В тех ситуациях, когда ребенок проявляет отказ от выполнения заданий, важно попытаться выяснить с чем это связано. Это может быть отказ из-за отсутствия интереса к выполнению подобного рода заданий (на что ребенок имеет полное право), накопившейся усталости или плохого самочувствия в настоящий момент, о котором, например, ребенок с отсутствующими речевыми навыками не может сообщить. Довольно часто подобное поведение связано с наличием трудностей в самостоятельном выполнении задания, с непониманием инструкции, что доставляет ребенку дискомфорт и, как следствие, нежелание выполнять требование взрослого.
После выяснения причин отказа для развития у ребенка навыков сотрудничества, успешности в выполнении заданий, повышения мотивации к обучению возможно использовать следующие стратегии:
- Создание четкой, из раза в раз повторяющейся, структуры занятий. Для наглядной иллюстрации структуры занятий может использоваться визуальное расписание.
- Оказание помощи ребенку в затруднительных ситуациях, своевременное предъявление различного рода подсказок (физических, словесных, жестовых, визуальных, образца выполнения). Ребенку важно быть уверенным в том, что ему помогут в случае затруднения.
- Использование простых заданий. Очень часто дети отказываются выполнять задания, которые для них трудны. В таком случае следует давать более простое задание.
- Уменьшение объема заданий. Часто ребенка пугает увиденный объем работы. Тогда можно делить задание на составные части и последовательно предоставлять их ребенку. Сначала он выполняет только первую часть. За это получает какую-нибудь награду (лакомство, любимую игрушку на 5 минут или просмотр фрагмента любимого мультфильма). После этого можно приступать к следующей маленькой части. Постепенно части увеличиваются.
- Уменьшение времени выполнения задания. Например, сначала ребенок выполняет задания 3-5 минут, потом отдыхает, потом еще 3-5 минут и т.д. Важно постепенно увеличивать время.
- Систематическое использование перерывов (время отдыха) в ходе занятия, которые должны быть отражены в визуальном расписании (время отдыха).
- Использование поощрения. Ребенок должен понимать, что за каждое (даже не очень аккуратно) выполненное задание его ждет похвала или, возможно, какое-то вещественное поощрение (жетон, наклейка, смайлик).
В том случае, если коммуникативные навыки у ребёнка не сформированы, то одна из важных задач, которая должна быть поставлена, это обучить ребенка сообщать доступным и адекватным для него способом о своем состоянии, желании или нежелании что-либо делать.
Какие бывают варианты у адаптированной программы
Очень важно, чтобы рядом с ребенком во время выполнения заданий находился взрослый в спокойном, уравновешенном эмоциональном состоянии! Взрослый служит для ребенка внешним организатором деятельности. Если Вы чувствуете, что раздражаетесь — делайте перерыв на чай или другое занятие, которое Вас отвлечет.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Ребенок отстает в учебе. Как быть? Сергей Ивашкин
Какие навыки необходимы для обучения ребёнка в школе?
Для обучения ребенка в школе нужно сформировать учебное поведение, которое включает в себя:
- навыки социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками (уметь имитировать действия взрослого, уметь следовать простым указаниям другого человека, выполнять просьбы, уметь работать с разными педагогами);
- навыки групповой работы (выполнять задания за столом в течение определенного промежутка времени, уметь следить за учителем, уметь выполнять фронтальные инструкции, уметь ждать, уметь поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, ответить на вопрос, уметь выполнять действия по очереди, уметь работать в парах или небольших командах);
- навык следования правилам (следовать расписанию школьного дня и/или урока, спокойно ждать перехода к следующей деятельности или в другое помещение, самостоятельно работать над заданием, выходить к доске по просьбе учителя и возвращаться потом обратно за парту, собирать вещи в портфель и вынимать их из портфеля, следить за порядком на своем рабочем столе и др.).
- санитарно-гигиенические и навыки самообслуживания. Это очень важно сформировать в дошкольном возрасте.
Навыки, необходимые для обучения ребенка в школе формируются в группах подготовки к школе, в группах кратковременного пребывания, в детском саду. В данной работе задействованы все специалисты, которые работают с ребенком (воспитатели, тьюторы, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги дополнительного образования.)
Ключевые задачи для предстоящего школьного обучения — научить ребенка сидеть за партой хотя бы 10-15 минут, слушать и выполнять фронтальную инструкцию. Для этого необходимо организовать для ребенка регулярные занятия в детском саду, группе по подготовке к школе или дома. И увеличивать постепенно их продолжительность.
Также до школы необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики, ведь в школе с первых дней ребенку нужно будет держать карандаш или ручку и уметь нажимать для написания, раскрашивания и т.д. Существует огромное количество пособий по подготовке руки к письму. Предпочтение отдается тем, в которых требуется обвести, заштриховать или раскрасить.
Для развития мелкой моторики очень полезно работать с пластилином, глиной или тестом: мять, катать колбаски и шарики, расплющивать, делать «пирожки» и т.д. Полезно выполнять различные задания с мелкими камушками, бусинками, деталями мозаики, фасолью, горохом. В ряде случаев это оказывается более важным, чем формирование академических навыков.
Желательно также, чтобы к моменту подготовки к школе ребенок владел некоторыми академическими навыками (например, счет до 10 и обратно, пересчет различных предметов, умение использовать пальцы одной руки для счетных операций в пределах 3-5). Полезно знание нескольких букв и умение их сливать в слоги, знание наизусть нескольких слогов.
Познакомиться с дополнительной информацией о подготовке ребенка с РАС к школе можно в следующем методическом пособии
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor
Что делать, если ребёнок не усваивает школьную программу?
Детям с РАС во многих случаях трудно понять и усвоить учебный материал даже в том случае, если для них подобран вариант Адаптированной основной общеобразовательной программы, соответствующий уровню их развития. Традиционно использующиеся учебные пособия, соответствующие варианту адаптированной программы, часто не позволяют детям с РАС осваивать образовательную программу в необходимом объеме, возникает множество трудностей при обучении.
Ребенок может не усваивать школьную программу по ряду причин.
Во-первых, дети с РАС недостаточно понимают обращенную речь и, в частности, разнообразные инструкции к заданиям. На первоначальных этапах обучения рекомендуется использовать одинаковые инструкции к однотипным заданиям. Так ребенок постепенно запомнит их и будет понимать, что от него требуется при выполнении того или иного задания. Также для улучшения понимания речи рекомендуется использовать большое количество наглядного демонстрационного материала (реальные предметы, иллюстрации, видео).
Во-вторых, у ребенка с РАС могут быть снижены темповые характеристики деятельности, в частности, он может медленно читать, писать, выполнять другие виды деятельности. В этом случае на уроке рекомендуется уменьшить объем выполняемых заданий без снижения требований к их содержанию. Так ребенок будет заканчивать выполнение заданий в одном темпе с классом, чувствуя при этом себя успешным, что будет способствовать поддержанию его мотивации в дальнейшем. При выполнении домашних заданий необходимо договориться с педагогом, какие задания должны быть выполнены обязательно, а какие по мере возможности (если останется время, если ребенок сам захочет).
В-третьих, используемые учебные пособия и способы обучения недостаточно учитывают особенности обучающихся с РАС. В такой ситуации для того, чтобы ребенку было легче учиться в школе, наиболее трудный для каждого конкретного учащегося учебный материал необходимо адаптировать под его возможности. Могут использоваться различные специальные способы и приемы работы, например:
- использование дополнительной визуализации, которая поможет ребенку понять незнакомые слова, сложные абстрактные понятия;
- использование визуальных алгоритмов при выполнении заданий: решение задач, различные виды разборов по русскому языку и др. (ребёнок шаг за шагом выполняет задание по алгоритму, добиваясь положительного результата);
- использование в процессе обучения мотивационного стимульного материала, например, при формировании навыков счёта, решении задач, написании диктантов и др. (любимые предметы, герои мультфильмов, темы, относящиеся к сверхценным интересам ребенка).
Подробнее с эффективными приемами и способами обучения детей с РАС можно ознакомиться в методическом пособии:
В ряде случаев при стойких трудностях в обучении по большинству учебных предметов может встать вопрос о соответствии варианта Адаптированной основной образовательной программы возможностям и потребностям ребенка. В таком случае родителям (законным представителям) ребенка рекомендуется повторно посетить Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения образовательного маршрута.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Как помочь ребенку при выполнении домашних заданий?
При выполнении домашних заданий рекомендуется:
- Визуально обозначить ребёнку режим дня и четко его придерживаться.
Создание такого визуального расписания дня поможет ребенку структурировать своё время, сделает предстоящие события, включая выполнение домашних заданий, более предсказуемыми, вызывающими меньше негативных эмоций.
Для визуализации времени обязательно нужно использовать таймер, благодаря которому ребёнок будет четко видеть, сколько времени осталось на отдых и через сколько нужно будет заниматься. За некоторое время до начала занятия необходимо сообщить ребенку: «Через 10 минут мы начнем выполнять домашнее задание». И обратить его внимание на таймер.
В процессе выполнения заданий также обращаем внимание ребенка на таймер. Важно рассчитать, сколько времени нужно ребенку для выполнения заданий по конкретному предмету. Оно не должно быть слишком маленьким, иначе ребенок не успеет.
Всё домашнее задание, которое предстоит сделать ребёнку, необходимо разбить на части в виде плана. Это могут быть карточки с названиями уроков, а рядом с каждым уроком номера упражнений или другие задания, которые необходимо сделать. Так, по мере выполнения, можно будет убирать карточку с уроком, домашнее задание по которому уже выполнено, а также зачёркивать, а затем убирать сделанные номера и задания.
Могут ли ребёнка отчислить из коррекционного сада, если он не усваивает программу?
Здравствуйте. Ходим в коррекционный детский сад с сентября 2019 года, группа для детей с лёгкой уо, дети там самого младшего возраста в саду, скоро заканчивается срок предыдущей ПМПК, сад готовит документы для повторной комиссии, и в заключении написано, что ребёнок не усваивает программу, плачет, нет самообслуживания и т.д. И что тогда комиссия может порекомендовать?
Категория:
- психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
- детский сад
- юридическая помощь
Комментарии
Надежда (администратор). 16:35, 01.04.2020.
Отвечает юрист Анна Басова: Если ребенок не усваивает текущую адаптированную образовательную программу, ПМПК может порекомендовать более легкий вариант или перевести его на другую программу. Другое дело, необходимо разобраться, по каким именно причинам детским садом делается такой вывод?
Возможно, ребенку просто нужна дополнительная помощь ассистента, какие-то коррекционные курсы, большее количество индивидуальных занятий с психологом и другими специалистами и т.п. Данные опции могут быть также прописаны в новых рекомендациях.
Вам как родителю со своей стороны следует проанализировать данную ситуацию, может быть, обратиться за альтернативным заключением к стороннему педагогу, психологу; собрать рисунки, поделки ребенка и предоставить их комиссии. Крайне важно комплексно подойти к оценке состояния ребенка с ОВЗ и сообщить ПМПК все нюансы, которые Вы наблюдаете в его развитии и взрослении. В случае же, если комиссия крайне формально отнесется к анализу психофизического развития и способностей ребенка к образованию, и Вы будете понимать, что их рекомендации не отражают текущие потребности, рекомендую обжаловать заключение ПМПК. Это можно сделать как в вышестоящую (центральную) ПМПК, так и в судебном порядке. Нет сомнения, что рекомендации ПМПК должны максимально соответствовать потребностям ребенка и помогать, а не препятствовать его развитию.
Добавить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Последние комментарии
Запись Технические изделия для инвалидов в ПНИ 1
7 июля 2023, 23:47 от Надежда (админи.
Запись Карантин в ПНИ 1
29 июня 2023, 22:56 от Надежда (админи.
Запись 7 вид обучения в общеобразовательной школе 32
27 июня 2023, 13:08 от Альвина
Запись ПМПК и тьютор 1
20 июня 2023, 17:14 от Надежда (админи.
Источник: www.osoboepravo.ru
Если ребенок не усваивает адаптированную программу
Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…
Попробую ответить на этот вопрос подробно.
Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто они остаются и до 9 класса.)
Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать?
Перво-наперво – найти в литературе либо в сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).
Следующим и самым главным шагом будет составление для этого ученика АОП (адаптированной образовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых. Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу.
Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях (возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.
Содержание программы для детей с ЗПР практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто не сможет двигаться дальше.
Возможно, придётся на какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем, какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки». Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной организации, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале.
Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении школьных предметов.
Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки, физкультуры и т.д.), медицинские работники, родители… (В связи с этим и составляется АОП всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит.
Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога.
Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» с обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати, задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).
Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.
Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание.
Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов.
Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.
Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»?
Тут напомню, что обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.
Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».
Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).
Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!
А сейчас ещё несколько советов.
Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.
Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии. Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).
В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).
Елена Михайловна Белоусова,
педагог-психолог Красноуфимской психолого-медико-педагогической комиссии
Источник: topmpk.jimdofree.com