Эльконина давыдова программа для начальной школы что это

Развивающее обучение Эльконина-Давыдова

В начальной школе учат считать, читать и писать. Это обучение нацелено на формирование навыков грамоты. Традиционно начальная школа — четырехлетка, — и была школой грамоты. Но при введении общего среднего образования цели стали меняться. Начальная школа должна заложить фундамент, базу для освоения учебных предметов в средних классах и основ наук — в старших.

Простые навыки не являются достаточным фундаментом. Кроме того, работы отечественных психологов, прежде всего Л.С.Выготского и его школы, открыли перед педагогикой качественно новые возможности: не только обучать узкопредметным знаниям, умениям и навыкам, но целенаправленно формировать и развивать общеинтеллектуальные способности детей.

Сегодня множество учителей начальных классов экспериментируют и разрабатывают авторские курсы. Это сложная работа многих специалистов — философов, психологов, методистов, учителей-экспериментаторов. Все эти специалисты просто необходимы для того, чтобы построить действительно новую педагогику — педагогику формирования и развития способностей.

Развивающая программа обучения по системе Эльконина-Давыдова

Такая работа и велась в нашей стране с 60-х годов под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Сопоставлялись фундаментальные направления в психологии — Ж..Пиаже и Л.С.Выготского, подходы А.Леонтьева и С.Рубинштейна, свою методику выстраивал П.Я.Гальперин.

В философии — острая дискуссия между традиционными советскими философами и молодым авангардом — Э.В.Ильенковым, А.А.Зиновьевым, Г.П.Щедровицким. Новые подходы опробуются Э.В.Ильенковым в интернате для слепоглухонемых. Результат потрясающий — даже при отсутствии основных чувственных каналов восприятия можно научить ребенка мыслить! И не просто, а теоретически — моделировать, употреблять категории и понятия.

Тут необходимо сразу определиться. Сегодня говорят: «Зачем специальный термин «развивающее обучение»? При всяком обучении ребенок развивается».

Но разве традиционно в школе ставят задачу «сформировать такую-то способность»? В программах записано: должны знать и уметь. Этого учитель и добивается. А какие есть способности, как они устроены, как их диагностировать и как с ними работать — с этим традиционный учитель дела не имеет. Он даже считает, что способности — это что-то врожденное, и вообще сомневается, что их можно формировать.

Подход Эльконина-Давыдова специально строится как педагогика способностей. Для подчеркивания мысли можно было бы даже сказать: РО нацелено на формирование способностей мышления в первую очередь, а на обучение математике и русскому языку — во вторую. Именно поэтому «развивающее обучение» — не метафора, а точный термин. И строго этот термин применим только и именно к обучению Эльконина-Давыдова.

Основные идеи развивающего обучения

1) Идея учебной деятельности.

Эта идея Д.Б.Эльконина фундаментальна. Она позволяет понять, чем учение отличается от всего другого, что делает человек. Во всякой деятельности человек меняет, преобразует какой-то предмет, чтобы получить результат. Например, он преобразует условия задачи, чтобы получить ответ. Или преобразует, меняет форму слова, чтобы определить букву в орфограмме.

О системе Эльконина-Давыдова. Обучаемся по программе Эльконина-Давыдова.

Это все -предметные действия. А вот учебная деятельность особая — в ней человекпреобразует самого себя. Делает себя из «я-не умею» в » я-умею», из «я-не знаю» в «я-знаю». Этим учебная деятельность в корне отличается от школярской учебной работы. В последней ученик выполняет множество заданий, но при этом не тренируется осознанно в каком-либо способе.

Для него вообще способы действия не являются главным. А в учебной деятельности ученик нацелен именно на способы -перенять новый эффективный способ, понять его, овладеть им, оттренировать его — вот специфически учебная задача.

Учебная деятельность — это высокая культура самообучения с помощью взрослых и товарищей. Дети такой культурой не владеют. Требуется прививать ее ученикам.

Значит первая главная задача РО — научить детей учиться.

Источник: studfile.net

Школьная программа «Система Эльконина — Давыдова»

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова полностью отвечает новым целям образования, определенным современным Федеральным государственным стандартом образования и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.

УМК системы Эльконина — Давыдова выпускает издательство «ВИТА-ПРЕСС».

УМК системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:

Читайте также:
Dvd что это за программа и нужна ли она

— Русский язык.
Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.
Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.

— Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.

— Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.

— Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Все учебники программы Эльконина — Давыдова включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Все учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009г.). Большая часть учебников — победители конкурса учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Минобрнауки России.

Каждый учебник сопровождается рабочими тетрадями, методическим пособием, а также электронным приложением.

Учебники всех предметных линий были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

Кроме того, выпущены пособия для учителя для 1-4 классов по интегрированному курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор: Полуянов Ю.А.).

В системе Эльконина — Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

  1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
    Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

Результат обучения по программе Эльконина — Давыдова — на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.

Выпускник из начальной школы — прежде всего школьник с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Для решение этой задачи в системе существует ряд специальных учебных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени.

Кроме этого, авторы системы Эльконина — Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Способность к рефлексии, по мнению авторов программы Эльконина — Давыдова, есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.

Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:

  • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
  • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

Читайте также:
Camtasia studio что за программа

Источник: nnmama.ru

Программа Эльконина — Давыдова

в младшей школе. Кто обучался по такой? каковы результаты? ощущения?
Информации в инете конечно много, перечитала массу, многие вещи вызывают искреннее недоумение. Особенно йожык в первом классе %)
Кто все это прошел, каков результат? как после такой программы идти в 5 класс по стандартной программе обучения?

Екатеринбург

Я обучалась. Жуть, а не программа. В первом классе уроки делала до 12 ночи. В тетрадке синей и красной пасты было напополам (моя тетрадь была лучшей в классе, у остальных красной было больше :gy: ). Училась я по ней с 1-го по 8-ой класс. Своим детям такой программы не пожелаю.

Больно уж замудрённая. В учебниках в первом классе практически одни картинки. Моя мама до сих пор с содроганием вспоминает гнома Аристарха из учебника по математике. И я тоже не вижу смысла в программе, после которой переходят на традиционку. Если что, школу я с медалью закончила, отличницей была, так что с умственными способностями у меня всё в порядке.
Автор, альтернатива есть?


йожык в первом классе

:gy: это ещё цветочки.

Аноним 573

Замечательная программа, но подходит далеко не всем детям.

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям
и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов —
предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает
формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков.
Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении
с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того,
система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет
организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками,
анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения
партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке
не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко
мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок.
Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все
нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода
портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя
успеваемости вместо привычного дневника.
Источник: http://tatianaforkids.ucoz.ru/index/vse_programmy_obuchenija_nachalnaja_shkola/0-44

Если не секрет, в какой школе преподают по этой программе?

Источник: www.u-mama.ru

Программа Эльконина-Давыдова

В начальных классах во многих школах сегодня используется программа Эльконина-Давыдова. Что нужно знать об этой системе родителям, чтобы решить — отдавать ли детей в такой класс или искать школу, использующую традиционные методики?

В начальных классах во многих школах сегодня используется программа Эльконина-Давыдова. Что нужно знать об этой системе родителям, чтобы решить — отдавать ли детей в такой класс или искать школу, использующую традиционные методики?

На родительском собрании накануне первого класса нам сообщили, что детям нашим предстоит учиться по системе . Чем это грозит нам, родителям? Пока что мы поняли, что не будет домашних заданий и оценок. Первая реакцией — ура! Долой тяжкую обязанность делать с ребенком уроки и ругать его за двойки. Но потом мы призадумались и поняли, что все не так уж просто.

Однако выбор есть — в параллельном классе учатся по «традиционной методике». Что же выбрать?

Достоинства и преимущества

Что главное в системе ? Я бы сформулировала это так: отсутствие зубрежки, занудства, готовых правил и аксиом. Каждый ребенок словно первым «изобретает велосипед» — сам выводит новое правило или новую формулу. То есть основное — сознательный, творческий подход к обучению. Важно не просто усвоить, что дважды два — четыре, но понять, почему это четыре, а не пять или шесть.

Дети обучаются не конкретному знанию, а общему. Ну, например, все мы в первом классе знали, что если гласная в корне проверяется, то надо подобрать однокоренное слово и проверить, да и дело с концом (слово «вода», к примеру, проверяется словом «водный»). Если же слово не проверяется (как с пресловутой «собакой», которую все норовят написать через «а»), то надо просто зазубрить.

Некоторые учителя добивались результата, заставляя бедняг первоклассников писать ненавистное слово по 10–20 раз. В результате их ученики ненавидели предмет, старались как можно чаще выходить на мороз без шапки, чтобы лишний раз остаться дома, и вообще о школе у них остались самые неприятные воспоминания. Не факт, кстати, что правила они усвоили.

Читайте также:
Программа synaptics что это

Дети, которые учатся по системе , не зубрят правила про проверку орфограмм. Их учат определять «слабое», «ошибкоопасное», место в слове, на письме они на этом месте букву просто пропускают, то есть пишут: в_да. Это общее знание: в словах есть потенциально опасные места, и их надо уметь определять. Потом от общего знания перейдут к общим: научатся проверять слова, чтобы вставлять нужные буквы.

Или таблица умножения. Кто из нас не провел лето накануне второго класса в мучительном зазубривании! По системе ни зубрить, ни подглядывать на оборотную сторону тетрадной обложки не надо

Учитель чертит две параллельные координатные прямые, называемые мерками С и Е, деления на которых нанесены в соотношении 1:4. Чтобы умножить, к примеру, 3 на 4, надо на нижней мерке С отсчитать три деления и подняться вверх, на мерку Е, — палец попадает на 12. (Деление соответственно происходит в обратном порядке.) Дети, еще не изучавшие дробные числа, могут с легкостью разделить, например, 19 на 4. Они не могут назвать число, но могут его показать на координатной прямой. Они формулируют это как «почти пять» или «между четырьмя и пятью». То есть, владея общим алгоритмом, могут найти решение любой частной задачи.

Угрозы и недостатки

Как любой проект, программа Эльконина-Давыдова имеет как достоинства, так и недостатки и даже скрытые угрозы. С первыми, в общем то, все понятно: творческий подход к обучению, осознанное овладение знаниями, систематизация материала и более быстрое и легкое освоение нового на базе уже усвоенного старого.

Посмотрим на оборотную сторону медали, а она имеется, не сомневайтесь!

Прежде всего, настораживает именно то, что при первой реакции вызвало ликование. , отсутствие домашнего задания. Представьте, что привыкший к такой вольнице ребенок приходит в среднюю школу (которая по не работает).

Здесь ему не только надо привыкнуть к большому количеству учителей, у каждого из которых свои требования, но еще и осознать, а главное принять, то, что дома, оказывается, надо работать. То же и с оценками. В начальной школе их не ставили, ибо один из постулатов системы — истина рождается в дискуссии. Естественно, оценивать, кто как участвовал в дискуссии, нелепо. Но вот в средней школе учителя будут требовать учить, зубрить, а потом станут оценивать результаты зубрежки.

То есть отпугивает отсутствие преемственности между начальной школой и средней.

А если, гипотетически, появится школа, практикующая систему и в средней школе? Снимет ли эту проблему?

Нет, не снимет, ибо потом ребенку все равно поступать в вуз, а наши вузы мало похожи на сократовские школы, где учитель и ученик вели непринужденные диалоги. Система зачетов и экзаменов жива и, судя по всему, умирать не собирается. А значит, человеку, которого в школе не оценивали, адаптироваться будет крайне сложно.

Ну и наконец, следует иметь в виду, что учебники, по которым занимаются дети, писали вовсе не авторы теории, а их последователи и интерпретаторы. Отсюда — множество недочетов, несуразиц, на которые жалуются прежде всего учителя. В некоторых учебниках идея не проверять написание слова, а искать «ошибкоопасное» место доведена до абсурда. То же фонетическое письмо (когда ребенок пишет слово так, как слышит, например: «карова»), придуманное авторами методики, авторами учебника признается как единственно правильное на довольно длительном этапе обучения, а значит, дети в течение длительного времени смотрят и запоминают неправильное написание.

Опытный учитель сможет сбалансировать: отступит от учебника, пойдет на компромисс. Ну, а если учителю опыта или знаний не хватает? Вопрос, полагаю, ответа не требует, он и так очевиден.

Итак, достоинства и преимущества, угрозы и недостатки понятны. Я, после долгих и мучительных размышлений все же выбрала класс, где используется программа Эльконина-Давыдова, прежде всего потому, что уверена в преподавателе, который будет учить моего ребенка.

Если вам предстоит сделать выбор, не забудьте взвесить все «за» и «против». Удачи вам, учитесь на пятерки!

Источник: pulsplus.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru