Эпизод в культурно досуговой программе что это

Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.

К сожалению, в культурно-досуговой деятельности все чаще проявляется тенденция сужения рамок игры, понимаемой некоторыми практиками только как исключительно детское занятие. Между тем. еще А.В. Луначарским подчеркивал, что слово «игра» знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Исследователи справедливо рассматривают игровую деятельность как одни из уровней досуга.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра — потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка, ведь именно она является ведущим видом деятельности детей и подростков, определяющие развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

Васильковская М.И. Режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ

Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д.

Игра — школа морали в действии (так определил ее другой известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится.

Ребенок в игре приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, развивает любознательность, пытливость, а так же нравственные качества.

Сценарий — подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической; спортивно-цирковой; литературной; музыкальной ; развлекательной.

Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.

ОП Культурно-досуговая работа

Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема -задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается».

Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея — эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства.

Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.

Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п.

Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа.

Цель контрольной работы ответить на вопрос: что предполагает под собой сценарий игровой программы, изучить основные способы построения сценария.

Для этого мы выделяем следующие задачи:

— рассмотреть идейно — тематическую основу сценария;

— изучить композиционную структуру сценария;

— привести пример сценария игровой программы.

В качестве примера возьмем игровую программу «Супергерои спешат на помощь» для детей младшего школьного возраста. Эта программа может быть проведена с массовой аудиторией от 10 и выше человек.

Для реализации данной программы необходима музыкальная аппаратура.

КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЯ

Композиционное построение сценария предоставляется в том случае, если представление не имеет явной сюжетной линии.

Композиция — строение, соотношение, взаимное расположение частей. В композиции театрализованного представления определяются:

· Экспозиция — введение в тему. В широком плане — оформление фойе, встреча гостей, какие-либо действия до начала представления, музыка. В узком смысле — оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача экспозиции — психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия.

Экспозицией в моём сценарии является выход основного героя на сцену в накидке. Под энергичную мелодию появляется основной герой, задаёт ребятам наводящие вопросы, готовит их к теме игровой программы.

· Завязка — элемент композиционной основы сценария, следует за экспозицией и является точкой начала конфликта. А так же момент включения зрителя в игровой образный ход действия.

Завязка в представленной игровой программе — это момент знакомства с детьми уже в образе супергероя, приветствие и деление на команды.

· Развитие действия — перипетии — процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному). Развитие действия характеризуется темпо — ритмом. В результате композиционно-цельного развития действия и активности участников праздника, театрализованного представления создается целостное эмоциональное впечатление о смысле события.

Заключается в предложенных заданиях, испытаниях. С каждым подогревается интерес к концовке.

Кульминацией является в сценарии — общий флешмоб из всех участников с девизом «И в мороз, и в лютый зной, вас спасёт супергерой!»

· Развязка — разрешение главного противоречия, конфликта.

Подведение итогов игровой программы. Выявление победителей.

Награждение всех участников. Общее фото.

Чаще всего в клубной драматургии конфликт заканчивает свое существование (развязка) в момент наивысшего развития (кульминация), и в тоже время подводится итог в поставленной режиссером теме, находится решение проблемы (финал). Таким образом, можно сказать, что в клубных мероприятиях кульминация, развязка и финал имеют место быть в одном эпизоде.

Композиция имеет свои законы:целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Одним из важных элементов игровой – досуговой программы для детей является музыка. Её роль в художественно-образном решении, того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъёмлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен: от образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, её функций в досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссёрам игровых – досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на детей средствами музыкального искусства.

Источник: poisk-ru.ru

Композиционные элементы сценария культурно-досуговой программы.

В сценарии культурно-досуговой программы композиция понимается как соединение, монтаж внешне порой разнородных, но имеющих глубокие внутренние связи элементов, а успешное решение композиционных задач – важнейшее условие для раскрытия авторского идейно-тематического замысла. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений, которые и придают ей целостность.

К основным элементам композиции относятся экспозиция, завязка, основное действие, кульминация и финал. Каждый названный элемент имеет свое определенное функциональное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из композиционных элементов.

Экспозиция (от лат.exposition – изложение) – это ввод в культурно-досуговую программу, краткая «преамбула», вступление к ней, которое разворачивается до начала непосредственно сценического действия: при входе в культурно-досуговое учреждение, в его фойе (театрализованное действие, выставки и т.п.). Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой программы.

Завязка – первый эпизод в драматургической конструкции культурно-досуговой программы. Это опорный структурный элемент композиционного построения сценария, в котором происходит «тематизация» драматургического действия, чаще всего через ассоциативно-художественное воздействие. Его функциональная ценность заключается в том, что в его основе лежит так называемое «исходное событие», которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным ходом.

Основное действие – это главные эпизоды культурно-досуговой программы. Здесь информационно-логический материал получает свое образное выражение. При работе над этим композиционным элементом сценаристу следует помнить о:

– внутренней логике раскрытия идейно-тематического замысла, которая обеспечивается действенным построением от эпизода к эпизоду в их взаимосвязи и взаимодействии;

– продуманной конфликтности, контрастности в ее разнообразных выражениях;

– композиционной целостности каждого эпизода;

– монтажном соединении конструктивных элементов основного действия;

– интеграции кульминационных моментов каждого эпизода в разрешительный момент всей программы.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – наивысшая эмоцио-нальная и интеллектуальная точка развивающегося драматургического действия, то, что еще Аристотель называл пределом, в котором начинается поворот от счастья к несчастью и наоборот.

Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично взаимосвязаны между собой, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-досуговой программы.

Читайте также:
Что за программа lasergrbl

Финал (от лат. finis – конец) – эмоционально-смысловое завершение сценического действия культурно-досуговой программы, итоговое авторское высказывание. Финал должен заставить зрителя как бы «оглянуться» на весь ход драматургического действия. Его особая смысловая нагрузка заключается в том, что он подает идею в концентрированном виде и тем самым создает момент для максимального проявления активности всех участников программы.

Характеристика законов композиционного построения сценария.

Перечисленные драматургические элементы сценария куль-турно-досуговой программы объединяются в целостную конструкцию посредством следующих законов:

1) закона целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. Завершенная действенная структура драматур-гии культурно-досуговых программ делится на ряд циклов, где основной монтажной единицей является эпизод. Эпизод в сценарии, являясь частью целого, а именно всей программы

Композиционная целостность культурно-досуговой программы достигается также системой связей, возникающей в сюжетной конструкции сценария, которая складывается из:

– умело найденного сюжета и сюжетного хода, который делает сценарий неповторимым и оригинальным по композиционному построению,

– взаимодействия документального и художественного материала, монтажа «фактов жизни» и «фактов искусства»,

– оправданности и согласованности внутренних средств выражения содержания,

– приемов и способов сценической реализации литературного сценария;

2) закона контрастности. Этот закон диктует сценаристу необходимость присутствия в сценарии конфликта, позволяющего не только показать сложность и противоречивость окружающей действительности, но и активизировать мышление зрительской аудитории, наполнить программу высоким эмоциональным градусом.

Контрастность – одно из наиболее всеобъемлющих свойств предметов и явлений окружающей нас действительности. Использование контрастов играет большую роль в эмоциональном

4) закона соразмерности. Этот закон композиционного построения сценария предполагает количественное соотношение подобранного сценарного материала, его распределение по эпизодам, что позволит сценаристу добиться соразмерности расположения главных и второстепенных частей сценарного материала, точного и пропорционального соотношения структурных элементов композиции.

Источник: studopedia.ru

2.3. Архитектоника культурно-досуговой программы

Каждая культурно-досуговая программа как драматургическое произведение содержит в себе элемент конструкции, построения.

Понятие «архитектоника» (от греч. аrchitektonike – строительное искусство, построение, соразмерность) – употребляется как 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.

Я.В.Ратнер справедливо отмечал, что объективный порядок строго взаимодействия предполагает наличие «опорных пунктов», создающих основу объективной гармонии, архитектоники действия. Любая неустойчивость здесь либо осложняет восприятие, требуя высокой культуры интерпретации, либо разрушает это восприятие неожиданно разросшейся частностью. Видимо таков общеобязательный закон искусства.

Понятие «архитектоника» в значении «построение художественного произведения» чаще заменяют термином «композиция», который появился в искусствоведении с XIX века. Композиция (от. лат. composition – составление, соединение) – последовательное построение художественного произведения, средство выражения связи между его элементами.

Вопросы архитектоники, композиции драмы впервые получили свое теоретическое осмысление в «Поэтике» Аристотеля. Античный философ зафиксировал внутреннюю структуру единства древнегреческой трагедии: «Целое – то, что имеет начало, середину и конец. Начало есть то, что само, безусловно, не находится за другим, но за ним естественно находится или возникает что-то другое.

Конец, напротив, то, что по своей природе находится за другим или постоянно, или в большинстве случаев, а за ним нет ничего другого. Середина – то, что и само следует за ним другое. Поэтому хорошо составленные фабулы должны начинаться не откуда попало и не где попало кончаться, а согласовываться с выше указанными определенными понятиями».

Переведя на современный язык данное высказывание Аристотеля можно сказать, что вычленение конструктивных элементов для драматургического творчества – самый важный момент работы. Эта работа начинается с выделения из всего отобранного материала той части, которая будет развивать сценарий в целом – так называемой решающей композиционной точки. Сценарий всегда состоит из номеров и эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно закончиться прежде, чем начнется другой эпизод.

Архитектоника изучает соотношение между главными и подчиненными элементами сценария, связь между его отдельными частями и функциональное значение этих частей и элементов, образующих вместе художественное единство. Внутреннее, архитектоническое единство активизирует также и ассоциативность мышления автора и зрителя.

Иначе говоря, архитектоника рассматривает конструктивные основы сценария. Основной конструктивной, смысловой единицей в действенной структуре сценария культурно-досуговой программы является номер, который в совокупности с другими номерами образует эпизод.

Эпизодное построение сценария культурно-досуговой программы заимствовано у театральной драматургии. Текст драмы состоит из сценических эпизодов, которые называются картинами или сценами и представляют собой относительно самостоятельные части драматургического действия в замкнутых границах пространства и времени.

Если перевести суть номера и эпизода на язык структуры пьесы как драматургического произведения, то номер – это сцена – своеобразный узел, а три-четыре таких «узла» (номера) соединяются в акт (эпизод) как цикл единого драматургического действия всей пьесы (сценария). Выдающийся театральный режиссер А.В.Эфрос, акцентируя внимание на структуре драматургического действия каждой сцены, акта и пьесы в целом, образно представлял ее как изогнутую проволочку, отмечая, что читая акт – читаем структуру: с чего начиналось? как развивалось? чем закончилось? Другими словами, движение драматургической логики автора идет от одного номера к другому, от одного эпизода к другому.

Таким образом, эпизод представляет собой специфическую, монтажно организованную совокупность номеров, объединенных между собой тематически, сюжетно и действенно в единую, относительно завершенную структуру. Свою окончательную завершенность эпизод достигает только во взаимосвязи с предыдущими или последующими эпизодами, а также в контексте композиции всей программы, которая последовательно раскрывает авторский идейно-тематический замысел. Динамика чередования эпизодов – один из важнейших элементов художественной целостности культурно-досуговой программы, ее структурообразующее средство, обеспечивающее непрерывность ее драматургического действия. Понятие «непрерывность действия» пришло к нам из кинематографа и применительно к сценарию досуговой программы означает особую последовательность эпизодов и номеров, которая требует от сценариста решения таких проблем как:

  • проблема отбора материала;
  • проблема переходов (монтажных стыков);
  • проблема поддержания зрительского внимания;
  • проблема драматического напряжения как связь между актером и зрителем.

Таким образом, архитектонику культурно-досуговой программы можно представить в виде следующей схемы.

Эпизод 1 Номер 1
Номер 2
Номер 3
Монтажный стык
Эпизод 2 Номер 1
Номер 2
Номер 3
Номер 4
Монтажный стык
Эпизод 3 Номер 1
Номер 2
Номер 3

Для сценариста главное – найти единственно возможный порядок, темп и ритм соединения. Каждая часть в сценарии культурно-досуговой программы, живя своей самостоятельной жизнью, имея свой смысл и внутреннее развитие драматического действия, всегда связана с целым, с главной мыслью произведения. Эту взаимосвязь обеспечивает, в том числе, и монтажный метод организации сценарного материала. Вопросы для самопроверки

      1. Охарактеризуете понятие «архитектоника культурно-досуговой программы».
      2. Почему эпизод является единицей сценической информации в культурно-досуговой программе?
      3. Представьте архитектонику культурно-досуговой программы как совокупность ее номеров и эпизодов.

      Литература

      1. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. – М.: Искусство, 1957. – 220с.
      2. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков . – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
      3. Ратнер, Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В.Ратнер. – М.: Просвещение, 1979. – 135 с.
      4. Чечетин, А.И. Основы драматургии: учеб. пособие / А.И.Чечетин . – М.: МГУКИ, 204. – 148с.

      Источник: studfile.net

      Композиционные элементы сценария и законы композиции

      Как отмечалось ранее, вычленение конструктивных эле­ментов — самый важный момент сценарного творчества. Од­нако весьма распространены недооценка и недопонимание первостепенного значения композиции при написании драма­тургического произведения. Многие авторы убеждены, что пренебрежение композицией — признак свободы их творче­ства. Прислушаемся к мнению авторитетов.

      Так, известный теоретик драмы В.Е.Хализев отмечает, что драма, предназна­ченная для непосредственно-чувственного и, главное, едино­временного восприятия, обладает несравненно большей сюжетно-композщионной строгостью, нежели эпические жан­ры. Ему вторит и А.Митта, настаивая на том, что «каждая драма имеет жестко структурированный скелет-структуру и этот факт — большое разочарование для любителей свобод­ного полета поэтических фантазий».

      Теоретик и архитектор Леон Батист Альбертив в трактате «Десять книг о зодчестве» понимал композицию как «живой организм», к которой «нельзя ничего прибавить, ни убавить и в которой ничего нельзя изменить, не сделав хуже».

      В сценарии культурно-досуговой программы композиция понимается как соединение, монтаж внешне порой разнород­ных, но имеющих глубокие внутренние связи элементов, а успешное решение композиционных задач — важнейшее усло­вие для раскрытия авторского идейно-тематического замысла. Композиционное построение отличает наличие частей, свя­занных друг с другом системой отношений, которые и прида­ют ей целостность.

      Говоря о композиционной целостности, К.С.Станислав­ский замечал, что само искусство «зарождается с того момен­та, когда создается непрерывная тянущаяся линия звука, го­лоса, рисунка, движения. Пока же существуют отдельные звуки, вскрики, нотки. искусства нет». Цельность и стройность сценария — это гармоничное сочетание эпизодов и но­меров внутри эпизода в единую композицию. Мысль, зало­женная в первом эпизоде, должна проходить через основное действие, обогащаясь и раскрываясь в финале. Такое един­ство и действенная взаимосвязь всего сценария, а не его отдельных частей и создает художественную образность.

      К основным элементам композиции относятся экспозиция, завязка, основное действие, кульминация и финал. Каждый названный элемент имеет свое определенное функциональ­ное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из композиционных элементов.

      Экспозиция (от лат-exposition — изложение) — это ввод в культурно-досуговую программу, краткая «преамбула», вступ­ление к ней, которое разворачивается до начала непосред­ственно сценического действия: при входе в культурно-досу-говое учреждение, в его фойе (театрализованное действие, выставки и т.п.). Она лаконична, кратковременна, в ней отра­жается лишь общий характер темы будущей культурно-досу­говой программы.

      Читайте также:
      Модуль tts что это за программа на Андроид

      Экспозицией праздника могут выступать театрализованное шествие, торжественные ритуалы, игровые программы и т.п. Задача экспозиции — погружение зрителей в тему и атмосфе­ру предстоящей программы, подготовка к ее восприятию. Другими словами, во время экспозиции происходит превра­щение человека, пришедшего на программу, в зрителя, в участника ее коллективного восприятия. Экспозиция готовит следующий композиционный элемент, а именно завязку.

      Завязка — первый эпизод в драматургической конструкции культурно-досуговой программы. Это опорный структурный элемент композиционного построения сценария, в котором происходит «тематизация» драматургического действия, ча­ще всего через ассоциативно-художественное воздействие. Его функциональная ценность заключается в том, что в его основе лежит так называемое «исходное событие», которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах компо­зиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным ходом.

      Наряду с драматургическими, эстетическими задачами за­вязка выполняет не менее важную психологическую функ­цию, а именно привлекает, организовывает внимание зрите­лей, настраивает на восприятие содержания программы. За­вязка должна быть конкурентоспособна с жизненной ситуа­цией, с другой информацией, воздействующей на зрителя в повседневной жизни.

      Не случайно известный режиссер-постановщик театрали­зованных представлений И.М.Туманов, рассуждая о правиль­ной архитектонической жизни концерта, говорил студентам ГИТИСа: «Многие делают концерты так. Начинают со сла­бых номеров, кончают сильными номерами, считая, что это дает то самое крещендо, ту нарастающую линию, которая держит зрителя. Я в этом не убежден. Я часто начинал свои концерты с самых сильных номеров. Сразу «затягивал» вни­мание зала, будоражил фантазию зрителя».

      Завязка не только определяет дальнейший ход единого драматургического действия в раскрытии сюжетного хода и идейно-тематического замысла, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сцена­рия культурно-досуговой программы. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей про­граммы.

      Следующий элемент в драматургической конструкции сце­нария культурно-досуговых программ — основное действие.

      Основное действие — это главные эпизоды культурно-досу­говой программы. Здесь информационно-логический матери­ал получает свое образное выражение. При работе над этим композиционным элементом сценаристу следует помнить о:

      — внутренней логике раскрытия идейно-тематического за­мысла, которая обеспечивается действенным построением от эпизода к эпизоду в их взаимосвязи и взаимодействии;

      — продуманной конфликтности, контрастности в ее разно­образных выражениях;

      — композиционной целостности каждого эпизода;

      — монтажном соединении конструктивных элементов ос­новного действия;

      — нарастании темпоритма программы;

      — интеграции кульминационных моментов каждого эпизо­да в разрешительный момент всей программы.

      Сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизо­ды, связывая их в единое драматургическое действие, являет­ся главнейшим композиционным приемом, способствующим созданию целостности культурно-досуговой программы.

      Композиционное построение непосредственно основного действия требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать потери течения сюжета и логики раскрытия идейно-тематического замысла. В основном действии может быть несколько сильных в эмоционально-смысловом значении но­меров и даже эпизодов. Но они по смыслу и эмоциональному накалу не должны быть сильнее кульминации.

      Кульминация (от лат. culmen — вершина) — наивысшая эмо­циональная и интеллектуальная точка развивающегося дра­матургического действия, то, что еще Аристотель называл пределом, в котором начинается поворот от счастья к несчастью и наоборот.

      Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично взаимосвязаны между собой, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-досу­говой программы.

      Так же как и в драме, в культурно-досуговой программе драматургическое действие разворачивается на наших глазах, даже если оно повествует о прошедших событиях. Такая «сиюмшгутность» действия заставляет зрителя активно вклю­читься в него. Поэтому в основе кульминации — не только разрешение драматургического конфликта, но и возникнове­ние момента соучастия со зрителями.

      Финап (от лат. finis — конец) — эмоционально-смысловое за­вершение сценического действия культурно-досуговой про­граммы, итоговое авторское высказывание. Финал должен за­ставить зрителя как бы «оглянуться» на весь ход драматурги­ческого действия. Его особая смысловая нагрузка заключает­ся в том, что он подает идею в концентрированном виде и тем самым создает момент для максимального проявления активности всех участников программы.

      Перечисленные драматургические элементы сценария культурно-досуговой программы объединяются в целостную конструкцию посредством следующих законов:

      1) закона целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. Завершенная действенная структура драма­тургии культурно-досуговых программ делится на ряд цик­лов, где основной монтажной единицей является эпизод. Эпизод в сценарии, являясь частью целого, а именно всей программы, в то же время характеризуется такими качества­ми, как относительная самостоятельность сюжетной кон­струкции и средств художественной выразительности, отра­жение какой-то грани идейно-тематического замысла, нали­чие события, вокруг которого завязывается драматургическое действие.

      Композиционная целостность в драматурги ческой кон­струкции культурно-досуговой программы не сводится к про­стой сумме эпизодов, а определяется, прежде всего, их оправ­данным количеством и преемственной тематической связью. В композиционной, монтажной конструкции культурно-досу­говой программы каждая единица сценической информации, являясь составной частью целого, подчинена раскрытию ав­торского идейно-тематического замысла, который, как стер­жень, насквозь пронизывает ее. Так создается смысловая и эмоциональная преемственность, где каждое звено самостоя­тельно и вместе с тем крепко связано с другими звеньями, которые существуют лишь во взаимосвязи и взаимовлиянии, что в итоге создает единую целостную конструкцию.

      Композиционная целостность культурно-досуговой про­граммы достигается также системой связей, возникающей в сюжетной конструкции сценария, которая складывается из:

      — умело найденного сюжета и сюжетного хода, который делает сценарий неповторимым и оригинальным по компо­зиционному построению,

      — взаимодействия документального и художественного ма­териала, монтажа «фактов жизни» и «фактов искусства»,

      — оправданности и согласованности внутренних средств выражения содержания,

      — приемов и способов сценической реализации литератур­ного сценария;

      2) закона контрастности. Этот закон диктует сценаристу необходимость присутствия в сценарии конфликта, позволя­ющего не только показать сложность и противоречивость окружающей действительности, но и активизировать мышле­ние зрительской аудитории, наполнить программу высоким эмоциональным градусом.

      Контрастность — одно из наиболее всеобъемлющих свой­ств предметов и явлений окружающей нас действительности. Использование контрастов играет большую роль в эмоцио­нальном восприятии содержания культурно-досуговой про­граммы. При восприятии содержания культурно-досуговой программы, построенной на контрасте, зритель испытывает гамму переживаний, окрашенных как положительными, так и отрицательными эмоциями;

      — развитого художественного вкуса,

      — тонкого чувства современности,

      — больших интеллектуальных и эмоциональных затрат,

      — глубокого знания произведений всех видов искусства,

      — художественного воображения и фантазии, что позволит в эмоционально-образной форме реализовать свой замысел;

      4) закона соразмерности. Этот закон композиционного по­строения сценария предполагает количественное соотноше­ние подобранного сценарного материала, его распределение по эпизодам, что позволит сценаристу добиться соразмерно­сти расположения главных и второстепенных частей сценар­ного материала, точного и пропорционального соотношения структурных элементов композиции.

      Объем и характер сценарного материала, его распределе­ние по эпизодам подчиняются задаче наиболее полной реализации сценарного замысла. И здесь доминируют такие важ­ные творческие качества сценариста, как чувство меры, твор­ческая интуиция.

      Композиция культурно-досуговой программы — это кон­струкция для ее смысла, выражение авторской идеи в драма­тургическом действии.

      Композиционная завершенность сценария культурно-досу­говой программы окончательно достигается в его сценичес­кой, режиссерской реализации, где большую роль играют сценографическое, световое и мизансценическое решение, а также общая атмосфера.

      Вопросы и задания для самопроверки

      1. В чем проявляется композиционная целостность куль­турно-досуговой программы?

      2. Охарактеризуйте значение экспозиции и завязки в ком­позиционном построении досуговой программы.

      3. Чем обеспечивается непрерывность драматургического действия в главных эпизодах сценария?

      4. В чем заключается эмоционально-смысловое значение финала культурно-досуговой программы?

      5. Дайте характеристику основных законов композицион­ного построения сценария.

      1. Аникст, А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А.А.Аникст. — М: Искусство, 1967. — 302 с.

      2. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков. — М.: МГУК, 1998. —

      3. Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрали­зованных представлений и праздников: учеб. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусства / О.И.Марков. — Краснодар: КГУКИ, 2004. — 408 с.

      4. Чечетин, А.И. Основы драматургии: учеб. пособие / А.И.Чечетин. — М.: МГУКИ, 204. — 148 с.

      Источник: studopedya.ru

      Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы

      Важнейшим методом в создании сценария культурно-досуговой программы является монтаж всего материала.
      Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться «сочетания элементов в целое», подчиненного идее, без которой не может быть программы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих определенный стимул.

      Стимул — это побудительная причина действия. Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом. Калейдоскопическое, порой резко контрастное чередование различных действий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зрителями. Отбор действий, вызывающих ассоциации, обусловлен предыдущим опытом, принимаемым за образец, ассоциации зрителя следуют за мыслью сценариста.

      Оценить 867 2

      Содержимое разработки

      Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района»

      Методическая разработка на тему:

      Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы

      Общие сведения

      Важнейшим методом в создании сценария культурно-досуговой программы является монтаж всего материала.

      Читайте также:
      Написать программу поиска двузначных чисел таких что если к сумме цифр этого числа прибавить

      Монтаж — единственный родовой метод культурно-досуговой деятельности, который позволяет скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, от­рывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, му­зыкальные фрагменты и другие элементы.

      Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из ог­ромного количества материала отобрать и добиться «сочетания элемен­тов в целое», подчиненного идее, без которой не может быть програм­мы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих опреде­ленный стимул.

      Стимул — это побудительная причина действия. Мате­риалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, сти­хи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволя­ют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом. Калей­доскопическое, порой резко контрастное чередование различных дей­ствий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зри­телями. Отбор действий, вызывающих ассоциации, обусловлен предыдущим опытом, принимаемым за образец, ассоциации зрителя следуют за мыслью сценариста.

      Приемы художественного монтажа

      Один из наиболее распространенных приемов художественного монтажа — контрастность. Он основан на сближении, столкновении противоположных, резко не схожих между собой явлений и элементов сценария. Применение этого приема позволяет ярче выявить конфликт как основу драматургии.

      В отличие от драматического произведения в сценарии культурно-досуговой программы сюжет ослаблен, в нем нет драматических столк­новений характеров. В самом деле, в праздничной программе в силу ее специфики — документальности — вряд ли стоит вывести на сцену анти­подов, нарушителей дисциплины или бюрократов. Тогда как в театраль­ной пьесе драматургу это удается изобразить через художественные образы. Однако это не означает, что в праздничном представлении не должно быть конфликтных ситуаций. Здесь конфликт проявляется в столкновении противоположных явлений и элементов сценария, соче­тании и построении эпизодов программы, отражающих в своем единстве моменты истории и сегодняшнего дня.

      Другим широко используемым приемом монтажа является парал­лельный, когда эпизоды действий, различных по своему идейному со­держанию, монтируют один за другим. Иначе говоря, в ткань одного эпизода включается другой, противоположный ему. После такой вставки мысль первого эпизода продолжает развиваться. Этим приемом дости­гается параллельное действие.

      Например, в театрализованном вечере «Этих дней не смолкнет слава», посвященном Празднику Победы, были два ведущих. Один из них ведет рассказ, который иллюстрируется эпизодами участия людей в героической эпопее на фронтах Великой Отечественной войны, другой ведущий рассказывает, как работали в это время те, кто остался в тылу. Параллельный монтаж позволил ярко показать, как наш народ в едином порыве, в общем титаническом усилии, разделяя горе и радость, ковал победу.

      Представляет интерес и сочетание приема параллельного дей­ствия с приемом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки од­новременно. Этот способ применяется при включении в действие зри­тельного зала, когда к спору на сцене между участниками представле­ния подключаются зрители.

      Активизация посетителей

      Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Необходимо, чтобы они чувствовали себя не зри­телями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к за­лу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д.

      В качестве приема, активизирующего аудиторию культурно-досуговых программ, специалисты используют и так называемую под­садку. Прием заключается в следующем: в зрительном зале находятся несколько активистов или участников художественной самодеятель­ности, которые задают ведущим заранее подготовленные вопросы, вступают с ними в спор, побуждая зрителей высказать свое мнение о вопросах, затрагиваемых в программе.

      В переходный период реформирования общества все более попу­лярными становятся циклы вечеров «Мое и наше», на которых подни­маются важные вопросы, волнующие людей: отношение человека к труду, материальные и энергетические ресурсы и т.д. Это могут быть вечера «Слово об общественном и личном», «Человек и вещи», «Быть или казаться». На заключительном вечере «Давайте посчитаем» можно сопоставить положение семьи нового класса бизнесменов, предприни­мателей и семьи простого человека, обратить внимание на правильную организацию семейного бюджета.

      Содержание этих культурно-досуговых программ может быть тесно связано с конституционными правами и обязанностями граждан в виде дискуссий, откровенной полемики. Активизировать аудиторию помогут участники художественной самодеятельности, исполняющие роль «подсадки».

      Возможен и другой путь активизации аудитории в виде «переклички», которая с успехом применяется на вечерах-встречах «Уральские вечерницы» во Дворце культуры Челябинского тракторного завода. При подготовке этой программы помещение большого зала Дворца культуры превращалось в празднично убранную сельскую хату.

      Хозяйка и ее дочь в нарядных русских костюмах приветствовали гостей. Помощники хозяйки, девчата и парни, участники художественной само­деятельности, встречали гостей песней, рассаживали их за столы, по­давали самовар, вареники. Делается это споро, с шутками. Один из них хвалит хозяйскую дочку и в шутку предлагает сосватать ее за лучшего производственника.

      Это дает повод для спора, в каком коллективе пар­ни лучше. Сравниваются показатели работы, дается характеристика «рыночникам». Перекличка проходит живо, без официальных речей.

      Лучшим вручаются премии и подарки. В разгар праздника из бутафорской печи под свист и вой неожиданно вылетает Черт, который ищет среди гостей своих собутыльников, лентяев, дебо­широв. Он называет их фамилии и говорит, что он с ними познакомился в вытрезвителе, в отделении милиции, у магазина. Черта прогоняют, а «вечерница» с пением и танцами продолжается. Выступают и гости.

      Ор­ганизуются конкурсы на лучшее исполнение пляски, песни. Так, можно, максимально активизируя собравшихся, сочетать торжество с отдыхом. Важным моментом в художественном монтаже сценария культурно-досуговой программы является лейтмотив (напоминание). Нередко лейтмотив становится стержнем всей композиции.

      В праздничных представлениях применяется также и прием реми­нисценции (воспоминания). Авторы сценариев культурно-досуговых программ заимствовали этот прием из арсенала выразительных средств кинематографа. Он состоит в том, что исполнение определен­ного эпизода прерывается другим эпизодом, повествующим о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей. Прием реминисценции может повторяться в сценарии несколько раз, но чрез­мерное увлечение им снижает зрительское восприятие.

      Каждый эпизод сценария культурно-досуговой программы пред­ставляет собой относительно самостоятельный компонент, он не просто один из кирпичиков здания культурно-досуговой программы, как считают многие, не только законченная часть сценария, он участвует и в реше­нии общей темы, помогает в раскрытии идеи.

      Необходимо также постараться, чтобы каждый эпизод был воспри­нят аудиторией с интересом, так как основой большинства эпизодов яв­ляется отражение общеизвестных исторических событий. Важно каж­дый раз находить новые факты, помогать посетителям узнавать то, чего они не знали. Поиск ракурса отражения того или иного явления дей­ствительности — трудное дело. И все-таки надо смелее экспериментиро­вать, иначе автору сценария культурно-досуговой программы не уйти от штампов и стереотипного подхода к освещению действительности.

      Как отмечалось, для того, чтобы обеспечить интересный и целена­правленный монтаж эпизодов, хорошо бы придумать драматургический ход (иногда его называют сюжетным ходом), который логически свяжет

      В качестве примера можно привести программу «Мы вас помним», которая проходит у «костра». Здесь выступают с воспоминаниями вете­раны, молодежь, звучат песни их молодости и т.д. Этот ход позволяет широко использовать прием реминисценции, вплетать в воспоминания исполнение художественных произведений, кинофрагментов.

      Важным элементом эпизодов и всего действия культурно-досуговой программы является введение ритуальных действий — вручение различ­ных наград, что, как правило, становится кульминацией праздничных вечеров и самих торжеств.

      Порой специалисты в погоне за эмоциональным эффектом вклю­чают в сценарий возложение цветов к бутафорскому обелиску, зажига­ют бутафорский Вечный огонь. Если в драматическом спектакле, пол­ном условностей, подобные ритуалы правомерны, то в культурно-досуговой программе, основанной на правде документа и факте жизни, такие ритуальные действия выглядят кощунственно. Зачастую в культурно-досуговой программе к ритуалу чествования лучших людей под­ходят как к повседневному, обычному. Им вручают вымпелы, награды, и каждому непременный подарок — концертный номер. Это затягивает действие, рассеивает внимание зрителей.

      Существует еще немало трудностей в композиционном построении сценария культурно-досуговых программ. Наиболее распространенная из них — введение после кульминации эпизодов, которые, по мысли ав­торов, уточняют, разъясняют зрителю то, что было. Но при этом забы­вают, что сценарий программы предусматривает стремительное разви­тие действия, всякого рода затягивание его мешает зрителю восприни­мать происходящее. Приводит к определенному однообразию последовательное развитие действия культурно-досуговой программы в строго хронологическом порядке исторических событий. Поэтому следует чаще использовать такой прием композиционного решения, как ретроспектива — показ исторических событий через призму сегодняшнего дня.

      При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного уч­реждения культуры с учетом его материально-технических и финансо­вых возможностей.

      В деятельности учреждений в роли сценариста и режис­сера представления выступает одно лицо. Работа постановщика-режиссера культурно-досуговой программы не менее сложна, чем напи­сание литературного сценария. Автор сценария одновременно с опре­делением литературного замысла как бы осуществляет возможности его сценического воплощения как режиссер.

      • Комплексно-целевая программа Счастливая семья-залог успеха
      • Образовательная программа дополнительного образования детей Фортепиано
      • Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Развитие компьютерной грамотности у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста с помощью игровых технологий»
      • Работа с одаренными детьми в ДШИ
      • ЭКСКУРСИЯ: «МОЁ ДЕРЕВО

      Источник: www.prodlenka.org

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru