Естественнонаучная программа дополнительного образования что это

Детское объединение «Мир науки» естественнонаучной направленности в начальной школе

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ

естественнонаучной направленности

период обучения 1 год

возраст 7 – 11 лет

Москва, 2017г.

«Уроки о мире наук есть своего рода секретный образовательный курс, цель

сознание. Из этого курса дети усвоят, как тесно связаны многие отрасли

соприкасается с целым рядом научных областей и что каждая наука

имеет свои цели и свой предмет исследования. Не следует думать, что

такой курс может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в

начальных классах дети особенно легко усваивают широкие взгляды.

Изложение курса должно быть увлекательным».

Ш.А.Амонашвили «Школа Жизни»-

М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.-144 с.

естественнонаучную

материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения программы

программы осуществляется на эвристическом уровне.

актуально тем, что ребёнок с рождения окружён

Особенности образовательных программ естественнонаучной направленности

различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

Знакомство учащихся с

веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие

взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.

Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических

проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе.

Решение научных и жизненных проблемы требует изучения природных явлений и

процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов

необходимость повышения уровня естественно — научного образования.

Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют

практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач программы является

простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.

Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты.

лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну

задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы.

В данной программе физические и химические знания используются для

химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.

Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей

учащихся. Педагог создает условия для творческого применения знаний (викторины,

конкурсы, настольные игры).

Введение этого направления дополнительного образования — это прекрасная

возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес

Отличительная особенность и новизна.

Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный

возрастных особенностей и возможностей детей; в то же время содержит большой

проводить простейшие эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В

питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

Воспитание в программах дополнительного образования: было, есть или будет?

творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.

Основные задачи программы:

— формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о

природе и о всеобщей связи явлений природы;

— овладение простейшими практическими умениями и навыками в области физики,

химии и биологии.

— удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и

развитие их творческих способностей;

— развитие способностей к самостоятельному мышлению;

— развитие коммуникативных способностей.

— воспитание ответственности и бережного отношения к природе;

— формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.

— привитие интереса к изучению явлений природы

Изучив данный курс образовательной программы,

школьники должны знать

состав и свойства веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни,

иметь представления о теле и веществе, физических и химических явлениях;

знать об использовании физических и химических знаний в

иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;

обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами

уметь проводить простейшие опыты и эксперименты;

уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать выводы;

уметь проводить исследования объектов окружающей среды по простейшим

Уровень программы – ознакомительный

Организация содержания программы — линейная

Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим работам,

творческие работы, презентации по теме в программе MS PowerPoint и т. д. Подготовка

слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной

творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения,

деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим

стимулом познавательного интереса. Одновременно занятия способствуют развитию

окончании каждой темы проводится итоговое занятие.

Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельный и

развивающий характер. Ценностными ориентирами содержания курса являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как

метод познания, научные методы);

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего

Срок реализации программы: 1 год

Формы работы

парная (выполнение более сложных практических работ).

коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий,

просмотр демонстраций опытов).

Традиционные рубрики занятий:

Настрой на занятие.

В науке как в жизни.

В основу программы положены материалы III Московского педагогического марафона

учебных предметов: «Особенности проведения эксперимента в химическом кружке для

третьеклассников» под редакцией Д.М.Тонких, Г.М. Чернобельская, В.М. Шабаршина

Принципы обучения по данной программе:

основное условие развития детей;

учет индивидуальных особенностей детей — одно из главных условий успешного

последовательность освоения материала — от простого знакомого к сложному, от

готовых заданий к творческим решениям.

Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников

измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые

человек использует в своей практической деятельности.

обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный

потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших

Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию

Учебно – тематический план

Наименование раздела

Теоретические

Лабораторно –

практические

Исследовательская практика

Содержание программы

Введение (2ч)

Наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Приёмы обращения

с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории.

Практическая работа 1. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций

наливания, насыпания, взвешивания. Очистка воды: фильтрование, отстаивание.

Тема 1. Вода (6ч)

туристическом походе. Минеральные воды. Кристаллы.

работы. 1. Определение пригодности воды для питья (прозрачность

Приготовление насыщенного раствора соли, измерение плотности (проведение опытов

«плавающий» картофель, ныряющее яйцо). 4. Выращивание кристаллов поваренной

Темы исследовательских работ. Самое удивительное вещество на свете. Живая вода.

Вода и здоровье человека. Растворы и их свойства. «Тяжёлые» растворы. По стопам

Рукодельницы. А. С. Пушкин о минеральных водах. Кристалл – чудо природы. Холод

Тема 2. Вещества пищи (8ч)

Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Чипсы, кока – кола и здоровье.

Практические работы. 1. Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле. 2.

Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. 3. Обнаружение жира в

Читайте также:
Crx что за программа

семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. 4. Опыты с кока – колой:

поглощение красителя активированным углём, обнаружение кислоты и углекислого

газа. 5.Кока – кола и молоко. Что происходит в желудке при употреблении этих

Темы исследовательских работ. Проблемы правильного питания. Пищевые добавки.

Диеты: питание и здоровье. Правильное питание – залог здоровья. Рациональное

меню. «Сладкая» жизнь.

Тема 3. Витамины (5ч)

История открытия витаминов. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А, В,

С, D, их значение, нахождение в продуктах. Витамины. Авитаминоз.

(изучение упаковок). 2. Составление таблицы «Витамины».

Темы исследовательских работ. Здоровье человека. Здоровье без лекарств. Витамины

и возраст человека. Роль витаминов в жизни человека. Авитаминоз и его последствия.

Тема 4. Минеральные вещества (4ч)

соли. Кальций в природе. Образование жемчуга, кораллов.

Практические работы. 1. Проведение тестирования на обеспеченность организма

кусочке мела, яичной скорлупе. 3. Удаление минеральных веществ из косточки. 4.

Опыт Клеопатры: распознавание настоящего жемчуга.

сталагмиты – обитатели пещер. Коралловый кальций. Жемчужное ожерелье.

Тема 5. Химия в быту (5ч)

Практические работы. 1. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги,

активированного угля, кукурузных палочек. 2. Удаление чернильного пятна с помощью

мела и одеколона. 3. Очищение воздуха с помощью питьевой соды.

Темы исследовательских работ. Явления экстракции в быту. Наша кухня. Чистота для

Тема 6. Исследовательская практика (6 ч)

Требования к содержанию:

Темы детских исследований на занятиях будут, в – основном:

— теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов,

источниках, знаний других людей);

При введении и обучении учащихся навыкам исследовательской деятельности

будут выделяться следующие этапы:

Выбор темы и постановка цели исследования — опыта (обязательно с учётом

интересов ребёнка или на выбор по определённой теме, цель ставить вместе с

учителем, возможно выдвижение гипотезы).

Подбор материалов по теме исследования (литература, материалы для опытов,

место проведения опыта, факты, домыслы и т.д.)

Изучение информации (обобщение и систематизация полученной информации,

черновые записи исследования).

Оформление исследования (титульный лист, план работы, описание хода работы,

рисунки, чертежи, отзывы и т.д.)

5. Защита исследования.

Формами защиты могут быть: реферат, презентация, доклад, проведение опыта.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу обучения учащиеся

нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

нахождение в продуктах воды;

продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов;

значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.

обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы

очистки питьевой воды, готовить растворы, испытывать различные растворы

индикаторами, изготавливать индикаторы из растений;

выращивать кристаллы солей;

обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять

выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.

Ожидаемые педагогические результаты:

Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой и

Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

1. Морально – нравственные качества личности:

добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом

стремление к самостоятельности;

сформированность основ общения, нравственно – этических норм поведения;

сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина:

честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;

сформированность личной ответственности.

2. Знания, умения, навыки:

самостоятельное включение в процесс познания;

развитие общих способностей;

первоначальные представления о целостной картине мира;

физическое совершенствование, укрепление своего здоровья.

Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих

— решать учебные проблемы;

— связывать воедино и использовать отдельные части знания;

— извлекать пользу из образовательного опыта.

— получение и обработка информации.

Социально — личностные компетенции:

— видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;

— вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;

— справляться с неопределенностью и сложностью.

— выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

— дискутировать и защищать свою точку зрения.

— устанавливать и поддерживать контакты;

— сотрудничать и работать в команде.

— организовывать свою работу;

— овладевать инструментом моделирования;

— быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

Личностно — адаптивные компетенции:

— использовать новую информацию;

— придумывать новые решения;

— проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;

— быть упорным и стойким перед трудностями.

В исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на

процесс деятельности. Главное

– вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к

познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда

результат будет обеспечен.

Методическое обеспечение программы

1. Печатные пособия

Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология. Краснодар, 1995.

Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и

Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.

Шпотова Т.В. Игровая экология в 3-х частях, М., Исар, 1999г.

Название тем

Название материалов

Формы методических

Инструкция по ТБ

Тематические кроссворды и

Схемы, презентации «Вода

в природе» «Круговорот

Тематические кроссворды и

Коллекции горных пород,

Источник: zhurnalpedagog.ru

Обзор и предполагаемые результаты программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Универсариум»

В статье рассматривается программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Универсариум», её цели, задачи, а также разделы. Рассматриваются предполагаемые результаты программы. Подробно рассмотрена ее результативность согласно компетентостной модели.

Аннотация статьи
образование
экологическое воспитание
компетентостная модель
дополнительное образование
Ключевые слова
Подгорный Ярослав Борисович
Образование, педагогика
«Актуальные исследования» #5 (8), март ’20
Поделиться

Цитировать
Актуальные исследования
# 5 ( 8 ), март ‘ 20

Программа естественнонаучной направленности «Универсариум» ориентирована на формирование у детей научного мировоззрения.

Занятия способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по физике, биологии, химии, экологии, географии, геологии, астрономии; формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности.

Дети учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.

Программа естественнонаучной направленности «Универсариум» предлагает широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области.

В процессе освоения программы, обучающиеся научатся ставить цель работы, искать пути ее достижения, добиваться результата, анализировать, делать выводы, представлять свою работу на мероприятиях различного уровня.

Работая над проектом или исследованием, дети используют свои знания для решения прикладных задач, что повышает их мотивацию к учебе в школе и влияет на профессиональный выбор в будущем.

На практических занятиях предусмотрено использование следующей материально-технической базы: видеоматериал; презентации; компьютеры; видеопроектор; микроскопы; тематические наборы для опытов по физике; тематические наборы для опытов по химии; геологические коллекции экспонатов по тематике. Широко используются разнообразные электронные образовательные ресурсы представленные в сети Интернет.

Читайте также:
Aloha что за программа

К одной из основных целей программы относится формирование у детей научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды.

Ключевое значение имеет обучение детей навыкам экспериментальной работы, исследования, моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы.

Одним из показателей результативности освоения программы является участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, где они могут продемонстрировать не только знания теории, но и навыки практической деятельности, а также компетенции, которые осваиваются ими во время обучения [1, с.54].

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Универсариум» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями основополагающей документации: Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (от 29.05.2015 № 996-р); Закон Курской области «Об образовании» от 09.12.2013 № 121-ЗКО; Устав ОБПОУ «КГПК». Уровень сложности программы – базовый.

Вид программы: по уровню освоения – общеобразовательная; общеразвивающая; по цели обучения – познавательная, практикоориентированная.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что естественные науки, изучение аспектов которых представлено в программе, составляют пласт необходимых знаний во многих областях, которые необходимы человеку для применения их в повседневной жизни.

Новизна данной программы обусловлена тем, что в ней собраны практические занятия, которые будут способствовать заинтересованности обучающихся в изучении предметов естественнонаучного цикла.

Практическая значимость заключается в том, что программа является интегрированной и в ходе ее реализации обучающиеся расширяют и углубляют знания по ряду дисциплин естественнонаучного цикла: физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология.

Обучение по данной программе помогает развивать память, логическое мышление обучающегося, практические навыки, осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у обучающихся с различными уровнями усвоения учебного материала. Это является важной составляющей при развитии познавательного интереса, достижении цели и задач учебно-воспитательного процесса [2, с.89].

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа направлена на углубление знаний обучающихся по всему циклу естественнонаучных дисциплин.

Цель программы – формирование у детей универсальных компетенций, посредством изучения научной картины мира, и освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды, для дальнейшей жизнедеятельности, профессионального самоопределения и профессиональной самореализации.

Задачи программы: сформировать у обучающихся ряд универсальных компетенций; создать условия для профессионального самоопределения обучающихся. Срок реализации программы: 1 год. Возраст обучающихся: от 11 до 16 лет.

Программа «Универсариум» реализуется на базе ОБПОУ «КГПК», основана на документальных источниках, на практической и исследовательской деятельности. Последовательность изучения вопросов может изменяться в зависимости от конкретных условий.

Программа состоит из разделов: Физика вокруг нас (20 час); Чудеса химии в повседневной жизни (20 час); Живой мир (20 час); Безграничный космос (22 час.); Вокруг света (18 час.); Тайны и богатства Земли (20 час.); Чистая планета (22 час.).

Итогом программы является приобретение определенных знаний умений и навыков, в процессе приобретения которых развиваются определенные компетенции, такие как: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные [3, с.35].

Обучающийся, освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Универсариум», знает: основные понятия физики и химии; как устроен микроскоп; как работают средства современной связи; применение химии в быту; что такое пищевые добавки; основы здорового питания; развитие биогеографии и проблемы сохранения биологического разнообразия; строение Солнечной системы и организацию астрономических наблюдений; основы картографирования; ГИС-технологии; основные понятия ландшафтоведения; геологическое строение земли; основные понятия геологии; виды загрязнений; виды бытовых отходов; основы экологического проектирования.

Обучающийся, освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Универсариум», умеет: представить себя устно и письменно; ставить цель и организовывать ее достижение; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий; задавать вопросы, корректно вести диалог.

Обучающийся, освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Универсариум», владеет: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет.

Вывод: таким образом программа естественнонаучной направленности «Универсариум» ориентирована на формирование у обучающихся научного мировоззрения, занятия способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков по физике, биологии, химии, экологии, географии, геологии, астрономии. Кроме того программа способствует формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности. Обучающиеся учатся находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность, изобретательность.

Программа «Универсариум» предлагает широкий спектр тем для проектной и учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в интересующей области.

Практические занятия дают возможность обучающимся использовать широкий спектр специально разработанной материально-технической базы.

Обучающиеся осваивают современные технологии и методы познания окружающей среды.

Одним из важных аспектов обучения является обучение навыков экспериментальной деятельности, моделированию с использованием новейших технологий, кроме того изучение программного обеспечения позволяющего обрабатывать экспериментальные результаты практической деятельности.

Источник: apni.ru

Естественнонаучное направление в дополнительном образовании

Все без исключения тематические направления естественнонаучного образования детей в той или иной степени содержат элементы учебно-исследовательской деятельности. В одних проектах это поиск и изучение ретроспективной и современной информации, в других случаях обучающиеся самостоятельно подбирают адекватное решение поставленных задач или проводят исследования окружающей среды.

Для младших школьников естественнонаучное образование является способом решения важных для них проблем образования, выбора и расширения круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров самоопределения, а также развития познавательной активности, самостоятельности и любознательности.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЦЕНТРЕ г.Северодвинска реализуется муниципальная социально-педагогическая программа «Лаборатория открытий». Эта программа разработана для детей 9-10 лет на весь учебный год и имеет естественнонаучную направленность.

Программа включает в себя 4 блока естественнонаучных дисциплин:

· Блок №1 «Биология» (сентябрь-октябрь);

· Блок №2 «Физика и химия» (ноябрь-декабрь);

· Блок №3 « География» (январь-февраль);

· Блок №4 «Астрономия» (март-апрель).

Данная программа позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науках. Создание на этапах программы ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Главной целью программы является расширить, углубить и закрепить у младших школьников имеющиеся знания и показать обучающимся, что наука – это не свод скучных и трудных правил, а увлекательное путешествие, наполненное интересными открытиями.

Читайте также:
Программа гет контакт что это

При проведении этапов программы используются следующие формы и методы работы: игра-путешествие, мастер-класс, ярмарка, презентация, защита работ, выставка, познавательная игра.

По результатам этапов все команды-участники получают баллы, которые вносятся в их специальный «дневник». Оценка результатов программы проводится по балльно-рейтинговой системе. Победителем программы становится класс, набравший наибольшее количество баллов по итогам всех этапов. Жюри оценивает работу участников, опираясь на критерии, прописанные для каждого мероприятия.

1) Каплан Б.М. О современном содержании естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы Международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 357–361.

2) Моргун Д.В. Развитие естественнонаучной грамотности средствами дополнительного образования детей

3) Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – Academa. – 2003

Источник: konspekteka.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Удивительное рядом»

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей с ранних лет.

Оценить 1191 0

Содержимое разработки

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Цель и задачи программы

1.3.1 Учебный план

1.3.2 Содержание учебного плана

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график

Условия реализации программы

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Удивительное рядом» для объединения «Юный натуралист».Данная программа создана как авторскаяпо степени участия в разработке.

Актуальность программы.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей с ранних лет.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Именно поэтому начинать экологическое воспитание надо с раннего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Живая природа издавна признается в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания детей. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Детям свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Именно в необходимости формирования у обучающихся экологической культуры и ответственности заключаетсяактуальность данной программы.

Отличительные особенности программы заключаютсяв авторском подборе целостной системы тем для детей младшего школьного возраста, а также сочетании различных форм работы, направленных на выработку элементарных экологических понятий, умений и навыков экологически грамотного поведения в природе. Важное место в программе занимают экскурсии и практические работы. Программа «Удивительное рядом» существенно дополняет и систематизирует начальные экологические знания обучающихся, полученные в семье, дошкольных учреждениях, школе .

Адресат программы: дети

1 года обучения: 6-10 лет

Психолого-педагогические особенности.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности – учебной, но, несмотря на это, у младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; младших школьников, как и дошкольников, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности .

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

Содержание и материал программы «Удивительное рядом» соответствуетстартовому уровню.

Объем программы –144 часа.

Срок освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения:

1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144),

Программа разделена на два модуля:

1 модуль – 64 часа(32 занятия) с 01.09.2019 по 31.12.2019г.

2 модуль – 80 часов(40 занятий) с 01.01.2020 по 31.05.2020г.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

Форма обучения: очная

Форма организации образовательного процесса: групповая

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: устное изложение; беседа; чтение стихов и литературы; демонстрация видеоматериалов, картин, иллюстраций; игры; опыты.

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный.

Формы проведения занятий : беседа; наблюдение; практическое занятие; экскурсия; презентация; праздник; игра; викторина.

Педагогические технологии — технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, и др.

Формы подведения итогов реализации программы: зачет, выставка.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: создание условий для формирования экологически грамотной, социально-активной и творческой личности.

личностные:

— воспитание бережного отношения к природе;

— воспитание этики поведения в природных условиях;

— воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной деятельности.

метапредметные:

-развитие творческих способностей и познавательной активности детей;

— развитие умения наблюдать за объектами природы;

-развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания;

— развитие положительных эмоций и волевых качеств.

образовательные:

— формирование элементарных знаний о природе;

— формирование простейших экологических понятий.

1.3. Содержание программы

1.3.1 Учебный план программы

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Учебный план программы 1 модуль 64 часа

Раздел 1. Введение (8ч.)

Введение в программу. ПДД и ТБ.

Устные ответы, наблюдение

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru