Этапы планирования программ профилактики стоматологических заболеваний

Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается одной из актуальных задач отечественного здравоохранения.

Результаты эпидемиологического стоматологического обследования населения РФ, проведенного в 1996−98 гг. в соответствии с приказом Минздрава России №181 от 06.05.96г., продемонстрировали, что 78% детей в возрасте 12 лет имеют пораженные кариесом постоянные зубы (интенсивность по индексу КПУ равна 2,91), а в 15−летнем возрасте средняя распространенность кариеса достигает 88% (средняя величина КПУ — 4,37). У более половины 15−летних подростков выявлены признаки поражения тканей пародонта.

На сегодняшний день ситуация не изменилась. По данным, представленным в 2002 г. территориальными отделами здравоохранения, среди детей старших возрастных групп распространенность кариеса постоянных зубов составляет в среднем 80−85%, а в отдельных регионах этот показатель приближается к 100%. Остаются высокими цифры распространенности воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий (60% детей до 14 лет и 30% 15−17−летних подростков нуждаются в ортодонтическом лечении).

Принципы планирования, разработки и оценки эфф. программ профилактики стоматологических заболеваний

Остаются актуальными проблемы слабо развитой базы в детских стоматологических учреждениях, недостаточного обеспечения необходимым оборудованием, инструментарием и медикаментами для эффективного проведения диагностических мероприятий. При этом в детских учреждениях (школах и детских садах) сокращается число стационарных стоматологических кабинетов, детская стоматологическая служба недостаточно укомплектована врачами (на 75%) и средним медицинским персоналом (на 85%), средний возраст врачей приближается к 50−55 годам. Отсутствуют специалисты среднего звена (гигиенисты стоматологические), которые должны заниматься проведением профилактических мероприятий. Отмечается низкий уровень гигиенического воспитания и образования населения по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний.

Учитывая вышеперечисленные проблемы, в настоящее время назрела необходимость совершенствования стоматологической помощи детскому населению. Необходима смена приоритетов, которые должны быть направлены, в основном, на предупреждение стоматологических заболеваний, что требует разработки и широкого внедрения региональных программ профилактики, концентрации кадровых ресурсов, что приведет к снижению стоматологической заболеваемости и улучшению стоматологического здоровья детей. Данный факт подтверждается опытом индустриально развитых стран Западной Европы, где профилактические мероприятия успешно внедряются в течение многих лет, а также результатами внедрения комплексных программ профилактики среди детского населения в отдельных регионах России.

В связи с этим мы предлагаем проект типовой модели, которая может служить основой для разработки программы профилактики в том или ином регионе с учетом его особенностей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ

1. Ситуационной анализ стоматологической заболеваемости и стоматологической помощи в регионе, который включает в себя:

Лекция Принципы планирования программ профилактики

1. определение стоматологической заболеваемости детского населения:

· Проведение эпидемиологического стоматологического обследования детей и подростков ключевых возрастных групп (3, 6, 12, 15, 18 лет) по критериям, рекомендованным ВОЗ,

· определение распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний (кариеса временных и постоянных зубов, воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и др.), на групповов и популяционном уровнях.

2. сбор, обработку, анализ статистических данных, в том числе:

· показатели демографической ситуации: количество детского населения (из них детей дошкольного возраста и школьников), процент ежегодного прироста населения, соотношение городского и сельского населения;

· количество детских учреждений (ДДУ, школ, детских домов, домов ребенка, интернатов);

· количество учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детскому населению (количество детских стоматологических поликлиник, детских отделений и кабинетов в стоматологических поликлиниках общего профиля и детских поликлиниках общего профиля, стационарных стоматологических кабинетов в детских учреждениях);

· степень оснащения детских стоматологических учреждений необходимым оборудованием, инструментами, медикаментами;

· кадровый состав учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям и подросткам, укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом.

2. Постановка целей и задач программы.

Для того, чтобы поставить конкретные цели и задачи программы для данного региона, необходимо учитывать глобальные цели стоматологического здоровья к 2020 г. для стран Европейского региона, изложенные в программном документе ВОЗ «Здоровье 21 — здоровье для всех в 21 столетии»:

1. Свыше 80% детей 6 лет должны иметь интактные зубы, при этом среднее значение кпу временных зубов не должно превышать 2,0.

2. У 12−летних детей средняя интенсивность кариеса по индексу КПУ не должна превышать 1,5. Среднее количество здоровых секстантов пародонта не должно быть менее 5,5.

3. У 15−летних подростков средняя величина индекса КПУ не должна превышать 2,3, при этом компонент “К” (нелеченный кариес) должен быть ниже 0,5. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 5,0.

4. У 18−летних не должно быть зубов, удаленных по поводу кариеса и болезней пародонта.

Целью программы является снижение уровня стоматологической заболеваемости у детей и подростков, уменьшение количества осложнений.

Задачи программы (реальная величина снижения распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний) планируется с учетом ситуации в регионе: исходного уровня стоматологической заболеваемости детского населения ключевых возрастных групп, особенностей, факторов окружающей среды и др.

3. Выбор методов и средств профилактики.

Методы и средства профилактики выбираются с учетом особенностей конкретного региона (экономической ситуации, содержания фторида в воде, уровня стоматологической заболеваемости детского населения).

Основные методы первичной профилактики стоматологических заболеваний:

· стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание населения, мотивация к ведению здорового образа жизни;

· обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;
· профессиональная гигиена полости рта;

· местное применение реминерализирующих препаратов (покрытие зубов фторлаком, полоскание полости рта фторидсодержащими растворами, использование фторидсодержащих зубных паст, реминерализирующих растворов). Эти методы используются на групповом и индивидуальном уровнях;

· герметизация фиссур зубов;

К методам вторичной профилактики относятся диспансеризация детского населения с целью выявления детей и подростков, имеющих стоматологические заболевания, и своевременное проведение санации полости рта для предупреждения осложнений.

4. Контингент.

Программой профилактики охватываются дети в возрасте от 0 до 14 лет и подростки 15−18 лет, а также беременные с целью антенатальной профилактики стоматологических заболеваний у детей (совместно со взрослой сетью).

Читайте также:
Как работает программы клиент сервер

5. Примерный комплекс профилактических мероприятий в различные возрастные периоды.
для детей от 0 до 3 лет

1 Мотивация родителей к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания (раздача памяток, брошюр и др.).

2 Обучение родителей рациональному уходу за полостью рта детей.
3 Рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г.
4 Осмотр полости рта (2 раза в год), индивидуальные рекомендации по уходу за зубами.
5 Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям, начиная с 2−летнего возраста)
для детей от 3 до 6 лет
1 Стоматологическое просвещение.

2 Обучение воспитателей детских садов и родителей методам чистки зубов у детей.
3 Обучение гигиене полости рта детей с 3−х до 6 лет.
4 Местное применение реминерализирующих препаратов.
5 Герметизация фиссур первых постоянных моляров сразу после их прорезывания.
6 Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям).

7 Санация полости рта с целью профилактики осложнений кариеса. Атравматическое пломбирование с использованием стеклоиономерных цементов.

8 Профилактика зубочелюстных аномалий, которая включает в себя миогимнастику, массаж альвеолярного отростка, наблюдение за сроками, парностью и симметричностью прорезывания временных зубов, по показаниям — пластику уздечки языка, устранение вредных привычек, при необходимости — избирательное пришлифовывание временных зубов, протезирование.

для детей от 6 до 14 лет

1 Систематическое стоматологическое просвещение родителей, учителей, детей о значении гигиены полости рта, правильном питании, о необходимости лечения зубов на ранних стадиях заболевания.

2 Индивидуальное обучение методике чистки зубов.
3 Герметизация фиссур постоянных моляров.
4 Местное применение реминерализирующих препаратов.
5 Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям).
6 Профессиональная гигиена полости рта.

7 Обеспечение информационными материалами стоматологических кабинетов школ.
8 Ограничение кариесогенных продуктов в школьном питании детей.

9 Санация полости рта с использованием современных пломбировочных материалов (стеклоиономерных цементов, композиционных материалов и др.).

10 Профилактика зубочелюстных аномалий: наблюдение за сроками, парностью и симметричностью прорезывания постоянных зубов, по показаниям — пластика уздечек губ, мелкого преддверия полости рта, устранение вредных привычек, при необходимости — избирательное пришлифовывание временных зубов, протезирование.

для подростков 15−18 лет
1 Стоматологическое просвещение.

2 Контроль за гигиеническим состоянием полости рта и при необходимости инструктаж по чистке зубов и помощь в выборе средств гигиены полости рта.

3 Профессиональная гигиена полости рта.
4 Санация полости рта с использованием современных пломбировочных материалов.

5 Индивидуальные беседы на предмет выявления возможных факторов риска возникновения стоматологических заболеваний: избыточного употребления сладостей, неудовлетворительной гигиены полости рта.

6. Персонал, участвующий в программе.

В программе должны принимать участие средний медицинский персонал (гигиенисты стоматологические и медицинские сестры стоматологических кабинетов), работники и педиатрической служб, работники детских учреждений, родители.

(руководитель программы) — осуществляет руководство программой, при необходимости обучает средний медицинский персонал.

в женской консультации — проводит мероприятия у беременных, дает рекомендации по уходу за полостью детей.

детский — осуществляет плановую санацию полости рта детей, при отсутствии специально обученного среднего медицинского персонала осуществляет профилактические мероприятия.

Гигиенист стоматологический — проводит комплексные профилактические мероприятия, включая стоматологическое просвещение детей и их родителей, обучение правилам ухода за полостью рта, профессиональную гигиену полости рта, местное применение фторидсодержащих препаратов и реминерализирующих растворов; организует обучение работников детских учреждений, медицинского нестоматологического персонала методике проведения гигиенических процедур.

Медицинские сестры стоматологического кабинета — при отсутствии гигиениста после предварительного обучения могут выполнять некоторые профилактические мероприятия (стоматологическое просвещение, обучение правилам ухода за полостью рта).

Помимо этого, в программе должен быть задействован медицинский нестоматологический персонал:

— врачи женской консультации — при первом посещении направляют беременную к стоматологу, объясняют необходимость рационального ухода за полостью рта.

— и медицинские сестры детских поликлиник, ДДУ, школ — проводят работу с родителями (пропаганда грудного вскармливания, рекомендации по ограничению употребления сладких продуктов, меры по профилактике и устранению вредных привычек), контролируют плановые посещения детьми стоматолога, в детских дошкольных учреждениях контролируют обучение ребенка правильной чистке зубов и воспитание навыков ежедневного самостоятельного ухода за полостью рта.

Работники детских учреждений (воспитатели ДДУ, учителя школ, работники детских домов, домов ребенка, интернатов) — проводят контроль чистки зубов у детей, следят за рационом питания детей (ограничение употребления сладких продуктов), принимают меры по профилактике и устранению у них вредных привычек.

Непременным условием эффективности любой программы профилактики является участие в ней родителей, которых следует обучить, чтобы они могли контролировать у детей ежедневную чистку зубов и участвовать в воспитании у них здоровых привычек.

7. обеспечение программы.
Для обеспечения работы программы необходимы:

· помещения: стоматологические кабинеты и кабинеты профилактики, оснащенные стоматологическими установками, инструментарием и расходными материалами для проведения мероприятий в детских стоматологических поликлиниках, детских отделениях стоматологических поликлиник общего профиля и детских поликлиниках общего профиля, женских консультациях, детских дошкольных учреждениях, школах, а также комнаты гигиены в детских дошкольных учреждениях и школах, (для привлечения в детскую стоматологическую службу молодых кадров необходима модернизация стоматологического оборудования и внедрение новых технологий в сети детских стоматологических учреждений);

· медикаменты и материалы — потребность в медикаментах и материалах для проведения профилактики (фторлак, фторидсодержащие растворы, герметики и др.) определяется в ходе разработки программы для каждого конкретного региона, исходя из объема планируемого комплекса профилактических мероприятий и экономических возможностей. Следует отметить, что для полноценной реализации комплексных программ профилактики требуется дополнительное финансирование;

· средства гигиены полости рта — зубные щетки, зубные пасты и другие средства и предметы индивидуальной гигиены полости рта родители приобретают детям и подростком после консультации со стоматологом или гигиенистом.

· информационные материалы по вопросам профилактики стоматологических заболеваний (памятки, буклеты, брошюры, стенды, выставки, плакаты, учебные и др.) могут разрабатываться и изготавливаться оргметодотделами органов управления здравоохранением с обязательным привлечением средств гигиены полости рта.

8. Организация программы.
В организации программы должны участвовать руководители различных учреждений и разных уровней.
Областная и районная администрация:

· утверждение программ профилактики для внедрения медицинскими и педагогическими учреждениями района;

· издание административных документов для внедрения программы;
· контроль выполнения программы.
Органы управления здравоохранением:
· разработка и внедрение программы профилактики;
· определение обязанностей учреждений, участвующих в программе;
· назначение ответственных за внедрение программы;
· издание инструкций и приказов по внедрению программы;
· обеспечение взаимодействия с органами управления образованием по реализации программы;
· контроль выполнения программы.
Органы управления образованием:

Читайте также:
Программа nvidia для чего на компьютере

· обеспечение взаимодействия с органами управления здравоохранением по внедрению программы в школах и дошкольных учреждениях;

· определение обязанностей работников системы образования для реализации воспитания здорового образа жизни детей;

· издание инструкций и приказов по внедрению программы в ДДУ и школах;
· контроль выполнения программы в ДДУ и школах.

· контроль и оказание помощи в обеспечении рационального питания (нормирование сахара и др.) в организованных детских коллективах;

· контроль и оказание помощи в обеспечении правильного состава средств гигиены полости рта и средств профилактики в организованных детских коллективах.

Женские консультации:

· стоматологическое просвещение беременных по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей;

· взаимодействие со стоматологическими поликлиниками по вопросу 100% охвата и полноценного стоматологического обслуживания беременных.

Детские поликлиники:

· стоматологическое просвещение родителей и работников детских учреждений по вопросам профилактики стоматологических заболеваний;

· координация и практическая помощь стоматологической службе в осуществлении программы профилактики в ДДУ и школах;

· контроль питания в отношении сладких продуктов в ДДУ и школах;
· организация работы стоматолога в комнатах здорового ребенка;
· контроль и содействие ежегодным посещениям стоматолога неорганизованными детьми.
Детские стоматологические поликлиники:
· планирование и обеспечение необходимыми средствами профилактики;

· обучение медицинского персонала и педагогов, участвующих в программе, методам стоматологического просвещения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний;

· обучение воспитателей ДДУ методам чистки зубов у детей;

· практическое осуществление профессиональных профилактических мероприятий детям и подросткам согласно программе;

· плановая санация полости рта детей и подростков;
· контроль эффективности программы профилактики в целом и отдельных ее компонентов.
Стоматологические поликлиники:
· планирование и обеспечение необходимыми средствами профилактики;
· координация работы женских консультаций;

· взаимодействие с женскими консультациями по вопросам 100% охвата беременных стоматологическим обслуживанием;

· проведение мероприятий и стоматологическое просвещение беременных по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей.

Детские дошкольные учреждения:
· взаимодействие с педиатрической и стоматологической службами по вопросу внедрения профилактики;
· практическое обеспечение ежедневной чистки зубов детей;

· стоматологическое просвещение родителей по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей;

· обеспечение рекомендуемых норм рационального питания у детей.
· проведение плановых уроков здоровья, включая вопросы профилактики стоматологических заболеваний;

· обеспечение условий для проведения медицинским персоналом мероприятий детям и подросткам согласно программе профилактики.

9. Источники финансирования.

Бюджет, ОМС, возможна спонсорская помощь средств гигиены полости рта и стоматологических материалов в виде предоставления средств гигиены и материалов для стоматологического просвещения. Доля каждого источника финансирования индивидуальна для конкретного региона

10. Оценка эффективности программы профилактики.
Медицинская эффективность

Показателем, свидетельствующим об эффективности программы профилактики, является увеличение числа детей с интактным зубным рядом и не имеющих признаков поражения тканей пародонта. Кроме того, об эффективности программы можно судить по динамике показателей индексов интенсивности кариеса временных и постоянных зубов (кпу и КПУ), гигиенических индексов, изменению количества секстантов пародонта, имеющих признаки поражения у детей ключевых возрастных групп. Окончательная оценка эффективности программы в популяции проводится через каждые 5 лет, промежуточная оценка позволяет при необходимости модифицировать программу для достижения максимального профилактического эффекта.

Экономическая эффективность

Зависит от объема планируемых профилактических мероприятий, индивидуальна для каждого региона. По опыту зарубежных стран, широкое внедрение профилактики позволяет сократить затраты на лечение стоматологических заболеваний в 5−6 раз.

Источник: www.medicus.ru

Уровни внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний

Индивидуализированные программы профилактики основаны на выявлении у пациента факторов риска возникновения стоматологических заболеваний и их устранение, а также проведение мероприятий, направленных на повышение резистентности органов и тканей полости рта.

Важной особенностью таких программ является определение интервала до последующего посещения стоматолога с учетом имеющихся в настоящий момент факторов, способствующих возникновению стоматологических заболеваний. Интервал может варьировать от 3 до 6 месяцев.

Программы профилактики на групповом уровне подразумевают внедрение среди организованных коллективов (например в детских дошкольных учреждениях, школах), используя простые и доступные методы профилактики.

Программы профилактики могут быть внедрены и на региональном уровне (в крупном городе, области, республике).

Этапы планирования и внедрения комплексных программ профилактики стоматологических заболеваний

Планирование программ профилактики стоматологических заболеваний среди населения складывается из следующих этапов:

• определение основных проблем (ситуационный анализ);

• формулирование целей и задач;

• выбор методов и средств профилактики;

• оценка эффективности программы.

Схематично процесс реализации коммунальной программы профилактики можно представить в виде спирали (рис.), так как после достижения поставленных задач следует определение новых.

Рис. Этапы планирования и внедрения комплексных программ профилактики стоматологических заболеваний

Ситуационный анализ

На первом этапе планирования для определения основных стоматологических проблем проводят ситуационный анализ, который является основой планирования и определяет системный подход к разработке и реализации профилактических программ.

Ситуационный анализ – это врачебный логический анализ стоматологической заболеваемости и имеющих к ней отношение факторов.

Основная цель ситуационного анализа – определение в измеримых категориях стоматологического здоровья населения и выявление факторов риска стоматологических заболеваний.

Ситуационный анализ включает в себя:

— анализ стоматологической заболеваемости (по данным эпидемиологических стоматологических обследований) – для постановки целей и задач программы;

— анализ демографических показателей – для расчета потребности персонала, средств и материалов, необходимых для реализации программы;

— анализ состояния окружающей среды и образа жизни людей (состав питьевой воды; характеристика питания населения, в том числе, употребления сладких продуктов; общее состояние здоровья населения, распространенность заболеваний, влияющих на состояние полости рта; распространенность вредных привычек; загрязнение окружающей среды и профессиональные вредности; климатические условия) – для выявления факторов риска возникновения стоматологических заболеваний;

— анализ состояния стоматологической службы (врачебный и вспомогательный стоматологический персонал; лечебно-профилактические учреждения и их оборудование; стоматологическая помощь населению (плановая и по обращаемости); опыт профилактической работы; затраты на стоматологическую помощь).

Полученная информация обобщается в виде сводных данных, профессиональный анализ которых позволяет объективно определить наиболее важные проблемы и обосновать возможные подходы к их разрешению.

Читайте также:
Программа как назвать фирму

Определение целей и задач

Определяющим условием при разработке коммунальных программ профилактики является знание реальной картины показателей стоматологической заболеваемости в различных возрастных группах населения, получаемой с помощью унифицированных методов обследования.

Цели и задачи программы профилактики должны быть измеримыми, чтобы можно было оценить ее эффективность, включая и экономию материальных затрат.

Конечной целью программ профилактики является максимальное уменьшение распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний и их предупреждение их осложнений.

Источник: cyberpedia.su

Принципы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний. (Лекция 18)

Бюгельные протезы

1. АО «Медицинский университет Астана» кафедра ортопедической и детской стоматологии

Принципы планирования, внедрения и
оценки эффективности программ
профилактики стоматологических
заболеваний.

2.

Дисциплина: Профилактика стоматологических
заболеваний
Специальность: 5В130200 «Стоматология»
Курс: 3
Время: 1 час
Лектор: зав. кафедрой, профессор Еслямгалиева А.М.

3.

Планирование
и
внедрение
программ
по
стоматологии — как профилактических, так и лечебных должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях
и иметь свои особенности, но общая схема аналогична.
Планирование
программ
профилактики
стоматологических
заболеваний
среди
населения
складывается из следующих этапов:
• определение основных проблем;
• формулирование целей и задач;
• выбор методов и средств профилактики;
• обучение персонала;
• внедрение программы;
• оценка эффективности программы.

4.

Программа профилактики должна начинаться с
анализа ситуации в регионе и постановки задач, за
которыми
следуют
поэтапное
внедрение,
предварительная оценка эффективности и, при
необходимости, коррекция программы с последующим
ее широким внедрением и т. д.
Программы профилактики могут быть внедрены
на государственном, региональном и местном уровнях.
Выбор программы зависит от потребностей региона,
поставленных целей и имеющихся ресурсов.

5.

Определение основных проблем
Перед тем, как выбрать определенную программу
профилактики,
необходимо
определить
стоматологическую заболеваемость, которая имеется в
данном регионе.
При планировании необходимо учитывать:
-динамику демографических процессов в регионе;
-состояние окружающей среды;
-наличие персонала и материальных ресурсов;
-стоматологический статус населения.
Демографические данные представляют информацию
о количестве и ожидаемом приросте городского и
сельского населения, распределении его по возрастным
группам.

6.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Цели программы должны быть реальными и
учитывать степень обеспеченности стоматологической
службы материальными ресурсами. Они должны быть не
изолированными, а сочетаться с целями и задачами других
отраслей медицины.
В результате анализа ситуации после проведения
эпидемиологического обследования становится возможным
определение измеримых целей и задач программы
профилактики стоматологических заболеваний.

7.

ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ
Внедрение программ профилактики складывается из
следующих этапов:
• предварительного планирования программы;
• организационных мероприятий по внедрению;
• выбора групп населения, среди которых будет
внедряться программа;
• оценки потребности в персонале и ресурсах.

8.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Организаторы стоматологической службы должны
вначале составить общую схему всей программы
профилактики, а затем детализировать ее.
Этот общий план основывается на результатах
ситуационного анализа стоматологических проблем и
имеющихся ресурсах. Подсчитав реальные возможности,
можно составить детальный план.

9.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО
ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ
За планирование и внедрение программ профилактики
ответственны главные стоматологи различных уровней.
В задачи организаторов стоматологической службы
должны входить: организация внедрения программы
профилактики
местными
службами,
обеспечение
финансирования, обучение персонала, проверка внедрения,
мониторинг (наблюдение) и оценка эффективности
программы.

10.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Способ оценки эффективности программы
должен быть предусмотрен на этапе ее планирования.
Для этого необходимы четкие и измеримые цели.
Оценку можно провести на любой стадии
выполнения программы, сравнивая запланированные
цели и полученные результаты.
Для оценки используют те же индексы и
критерии,
которые
применяли
для
исходного
обследования населения.

11.

Оценка эффективности программы должна проводиться
с учетом следующих принципов:
1. обследованию в начале и в конце программы
подлежат одни и те же возрастные группы населения
(например, 12-летние дети);
2. при сравнении результатов должны использоваться
адекватные контрольные группы;
3.
обследование
должно
проводиться
хорошо
откалиброванной командой специалистов;
4. должны быть использованы одни и те же индексы для
эпидемиологического
обследования
и
оценки
эффективности;
5. оценку эффективности следует проводить не реже,
чем через 5 лет.

12.

ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эффективность стоматологического просвещения
складывается из количественных и качественных
показателей. Один из показателей касается степени
вовлечения людей во внедрение профилактической
стратегии: политических партий, других организаций
(профсоюзов, женских организаций и др.).
Различные
разделы
повышения
информированности населения о здоровье и способах
его
улучшения
можно
оценить
с
помощью
анкетирования.

13.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГИГИЕНЕ
Этот раздел программы можно оценить достаточно
быстро и просто. Индикаторами являются индексы зубного
налета, которые измеряются до и после проведения
программы обучения и выполнения гигиены полости рта.
Первая
оценка
программы
гигиенического
обучения может быть проведена через 4-6 недель,
сравнивают величину индексов зубного налета с
исходными значениями. В дальнейшем оценку проводят с
теми же интервалами, что и для программ профилактики
кариеса.
Так называемую контролируемую чистку зубов с
определением гигиенических индексов можно проводить с
разной периодичностью.

14.

ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И ЗАБОЛЕВАНИЙ
ПАРОДОНТА
Эффективность программ профилактики кариеса зубов
в популяции оценивается через 5, 10, 15, 20 лет. При этом
сравнивают величину индекса КПУ в каждой ключевой
возрастной группе с данными исходного осмотра,
проведенного в тех же возрастных группах.
Если программу внедряют среди ограниченного
контингента населения, то оценку проводят чаще, сравнивая
динамику показателей интенсивности кариеса зубов (индексов
КПУ и кп) в профилактических и контрольных группах.
Еще одним показателем, свидетельствующим об
эффективности профилактики, является увеличение числа лиц,
у которых кариеса нет.
Профилактика болезней пародонта эффективна, если в
процессе ее внедрения снижается количество пораженных
секстантов.

15.

Различают предварительную, промежуточную и
окончательную оценку эффективности программ
профилактики.
Предварительная оценка эффективности, помимо
определения динамики показателей стоматологического
статуса, должна включать оценку того, как население
восприняло программу профилактики, а также степень
его участия.
Промежуточная
оценка
позволяет,
при
необходимости, модифицировать программу для
достижения максимального профилактического эффекта.
Окончательная оценка возможна только после 5,
10 или более лет и должна включать оценку
медицинской
и
экономической
эффективности
программы.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru