Эрфуртская программа что это

Рабочее и социальное движение в Германии последней трети XIX. Анализ программных документов сдпг (готская и Эрфуртская программы).

Следствием быстрого развития промышленности был рост рабочего класса. Положение рабочего класса было тяжелым: неограниченный рабочий день, низкая заработная плата, рост цен, отсутствие социального страхования – всё это вызывало недовольство. В начале 70-ых годов бастовали строительные рабочие и печатники Берлина, машиностроители Саксонии, горняки Рура. Но они не могли осуществить своих требований, т.к. не имели ни сильных профсоюзов, ни политической партии.

Представители марксистских течений (эйзенахцы, социал-демократическая рабочая партия и лассальянцы – всеобщий германский рабочий союз), не смотря на имеющиеся у них идейные разногласия, объединились для совместной борьбы против буржуазии и юнкерства, как опоры монархического строя Германии. Их объединение произошло в 1875году на съезде в Готе, социалисты создали свою рабочую партию. Создание Социалистической партии Германии было важным событием. С этого времени начинается неуклонный рост партийного влияния во всех промышленных районах, активизация рабочей печати, возникновение все новых профсоюзов и культурно-просветительных организаций пролетариата. Активизация социал-демократического движения в Германии вызвало беспокойство юнкерства и правительственных кругов.

Университет Эрфурт. Обзор сайта университета и обучение там

Бисмарк с ненавистью относился к социал-демократам, видя в них угрозу общественному порядку, собственности, религии. Поводом для перехода в наступление послужили два покушения на Вильгельма II, совершённые в 1878году. Эти террористические акты и были использованы для наступления на социал-демократов.

В результате на новых выборах в рейхстаг национально-либеральная партия потеряла 25% кандидатов, и в то же время усилились позиции консерваторов и имперской партии. На итоги выборов ещё оказали влияния, развернувшиеся по всей стране репрессии.

В этих условиях был принят закон (19 октября 1878года) против социалистов, значительно усиливающий репрессивные меры и получивший название “исключительного закона”. Закон приняли как временный, сроком на два с половиной года, а просуществовал он 12лет до 1890года. Принятый Исключительный закон против социалистов создавал для их деятельности почти невыносимые условия: были закрыты 127 периодических изданий, из страны вывезли 900 и посадили в тюрьмы 1500 человек, расформированы профессиональные союзы и культурно-просветительские организации, запрещены рабочие собрания. Начались гонения на руководителей рабочего движения.

В этих условиях влияние социал-демократов на политическую жизнь страны оставалось весьма существенным и на выборах в рейхстаг в 1887году они провели в парламент 24 депутата. Партия рабочего класса проявила выдержку и приняла все необходимые меры, чтобы сохранить связи с народом и стать в авангарде борьбы за его интересы.

Она сумела использовать легальные и не легальные формы борьбы. Партийные съезды устраивались за границей, там же издавалась социал-демократическая пресса. Осенью1879года началось издание газеты “Социал-демократ” сначала в Цюрихе, а затем в Лондоне, и распространение её среди рабочих Германии. Через год состоялся съезд рабочей партии в Швейцарии. Но работа осложнялась действиями противников социал-демократов, которые призывали рабочих к отказу от классовой борьбы и к согласию с буржуазией.

Читая Энгельса. Критика Эрфуртской программы

Девяностые годы XIX века в Германии ознаменовались новым подъёмом социалистического движения. Этому способствовало отмена правительством закона о преследовании социал-демократов и бывших участников рабочего движения.

В1891году была принята новая программа партии на съезде в Эрфурте. Идея программы: необходимость завоевания политической власти пролетариатом, уничтожения классов и господства буржуазии. В то же время отсутствовало положение о диктатуре пролетариата, демократической республике и другие социально-экономические требования. Но трудовой народ шел по своему пути. В период 1890-1893годов развернулось широкое стачечное движение, которое выражало волю пролетариата.

Готская программа, программа германских социал-демократов; была принята на съезде в Готе (22-27 мая 1875), на котором эйзенахцы (Социал-демократическая рабочая партия, основана в 1869) и лассальянский Всеобщий германский рабочий союз объединились в Социалистическую рабочую партию Германии.

Создание единой партии рабочего класса было значительным событием в истории германского рабочего движения. В программе партии было сформулировано положение, что освобождение рабочего класса требует превращения средств производства в общественную собственность. Целью партии было объявлено освобождение рабочего класса, создание социалистического общества. Партия приняла лозунг пролетарского интернационализма. Замечания К. Маркса и Ф. Энгельса, подвергших проект Г. п. резкой и глубокой критике, были учтены лишь в незначительной степени.

В Г. п. отсутствовала идея социалистической революции и завоевания пролетариатом политической власти; по существу воспроизводилось положение Лассаля «о железном законе заработной платы», соответствующее мальтузианской «теории» о нищете трудящихся как естественном законе, а также лассальянский тезис о том, будто по отношению к пролетариату все другие классы (включая и крестьянство) составляют единую реакционную массу. Особо резкой критике Маркс подверг положение проекта программы о том, что рабочий класс может добиться своих целей только посредством всеобщего избирательного права и создания с помощью государства производственных кооперативов. Критикуя затушевывание в Проекте программы классовой сущности государства.

Эрфуртская программа- программа германской социал-демократической партии, принятая в 1891 году на съезде в Эрфурте. Эта программа, составленная, при ближайшем участии К. Каутского, в ортодоксально-марксистском духе, окончательно порывала с остатками лассальянства, оставшимися в программе, принятой при слиянии лассальянцев и марксистов (эйзенахцев) на Готском съезде в 1875 г.

Э.п. состоит из программы максимум и минимум. В программе — максимум изложены конечные цели борьбы Социал-демократической партии, ее основные принципы.

Опираясь на «Капитал» Карл Маркс в Эрфуртской программе дает характеристику капиталистического способа производства и обосновывает закономерность превращения частной собственности на средства производства в собственность социалистическую. В качестве предварительного условия экономического освобождения Э.п. выдвигает задачу завоевания политической власти пролетариатом, который должен располагать самостоятельной политической партией.

Программа указывает, что одним из важнейших условий успехов германского рабочего движения является верность принципам пролетарского интернационализма. В программе т- минимум освещаются цели, за достижением которых рабочий класс и должен бороться. В области политической выдвигались требования, направленные на соблюдения и развитие демократических свобод: введение демократической избирательной системы, самоуправление народа, равноправие женщин, свобода союзов и собраний. В социальной области Э.п. требовала введения бесплатного медицинского обслуживания, законодательства в котором было предусмотрено установление 8-ми часового рабочего дня, запрещение труда детей до 14 лет и т.д.

Э.п. была первой и единственной в истории германской социал-демократии марксистской программой. Имела огромное значение для развития социального движения в других странах. Ее высоко оценил Ленин, но критиковал за то, что в ней не ставилось задачи борьбы за демократическую республику, не выдвигалось требование диктатуры пролетариата.

Читайте также:
Что за программа work and travel

Источник: studfile.net

Эрфуртская программа

Программа Социал-демократической партии Германии; принята в октябре 1891 на съезде партии в г. Эрфурт. Заменила Готскую программу (См. Готская программа) 1875, подвергнутую К. Марксом и Ф. Энгельсом критике за принципиальные уступки лассальянству (См. Лассальянство) и грубое искажение программных и тактических основ революционного движения.

Решающее влияние на разработку основных теоретических положений Э. п. оказал Энгельс. Э. п. состоит из программы-максимум и программы-минимум. В программе-максимум изложены конечные цели борьбы Социал-демократической партии, ее социалистические принципы.

Опираясь на «Капитал» Маркса, Э. п. дает характеристику капиталистического способа производства и обосновывает закономерность превращения частной собственности на средства производства в собственность социалистическую. В качестве предварительного условия экономического освобождения Э. п. выдвигает задачу завоевания политической власти пролетариатом, который для осуществления своей всемирно-исторической миссии должен располагать самостоятельной политической партией. Программа указывает, что одним из важнейших условий успехов германского рабочего движения является верность принципам пролетарского интернационализма. В программе-минимум освещаются цели, за достижение которых рабочий класс должен бороться в условиях буржуазного общества. В области политической выдвигались требования, направленные на соблюдение и развитие демократических свобод: введение демократической избирательной системы, самоуправление народа, равноправие женщин, неограниченная свобода союзов и собраний, решение вопросов о войне и мире народным представительством и т. д. В социальной области программа требовала введения бесплатного медицинского обслуживания, прогрессивного подоходного налога, действенного национального и международного законодательства об охране труда, в котором было бы предусмотрено установление 8-часового рабочего дня, запрещение труда детей до 14 лет, преобразование системы социального страхования и т. д.

Э. п. была первой и единственной в истории германской социал-демократии марксистской программой (в 1921 на съезде в г. Герлиц была принята и в 1925 на съезде в г. Гейдельберг окончательно утверждена новая программа, отразившая оппортунистическое перерождение партии). Э. п. имела большое значение для развития социалистического движения в других странах. Ее высоко оценивал В. И. Ленин.

Вместе с тем Энгельс и Ленин критиковали существенные недостатки Э. п.: в ней не ставилась задача борьбы за демократическую республику, не выдвигалось требование диктатуры пролетариата. Лидеры германских социал-демократов не довели до сведения партийных масс критику Энгельсом проекта Э. п. (работа Энгельса по этому вопросу была опубликована только в 1901), и ряд важнейших его замечаний при выработке окончательного текста программы в целом не был учтен. Несмотря на существенные недостатки Э. п., ее принятие, ознаменовавшее победу марксизма над лассальянством и другими мелкобуржуазными течениями в германской социал-демократии, явилось важной вехой в истории германского и международного революционного рабочего движения.

Лит.: Энгельс Ф., К критике проекта социал-демократической программы 1891, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; Ленин В. И., Проект программы нашей партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же; Protokoll über die Verhandlungen des Parteitages der Sozial-demokratischen Partei Deutschlands. Abgehalten zu Erfurt von 14. bis 20. Okt. 1891, В., 1891; Каутский К., Эрфуртская программа, пер. с нем., М., 1959; Овчаренко Н. Е., В борьбе за революционный марксизм. Проблемы теории, тактики и организации германской социал-демократии в конце XIX в., (М.), 1967; Тетнев В. П., К истории разработки Эрфуртской программы германской социал-демократии, в кн.: Рабочее движение в новое время, М., 1964; Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung, Bd 1, B., 1966.

Источник: gufo.me

Эрфуртская программа

Эрфуртская программа, программа германской социал-демократической партии, принятая в 1891 г. на съезде партии в Эрфурте взамен устаревшей Готской. Решение о пересмотре было принято на съезде в Санкт-Галлене в 1887 г., но было осуществлено лишь после отмены исключительного закона против социалистов.

Проект, представленный правлением партии, был подвергнут острой критике Энгельсом (см.), частично переработан Каутским и в таком виде принят съездом. По своей структуре программа делилась на две части.

В первой изложены принципы и конечные цели социализма, дана характеристика капиталистического общества и указана неизбежная смена его обществом социалистическим; во второй — сформулированы как общеполитические требования социал-демократов, так и специальные, направленные к охране интересов рабочего класса. Эрфуртская программа была продуктом того периода, когда, в связи с ростом рабочего движения, марксизм стал общепризнанным учением рабочего класса, когда в самой Германии, с отменой исключительного закона, изменились условия деятельности германской социал-демократии, и партия получила возможность широко развернуть легальную агитационно-пропагандистскую и организационную работу.

Это коренное изменение в положении партии, перемена в тактике господствующих классов вызвали в партии новую волну оппортунизма, наиболее ярким выразителем которого явился Фольмар. Он призывал партию «вступить на путь переговоров» с правительством и открыто призывал к реформистской практической работе, утверждая, что новое общество явится результатом «постепенного мирного развития».

Что Фольмар не был одинок, свидетельствуют колебания одного из руководителей партии, В. Либкнехта, также выступавшего с заявлениями о возможности мирного перехода к социализму. С другой стороны, в партии оформилась оппозиция так наз. «молодых», резко выступивших против Фольмара, но не с революционных марксистских позиций, а с синдикалистских, и вскоре скатившихся в лагерь анархизма. Бебель на Эрфуртском съезде дал решительный отпор «молодым», отмежевался от Фольмара, призвал следовать «старой испытанной тактике», но в целях сохранения видимости единства партии, вопреки указаниям Энгельса, не довёл дело до полного и открытого разрыва с оппортунистами. Эти колебания внутри партии нашли своё отражение и в Эрфуртской программе.

В своих замечаниях на программу Энгельс писал, что «проект очень выгодно отличается от прежней программы», что в нём устранены остатки лассальянской и вульгарно-социалистической традиции, что «со стороны теоретической проект в целом стоит на почве современной науки», т. е. научного социализма (см. Энгельс, «К критике проекта социал-демократической программы 1891 г.», в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 10З). Но наряду с этим Энгельс подверг острой и резкой критике ряд коренных и, как он отмечает, далеко не случайных ошибок проекта.

Чрезвычайно характерно, что Каутский и после замечаний Энгельса устранил лишь наименее важные и принципиальные ошибки программы, сохранив основные пороки её. Характерно и то, что самая статья Энгельса была утаена от партии и опубликована лишь 10 лет спустя, в 1901 г. Критика проекта со стороны Энгельса была направлена на борьбу с оппортунизмом и примиренчеством к нему.

Читайте также:
Bnovo программа что это

Энгельс боролся против тех элементов в партии, которые «из боязни возобновления закона против социалистов. хотят теперь, чтобы партия признала теперешний законный порядок в Германии достаточным для мирного осуществления всех её требований» (Энгельс, там же, стр. 108), боролся против оппортунистической установки на свободное «»врастание» старого свинства в «социалистическое общество»» (см. Маркс и Энгельс, Соч., т. XXVIII, стр. 324).

Эти замечания Энгельса были вызваны тем, что Эрфуртская программа умалчивала о требовании демократической республики и обходила вопрос о диктатуре пролетариата. Сами эти умолчания, хотя и прикрытые боязнью подвергнуть партию новым преследованиям, обозначали уступку оппортунизму. «Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня, эта погоня за минутными успехами и борьба из-за них без учёта дальнейших последствий, это принесение будущего движения в жертву настоящему, — всё это, может быть, происходит и из «честных» мотивов, но это есть оппортунизм и остаётся оппортунизмом, а «честный» оппортунизм, пожалуй, опаснее всех других» (Маркс и Энгельс, Соч., т» XVI, ч. 2, стр. 109).

Обойдён молчанием в программе и коренной вопрос марксизма о диктатуре пролетариата. Эрфуртская программа лишь глухо говорила о том, что «он (рабочий класс) не может осуществить переход средств производства во владение всего общества, не получив в свои руки политической власти». Эрфуртская программа открывала широкую возможность для толкования её в оппортунистическом духе.

Уступки оппортунизму, сделанные в Эрфуртской программе, были не случайны, они делались не только из-за цензурных условий. Каутский в комментарии к программе утверждал, что социалистический переворот может носить и вполне мирный характер.

Оппортунистической являлась и та формулировка Эрфуртской программы, которая гласила, что религия является частным делом, и тем самым разоружала партию в её борьбе с клерикализмом, ослабляла её антирелигиозную программу. Коренные пороки Эрфуртской программы, опошлявшие марксизм, были характерны не только для германской социал-демократии, но и для всего II Интернационала. Ленин писал, что, критикуя Эрфуртскую программу, Энгельс «критикует здесь оппортунизм всего Второго Интернационала» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 417).

Номер тома 54
Номер (-а) страницы 499

Источник: granat.wiki

Эрфуртская программа что это

В 1891 г. на съезде в Эрфурте СДПГ приняла новую программу (взамен утвержденной в 1875 г. на Готском объединенном съезде), которая носила революционный марксистский характер. Долгое время Эрфуртская программа являлась образцом для социал-демократов других стран.

После отмены исключительного закона против социалистов первый легальный съезд партии состоялся в Галле в октябре 1890 г. В его работе приняло участие 413 делегатов. Среди вопросов повестки дня был и вопрос о программе партии. С речью выступил В. Либкнехт, который заявил, что Готская программа по своей сути является компромиссной, в настоящее время партия переросла эту программу и нуждается в новой. Съезд поручил Правлению разработать проект новой программы и представить ее на обсуждение очередному съезду.

После Галльского съезда началась разработка новой программы. В партийной печати развернулась дискуссия о проекте, в ходе которой подвергались критике многие лассалевские положения Готской программы. В начале января 1891 г. центральный орган партии «Социал-демократ» опубликовал редакционную статью «К вопросу о пересмотре программы», в которой были изложены основные требования к новому программному документу. Здесь же содержался призыв «подвергнуть пересмотру теоретическую основу программы в духе научных положений, изложенных К. Марксом в «Капитале». Огромное значение для разработки проекта имела публикация Ф. Энгельсом «Критики Готской программы» К. Маркса, которая вышла в свет в январе 1891 г. в теоретическом журнале партии «Нойе Цайт» («Новое время»).

4 июля 1891 г. в центральном партийном органе от имени Правления были опубликованы «Проект программы Социал-демократичес-кой партии Германии» и обращение, которое призывало членов партии приступить к обсуждению проекта и все предложения и замечания направлять на имя Правления. Опубликованный для обсуждения проект программы был шестым вариантом, разработанным Правлением партии.

На протяжении июля-октября 1891 г. в партийных организациях шла дискуссия о новой программе. Проект обсуждался на съездах и конференциях провинциальных и окружных партийных организаций, на партийных собраниях, в печати. В начале октября 1891 г. Правление партии подвело итоги общепартийной дискуссии. В «Форвертс» («Вперед») были опубликованы четыре проекта программы: проект Правления; проект редакции журнала «Нойе Цайт» («Новое время»); проект газеты «Фольксштимме» («Глас народа»); проект газеты «Гамбургер Эхо» («Гамбургское эхо»), а также многочисленные предложения, поступившие с мест.

Эрфуртский партийный съезд начал свою работу 14 октября 1891 г. Для выработки окончательного варианта программы была избрана комиссия в составе 21 человека. В комиссии шли жаркие споры по отдельным теоретическим и политическим положениям. В результате этой дискуссии был принят проект программы редакции журнала «Нойе Цайт» с некоторыми формулировками А. Бебеля. Вечером 20 октября 1891 г. на последнем, четвертом, заседании комиссии была принята окончательная редакция программы.

На следующий день на заседании съезда с докладом о новой программе выступил В. Либкнехт. Он охарактеризовал основные положения документа и подчеркнул, что они могут быть достигнуты только революционной партией, которая должна вести рабочий класс к завоеванию политической власти. Эрфуртский съезд единогласно, 225 голосами, утвердил представленный проект как программу партии.

(Принята на съезде в Эрфурте 14 — 20 октября 1891 г.)

Экономическое развитие буржуазного общества с естественной необходимостью ведет к гибели мелкого производства, основу которого составляет частная собственность работника на средства производства. Оно отделяет работника от его средств производства и превращает его в неимущего пролетария, между тем как средства производства становятся монополией сравнительно небольшого числа капиталистов и крупных землевладельцев.

Все больше возрастает число пролетариев, все более массовой становится армия избыточных рабочих, все резче противоположность между эксплуататорами и эксплуатируемыми, все ожесточеннее классовая борьба между буржуазией и пролетариатом, которая делит современное общество на два враждебных военных лагеря и является общим признаком всех промышленных стран.

Только превращение капиталистической частной собственности — земли, шахт и рудников, сырья, орудий, машин, транспортных средств — в собственность общественную и преобразование товарного производства в производство социалистическое, осуществляемое для общества и самим обществом, могут понести к тому, что крупное производство и постоянно возрастающая производительность общественного труда из источника нищеты и угнетения эксплуатируемых до сих пор классов превратятся в источник высшего благосостояния и всестороннего, гармоничного усовершенствования.

Читайте также:
Программа trend micro titanium что это

Борьба рабочего класса против капиталистической эксплуатации необходимо является политической борьбой. Превратить эту борьбу рабочего класса в сознательную, придать ей единство и указать ей естественно необходимую цель — такова задача социал-демократической партии.

Интересы рабочего класса одинаковы во всех странах с капиталистическим способом производства. Помимо развития международных сношений и производства на мировой рынок положение рабочих каждой отдельной страны становится все более зависимым от положения рабочих в других странах. Следовательно, освобождение рабочего класса есть дело, в котором в равной мере участвуют рабочие всех культурных стран. Сознавая это, Социал-демократическая партия Германии чувствует и провозглашает свое единство с сознательными рабочими всех остальных стран. [59]

Социал-демократическая партия Германии борется, таким образом, не за новые классовые привилегии и преимущества, а за уничтожение классового господства и самих классов, за равные права и равные обязанности для всех, без различия пола и происхождения. Исходя их этих воззрений, она борется в современном обществе не только против эксплуатации и угнетения наемных рабочих, но и против любого рода эксплуатации и угнетения, независимо от того, направлено ли оно против отдельного класса, партии, пола или расы.

Исходя из этих принципов, Социал-демократическая партия Германии выдвигает в первую очередь следующие требования:

1. Всеобщее, равное, прямое активное и пассивное избирательное право при тайной подаче голосов для всех граждан империи, достигших 20-летнего возраста, без различия пола, при всех выборах и голосованиях.

2. Прямое законодательство, осуществляемое народом при помощи права вносить и отвергнуть законопроекты. Избрание должностных лиц народом, их гражданская и уголовная ответственность. Ежегодное утверждение налогов.

3. Всеобщая военная подготовка для несения военной службы всеми гражданами. Народное ополчение вместо постоянного войска. Решение вопроса всех международных конфликтов в порядке третейского суда.

4. Отмена всех законов, ограничивающих или подавляющих свободное выражение мнений и право союзов и собраний.

5. Отмена всех законов, ущемляющих права женщин в публично- и частноправовом отношении по сравнению с мужчиной.

6. Объявление религии частным делом. Прекращение всякого расходования общественных средств на церковные и религиозные цели.

7. Введение светской школы. Обязательное посещение общедоступных народных школ. Бесплатное обучение, бесплатные учебные пособия и питание в общедоступных народных школах, а также и в средних учебных заведениях для тех учеников и учениц, которые по своим способностям считаются пригодными для дальнейшего образования.

8. Бесплатность судопроизводства и юридической помощи. Осуществление судопроизводства избранными народом судьями. Право апелляции в уголовных делах. Компенсация невинно привлеченных к суду, арестованных и осужденных. Отмена смертной казни. [60]

9. Бесплатная врачебная помощь, включая помощь при родах и лекарствами. Бесплатность погребения.

10. Прогрессивный подоходный и поимущественный налог для покрытия всех общественных расходов, поскольку они подлежат покрытию за счет налогов. Налог на наследство, прогрессивно возрастающий в зависимости от размеров наследства и степени родства. Отмена всех косвенных налогов, пошлин и прочих хозяйственно-политических мер, приносящих общине интересы в жертву привилегированному меньшинству.

В целях охраны рабочего класса Социал-демократическая партия Германии выдвигает в первую очередь следующие требования:

1. Действенное национальное и международное рабочее законодательство на следующих основаниях: а) установление нормального рабочего дня продолжительного не свыше восьми часов; б) воспрещение промыслового труда детей в возрасте моложе четырнадцати лет; в) воспрещение ночных работ, за исключением таких отраслей промышленности, которые требуют ночного труда по характеру самого производства, по техническим причинам или в интересах общественного блага; г) непрерывный отдых не менее тридцати шести часов в неделю для каждого рабочего; д) воспрещение выдачи заработной платы товарами.

2. Надзор за всеми промысловыми предприятиями, изучение и регулирование условий труда в городе и деревне при посредстве имперского ведомства труда, окружных палат и камер труда. Повсеместное введение производственной гигиены.

3. Уравнение в правах сельскохозяйственных рабочих и прислуги с промышленными рабочими: отмена «уставов о прислуге»[1].

4. Обеспечение права союзов.

5. Имперская организация всего страхования рабочих в руках государства при решающем участии рабочих в управлении им.

Сборник документов по истории рабочего
и социалистического движения
стран Европы и США. — М., 1985. — С.
28-32.

[1] «Уставы о прислуге» (иначе «уставы о челяди»), существовавшие в Пруссии до 1918 г., ставили сельскохозяйственного рабочего и прислугу в неравноправное положение по сравнению с нанимателем, предусматривали, например, уголовное наказание для рабочего за самовольный уход с работы и т.д.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя / Сост. П.И. Остриков; Т.В. Алентьева; П.П. Вандель; И.Г. Жиряков; Г.И. Зверева.

— М., 1993. C. 59 — 61.

Источник: www.illuminats.ru

Эрфуртская программа

Э́рфуртская програ́мма — первая и единственная программа Социал-демократической партии Германии, написанная с марксистских позиций К. Каутским (теоретическая часть) и Э. Бернштейном (практическая часть), и принятая на съезде в Эрфурте в 1891 году. Заменила Готскую программу, принятую в 1875 году и включавшую лассальянские теоретические влияния. С одной стороны, написанная под решающем влиянием Ф. Энгельса, программа полагала закономерным превращение частной собственности на средства производства в социалистическую, главной целью партии указывала завоевание политической власти пролетариатом, с другой — Энгельс же и критиковал программу, так как там не ставилась задача борьбы за демократическую республику и установление диктатуры пролетариата. В 1921 году на Гёрлицком съезде была заменена новой оппортунистической программой, провозгласившей отход от марксизма.

Основы социалдемократии : (Эрфуртская программа)Автор Язык оригинала Оригинал издан Переводчик Выпуск Страниц
Das Erfurter Programm in feinem grundfahlichen theil erläutert von Karl Kautsky
Das Erfurter Programm in feinem grundfahlichen theil erläutert von Karl Kautsky.djvu
Каутский, Карл
нем. >>
1892
Ленин, Владимир Ильич
1894
250
Текст на стороннем сайте

Роман Гуль в своей книге «Дзержинский (Начало террора)» Нью-Йорк, 1974, пишет, что именно прочтение Ф. Э. Дзержинским брошюры «Эрфуртской программы» совершило переворот в его сознании и переплавило его из католика в марксиста:

Дзержинский после фанатического исповедания католицизма и увлечения житием католических святых, внезапно «убив Бога», сошёлся с кружком гимназистов Альфонса Моравского и, прочтя брошюру «Эрфуртская программа», по собственному признанию, — «во мгновение ока стал ея адептом».

Бог католицизма в душе Дзержинского сменился «Богом Эрфуртской программы». И опять везде, среди братьев и сестёр, товарищей, родных, знакомых Феликс Дзержинский стал страстно проповедывать свои новые революционные взгляды, принципы атеизма и положения марксизма.

Источник: wiki2.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru