1. ВВЕДЕНИЕ
Справочники Единой системы электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан (ЕСЭДО) представляют собой систематизированный свод данных, применяемых при определении различных характеристик электронных документов в ЕСЭДО.
Использование единой нормативно-справочной информации в ЕСЭДО всеми организациями-участниками ЕСЭДО позволяет увязать неформализованные информационные потоки отдельного участника в общегосударственное информационное пространство.
- справочник «Виды документов»;
- справочник «Характеры вопросов»;
- справочник «Статусы обратившихся лиц»;
- справочник «Типы организаций и учреждений»;
- справочник «Типы подразделений»;
- справочник «Причины повторных обращений»;
- справочник «Принятых мер по обращениям»;
- справочник «Должности»;
- справочник «Корреспонденты»;
- справочник «Регионы»;
- справочник «Типы контроля».
Лотус Нотус ЕСЭДО
2. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ СПРАВОЧНИКОВ ЕСЭДО И РЕШАЕМЫЕ НА ИХ ОСНОВЕ ЗАДАЧИ
Сферой применения справочников ЕСЭДО является электронный документооборот государственных органов и ведомств – участников ЕСЭДО.
Внедрение единых справочников ЕСЭДО позволяет решить следующие задачи:
- стандартизация и унификация нормативно-справочной информации, применяемой при работе с электронным документом;
- структуризация и систематизация информации в области организационно-распорядительной документации;
- полноценный межведомственный информационный обмен и консолидация данных;
- обеспечение совместимости и взаимоувязывания функционирования элементов информационной среды;
- упрощение процедур работы с электронным документом.
3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СПРАВОЧНИКОВ ЕСЭДО И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Справочники ЕСЭДО разработаны по замечаниям и предложениям государственных органов с учетом нормативно-методической базы в области организационно-распорядительной документации.
В справочниках ЕСЭДО отражены как общие, так и специфичные определения участников ЕСЭДО.
Самые сложные по структуре из всех справочников ЕСЭДО являются справочники «Характеры вопросов» и «Корреспонденты».
Справочник «Характеры вопросов» систематизирован по общеуправленческим и отраслевым направлениям.
Структура справочника 4-уровневая и построена по принципу «раздел–подраздел-отдел–подотдел». На каждый уровень выделяется два разряда.
Раздел | Подраздел | Отдел | Подотдел |
XX | XX | XX | ХХ |
ЕСЭДО база 1
При выборе методов классификации и методов кодирования справочников учтены факторы удобства использования и возможности последующей детализации элементов.
Метод кодирования элементов данного справочника выбран серийно-порядковый с признаками последовательного метода, предполагающий образование кода из чисел натурального ряда путем закрепления отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.
Справочник «Корреспонденты» построен по принципу центральный государственный орган (министерство, агентство) – подведомственный орган (комитет) – код области – подведомственный орган 1-уровня подчиненности – подведомственный орган 2-уровня подчиненности.
Центральный государственный орган (министерство, агентство, акимат) | Подведомственный орган (комитет, департамент, управление) | Код области | Подведомственный орган 1-уровня подчиненности | Подведомственный орган 2-уровня подчиненности |
XXX | XX | XX | XX | ХХX |
Динамическая область располагается в диапазоне, начиная с 100000000000.
Заполнение данной области осуществляется по усмотрению участника ЕСЭДО с соблюдением уровней подчиненности.
В данную область справочника вносятся корреспонденты, участвующие в переписке с данным государственным органом.
Содержимое динамической области может различаться в ЕСЭДО каждого государственного органа.
В случае, если какой-либо корреспондент из динамической области становится участником межведомственного документооборота ЕСЭДО, то он переносится в статическую часть с присвоением ему нового кода из выделенного диапазона.
Справочники ЕСЭДО за исключением справочника «Характеры вопросов» и «Корреспонденты» выполнены в виде перечня. Метод кодирования для них выбран порядковый, при котором каждый из объектов классифицируемого множества кодируется путем присвоения ему текущего порядкового номера. Данный метод кодирования обеспечивает довольно большую долговечность справочника при незначительной избыточности кода, обладает простотой применения, использует наиболее короткие коды и лучше обеспечивает однозначность каждого объекта классификации. Кроме того, он упрощает присвоение кодов новым объектам, появляющимся в процессе ведения справочника.
В качества справочника ЕСЭДО «Регионы» используется классификатор административно-территориальных объектов (КАТО), утвержденный приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 56-од, «Причины повторных обращений» и «Принятых мер по обращениям» используются справочники, утвержденные приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 16 ноября 2011 года № 109.
Структура справочников ЕСЭДО позволяет последующее дополнение и детализацию элементов без нарушения понятийной логики справочников.
4. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ СПРАВОЧНИКОВ ЕСЭДО
Выполнение справочниками ЕСЭДО своей роли в информационном обеспечении организационно-распорядительной деятельности ведомств возможно только при условии постоянного его поддержания в состоянии, отражающем современный уровень развития данного направления.
Поэтому в справочники ЕСЭДО должны своевременно вноситься соответствующие изменения и дополнения.
- появление нового объекта классификации;
- перевод объекта классификации из одного раздела в другой внутри справочников;
- изменение наименований объектов классификации;
- исключение элементов справочника.
- изменение нормативной правовой базы.
Контроль и изменение справочников ЕСЭДО, за исключением динамической области справочника «Корреспонденты», справочников «Регионы», «Причины повторных обращений» и «Принятых мер по обращениям» осуществляется в централизованном порядке уполномоченным органом в области управления архивов и документацией по согласованию с Рабочей группой по вопросам развития программного обеспечения ЕСЭДО государственных органов.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СПРАВОЧНИКОВ ЕСЭДО
В справочники ЕСЭДО, кроме общих справочных данных из области организационно-распорядительной документации, включены и специфичные для удовлетворения потребностей каждого государственного органа, являющегося участником ЕСЭДО.
Программное обеспечение ЕСЭДО (далее – ПО ЕСЭДО) позволяет выполнять настройку отображения тех или иных справочных данных и скрытия неиспользуемых для конкретного участника ЕСЭДО.
В целях упрощения поиска данных и удобства применения рекомендуется предварительно провести отбор используемых элементов справочников для последующей работы. Сформированный список выбранных элементов справочников передается администратору ЕСЭДО государственного органа для его настройки в ПО ЕСЭДО.
При этом возможен выбор отображения необходимых справочных данных отдельно для каждого типа корреспонденции (входящая, исходящая, обращения физических и юридических лиц и др.)
Схема использования справочников в ПО ЕСЭДО приведена в нижеследующей таблице.
№ п/п | Наименование справочника | Область применения в ЕСЭДО | Реквизит в ПО ЕСЭДО |
1 | Справочник «Характеры вопросов» | Все типы корреспонденции | «Характер вопроса» |
2 | Справочник «Виды документов» | Все типы корреспонденции | «Вид документа» |
3 | Справочник «Должности» | Составление организационной структуры | «Должность» |
4 | Справочник «Типы организаций и учреждений» | Категоризация корреспондентов | «Категория организаций учреждений» |
5 | Справочник «Типы подразделений» | Составление организационной структуры | «Тип подразделения» |
6 | Справочник «Статусы обратившихся лиц» | Обращения физических и юридических лиц | «Статус обратившегося лица» |
7 | Справочник «Причины повторных обращений» | Обращения физических и юридических лиц | «Причина повторного обращения» |
8 | Справочник «Принятых мер по обращениям» | Обращения физических и юридических лиц | «Вопрос решен» |
9 | Справочник «Корреспонденты» | Все типы корреспонденции | «Корреспондент» |
10 | Справочник «Регионы» | Обращения физических и юридических лиц | «Регион» |
11 | Справочник «Типы контроля» | Все типы корреспонденции | «Тип контроля» |
При регистрации документов с указанием автора документа (к примеру приказы руководителей государственного органа, поручения руководителей вышестоящих государственных органов) при заполнении реквизита «Вид документа» регистрационной контрольной карточки ПО ЕСЭДО необходимо выбирать вид документа из справочника «Вид документа» (приказ, поручение), а автора указывать в реквизите «Корреспондент».
При регистрации видов документов, не вошедших в справочники ЕСЭДО и не имеющих практического значения, необходимо выбирать значение «Прочее».
Справочники «Характеры вопросов» охватывает все сферы деятельности государственных органов-участников ЕСЭДО. Справочник имеет иерархическую структуру, что позволяет определять уровень детализации в каждом отдельном случае.
В том случае, если по какому-либо вопросу необходимо дать общее определение, выбирается значение верхнего уровня структуры справочника. В данном случае, это наименование раздела «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПЛАНИРОВАНИЕ».
При необходимости более подробного описания выбирается значение на уровень ниже предыдущего – «Лицензирование», далее «Лицензирование на право деятельности в области энергии (в т.ч. атомной)»
Справочник «Корреспонденты» имеет иерархическую структуру, что позволяет определить уровень подчиненности корреспондента.
Визуальное отображение и категоризация корреспондентов выполняется по усмотрению государственного органа.
Программное обеспечение ЕСЭДО позволяет выполнить настройку категории организации, отображения и скрытия элементов, неиспользуемых в конкретном ведомстве.
Рекомендуемый перечень категорий корреспондентов:
- Государственные органы.
- Местные исполнительные органы.
- Информационные системы.
- Холдинги, Национальные компании, РГП, РГКП, ГУ.
- Банки второго уровня, инвестиционные, инновационные пенсионные фонды, страховые компании, биржи.
- Учебные заведения.
- Общественные организации и СМИ.
- Партии, политические объединения.
- Госорганы и организации стран СНГ.
- Координационные и исполнительные органы СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС.
- Иностранные государственные органы и организации.
- Международные организации (ООН, ЕС, НАТО, МВФ, ВБ, ЕБРР, АБР и др).
- Государственные организации.
- Негосударственные организации.
- Личные поручения Главы государства
- Рабочий контроль в Правительстве
- Контроль
- Контроль Главы государства
- Контроль руководства Администрации Президента
- Контроль поручений Главы государства в Правительстве
- Контроль Руководства Администрации Президента в Правительстве
- Контроль верхнего уровня (так называемый внешний контроль);
- Ведомственный (внутренний) контроль.
Источник: dereksiz.org
Электронный документооборот в Казахстане
Концепция электронного документа получила свое развитие от обычного графического образа документа до идеи управления документами. Обработка электронных документов происходит с помощью последовательного применения тесно взаимосвязанных технологий, получивших название в рамках Систем Управления Электронными Документами (СУЭД).
СУЭД призваны решать две основные задачи: уметь переводить бумажные документы в электронный вид и уметь перехватывать все создаваемые электронные документы из всех источников поступления. Многофункциональные системы управления документами развиваются под влиянием перехода от вычислительных сред на базе мейнфреймов к системам на базе микропроцессоров, от монолитных закрытых приложений к открытым и интегрируемым программным компонентам. [1].
Появление первых микрокомпьютеров с графическим интерфейсом в 80-х годах поставило перед обществом вопрос о создании, хранении, передачи электронных документов, тем самым, заложив основу будущего перехода на безбумажную технологию. Документы на бумажных носителях обладают ограниченными возможностями, в сравнении с которыми цифровые электронные документы дают особые преимущества при создании, совместном использовании, распространении и хранении информации.
Повсеместное внедрение персональных компьютеров позволило предприятиям и организациям автоматизировать деятельность своих сотрудников, тем самым увеличить производительность, решить проблему при создании, совместном использовании, распространении и хранении информации. Электронные документы могут одновременно использоваться сотрудниками в рамках одной рабочей группы, отдела или всего предприятия.
К ним осуществляется ускоренный доступ. Новые информационные технологии предложили средства для обеспечения оперативности, достоверности и минимизации трудовых и временных затрат на обработку информации в процессе исполнения.
Таковыми являются Системы Электронного Документооборота (СЭД), которые призваны интегрировать все информационные приложения в единую информационную среду, обеспечивающую быстрое взаимодействие всех пользователей при выполнении ими различных процессов, управление необходимой информацией. СЭД формируют новое поколение систем автоматизации предприятий. Основными объектами автоматизации в таких системах являются документы (в самом широком их понимании, от обычных бумажных до электронных любого формата и структуры) и процессы, представляющие как движение документов, так и их обработку. Электронный документооборот – единый механизм по работе сдокументами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства». К основным принципам электронного документооборота относятся: однократная регистрация документа, позволяющая однозначно идентифицировать документ; возможность параллельного выполнения операций, позволяющая сократить время движения документов и повышения оперативности их исполнения; непрерывность движения документа, позволяющая идентифицировать ответственного за исполнение документа (задачи) в каждый момент времени жизни документа (процесса); единая (или согласованная распределённая) база документной информации, позволяющая исключить возможность дублирования документов; эффективно организованная система поиска документа, позволяющая находить документ, обладая минимальной информацией о нём; развитая система отчётности по различным статусам и атрибутам документов, позволяющая контролировать движение документов по процессам документооборота и принимать управленческие решения, основываясь на данных из отчётов.
Современные разработчики СЭД создают свои программные средства, ориентированные для работы с различными внутренними документами организации, например, договорами, проектной документацией, кадровой деятельностью и т.д. Существующие СЭД используются для решения прикладных задач, в которых главной составляющей является работа с электронными документами: управление взаимодействием с клиентами, обработка обращений граждан, автоматизация работы сервисной службы, организация проектного документооборота и др.
Системы электронного документооборота можно классифицировать следующим образом:
Универсальные СЭД:
- стандартный набор функций;
- невозможность полного соответствия потребностям конкретной организации;
- низкие временные затраты на приобретение и установку;
- относительно низкая стоимость;
- необходимость приобретения лицензии на каждое внедряемое рабочее место.
Индивидуально разрабатываемые СЭД:
- максимально персонифицированная система;
- большие временные затраты;
- высокая стоимость разработки;
- сопутствующие расходы: затраты на обучение сотрудников, покупку нового оборудования и программного обеспечения.
Комбинированные СЭД:
- базовая платформа, к которой разрабатываются необходимые дополнительные модули;
- полное соответствие нуждам предприятия;
- небольшие временные затраты на разработку и внедрение;
- стоимость включает: цену базовой платформы и стоимость индивидуальной доработки, зависящей от сложности заказа;
- передача заказчику прав на продукт;
- простота освоения и использования;
- удобный интерфейс;
- взаимодействие с существующими офисными приложениями. [2]
Для создания СЭД, учитывая выставленные требования к системе, разработчики используют ту или иную платформу.
Рассмотрим одну из таких платформ используемых в некоторых Казахстанских организациях — Lotus Domino/ Notes. Lotus Domino/ Notes представляет собой платформу для реализации классической архитектуры «клиент-сервер», где функции сервера выполняет Lotus Domino Server , предоставляющий все функции коллективной работы в Domino, а также функции обмена сообщениями и планирования, а в качестве клиента используется Lotus Notes.
Lotus Notes/Domino может выполнять четыре основные функции в деятельности организации:
- Корпоративная электронная почта
- Автоматизация задач документоориентированного типа
- Транспортная система
- Web-портал корпорации
Основой архитектуры Lotus Notes /Domino является хранилище объектов — NSF (Notes Storage Facility). Основной единицей хранения данных является отдельный документ, а его структура определяется формой, содержащей в себе набор полей различных типов. Например, документ, относящийся к обслуживанию клиентов, может содержать в себе дату, имя клиента, идентификационный номер клиента, имя оператора, текстовое поле для описания запроса клиента, а также поле статуса запроса. Lotus Notes использует индексированные представления для отображения списков документов, навигаторы и полнотекстовые индексы для поиска документов, а также агенты для автоматизации бизнес процессов.
Другим основополагающим механизмом Lotus Notes /Domino является механизм репликации, решающий две основные задачи:
- Поддержка территориально-распределенной работы (синхронизация данных и приложений).
- Поддержка работы мобильных пользователей (синхронизация почты, данных и приложений).
Репликация в Lotus Notes /Domino уникальна по своей функциональности и степени гранулированности: она выполняется на уровне отдельных полей и гибко настраиваема. Она характеризуется следующими свойствами: двунаправленностью; выборочностью;
репликацией между серверами и между серверами и клиентами;репликацией данных и дизайна приложения. Кроме того, репликация может осуществляться по различным коммуникационным каналам: от обычных городских телефонных линий до высокоскоростных локальных (глобальных) сетей.
Совместно механизм репликации и почта Notes образуют интегрированную систему передачи сообщений Lotus Notes /Domino, которая выступает основой для построения приложений автоматизации потоков работ и документооборота (workflow).
Используя интегрированную систему передачи сообщений, базы данных документов и встроенные средства разработки, заказчики и разработчики приложений получают мощную платформу для разработки систем документоориентированного типа.
Сервер Domino предусматривает поддержку кластеризации, что позволяет исполнять образы серверов Domino на кластере серверов, чтобы перераспределять нагрузку и осуществлять резервирование и восстановление. [3]
IBM MQ Series – транспортная система, обладающая высокой надежностью, гибкостью, многоплатформенностью и наличием большого количества программных модулей расширяющих его базовую функциональность.
Платформа EMC (Enterprise content management) обеспечивает полный контроль на каждом этапе обработки документа, от создания проекта до передачи на архивное хранение. Главной особенностью новой системы ее авторы считают наличие удобного пользовательского интерфейса, позволяющего сотрудникам организации за считанные минуты создавать новые бизнес-процессы обработки документов простым добавлением необходимых этапов жизненного цикла из общедоступного списка (согласование, подписание, регистрация, рассмотрение, исполнение и проч.), определять значения дополнительных параметров обработки: тип регистрации, шаблоны генерации регистрационных номеров, тип маршрутизации, порядок хранения, необходимость отправки почтовых уведомлений о различных событиях по документу. В рамках каждого этапа система позволяет настроить шаблон маршрута движения документа по конкретным участникам процесса обработки, причем при задании участника процесса можно использовать как информацию справочников сотрудников и должностей, так и набор динамически вычисляемых ролей.
Платформа Documentum, предназначенная для управления неструктурированной информацией. Именно неструктурированная информация – офисные и отсканированные бумажные документы, вебстраницы, графические изображения, чертежи, видеофайлы, и т. д. – составляет основной объем информационных ресурсов предприятия. С помощью платформы Documentum можно эффективно управлять процессами создания, хранения, доступа, персонифицированного распространения документов.
Платформа Microsoft SharePoint предоставляет следующие возможности для автоматизации бизнес-процессов компании и внедрения электронного документооборота:
- Комплексная автоматизация документооборота;
- Управление бизнес-процессами;
- Интеграция информационных систем;
- Корпоративные коммуникационные сервисы.
Главными потребителями технологии электронного документооборота являются различные организации и предприятия. Государственные учреждения и ведомства занимают свою определенную нишу в лиге потребителей, так как более заинтересованы в внедрении электронного документооборота. Электронный документооборот стал главным элементом концепции «электронного правительства» (eGovernment) внедряемого в Казахстане. Государственная инициатива направлена на повышение уровня проникновения информационных технологий в различные аспекты государственной и общественной жизни. К ним следует отнести утверждение перечня государственных услуг, предоставляемых населению через Интернет, и утверждение положений о системе межведомственного документооборота, которые стали первыми важными шагами на пути реализации концепции «электронного правительства».
«Электронное правительство» представляет единую систему, которая объединяет все государственные органы и позволяет им оказывать услуги населению с помощью Интернета, электронных терминалов или даже мобильного телефона. Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами и составляют основные модели внутри электронного правительства.
Первым шагом на пути развития высокотехнологичного государства стало утверждение 10 ноября 2004 года Указом Президента программы по внедрению электронного правительства «О Государственной программе формирования электронного правительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы». [4]
Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:
На первом этапе формирования электронного правительства – публикация и распространение информации.
Второй – предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
Третий – транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
Четвертый– формирование информационного общества.[5]
Программа стартовала в 2005 году, а 12 апреля 2006 года состоялся запуск веб-портала «электронного правительства» в Интернете – www.e.gov.kz. Веб-портал является практическим механизмом реализации концепции предоставления государственных услуг по принципу «одного окна». Портал реализовал более 1500 информационных услуг, охватывающих деятельность министерства образования и науки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Национальный банк, свои услуги оказывают как государственные органы Генеральная прокуратура, Конституционный совет, Налоговый комитет МФ РК, Комитет национальной безопасности и другие, так и частные предприятия АО «Казпочта», АО «НК «КазМунайГаз, АО «Казахтелеком» и другие.
Также в 2007 году в постоянную эксплуатацию введены государственные базы данных физических и юридических лиц, соединенные по всей стране в единые реестры. Было реализовано 20 интерактивных услуг государственных органов через веб-портал, который стал единой точкой доступа к электронным услугам государственных органов.
В 2007 году была принята Программа развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008 — 2010 годы, в которой ставились задачи расширения и развития базовой инфраструктуры ЭП и механизмов доступа; развитие базовых компонентов ЭП с целью повышения качества и эффективности государственного управления и процессов предоставления социально-значимых государственных услуг.
В 2005-2007 годы в Казахстане была создана и внедрена в центральных государственных органах система единой системы электронного документооборота государственных органов (ЕСЭДО), позволившая упорядочить документарную информацию, структурировать существующие бизнес-процессы и повысить уровень исполнительской дисциплины.
АО «Национальные Информационные Технологии» 5 апреля 2007 года сдали в промышленную эксплуатацию проект ЕСЭДО. Целью проекта было повышение роли и значения «электронного правительства» и государства в целом, повышение качества оказания государственных услуг с использованием современных информационных технологий, формирование единого информационного пространства государственных органов, автоматизация документооборота, повышение эффективности и прозрачности процессов делопроизводства государственных органов, расширение сферы применения и доступность электронных услуг. Результатами реализации данного проекта явились: построение единой системы оперативного электронного документооборота государственного масштаба с применением электронной цифровой подписи; четкая структуризация процессов делопроизводства в государственных органах, приведение их к единому порядку; оптимизация работы государственных служащих путем организации бесперебойного и эффективного доступа к документам, автоматизация рутинных операций по отслеживанию и поиску необходимой информации, формированию отчетов документооборота; создание механизма диалога гражданина и органов государственной власти посредством веб-портала «электронного правительства», ЕСЭДО и Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.
Основным назначением Ведомственной системы (ЕСЭДО-В) является программно-аппаратное обеспечение процессов обработки документов в министерствах и ведомствах, а также интеграция с ЦМД ЕСЭДО, для обеспечения обмена документами между системами.
ЕСЭДО-В является автоматизированной информационно-справочной системой, предназначенной для автоматизации технологических процессов подготовки, регистрации, структурирования, маршрутизации, хранения, архивации, поиска и обработки электронных документов (ЭД), контроля их исполнения, авторизации доступа к ним, выпуска и рассылки ЭД.
Система построена с использованием базового программного обеспечения Lotus Domino/ Notes. В таблице 1 приведены технические характеристики аппаратной платформы.[6]
Таблица 1- Технические характеристики аппаратной платформы
ЕСЭДО-В включает следующие части:
- Часть системы, обеспечивающая автоматизацию процессов внутреннего документооборота, и включающая подсистемы: обработки внутренней и внешней корреспонденции; создания и согласования проектов документов; подготовки отчетной информации; работы с нормативно-справочной информацией государственного органа.
- Часть системы, обеспечивающая работу с документами по их передаче во временное архивное хранилище и взаимодействие с электронным архивом государственного органа, и представленная подсистемой работы с временным архивом документов.
- Часть системы, обеспечивающая взаимодействие с ЦМД ЕСЭДО, представленная в виде модулей, обеспечивающей взаимодействие с ЦМД ЕСЭДО, конвертером и адаптером.
- Часть системы, обеспечивающая управление работой всей системы и пользователями, взаимодействующими с ней, включена в подсистему администрирования.
В 2007-2009 г.г. к Центру ЕСЭДО систем электронного документооборота были подключены 16 местных исполнительных органов. В 2010 году число подключенных госорганов достигло 159, а в 2011 году к системе подсоединен уже 241 территориальный госорган.
Литература
- Смирнова Г.Н. Учебное пособие по курсу «Электронные системы управления документооборотом». – М.: МЭСИ, 2002. – 390 с.
- www.wikipedia.org.
- www.lotus.com.
- «Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005–2007 годы». Указ Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 г. № 1471.
- План мероприятий по реализации «Государственной программы формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005–2007 годы». Постановления Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2004 г. № 1286.
- Интернет портал электронного правительства Республики Казахстан – www.e.gov.kz.
Источник: articlekz.com
Сравнение СЭД представленных на рынке Казахстана
Я работаю в крупной национальной компании и занимаюсь вопросами выбора и внедрения информационных систем. Передо мной стояла задача выбора системы электронного документооборота для нашей компании и в результате этой работы хочу поделиться полученным опытом. Какую из систем этого обзора мы выбрали раскрывать не буду, тем более, что у каждой компании свои предпочтения и принятое решение для нашей компании может быть не лучшим применением в другой компании.
Классический документооборот в средних и крупных предприятиях не является ключевым процессом производственной деятельности. При этом отсутствие автоматизации документооборота или неэффективная автоматизация съедает много времени у сотрудников на согласование и подписание документов. А вы представьте идеальную картину: сотрудник отправляет документ на согласование, и его руководитель за ноутбуком согласовывает документ находясь на совещании, директор департамента согласовывает на телефоне, находясь на деловой встрече, а директор подписывает документ на планшете в такси по дороге в аэропорт. А теперь задумайтесь, что это уже работает во многих компаниях и как это ускорило их деятельность!
В Казахстане рынок СЭД представлен следующими продуктами (формулировка и пунктуация взята с официальных сайтов продуктов и сохранена):
- 1С: Документооборот (Россия)
- Система Электронного Документооборота «InDocs» (Казахстан)
- Е1 Евфрат (Россия)
- Система электронного документооборота «Documentolog» (Казахстан)
- Единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан (ЕСЭДО) (Казахстан)
- Портальная система электронного документооборота «ТЕНГРИДОК» (Казахстан)
- Система электронного документооборота ARTA SYNERGY (Казахстан)
- CЭД Docsvision (Россия)
- Система электронного документооборота Эвридок (Казахстан)
- DIRECTUM (Россия)
- Юзабилити
- Функциональность
- Конфигурируемость
- Стоимость
Перед тем как начать
Для оценки систем были запрошены демо-версии продуктов, документация, презентации. По результатам были исключены следующие системы в виду невозможности проведения оценки:
- Система Электронного Документооборота «InDocs» (Казахстан)
- Система электронного документооборота Эвридок (Казахстан)
Юзабилити
1С: Документооборот (Россия)
Рабочий стол (толстый клиент)
Начальная страница (тонкий клиент)
Впечатление: для меня как дилетанта в 1С интерфейс (программировал в 1С 6 версия около 1 месяца в 2004 году, но ни разу не работал как пользователь) показался очень формализованным и откровенно сложным! При выполнении операций заметны временные задержки. В веб-версии приложенные файлы невозможно просмотреть в браузере – обязательно нужно скачивать. Операции в СЭД сопровождаются открытием множества окон.
Е1 Евфрат (Россия)
Впечатление: продуманная система с классическим подходом к реализации документооборота (навигация по документам и задачам находится слева, отображение журнала и карточек документов – справа). Имеется подсветка документов в зависимости от статуса. Операции выполняются быстро без ощутимых задержек. Дизайнер маршрутов показался простым и есть опасение, что построение сложных маршрутов не представляется возможным.
Система электронного документооборота «Documentolog» (Казахстан)
Впечатление: для отечественной (казахстанской) разработки хорошее начало. СЭД включает еще и портал (точнее не портал, а фиксированное количество разделов на выбор для публикации новостей, дней рождений и т.д.). Основной фишкой СЭД по заявлению разработчиков является то, что нет необходимости прикреплять документ к карточке, потому что карточка уже содержит поле для ввода содержимого документа (хотя такой же подход есть и в других системах, например, в ряде конфигураций IBM Lotus). К скорости работы СЭД нареканий нет. Графический интерфейс воспринимается сырым – вероятно следует подключить дизайнера, чтобы этот момент не напрягал глаз.
Единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан (ЕСЭДО) (Казахстан)
Впечатление: компания IBM в свое время хорошо поработала в Казахстане и это послужило тому, что по госзаказу разработана СЭД для автоматизации гос органов под брендом «ЕСЭДО». В настоящее время любая негосударственная компания может приобрести ЕСЭДО. Графический интерфейс морально устаревший, крайне формализованный. Инструментов по какому-либо значимому конфигурированию СЭД не обнаружено.
Портальная система электронного документооборота «ТЕНГРИДОК» (Казахстан)
Впечатление: казахстанский продукт. Графический интерфейс современный, так называемый flat-дизайн. Работать с СЭД приятно и назначение той или иной кнопки вопросов не вызывает. Вместе с СЭД идет портал с коробочной функциональностью (с возможностью кастомизации своими силами). ТЕНГРИДОК позволяет работать с форматом файла Microsoft Word в браузере и поддерживает одновременное редактирование файла несколькими сотрудниками.
Система электронного документооборота ARTA SYNERGY (Казахстан)
Впечатление: разработчик заявляет, что вы покупаете платформу, которая может все (управление проектами, контентом и т.д.). При работе с платформой не возникает ощущения платформенности, а скорее ощущение наличия нескольких подсистем. Идея заложена хорошая, которая требует значительного наращивания функционала и гибкости. Демо-стенд работает крайне медленно (возможно из-за загрузки канала хостинга ARTA SYNERGY)
CЭД Docsvision (Россия)
Впечатление: данная СЭД – один из лидеров на российском рынке, но на рынке Казахстана представлена слабо. Docsvision – это толстый клиент, который встраивается в веб-браузер. Графический интерфейс современный, удобный в использовании, но с сюрпризами: реквизит выбора сотрудника требует привыкания и в целом нужно смириться, что кликать по несколько раз для выполнения операции – это повседневная реальность. К сожалению, даже на демо-данных все жутко тормозит.
DIRECTUM (Россия)
Впечатление: много кнопочек. Функционал формализован и для выполнения той или иной задачи нужно задуматься где и что нажать, куда перейти. Систему нельзя назвать современной и отзывчивой к пользователю.
Функциональность
Сравнение функциональности каждой СЭД представлена в таблице ниже.
Сравнение функциональности СЭД
В этой таблице могут быть ошибки, т.к. вендеры используют свою терминологию, функциональные возможности при одинаковом наименовании отличаются.
Стоимость
Стоимость лицензий, услуг внедрения, обучения и технической поддержки указаны ниже.
Стоимость лицензий, услуг внедрения, обучения и технической поддержки, в тенге
Товар/услуга
1С: Доку- менто- оборот, в тенге
Е1 Евфрат, в тенге
Docume- ntolog, в тенге
Источник: habr.com