Этапы формирования производственной программы

Производственная программа предприятия – это внутренний документ предприятия, в котором детально расписан план производства и реализации продукции и утверждены плановые значения объема, номенклатуры, ассортимента и качества продукции.

Основные сведения о производственной программе предприятия

Осуществление предприятием своей хозяйственной деятельности происходит в ходе реализации им производственной программы. Данным понятием обозначают развернутый и подробный план производства продукции, рассчитанный на определенный промежуток времени. В рамках этого плана утверждаются объем продукции, ее номенклатура, ассортимент и качество.

Производственная программа предприятия утверждается посредством принятия соответствующего локального нормативного акта. Это обуславливает необходимость учета при формировании производственной программы главных целей и задач деятельности предприятия, а именно:

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Производственная программа

  • получение максимальной прибыли;
  • учет реальных ресурсных возможностей предприятия;
  • удовлетворение потребностей рынка сбыта;
  • уменьшение издержек производства до минимума;
  • загрузка оборудования предприятия до максимальных возможностей.

Формирование производственной программы как деятельность уполномоченных сотрудников основывается на результатах маркетинговых исследований. В процессе их проведения требуется определиться с целевыми нишами и сегментами рынка и в соответствии с ними дать оценку потенциальному объему выпуска продукции. Кроме того, при формировании производственной программы нужно принять во внимание сроки и объемы поставок продукции на рынок.

Производственная программа предприятия выступает в качестве основы для формирования или корректировки разделов стратегического плана предприятия.

Содержание производственной программы предприятия

Исходя из плана сбытовой политики с разбивкой по календарным периодам производственная программа предприятия содержит следующие сведения о производимой им продукции:

«Формирование производственной программы предприятия в современных условиях»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  • номенклатура продукции – это представленная в виде перечня совокупность изделий, которые выпускает предприятие, определяют его специализацию и основные направления производства (с указанием количества, качества и сроков сдачи);
  • ассортимент продукции –это расширенный набор разновидностей продукции определенного наименования, которые выделены на основе сходства определенных технико-экономических характеристик (например, внешнего вида, размера и т.д.) и подразделены на ассортиментные группы (в соответствии с функциональным предназначением, ценой и качеством) и ассортиментные позиции (разновидности, марки);
  • качество продукции – это совокупность технико-экономических свойств продукции, которые обусловлены использованием технологий, модернизацией изделий, соблюдением стандартов, технических условий и благодаря этому обеспечивают удовлетворение потребностей покупателей продукции.
Читайте также:
Какой программой печатать на 3d принтере

Стержневым элементом производственной программы предприятия является планирование выпуска продукции. Оно представляет собой систематическое принятие управленческих решений, которыми регулируются вопросы от разработки и создания торговой марки до реализации продукции.

Расчет производственной программы в системе управления производством ALFA ims

Этапы и особенности формирования производственной программы предприятия

Формирование производственной программы предприятия можно представить как совокупность последовательно сменяющих друг друга следующих этапов:

  1. ранжирование продукции предприятия с учетом его производственных мощностей и возможностей ее сбыта;
  2. оценка параметров (показателей), которые дают характеристику сферам от назначения продукции до рыночной конъюнктуры (например, надежность, экономичность, дизайн, вид);
  3. определение степени спроса продукции на рынке;
  4. оценка продукции по степени конкурентоспособности;
  5. сравнение факторов конкурентоспособности предприятия с конкурентами (например, качество продукции, гарантийный срок, послепродажное обслуживание, престижность торговой марки и т.д.).

Формирование производственной программы предприятия находится в зависимости от типа производства, которое оно организует. Главные отличия заключаются в следующем:

  • единичное и мелкосерийное производство – в основе производственной программы лежит календарный график запуска-выпуска изделий, который разрабатывается с учетом длительности производственного цикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок);
  • серийное производство – выпуск продукции планируется с учетом незавершенного производства на всех стадиях его процесса и изменения номенклатуры изделий, которые запускаются в производство;
  • массовое производство – комплексная разработка производственной программы (т.е. как по предприятию в целом, так и по всем основным цехам; как на календарный год, так и с разбивкой по кварталам и месяцам), при этом распространена практика разработки программы в нескольких вариантах, что позволит обеспечить полную и равномерную загрузку оборудования и рабочих мест в разных производственных условиях.

При формировании производственной программы предприятия его продукция разделяется на основную и дополнительную. Соответственно, первоначально во внимание обращаются уже заключенные договоры о производстве и поставке основной продукции и только затем – потенциально возможные быть заключенными договоры о производстве и поставке дополнительной продукции. В большинстве предприятий выпуск основной продукции контролируется планово-диспетчерским отделом предприятия, а выпуск дополнительной продукции – диспетчером цеха.

Производственная программа предприятия, которая принята и утверждена, должна быть доведена до каждого структурного (производственного) подразделения. Причем зачастую требуется конкретизация по отдельным узлам, деталям, сборочным единицам.

Источник: spravochnick.ru

5.2. Основные этапы формирования производственной программы

Производственная программа формируется в следующие 4 этапа.

1-й этап: определяется номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении. Расчеты проводятся исходя из имеющегося оборудования, технологии, снабжения сырьем и материалами, транс­портными средствами и другими факторами.

2-й этап: на основе данных об объеме реализации и изменении ос­татков нереализованной готовой продукции на начало и конец планово­го периода определяется объем производства каждого изделия в нату­ральном выражении с календарным распределением.

Читайте также:
На какой период рассчитана программа волонтеры культуры

3-й этап: согласовывается объем выпуска по отдельным видам продукции с производственной мощностью предприятия.

4-й этап: на основе данных о натуральном объеме производства продукции определяются стоимостные показатели.

Для увязки производственной программы с финансовыми показа­телями деятельности предприятия определяется основной стоимостной показатель — стоимость реализованной продукции.

Производственная программа формируется по всему предприятию в целом и по отдельным цехам предприятия.

Производственную программу цеха составляют таким образом, чтобы обеспечить:

— полное и равномерное выполнение плана выпуска продукции по предприятию в целом;

— наиболее полное использование производственной мощности цехов;

— согласованное движение изготавливаемых изделий по отдельным 1юхам во времени и, тем самым, создание предпосылки для сокращения длительности производственных циклов и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

5.3. Производственная мощность предприятия

Основным разделом производственной программы является расчет производственной мощности предприятия.

Под производственной мощностью за год понимается максималь­но возможный годовой выпуск продукции в установленных планом номенклатуре и ассортименте при полном использовании производствен­ного оборудования и площадей, с учетом применения передовой техно­логии, улучшения организации производства и труда.

где Поб — производительность оборудования в единицу времени, шт.;

Тд — действительный фонд времени работы оборудования, час.

Рассчитывают мощность входную, выходную и среднегодовую.

Входная мощность — это мощность на начало отчетного периода (года).

Выходная мощность — это мощность на конец отчетного периода (года).

Среднегодовая мощность определяется по формуле:

где Мв в — вновь вводимая мощность;

Мвыб — выбывающие мощности;

М„.г — мощность на начало года;

К — число месяцев функционирования мощностей.

Производственная мощность определяется в тех же единицах измерения, что и производственная программа (натуральных, стоимостных).

Уровень эффективности использования производственной мощно­сти определяется специальным коэффициентом (Кэф).

где Vпл(ф) — плановый или фактический объем выпуска продукции за год (в натуральных или стоимостных единицах).

Производственная мощность — это показатель максимальной производительности предприятия. Он влияет на долгосрочную прибыльность, потому что определяет, сколько потребителей можно обслужить или какое количество готовой продукции можно произвести за конкрет­ное время.

Существуют основные три уровня производственной мощности.

1. Теоретическая. Она представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможным отрицательным результатом. Это максималь­но возможный выход продукции, называемый также идеальной, пас­портной или максимальной производственной мощностью.

  1. Практическая. Это наивысший уровень производства, который постигается предприятием при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом неизбежных потерь производственного времени (отпуска, выходные и праздничные дни, ремонт оборудования), также называется максимальной практической производственной мощностью.
  1. Нормальная. Нормальная производственная мощность есть средний уровень хозяйственной деятельности, достигаемый для удовле­творения спроса на производимые предприятием товары и услуги в те­чение целого ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.
Читайте также:
Какие программы могут тормозить ноутбук

Источник: studfile.net

Формирование производственной программы предприятия

Формирование производственной программы представляет собой процесс определения плановых значений ее основных показателей с учетом портфеля заказов и производственных возможностей предприятия и доведения планов производства структурным подразделениям.

Производственная программа предприятия составляется на год с разбивкой по кварталам. На уровне структурных подразделений возможна детализация производственной программы по более коротким периодам (месяц, декада, день, смена).

Разработка производственной программы ответственный и достаточно сложный процесс, который может быть представлен в виде ряда этапов:

— изучение экономической конъюнктуры рынка;
— формирование портфеля заказов;
— анализ выполнения плана производства;
— расчет производственной мощности;
— планирование объема выпуска продукции в натуральном выражении;
— оценка обеспеченности производственной программы трудовыми и материальными ресурсами;
— оптимизация производственной программы.
Рыночные принципы хозяйствования в качестве одного из основных регуляторов деятельности предприятий выдвигают спрос на его продукцию. В силу этого отправным пунктом формирования производственной программы предприятия является изучения рынка, направленное на оценку его ёмкости и перспектив развития. В решении данных задач определяющая роль принадлежит маркетинговым службам предприятия, на которые возлагается также формирование портфеля заказов. Портфель заказов представляет собой совокупность договоров на поставку продукции предприятия для индивидуальных потребителей и удовлетворения государственных нужд с учетом номенклатуры и ассортимента продукции предприятия. Портфель заказов в определенной степени отражает рыночные позиции предприятия.

Последующие этапы формирования производственной программы предприятия направлены на оценку возможностей по реализации портфеля заказов в плановом периоде.

Анализ выполнения плана производства в предшествующие периоды позволяет выявить резервы роста объема производства и обосновать мероприятия по их реализации.

Важнейшим этапом оценки производственных возможностей предприятия является расчет его мощности, которая отражает потенциальные объемы выпуска продукции.

Оценка рыночных и производственных возможностей предприятия позволяет сформировать план по выпуску продукции в натуральном выражении.

Существенным этапом разработки производственной программы предприятия является оценка ее обеспеченности трудовыми и материальными ресурсами. Обоснование производственной программы материальными и трудовыми ресурсами осуществляется с учетом норм расхода основных, вспомогательных материалов, топливно-энергетических ресурсов, трудоемкости продукции. Такое обоснование позволяет оценить потребности предприятия в ресурсах и на базе этого составляется план по труду и материально-техническому обеспечению.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Источник: zavtrasessiya.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru