Большинство родителей хотят, чтобы их дети хорошо учились. Но ожидания часто расходятся с реальностью. Что делать? Ругать и наказывать за плохие оценки? Ребенок начнет нервничать из-за учебы или совсем про нее забудет.
Задача родителя в другом: выяснить причину двоек и троек, а затем помочь ее решить.
1.Незаинтересованность в учебе
Мотивация бывает внешней и внутренней. У младших школьников преобладает внешняя: им важно, чтобы их хвалили учителя и родители.
Если вы хвалите ребенка, но он все равно не хочет делать уроки, попробуйте добавить в обучение элементы игры: выполняйте упражнения на скорость, используйте любимые игрушки ребенка, берите дополнительные подручные инструменты, например, маркерную доску. Чем интереснее процесс обучения, тем больше у ребенка будет желание получать новые знания.
В подростковом возрасте дети уже начинают задумываться о будущем, поэтому для них главной становится внутренняя мотивация. Но она бывает недостаточно сильной из-за того, что подросток хочет проводить больше времени с друзьями, не понимает ценность образования и просто ленится.
РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ? #дети
У подростков уже есть свое мнение, амбиции и авторитеты, в число которых родители часто не входят, поэтому взрослым сложно повлиять на мотивацию старших школьников. Чтобы ребенок начал прислушиваться к вашему мнению, нужно регулярно обсуждать с ним его интересы и акцентировать внимание на важности обучения.
Но главное — не давить и не навязывать свою позицию, а приводить весомые аргументы и пытаться вдохновить.
2.Отсутствие индивидуального подхода
Все дети воспринимают информацию по-разному. Одни школьники аудиалы и им все легче дается на слух, другим важно прочитать материал. А кому-то для запоминания нужно сделать зарисовки и конспект прочитанного. Поэтому задача родителя — помочь ребенку с выбором удобного способа обучения и научить применять его в жизни.
3.Большое количество дополнительных занятий
Многие родители стараются вырастить детей разносторонними личностями, поэтому отдают их в многочисленные кружки и секции. Конечно, при таком плотном графике у ребенка не остается времени и сил на выполнение домашней работы и подготовку к урокам. Как итог, снижается успеваемость.
Если вы видите, что ребенок сильно устает, откажитесь от части дополнительных занятий и оставьте только те, которые нравятся ему больше всего. У него обязательно должно быть свободное время для полноценного отдыха.
Источник: www.psychologies.ru
Если ребенок стал «отстающим».
статья (2 класс) по теме
Результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он неуверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой, между прочим: «Ну, какой же ты бестолковый!» — только подливает масло в огонь. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом говорят ребенку порой больше громких слов.
Ребенок отстает в учебе. Как быть? Сергей Ивашкин
Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Второе — настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).
Третье — ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
Четвертое — забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
Пятое — не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
Шестое — интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения.
Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил. все нервы вымотал. «. Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребёнок. Себя все родители жалеют, вот ребенка — очень редко. Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров.
Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него.
Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню. Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки — но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее.
Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и » на расправу» другого. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом.
И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны! Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
Седьмое — не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать все его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
Восьмое — работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр.
Девятое — но очень важное! — детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть. Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого).
Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно, в каникулы.
Десятое, и последнее — своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации.
Предварительный просмотр:
30 рекомендаций родителям учеников начальной школы
- Будите утром ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать спокойный ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «Вчера предупреждали».
- Не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
- Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придётся работать.
- Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы не было плохих отметок».
- Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу: «что сегодня получил». Встречая ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
- Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерывы, лучше, если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребёнку работать одному, но если уж нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я помогу»), похвала (даже, если не всё получается) – необходимы.
- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дело, заботы, радости и неудачи.
- Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия, по поводу педагогической тактики, решайте без ребёнка, Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдёте много полезного.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов). Конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3-й четверти – в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учёбе.
- Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний неприятностей перед сном, напоминание о завтрашней контрольной и т.п.
- Верьте в ребёнка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он «все может, всего достигнет», стоит ему захотеть.
- Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решёнными задачами, и, когда у ребёнка (да и у Вас) уже опускаются руки, достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!»
- Чем труднее и неудачнее сложился день для Вашего ребёнка, тем внимательнее должны быть к нему Вы. Обязательно найдите, за что похвалить ребёнка и только после этого можете закончить разговор с ним.
- Не заставляйте ребёнка переписывать домашнее задание. Во-первых, это не интересно, утомительно, значит не приятно. Кроме того, не забывайте, что ребёнок утомлён, расстроен, у него ещё слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведёт к переутомлению. Пусть учится делать уроки аккуратно сразу.
- Низкая оценка – это психологическая травма для ребёнка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И Вы, и ребёнок должны понимать, что оценка, как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь не доучили, не разобрались, не достаточно постарались; а не повод расквитаться с ребёнком за Ваши, кстати, добровольно взятые на себя, тревоги.
- Обращайте внимание, акцентируйте, проповедуйте: нужны усилия, необходим труд. Дайте ему понять, что успех чаще всего зависит от усилий, от вложенного труда, чем от удачи, случая, вашей помощи. Успевайте заметить и отметить любое усилие, которое привело ребёнка к успеху или улучшило качество работы. Избегайте намёков на то, что ошибка или неудача – следствие отсутствия способностей.
- Помните, любую Вашу оценку ребёнок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность: «тройка – я плохой».
- Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение.
- Не сравнивайте успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей Ваших знакомых. Сравнивайте ребёнка только с ним самим. Раньше умел, теперь уже можешь.
- Ставьте краткосрочные (ближние) цели с тем, чтобы ощущение постоянного успеха не покидало его. Частный успех развивает чувство мастерства, совершенства, которое насыщает мотивацию к учению.
- Заранее делайте ставку на успех: отбирайте для объяснений объём материала, которым ребёнок может овладеть наверняка (приложив, разумеется, некоторое разумное усилие).
- Если дети тугодумы, чтобы «поднять их», прибегайте к позитивным установкам: «Это задание может показаться трудноватым, но я уверена, что ты с ним справишься».Подчёркивайте, напоминайте, внушайте: учению нужно учиться. Решайте проблемные задачи, учитесь находить ответы и постигать смысл с тем, чтобы вместе познавать вкус и ценность учёбы как таковой.
- Любите ребёнка таким, какой он есть! (на наш взгляд — это лучшая рекомендация родителям )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕСЛИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ
Советы родителям, что делать, если ребенок испытывает страх. Советы даны психологом.
Что делать, если ребенок заикается или картавит?
На вопросы читателей «Комсомолки» ответили начальник отдела дошкольного образования департамента образования администрации города Омска Елена КИРПОТА, учитель-логопед средней общеобразовательной школы.
Если ребенок не хочет учиться
Не хочет? Не может? Что делать.
Если ребенок врет, что делать? Наказывать? Проводить беседу? Верить? Надеяться, что это больше не повторится?
Если ребенок врет, что делать? Наказывать? Проводить беседу? Верить? Надеяться, что это больше не повторится.
Если ребенок не хочет жить. Описание психокоррекционной работы по методу символдрамы и в технике игровой психотерапии
В статье рассматриваются основные причины случаев суицидальных желаний у детей и подростков в контексте психокоррекционой работы в зависимости от возраста ребенка. На конкретном примере психокор.
Если ребенок – левша
Советы психолога родителям «Завитки раковины за редкими исключениями завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота». .
Источник: nsportal.ru
Почему не нужно переживать, если ребёнок отстаёт в учёбе
Маша вдумчива и любит во всём доходить до сути, Саша легко заучивает то, что слышит, но не вникает в смысл, Тимур очень застенчив и боится отвечать у доски ― будут ли они показывать совершенно идентичные академические результаты? Разумеется, нет. Если только не использовать в обучении их сильные стороны, выстраивая для каждого отдельный образовательный трек. Как правило, школа этого не делает.
Неуспевающий = неспособный?
В интернете можно найти сотни статей на тему «Что ребёнок должен знать и уметь в 7/9/12 лет». На самом деле такие статьи бесполезны: все дети учатся и развиваются с разной скоростью.
История знает множество примеров успешных людей, которых в школе считали неуспевающими или даже отсталыми.
Альберт Эйнштейн, гениальный физик, в 7 лет с трудом мог говорить, в школе учился плохо и заслужил репутацию посредственного лентяя. Поэт Владимир Маяковский никак не мог научиться грамотно писать: как выяснилось позже, у него была дислексия. Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании, был последним в классе ― особенно плохо у него шла математика. Антон Чехов едва справился со школьной программой и никогда не получал отметки выше тройки.
Великий двоечник Альберт Эйнштейн
Таких примеров очень много, и они ясно показывают, что успеваемость как таковая мало говорит об истинных способностях ребёнка. Но она явно сигнализирует о том, что система обучения ему не подходит.
Ребёнок отстаёт. Что делать?
Детям не свойственны сомнения в своих силах. Любой малыш, учась ползать, уже демонстрирует чудеса отваги и амбициозности. Он встаёт и делает первые шаги, пусть неуверенные и шаткие. Он падает и, ничуть не смущаясь, продолжает попытки, пока не начнёт ходить, а потом ― бегать, прыгать, кататься на роликах и велосипеде.
И каждое новое достижение на этом пути мама и папа встречают с восторгом и одобрением. Точно так же дети учатся говорить, рисовать, общаться с окружающими ― органично и в доброжелательной атмосфере. Никому не придёт в голову отчитывать ребёнка за то, что его первые шаги не такие уж твёрдые, а слово «мама» он произносит нечётко.
Страх ошибки в детях воспитывают родители
Но в школе всё резко меняется. Ребёнок быстро замечает, что за ошибки теперь ругают и наказывают, а взрослые ждут от него свершений по расписанию. Дети прекрасно чувствуют тревогу взрослых, их раздражение и недовольство. И делают совершенно однозначный вывод: «Наверное, я плохой».
На самом деле проблема в том, что до сих пор ребёнок учился по своей траектории, ставя свои маленькие цели, двигаясь от победы к победе. И вдруг он попал в систему, где его желания не учитываются, а вместо них есть непонятные требования и стандарты.
Почему так важен индивидуальный трек?
Но тем не менее родители могут всерьёз волноваться из-за того, что ребёнок не освоил какие-то навыки: «Все дети выучили таблицу умножения, а мой так и не продвинулся дальше “2 × 2”! В чём дело?»
Чаще всего ― не в умственных способностях, а в мотивации. Дети учатся лучше, когда ставят перед собой собственные цели и двигаются в подходящем для них темпе. Так они осваивают навыки более эффективно, чем при традиционном обучении.
Индивидуальный трек ― ключ к хорошим оценкам
Например, в частных школах сети Summit (США) полностью изменили систему обучения, чтобы решить проблему успеваемости. 2 000 школьников в возрасте от 11 до 18 лет используют для обучения онлайн-платформу, которая отслеживает цели и поддерживает мотивацию учащихся. Система собирает данные об успехах каждого ребёнка и вносит их в персонализированный план обучения. Платформа автоматически адаптирует уроки и контент для каждого ученика ― даёт больше заданий для отработки тем, которые идут со скрипом, или формирует домашку так, чтобы ребёнку нравилось её делать. Ученик может поставить цель, а система сама соберёт для него учебный план и покажет, сколько пройдено, что предстоит изучить и сколько времени на это потребуется.
«Схема Summit соответствует некоторым фундаментальным принципам теории постановки целей, ― говорит Крис Халлеман, педагог-психолог из Университета Вирджинии. — Люди работают продуктивнее, когда они видят цель и прогресс. Ни один учитель не может отслеживать и давать обратную связь по целям отдельных детей в классе так, как это может делать программное обеспечение».
В России по таким же принципам работает онлайн-школа Skysmart . Дети учатся на интерактивной платформе: выполняют упражнения, которые проверяются автоматически, могут делать заметки, следить за прогрессом. Прогресс оценивается постоянно, а не пару раз в год на контрольных. Поэтому и программа всё время адаптируется к ученику, его особенностям, склонностям, интересам.
Учитель же выполняет роль наставника, который помогает поддержать интерес к учёбе и объясняет трудные темы. Главное, чтобы ребёнок полностью усвоил материал. А успеваемость при таком обучении уже не имеет значения — никого не нужно догонять, можно учиться в своём темпе.
Источник: dzen.ru