Этапы и программа научного исследования

Под исследовательским процессом понимается один из видов деятельности, отличающийся от других видов тем, что:

— содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;

— он устремлен на выяснение существенных характеристик явлений процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;

— исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;

— исследователь поставлен в положение, когда он оказывается перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

Конечно, в творческом процессе возможны всякого рода отклонения. Они возникают под влиянием особенностей предшествующего опыта работы, ассоциативных связей, обусловленных научной средой, состоянием разработанности проблемы.

Классификация методов научных исследований

Главная задача исследователя — выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраивается следующим образом.

1-й этап. Изучение состояния проблемы, разработка программы изыскания, выбор методов исследования. На этом этапе устанавливается уровень её разработанности и перспективность. Для этого анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме, которые были выполнены другими и самим исследователем.

Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы изыскания, определяются объект и предмет исследования, составляется стратегический план исследования (вычленяются этапы и задачи на каждом из них), выбирается система методов исследования, составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.. Главный вопрос первого этапа научной работы — проблемный аспект темы, без чего нельзя переходить к следующему этапу научной работы. Качество сформулированного проблемного аспекта избранной темы предопределит в значительной мере конечные результаты исследования.

2-й этап. Формулировка целей исследования. Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результаты деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и цели; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

Цели исследования выступают как достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качественно новое состояние — результат преодоления противоречия между должным и сущим.

Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.

Помимо формулировки общей цели формулируются частные, промежуточные. Промежуточные цели могут выступать и как препятствия, которые должны быть устранены и как желанная иерархия работ (общих или индивидуальных).

Цели исследования должны конкретно формулироваться и находить свое выражение в описании того прогнозирующего состояния, в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом.

Цель исследования есть всегда описание проектируемого нормативного результата, вписанного в контекст связей более общей системы.

Разработка иерархии целей завершается построением сетевого графика (или цепи целей), в котором выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-исследовательской работы и всевозможных работ для достижения конечной цели.

Цель рождается из конкретных потребностей данного научного учреждения (например, школа, лаборатория и др.). Определение цели и задач исследования сразу проясняет сущность диссертации (научного изыскания). По мнению специалистов нужно стремиться к более четкой и конкретной формулировке цели, как-то:

— определить педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов педагога к выявлению приемов эволюционно-интеллектуального стимулирования познавательной активностью обучающихся;

— изучить средства формирования творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний;

— разработать условия, обеспечивающие осознанный выбор обучающимися специальности в многоуровневой системе высшего педагогического образования;

— изучить педагогические условия формирования у обучающихся педвуза эмпатической культуры как составной части их педагогического мастерства.

Исследователь должен много поработать над формулировкой цели изыскания, добиваясь, чтобы она звучала четко и красиво, а главное — действительно отражала цель, которую он поставил перед собой.

3-й этап. Формулировка гипотезы исследования (предположения, которые должны получить подтверждение в изыскании). При разработке гипотезы исследователь должен иметь в виду основные функции научной теории. В качестве проекта гипотезы должна выполнять соответствующие функции в границах предмета исследования — описательную, объяснительную, прогностическую.

Удовлетворяя этим требованиям, гипотеза описывает композицию предмета исследования как проявления качества единства целого. Гипотеза прогнозирует конечные результаты преобразования и долговременность их существования.

Исследовательская практика показывает, что в творческом процессе формирования гипотезы определенную роль играет отдельный факт, психологическое состояние исследователя. Здесь особенно ярко проявляется роль аналогий, уровень развития ассоциативного мышления научного работника.

В практике существуют другие конструктивные способы построения гипотез. Например, создание множества вероятных «траекторий» движения объекта исследования, в результате чего последний приобретает качества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.

4-й этап. Постановка задач, вытекающих из гипотезы исследования. Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого явления, процесса, предположительно описанные существенные его характеристики соотносятся с целями исследования, т.е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перейти к формулировке задач исследования. Такая теоретическая работа направлена на выработку формы и содержания конкретных поисков заданий, устремленных на оптимизацию варьирование условий (внешних и внутренних, существующих и экспериментально приносимых), в результате которых гипотетическая причинно-следственная связь приобретает все черты объективной закономерности.

В процессе формулировки исследовательских задач, как правило, возникает необходимость в проведении эксперимента. В педагогическом исследовании используют следующие виды экспериментов: констатирующий, формирующий и контролирующий.

Констатирующий эксперимент проводится с целью установления фактического исходного состояния перед основным формирующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта. Его задача состоит: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным обоснованием для формулировки целей и задач исследования.

Детально же перечислить все стоящие задачи перед исследователем можно в начале каждой из глав диссертации, там, где это потребуется.

После постановки цели и задач диссертант должен отчетливо представлять себе границы своего исследования, как в ширину, так и в глубину и знать, что входит, а что не входит в то исследование, которое ему предстоит выполнить.

5-й этап. Подготовка и организация эксперимента. Новый этап движения научного поиска наступает после формулирования исследовательских задач. Для этого должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регулированию, так и допускающих хотя бы стабилизацию.

Программа экспериментального исследования (т.е. перечень работ на весь собственно экспериментальный период), методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществления прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.

Читайте также:
Составить программу которая уменьшает первое введенное число в два раза

Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность, эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.

6-й этап. Проведение эксперимента и сбор фактических данных. Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: исследовательских методик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных. Назначение такой проверки — внести возможные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременительными, отнимающими время и отвлекающие внимание от центральных вопросов проблемы.

Экспериментальный процесс — наиболее трудоемкая, напряженная, динамичная часть научного исследования, остановить который невозможно, эксперимент не допускает каких-либо незапланированных пауз. В процессе эксперимента исследователь обязан:

— непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп;

— варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;

— систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики;

— параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Процесс эксперимента сопровождается качественной и количественной обработкой данных. Качественная предполагает: а) получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса или отдельного обучающегося, группы; получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке. Количественная обработка включает методы математической статистики: альтернативный, корреляционный, дисперсионный, факторный, таксономический анализ и др.

7-й этап. Систематизация результатов, их интерпретация и изложение. На основе полученных данных начинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений. Фактический материал подвергается квалификации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, полигоны распределения, обнаруживаются тенденции развития стабильности, скачков в формировании качества объекта экспериментального воздействия и исследования. Индуктивные и дедуктивные обобщения фактического материала строятся в соответствии с требованиями репрезентативности, валидности и релевантности. На основе объективно познанных закономерностей проводятся:

— ретроспективная ревизия выдвинутой гипотезы с целью перевода её в ранг теории, в той её части, в которой она оказалась состоятельной;

— формулирование общих и частных следствий в этой теории, допускающих контрольную её проверку и воспроизведение экспериментального эффекта в иное время и в иное место другими исследователями, но при строгом соблюдении ими условий эксперимента;

— оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций с целью приращения и совершенствования методологического знания и включения его в общую систему методологии науки;

— разработка прикладной теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики. Рекомендации должны разрабатываться исключительно в такой форме, в которой их в состоянии потребить практика.

Придерживаясь данных рекомендаций, исследователь получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации изыскательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из предшествующих процедур логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный результат, который в этом случае будет иметь больше шансов отличаться полнотой доказательности и прикладными качествами.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и др.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику исследовательского процесса.

2. Назовите основные этапы исследования и дайте их краткую характеристику.

3. Как воплощаются результаты исследовательского процесса?

Источник: studopedia.su

Основные этапы научного исследования

Исследование научное – это один из видов познавательной деятельности, характеризующийся процессом выработки новых знаний, путем их изучения, проведения экспериментов, проверки теорий, выявления закономерностей для последующего практического использования.

Введение

Высокие требования, которые предъявляют в настоящее время работодатели к специалистам и к организации рабочего процесса на предприятии, складываются исходя из ускоренных темпов развития экономики страны. Перед начинающими профессионалами и учеными ставятся задачи создания интересных проектов, реализации научно-исследовательских работ (НИР), решения конкретных практических проблем при помощи инструментов, отвечающих требованиям современных достижений науки и техники.

Развитие рыночной экономики вызывает у потенциального работодателя потребность в получении профессионалов высокого класса, ориентированных на достижение необходимых результатов и выполнения всех поставленных перед ним задач.

В связи с этим, одной из важнейших целей сегодня для учащихся всех возрастов, особенно для учеников старших классов и студентов вузов, является развитие их интеллектуальных способностей, овладение навыками проведения научных исследований и возможности применения полученных результатов на практике.

С этой целью молодым людям, стремящимся к освоению новых горизонтов и хорошему карьерному росту, необходимо активно включать в свою учебную деятельность элементы научных исследований и знать основные правила их проведения.

Этапы научного исследования

Первая проблема, которая встает перед каждым учащимся, планирующим заняться научной деятельностью – это определение темы научной работы, подходящей именно ему по всем параметрам и интересной по тематике.

Также, бывает очень сложно сразу же определить ход выполнения работы, разобраться с чего лучше начать, как грамотно организовать всю работу и представить полученные результаты и выводы.

Поэтому, перед тем, как приступить непосредственно к выполнению НИР, необходимо составить ее общий план и подробный план, где будут отражены все основные этапы вашей научной работы. Это позволит все хорошо продумать и уже в начале пути избежать путаницы и ненужных ошибок.

1.1 Составление общего плана НИР

При составлении общего плана работу над НИР можно поделить на три крупных раздела, каждый из которых позволит предварительно обрисовать контур вашего будущего исследования:

  1. Подготовительный этап – это часть работы, где вы все планируете, обдумываете, выбираете тему исследования, объект изучения, определяете основных участников исследовательской группы, механизмы, оборудование и инструменты или программные пакеты (в зависимости от вида вашей работы) и т.д., т.е. составляете предварительный, «рабочий» план выполнения НИР. На этом этапе в голове должна сложиться примерная схема или «картинка» вашего исследования.
  2. Основной этап – это собственно сама работа. На этом этапе вы будете выполнять запланированное исследование, опираясь на план, составленный на подготовительном этапе и немного корректируя его в ходе выполнения исследований, с учетом задач, которые перед вами стоят.
  3. Заключительный этап – выполняется по окончании основного этапа и требует от вас проведения анализа всех полученных данных, обработки результатов исследования, формирования выводов и заключений. На данном этапе может выясниться, что в работе есть некие недоработки или неточности. В этом случае, можно провести дополнительные работы, вернувшись на предыдущий этап, и затем уже сформировать окончательные выводы.
Читайте также:
Сброс программы стиральной машины Самсунг

1.2 Составление подробного плана НИР

Посмотрим, как выглядит подробный план выполнения работы. Такой план может меняться в зависимости от конкретной темы НИР, ее целей и задач. Ниже представлен 15 основных этапов проведения НИР, которые являются общепринятыми и необходимыми для проведения научной работы.

  1. Определения вида НИР
    От того, какой вид НИР вы собираетесь выполнять, будет зависеть определение цели и задач исследования, выбор методов, методики представления результатов и т.д., следовательно, этот этап необходимо выполнить в самом начале работ.
    Выделяют несколько различных видов НИР, но в общем понимании их можно разделить на два основных вида, которые так или иначе включают в себя остальные: фундаментальные (теоретические и поисковые) и прикладные (практические).
    Фундаментальные НИР – это теоретические или поисковые исследования, направленные на разработку основ научных знаний и понятий, фундаментального развития науки. Результатом таких НИР является определение новых научных понятий, терминов и явлений, поиск новых методов исследования, формулировка научных принципов, законов и теоретических положений.
    Прикладные НИР – это прикладные работы, направленные на раскрытие определенных практических задач. Ценность прикладных работ состоит в нахождении путей решения для внедрения новых идей и технологий, благодаря чему появляются разработки новых продуктов и услуг, совершенствуются уже имеющиеся и проектируются будущие технологии.
  2. Определение темы исследования
    Чаще всего, даже если вы начинающий, молодой исследователь, то еще до начала работы приблизительно знаете, чем бы вы хотели заниматься, и наверняка уже заинтересовались определенной областью наук. Если же нет, то можно обратиться к своему преподавателю или старшему коллеге за помощью в выборе направления исследования.
    В любом случае, вам нужно внимательно посмотреть на область своих работ или интересов и именно из них выбрать тему для исследования.
    Основные правила при выборе темы НИР: она безусловно должна вам нравиться и иметь в своей основе научную новизну и результативность. Новизна и результативность могут проявляться в виде научных открытий, новых методов и разработок. Результаты работы могут быть значимыми, например, иметь значение в глобальном масштабе, или менее значимыми, направленными на решение более скромных вопросов, но от этого не менее ценными. Новизна может выступать в роли полученных открытий, существенно новых знаний, методов, методик, которые способствуют развитию науки.
  3. Составление заголовка работы
    После того, как вы определились с видом и темой своего исследования, пора приступить к формулировке его названия. Хорошо, когда в название включены объект и предмет исследования, чтобы, прочитав его, человеку было сразу понятно, о чем далее пойдет речь. Однако, этот не является обязательным. Изначально допускается придумать предварительно название, отражающее общую тематику работы, а далее, по ходу ее выполнения его можно уже конкретизировать. Также можно изначально составить краткую формулировку названия, а затем уже сформулировать ее полную версию.
  4. Выбор объекта и предмета исследования
    Эти две важные составляющие – объект и предмет исследования, являются основой вашей исследовательской работы. Объект исследования – это объект или явление, рассматриваемая проблема или процесс, выбранные для изучения. Он должен быть сформулирован исходя из темы, только более узко и четко, и находится в тесной связи со всеми составляющими исследования – темой, названием, предметом. Предмет исследования – это более конкретный параметр, который включает в себя только то, что будет непосредственно исследоваться в вашей работе: некие факторы, условия, методы совершенствования и т.д. Простыми словами, объект – это то, что вы исследуете, а предмет – то, что в исследовании получает научное объяснение и конкретизирует объект.
  5. Постановка цели и задач исследования
    Определение цели и задач выполняется после определения объекта и предмета. Цель – это тот результат, которые вы намереваетесь достичь в исследовании. Она формулируется кратко, четко и максимально понятно, чтобы было видно, что будет итогом вашей работы. В роли цели, например, может выступать разработка методов и методик, изучение конкретных процессов, данных, установление взаимосвязей и т.д. Задачи позволяют раскрыть и конкретизировать цель и методы ее достижения, отобразить каким образом вы предполагаете дойти до конечного результата. Задач всегда несколько, чаще всего от трех и более. Они должны быть конкретными, достижимыми, и начинаться со слов: «определить», «установить», «выявить», «доказать» и т.п.
  6. Разработка гипотезы
    Если вы достигли данного пункта, значит вы уже закончили подготовительный этап и перешли к реализации исследования. Разработка гипотезы означает, что вам нужно сформулировать научное предположение, которые вы в процессе своего исследования будете доказывать и объяснять. Гипотеза является предполагаемым ответом на вопросы, поставленные в работе. Сначала составьте рабочую гипотезу, и далее уже ее более конкретно сформулируете в окончательную. Гипотеза является своеобразным двигателем вашей научной работы, она показывает связь между объектом и предметом, объясняет причины, принципы и основные механизмы для запуска и жизни вашего исследования.
  7. Составление плана проведения работ
    Создание хорошей научной работы невозможно без разработки детального плана ее выполнения. План поможет вам обдумать и записать все шаги выполнения вашей работы, которые могут включать: действия для реализации каждой задачи, сроки выполнения работ, возможно, приобретение необходимых расходных материалов, оборудования или важных методических рекомендаций, подготовку промежуточных отчетов и т.п. План способствует полной организации работы над исследованием и в процессе продвижения может меняться и дополняться.
  8. Проведение литературного обзора
    Данный этап работы на самом деле начинается уже на стадии планирования и продолжается на всем протяжении исследования. Под литературным обзором понимается изучение большого количества литературы по вашей тематике, что позволит вам глубже внедриться в тему, понять все самые важные аспекты ее особенностей. От того, насколько тщательно и масштабно вы поработаете с литературой, зависит ход проведения исследования и его результат. Под литературными источниками понимается любой вид литературы – книги, учебники, сборники, статьи в газетах, журналах, любые СМИ и интернет-издания, заметки, тезисы и пр. Обратите внимание: если вы решили сослаться в своей работе на источник литературы, обязательно оформите ссылку в тексте в том месте, где приводите цитату или используете заимствованные данные.
  9. Выбор методов исследования
    Методы исследования – это инструменты, при помощи которых вы будете выполнять свою научную работу. К ним могут относиться: методы получения информации, сравнительные методы, методы проведения теоретического исследования и лабораторных работ, методы осуществления сбора и анализа информации и результатов, изучения процессов построения логики исследования и т.п. При выборе методов ориентируйтесь на поставленные задачи, так как именно методы способствуют наилучшему их достижению и определяют научные подходы к выполнению всей работы. Они могут применяться как индивидуально, так и в сочетании друг с другом.
  10. Формирование исследовательской группы
    Исследовательская группа – это ваши главные помощники при проведении исследования. От них, их взаимодействия друг с другом, слаженной работы зависит насколько правильно и вовремя будут выполнены отдельные этапы работ, которые вы им поручите. Тщательно подбирайте свою команду, ориентируясь на цели, задачи и методы, используемые в работе и подбирайте людей соответствующей квалификации.
  11. Организация рабочего пространства для проведения исследования
    Данный этап больше ответственный за практическую часть реализации исследования. Он включает в себя выбор места проведения работ по проекту, подбор аналитических и технических средств, определение исследовательских групп, методов контроля, особенностей проведения экспериментов, наличие необходимых разрешений или лицензий и т.п.
  12. Проведение исследовательских работ
    На этом этапе работы вы уже полностью готовы к реализации исследования и опираясь на свои цели, задачи и выбранные методы, претворяйте свою идею в жизнь. Для этого четко следуйте составленному плану, проводите запланированные этапы исследования и собирайте полученные результаты согласно установленной вами последовательности действий. Обязательно в ходе проведения работы делайте промежуточную оценку достигнутых результатов и, при необходимости, корректируйте ход ее выполнения.
  13. Анализ и обработка полученных результатов
    Для осуществления анализа и обработки данных в первую очередь проведите предварительный сбор полученных результатов и их первичную обработку. Это может указать вам на недостающие или не совсем корректные результаты, либо наоборот, даст вам уверенность, что все сделано правильно. Хорошим помощником в обработке данных служит метод составления таблиц, с помощью которого вы систематизируете все результаты и «раскладываете» их по таблицам.
    Далее выбирайте метод обработки данных, который вам наиболее подходит: ручной, компьютерный, статистическая или математическая обработка, либо это будет комплексный подход, включающий в себя одновременно несколько методов – решать вам. Так как обработка результатов влечет за собой формулировку выводов по задачам, то всегда ориентируйтесь на них. Также важным пунктом данного этапа является оценка достоверности полученных данных, которая является одним из основных критериев оценки всей исследовательской работы.
  14. Подготовка выводов и заключений
    Наконец мы подошли к завершающему этапу исследований – формированию выводов и заключений. Тут важно понимать, что каждой поставленной задаче должен соответствовать определенный вывод. Выводы кратко отображают достижение цели и решение поставленных вопросов. Каждый вывод доложен быть доказан результатами вашей исследовательской работы. Недопустимо включать в выводы общепризнанные теории и формулировки, не доказанные результатами исследования.
  15. Оформление отчета о результатах работы
    В связи с тем, что отдельные этапы работы могут выполняться разными участниками исследовательской группы, отчет о ее результатах также может составляться частями – каждый готовит свою часть работы, а идейный организатор исследований – ее главный исполнитель или человек, отвечающий за этот этап, формирует итоговый отчет. Перед подготовкой отчета о НИР обязательно ознакомьтесь с правилами основных ГОСТов, которые помогут вам корректно его оформить: ГОСТ 7.32-2017. «Отчет о научно-исследовательской работе», ГОСТ Р 7.099. «Реферат и аннотация. Общие требования», ГОСТ Р 7.05-2008. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Читайте также:
Как пользоваться программой powershell

Выполняя все вышеперечисленные этапы подготовки и проведения научного исследования, ваша работа будет выполнена правильно и в поставленные сроки, и вы сможете приступить к подготовке научной публикации или доклада для презентации полученных результатов научному сообществу.

Источник: nvjournal.ru

Этапы научного исследования

Научное исследование есть процесс познания объективной деятельности, закономерностей и связей между явлениями реального мира. Познание – это сложный процесс движения человеческого сознания, человеческой мысли от незнания к знанию, от неполных или неточных знаний к более полным и точным знаниям, которое осуществляется с помощью научных исследований.

Научное исследование, осуществляемое в области прикладных наук и особенно техники, проходит ряд этапов, которые и составляют структуру научного исследования. В ней семь структур:

1. Постановка проблемы. Этот этап заключается не только в поиске проблемы, которую необходимо исследовать, но и в точной, четкой формулировке задачи научного исследования. Чрезвычайно важно правильно сформулировать задачу исследования, так как от этого в значительной мере зависит его успешный исход.В постановку проблемы включается весьма важная работа по сбору и обработке исходной информации – данных о технических и теоретических методах и средствах решения аналогичных задач (если такие имеются), о результатах других исследований в смежных областях. Сбор информации проводится не только в начале, но и в процессе всего исследования.

2. Выдвижение и обоснование первоначальной гипотезы. В подавляющем большинстве случаев выработка рабочей гипотезы осуществляется на основе четко сформулированной задачи исследования и критического анализа собранной исходной информации. При этом рабочая гипотеза может иметь несколько вариантов, из которых следует выбрать наиболее целесообразный, не оставляя в то же время без внимания остальные варианты. Для уточнения рабочей гипотезы иногда приходится проводить предварительные эксперименты, которые позволили бы более глубоко изучить исследуемый объект.

3. Теоретическое исследование. Цель теоретического исследования – как можно полнее обобщить наблюдаемые явления, связи между ними, получить, возможно, больше следствий из принятой рабочей гипотезы.

Иными словами, теоретическое исследование аналитически развивает принятую гипотезу и должно привести к разработке теории исследуемой проблемы, т.е. к научно обобщенной системе знаний в пределах данной проблемы. Эта теория должна обладать способностью объяснять и предсказывать факты и явления, относящиеся к исследуемой проблеме. Решающим фактором здесь выступает критерий практики.

4. Экспериментальные исследования. Эксперимент, или научно–поставленный опыт, технически наиболее сложный и трудоёмкий этап научного исследования. Цель эксперимента различна. Она зависит от характера научного исследования и последовательности его проведения. При «нормальном» развитии исследования эксперимент проводится после теоретического исследования.

В этом случае эксперимент подтверждает, а иногда и опровергает результаты теоретических исследований. Однако часто порядок исследования бывает иным: эксперимент предшествует теоретическому исследованию. Это характерно для поисковых экспериментов, для случаев, не таких уж редко, отсутствия достаточной теоретической базы исследования. При таком порядке проведения теория объясняет и обобщает результаты эксперимента.

5. Анализ и сопоставления результатов. Следствием сопоставления результатов экспериментального и теоретического исследования является окончательное подтверждение выдвинутой гипотезы и формулирование следствий, вытекающей из неё, или необходимость видоизменения гипотезы. В редких случаях возможен и отрицательный результат, когда гипотезу следует отвергнуть.

6. Заключительные выводы. На этом этапе подводятся итоги исследования, т.е. формулируются полученные результаты и их соответствие поставленной задаче. Для чисто теоретических исследований этот этап является заключительным. Для большинства работ возникает ещё один этап.

7. Освоение результатов. Это этап подготовки к промышленной реализации полученных результатов, разработка технологических или конструкторских принципов реализации, которая зачастую не укладывается в рамки чисто инженерной «доводки» и требует непременного участия авторов исследования. Конечно, рассмотренная структура научного исследования является несколько схематичной и в серьёзных, крупных исследованиях отдельные этапы могут повторяться, последовательность этапов, может меняться, но перечисленные этапы остаются в любом виде исследования.

Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru