Сценарий – это итальянское слово, раньше обозначало «декорация», определял канву пьесы.
Сценарий – это краткое изложение сюжетной схемы, по которой проводится
Праздничное массовое действо, это произведение синтетическое. Иногда сценарий называют сценарной разработкой.
Чтобы понять, что такое сценарий, сравним его с драматическим произведением (пьесой).
Общее | Различия |
1. И сценарий и пьеса создаются для их воспроизведения на сцене средствами других искусств. | 1. Пьеса имеет автора и изначально художественное произведение, может жить самостоятельно. Сценарий пишется для конкретного праздника, авторов может быть много, но чаще всего они не известны. |
2. И сценарий и пьеса отличаются завершенностью, как каждого эпизода, так и всего произведения в целом, т.е. целостность образной картины. | 2. В пьесе все герои художественные, а в сценарии могут вводиться жизненные, реалистические герои – обычные люди. |
Этапы написания сценария. Сценарий. Урок / VideoForMe — видео уроки
Специфика сценария:
Монтажный принцип построения;
Ориентация на развитие личности и развлечение человека;
Теперь перейдем непосредственно к методике написания сценария. Существуют два типа сценария:
Сценарии, создающиеся автором спонтанно, берется любая интересующая тема автора.
Социально – ориентированные сценарии, по социально – творческому заказу.
Работа над сценарием начинается со сценарного замысла – основа будущего сценария. Если не будет замысла, вы не будете знать, чего хотите, и, следовательно, не напишите сценария.
Определение темы.
Тема – это объект изображения, сжатый до одной фразы сюжет сценария или пьесы. Определяйте тему так, чтобы это предложение можно было сыграть. Она должна быть сформулировано очень четко и конкретно. От этого зависит ваша дальнейшая работа над сценарием. Чаще всего сценарии пишутся к известным датам, например 8 марта, новый год и т.д.
Но название праздничного дня – 9 мая – еще не тема. К этому дню можно написать несколько сценариев с разными темами. Определите для себя тему узкую, желательно с указанием жанра будущего мероприятия: вечер встречи ветеранов «Никто не забыт и ничто не забыто», театрализованное представление «У войны не женское лицо» и т.д.
Определение идеи.
Идея – это телеграмма в зал, т.е. что должен унести из зала зритель, что он должен понять, посмотрев мероприятие. Идея – это воспитательный момент, о чем сегодня вы хотите сообщить зрителю. Например: рыцарский турнир – благородное отношение к женщине, правила этикета.
Традиции.
У каждого праздника есть свои сложившиеся особенности и традиции. Пример: не новый год всегда приходят дед Мороз и Снегурочка. Традиционными могут быть персонажи, структура праздника, обряды и ритуалы.
Тема, идея и традиции – вот три компонента сценарного замысла. Теперь переходим к написанию сценария. Главное средство воплощения – слово! Будет ли сценарий в стихах или прозе, слова должны быть тщательно отобраны (без речевых ошибок, ненормативной лексики, без пошлости и обидных выражений). Приступаем к сбору материала. Отбираем игры, конкурсы, номера, стихи, песни, тезисы.
Как пишутся сценарии видеоигр?
Краеугольный камень в создании сценария – это монтаж номеров и блоков, т.е. композиционное построение.
Существует схема композиционного построения сценария:
Экспозиция – это начало, пролог, зачин всего мероприятия. В экспозиции надо расписать, как встретить зрителей, как погрузить их в атмосферу праздника. Обычно экспозиция идет в фойе, где зрителей встречают традиционные герои (образы) праздника. Экспозиция всегда выделяется музыкой, светом.
Вербальный (яркое вступительное слово ведущего или героя).
Ритуальный (вынос флага, церемония хлеба – соли, фанфары).
Музыкальный (звучит увертюра или общая песня). Кинопролог.
Технический (использование специальных эффектов, запуск шаров и т.д.).
Завязка запускает в движение сюжет праздника, то с чего все начинается. Это первое действие, появление персонажа, начало интриги.
Развитие действия – это все номера, сценки праздника. Каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, связываться с предыдущими и последующими по смыслу, и при этом не повторять их одним и тем же набором выразительных средств.
Кульминация – наивысшая эмоциональная точка праздника. Все номера, фрагменты должны идти по нарастающей.
Развязка – это последняя точка в развитии действия, сюжета.
Финал (эпилог) должен закрепить в душах зрителей то главное, что заключал в себе праздник. Развязка и финал могут совпадать.
Из этой схемы выделим три главных компонента – завязка, кульминация, финал. Это облегченная схема. Фрагменты сценария должны быть так распределены, чтобы сначала захватить внимание зрителя и вести его до кульминации, потом – финал, чтобы остался в памяти. В середину сценария ставят самые слабые номера. В первой половине праздника должны идти номера более сложные для восприятия.
Термин «композиция» в переводе с латинского означает составлять. Выделяют пять типов композиций:
Хронологический (все события, блоки разворачиваются поступательно).
Ретроспективный (события разворачиваются в обратном направлении – настоящее, прошлое, будущее). Пример вечер – портрет.
Кольцевой (события происходят по кругу). Игра – путешествие по станциям.
Эпический (очень много событий, в центре которых главный герой). Исторический эпос, легенда, баллада.
Сцены из жизни (отдельные номера, нет последовательного развития). Капустник.
Для начала надо написать сценарный план, а затем сценарий, в котором четко и подробно пропишите действующих лиц, их слова, название музыкальных фрагментов, конкурсы, игры с аудиторией.
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания данного вечера, это последовательность блоков, номеров, забав, потех и т.д. Сценарий или программа имеет свое построение, или композицию, т.е. имеет начало, середину и конец. В сценарии есть: экспозиция, завязка, развитие действия / состоит из нескольких блоков зрелищных, игровых, художественных, интересных конкурсов, аукционов и других / кульминация, финал, развязка.
Каждая программа, сценарий всегда начинается с описательной части: описывается оформление фойе, зала, ведущие в каких костюмах, какая звучит музыка, как и откуда, появляются ведущие и т.д. Режиссерские замечания, описание действия, ремарки и сценарии заключаются в скобках. Например: / на сцену, под музыку русской народной песне «У нас нынче субботе»…выходят ведущие в русских сарафанах, в расписных кокошниках /.
В плане отмечается, кто составляет сценарий, к какому сроку сценарий должен быть готов.
Порядок подготовки мероприятия по сценарию / кто будет участвовать, как будет идти подготовка, какие репетиции, каких художественных коллективов, какие игры, реквизит подготовить, призы и т.д. / Игровой реквизит должен быть удобен в использовании, должен быть красочным и привлекательным. Внешний вид вещей от крупных до мелких – влияет на настроение, подбирают реквизит так, чтобы он мог быть использован в нескольких играх.
Материально – техническое обеспечение мероприятия, / какие заказать костюмы, взять их на прокат, подобрать в костюмерной. Какие нужны музыкальные инструменты: трещотки, ложки, дудочки, свирель, балалайку. Технические средства, кинофильм, транспорт и т.д. / покупка призов, сувениров /.
Художественное оформление мероприятия / украшение помещений, входа, сцены, фойе, зала, декораций и т.д. Указываются конкретные тексты пословиц, поговорок, шуток, плакатов, шаржей, атрибутов оформления: цветы, шары, флажки, ленты, бумажные фонарики и т.д.
Музыкальное оформление мероприятия / Музыка подбирается по теме мероприятия, определяется в каких местах, какая музыка звучит. Подбирается фонограмма, приглашается баянист, ВИА.
Информация о мероприятии / афиши, пригласительные билеты. Основные требования к информации: должно быть интересное название, при этом используются – цитаты из литературных произведений «крылатые выражения» пословицы, поговорки. Название может прийти, исходя из проблемы, темы мероприятия.
В афише можно указать и программу мероприятия, где можно выделить наиболее интересные ударные блоки, моменты.
В афише применяют также девиз, эпиграф, а также эмблемы. Особенно эмблемы используются в буклетах, пригласительных билетах, листовках. В качестве эмблем часто используются общепринятые символы, например, пылающий факел, чаша со змеёй, изображение раскрытой книги – для книголюбов, силуэт танцующей пары, — для танцевального вечера и т.д. В общем, должна быть интересная оригинальная реклама.
Кроме того, большим достоинством обладает и персональное приглашение. Персональное приглашение человек всегда расценивает как проявление чуткости и заботы, возникает чувство признательности и даже известной обязательности присутствия на мероприятии и участия в нем.
Могут быть именные пригласительные билеты, как формы персонального приглашения.
Подготовка художественных номеров и игровых конкурсов, программ, подготовка ведущих и культорганизаторов, дискжоккея. / Если это дискотека. / Обязанности судьи во время проведения игровых программ, конкурсов выполняется ведущим. Может быть и выборное жюри.
Встреча и проводы участников мероприятия – продумывается и вручение эмблемы мероприятия, сюрпризы, игровые атрибуты. Могут работать зазывалы: скоморохи, клоуны, петрушки, матрешки, Сударушки, Хозяин, Хозяйка и т.д. Исходя из темы и формы досугового мероприятия, создать праздничную атмосферу. Необходимо также и интересно закончить мероприятие / обязательно, пожелания посетителям, прощание до следующего вечера, неожиданные сюрпризы, например: «Под счастливой звездой» и другое.
Порядок проведения мероприятия, / т.е. в плане записывается очередность элементов мероприятия и их регламент, т.е. время, отведенное на блоки, эпизоды.
Источник: lektsia.com
7/ Сценарий и режиссура конкурсно-игровых программ.
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление основой, которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конк.-игр. программы включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.
В конк. –игр. программу могут входить викторины, состязания, эстрадные номера, театрализация. Все это дает нам право говорить, что к.и. программа имеет свои особенности и отличия, что естественно не может не отразиться на режиссуре.
Особенность заключается в организационном моменте, здесь важна организация:
1. Самих участников.
3. Компетентного и уважаемого жюри.
4. Активных болельщиков.
При подготовке к.и. программ режиссер должене учитывать игровой момент. Все к.и. программы имеют:
1. Сценарно–режиссерскую основу.
2. Предполагают работу режиссера как постановщика.
3. Требования предварительной подготовки репетиций.
4. Наличие призов.
5. Четкую формулировку правил.
6. Манки – способ вызова участвующих на площадку.
К.И. программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, принимать различные формы, но их можно классифицировать по:
1. Месту действия.
3. По содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, азартно-коммерческие).
Важно найти конфликт, который является основой для драматургии игры. Виды конфликтов могут быть разные:
1. Между командой и ведущим.
2. Между командами или участниками.
Этапы работы над сценарием здесь схожи с остальными:
2. Подбор и обработка материала.
3. Поиск сценарного хода.
4. Написание сценария.
5. Четкая формулировка заданий-вопросов.
Сценарий может быть оригинальным и компилятивным.
В к.и. программах участники общаются между собой, зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:
1. Приобретение чувства раскованности.
2. Воспитательная функция.
3. Познавательная функция.
4. Гедонистическая функция (ощущения, переживания).
Любая к.и. программа состоит из своих требований:
1. Конкурс требует от игроков творчества.
2. Выполнение конкурса должно носить действенный характер, процесс развития.
3. Критерии конкурса должны быть следующими:
-количественный «кто больше»; качественный «кто точнее»; временной «кто быстрее»; смешанный;
4. Важной частью конкурса является мотивировка, она делает убедительным его появление, чаще всего в качестве мотивировки используются литературные или исторические факты. Они превращают конкурсы с бытового явления в явление эстетическое.
9/ Особенности режиссуры и организации спортивно-художественных представлений.
Массовые спортивные праздники являются комплексом разнообразных спортивных, культурных и художественно – тематических мероприятий, рассредоточенных на обширной территории.
Особенности организации массово-спортивного праздника на стадионе.
Основные выразительные средства на стадионе (близки к плакату):
По архитектонике – это монтажное массовое действие (группы, сольные номера, массовые спортивные акробатические выступления – объединенные в одну композицию).
В основе любого стадионного зрелища стоят массовые упражнения, как без предметов, так и с предметами.
Существует 2 группы предметов:
1. Индивидуального предназначения (палки, шары, флажки).
2. Группового предназначения (ткани, лестница, скамейки, щиты, шесты, макеты – по возможности трансформирующиеся).
По характеру выполнения массовые упражнения делятся:
— вольные (зарядка, простые);
— поточные упражнения (сомкнутое построение, волна, винт, штопор, ваза в круге, цветок в круге, фонтаны, стоя, сидя, каноном – более эффектно они смотрятся на конструкциях).
— пирамидковые упражнения (серия простых пирамид в больших количествах + конструкции).
Среди них должно быть соплетено 3 последовательных элемента:
1. Построение самой пирамиды (обозначенные фиксацией – «делай раз» и мгновенное рассыпание этой пирамиды).
2. Обозначение – выдержка – фиксация.
3. постепенное или мгновенное разрушение.
Существует ряд приемов, не меняя самого построения упражнения изменить его восприятие:
— прием противоположного действия – связан с пространством (на право — на лево и т.д.);
— прием выделения главного (уводя на второй план других);
— прием поочередного выполнения упражнений (группа делится максимально на 4 части);
— прием цветового эффекта (цветные флажки, двусторонние головные уборы, манишки, плащи, юбки);
В празднике на стадионе построения различаются по характеру строя:
По содержанию рисунка:
— тематические (рисунки, определяющие смысл представления);
-не тематические (в виде различных геометрических фигур – солнце, земной шар и т.д.);
Выбор рисунка зависит:
— от вида массовых упражнений;
— от предметов, которые лежат в основе построения (по возможности их трансформация);
— от конструкции (многоярусная, плоскостная, лестничная, скамеечные и т.д.)
— от сольных номеров;
— от идейно-тематической смысловой нагрузки, которая лежит в основе представления),сль читается по рисунку) – знаковый и изобразительный принцип;
С чем связано перестроение:
— как специфические перестроения;
— чисто переходные или монтажные переходы могут носить характер самостоятельного действия.
— сделать переход от одного рисунка к другому (могут быть специальные упражнения, либо чисто переходными или монтажными);
Переходы могут носить характер самостоятельного действия (под определенную музыку, как дополнительное выразительное средство).
Существует 2 метода при разработке перестроения:
— графический (делается разметка всей площади стадиона 2/2 на миллиметровке: по фронту это 48 – 56 разметочных точек, т.к. традиционно поле 96 – 100 м. Она нумеруется с основной трибуны. Наносятся участники. На каких точках они должны быть. Человек единица (1) предмет (1)).
— макетный метод (лепится все – и конструкции и люди).
Для разработки композиции, какой бы метод не был использован, используется прием прямого действия (предыдущий помогает выйти следующему) + метод обратного действия с финальной до первоначальной.
Важную роль играют 2 вида монтажа:
1. Открытый монтаж – открытый переход на глазах у зрителя;
2. Закрытый чем – то (переносим внимание зрителя на другой объект, в это время происходит перестроение).
Художественный фон и его задачи. Управление художественным фоном:
Художественный фон – является живым экраном, одним из специальных средств выражения режиссера.
В 1946 году Б.Н. Петров впервые его использовал. В основе лежит рисунок (мозаика), из различных фигурок получается цельное.
Следует определить:
1. Предмет для построения рисунка (флажок 50/50 или 50/60, с двумя древками, флажки двусторонние разного цвета).
2. Используются детали костюма самих участников (цветные флажки,
двусторонние головные уборы, манишки, плащи, юбки);
3. вся работа над художественным фоном начинается с разработки программы (Экран прямоуг. – каждый участник имеет свои координаты, свою книжку или карточку с номером, где изображен нужный рисунок и предмет. Позади зрителя ставится экран, где показано, что нужно делать участникам, либо участниками управляет регулировщик).
Управление художественным фоном:
— предупреждение о готовности;
— информация о показе определенного рисунка;
— команда на открытие этого рисунка;
— команда на закрытие этого рисунка;
Массово-спортивный праздник на воде и его особенности организации:
1. Торжественная часть – открытие, официальная церемония. Поднятие флага, парад спортсменов.
2. Соревновательная часть (вода/пляж).
3. Массовые гуляния или массовая игровая часть.
4. Часть закрытия.
Поле действия – водоем. Суда, баржи, пантоны – спортивные соревнования связаны с водой. Карнавалы судов с персонажами. Фейерверки над водой. Зрительным залом являются берега, судна и т.д.
Парк культуры и отдыха и массово-спортивный праздник на его территории:
Площадка – эстрада, либо открытые площадки парка. Массовые спортивные выступления, особенности организации схожи с вышеперечисленными (на воде). Зритель может быть участником соревновательной части.
Проведение театрализованных спортивных зрелищ и концертов во Дворце спорта или концертных залах несет более торжественный характер (в связи с местом и возможностями выразит. средств – музыка, свет, зрительный зал). Прологом чаще может являться выход спортсменов, вынос флага, выступление команд (чарлидинг). Основная часть – соревновательная, между участвующими командами, зритель – наблюдатель – не участник.
Источник: studfile.net
Разработка сценария игры или приложения
С технической точки зрения, сценарист — это подразделение от гейм-дизайнера. Разработка сценария игры требует от автора не только быть экспертом в генерировании историй, но и иметь острый инстинкт игрового дизайна. В отличие от писателя, его главная цель — развлечь игроков, а не читателей.
Таким образом, автор должен сделать историю достаточно интересной для людей, которые, возможно, не очень любят читать. Если сделать историю, которая неинтересна или даже нарушает план игрового процесса, в худшем случае геймеры быстро завершат знакомство с творчеством сценариста. И, возможно, больше не захотят знакомиться.
Чтобы преодолеть эту проблему, автор должен сотрудничать с разработчиками, чтобы спланировать сюжетную линию. В отличие от писателя, который может работать в одиночку, сценаристу нужны идеи от игровых дизайнеров, чтобы адекватно включить свою историю.
Автор должен знать, когда происходит повествование, как история может быть представлена кат-сценами, какое действие может быть представлено с помощью анимации и как долго может быть включено повествование. Все это требует интенсивного общения с гейм-дизайнерами как архитекторами игровой механики. Они должны дополнять друг друга. Разработка сценария приложения имеет те же особенности. Таким образом, созданный сюжет будет интересен геймерам, не нарушит гейм-дизайн в целом и будет гармонировать с игровым процессом.
Наиболее важные элементы истории
Хорошая история должна иметь сбалансированное (гармоничное) сочетание составляющих элементов и идею, чтобы создавать захватывающий интерактивный опыт для геймеров во всем мире.
Отношения «игрок-персонаж»
Автор во многом определяет отношения между игроком и персонажем. Игрок должен понимать и верить в развитие персонажа — предысторию, мотивацию и эмоциональную траекторию персонажа — и желать, чтобы он добился успеха. Персонаж должен вести себя реалистично, учитывая его личность, чтобы игроки могли погрузиться в сюжетную линию.
Ёмкий диалог
Диалог — еще один важный аспект. То, как персонаж игрока и другие неигровые персонажи (NPC) разговаривают друг с другом, помогает игроку лучше понять и определить, кем они являются в сюжете видеоигры. Диалог также продвигает сюжет, заполняет пробелы в истории и обеспечивает моменты развлечения или напряжения для человека, который в играет.
Интересный сеттинг
Хорошая история обычно имеет детализированный, хорошо продуманный, конкретизированный сеттинг. Разработка интересного и интерактивного пространства, в котором игроки могут исследовать и узнавать больше о мире, способствует укреплению эмоциональной связи игрока с историей. В некоторых играх творческая или интуитивно понятная среда, имеющая яркие визуальные эффекты и интерактивность для передачи повествования и его эмоциональных моментов, полностью исключает необходимость диалога.
Правильный темп
Слишком затянувшаяся сюжетная линия может привести к тому, что игрок потеряет интерес к истории. Напротив, сюжет, который развивается слишком быстро, не принесет удовлетворительных выплат. Скорость — частота получения информации во время игры, и это важная часть написания видеоигр.
Основные шаги написания истории для видеоигры
Создание сценария приложения, как и создание сценария игры обычно базируются на ниже перечисленных основных шагах.
Описать свою историю
Для начала нужно обрисовать основную сюжетную линию. Независимо от того, является конечный продукт линейным или имеет несколько концовок, в первую очередь следует заняться основной, канонической историей. Сюда входят все основные события, происходящие с главными персонажами, и все основные сюжетные моменты, которые будут развиваться. Следует подчеркнуть, что сюжет в современных реалиях обычно не занимает ведущую роль, а играет скорее вспомогательную.
Определиться с жанром
После того, как история в общих чертах описана, нужно решить, в каком жанре она будет написана. Жанров большое многообразие. У сценариста должен быть широкий игровой кругозор. Он должен включать в своё жизнь жанровое разнообразие, чтобы решить, что и этого лучше всего соответствует его истории. То, как автор решит рассказать историю, может определить весь опыт игрока.
Построить мир
- определить, какая часть мира будет доступна для исследования;
- настроить знания, культуру, язык и историю мира — чем больше деталей, тем лучше;
- создать уникальную среду, которая способствует развитию персонажа и вписывается в создаваемое автором повествование.
Следует обратить внимание, что генерация детализированного мира для научной фантастики или фэнтези может быть увлекательным занятием, и на этом этапе легко углубиться в проработку мелких деталей.
Однако сосредоточение внимания на слишком многих аспектах построения фантастического мира не только отнимет время от фактического написания, но и, возможно, ограничит свободу при попытке изменить историю позже.
История и другие детали будут постоянно меняться по ходу дела, поэтому не стоит слишком зацикливаться на мелочах.
Создать основных персонажей
У каждого персонажа должно быть описание, чтобы игровые дизайнеры могли правильно их разработать, в зависимости от того, кто эти персонажи, как они выглядят и на что они способны. Выделяют следующие типы героев: протагонист, антагонист, товарищи главного героя и другие важные фигуры, имеющие отношение к сюжету.
Нужно конкретизировать черты характера персонажей и их отношения с другими героями. Некоторые из этих отношений, вероятно, будут меняться по мере развития сценария, но хорошо иметь отправную точку для построения истории.
Составить блок-схему
После создания мира и его жителей, нужно упорядочить все события в виде блок-схемы или временной шкалы. Блок-схемы помогают визуализировать структуру истории игры и помогают отслеживать любые изменения, которые вносятся в повествование. Эти визуальные временные шкалы особенно полезны при написании нелинейных игр, поскольку они могут помочь отслеживать, где и когда происходит каждое событие в истории. В таких видеоиграх на протяжении всей истории игрокам приходится принимать множество решений. Таким образом, автору стоит разработать все возможные варианты, которые позволят игроку почувствовать, что он действительно органично управляет персонажем в текущем мире.
Написать основную историю
Можно написать всю историю от начала до конца, но можно также сосредоточиться на основных кат-сценах — неинтерактивных эпизодах, которые продвигают историю вперед, — поскольку эти сцены могут помочь установить настроение, стиль и темп истории, давая прочный фундамент для построения истории.
Обратить внимание на детали
После того, как основные события и взаимодействия хорошо продуманы, нужно добавить дополнительные детали. Генерация побочных квестов и неигровых персонажей — два способа добавить истории глубины. Побочные квесты помогают открыть мир для игрока, поощряя исследование и часто обязывают игрока достать предметы, которые могут добавить еще один слой к сюжету и обстановке.
Неигровые персонажи также могут придать глубину персонажу игрока. Это делает основного персонажа более реалистичным и всесторонним. К тому же, NPC полезны для того, чтобы сделать историю более интерактивной, потому что заинтригованные игроки будут нажимать на NPC, чтобы узнать историю и миссии, которые они должны выполнить дальше.
Если нет желания возиться со столь кропотливой и утомительной работой, лучше заказать сценарий у опытных специалистов.
Источник: appfox.ru