Энергетическая программа за регион что это такое

Важным фактором, определяющим необходимость региональной энергетической политики, является федеративное устройство России. Разделение властных функций, прав собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение регионов между федеральными органами и субъектами Федерации ускоряет процессы децентрализации управления народным хозяйством и расширяет экономическую самостоятельность территориально-государственных образований.

Региональная энергетическая политика в этих условиях призвана реализовать на рыночных началах выбранную стратегию развития энергетики России и важнейшего ее направления — энергоснабжения, в интересах как государства в целом, так и его составных частей-субъектов Федерации.

При этом в области энергосбережения федеральные органы формируют главным образом нормативно-правовую базу и осуществляют координацию работ но межотраслевым и межрегиональным проблемам энергосбережения. Федеральные органы играют также ведущую роль в создании материально-технической базы энергосбережения, что и отражено в программе «Энергосбережение России».

Вещательный сервер радиостанций Газпром-медиа в Москве взломали украинские хакеры

Главным средством реализации региональной энергетической политики являются региональные энергетические программы, разрабатываемые, как правило, на 15-20-летний период. В ходе разработки таких программ в большинстве регионов впервые формулируются цели и задачи энергетической политики на своей территории, прорабатываются механизмы ее реализации, разрабатываются конкретные мероприятия с включением в них дочерних организаций естественных монополий.

На базе региональных энергетических программ формируются региональные программы энергосбережения, примерная структура которой представлена ниже.

В региональной программе энергосбережения сконцентрированы:

• характеристика региона, экономики и социальных условий развития;

• цели, задачи и основные положения программы;

• характеристика потребления энергоресурсов; характеристика топливно-энергетического комплекса;

• этапы реализации программы;

• оценка затрат па реализацию программы и направления их расходования;

• нормативно-правовое обеспечение программы. Стандартизация и сертификация. Ценовая, налоговая, бюджетная политика и тарифы;

• основные направления экономики ТЭР:

• экономия энергоресурсов в промышленности;

• энергосбережение на предприятиях энергетики;

• экономия энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве;

• экономия энергоресурсов в сельском хозяйстве;

• экономия энергоресурсов на транспорте;

• повышение энергоэффективности систем теплоснабжения;

• утилизация вторичных энергоресурсов и отходов производства. Использование средств автономной и малой энергетики;

• источники и механизмы финансирования программы;

• информационное обеспечение программы энергосбережения. Подготовка кадров. Реклама и пропаганда.

• объекты демонстрационной зоны;

• оценка экономической, социальной и экологической эффективности программы;

Водородная Программа России в изложении пресслужбы Правительства. Подстава или непрофессионализм ?

Главная цель региональной программы энергосбережения — разработка стратегии и первоочередных мер в области энергосбережения, направленных на улучшение социальных условий жизни населения, с учетом меняющихся экономических условий, действующего федерального и регионального законодательства, проведения ценовой и тарифной политики в регионах. При этом решают следующие основные задачи управления энергосбережением:

• разрабатывают нормативно-правовой блок, основу которого составляют региональный закон «Об энергосбережении» с нормами преимущественно прямого действия, а также нормативные правовые документы, принимаемые субъектами РФ. Региональные законы и нормативно-правовые документы должны соответствовать положениям федерального закона «Об энергосбережении» и другим нормативно — правовым актам федерального уровня;

• создают программный блок, содержащий региональную среднесрочную программу энергосбережения. Этот блок включает пакет инвестиционных и инновационных энергосберегающих проектов и подпрограмму оснащения предприятий и организаций (в первую очередь бюджетной и муниципальной сферы) приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов, а также электротехническим энергосберегающим оборудованием и устройствами;

•формируют блок финансового обеспечения программы энергосбережения за счет консолидации средств в порядке, предусмотренном статьей 14 федерального закона «Об энергосбережении». Согласно этому закону региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электро- и теплоэнергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов РФ. В том же блоке предусматриваются все другие источники финансирования программы, не противоречащие законодательству, а также порядок их формирования, направления, сроки использования и система гарантий возврата инвестиций;

• создается блок управления, определяющий организационные структуры энергосбережения на территории субъекта РФ, обеспечивающие управление финансовыми ресурсами и соответствующими региональными программами энергосбережения.

Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в программе «Энергосбережение России» проработаны с учетом предложений и конкретных мероприятий по энергосбережению поступивших от 57 субъектов Российской Федерации.

Большое внимание при этом уделено концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на обеспечение одной из важнейших региональных проблем при проведении жилищно-коммунальной реформы — существенному сокращению, а за пределами 2005 г. и прекращению непомерных для местных бюджетов дотаций на оплату энергоресурсов, потребляемых в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В процессе реализации программы ожидаются следующие конечные результаты:

общая величина сэкономленных в период 1998-2005 гг. энергетических ресурсов достигнет 365.435 млн т у. т. На первом этапе, в 1998-2000 гг. экономия энергоресурсов составит 53…69 млн т у. т. Это позволит снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3 %, а к 2006 г. — на 13,3 %.

Источник: studfile.net

Лекция 7. Региональная энергетическая политика

Региональная энергетическая политика, сочетая естественное стремление регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями (электрической и тепловой энергией, моторным и бытовым топливом) с сохранением органического единства ТЭК России и федеральных энергетических систем. Основные приоритеты региональной энергетической политико-правовое разграничение экономической компетенции (полномочий) между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации; развитие законодательства субъектов Федерации в сфере энергообеспечения и недропользования, учитывающего права населения субъектов РФ с одновременным приведением принятых региональных законов в полное соответствие с федеральными законами; создание условий для опережающего развития энергетики восточных регионов России с расширением их транзитных функций по обслуживанию внутрироссийских и международных энергетических связей; комплексное использование местных источников топлива и энергии; модернизация и рационализация теплового хозяйства и теплоснабжения потребителей.

Региональная энергетическая политика основана на сочетании принципа реализации конституционных полномочий субъектов, обладающих всей полнотой государственной власти по предметам, не отнесенным к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ, с принципом соблюдения единства экономического пространства России и недопущения ограничений на экономическую интеграцию регионов.

Целями государственной региональной энергетической политики на федеральном уровне являются создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры, оптимизация территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.

Проведение региональной энергетической политики на территории такой страны, как Россия (с различными природно-климатическими и социально-экономическими условиями), должно учитывать специфику регионов страны и осуществляться во в соответствии с решением стратегических общегосударственных задач перспективного развития экономики и энергетики.

Таким образом, возможно представить комплекс реализации региональной энергетической политики в сочетании трёх основных направлений:

Политика развития экономики – модернизация энергетической инфраструктуры и формирование основ для устойчивого развития муниципальных районов;
Политика повышения энергоэффективности – модернизация объектов топливно-энергетического комплекса; – использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа; – территориальная ориентация энергетической инфраструктуры;
Политика обеспечения энергетической безопасности региона за счет местных возобновляемых видов топлива – перевод котельных на местные виды топлива; – поддержка развития предприятий производителей местных видов топлива; – увеличение доли местных видов топлива в энергетическом балансе на основе развития лесопромышленного комплекса; – модернизация коммунальной энергетики; – формирования кластера, включающего в себя добычу, переработку, систему транспортировки и хранения, потребления местных видов топлива, а также производство оборудования

Энергетический комплекс Республики Татарстан – основа для развития практически всех отраслей экономики в регионе. Энергетика Татарстана в необходимом объеме обеспечивает потребности в электрической и тепловой энергии региона, расположенных на его территории крупных объектов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и машиностроительной отраслей промышленности.

По показателям 2015 года данными отраслями обеспечивается порядка 70% промышленного производства республики, формируется около 70% прибыли, на предприятиях топливно-энергетического комплекса трудятся более 130 тыс. человек, то есть 40% от общего числа занятых в промышленности республики. (ТЭК – флагман татарстанской экономики. Занимает 50% промышленного объема республики, дает 75% прибыли региона. В отрасли занято 60% работающего населения республики – из речи министра промышленности и торговли РТ Зарипова Р.Х. в 2015 году).

Энергетика Татарстана в необходимом объеме обеспечивает потребности республики в электрической и тепловой энергии, является энергетической базой расположенных в регионе крупных объектов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и машиностроительной отраслей промышленности.

Согласно Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года, утверждённой Законом Республики Татарстан (№ 41-ЗРТ) от 17 июня 2015 года «Об утверждении стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года» предполагается, что к 2030 году в Татарстане будет добываться 33 057 тыс. тонн нефти в год, эксплутационное бурение составит 701 тыс. метров в год, поисково-разведочное бурение – 55 тыс. метров в год. К 2020 году глубина переработки нефти достигнет 95%, объем переработки нефти увеличится к 2020 году до 21,4 млн. тонн.

По прогнозам Минпромторга РТ:

Потребление электрической энергии к 2020 году увеличится на 9,1%;

к 2025 году — на 15,8%,

а к итоговому по стратегии 2030-му — на 23,2%.

А производство электроэнергии к 2030 г. должно вырасти на 61,6% и достичь 34 744 млн.

Энергоемкость ВРП снизится на 58%.

Сегодня создана целевая структура энергосистемы Республики Татарстан, которая соответствует нормам действующего федерального законодательства. В настоящее время в этой энергосистеме функционируют в качестве самостоятельных бизнес-единиц:

– производители электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки «Татэнерго», «ТГК-16», «Нижнекамская ТЭЦ» и «ТГК Уруссинская ГРЭС», имеющие статус субъектов оптового рынка электроэнергии и мощности;

– электросетевые предприятия, в числе которых самое крупное по протяженности электрических сетей, составу основного оборудования и объему передаваемой электрической энергии (мощности) – «Сетевая компания»;

– гарантирующий поставщик на территории республики –«Татэнергосбыт».

С 1 июля 2008 года на базе ЗАО «РДУ Татэнерго» образован филиал ОАО «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление ЕЭС» Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Татарстан, в функции которого входит оперативно-диспетчерское управление режимами работы региональной энергосистемы.

В республике функционируют 9 тепловых электростанций (7 ТЭЦ и 2 ГРЭС ), 1 гидроэлектростанция. Установленная электрическая мощность – 6836 МВ т, тепловая мощность – 14 553 Г кал/ч. Выработка электроэнергии в 2012 году составила около 24 млрд кВт.ч, отпуск тепловой энергии – 32 млн Гкал.

В настоящее время износ и моральное старение генерирующих мощностей и объектов энергетики на фоне массового строительства новых генерирующих мощностей в соответствии с программами по выполнению договоров о предоставлении мощности за пределами республики приводят к снижению конкурентоспособности ее энергетических компаний на оптовом рынке электроэнергии и мощности и дальнейшему выводу из эксплуатации старых станций. Так, к 2019 году предполагается вывод генерирующего оборудования на станциях в Республике Татарстан суммарной мощностью порядка 2,8 МВт. Поэтому для надежного снабжения всех потребителей региона электрической и тепловой энергией, а также для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития энергетической отрасли первостепенное значение имеет модернизация производственных объектов энергосистемы. В целях повышения надежности энергоснабжения потребителей, обеспечения энергетической безопасности и самодостаточности Республики Татарстан, обновления генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства предприятиями энергокомплекса начат ряд проектов по вводу новых мощностей и реконструкции существующих.

Читайте также:
Atkacpi driver and hotkey related utilities что это за программа

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник: cyberpedia.su

Обзор региональных программ энергосбережения

клишина

Тема энергосбережения не первый год привлекает к себе внимание российских законодателей, производителей и потребителей энергетических ресурсов. Но до сих пор наши позиции здесь по сравнению с развитыми зарубежными странами можно признать низкими. Причина тому — энергетически затратная модель экономики, которая была выстроена в советский период без ориентации на сбережение энергетических ресурсов ни на производстве, ни в быту.

Марина Александровна КЛИШИНА, первый заместитель генерального директора Центра исследования бюджетных отношений

Ухудшение экологической ситуации, результаты оценки природных запасов энергетических ресурсов, а также новые подходы к ценообразованию в отношении энергетических ресурсов требуют изменения ранее сложившейся модели и перехода к более рациональному потреблению топлива. Узаконить подобные изменения в РФ пытались неоднократно.

Например, до недавнего времени действовал Закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении», в развитие которого была принята целая серия подзаконных актов. Однако, как показало время, указанные документы не дали ожидаемого радикального улучшения ситуации.

В конце 2009 года был принят Закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. » (далее — Закон № 261-ФЗ). Он касается и государственного, и муниципального, и частного секторов. Меры по повышению энергоэффективности должны приниматься в промышленности, жилищном фонде, государственных и муниципальных учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления, на транспорте. От ранее принятых правовых актов рассматриваемый закон отличается особым акцентом на государственном и муниципальном секторах, а также на состоянии дел в жилищном фонде.

Помимо прочего Закон № 261-ФЗ предусматривает необходимость утверждения региональных и муниципальных программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Причем для утверждения данных программ был установлен достаточно жесткий срок — 1 августа 2010 года. Большинством субъектов РФ необходимая работы была проделана, программы утверждены и начали выполняться. При разработке данных программ органы государственной власти субъектов РФ были ограничены большим объемом требований, установленных на федеральном уровне:

ст. 14 Закона № 261-ФЗ, которая урегулировала общие направления реализации мероприятий программы;

постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», содержащее весьма широкий перечень показателей, подлежащих включению в региональные программы энергосбережения;

приказ Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ. », содержащий детальный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению;

приказ Минрегиона России от 7 июня 2010 г. № 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения…», устанавливающий набор обязательных для включения в программы энергосбережения показателей с формулами их расчета.

Несмотря на наличие столь существенного правового регулирования, большинство утвержденных региональных программ повышения энергетической эффективности тем не менее не выглядят, как «близнецы-братья». Они отличаются форматом, периодом действия, объемом информации об исходном состоянии и планируемыми техническими мероприятиями. Во многом эти различия обусловлены не только специфическими региональными требованиями к программным документам, но и степенью проработанности тематики энергосбережения в регионе, готовности к реализации соответствующих проектов. Например, если в субъекте РФ тематике энергоэффективности ранее уже были посвящены региональные целевые программы, то, как правило, у него имеется опыт выполнения пилотных проектов, разработана необходимая проектно-сметная документация, сложилась практика взаимодействия по вопросам энергосбережения с негосударственными организациями, проработаны специфические механизмы финансирования. В таком случае этап массированного обследования состояния дел с энергопотреблением в значительной степени пройден и программа в большей степени может быть ориентирована на конкретные мероприятия инвестиционного характера.

Особый интерес представляют вопросы о том, какой формат программ был выбран, на какой период они рассчитаны, каким образом (в каких объемах, за счет каких источников) планируется финансово обеспечить реализацию таких программ. Формат программ определяется выбранной в субъекте РФ моделью организации программно-целевого бюджетирования, используемыми для нее формулировками и степенью свободы разработчиков программ в выборе состава разделов, стиля изложения материала, состава приложений, детализации информации по показателям и мероприятиям. В основном в субъектах РФ для программ энергосбережения выбирались категории долгосрочных целевых программ либо региональных (республиканских / краевых / областных / городских) целевых программ (см. табл. 1). Ведомственных целевых программ выявлено не было, что может быть обусловлено необходимостью введения в программу новых расходных обязательств, свойственной региональным и долгосрочным целевым программам.

Таблица 1 Типы программы в субъектах РФ

Тип программы

Долгосрочная целевая программа

Республика Адыгея, Республика Татарстан, Забайкальский, Красноярский, Пермский, Приморский края, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Калужская, Кемеровская, Мурманская, Московская, Новосибирская, Омская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Сахалинская, Тверская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа

Республиканская / краевая / региональная / областная / городская целевая программа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский края, Ивановская, Калининградская области, Кировская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Ульяновская области, Еврейская автономная область, город Москва

Республика Башкортостан, Астраханская область (комплексная программа), Волгоградская область (долгосрочная программа), Курганская область (целевая программа), Липецкая область (областная программа), Псковская, Смоленская области (региональная программа)

Принятые в субъектах РФ программы повышения эффективности разнятся по срокам действия (см. рис.1). В большинстве субъектов РФ данные программы начинаются в 2010 (реже в 2011) году. Однако есть исключения, когда программа повышения энергоэффективности в соответствии с Законом № 261-ФЗ принималась на основе уже существовавшей программы, и тогда ее действие может начинаться в 2009-м либо даже в 2008 году (как, например, в Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае, Кемеровской области и др.).

Финансирование программ

рис 1

Что касается финансирования региональных программ энергосбережения, то оно различается и по своему объему, и по составу источников. На рис. 2 представлена информация по визуально сопоставимым субъектам РФ. Даже здесь объемы финансирования рассматриваемых программ колеблются от сумм в 1–2 млрд руб. и до 35–40 млрд руб. При этом в ряде случаев основной объем расходных потребностей планируется покрывать за счет регионального бюджета, а в других — за счет внебюджетных источников.

Более существенные объемы финансирования программ энергосбережения (от 50 до 300 млрд руб.) запланированы в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Волгоградской, Кировской, Московской, Оренбургской, Ростовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, городе Москве. Напротив, значительно меньшие суммы на финансирование программ энергосбережения (от нескольких десятков до нескольких сотен млн руб.) предусмотрены в Республике Алтай, Рязанской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе. Подобные различия связаны не только с разной финансовой обеспеченностью субъектов РФ, но также с разными сроками реализации программ энергосбережения (и соответственно периода, на который запланировано финансирование), а также разной системой программ, в рамках которых реализуются мероприятия по энергосбережению. В последние годы некоторые мероприятия, направленные на энергосбережение (например, в части газификации, введения приборного учета в жилом фонде, внедрение энергосберегающих технологий при осуществлении капитального ремонта жилого фонда и т. д.), уже осуществлялись в субъектах РФ в рамках целевых программ.

При разработке региональных программ повышения энергетической эффективности потребовалось принимать решения о том, объединять ли все обозначенные мероприятия в рамках одной целевой программы, либо сохранять множественность программ, имея в виду их общее влияние на цели энергосбережения. Например, в Тверской области подобные мероприятия в единую целевую программу объединять не стали: через программу энергосбережения введены лишь новые расходные обязательства. Как следствие, расходы на данную программу на 2010–2014 годы составляют 3,5 млрд руб., тогда как суммарные плановые расходы на проводимые в рамках целевых программ мероприятия по энергосбережению составляют почти 9 млрд руб.

рис 2

По-разному складывается в регионах ситуация и с привлечением внебюджетных источников. Если в среднем планируемые расходы за счет внебюджетных средств составляют порядка 85 % от расходов на реализацию региональных программ энергосбережения, то в результате детального анализа выявляются два противоположных подхода:

не включать в источники финансирования программ внебюджетные поступления (такая практика встречается достаточно редко, например, конкретных поступлений за счет внебюджетных источников не запланировано в Забайкальском крае, Вологодской, Ленинградской, Липецкой, Новгородской, Рязанской, Самарской, Свердловской областях);

предусматривать в программах весьма существенные объемы внебюджетного финансирования мероприятий по энергосбережению (большинство регионов выбрало именно этот путь. Наиболее значительные объемы поступлений из внебюджетных источников (более 95 %) запланированы в программах Республики Коми, Чеченской Республики, Краснодарского, Пермского, Ставропольского краев, Владимирской, Курской, Московской, Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской областей, Чукотского автономного округа).

Что касается привлечения к реализации мероприятий по энергосбережению усилий муниципальных образований и средств местных бюджетов, то в данном случае региональные власти действовали более осторожно, чем в отношении внебюджетных средств. В среднем за счет средств местных бюджетов планируется покрыть порядка 4 % расходов на реализацию региональных программ энергосбережения. При этом в целом ряде субъектов РФ деятельность муниципальных образований и расходы из местных бюджетов в программу в явном виде не включены. Подобная позиция имеет объяснение. Безусловно, ограниченные возможности властного воздействия на органы местного самоуправления, а тем более на негосударственный сектор, являются причиной для концентрации внимания на региональных финансовых ресурсах.

В то же время для достижения реального эффекта большое количество ресурсозатратных мероприятий по энерго­сбережению должно быть выполнено организациями негосударственного сектора, а также унитарными предприятиями. Результирующие показатели в виде сокращения потребления энергетических ресурсов, энергоемкости ВРП и т. д. достижимы благодаря приложению финансовых усилий как государственным, так и негосударственным сектором. В этой связи по сути правильным представляется объединение в программе энергосбережения расходов из всех доступных источников с оформлением обязательств сторон (например, путем заключения соответствующих соглашений).

Читайте также:
Хуавей валет что за программа

Источник: bujet.ru

Четвертый энергопереход: что ждет Россию и мир

Четвертый энергопереход: что ждет Россию и мир

Россия, как и весь мир, вступает в эпоху возобновляемых источников энергии, которые со временем вытеснят ископаемые виды топлива — газ, нефть, уголь. Эти вопросы обсуждали и на Татарстанском международном форуме по энергоресурсоэффективности и экологии, который проходит в эти дни в Казани.

Колумнист «Реального времени», экономист с банковским опытом Артур Сафиулин в своей очередной статье для нашего издания предлагает поговорить о грядущем четвертом энергопереходе. Предпосылками к нему служат как технологический прогресс, так и осознанная политика государств по защите экологии и уменьшения выбросов углекислого газа в атмосферу. Фундаментом для этого перехода станут цифровизация, распределенная энергетика, удешевление хранения энергии, возобновляемые источники энергии, водородные технологии. Доля возобновляемых источников энергии неуклонно растет, например в 2020 году на них пришлось около 90 процентов прироста генерирующих мощностей в мире.

История переходов и ситуация в мире

Давайте разберем предыдущие переходы. Первый был от биомассы (дров) к углю, который стал основным источником энергии, благодаря паровым двигателям. Всю нынешнюю промышленность мы увидели как раз благодаря углю, это был драйвер индустриализации по всему миру.

Второй переход был от угля к нефти, благодаря появлению двигателя внутреннего сгорания и появлению топлива, производимого из нефти. Этот переход дал нам нефтехимию и, как следствие, пластмассу, роль которой в современной экономике сложно недооценить.

Третий энергопереход стал возможен, благодаря внедрению природного газа в промышленность и энергетику в виде газовых турбин. Это еще больше удешевило стоимость энергии для производителей и помогло вывести культуру общества потребления на уровень, который своим ущербом для экологии грозит уничтожить экосистему всей планеты в ближайшие пару столетий. За каких-то полтора столетия, человечество совершило потрясающий технологический рывок и поставило себя в уязвимую позицию, где придется выбирать — будущее наших потомков или безудержное потребление, без оглядки на ущерб для системы. Отрадно видеть, что ведущие страны мира осознали этот момент и предпринимают меры, за ними подтянутся остальные страны, у них просто не будет выбора.

Главное отличие четвертого перехода — что вместо одной технологической революции, как это было в прошлом, происходит целый спектр технологических прорывов в энергоэффективности и уменьшения выбросов углекислого газа (возобновляемые источники энергии, водород, накопители, улавливание углерода). Структурные изменения экономики и технологический прогресс позволили оторваться от увеличения потребления энергии для обеспечения производства и экономического роста, как следствие. Объемы первичного потребления энергии стабилизировались во многих экономиках мира даже в Китае. При этом темпы роста ВВП сохранились.

Интересной представляется инициатива RE100, в рамках которой 226 крупных мировых компаний меняют свои требования к энергообеспечению — полный переход на возобновляемые источники энергии (IKEA, 3M, Danone, Decathlon, eBay, Coca-Cola, Google и многие другие).

В ЕС, Азии, Северной Америке приняты и реализуются программы по снижению выбросов парниковых газов — введены системы квотирования выбросов, углеродные налоги, двигатели внутреннего сгорания подпадают под запрет, есть четкие планы по внедрению возобновляемых источников энергии. К 2050 году целью поставлено достижение так называемой «климатической нейтральности» — уравнять выбросы и поглощение углекислого газа.

В ЕС планируют к 2030 году сократить потребление угля на 70%, а нефти и газа на 30%, по сравнению с 2015 годом. Китай объявил о планах стать углеродно нейтральным к 2060 году. С 2021 года в стране вводится система торговли выбросами. Япония и Южная Корея планируют достичь нейтральности к 2050 году.

Что ждет Россию?

Согласно прогнозам, ископаемые виды топлива будут преобладать в структуре мирового энергопотребления до 2040 года, после этого доминирование будет утрачено. Все это ведет к закономерному вопросу — как быть России? Мы являемся одним из крупнейших мировых поставщиков углеводородов, и наш ВВП напрямую зависит от сырьевого экспорта.

Поставками одного лишь вооружения сытым не будешь. Для России грядут непростые времена. Страна не готова и продолжает жить в иллюзиях, степень серьезности ситуации не находит отражения в новостной повестке. Гораздо легче обсуждать очередные геополитические перипетии, которым грош цена в глобальном масштабе.

А выживание наших потомков остается на совести их самих и пенсионного фонда РФ. В чем же основные проблемы?

Надо отметить, что наша экономика и система управления не готова к радикальному уменьшению углекислого газа (так называемой декарбонизации) и энергопереходу. Энергетическая стратегия на период до 2035 года предусматривает рост экспорта нефти, газа, угля. При этом, в стратегии нет задач по замещению ископаемых источников зелеными на внутреннем рынке. Это совсем неудивительно, ведь мы имеем огромное количество газовых турбин во всех отраслях, не только в энергетике. Менять парадигму будет неимоверно сложно.

Отсутствует общегосударственная система сбора информации по выбросам парниковых газов и изменению климата, нет систем, которые отслеживают углеродный след компаний и их продукции. Отсутствие квотирования выбросов и установленных цен на них не дает компаниям никаких стимулов к изменениям. Всегда проще продолжать в старом русле. Если у нас состоится переход, то это будет путем кнута сверху, за счет драконовских штрафов и регулирования.

Основная проблема и угроза энергоперехода — для компаний отечественного ТЭК. Радикальное снижение глобального потребления углеводородов приведет к сокращению объемов производства в секторе, в котором занято огромное количество рабочих рук. Помимо этого, есть целая сеть смежных производств. Как следствие, размер налоговых отчислений в бюджет тоже снизится.

Масштаб эффекта четвертого энергоперехода был подсчитан и, даже в умеренном варианте, предусматривает снижение среднегодовых темпов роста ВВП на 1,1% в год. А ведь это и есть весь размер нашего ежегодного роста на протяжении уже многих лет. Сокращение экспорта энергоресурсов при умеренном варианте составит 16% к 2040 году.

При всем этом негативе, есть и позитивные вещи, которые способны выправить ситуацию. Российский внутренний энергобаланс не так уж и плох, в сравнении со многими странами мира. 19% занимает атомная генерация, 18% гидрогенерация и уже 1% составляют те самые ВИЭ. Совокупная доля «чистой» энергии из возобновляемых источников составляет таким образом 37-38%.

Углеродный след в выработке электроэнергии ниже, чем в ЕС, США, Китае, Автралии, Индии. В основном, конечно, за счет использования природного газа и гидроэнергетики, о чем говорилось выше.

Выходом было бы дальнейшее ускоренное финансирование сектора ТЭК в направлении водородных технологий за счет имеющейся пока что экспортной выручки. В конце 2020 года была утверждена программа по развитию водородной энергетики, предусматривающая, помимо всего прочего, разработку железнодорожного транспорта на водороде, газовых турбин на метано-водородном топливе, создание опытных полигонов низкоуглеродного производства водорода.

В силу своей углеродной нейтральности, водород призван заменить уголь и нефтепродукты. В мире имеется колоссальный спрос на «зеленый» водород (полученный благодаря ВИЭ) и низкоуглеродный водород (полученный на основе ископаемого топлива). Если Россия успеет вовремя, то мы сможем занять неплохую нишу на этом рынке, так как имеются все условия для производства обоих типов водорода. Огромные запасы ресурсов (газ, уголь, вода) вкупе с большим резервом генерирующих мощностей даст России возможность производить водород различными методами, например паровой конверсией метана и электролизом, с помощью энергии от АЭС и ГРЭС (чистые источники). Территориальное расположение нашей страны тоже играет на руку, так как основные рынки сбыта это ЕС и Азия.

Производство водорода в России утроилось с 2010 по 2019 год, достигнув 1,95 млрд кубометров. Основные потребители — химические и нефтегазохимические, нефтеперерабатывающие предприятия. В энергетической стратегии до 2035 года делается упор на развитие экспорта водорода и превращение в мирового лидера: в 2024-м — 2,2 млрд кубометров, в 2035-м — 22,2 млрд кубометров.

Наши сырьевые гиганты уже делают несколько проектов в этом направлении — Газпром планирует построить завод по производству низкоуглеродного водорода из газа в месте выхода двух ветвей «Северного потока». Новатэк модернизирует ТЭС, которая снабжает электроэнергией завод по сжижению газа «Ямал СПГ», газотурбинная установка будет приспособлена к использованию водорода в качестве топлива.

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на достаточно негативные прогнозы для экономики России в свете наступающего энергоперехода, все в наших руках. Есть примерно 7-10 лет, чтобы догнать процесс как законодательно внутри страны, так и технологически.

На мой взгляд, необходимо обязать компании отечественного ТЭК инвестировать в «чистые» источники и продукцию, мотивируя их на экспорт. Только таким образом мы сможем избежать коллапса в бюджетной сфере через 20-30 лет. Становится немного боязно за наших детей — в каком климате они будут жить, будет ли работа в стране, пенсии и так далее, зависит от наших действий сегодня.

Климатические вопросы почему-то вызывают смешки у нашей публики в целом. Адептам такого подхода я бы посоветовал посмотреть на это сквозь призму экономического будущего своих детей. Вечно продавать газ, нефть, уголь не получится. Мир изменился.

Артур Сафиулин

Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Источник: realnoevremya.ru

Ускоренная газификация регионов России – благополучие и комфорт наших граждан

Одна из ключевых задач работы топливно-энергетического комплекса на сегодняшний день – ускоренная газификация регионов России. Расширение использования газа на внутреннем рынке позволит значительно повысить уровень жизни и обеспечить комфортные бытовые условия граждан нашей страны, а также положительно повлияет на социально-экономическое развитие регионов.

Природный газ занимает ключевое место в удовлетворении внутренних потребностей России в энергоносителях. Уже сегодня на долю газа приходится 53% потребления энергоресурсов. Это делает российский энергобаланс одним из самых «зеленых» в мире, так как газ – самый чистый углеводородный источник энергии, что особенно важно для регионов со сложной экологической обстановкой. Еще одно неоспоримое преимущество «голубого» топлива для нашей страны — доступность, надежность и значительная ресурсная база.

Нормативная и организационная база

Для увеличения темпов газификации России в сжатые сроки принято пять ключевых федеральных законов и 19 постановлений правительства. Работа ведется по двум основным направлениям – газификации субъектов России и догазификации. Вся ответственность возложена на единого оператора – дочернее предприятие «Газпрома». Также в 13 субъектах Российской Федерации определены региональные операторы газификации.
На платформе Координационного центра при правительстве организована работа Федерального штаба по мониторингу исполнения программ газификации и догазификации. Это позволило выстроить единую цифровую систему управления и в кратчайшие сроки обеспечить межведомственное взаимодействие с участниками процесса, в том числе с представителями «Газпрома», Совета Федерации, Государственной Думы, партии «Единая Россия», руководителями штабов субъектов Российской Федерации и гражданами. В Минэнерго России создан департамент развития газовой отрасли, основная задача которого – реализация поручений президента России по социальной газификации и догазификации регионов России.

Читайте также:
Scale что это за программа

Газификация

Доступность «голубого» топлива для граждан планомерно повышается с начала 2000‑х годов. Наиболее активная фаза газификации России началась в 2005 году. За это время уровень газификации регионов страны вырос с 53,3 % в 2005 году до 72 % по итогам 2021 года.
Только в прошлом году было построено 163 объектов газоснабжения протяжённостью более 2 700 км, газифицировано 342 населённых пункта, 285 котельных. Всего в период с 2005 по 2020 годы проложено более 2,5 тысяч газопроводов общей протяженностью более 35,5 тысяч км. Таким образом, суммарно уже газифицировано 43 млн квартир и домовладений в 48 тыс. населённых пунктах и 76 регионах. Наиболее высокий уровень сетевой газификации достигнут в Центральном, Южном, Северо-­Кавказском и Приволжском федеральных округах (81–85 %), где уровень газификации отдельных субъектов превышает 95 %.
Одновременно в стране в целом растет объем поставок на внутренний рынок потребителям – они увеличились с 420 млрд кубометров в 2016 году до 470 млрд кубометров по итогам 2021 года. При этом экспорт в прошлом году составил только половину этого объема – 249 млрд кубометров. То есть наблюдается отчетливая тенденция к более широкому использованию газа именно на внутреннем рынке.

Уже подписаны пятилетние программы газификации с 68 субъектами Российской Федерации. В период 2021–2025 гг. планируется вложить в газификацию почти 800 млрд руб­лей, газифицировать более 3 600 населенных пунктов, перевести на газ более 3 200 котельных и построить более 24 000 км межпоселковых газопроводов. Это позволит повысить уровень газификации в стране до 75 %. Целевым показателем является доведение уровня газификации к 2030 году до 83 %.
При этом подчеркну, что уже по достигнутым показателям газификации Россия значительно превосходит такие европейские страны, как Германия (47 %), Франция (38 %), Испания (32 %). Для сравнения: в Финляндии, Швеции и Норвегии, где схожий с нашей страной климат, уровень газификации составляет лишь 3 %, 1 % и 0,2 % соответственно.
В этой связи вызывает удивление, что страны Европы последовательно принимают решения по планомерному отказу от российского газа, на который до недавнего времени приходилось порядка 45 % импорта. В частности, по политическим причинам по инициативе европейской стороны заморожен газопровод «Северный поток‑2» мощностью 55 млрд кубометров газа в год. Такие решения принимаются вопреки здравому смыслу, экономической целесообразности, а также интересам экономики и граждан Европы, которые лишаются возможности получить достаточные объемы газа по доступной цене.
Уже принято решение, что российские сухопутные газотранспортные мощности проекта «Северный поток‑2» теперь будут использоваться для развития газоснабжения регионов Северо-­Запада России, где показатели сетевой газификации (57,3 %) пока отстают от среднероссийских.
Кроме того, президент России дал поручение по расширению программы газификации в обновленной Энергостратегии до 2050 года. В том числе, речь идет о ряде субъектов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Население этих регионов составляют более 8,6 миллиона человек. Потенциальный объем потребления газа в них может достигнуть 30 млрд кубометров в год, а уровень газификации регионов Дальнего Востока к 2035 году может возрасти более чем в 2 раза (к уровню 2020 года).
Особое внимание здесь будет уделено газификации промышленных потребителей и населенных пунктов вдоль трасс магистральных газопроводов «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». В первую очередь, необходимо газифицировать жилой частный сектор, предприятия и котельные, использующие мазут, дизельное топливо и электроэнергию для энергетических целей, а также новые промышленные производства. Газификация производств и объектов ТЭК позволит сократить расходы и топливо и снизить вредные выбросы в атмосферу. Например, в результате перевода электро- и теплогенерации с угля на природный газ общий объем выбросов загрязняющих веществ будет снижен в 2–2,5 раза.

При этом реализация крупных инвестиционных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке предусматривает реконструкцию действующих источников газоснабжения и строительство новых газопроводов-­отводов и ГРС. Кроме того, для газификации населенных пунктов в радиусе до 300 км от газопроводов «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» может быть предусмотрена организация производства СПГ на ГРС на газопроводах-­отводах. В настоящее время изучается экономическая обоснованность проекта, а также возможные меры государственной поддержки. Предполагается, что развитие производства малотоннажного СПГ на юге Приморского края и на Сахалине позволит обеспечить газификацию населенных пунктов на побережьях Японского и Охотского морей, а также использовать СПГ для бункеровки морских судов.
Одновременно для эффективного и надежного процесса газификации необходимо формирование комплексных программ капитального ремонта и реконструкции газопроводов. Также продолжается работа над повышением безопасности эксплуатации газопроводов, эффективности использования газа, энергосбережению, внедрению эффективного оборудования.
В настоящее время регионы завершают работу по подготовке целевых топливно-­энергетических балансов (ТЭБ) и ведут работу по их реализации. Документ содержит прогноз спроса в каждом регионе на все виды энергии по категориям потребителей с учетом целевых сценариев. Правительство координирует эту работу. В частности, Минэнерго России принят порядок составления топливно-­энергетических балансов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На базе ТЭБ будут приняты решения о газификации региона сетевым газом, либо об обеспечении альтернативными чистыми источниками энергии. В частности, речь идет об увеличении доли возобновляемых источников энергии, малой атомной энергетики, чистых угольных технологий, сниженном природном газе, электрификации котельных. При этом прогнозные ТЭБ будут ежегодно уточняться по фактическим данным при необходимости, что позволит учитывать динамику изменения ситуации на энергетических рынках и потребности региона в энергоносителях.
На сегодняшний день в 77 субъектах утверждены целевые ТЭБ. Реализация начнется уже в текущем году.
Закономерным продолжением политики увеличения внутреннего потребления природного газа является развитие рынка газомоторного топлива. К концу 2021 года в стране ежегодное потребление метана на транспорте составило 1,37 млрд кубометров. В текущем году в наших планах достичь показателя в 1,71 млрд кубометров, а к 2030 году мы ставим перед собой амбициозную задачу по выходу на 6,8 млрд кубометров.
Государство субсидирует строительство заправочной инфраструктуры компримированным природным газом (КПГ) и перевод транспорта на газ. Готовится к старту программа поддержки строительства заправок сжиженным природным газом (СПГ), прорабатывается вопрос субсидирования производства мини-­СПГ заводов, в первую очередь, вдоль международных транспортных коридоров.
Трансформация транспортного сектора в сторону увеличения потребления метана – возможность повысить качество жизни наших граждан не только за счет существенной экономии на топливе, но и за счет значительного улучшения экологической обстановки в городах. В отличие от многих стран в текущей ситуации Россия имеет возможность сохранить «зеленую» повестку не только в ТЭК, но и на транспорте, при этом двигаясь по собственному уникальному пути с опорой на отечественные технологии.

Догазификация

Догазификация, то есть подведение газа к частным жилым домам граждан в тех населенных пунктах, где уже есть сетевой газ, – проводится по прямому поручению президента России. Эта программа должна быть завершена до 2023 года. Потенциально объем ее финансирования составит более 400 млрд руб.
На конец июня уже принято в работу свыше 634 тысяч заявок. По сравнению с прошлым годом количество поданных заявок выросло почти в 2 раза. Заключено более 416 тысяч договоров и газ доведен до границ участков более 157 тыс. домовладений. Потенциально к газу может быть подключено около 2 млн домовладений в более чем 36 тыс. населенных пунктах. На сегодня в планы-­графики догазификации включены 1,2 млн домов.

Подчеркну, что газ в газифицированных населенных пунктах проводится до границы участка гражданина бесплатно. Кроме того, значительно упрощена процедура и сокращены сроки подключения, которые предусмотрены планами-­графиками. Существует возможность подачи заявки на комплексную услугу, включающей в себя не только доведение газа до забора, но и проектирование, строительство сетей внутри границ участка заявителя по регулируемой цене и поставку газоиспользующего оборудования по минимальным розничным ценам.
Мониторинг выполнения работ по догазификации организован в оперативном режиме. Вся статистическая информация по сбору и исполнению заявок в каждом регионе поступает в единую систему, составляется рейтинг регионов по разным показателям, ведется мониторинг стоимости оборудования, налажена обратная связь с заявителями.
Особое внимание уделяется информированию граждан о возможностях социальной газификации и цифровизации процесса подачи заявок. «Газпром» запустил портал единого оператора газификации (connectgas.ru) и интерактивную карту (gazprommap.ru), где можно увидеть информацию о строящихся объектах. Опубликованы ответы на наиболее часто поступающие вопросы от потребителей, работают горячие линии. Создана возможность подачи заявки на газификацию через единый портал госуслуг. Также остаются традиционные способы подачи заявок через личные кабинеты или офисы газораспределительных организаций, во многих регионах налаживается работа по приему заявок на догазификацию через МФЦ.
К настоящему времени действует около 3000 стационарных и мобильных пунктов приема заявок на подключение. В большинстве из них жители могут не просто подать заявку, но и выбрать необходимое внутридомовое оборудование для пуска газа под ключ.
Особое внимание уделяется контролю стоимости газоиспользующего оборудования. Из-за повышенного спроса в начале года фиксировался рост цен. В этой связи Минпром и ФАС организовали мониторинг рынка и работу над увеличением предложения оборудования. На текущий момент наблюдается тенденция снижения стоимости оборудования.
При этом уже в 70 субъектах России приняты меры социальной поддержки на подключение домов к газу. В большинстве регионов льготы предоставляются инвалидам, малоимущим гражданам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, многодетным семьям и приравненным к ним категориям граждан. В ряде регионов субсидии предоставляются всем жителям субъекта. Средний размер компенсации составляет порядка 94 тыс. руб­лей.
Отмечу, что влияние внешней конъюнктуры на процессы газификации и догазификации исключены. Материалы и оборудование для газификации производят более 140 предприятий в России. Кроме того, прорабатывается возможность увеличения выпуска полиэтиленовых труб, газовых плит и другого газоиспользующего оборудования.
Существуют значительные запасы необходимого импортного оборудования. При этом сегодня мы рассчитываем удовлетворить максимум будущих потребностей за счет российских производителей. Например, в ближайшее время в России откроются новые заводы по выпуску электросварных фитингов, в производстве которых в России до недавнего времени не было необходимости.
Сегодня совместная работа федеральных и региональных органов власти, администраций субъектов России и газораспределительных компаний направлена на достижение общей стратегической цели – ускоренную газификацию и догазификацию регионов России. Таким образом, «голубое» топливо получит максимально возможное количество потребителей – как граждан, так и предприятий.

Источник: energypolicy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru