Чем отличается образовательный маршрут ребенка по программе ЗПР 7.2 от обычного
Во-первых на каждого такого учащегося учитель обязан написать АООП (Адаптированную Основную Образовательную Программу). В ней будет прописано, на какие темы отводится больше времени, на какие меньше, что-то возможно будет пропущено. Программа опирается на ФГОС детей ЗПР и индивидуальные особенности ребенка. Программа пролонгируется за счет того, что ребенок остается повторно либо в первом классе либо в четвертом. Но не дублирует программу, а идет по своему собственному индивидуальному маршруту, разработанному и утверждённому.
А во-вторых каждый такой ребенок получает дополнительно занятия с логопедом, дефектологом и занятия ритмикой (в одной выдуманной мной школе (все совпадения случайны), ничего о ритмике не слышали, но дефектолог зато имеется, один на 60 детей).
Не забывайте собирать природный материал, он понадобится на уроках труда уже очень скоро
Как организовано обучение в классе вместе с обычно развивающимися детьми
Урок
В той самой гипотетической школе в классе еще 35-40 детей, поэтому организовать индивидуальный подход на уроке сложно. К тому же полно детей со схожей проблемой, хотя и без заключения комиссии. Все это рождает ощущение беспомощности у учителя и раздражение всех участников образовательного процесса.
Задержка психического развития(ЗПР). Что делать? Основные симптомы и причины.
Как же должно быть организовано обучение? Учитель, в идеальной школе моей мечты, готовит специальные задания на уроке для каждого такого ребенка, находит время чтобы объяснить повторно непонятные темы. А так же заранее, до прохождения сложной темы все классом, разбирает индивидуально ее с ребенком. Да, сложные темы всегда разбирают с отстающими детьми ДО того как они идут по программе, чтобы на уроке слабый ученик мог работать в темпе класса и не чувствовать себя аутсайдером.
Но фактически времени с 40 детьми не хватает даже на самое основное. И если родители дома не контролируют домашку, то результат у нас так себе получается в итоге у класса, что уж говорить о ЗПРках.
Но если ваша школа может предоставить класс по нормативам 20-25 детей, то тут уже дело другое. Все будет зависеть от подготовки учителя и его желании работать с детьми, испытывающими трудности в обучении. Конечно, мы понимаем, что краткосрочные курсы особых знаний не дадут, но ведь и самообразование никто не отменял. В этом варианте дело в желании учителя и то насколько родители идут на сотрудничество.
Зато на контрольной предоставят весь справочный материал и наглядность
Контрольные работы
Контрольные работы дети, обучающиеся по АООП, пишут свои, соответствующие собственной программе. Им может быть выдан весь наглядный материал и увеличено количество времени на написание контрольной. Это конечно великое благо и только за этим уже следует проходить ТПМПК. Ученик справедливо получает свою отметку, его достижения не сравниваются с достижениями и результатами класса (там бы он плелся в хвосте, а тут может и твердую «четверку» честно заработать).
Дети с ЗПР в школе | Опыт обучения детей с ЗПР
Как по-настоящему проходит обучение таких детей в одной, знакомой мне школе (все факты выдуманы, а совпадения случайны)
Сразу хочу отметить — если ребенок с более-менее помогающими родителями и сильным, с желанием работать учителем (тут важно именно два этих фактора, по одиночке не работает), то вытянуть ребенка на твердое «три» можно. Возможно даже усвоение некоторых тем на более высокую отметку. И к концу началки ученик выравнивается и уходит в пятый класс массовой школы на общих условиях.
Это в идеальном мире конечно.
На практике в моей выдуманной школе происходит так: Учитель, у которого 40 детей, получает еще и 2-3 ЗПРок, обучающихся по индивидуальной программе. Заполняет на них массу документации, подшивает к программе особенные, составленные только для этих детей контрольные работы и задания. Будет ли педагог всем этим заниматься, учитывая, что за данную работу никаких доплат он не получает? Сомневаюсь. Учитель просто «рисует» ребенку тройки, переводя его из класса в класс.
Будет ли реализована внеурочная работа? В той гипотетической школе она реализована так: организованы логопедические занятия, 2-3 раза в неделю в составе подгруппы с детьми (и это здорово). В остальном положение не столь радужное. 50-60 детей на одну ставку дефектолога . К слову, по законодательству детей должно быть от 6 до 12. Ритмики нет и в помине.
Источник: dzen.ru
Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении.
Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО). Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.
Дети с ЗПР
- педагогическая запущенность;
- систематические психотравмы;
- неприемлемые условия воспитания;
- ограниченность жизнедеятельности ребенка.
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.
При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.
Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
- тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
- в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета.
Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная.
Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства
характеристики
Источник: arbat25.ru
Обучение детей с ЗПР
С каждым годом, детей с ЗПР становится все больше, им требуется обучение, учитывающее их особенности, специфику взросления. И позволяющее интегрироваться в общество, максимально развить свои способности.
Современные педагоги и психологи считают ребят с таким диагнозом обучаемыми, способными освоить необходимые навыки для жизни в социуме. Однако, чтобы дать необходимое образование детям с ЗПР, взрослым необходимо обладать специальными знаниями и квалификацией.
Особенности обучения
Диагноз «задержка психического развития» ставится ребенку до начала полового созревания. Он означает, что какие-то из психических функций мозга развиваются медленнее, чем у сверстников, из-за чего возникают некоторые трудности в развитии. Как правило, у детей с ЗПР страдает обучаемость.
Фактически, при начатой вовремя коррекционной работе, к периоду полового созревания подростки выравниваются со сверстниками и в дальнейшем ведут общепринятую жизнь. Практически ничем не выделяясь на фоне одногодок.
Если после 13-14 лет ребенок все еще выказывает признаки ЗПР, его диагноз пересматривается.
Речь может идти об инфантилизме и умственной отсталости.
Часто задержку психического развития выявляют уже к 3 годам, что позволяет начать коррекционные мероприятия с самого младшего возраста. Подготавливать к обучению такого ребенка начинают раньше, чем его сверстников. Ему сложнее освоить даже простые навыки, научиться учиться.
Работа с особенными малышами требует от педагогов и родителей терпения и специальных навыков. Потому что даже несложное для сверстника задание, будет представлять для ребенка с ЗПР серьезные затруднения.
Условия результативного обучения:
- Учитывает уровень и специфику конкретного ребенка.
- Работа только в небольших группах с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.
- Вовлеченность родителей, родственников. Обучаемость детей с ЗПР зависит еще и от желания и умения работать с ними не только педагогов в специальных учреждениях, но и родителей. Ведь времени на освоение даже простейших навыков, деткам необходимо больше.
- Контроль динамики показателей. Постоянно проводятся специальные тесты, отслеживающие развитость основных психических функций.
- Многозадачность процесса. Одно упражнение направленно на развитие нескольких способностей одновременно.
Перед тем, как определить школу, в которой будет проводиться обучение детей с ЗПР, устанавливают разновидность диагноза. Каждая из них имеет особенности, определяющие, где обучаются дети с ЗПР:
- Церебрально-органическая считается сложной с педагогической точки зрения, так как дети безразлично относятся к окружающему, страдают инертностью мышления. Педагогические мероприятия основываются на работе по коррекции проявлений патологии ЦНС.
- Психогенная. Возникает вследствие психологических травм, поэтому работа прежде всего нацелена на устранение их последствий.
- Конституциональная. Ребята с этим типом инфантильны и легко внушаемы, невнимательны. Задача педагога в данном случае – развить внимательность, научить концентрироваться на одной задаче.
- Соматогенная. Задержка психофизического развития. Пациенты часто испытывают неконтролируемый подсознательный страх перед обучением, возможной ситуацией неудачи. Специалисты создают атмосферу регулярных маленьких побед, поощрений, чтобы обучающийся чувствовал себя более комфортно. Одновременно проводятся занятия по физическому развитию.
Варианты обучения детей с ЗПР
При определении места будущего обучения учитываются возможности у детей с ЗПР. Исходя из них создаются малочисленные группы в специализированных или рядовых учебных заведениях.
Необходимы дополнительные занятия со специалистами, направленные на развитие навыков и способностей деток, позволяющих полностью интегрироваться в общество. Чем раньше начинается работа профессионалов, тем быстрее достигается результат.
Согласно законодательству Российской Федерации, для обучающихся с ЗПР созданы специальные заведения, отдельные классы на базе классических общеобразовательных школ, детских садов.
Такие организации относятся к образовательным учреждениям 7 типа. В них дается дошкольное и школьное образование 1, 2 ступени (начальное, базовое общее образование). Поступить в класс возможно после подтверждения диагноза медицинской комиссией и при желании родителей.
В подготовительный класс спецшколы ребята идут с 6 лет, а в 7 лет становятся первоклассниками, как и их сверстники.
Обучение проводится по тем же учебникам, что и в рядовых классах, но материал сокращается для лучшего усвоения. Уроки проводятся не дольше 20 минут. Потому что детки с задержкой психического развития не могут сохранять внимательность, заинтересованность процессом обучения дольше.
Методы обучения отличаются разнообразием, многонаправленностью используемых упражнений.
Обязательно предусматриваются академические часы для работы с иллюстративным, дидактическим материалом.
Достигнув определенного возраста после прохождения медицинской комиссии с ребенка может быть снят диагноз, тогда он переводится в стандартную школу и продолжает образование по стандартной программе.
Специализированное обучение
Организация обучения детей с ЗПР, достигших возраста школьников, – серьезная задача государства. Для этого созданы все условия: отдельные группы в детских садах, специализированные коррекционные школы и классы на базе общеобразовательных школ.
После внедрения ФГОС НОО, ребята с задержкой психического развития обучаются в рядовых классах общеобразовательной школы со сверстниками. Однако в таком случае им предоставляется на уроке помощь тьютора, помогающего освоить максимум изучаемого материала.
Помимо уроков, врачи, педагоги проводят дополнительные занятия и исследования, чтобы отследить динамику развития каждого обучающегося, выявить причины заболевания и скорректировать их.
Коррекционное образование имеет несколько ведущих направлений:
- диагностическое;
- лечебно-профилактическое;
- корректирующее;
- консультативное;
- развивающее;
- социально-трудовое.
В случае успешной коррекционной работы, учащиеся прекращают обучение в специализированном классе и переходят в общеобразовательный. Где продолжают обучение наравне со сверстниками.
Источник: newneuro.ru