1. Медведовский И.Д., Семьянов П.В., Леонов Д.Г., Лукацкий А.В. Атака из Internet. – М.: Солон-Р, 2002.
2. Галатенко В. А. Основы информационной безопасности. – М: Интернет-Университет Информационных Технологий – ИНТУИТ.РУ, 2003.
3. Щербаков А. Ю. Введение в теорию и практику компьютерной безопасности. – М.: Издательство Молгачева С. В., 2001.
4. В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – СПб: Питер, 2000.
Виды ошибок
Ошибки анализа.
Связаны либо с неполным учетом ситуации, которые могут возникнуть, либо с неверным решением задачи.
К 1 случаю относятся, например, пренебрежение возможностью появления отрицательных значений переменных, малых и больших величин.
Во 2 случае обычно имеют место крупные и мелкие логические ошибки, из которых можно назвать:
- Отсутствие заданий начальных значений переменных.
- Неверные условия окончания цикла.
- Неверную индексацию цикла.
- Отсутствие задания условий инициирования цикла.
- Неправильное указание ветви алгоритма для продолжения процесса решения задачи.
Ошибки общего характера.
ВЕЛИКАЯ ТЕОРЕМА ФЕРМА #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэ
После того, как найден подходящий алгоритм решения задачи, на этапе программирования также могут появиться ошибки, независимо от выбранного языка.
Такими ошибками могут быть:
- ошибки из-за недостаточного знания или понимания программистом языка программирования или самой машины
- ошибки, допущенные при программировании алгоритма, когда команды, используемые в программе, не обеспечивают последовательности событий, установленной алгоритмом.
Ошибки физического характера.
Можно назвать несколько типов ошибок, вызываемых неверными действиями программиста:
- Пропуск некоторых операторов.
- Отсутствие необходимых данных.
- Непредусмотренные данные.
- Неверный формат данных.
Большое значение для успешной отладки программы имеют простота и рациональность ее кодирования.
Когда программа написана аккуратно и логично, легче избежать ошибок или выявить их в случае возникновения.
Следует избегать возможных программистских трюков, т.к. чем их больше, тем труднее отладка программы для самого автора, а кто-то другой этого сделать просто не сможет.
Правильность программ.
Любые программы — правильные в отношении их логического построения только для определенного типа данных, поэтому необходимо четко определить область значений данных, в которой программа способна функционировать. Необходимо вводить операторы, позволяющие проверить, находятся ли данные в установленных границах.
Нарушение правильности может проявляться двумя способами:
- неверная синтаксическая конструкция программы
- программа выдает неверные результаты
Правильность синтаксиса означает, что должны быть точно сформированы наименования переменных; арифметические и логические операции должны подчиняться определенным синтаксическим правилам и т.п.
Лжецы Ферма [Numberphile]
Синтаксические ошибки.
Выявление транслятором синтаксических ошибок представляет собой самый важный и необходимый этап отладки программы.
Если под синтаксической ошибкой понимать «всякое нарушение требований языка программирования», то следует признать, что многие ошибки остаются необнаруженными.
В качестве примеров синтаксических ошибок можно назвать:
- пропуск необходимого знака пунктуации
- несогласованность скобок
- пропуск нужных скобок
- неправильное формирование оператора
- неверное образование имени переменной
- неправильное использование арифметических операторов
- неверное написание зарезервированных слов
Примерами синтаксических ошибок, охватывающих взаимодействие двух или более операторов, могут служить:
- Противоречивые команды.
- Отсутствие условий окончания цикла.
- Дублирование или отсутствие меток.
- Отсутствие описания массива.
- Запрещенный переход.
Советы по устранению ошибок:
- Если ошибок много, то в первую очередь устранить очевидные.
- Обратиться к руководству по программированию на данном языке (справка).
- Выбрать хороший отладочный компилятор.
Неопределенные переменные.
Распространенными источниками программных ошибок являются неопределенные переменные и переменные, для которых не заданы начальные значения.
Определение начальных значений:
- Присваивание.
- Ввод.
- Чтение из файла.
Разные прогоны программы с одними и теми же данными могут привести к различным результатам.
Обнаружение ошибок.
Ситуации, по которым мы определяем, что в программе есть ошибка:
- Отсутствует уверенность в том, что программа начала выполняться.
- Программа начала выполняться, но произошел преждевременный останов с выдачей или без выдачи сообщений о системной ошибке.
- Программа начала выполняться, но зациклилась.
- Программа выдала неправильную информацию.
Любая из этих ситуаций требует от программиста проверки последовательности выполнения команд. Обычно для этого пригодна трассировка.
Процесс обнаружения ошибок характеризуется выявлением двух мест в программе:
- точки обнаружения
- точки происхождения
Точка обнаружения — место в программе, где ошибка себя проявляет или становится очевидной.
Точка происхождения — место в программе, где возникают условия для появления ошибки.
Точка обнаружения выявляется первой и служит отправным пунктом для поиска точки происхождения.
Действительная ошибка исходит не из точки обнаружения, а из точки происхождения.
Виды отладки. Защитное программирование.
Отладка начинается с того момента, когда перестают выдаваться сообщения о синтаксических ошибках. Вначале процесса отладки надо использовать простые тестовые данные. Если при этом получаются верные результаты, следует переходить к тестированию программы на более сложных данных. Если результаты не верны, возможны следующие ситуации:
- Синтаксических ошибок нет, но программа не скомпилирована. Подобные ситуации встречаются редко и свидетельствуют о наличии какой-то принципиальной ошибке в программе. В этих случаях обычно появляется сообщение о тех или иных системных ошибках, которые можно использовать в качестве вспомогательного средства для выявления имеющихся ошибок.
- Программа скомпилирована, работает, но не выдает результатов. Такие неполадки вызываются какими-либо логическими или синтаксическими ошибками. Примером ошибки служит ситуация, когда программа начинает работу и сразу уходит на ветвь окончания выполнения задания, не выдав результатов. Системная ошибка имеет своей первоосновой некоторую программную ошибку, которая заставляет ОС прервать процесс выполнения программы. Сигнал прерывания может исходить от оборудования самой ОС или скомпилированной программы.
- Программа скомпилирована, работает, но происходит преждевременный останов. Ошибки, приводящие к преждевременному прекращению работы и сопровождаемые затем сообщением о системной ошибке, называют «взрывами » или «воронками».
- Программа скомпилирована, работает, но выдает неправильные результаты. Достижение этой стадии говорит, что программа в принципе работает правильно, а ее логика работает почти точно.
- Программа зациклилась. На этом этапе отладки необходимо произвести разбор циклов.
Защитное программирование характеризует такой стиль написания программы, при котором появляющиеся ошибки легко обнаруживаются.
Защитное программирование — это встраивание отладочных средств в программу.
Примером защитного программирования может служить метод заглушек при кодировании сверху вниз.
Источник: studopedia.info
Ситуации, возникающие при неверных результатах
Отладка начинается с того момента, когда компилятор перестает выдавать сообщения о синтаксических ошибках. В начале процесса отладки нужно использовать простые тестовые данные. Если получаются верные результаты, следует переходить к тестированию программы посредством более сложных данных. Если результаты неверны, то могут возникнуть следующие ситуации:
1) синтаксических ошибок нет, но программа не скомпилирована. В этом случае нужно выяснить причину, посмотреть все сообщения, если происходит системное прерывание, нужно путем сегментирования локализировать участок программы и ликвидировать причину;
2) программа скомпилирована, получен exe-файл, но нет результатов. От такой программы мало проку. Такие неполадки могут вызываться какими-либо логическими или системными ошибками. Возможна системная ошибка при реализации программы, когда программа ушла на прерывание (деление на ноль, обращение к области данных и восприятие их как инструкций, неверная индексация массива, переполнение или потеря значимости и т.д.);
3) преждевременный останов. Программа начинает работать, выдаются какие-то результаты, но затем работа программы преждевременно прекращается. Ошибки, приводящие к преждевременному прекращению работы программы и сопровождаемые затем сообщением о системной ошибке, называются взрывами (blowup) или воронками (cratered). Это тяжелые ошибки, так как они не дают возможности продолжать выполнение программы;
4) неверные результаты. Опытные программисты всегда считают это удачей, так как программа в принципе правильна, её логика работает точно, но нужно устранить ошибки, формирующие результат;
5) зацикливание. Этот вид ошибок обнаружить и локализировать несложно.
Создание консольного приложения
Microsoft Visual C++
Выполнимкоманду New из меню File. На вкладке Projects создадим проект с именем Ex_1. Выберем простое консольное приложение – Win32 Console Application.В текстовом поле Locationзапишем путь к папке, в которой система автоматически создаст файлы нового проекта (см. раздел 1).
После нажатия кнопки ОК,отобразится окно мастера проектов с набором опций, из которых выберем An empty project, а затем нажмем кнопку Finish.Далее щелкнем на кнопке, расположенной первой слева на стандартной панели инструментов (New Text File). Откроется новое окно редактирования, в которое введем код:
/* ПРИМЕЧАНИЕ: данная программа содержит ошибки,
введенные с целью обучить использованию средств отладки */
/* Следующая константа определяет размер массива */
#define SIZE 5
/* Прототип функции */
void print_them(int offset, char continue, int iarray[SIZE]);
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Ошибки программирования
Ошибки, которые обнаруживает компилятор, называют синтаксическими ошибками или ошибками компиляции. Синтаксические ошибки являются результатом ошибок в конструкции кода, таких как неправильное написание ключевого слова, пропуск необходимого знака пунктуации или использование открывающей фигурной скобки без соответствующей закрывающей фигурной скобки. Эти ошибки обычно легко обнаружить, поскольку компилятор говорит вам, где они находятся и что стало их причиной. Пример программы с синтаксической ошибкой:
public class ShowSyntaxErrors < public static main(String[] args) < System.out.println(«Welcome to Java); >>
Попытка компиляции приведённого кода:
Будет сообщено о четырёх ошибках, но в действительности программа содержит две ошибки:
- Во второй строке отсутствует ключевое слово void перед main
- Строка Welcome to Java должна быть закрыта закрывающей кавычкой в третьей строчке программы
Поскольку одна ошибка часто будет приводить к показу множества ошибок компиляции в разных строках, хорошей практикой является исправление ошибок начиная с верхней строки и постепенно двигаясь вниз. Исправление ошибок, которые ранее возникли в программе, может также исправить дополнительные ошибки, которые произошли позже.
Совет: если вы не знаете, как исправить ошибку, внимательно сравните вашу программу, символ за символом с похожими примерами в тексте. На начальном этапе обучения вы, вероятно, будете проводить много времени исправляя ошибки синтаксиса. Скоро вы будете знакомы с синтаксисом Java и сможете быстро исправлять синтаксические ошибки.
2. Ошибки во время выполнения
Ошибки во время выполнения – это ошибки, которые приводят к ненормальному обрывы работы программы. Они возникают во время работы программы, если среда обнаруживает операцию, которую невозможно выполнить. Обычно ошибки ввода становятся причинами ошибок во время выполнения. Ошибки ввода возникают, когда программа ожидает от пользователя ввода значения, но пользователь вводит величину, которую программа не может обработать. Например, программа ожидает получение числа, но вместо этого пользователь вводит строку, это приводит к ошибкам в программе, связанным с типами данных.
Другой пример ошибок во время выполнения – это деление на ноль. Это происходит, когда в целочисленном деление делитель равен нулю. Пример программы, которая вызовет ошибку во время выполнения:
public class ShowRuntimeErrors < public static void main(String[] args) < System.out.println(1 / 0); >>
3. Логические ошибки
Логические ошибки происходят, когда программа неправильно выполняет то, для чего она была создана. Ошибки этого рода возникают по многим различным причинам. Допустим, вы написали программу, которая конвертирует 35 градусов Цельсия в градусы Фаренгейта следующим образом:
public class ShowLogicErrors < public static void main(String[] args) < System.out.println(«Celsius 35 is Fahrenheit degree «); System.out.println((9 / 5) * 35 + 32); >>
Вы получите 67 градусов по Фаренгейту, что является неверным. Должно быть 95.0. В Java целочисленное деление показывает только часть – дробная часть отсекается, по этой причине в Java 9 / 5 это 1. Для получения правильного результата, нужно использовать 9.0 / 5, что даст результат 1.8.
Обычно ошибки синтаксиса легко обнаружить и легко исправить, поскольку компилятор даёт указания откуда пришла ошибка и что не так. Ошибки во время выполнения не трудны для поиска, поскольку причина и место для этих ошибок также показывается в консоли во время прерывания программы. Поиск логических ошибок, в свою очередь, очень сложный. В последующих главах вы обучитесь техникам трассировки программ и поиска логических ошибок.
4. Распространённые ошибки
Пропуск закрывающей фигурной скобки, пропуск точки с запятой, пропуск кавычки для строки и неправильное написание имён – всё это самые распространённые ошибки для новых программистов.
Частые ошибки 1: Пропущенные фигурные скобки
Фигурные скобки используются для обозначения в программе блоков. Каждой открывающей фигурной скобке должна соответствовать закрывающая фигурная скобка. Распространённая ошибка – это пропуск закрывающей фигурной скобки. Чтобы избежать эту ошибки, печатайте закрывающую фигурную скобку всякий раз, когда печатаете открывающую фигурную скобку как показано в следующем примере:
Если вы используете IDE такую как NetBeans и Eclipse, то IDE автоматически вставит закрывающую фигурную скобку каждой введённой вами открывающей фигурной скобки.
Частые ошибки 2: Пропуск точки с запятой
Каждая инструкция заканчивается ограничителем инструкции (;). Часто новые программисты забывают поместить ограничитель инструкции для последней инструкции в блоке как это показано в следующем примере:
Частые ошибки 3: Пропуск кавычки
Строки должны помещаться в кавычки. Часто начинающие программисты забывают поместить кавычку в конце строки как показано в следующем примере:
Если вы используете IDE, такую как NetBeans и Eclipse, то IDE автоматически вставит закрывающую кавычку каждый раз, когда вы ввели открывающую кавычку.
Частые ошибки 4: Неправильное написание имён
Java чувствительная к регистру. Неправильное написание имён – частая ошибка для новых программистов. Например, пишут слово main как Main, а вместо String пишут string. Пример:
public class Test < public static void Main(string[] args) < System.out.println((10.5 + 2 * 3) / (45 — 3.5)); >>
Проверь себя:
- Что такое синтаксические ошибки (ошибки компилятора), ошибки во время работы и логические ошибки?
- Приведите примеры синтаксических ошибок, ошибок во время выполнения и логических ошибок?
- Если вы забыли написать закрывающую кавычку для строки, какого рода ошибка возникнет?
- Если ваша программа должна считать целое число, но пользователь ввёл строку, возникнет ли ошибка во время работы программы? Если да, то какого рода это ошибка?
- Предположим вы пишите программу для вычисления периметра прямоугольника, но по ошибке написали программу, которая вычисляет площадь прямоугольника. Какого рода эта ошибка?
- Выявите и исправьте ошибки в следующем коде:
public class Welcome < public void Main(String[] args) < System.out.println(‘Welcome to Java!); >>
Источник: java9.ru