Диагностика ЭСУД ВАЗ с помощью ELM327, версия: 1.4.2b
Программа предназначена для считывания/сброса ошибок ЭСУД (DTC) ВАЗ с помощью адаптера ELM 327 Bluetooth и Android-устройств. Поддерживается работа с блоками ЭСУД «ЯНВАРЬ 7.2/7.2+» , «ЯНВАРЬ 5», «БОШ 1.5.4».
Скачать
ELM327 VAZ V1 4 2b (159 KiB, скачали 20339 раз)
Следующая запись Подключение ELM327 USB к ПК на WINDOWS
Источник: elm3.ru
Инжектор — это ЭСУД.
Эсуд программа что это
J7 Online Tuner — программа для настройки двигателя на основе инженерного блока «Январь 7.2» — позволяет менять калибровки прошивки в онлайн режиме. Для запуска программы необходимо подключить k-line адаптер к порту COM1 компьютера. В папке bir-engine лежат инженерные версии прошивок — одну из которых необходимо залить в блок программой Combiloader 2.1.8. К программе прилагается подробная справка.
- Разместил: admin1
- Комментарий: 0
- Прочитано: 47439
Программа для просмотра логов DiagView 1.5.2
Программа просмотра логов DiagView
Программа DiagView 1.5.2 (полный доступ) предназначена для просмотра логов, сделанных при диагностике программой OpenDiagPro (Mobile или Free). Доступны все ВАЗовские ЭБУ: bosch 1.5.4, январь 5.1, январь 7.2, м73, м74, м75.
- Разместил: admin1
- Комментарий: 0
- Прочитано: 56125
Программа для диагностики авто на андроиде
Программа TorquePro предназначена для получения и отображения диагностической информации о работе двигателя через интерфейс OBD-II.
Для подключения нужен OBD-II bluetooth адаптер.
Имеется 15 настраиваемых экранов. Можно выводить информацию в виде графиков, цифровых значений, циферблата. Есть несколько предопределённых виджетов, можно создавать свои.
Программа умеет отображать текущие параметры работы двигателя, отображать и расшифровывать коды ошибок, стирать ошибки из ЭБУ автомобиля(погасить лампочку check engine на приборной панели).
подробное описание стандартных параметров есть на википедии OBD-II_PIDs.
Можно настроить алармы на различные значения датчиков, например температура охл.жидкости, обороты двигателя, скорость.
Можно загрузить или самому настроить расширенный набор OBD2_PIDов, определяемых производителем автомобиля.
Программа умеет автоматически отправлять логи значений датчиков на web сервер и после можно посмотреть маршрут и значения датчиков в разное время.
- Разместил: admin1
- Комментарий: 0
- Прочитано: 94572
KWP_D — программа для диагностики ВАЗ, ГАЗ, УАЗ (ЭБУ Микас 11, 10.3, Bosch 7.9.7)
Программа kwp_d предназначена для диагностики автомобилей ВАЗ, УАЗ и ГАЗ с двигателями, оснащёнными электронной системой управления впрыском топлива с контроллерами МИКАС 11, BOSCH M7.9.7 и их модификаций.
Данная программа функционирует на персональной ЭВМ типа IBM-PC/AT совместно с адаптером RS-232/K-Line.
- Разместил: admin1
- Комментарий: 0
- Прочитано: 47913
STEVAZ — программа для диагностики ВАЗ, ГАЗ
Программа STEVAZ предназначена для диагностики автомобилей ВАЗ и ГАЗ через k-line адаптер. Программа может связываться с ЭБУ Январь 5.1, Январь 7.2, М 1.5.4, MP 7.0, MP 7.0 евро 3, Январь 4.1, GM-ISFI-2S, M 7.9.7, ME 17.9.7, M10-ECU, Микас 11, Микас 11-ET, а также с ЭМУР Лада. С помощью программы СТЕВАЗ можно посмотреть практически все параметры ЭБУ, комплектацию автомобиля, ошибки.
- Разместил: admin1
- Комментарий: 0
- Прочитано: 64268
Программа для расчета двигателя (ДВС)
Программа для расчета ДВС
Программка для расчета степени сжатия и прочего.
- Разместил: admin1
- Комментарий: 0
- Прочитано: 19070
OpenDiag 1.4 free (программа для диагностики ВАЗ, ГАЗ, УАЗ)
Программа OpenDiag предназначена для компьютерной диагностики автомобильных систем инжекторных автомобилей российского производства. Программа используется для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей в автосервисах, СТО или владельцем автомобиля при наличии соответствующего оборудования (адаптеров и ПК).
Программа может работать с двумя видами адаптеров: KL-line адаптер и ELM327.
Диагностируемые блоки:
Bosch: M1.5.4 (N), MP7.0 (E2/E3), M7.9.7 (E2/E3/E4), ME17.9.7(ГАЗ/ВАЗ);
Январь: 5.1, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 7.2, 7.2+
Итэлма/Автэл: VS5.1, М73, М74, М75
Микас: 5.4, 7.1, 7.6, 10.3/10.3+, 11.3/11.3+, 11(Euro2)/VS8, 11МТ/11ЕТ, 12/12.3
Дополнительное оборудование автомобиля: АПС6/АПС6.1, ЭП Приора, ЭП Калина НОРМА, ЭП Калина ЛЮКС, ЭП Гранта,
усилители руля (Mando, КЭМЗ, Автоэлектроника, Авиаагрегат, Север/ДААЗ), ПБ (Autoliv ACU3), отопитель/климат, АБС (Bosch 5.3, Bosch 8.0, Bosch 8.1), блок управления стеклоочистителем.
- Разместил: admin1
- Комментарий: 0
- Прочитано: 514199
Источник: kipdoc.ru
Эсуд программа что это
Диагностические программы для PC , распространяющиеся бесплатно (Freeware)
Подключение к автомобилю — что куда присоединять
Программы диагностики А.Кархова (aka Abbat)
My Tester VAZ Диагностика систем Январь 5.1, Bosch M1.5.4 (N)
My Tester GAZ Диагностика систем Микас 5.X, 7.X
Программы Аббата замечательны тем, что позволяют измерять динамические качества двигателя, например, время набора оборотов в выбранном диапазоне. Все параметры выводятся в цифровом виде на одном экране. Возможностей программы вполне хватит для самостоятельной оценки работы Вашего автомобиля.
Исходные тексты программ
ARBUS SOFTWARE
Программа Auto 2 – еще одна несложная прога для тестирования систем впрыска ВАЗ. (*.dll должны находиться в одном каталоге с программой!). Программа не очень стабильно работает с простыми адаптерами K‑Line. Рекомендуется использовать либо адаптер на ИС MC33199D, либо схему на 4‑х транзисторах с сайта Arbus, обеспечивающую практически полное согласование с COM-портом, либо адаптеры от VSM или Shuriken«а.
Freeware программа ALDL-diag от Uncle Sam для диагностики Вазовских систем GM. Одна из ранних работ US. Работает под DOS.
скачать
Автор программы – Нуждин А.В. На это раз – версия с расширенными возможностями для диагностики систем Bosch M1.5.4, Январь 5, Bosch MP7.0. В архиве программа, описание и схема доработки адаптера. Устранена несовместимость с простыми K‑Line, добавлены такие интересные функции, как определение типа контроллера и режим проверки работоспособности адаптера.
Программа сырая и несколько «обглюченная». При подключении к авто показала расход топлива на ХХ 1370 л/ч., примерно такой же расход воздуха и постоянно меняющуюся контрольную сумму ПЗУ. После этого интерес у меня к проге совсем угас, лишний раз убедив в использовании профессиональных средств диагностики.
TESTER PLUS – Диагностика ЭСУД «СОАТЕ»
Freeware программа для диагностики новых блоков СОАТЭ (ГАЗ) ЗАО «СОАТЭ» г. Старый Оскол ЭБУ 301.3763 – ЗМЗ 4062.10 с датчиком массового расхода воздуха нитевого типа. ЭБУ 302.3763
Для диагностики новых блоков VS 5.6, устанавливаемых на а/м ГАЗ существует несколько другая версия данной программы, хотя и с тем же номером (1.0.2.9), но расширенным количеством диагностируемых ЭБУ, несколько другим интерфейсом и не требующая инсталляции. Сайт производителя http://www.testerplus.narod.ru
Для диагностики двигателя «Stеyr» (Волга, дизель) – небольшая программа под DOS. Работает со стандартным адаптером K‑Line. На некоторых «быстрых» компьютерах программа отказывается работать. Если у Вас возникла подобная ситуация, скачивайте здесь немного подправленную версию.
Новинка!Программа диагностики Волги с дизелем STEYR WinSteyr Light 1.1 – под Windows. Программа freeware, выпущена для рекламы полной версии. Но при этом вполне функциональна и позволяет наблюдать почти все необходимые для диагностики параметры.
В полной версии, стоимость которой всего 1000 руб, доступны вывод графиков, АЦП, запись логов, работа по сети. По вопросу приобретения обращайтесь к автору.
GAZ_DIAGN
Freeware программа для диагностики от ООО «А2». Программа позволяет диагностировать а/м с ЭСУД Микас 5.4, Микас 7.1/7.2
Программа работает со стандартным адаптером k‑line, имеет довольно дружелюбный, простой и понятный интерфейс и подробную документацию по пользованию программой и по поиску неисправностей.
Страничка программы – http://2a2.ru
KWP_D
Новинка от «А2» – программа KWP‑D предназначена для диагностики автомобилей ВАЗ, УАЗ и ГАЗ с двигателями, оснащёнными электронной системой управления впрыском топлива с контроллерами МИКАС-11, BOSCH 7.9.7 и их модификаций.
Программа функционирует под управлением операционной системы MS Windows 98, MS Windows 2000 или MS Windows XP. Для работы необходим адаптер K‑Line. Страничка программы: http://2a2.ru
10.02.2008. Версия 1.03. Добавлена диагностика контроллера МИКАС 10.3 с программным обеспечением AEC v02.30.xx
Программа диагностики ABS устанавливаемых на автомобили ГАЗ
Диагностическая программа для «карманного» КПК (free), работающая под PalmOS. Проект находится в стадии активного развития, для интересующихся доступны исходные тексты программы.
С появлением новых технологий появляются и новые, порой оригинальные разработки. Пример тому – программа от АсеLab (коммерческая) для КПК или смартфона, с подержкой технологии bluetooth – Check Engine. Оригинальное решение, большой список поддерживаемых протоколов и моделей, невысокая стоимость… несмотря на то, что программа непригодна для профессионального использования, она однозначно найдет поклонников среди автолюбителей – умельцев, у которых «чешутся руки» самому заняться своим автомобилем.
Источник: chiptuner.ru
Электронная система управления двигателем в автомобиле: разбираем, что это и принцип работы
Электрооборудование
На чтение 8 мин. Просмотров 13.4k.
Сегодня подавляющее количество автомобилей, выпускающихся во всем мире, оборудованы ЭСУД. Это позволяет сделать работу двигателя более эффективной, а саму езду на автомобиле более безопасной и комфортной. Бензиновый мотор или дизельный – не важно.
ЭСУД что такое, расшифровка
ЭСУД – электронная система управления двигателем. Представляет собой комплект электронно-вычислительного оборудования, отвечающего за работу только двигателя или двигателя вместе с другими системами легковой машины. По сути это автомобильный бортовой компьютер.
Виды систем
ЭСУД делятся на два типа, имеющие свои преимущества и недостатки:
- В первом случае, который часто называют английской аббревиатурой ECM (Engine Control Module), компьютер управляет только мотором.
- Во втором, ECU (Electronic Control Unit), он отвечает за все системы машины: двигатель, подвеску и т. д.
ВАЖНО! Общий для всех систем блок применяется чаще, поскольку это упрощает внутреннее устройство автомобиля с конструктивной точки зрения и удешевляет сборку. То есть, проще провести все провода от всех датчиков в одно место, чем устанавливать их в разные места.
С другой стороны, единый блок – менее безопасный вариант, чем «раздельные зоны ответственности» для разных систем. Его неисправность отразится на работе всех механизмов машины в то время как отдельные блоки работают независимо друг от друга. Например, тормозная система может сработать корректно при неисправности управления или двигателя.
Единый блок управления состоит из следующих элементов:
- Моторно-трансмиссионный блок.
- Блок контроля тормозной системы.
- Центральный блок управления.
- Синхронизационный блок.
- Блок контроля кузова.
- Блок контроля подвески.
Где находится ЭСУД
В подавляющем большинстве случаев ЭСУД, точнее – ЭБУ (электронный блок управления), находится под приборной панелью. В разных моделях автомобилей он может находиться по центру или в районе руля. Как правило, добраться до него достаточно просто с помощью обычной отвертки. Такое расположение сделано для облегчения доступа. Визуально как отечественный, так и зарубежный ЭБУ представляет собой небольшой (обычно размером примерно с две ладони) плоский ящик с гнездами для проводов.
Устройство ЭСУД
Поскольку электронная система управления двигателем это, по сути, компьютер, технически она устроена примерно так же, как стандартный ПК. Система помнит базовые установки, заложенные производителем и следит за соблюдением этих параметров в процессе работы двигателя.
На техническом уровне блок состоит из:
- Постоянного запоминающего устройства (ППЗУ). Это память, которая содержит базовый алгоритм управления мотором. Его можно изменить вручную. При отключении двигателя установки не удаляются.
- Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Память, которая обрабатывает оперативные данные, поступающие от систем: соответствие заданным в ППЗУ параметрам, ошибки и т.п. Устройство имеет дополнительный источник питания – от аккумулятора, поэтому оно может сохранять данные, даже если прерывать питание.
- Электрически программируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Память, где хранятся коды противоугонной системы. Также отвечает за функционирование иммобилайзера.
Принцип работы ЭСУД
Главная задача системы – эффективная работа движка. Она на основании получаемой от различных узлов информации она регулирует крутящий момент, мощность и другие показатели в зависимости от режима работы мотора, комплектации ЭСУД и ее типа (самые популярные – м20, м73, м74, м86).
Стандартные режимы мотора, которые различает ЭСУД:
- Запуск и прогревание.
- Холостой ход.
- Движение, торможение.
- Смена передач.
Схема источников, от которых получает данные ЭСУД, зависит от модели авто и его комплектации. Обычно это датчики: положения коленвала, фаз, расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки, скорости, кислорода и детонации.
Кроме того, ЭСУД постоянно проводит самодиагностирование, также на основе показателей датчиков.
Диагностика
Помимо автоматической проверки корректности функционирования ЭСУД, специалисты рекомендуют проводить регулярное диагностирование системы. В среднем обслуживание стоит делать каждые 15 тыс км пробега. Диагностика ЭСУД проводится с помощью специального тестера, подключаемого в специальный разъем. Иногда используется беспроводной адаптер, использующий специальный протокол.
ВАЖНО! Лучше всего, если показатели будут расшифровываться специалистом, который на основании полученных данных может сделать вывод – какой конкретно элемент ЭСУД барахлит. После предварительных выводов, проводится более точная проверка вызывающего подозрения элемента.
Перед проведением тестов с помощью сканера, надо проверить питание системы и ее отдельных фрагментов. Причиной неисправности может быть поврежденная электропроводка, короткие замыкания, коррозия, различные помехи.
Неисправности и их причины
Выявление неисправностей ЭСУД можно начинать после обнаружения ряда признаков. Во-первых, при включении зажигания все лампочки сигнализатора системы должны загореться одновременно, таким образом система проверяет свой диагностический механизм. После запуска двигателя все должны одновременно потухнуть.
Если какая-то из них загорается во время движения, это сигнализирует о проблемах в ДВС. В лучшем случае система может отключить двигатель, чтобы избежать тяжелых поломок. Список негативных ситуаций, в которым ведет неисправность ЭСУД, велик – может воздушить система охлаждения, не работать печка или термостат.
ВАЖНО! ЭСУД – тонкая система, поэтому описание проблем, которые могут случиться с электроникой может занять много времени.
В основном причинами неисправностей бывают:
- Поломка датчиков, отправляющих в ЭСУД данные.
- Поломки в самом блоке управления.
- Поломки исполнительных устройств системы управления (рост сопротивления, обрыв обмотки электромагнитного клапана и т.д.).
- Повреждение электропроводки.
- Вмешательство посторонних в устройство электронных систем, вследствие чего могло произойти нарушение их целостности.
Часто ЭСУД ломается из-за механических повреждений. Это может быть не обязательно удар, для причинения вреда системе хватит сильной вибрации. Далее по проценту вероятности повреждения ЭСУД следуют: резкий перепад температур, коррозия, попадание влаги под защитный кожух из-за разгерметизации устройства. Также нередко корректная работа системы нарушается из-за некомпетентного вмешательства в ее функционирование.
Ремонт системы можно доверять только специалистам.
Типовые значения параметров ЭСУД
Типовые значения параметров системы зависят от множества факторов. В первую очередь – от марки авто. На них также влияет влажность, температура окружающей среды и т.д. Таблицы типовых параметров для конкретных марок авто, с помощью которых осуществляется идентификация ЭСУД, можно найти в интернете.
Очистка памяти контроллера ЭСУД
Функция сброса памяти используется для обнуления накопившихся в ЭСУД данных. Это полезно делать при замене датчиков, если требуется его перепрошивать или если автомобиль начал странно себя вести без видимых причин. Если не удалось найти эту функцию в меню ЭСУД, очищать память можно с помощью специального программного обеспечения, доступного в интернете. Процедура удаляет данные, накопившиеся при самообучении системы и возвращает заводские настройки. Проводится при выключенном двигателе.
Распиновка
Распиновка (распайка) – процесс определения принадлежности провода и разъема к тому или иному процессу, его назначение. Например, информация про кислород может приходить по одному кабелю, про охлаждение – по другому и т.д. В интернете можно найти подробный список расшифровки для самых популярных систем – Бош, Январь, Ителма.
Контроллер ЭБУ
Контроллер электронного блока управления – непосредственно сама плата с микропроцессорами. На практическом уровне разницы между терминами ЭБУ и ЭСУД нет. Отличие в том, что блок – физически коробка с электроникой, а система – это комплекс, включающий блок, датчики и рабочие процессы.
Датчик ЭСУД
Датчики электронной системы – один из главных ее элементов, от них зависит связь между механизмами и ЭБУ, качество управления движком. При профилактическом тестировании ЭСУД надо внимательно проверять соединение и сами датчики на все возможные повреждения (механические, от перегрева или коррозии и т.д.).
Главное реле
Главное реле системы запускает большинство процессов: в том числе электропитание датчиков, реле бензонасоса и вентилятор радиатора охлаждения двигателя, катушек зажигания и форсунок (инжектора). Главное реле защищает предохранитель.
Таблица масс ЭСУД в различных автомобилях
Массой в ЭСУД обычно выступает корпус машины. Если какой-то из контактов с массой теряет надежность, электросхема нарушается, качество работы системы падает. Например, двигатель начинает произвольно менять режим работы, набирая или сбрасывая обороты без участия водителя. Чтобы справиться с такой проблемой, надо знать места заземления ЭСУД.
Модели | Точки заземления |
Семейство АвтоВАЗ 2108-9 и 13-15 1. | Масса ЭСУД берется с двигателя, с болтов, крепящих заглушку с правой стороны головки блока. В контроллерах BOSCH 7.9.7 или Январь 7.2, масса берется со шпильки, крепящей каркас центральной консоли приборной панели к тоннелю пола (внутри центральной консоли, под пепельницей). |
Семейство ВАЗ 2110-12, 1,5L. | С болтов на левой стороне головки блока. |
Семейство ВАЗ 2114, 21124 1,6L. | Контроллеры BOSCH 7.9.7 или Январь 7.2. Масса на четыре катушки зажигания с болта М6, масса на ЭСУД – со шпильки на кронштейне крепления ЭБУ, слева. На шпильку – от моторного щита. Здесь возможны проблемы, надо подтянуть постоянно разбалтывающуюся гайку. |
Нива с контроллером Bosch MP 7.0. | С болтов, крепящих заглушку, на месте распределителя зажигания – трамблера. |
Нива с контроллером Bosch М 7.9.7. | Масса берется с кузова, со шпилек его крепления. Частая проблема – клемма намного толще, чем нужно для равномерного прижатия корончатой шайбы к кузову. |
Шевроле Нива с контроллером Bosch MP 7.0. | Масса берется с двигателя, со шпилек М8 в его нижней левой части, под модулем зажигания. |
Приора | С на крепления ЭБУ (на кронштейне). |
Калина | Контакт для массы находится справа на двигателе, на кронштейне крепления впускного коллектора. |
Модельный ряд 2104-07. | Старые контроллеры. Масса берется с болта, притягивающего кронштейн крепления модуля зажигания к мотору. |
Газель с двигателем 405, 406 | С приварной шпильки на площадке над правым лонжероном, под свесом моторного щита. |
УАЗ Патриот с Микас 11 Е2 | Контакт от кузова через приварную шпильку в нижней части левого брызговика. |
Источник: autodont.ru
KWP-D программа для диагностики контроллеров Микас-11 и Bosch M7.9.7
KWP-D программа для диагностики автомобилей УАЗ, ГАЗ и ВАЗ
с двигателями,оборудованными электронной системой управления впрыска топлива с контроллерами Микас-11 и Bosch M7.9.7 и их модификациями.Данная программа функционирует на персональном компьютере или ноутбуке через интерфейс связи RS-232/K-Line. Системные требования для установки программы KWP-D: операционная система MS Windows 98, MS Windows 2000, MS Windows XP.ОЗУ не менее 128 Мбайт.Другие программы совместно с этой запускать на компьютере не рекомендуется.
Размер файла: 476.02 KB
Как работать с программой KWP-D :
1.Подсоединить адаптер к свободному COM-порту или USB-порту компьютера. Запустите программу.
2.Выберите COM-порт в панели управления компьютера (по умолчанию выбран порт COM1). Включите зажигание автомобиля, нажмите кнопку «Пуск» меню программы. Программа установит связь с контроллером ЭСУД и,
с периодичностью 4-5 раз в секунду, будет читать параметры ЭСУД.
3.Параметры ЭСУД можно наблюдать в табличном виде на странице «Параметры» или в
графическом виде на странице «Графики». Двойное нажатие левой клавиши «мышки» на
графике открывает его в увеличенном виде в новом окне.
4.Одинарное нажатие левой клавиши манипулятора мышь или наведение курсора на значение параметра
(страница «Параметры») выводит во всплывающем окне полное наименование параметра.
5.Коды ошибок отображаются на странице «Коды ошибок».
Для отображения кодов АЦП, статуса иммобилизатора или паспортных данных нажмите
левой клавишей манипулятора мышь в соответствующем окне.
Для перехода к отображению параметров нажмите левой клавишей манипулятора мышь в окне параметров.
6.Нажатие кнопки «Управление» открывает окно управления исполнительными механизмами
и параметрами. При наведении курсора манипулятора мышь» на окно редактирования параметра во
всплывающем окне отображается возможный диапазон изменения параметра.
7.Нажатие кнопки «Файл»/ «Запись в ОЗУ» инициирует запись параметров в ОЗУ ПЭВМ.
Максимально возможное количество точек 16384, при этом запись длится около 1 часа.
8.Нажатие кнопки «Стоп» KWP-D останавливает обмен с автомобильным контроллером и запись
параметров в ОЗУ.
9.Для сохранения параметров на жестком диске используйте кнопки «Файл»/»Сохранить как».
Для сохранения максимально возможного количества точек (16384) необходимо иметь 5 Мбайт
свободной памяти ОЗУ компьютера.
10.Для того чтобы изменить набор параметров, выводимых в графическом виде, необходимо на
странице «Параметры» двойным нажатием левой клавиши манипулятора мышь убрать отметку в столбце
«График» у ненужных параметров и, затем установить отметку у нужных параметров.
11.Чтобы открыть ранее сохраненный график используйте кнопки «Файл»/»Открыть». При этом
будут отображены паспортные данные и комплектация контроллера.
12.Для просмотра параметров используйте полосу прокрутки на странице «Графики».
13.Кнопки «Zoom+» и «Zoom-» на странице «Графики» изменяют масштаб графиков.
14.Для просмотра участка графика необходимо курсор манипулятора мышь поместить в левый верхний угол
выделяемой области графика нажать левую клавишу и, удерживая ее, выделить область.
Для восстановления графика необходимо выделить любую область графика снизу-вверх.
15.Кнопки «Min», «Max» на странице «Графики» предназначены для поиска экстремумов
параметра, выбранного в окне, расположенном между этими кнопками. Если минимальное
(максимальное) значение параметра встречается несколько раз, то перейти к этим точкам
можно через окно «Точки Min/Max».
16.Для вывода графиков на печать нажмите кнопку «Файл»/»Печать».
17.Для сохранения графиков в формате *.bmp нажмите кнопку «Файл»/»Сохранить как».
Распространяется программа бесплатно.
Источник: chiptuninger.com