Этапы построения программы сопровождения

Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний пе­дагогом СВОИХ воспитанников, умения осуществлять дифференциро­ванный подход к ним.

Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность получать данные о характере и динамике психи­ческого развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению разви­тия ребенка является сбор информации о ре6епке.

Это первичная диагностика соматического, психического, соци­ального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педа­гогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка, документации ОУ.

Второй этап — анализ полученной информации.

На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в не­отложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д.

Ковалева Т.М. «Сопровождение построения индивидуальной образовательной программы в цифровую эпоху»

Для создания технологий сопровождения развития ребенка стой или иной степенью выраженности проблем в развитии условно вы­деляют следующие группы учащихся (В. Е. Летунова, 1998):

· дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;

· дети, имеющие предпосылки (медика-биологические, соци­альные, психолого-педагогические, факторы риска) к возник­новению тех или иных проблем в развитии;

· дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

· дети, имеющие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает опре­делить основные виды и направления комплексной помощи детям,

Третий этап: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.

Четвертый этап: консультирование всех участников сопровож­дения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап: решение проблем, то есть выполнение рекоменда­ций каждым участником сопровождения.

Шестой этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участ­никами. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап: дальнейший анализ развития ребенка. (Что мы де- лаем дальше?)

Все этапы условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая моти­вация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Одним из направлений системного сопровождения является про­ектирование и реализация программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи группе детей с характерными для этой группы проблемами (например, агрессивностью, гиперактивностью, застенчивостью и др.). Системное сопровождение строится поэтап­но, по определенному алгоритму.

Этапы социально-педагогического сопровождения

Диагностический этап. Целью является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагности­ческий этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследо­вания. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализиро­вать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации ин­формации).

Читайте также:
Стоимостным показателям производственной программы относятся

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересован­ными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогно­зы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые на­зывает сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важ­нейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важ­но распределить обязанности по eгo реализации, определить после­довательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение жела­емого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, таки ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение пробле­мы часто требует активного вмешательства внешних специалистов —психологов, медицинских работников, юристов и Т. д. Функции ко

ординатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровож­дения.

Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельно­сти службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов пре­дупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образо­вательном учреждении.

КАЧЕСТВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА

КАК ФУНДАМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровож­дения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констатация значимости не гарантирует

решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения.

Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению диагнос­тики от других составляющих сопровождения, к ее отрыву от главно­го — помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекатель­ность задачи постановки правильного диагноза в глазах многих, особенно начинающих специалистов-психологов, затмевает назна­чение диагноза как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении про­блем развития.

Большинство специалистов центров и служб сопровождения бо­лее ориентировано на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным программ коррек­ции проблемы. Мера информированности специалистов о методах диагностики также оказалась значительно выше, чем о методах кор­рекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими оказались программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаимодействие сопровождающего и со­провождаемого.

Сложным аспектом является методологическая рассогласован­ность диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психологами, медицинскими ра­ботниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталкивают­ся с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.

Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с до­статочной степенью полноты научились исследовать проблему в раз­витии ребенка со стороны «недоразвитая», «негативных факторов», «отсутствия» и Т. д., но сама по себе констатация того или иного не­достатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. гораздо 6агее важным вопросом является пози­тивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позво­лят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностичес­кий инструментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на констатацию негативного фона про­блемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Читайте также:
Как узнать какие программы автоматически запускаются на компьютере

1. решение проблем сохранения и восстановления здоровья;

2. решение социальных и социально-эмоциональных проблем;

3. карьерный (образование, профессиональная ориентация и об­разование, трудоустройство) выбор;

4. помощь в ситуациях с затруднениями в обучении;

5. выбор досуговой сферы самореализации.

Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения к определенному обособлению в противовес декларируемой откры­тости системы. Можно согласиться с необходимостью стопроцент­ной гарантии сохранения информации о ребенке, распространение которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оцен­ку или самооценку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения про­блемы ребенка. Это противоречие проявляет себя в ограничении уси­лий специалистов системы сопровождения по обеспечению педаго­гов и родителей простыми и действенными средствами диагностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопро­вождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее, специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффективные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредоточивая свое внимания на все более сложных и комплексных противоречиях развития ребенка.

Смысловое назначение системы сопровождения связано с обуче­нием ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на исследование внутреннего мира ребенка, сколько на ана­лиз способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.

В практикоориентированном обучении такими критериями выс­тупают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отноше­ние к действительности (ощущение комфорта).

ОРГАНИЗАЦИЯ и СОДЕРЖАНИЕ

СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИ И

· Концепция сопровождения в ДОУ

· Организация деятельности службы сопровождения

· Организация диагностики в сис­теме сопровождения

· Организация психолого-медико­педагогических консилиумов

· Организация учета катамнеза

Источник: infopedia.su

Этапы сопровождения

логика проведения диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участника- ми проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, со- вместно оценить возможности ее решения.

2. Поисковый этап. Цель поискового этапа – сбор необходимой ин- формации о путях и способах решения проблемы, доведение этой ин- формации до всех участников проблемной ситуации, создание усло- вий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

3. Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом эта- пе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересо- ванными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. На этом этапе важ- нее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критичес- ких суждений. Стимулирование такого рода активности – одна из важ- нейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важ- но распределить обязанности по его реализации, определить последо- вательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность кор- ректировки планов. В результате разделения функций возникает воз- можность для самостоятельных действий по решению проблемы, как у ребенка, так и у педагога.

Читайте также:
Программа которая из андроида делает Айфон

4. Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение же- лаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации первых пунктов плана, как педа- гогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения про- блемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.

Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства вне- шних специалистов – психологов, медицинских работников, юрис- тов и т.д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

5. Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы, или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и кор- рекции массовых проблем, имеющихся в детском учреждении.

Источник: studopedia.su

Этапы сопровождения

1. Диагностический этап. Целью диагностического этапа, как отмечалось ранее, является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика проведения диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения. Поисковый этап.

Цель поискового этапа — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации). Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы, как у ребенка, так и у педагога. Деятельностный этап.

Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации первых пунктов плана, как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.

Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, юристов и т.д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения. Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы, или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и кэр- рекции массовых проблем, имеющихся в детском учреждении.

Источник: uchebnikfree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru