Этап эксперимента где разрабатывается план программа

Экспериментальное исследование является в развитых дисциплинах обычно достаточно длительным процессом, в котором можно выделить несколько этапов.

1. Разработка программы эксперимента. Разумеется, эксперимен­тальное исследование должно выполняться только тогда, когда в этом есть необходимость, т.е. существует научная задача (или совокупность задач), решение которой может быть получено именно эксперименталь­ным методом. Поэтому на начальном этапе исследователь должен осо­знать и чётко сформулировать свою задачу. Как правило, это происходит в виде выдвижения рабочей гипотезы, после чего исследователь, ориен­тируясь на имеющиеся знания и материально-технические возможности, разрабатывает адекватную этой гипотезе программу эксперимента (экспе­риментов); в ходе экспериментов должны быть получены данные, подкреп­ляющие исходную гипотезу либо опровергающие её.

Круг работ, принадлежащих к этой стадии, достаточно обширен. Ис­следователю необходимо продумать цель, смысл, структуру эксперимен­тов, условия их проведения, подобрать адекватный объект исследования, учитывая и этическую сторону (в медико-биологических и гуманитарных науках), необходимые приборы и материалы. Особое значение имеет раз­работка адекватной методики.

Планирование и оптимизация эксперимента

Методика исследования — это упорядо­ченная совокупность предписаний, необходимая и достаточная для дос­тижения цели исследования. Итогом подготовительной деятельности экспериментатора должна явиться программа эксперимента, в которой указаны все компоненты, требующиеся для проведения эксперименталь­ного исследования, описаны объем экспериментальных работ, материаль­но-техническое обеспечение, детально изложена методика, а также рас­считаны сроки выполнения. Важнейшим методологическим требованием к плану эксперимента является его реализуемость. Это означает, что ко­личество задач не должно быть слишком большим; проект должен обла­дать прозрачной логической структурой, отличаться максимальной простотой, наглядностью, удобством в применении. На стадии разработ­ки программы нет мелочей, все должно быть тщательно продумано и упоря­дочено.

План эксперимента — это определённая логическая схема, выбранная для достижения исследовательских целей. В англоязычной литературе также употребляется термин «дизайн» (design) эксперимента. Следует от­метить, что современная научная методология обеспечивает серьёзную концептуальную поддержку стадии планирования эксперимента. Так, су­ществует специальная прикладная математическая дисциплина — мате­матическая теория эксперимента. Среди массы источников, посвящён­ных этой теме, достаточно указать на работы В.В. Налимова 1 , известного

1 Налимов В.В. Планирование эксперимента. М., 1972.

также своими философскими сочинениями. Математическая теория экспе­римента разрабатывает условия оптимального планирования исследова­ний. Она содержит ряд концепций последовательного эксперимента, мно­гофакторного эксперимента (вкратце описанного выше), рандомизации, оптимального использования факторного пространства и др. Эти теории совершенствуют стратегию исследователя, способствуют успешному до­стижению целей. Для иллюстрации назовём концепцию последователь­ного эксперимента, её предложил в 1943 г. А. Вальд. Это пошаговая страте­гия, главной идеей которой является деление исследовательской задачи на последовательные этапы; при выполнении этой стратегии каждый после­дующий шаг исследования зависит от результатов анализа предыдущего шага 1 .

Классификация, задачи и методика экспериментальных исследований

Для нужд исследователей сейчас имеются специальные каталоги пла­нов эксперимента, в которых приводятся сравнительные оценки различ­ных экспериментальных дизайнов и даются рекомендации по их выбору в соответствии с конкретными условиями исследований. Но в любой ситуа­ции, использует ли исследователь готовые схемы экспериментов или сталкивается с каким-то особым случаем, требующим от него самостоя­тельного планирования, ведущим принципом на стадии разработки про­граммы опытов остаётся прекрасное правило французского физиолога и патолога Клода Бернара (1813-1878): «Нужно заботиться не столько об увеличении числа экспериментов, сколько о том, чтобы свести их к небольшому количеству решающих опытов».

2. Проведение экспериментального исследования. Непосредственное проведение исследований является для экспериментатора наиболее на­пряжённым, динамичным этапом работы, требующим от учёного инициа­тивности, быстроты реакции и внимания. Будучи включённым в режим экспериментирования, исследователь должен следить за поддержанием стандартных условий эксперимента, систематически регистрировать, оценивать, осмысливать происходящие события и их характеристики ‒ их частоту, интенсивность, какие-либо количественные параметры и т.п.; оказывать, если это возможно, направленное воздействие на изучаемый объект, управляя независимыми переменными, варьируя и дозируя их. Разумеется, экспериментатор опирается на имеющийся у него план, но использует его с известной долей инициативы, т.к. вполне возможны не­ожиданные изменения ситуации.

Важную роль в ходе этой стадии работы имеет, как известно, составле­ние и ведение протокола исследования (лабораторного журнала). В прото-

Вальд А. Последовательностный анализ. М., 1960.

коле фиксируется информация о ходе эксперимента, действиях экспери­ментатора, состоянии изучаемого объекта. Протокол является научной ос­новой для последующего анализа и обобщения результатов, а также не только фактическим, но даже юридическим доказательством правомерно­сти сделанных исследователем выводов (есть случаи, когда для присужде­ния учёной степени комиссии требовалась проверка фактических данных по первичным документам исследования). Поэтому к записям протокола приложимо требование точности и подробности: исследовательский про­токол должен быть изначально ориентирован на достижение интерсубъек­тивной значимости полученных результатов.

Вообще в работе экспериментатора как на предварительной стадии, так и в ходе проведения исследования должно быть внимательное отно­шение к деталям. Наблюдательность, точность, аккуратность, даже некоторая педантичность — важнейшие добродетели экспериментато­ра; эти качества отличают профессионала от дилетанта. И, конечно, для занятий экспериментальной наукой требуется особый талант экспери­ментатора. В экспериментальной науке, как, впрочем, и во всех других видах научной деятельности, многое зависит от личности исследовате­ля, ярко видна роль субъекта как непосредственного автора научной работы.

Не следует забывать и о том, что в ходе реализации программы экспе­римента исследователь не перестаёт мыслить теоретически. Уже на ста­дии проведения экспериментального исследования учёный осуществляет первичную обработку получаемых им результатов, даёт им оценку и ре­шает вопрос о дальнейшем ходе эксперимента. Предварительная обработ­ка данных позволяет исследователю адекватно откликаться на изменения си­туации, варьировать нужные параметры, активно управлять процессом. Уже на этой стадии учёный может столкнуться с данными, имеющими принци­пиальное теоретическое значение, поэтому уже здесь эксперимент не­посредственно встречается с теоретизированием.

3. Анализ и обобщение результатов эксперимента. Эта стадия завер­шает экспериментальное исследование. Здесь исследователь проводит общий анализ достигнутых результатов.

В ходе непосредственной экспе­риментальной работы часто трудно бывает уяснить суть происходящего, увидеть ее за сочетанием факторов и изменением переменных, а ведь для науки важны не эмпирические данные сами по себе, в чистом виде, а стоя­щие за ними смыслы, их теоретическая ценность. Именно осмысление проведённого исследования, т.е. содержательная интерпретация пер­вичного материала, и составляет задачу третьей стадии. Прежде всего, ис­следователь оценивает сами полученные данные — насколько они отвеча­ют статистическим требованиям, не содержат ли они систематические

ошибки и артефакты (искусственно произведённые лабораторные эффек­ты, не имеющие объективного значения). Далее исследователь производит сопоставление исходной гипотезы с полученными данными. В случае рас­хождения приходится решать вопрос либо о необходимости скорректиро­вать исходные теоретические положения, либо о достоверности эксперимен­тального исследования. Таким образом, исследователь принимает решение о дальнейшей экспериментальной деятельности: считать ли основную часть, работы завершённой, а цель эксперимента — достигнутой, или провести до­полнительный сбор информации и перейти к планированию новой серии исследований, а работу считать неудачной и требующей повторного выпол­нения и т.п.

Читайте также:
Основные положения программы нсдап

На этой стадии изучаемый объект как бы восстанавливается во всей полноте связей тех его отдельных сторон, которые были искусственно вы­членены и разделены в эксперименте. Исследователь должен обобщить по­лученные данные и сформулировать выводы, которые станут основой для последующих исследований.

Следует отметить, что, хотя в нашем предыдущем изложении экспери­ментальное исследование было упрощённо представлено как линейная последовательность этапов, в реальности соотношение этих стадий меж­ду собой более сложное. Стадии экспериментального исследования не только логически связаны между собой, но и хронологически пересека­ются в реальной научной практике, часто плавно переходя один в другой, так что провести строгое разграничение этапов не всегда представляется возможным. Например, не такой уж редкой является та ситуация, когда учёный в ходе самого исследования, оказывается, вынужден менять его план и цели, т.е. возникает потребность пересмотреть стадию планирова­ния эксперимента. В целом экспериментальное исследование протекает скорее циклически:

Разработка программы → Проведение исследований → Анализ результатов → Дальнейшая разработка программы →.

Возможны и другие структурные соотношения, этапов, например те или иные группы экспериментов могут соединяться в определённые бло­ки, выполняться параллельно, иерархически организованно, с определён­ными интервалами и т.п.

Таким образом, в научной практике экспериментальное исследование представляет собой, как правило, не изолированный единичный эксперимент, а некоторую систему взаимосвязанных экспериментальных работ, объединённую общим замыслом и соотнесённую с определённым теоретическим контекстом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Этапы планирования эксперимента

Методы планирования эксперимента позволяют минимизировать число необходимых испытаний, установить рациональный порядок и условия проведения исследований в зависимости от их вида и требуемой точности результатов. Если же по каким-либо причинам число испытаний уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер рассеяния свойств испытываемых объектов и характеристик используемого оборудования. Они базируются на методахтеории вероятности и математической статистики.

Работа содержит 1 файл

Этапы планирования эксперимента

Методы планирования эксперимента позволяют минимизировать число необходимых испытаний, установить рациональный порядок и условия проведения исследований в зависимости от их вида и требуемой точности результатов. Если же по каким-либо причинам число испытаний уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер рассеяния свойств испытываемых объектов и характеристик используемого оборудования. Они базируются на методахтеории вероятности и математической статистики.

Планирование эксперимента включает ряд этапов.

1. Установление цели эксперимента (определение характеристик, свойств и т. п.) и его вида (определительные, контрольные, сравнительные, исследовательские).

2. Уточнение условий проведения эксперимента (имеющееся или доступное оборудование, сроки работ, финансовые ресурсы, численность и кадровый состав работников и т. п.). Выбор вида испытаний (нормальные, ускоренные, сокращенные в условиях лаборатории, на стенде, полигонные, натурные или эксплуатационные).

3. Выявление и выбор входных и выходных параметров на основе сбора и анализа предварительной (априорной) информации. Входные параметры (факторы) могут быть детерминированными, то есть регистрируемыми и управляемыми (зависимыми от наблюдателя), и случайными, то есть регистрируемыми, но неуправляемыми. Наряду с ними на состояние исследуемого объекта могут оказывать влияние нерегистрируемые и неуправляемые параметры, которые вносят систематическую или случайную погрешность в результаты измерений. Это — ошибки измерительного оборудования, изменение свойств исследуемого объекта в период эксперимента, например, из-за старения материала или его износа, воздействие персонала и т. д.

4. Установление потребной точности результатов измерений (выходных параметров), области возможного изменения входных параметров, уточнение видов воздействий. Выбирается вид образцов или исследуемых объектов, учитывая степень их соответствия реальному изделию по состоянию, устройству, форме, размерам и другим характеристикам.
На назначение степени точности влияют условия изготовления и эксплуатации объекта, при создании которого будут использоваться эти экспериментальные данные. Условия изготовления, то есть возможности производства, ограничивают наивысшую реально достижимую точность. Условия эксплуатации, то есть условия обеспечения нормальной работы объекта, определяют минимальные требования к точности.
Точность экспериментальных данных также существенно зависит от объема (числа) испытаний — чем испытаний больше, тем (при тех же условиях) выше достоверность результатов.
Для ряда случаев (при небольшом числе факторов и известном законе их распределения) можно заранее рассчитать минимально необходимое число испытаний, проведение которых позволит получить результаты с требуемой точностью.

5. Составление плана и проведение эксперимента — количество и порядок испытаний, способ сбора, хранения и документирования данных.

Перед каждым экспериментом составляется его план (программа), который включает: цель и задачи эксперимента; выбор варьирующих факторов; обоснование объема эксперимента, числа опытов; порядок реализации опытов, определение последовательности изменения факторов; выбор шага изменения факторов, задание интервалов между будущими экспериментальными точками; обоснование способов обработки и анализа результатов эксперимента.

Применение математической теории эксперимента позволяет уже при планировании определенным образом оптимизировать объем экспериментальных исследований и повысить их точность.

Важным этапом подготовки надо выбрать варьируемые факторы, т.е. установить основные и второстепенные характеристики, влияющие на исследуемый процесс, проанализировать расчетные (теоретические) схемы процесса. На основе этого анализа все факторы классифицируются и составляется из них убывающий по важности для данного эксперимента ряд. Правильный выбор основных и второстепенных факторов играет важную роль в эффективности эксперимента, поскольку эксперимент и сводится к нахождению зависимостей между этими факторами. Иногда бывает трудно сразу выявить роль основных и второстепенных факторов. В таких случаях необходимо выполнять небольшой по объему предварительный поисковый опыт.

Порядок проведения испытаний важен, если входные параметры (факторы) при исследовании одного и того же объекта в течение одного опыта принимают разные значения. Например, при испытании на усталость при ступенчатом изменении уровня нагрузки предел выносливости зависит от последовательности нагружения, так как по-разному идет накопление повреждений, и, следовательно, будет разная величина предела выносливости.
В ряде случаев, когда систематически действующие параметры сложно учесть и проконтролировать, их преобразуют в случайные, специально предусматривая случайный порядок проведения испытаний (рандомизация эксперимента). Это позволяет применять к анализу результатов методы математической теории статистики.
Порядок испытаний также важен в процессе поисковых исследований: в зависимости от выбранной последовательности действий при экспериментальном поиске оптимальногосоотношения параметров объекта или какого-то процесса может потребоваться больше или меньше опытов. Эти экспериментальные задачи подобны математическим задачам численного поиска оптимальных решений. Наиболее хорошо разработаны методы одномерного поиска (однофакторные однокритериальные задачи), такие как метод Фибоначчи, метод золотого сечения.

Читайте также:
Как повторно запустить программу восстановления

6. Статистическая обработка результатов эксперимента, построение матем атической модели поведения исследуемых характеристик.
Необходимость обработки вызвана тем, что выборочный анализ отдельных данных, вне связи с остальными результатами, или же некорректная их обработка могут не только снизить ценность практических рекомендаций, но и привести к ошибочным выводам. Обработка результатов включает:

  • определение доверительного интервала среднего значения и дисперсии (или среднего квадратичного отклонения) величин выходных параметров (экспериментальных данных) для заданной статистической надежности;
  • проверка на отсутствие ошибочных значений (выбросов), с целью исключения сомнительных результатов из дальнейшего анализа. Проводится на соответствие одному из специальных критериев, выбор которого зависит от закона распределения случайной величины и вида выброса;
  • проверка соответствия опытных данных ранее априорно введенному закону распределения. В зависимости от этого подтверждаются выбранный план эксперимента и методы обработки результатов, уточняется выбор математической модели.

Построение математической модели выполняется в случаях, когда должны быть получены количественные характеристики взаимосвязанных входных и выходных исследуемых параметров. Это — задачи аппроксимации, то есть выбора математической зависимости, наилучшим образом соответствующей экспериментальным данным. Для этих целей применяют регрессионные модели, которые основаны на разложении искомой функции в ряд с удержанием одного (линейная зависимость, линия регрессии) или нескольких (нелинейные зависимости) членов разложения (ряды Фурье, Тейлора). Одним из методов подбора линии регрессии является широко распространенный метод наименьших квадратов.

Для оценки степени взаимосвязанности факторов или выходных параметров проводят корреляционный анализ результатов испытаний. В качестве меры взаимосвязанности используют коэффициент корреляции: для независимых или нелинейно зависимых случайных величин он равен или близок к нулю, а его близость к единице свидетельствует о полной взаимосвязанности величин и наличии между ними линейной зависимости.
При обработке или использовании экспериментальных данных, представленных в табличном виде, возникает потребность получения промежуточных значений. Для этого применяют методы линейной и нелинейной (полиноминальной) интерполяции (определение промежуточных значений) и экстраполяции (определение значений, лежащих вне интервала изменения данных).

7. Объяснение полученных результатов и формулирование рекомендаций по их использованию, уточнению методики проведения эксперимента.

Снижение трудоемкости и сокращение сроков испытаний достигается применением автоматизированных экспериментальных комплексов. Такой комплекс включает испытательные стенды с автоматизированной установкой режимов (позволяет имитировать реальные режимы работы), автоматически обрабатывает результаты, ведет статистический анализ и документирует исследования. Но велика и ответственность инженера в этих исследованиях: четкое поставленные цели испытаний и правильно принятое решение позволяют точно найти слабое место изделия, сократить затраты на доводку и итерационность процесса проектирования.

Источник: www.stud24.ru

Ответы к тесту по педагогике 2 варианта 60 вопросов

10. Соотнесите методы воспитания с принципами их классификации:

1) Методы формирования сознания

А) упражнение, требование, приучение

2) Методы организации деятельности

Б) беседа, внушения, пример, объяснения

3) Методы стимулирования

В) поощрение, наказание, соревнование

Ответ: 1)______, 2)______, 3)_______

11. Обучение — это

А) передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

Б) двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на овладение системой ЗУН, методами познавательной деятельности, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов.

В) процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам ЗУН.

12. Отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования называется

А) общая педагогика

В) воспитательный процесс

13. Формы организации обучения – это

А) предположение о том, как будут развиваться события на уроке, каким образом будет выстроено взаимодействие учащихся.

Б) разработка комплекса мер по достижению наилучших результатов обучения.

В) внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

14. Дополните: «Этапы педагогического процесса — …, основной, заключительный».

А) подготовительный Б) вводный В) обеспечивающий

15. Дидактические принципы – это…

А) конкретные действия учителя по реализации требований к процессу обучения.

В) согласование воспитания с особенностями развития детей.

16. Федеральный нормативный документ, в обязательном порядке определяющий: минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки учеников – это

А) ФГОС Б) базисный учебный план В) учебная программа

17. Фактором развития личности является

Б) потребности человека

18. Гуманизация, принцип, основанный на

А) отношении к ребёнку, как высшей ценности, на признании права ребёнка нам свободное развитие и проявление своих способностей

Б) отказе от телесных наказаний

В) предъявлении каждому ребёнку посильных требований

19. Отрасль педагогики которая изучает обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей называется

20. Развивающая функция обучения означает то, что

А) в процессе обучения учащиеся получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности

Б) в процессе обучения происходит развитие эмоционально – волевой и потребностно – мотивационной области

В) в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир.

21. Содержание образования — это

А) система знаний, умений, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает формирование мышления, познавательных интересов и подготовку к трудовой деятельности учащихся.

Б) перечень предметов, которые должны изучаться в школе, количество часов на их изучение и указание тем, разделов.

В) такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей, потребностей.

22. Систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала – это

23. Совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции – это

А) средства обучения

24. Автор книги «Великая дидактика»

А) И.Г.Песталоцци Б) А.С. Макаренко В) Я.А.Каменский

25. Какая отрасль педагогики изучает обучение и воспитание с нарушением речи?

26. Педагогика — это

А) наука об обучении и воспитании человека

Б) наука о формировании личности в социуме

В) наука о педагогической деятельности учителя

27. Личность — это

А) доминирующие черты характера

Б) преобладание мотивов поведения

В) индивид, в социальном обществе

28. Преподавание — это

А) деятельность педагога по реализации целей обучения и практическое применение знаний

Б) процесс передачи информации

В) решение задач образования

29.Установите тип учебного плана по характеристике:

1) Разрабатываются на основе базисного учебного плана на длительный период и отражают особенности конкретного образовательного учреждения

Читайте также:
Как на ipad 2 установить новые программы

2) Разрабатываются с учетом текущих условий и утверждаются педагогическим составом образовательного учреждения

Б) Собственный учебный план образовательного учреждения

3) Разрабатывается Министерством образования РФ

В) Рабочий учебный план

Ответ: 1)______, 2)_______, 3)_______

30.Установите соответствие компонентов содержания образования стандарта с их определениями:

А) с помощью этого компонента реализуются интересы конкретно­го образовательного учреждения, который определяет той или иной объем учебного времени на те или иные учебные предметы, глубину и характер их изучения в зависимости от типа учебно­го заведения

Б) базовый стандарт образования по разным предметам, т.е. то обязательное, что необходимо изучить и что обеспе­чивает единство школьного образовательного пространства в стране.

В) он от­ражает национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования региона

Ответ: 1)_______, 2)_______, 3)_________

1. Педагогическая деятельность — это

А) деятельность по воспитанию подрастающего поколения

Б) деятельность обучения подрастающего поколения

В) деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению

2 Этап эксперимента, где разрабатывается план, программа называется

3. Отрасль педагогики, которая изучает обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей называется

4. Развитие – это

А) уничтожение старого и накопление нового

Б) количественные изменения, приводящие к изменениям качественным

В) накопление количественных изменений в организме человека

5. Обучение — это

А) передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

Б) процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам ЗУН.

В) двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на овладение системой ЗУН, методами познавательной деятельности, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов

6. Педагогика — это

А) наука о формировании личности в социуме

Б) наука об обучении и воспитании человека

В) наука о педагогической деятельности учителя

7. Установите соответствие методов обучения принципам их классификации:

1) По источникам знаний

А) Проблемные, эвристические, исследовательские

2) По типу познавательной деятельности

Б) Методы организации, стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля

3) По компонентам учебной деятельности

В) Словесные, наглядные, практические

Ответ: 1) ______, 2) _______, 3) _______

8. Возрастные особенности – это

А) характерные для определенного периода анатомо-физиологические и психические качества

Б) особенности умственного развития ребенка

В) удовлетворение всех физиологических потребностей

9. Метод обучения – это

А) способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств.

Б) двусторонний специально организованный процесс взаимодействия учителя с учащимися, направленный на усвоение содержания обучения.

В) упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения.

10. Совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции – это

11. Установите тип учебного плана по характеристике:

1) Разрабатываются на основе базисного учебного плана на длительный период и отражают особенности конкретного образовательного учреждения

2) Разрабатываются с учетом текущих условий и утверждаются педагогическим составом образовательного учреждения

Б) Собственный учебный план образовательного учреждения

3) Разрабатывается Министерством образования РФ

В) Рабочий учебный план

Ответ: 1)______, 2)_______, 3)_______

12. Дополните: «Основными функциями педагогического процесса являются: функция развития, воспитания и …».

А) целеполагания Б) образования В) корректировки

13. Метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности

14. Установите соответствие компонентов содержания образования стандарта с их определениями:

А) с помощью этого компонента реализуются интересы конкретно­го образовательного учреждения, который определяет той или иной объем учебного времени на те или иные учебные предметы, глубину и характер их изучения в зависимости от типа учебно­го заведения

Б) базовый стандарт образования по разным предметам, т.е. то обязательное, что необходимо изучить и что обеспе­чивает единство школьного образовательного пространства в стране.

В) он отражает национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования региона

Ответ: 1)_______, 2)_______, 3)_________

15. Процесс воспитания — это

А) специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания.

Б) система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек и поведения.

В) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

16. Стимулирующие методы

А) Приучение, педагогические требования

Б) Убеждение, показ

В) Контроль, оценка

17. Признаки классно – урочной системы обучения

А) радость творчества, ощущение своего роста, уверенности в себе

Б) класс работает по единому учебному плану и программе в соответствии с расписанием

В) обучение на высоком уровне трудности

18. Отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования

А) дидактика Б) общая педагогика В) воспитательный процесс

19. Федеральный нормативный документ, в обязательном порядке определяющий: минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников – это

Б) базисный учебный план

В) учебная программа

20. Методы воспитания – это

А) «подталкивание» ученика с целью достижения необходимого результата

Б) формы организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников

В) способы воздействия на сознание, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств

21. Первым выделил педагогику как самостоятельную науку

А) И. Ф.Гербарт Б) Я.А. Каменский В) К.Д. Ушинский

22. Организованная группа, в которой её члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей – это

А) детская организация Б) детский коллектив В) класс

23. Дидактические принципы – это

Б) конкретные действия учителя по реализации требований к процессу обучения.

В) согласование воспитания с особенностями развития детей.

24. Торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, раскаяния – этот метод воспитания называется

А) поощрение Б) требование В) наказание

25. Основа человеческой жизнедеятельности — это

26. Метод массового сбора информации — это

27. Организованное действие коллектива — это

А) Мероприятие Б) Указ В) Воспитание

28. Назовите отрасль педагогики, которая изучает обучение и воспитание умственно отсталых детей

29.Теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно — воспитательными средами процесса социализации, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталоном поведения — это

А) коррекционная педагогика

Б) социальная педагогика

30. Обучение имеет следующие категории
А) преподавание и научение
Б) учение и воспитание

В) преподавание и учение

Источник: izi-otvet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru