Производственная программа предприятия – это внутренний документ предприятия, в котором детально расписан план производства и реализации продукции и утверждены плановые значения объема, номенклатуры, ассортимента и качества продукции.
Основные сведения о производственной программе предприятия
Осуществление предприятием своей хозяйственной деятельности происходит в ходе реализации им производственной программы. Данным понятием обозначают развернутый и подробный план производства продукции, рассчитанный на определенный промежуток времени. В рамках этого плана утверждаются объем продукции, ее номенклатура, ассортимент и качество.
Производственная программа предприятия утверждается посредством принятия соответствующего локального нормативного акта. Это обуславливает необходимость учета при формировании производственной программы главных целей и задач деятельности предприятия, а именно:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Производственная программа
- получение максимальной прибыли;
- учет реальных ресурсных возможностей предприятия;
- удовлетворение потребностей рынка сбыта;
- уменьшение издержек производства до минимума;
- загрузка оборудования предприятия до максимальных возможностей.
Формирование производственной программы как деятельность уполномоченных сотрудников основывается на результатах маркетинговых исследований. В процессе их проведения требуется определиться с целевыми нишами и сегментами рынка и в соответствии с ними дать оценку потенциальному объему выпуска продукции. Кроме того, при формировании производственной программы нужно принять во внимание сроки и объемы поставок продукции на рынок.
Производственная программа предприятия выступает в качестве основы для формирования или корректировки разделов стратегического плана предприятия.
Содержание производственной программы предприятия
Исходя из плана сбытовой политики с разбивкой по календарным периодам производственная программа предприятия содержит следующие сведения о производимой им продукции:
«Формирование производственной программы предприятия в современных условиях»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- номенклатура продукции – это представленная в виде перечня совокупность изделий, которые выпускает предприятие, определяют его специализацию и основные направления производства (с указанием количества, качества и сроков сдачи);
- ассортимент продукции –это расширенный набор разновидностей продукции определенного наименования, которые выделены на основе сходства определенных технико-экономических характеристик (например, внешнего вида, размера и т.д.) и подразделены на ассортиментные группы (в соответствии с функциональным предназначением, ценой и качеством) и ассортиментные позиции (разновидности, марки);
- качество продукции – это совокупность технико-экономических свойств продукции, которые обусловлены использованием технологий, модернизацией изделий, соблюдением стандартов, технических условий и благодаря этому обеспечивают удовлетворение потребностей покупателей продукции.
Стержневым элементом производственной программы предприятия является планирование выпуска продукции. Оно представляет собой систематическое принятие управленческих решений, которыми регулируются вопросы от разработки и создания торговой марки до реализации продукции.
Расчет производственной программы в системе управления производством ALFA ims
Этапы и особенности формирования производственной программы предприятия
Формирование производственной программы предприятия можно представить как совокупность последовательно сменяющих друг друга следующих этапов:
- ранжирование продукции предприятия с учетом его производственных мощностей и возможностей ее сбыта;
- оценка параметров (показателей), которые дают характеристику сферам от назначения продукции до рыночной конъюнктуры (например, надежность, экономичность, дизайн, вид);
- определение степени спроса продукции на рынке;
- оценка продукции по степени конкурентоспособности;
- сравнение факторов конкурентоспособности предприятия с конкурентами (например, качество продукции, гарантийный срок, послепродажное обслуживание, престижность торговой марки и т.д.).
Формирование производственной программы предприятия находится в зависимости от типа производства, которое оно организует. Главные отличия заключаются в следующем:
- единичное и мелкосерийное производство – в основе производственной программы лежит календарный график запуска-выпуска изделий, который разрабатывается с учетом длительности производственного цикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок);
- серийное производство – выпуск продукции планируется с учетом незавершенного производства на всех стадиях его процесса и изменения номенклатуры изделий, которые запускаются в производство;
- массовое производство – комплексная разработка производственной программы (т.е. как по предприятию в целом, так и по всем основным цехам; как на календарный год, так и с разбивкой по кварталам и месяцам), при этом распространена практика разработки программы в нескольких вариантах, что позволит обеспечить полную и равномерную загрузку оборудования и рабочих мест в разных производственных условиях.
При формировании производственной программы предприятия его продукция разделяется на основную и дополнительную. Соответственно, первоначально во внимание обращаются уже заключенные договоры о производстве и поставке основной продукции и только затем – потенциально возможные быть заключенными договоры о производстве и поставке дополнительной продукции. В большинстве предприятий выпуск основной продукции контролируется планово-диспетчерским отделом предприятия, а выпуск дополнительной продукции – диспетчером цеха.
Производственная программа предприятия, которая принята и утверждена, должна быть доведена до каждого структурного (производственного) подразделения. Причем зачастую требуется конкретизация по отдельным узлам, деталям, сборочным единицам.
Источник: spravochnick.ru
5.2. Основные этапы формирования производственной программы
Производственная программа формируется в следующие 4 этапа.
1-й этап: определяется номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении. Расчеты проводятся исходя из имеющегося оборудования, технологии, снабжения сырьем и материалами, транспортными средствами и другими факторами.
2-й этап: на основе данных об объеме реализации и изменении остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением.
3-й этап: согласовывается объем выпуска по отдельным видам продукции с производственной мощностью предприятия.
4-й этап: на основе данных о натуральном объеме производства продукции определяются стоимостные показатели.
Для увязки производственной программы с финансовыми показателями деятельности предприятия определяется основной стоимостной показатель — стоимость реализованной продукции.
Производственная программа формируется по всему предприятию в целом и по отдельным цехам предприятия.
Производственную программу цеха составляют таким образом, чтобы обеспечить:
— полное и равномерное выполнение плана выпуска продукции по предприятию в целом;
— наиболее полное использование производственной мощности цехов;
— согласованное движение изготавливаемых изделий по отдельным 1юхам во времени и, тем самым, создание предпосылки для сокращения длительности производственных циклов и ускорения оборачиваемости оборотных средств.
5.3. Производственная мощность предприятия
Основным разделом производственной программы является расчет производственной мощности предприятия.
Под производственной мощностью за год понимается максимально возможный годовой выпуск продукции в установленных планом номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда.
где Поб — производительность оборудования в единицу времени, шт.;
Тд — действительный фонд времени работы оборудования, час.
Рассчитывают мощность входную, выходную и среднегодовую.
Входная мощность — это мощность на начало отчетного периода (года).
Выходная мощность — это мощность на конец отчетного периода (года).
Среднегодовая мощность определяется по формуле:
где Мв в — вновь вводимая мощность;
Мвыб — выбывающие мощности;
М„.г — мощность на начало года;
К — число месяцев функционирования мощностей.
Производственная мощность определяется в тех же единицах измерения, что и производственная программа (натуральных, стоимостных).
Уровень эффективности использования производственной мощности определяется специальным коэффициентом (Кэф).
где Vпл(ф) — плановый или фактический объем выпуска продукции за год (в натуральных или стоимостных единицах).
Производственная мощность — это показатель максимальной производительности предприятия. Он влияет на долгосрочную прибыльность, потому что определяет, сколько потребителей можно обслужить или какое количество готовой продукции можно произвести за конкретное время.
Существуют основные три уровня производственной мощности.
1. Теоретическая. Она представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможным отрицательным результатом. Это максимально возможный выход продукции, называемый также идеальной, паспортной или максимальной производственной мощностью.
- Практическая. Это наивысший уровень производства, который постигается предприятием при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом неизбежных потерь производственного времени (отпуска, выходные и праздничные дни, ремонт оборудования), также называется максимальной практической производственной мощностью.
- Нормальная. Нормальная производственная мощность есть средний уровень хозяйственной деятельности, достигаемый для удовлетворения спроса на производимые предприятием товары и услуги в течение целого ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.
Источник: studfile.net
Формирование производственной программы предприятия
Формирование производственной программы представляет собой процесс определения плановых значений ее основных показателей с учетом портфеля заказов и производственных возможностей предприятия и доведения планов производства структурным подразделениям.
Производственная программа предприятия составляется на год с разбивкой по кварталам. На уровне структурных подразделений возможна детализация производственной программы по более коротким периодам (месяц, декада, день, смена).
Разработка производственной программы ответственный и достаточно сложный процесс, который может быть представлен в виде ряда этапов:
— изучение экономической конъюнктуры рынка;
— формирование портфеля заказов;
— анализ выполнения плана производства;
— расчет производственной мощности;
— планирование объема выпуска продукции в натуральном выражении;
— оценка обеспеченности производственной программы трудовыми и материальными ресурсами;
— оптимизация производственной программы.
Рыночные принципы хозяйствования в качестве одного из основных регуляторов деятельности предприятий выдвигают спрос на его продукцию. В силу этого отправным пунктом формирования производственной программы предприятия является изучения рынка, направленное на оценку его ёмкости и перспектив развития. В решении данных задач определяющая роль принадлежит маркетинговым службам предприятия, на которые возлагается также формирование портфеля заказов. Портфель заказов представляет собой совокупность договоров на поставку продукции предприятия для индивидуальных потребителей и удовлетворения государственных нужд с учетом номенклатуры и ассортимента продукции предприятия. Портфель заказов в определенной степени отражает рыночные позиции предприятия.
Последующие этапы формирования производственной программы предприятия направлены на оценку возможностей по реализации портфеля заказов в плановом периоде.
Анализ выполнения плана производства в предшествующие периоды позволяет выявить резервы роста объема производства и обосновать мероприятия по их реализации.
Важнейшим этапом оценки производственных возможностей предприятия является расчет его мощности, которая отражает потенциальные объемы выпуска продукции.
Оценка рыночных и производственных возможностей предприятия позволяет сформировать план по выпуску продукции в натуральном выражении.
Существенным этапом разработки производственной программы предприятия является оценка ее обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами. Обоснование производственной программы материальными и трудовыми ресурсами осуществляется с учетом норм расхода основных, вспомогательных материалов, топливно-энергетических ресурсов, трудоемкости продукции. Такое обоснование позволяет оценить потребности предприятия в ресурсах и на базе этого составляется план по труду и материально-техническому обеспечению.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Источник: zavtrasessiya.com