности

Зам. Директора по ВР, руководители МО, педагог-психолог, педагоги доп. Образования, педагоги-организаторы, учителя-предметники

План внеурочной деятельности

11.Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование системы условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС

Зам. Директора по УВР, руководители МО, члены административной команды

Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет психолога в рамках проектирования основной образовательной программы начального общего образования

Роль психолога в образовательном учреждении воспринимается по-разному администрацией, родителями, учениками. Введение федеральных государственных стандартов дает возможность найти психологу свое место.

Выступление «Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)»

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа.

Работа с проблемными детьми и Основная образовательная программа школы. Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149

Работа с проблемными детьмии Основная образовательная программа школы.Попова Людмила Павловна, учитель ГБОУ СОШ № 149Проблемный ребёнок в школе – этот вопрос всегда интересовал зарубежную и отеч.

Основная образовательная программа школы

Основная образовательная программа для школы.

Основная образовательная программа школы

Статья на тему «Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы»

«Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно…приобрести навык,который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам», — говорил М.А.Булгаков.Се.

Тема: «Роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы»

в статье описаны роль и место внеурочной деятельности в основной образовательной программе школы.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru