Сергей Рахманинов — гордость нашей страны, человек, который смог на весь мир прославить русскую культуру через фортепианные клавиши. Хоть он и прожил последние 25 лет своей жизни в США, но всегда тосковал по России и по ее культуре. Замечательный человек и гениальный композитор «серебряного века». А не вспомнить ли нам его знаменитую «Прелюдию», которую публика хотела слышать от Рахманинова до самой его смерти?
О КОМПОЗИТОРЕ
Сергей Рахманинов
- Родился 20.03.1873 г. в Новгородской области, скончался 28.03.1943 г. в Калифорнии, США в музыкальной семье.
- Выдающийся русский композитор, пианист и дирижер, стиль музыки которого выходил за рамки стандартов и был полностью индивидуальным, не имеющим аналогов.
- В 1882 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, но из-за плохой посещаемости родителями было принято решение перевести его в Москву. В 1885 он поступает на 3 курс Московской консерватории, где была жесткая дисциплина, которую он окончил в 19 лет с золотой медалью как пианист и композитор. Здесь же в возрасте 13 лет был представлен П.И. Чайковскому.
- При учебе в консерватории было написано множество произведений, в том числе знаменитая «Прелюдия до-диез минор», о которой мы сегодня поговорим.
- В 1897 году прошла премьера Первой симфонии Рахманинова в Петербурге, это был полный провал, который ввел Сергея на несколько лет в депрессию, он практически не выходил из дома. Но все изменил 1901 год, когда он все же решился дописать Второй фортепианный концерт, после чего был приглашен на работу в Большой театр дирижером всего оперного репертуара.
- В 1906 году Рахманинов путешествует по Европе, останавливается на 3 года в Дрездене, много пишет. В 1909 году едет в большой концертный тур по США и Канаде и возвращается в Россию.
- После Революции 1917 года принимает от Швеции предложение выступить в Стокгольме с концертом, вместе с женой и дочерьми уезжает из России навсегда, оставив все свое имущество. В итоге он переезжает в США, где был встречен с интересом и работал с концертами до самой смерти, был очень популярным как пианист.
- Кстати, жена Сергея Рахманинова, Наталья, приходилась ему двоюродной сестрой по отцу. У них было две дочери: Ирина и Татьяна.
- Рахманинов всегда окружал себя русскими людьми, американцы его особо не интересовали. Единственным исключением был Фредерик Стейнвей, глава фирмы-производителя роялей Stainway Прелюдию до-диез минор Рахманинова». Париж. 2014
Лекция 141. Рахманинов — Прелюдия Опус 3, № 2, до диез минор | Композитор Иван Соколов.
- Прелюдия до-диез минор — одно из самых известных и популярных произведений композитора Сергея Рахманинова. Является второй частью цикла из пяти номеров «Пьесы-фантазии» для фортепиано, созданного в 1892 году.
«Это было мне действительно приятно. Спасибо старику, что не позабыл меня. После того как прочитал, сел за фортепиано и сочинил пятую вещь. Так и буду издавать пять вещей.»
Сергей Рахманинов о появившейся заметке в газете «Петербургские ведомости», в которой Петр Чайковский упомянул Рахманинова как перспективного молодого композитора. 1892
- Прелюдия была впервые публично исполнена автором 26.09.1892 г. в Москве.
«Исключительный интерес придавал этому концерту г. Рахманинов. Последний нынешней весной только окончил курс в Московской консерватории как теоретик и пианист по классу профессора Зилоти. 1-я часть концерта Рубинштейна в d-moll прекрасно была исполнена им технически и музыкально. Ряд фортепианных пьес соло: „Berceuse“ Шопена, вальс из оперы „Фауст“ в переложении Листа и прелюдия собственного сочинения — возбудили не меньший восторг.»
Издание «Артист».
- Цикл «Пьесы-фантазии» Рахманинов написал сразу по окончании консерватории, в свои 19 лет.
- Произведение было настолько популярным, что его называли просто «Прелюдия». Кроме того, американская публика часто просила исполнить пьесу, выкрикивая просто слово: «Это» (It). По просьбам слушателей Рахманинов часто включал прелюдию в программу своих концертов и исполнял ее вплоть до последних лет.
- «Прелюдия» стала «визитной карточкой» Рахманинова и, одновременно, его творческим бременем. Сочинение, ставшее усладой слушателя, воспринималось творцом, как тяжкий плен. Ему хотелось, чтобы замечали и другие, не менее прекрасные произведения, на которые он тратил больше сил и энергии.
- За рубежом прелюдия имеет программное название «Московские колокола».
- Сергей Рахманинов не имел на «Прелюдию» авторских прав, так как продал ее за гроши, когда у него абсолютно не было денег. В итоге самое известное произведение композитора не приносило ему никакого дохода, но принесло всемирную популярность.
«Мне было 19 лет, когда я окончил Московскую консерваторию. Музыка не доходная профессия, даже для тех, кто достиг известности, а для начинающего обычно безнадёжная. Через год я оказался без денег. Мне нужны были деньги, я написал эту Прелюдию и продал её издателю за предложенную им сумму.
Одним словом, я получил за неё сорок рублей — это около двадцати долларов на ваши деньги. Согласитесь — вознаграждение весьма скудное, если принять во внимание сумму, вырученную за неё издателями. Но в этом случае закон компенсации сработал хорошо, и у меня нет причин быть недовольным.»
Источник: dzen.ru
Есть ли программа у прелюдии до диез минор
С.В. Рахманинов Прелюдия до-диез минор №2
Создавая произведение, композитор не может предугадать судьбу сочинения. Он не может полагать станет ли композиция известной или будет обречена на критику. Порой музыкант и сам удивляется успеху, или даже начинает его ненавидеть. Так произошло с прелюдией до-диез минор Рахманинова . Прелюдия была любима публикой во многих странах мира.
Каждый, кто приходил на концерт Рахманинова с особым нетерпением ждал именно это сочинение. Со временем автор перестал любить собственное творение, но любовь публики лишь росла. В наше время прелюдия до-диез минор не потеряла очарования и таинственности ее часто исполняют в лучших концертных залах мира.
Краткая история
Молодой и талантливый композитор Сергей Рахманинов в 18 лет закончил с отличием Московскую консерваторию. На основной заработок от частных уроков в 15 рублей было сложно прожить в столице, поэтому музыкант предпринял решение сочинить произведение на заказ. Так появилась знаменитая Прелюдия до-диез минор.
Рахманинов продал свое творение за 40 рублей, поэтому в дальнейшем не смог оформить авторские права на него. Что в дальнейшем лишило его больших гонораров. Такую злую шутку сыграла с ним судьба.
Первое исполнение состоялось 26 сентября 1892 года на Московской электрической выставке, организованной Саввой Мамонтовым. Уже тогда критики отметили мощь и силу произведения, назвав его «очаровательной новинкой».
Мировую популярность сочинению принес двоюродный брат Рахманинова пианист и дирижер Александр Зилоти. Он отправился на гастроли, а в качестве одного из номеров взял пьесу Сергея Васильевича. Зрители в концертных залах Западной Европы и США рукоплескали, когда слышали эту композицию. В дальнейшем в Международных газетах стали появляться следующие программные подзаголовки к пьесе «Падение Москвы», «Судный день», а также «Московский вальс». В Американском журнале «Times» произведение получило название «Колокола Москвы», и в дальнейшем закрепилось у американцев.
Когда Сергею Васильевичу с семьей пришлось покинуть Российскую империю, и поселиться в США, у композитора начались активные гастроли. Ни один концерт не обходился без проигрывания данного сочинения. Публика не просила, она требовала исполнить на бис знаменитую прелюдию. Ни раз Сергей Васильевич возвращался на сцену, играл произведение, а затем сердито уходил за кулисы.
Раздражение вызвали и постоянные вопросы журналистов, о том, как была сочинена прелюдия. Однажды, знаменитый русский пианист не выдержал и ответил, что просто захотел заработать денег. Позднее музыкант признается, что лучше бы не сочинял это произведение.
Это произведение стало визитной карточкой Рахманинова, и одновременно его творческим бременем. Сочинение, ставшее усладой слушателя, воспринималось творцом, как тяжкий плен. Ему хотелось, чтобы замечали и другие не менее прекрасные произведения, на которые он тратил больше сил и энергии.
Но нельзя не признать, что Прелюдия до-диез минор – это музыка, которая оставляет в душе неизгладимое впечатление. Поэтому ее хочется слушать бесконечно.
Интересные факты
- За рубежом прелюдия имеет программное название «Московские колокола».
- Сборник был посвящен преподавателю по композиции Антону Аренскому.
- Позднее Рахманинов опубликовал еще 23 прелюдии во всех тональностях. Так по традиции циклы прелюдий во всех тональностях до русского композитора писали И.С. Бах , Ф. Шопен, А.Н. Скрябин .
- В 2014 году филармония BBC исполнила пьесу в аранжировке Фионы Брайс в качестве прелюдии к треку «Бледно-зеленые призраки» Джона Гранта. Аранжировка была также выполнена Королевской Северной Синфонией в серии живых выступлений в Великобритании в ноябре того же года.
- Цикл «Пьесы-фантазии» для фортепиано, состоящий из 5 пьес, был опубликован в 1892 году, издательством «А. Гутхейль».
- Музыкальный клип на песню Чарли Пута «One Call Away» 2016 года начинается с того, что американский певец Пут играет прелюдию Рахманинова.
- Оркестровая версия была создана Р.М. Глиэром . Эта версия часто использовалась в кино. Особенного внимания заслуживают, включенные в состав оркестра, цимбалы . Их звучание в низком регистре лишь усиливало напряжение музыки.
- Когда это сочинение было написано, то Рахманинов не задумывался об авторских правах. Так одно из самых узнаваемых произведений Сергея Васильевича формально не принадлежало композитору. Использование миниатюры в фильмах не приносило музыканту дохода.
- В компании с великим пианистом Владимиром Горовицом композитор смотрел в студии Уолта Диснея мультфильм «Опри Хаус». В нем знаменитый мышонок Микки Маус исполнял прелюдию до-диез минор. Позднее Сергей Васильевич признался, что ни одна из интерпретаций так сильно не волновала его, как у великого маэстро Микки Мауса».
- В 1908 году для американской компании пианол Ampico великий пианист записал авторское исполнение на одном из их инструментов. Сейчас можно послушать это исполнение в музеи фирмы в Нью-Йорке.
- В 2011 году Джон Шмидт свободно аранжировал музыку для фортепиано, ударных, гитары и баса. Шмидт сделал видео этой работы с группой ThePianoGuys под названием «Рок встречает Рахманинова». Он отметил, что был «вдохновлен Прелюдией Рахманинова C# minor» и разместил его на YouTube.
- Алекс Мендхэм и его Оркестр записали аранжировку для джазового биг-бэнда. Она вошла в их альбом «On with the Show» 2017 года.
Содержание Прелюдии до-диез минор Рахманинова
Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова представляет образ глубоко драматический. Во многом этому способствует выбор тональности. До-диез минор – это тональность, имеющая темный колорит, наполненный глубиной смыслов. Он окрашивает произведение в бархатные тона.
Аккордовая фактура не мешает выделить мелодию. Она обрывиста, но не обладает резкостью. Наоборот, это словно вопросы, заставляющие задуматься на тему вечности, бытия, жизни и смерти. Музыка словно поднимает философский пласт, важный для каждого человека. Невольно начинаешь задумываться над тем, кто ты в этой жизни?
Зачем все происходит? Что есть истина и где ее найти? Ведь это те, вопросы, которые и нужно задавать себе, чтобы двигаться дальше, вперед.
Трехчастная форма логична для подобной концепции. В повторении третьей части мы уже не услышим вопросительных интонаций, ответ был найден через контрастную середину. Она наполнена бурными пассажами, искрящимися и виртуозными. Финальные аккорды заставляют полностью погрузиться во внутренний мир.
Использование музыки Прелюдии до-диез минор в кинематографе
Настоящий шедевр, способный украсить любую киноленту – это прелюдия до-диез минор. Многие кинорежиссеры сделали правильный выбор при поиске музыки. Представляем вашему вниманию список фильмов и сериалов, в которых звучит эта прекрасная композиция:
- Мир дикого Запада (2019);
- Романовы (2018);
- Страна мечты (2016);
- Елена (2015);
- Точка зрения (2015);
- Такой прекрасный день (2012);
- Милдред Пирс (2011);
- Области тьмы (2011);
- LOST (2008).
Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова – это произведение-философия. В нем есть фундаментальность и основательность. Оно потрясает мощью и весомостью звучания. Сложные гармонические обороты лишь подчеркивают фактурность фортепианного тембра. Это произведение стало мировым символом классики XX века.
Его знает каждый человек планеты вне зависимости от музыкальных вкусов. Наверно, в этом и заключается сила настоящей музыки. Она как универсальный язык способна объединять людей по всему свету, позволяя почувствовать вкус жизни.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
С.В. Рахманинов Прелюдия до-диез минор №2
Источник: soundtimes.ru
Методико-исполнительский анализ С.В.Рахманинов Прелюдия cis-moii (op.3 №2)
Значение композиторского творчества С.В.Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем.
Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел ее из знаменного распева.
Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Одним из таких произведений и является до-диез минорная прелюдия. Она была написана композитором в 1892 году, спустя два года после создания грандиозного Первого концерта для фортепиано с оркестром.
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки.
Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского , Римского-Корсакова , симфоний Чайковского , так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции. Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова -современника русской революции: именно революция , отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой линией темы «Россия и её судьба».
«В один прекрасный день Прелюдия просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от неё отвертеться, несмотря на все мои усилия», — писал композитор.
Впервые на крупной сцене Прелюдия до диез минор прозвучала в 1892 году, и сразу же завоевала сердца и умы слушателей. И по сей день прелюдия cis-moll – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты:
— Насыщенность и красочность звучания;
— Широта регистрового диапазона;
— Продуманная динамичность развития;
1 часть. Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива-тезиса: ля — соль- до в темпе Lento. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Биение ритма в этом разделе очень нервное, что придает взволнованности и напряженности. Не случаен и выбор тональности.
Темный до-диез минор создает особую колористическую атмосферу. Вначале мы слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащие на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряженность.
Фактура прелюдии в экспозиции расслаивается на два самостоятельных и вместе с тем крепко спаянных плана звучания -октавные интонации темы вступления и многозвучные аккордовые пласты. Для размещения этих линий в звуковом пространстве, создания объемности, «стереофоничности» звучания нужно прибегнуть к «регистровке»: мелодическая линия верхнего голоса в аккордах приподнимается над всей фактурой. Верхний «хрустальный» голос создает нежную трепетность.
Проследить четкую дифференциацию двух фактурных линий звучания помогает правильный выбор пианистических движений: перемещаясь в пределах одной позиции, движения рук и пальцев должна быть сосредоточенными и точными при полном покое кисти, локтя, плеча, всего корпуса. Аккорды берутся мягко, без толчка, пальцы при помощи клавиш заставляют молотки только касаться струн. «Передача» музыкального материала из одного регистра в другой осуществляется слитно, незаметно, заранее подготовленным движением.
В среднем разделе Прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это создает атмосферу взволнованности, смятенности. Музыка приобретает большой размах и драматическую напряженность; одна фраза стремительно следует за другой. Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Острая душевная боль слита с горячим призывом.
Исполнитель должен почувствовать внутреннюю возбужденность музыки, неуклонное стремление вперед, что неразрывно связано с развитием мелодической линии. На фоне триольных мотивов развертывается напряженное взаимодействие скорбных, стонущих и активно- устремленных интонаций темы. В подчеркнутом романтизме основной музыкальной мысли слышатся интонации скорбных причитаний.
Мелодия сочетает в себе несколько, казалось бы, противоположных свойств: глубину, мягкость, сердечность, теплоту тона с напряженностью, устремленностью, напористостью. Рельефному, декламационному интонированию верхнего голоса может помочь рациональное использование пианистических средств. Рука наклонена к 5 пальцу и как бы разделена на две части; нижние ноты триолей исполняются свободными, легкими пальцами. Для выявления большей экспрессивности чувств здесь может быть рекомендован прием задержания четвертных нот ( в аппликатуре верхнего голоса- чередование 5 и 4 пальцев ). Продуманная фразировка подчеркивает мятежный, бунтарский дух среднего эпизода. Короткие лиги выявляют интонационный смысл мотива, при этом вторая слигованная нота должна сохранять мелодическую насыщенность и напряженность.
Интенсивность внутреннего развития возрастает в тактах 27-28 и далее. Мелодия поднимается на октаву выше, звучит еще более настойчиво, тревожно. Басы, словно спорящие с мелодией, способствуют драматизации общего звучания. Чтобы достичь внутренней насыщенности верхнего, ведущего голоса, необходимо линию развития баса слышать как выразительную мелодию.
Басовый голос должен обладать не меньшей сочностью и глубиной, чем главный. Исполнитель, как мне кажется, имеет право проявить свою власть и обострить в моменты эмоционального волнения силу и напряженность звучания басов, даже приподнять их над верхним голосом.
Басовые ноты до-диез, выдержанные 4 4, должны звучать глубоко, сильно, призывно, напоминая набатные удары колокола темы вступления Эта нота до-диез берется раскованным, широким движением, открытой рукой; 5 палец желательно «утопить» в клавишу.
Весь средний эпизод исполняется на едином дыхании и динамическом нарастании от mF к FFF . Декламационная, романтическая взволнованность среднего эпизода приводит к укрупнению фактуры- martellato аккордов. Подчеркнутая акцентировка каждой четверти должна способствовать эмоциональному подъему. Совершенно недопустим пустой хлопающий звук.
Прерывистое дыхание темы не должно приводить к дробности, разорванности музыкальной мысли. Созданию целостности интерпретации во многом способствует сохранение темпового единства прелюдии. Указанное автором Agitato в начале среднего раздела следует воспринимать, в первую очередь, как ремарку образно-смыслового характера.
3 часть . Наибольшие пианистические трудности заключены в репризе прелюдии. Здесь драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами.
Авторское указание pesante, FFF, оркестровое tutti аккордовых комплексов требуют от исполнителя глубокого, мощного звучания, насыщенного дыхания, скульптурной лепки аккордов. Из статьи Рахманинова « Моя прелюдия до-диез минор» : « Повторение первой части в удвоенных октавах требует от пианиста напряжения всех сил. Ученика нужно предостеречь от ошибки принимать ярость за широту и величавость. Будет безопаснее исполнять это место втрое медленнее, чем в начале».
В этой части звучит яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой. Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокорность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами. Басовые ноты до-диез, выдержанные 4 4, должны звучать глубоко, сильно, призывно, напоминая набатные удары колокола темы вступления Эта нота до-диез берется раскованным, широким движением, открытой рукой; 5 палец желательно «утопить» в клавишу.
Хорошим подспорьем для исполнения столь трудных мест может стать работа над этюдами и упражнениями. Известно, какое значение придавал Рахманинов этой работе. Наиболее полезными здесь представляются этюды Черни.
В них может быть отработана техника извлечения звука октав и аккордов на большом звуке. Аккорды FF берутся нажимом плеча с усилием всего корпуса, при этом большое внимание необходимо уделять эластичности кисти, умению пользоваться во время игры различными положениями кисти и предплечья ( высокое, среднее, низкое). Педагог должен внимательно наблюдать за корпусом уч-ся, включением в исполнительский процесс ( в случае необходимости) крупных мышц плечевого пояса.
Правильное дыхание — верный союзник исполнителя в борьбе с мышечными напряжениями. Опыт показывает, что уч-ся –пианисты чаще всего не приучены к использованию правильного дыхания. Многие пианисты говорят так: какое отношение это имеет к нам? Мы ведь не вокалисты, не духовики, нам нужны крепкие пальцы. Верно!
Без крепких, сильных пальцев, натренированных годами, пианистом стать трудно; но почему, стремясь подчас к вокальной, оркестровой трактовке фортепиано, мы забываем о дыхании- важнейшем художественно-выразительном и технологическом средстве? Воспитание исполнительского дыхания- важный компонент профессиональной культуры исполнителя.
Многие пианисты оставили свой след в формировании традиций исполнения Прелюдии. Это, прежде всего сам С.В.Рахманинов с его феноменальным пианистическим аппаратом, огромной рукой. Сохранились записи Рихтера, Гиллельса, Горовица и Мацуева.
Сравнивая их, можно сделать заключение о том, что у каждого исполнителя восприятие этого произведения может отличаться.
Мне ближе всего стиль Мацуева. Свое исполнение я хочу построить именно так, но тему юности постараться заменить на патриотизм, также присущий этой прелюдии.
Слушая и исполняя это произведение, я как будто слышу стихи А.Блока или вижу пейзаж И.Левитана.
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,—
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,—
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле—
Одной слезой рука шумней,
А ты все та же— лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
И. Левитан «Над вечным покоем»
В заключении еще раз подчеркну большую художественную ценность «Пьес-Фантазий» Рахманинова — произведения, воспитывающего художественный вкус, развивающего необходимые пианистические навыки, а также подготавливающего учащегося к знакомству с более сложной фортепианной музыкой. А в заключение отметим следующее.
Вернемся к мысли С. Рахманинова о том, что прелюдия – всякая, не только данная – есть пьеса, готовящая слушателя к восприятию чего-то главного – пьесы, следующей за ней: «Прелюдия, как она мне представляется, это форма абсолютной музыки, предназначенной для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой, или выполняющей функцию введения в какое-либо действие, что и отражено в ее названии. Действительно такова была прелюдия у старых мастеров, например И. С. Баха.
И естественно, исходя из этой концепции, композиторы прелюдией предваряли, например, фугу. Даже тогда, когда у Баха мы встречает сборники только прелюдий (например, органных), эти пьесы, строго говоря, исполнялись именно как вступление к хоралу, который вслед за этим пела вся церковная община. Эти прелюдии были напоминанием той мелодии, которую предстояло петь.
В какой-то момент прелюдия как жанр отделилась от чего-либо за ней следующего. Появились циклы самостоятельных инструментальных (главным образом фортепианных) миниатюр (Прелюдии Ф. Шопена). И здесь уже не предполагалось, что за прелюдией последует что-то «более серьезное»: за одной прелюдией следовала другая прелюдия. Естественно, что в таких циклах каждая прелюдия выражала определенное — у крупных композиторов всегда очень определенное – настроение (Скрябин, Дебюсси; последний пояснил настроения каждой пьесы весьма поэтичными ремарками). Весьма примечательно, что С. Рахманинов, опубликовав первоначально эту свою Прелюдию среди других разнородных пьес (см. титульный лист первого издания), впоследствии сделал ее первой пьесой своего большого собрания.
Я долго слушала прелюдию,
Такой неповторимый звук.
Тоска лилась как сна безлюдие
Из тонких, гениальных рук.
Печальна русская мелодия,
Больную душу бередит,
Влечет, пугает и манит.
Вдруг за роялем сам Рахманинов
Берет минорный до диез,
Во фразе, то в скупой, то в пламенной
Звучат поля, дороги, лес.
Молчанье в зале, и измученный
Уходит тихо пианист.
Воспоминанья стыло- жгучие
Пустой переполняют лист.
И каждый в музыке, наверное,
Услышал сердца частый стук,
Метель или признанье первое
Иль радости сердечных мук.
Закончен вечер, и наполненный
Зал опустел, закрыт рояль.
Я тот концерт навек запомнила,
Жизнь пронеслась, мне очень жаль.
Источник: nsportal.ru