Эльконин и давыдов какая программа

Содержание
Читайте также:
Программа iPhone как видеорегистратор

Есть мнение, что способности к учёбе даются каждому ребёнку от природы. Либо они есть, либо их нет. На самом деле это не так. Даже если кажется, что ребёнок совсем не хочет учиться, всё же можно пробудить его желание получать новые знания. Для этого разрабатываются специальные программы обучения.

Например, с 1991 года в школах наряду с традиционными программами обучения применяется система Эльконина-Давыдова. Она соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, а это значит, при желании, родители могут выбрать её для своего ребёнка. Применение этой системы стимулирует у детей желание учиться и развиваться и вырабатывает навыки самостоятельности. Однако, есть и свои подводные камни. Давайте разберёмся в этой системе подробнее.

Есть мнение, что способности к учёбе даются каждому ребёнку от природы. Либо они есть, либо их нет. На самом деле это не так. Даже если кажется, что ребёнок совсем не хочет учиться, всё же можно пробудить его желание получать новые знания. Для этого разрабатываются специальные программы обучения.

Сравнение образовательных программ Эльконин, Гальперин. Людмила Ясюкова.

Например, с 1991 года в школах наряду с традиционными программами обучения применяется система Эльконина-Давыдова. Она соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, а это значит, при желании, родители могут выбрать её для своего ребёнка.

Применение этой системы стимулирует у детей желание учиться и развиваться и вырабатывает навыки самостоятельности. Однако, есть и свои подводные камни.

Давайте разберёмся в этой системе подробнее.

Система Эльконина-Давыдова особенности

Развивающая программа для начальных классов, разработанная психологом Д. Б. Элькониным и педагогом-психологом В.В. Давыдовым, начала широко применяться в школах в 80-х годах прошлого века. В 1996 г. она стала единственной подобной системой, одобренной ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами).

Особенностью данной методики является активное участие ребенка в образовательном процессе, в котором учителю отводится вспомогательная и направляющая роль. Основная форма обучения – дискуссии и исследования. Ребенок на уроке самостоятельно учится ставить цели и задачи, а потом экспериментальным или логическим путем искать ответы. Рассмотрим другие особенности системы Эльконина-Давыдова, ее цель и задачи, а также достоинства и недостатки.

Цель и задачи методики

Методику Эльконина-Давыдова в системе образования называют прогрессивной. Она предполагает создание на уроке благоприятной психологической среды для обучения и всестороннего развития ребенка.

Основная цель данной системы – научить детей самостоятельно ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и анализировать ответы.

  • пробудить в ребенке потребность учиться и самосовершенствоваться;
  • вызвать желание получать, а также углублять знания (оно должно стать таким же естественным, как голод или жажда).

Предполагается, что эта потребность должна зародиться в начальной школе и развиваться в средних и старших классах.

О системе Эльконина-Давыдова. Обучаемся по программе Эльконина-Давыдова.

Перед педагогами ставится ряд задач.

  1. Организовать класс в единое учебное пространство, деятельность которого направлена на правильную формулировку вопросов и поиск ответов. Чаще всего дети работают на уроке в парах или группами (по 5-7 человек).
  2. Способствовать развитию у детей правильной самооценки и самоконтроля. Для этого в методике применяется безоценочная система.
  3. Изменять методику программы по мере взросления учеников.
  4. Создавать между собой и детьми равноправные партнерские отношения.

Как проходит обучение

Как проходит обучение по системе Эльконина-Давыдова

  1. Разделив школьников на группы, учитель ставит перед классом задачу и предлагает каждой группе найти решение. Основные формы поиска ответа – дискуссия и практические эксперименты.
  2. Учитель помогает классу с помощью наводящих вопросов. Такой вид диалога помогает школьникам придумывать множество вариантов решения задачи, а затем аргументировано доказывать свой ответ.
  3. В процессе обсуждения педагог может намеренно ошибаться. Однако ученики должны заметить его ошибку. Это помогает детям развивать критическое мышление и понимать, что любая информация нуждается в проверке.
  4. На уроках часто используются сюжетные, ролевые или дидактические (предназначенные для обучения) игры, что способствует развитию фантазии и творческого мышления школьников.
  5. Первым оценивает результат своей работы ребенок (самостоятельно!), затем это делает преподаватель.
  6. Методика рекомендует свести к минимуму домашние задания, так как предполагается, что все необходимые знания ребенок получает в процессе обучения.

Система оценок

В методике Эльконина- Давыдова нет привычной всем нам системы отметок. В качестве ее альтернативы школьникам предлагается оценочная шкала. Она находится рядом с каждым заданием. Ребенок должен сам оценить свой результат (поставить «крестик»):

  • сверху – «знаю хорошо»;
  • в середине – «знаю, но могу ошибиться»;
  • внизу – «не знаю».

Благодаря оценочной шкале и «крестикам» педагог понимает, на каком уровне находится самооценка ученика. Затем на этой же шкале учитель ставит свой «крестик». В результате ребенок может увидеть, насколько правильно он оценил свою работу.

В системе Эльконина-Давыдова нет неправильных ответов. Любое высказанное предположение является рабочей версией.

Вместо дневников родители могут посмотреть портфолио с работами ребенка, рекомендациями и замечаниями педагога.

Плюсы методики

Плюсы методики обучения по системе Эльконина-Давыдова

  1. Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют глубокие знания, широкий кругозор, развитое креативное и критическое мышление, а также навыки успешной работы в команде.
  2. Вместо того чтобы гнаться за высокими оценками, дети стремятся получить новые знания. Они учатся обрабатывать информацию, выделять главное и аргументировать свою точку зрения.
  3. Школьники не получают готовые знания от учителя, они учатся самостоятельно находить ответы и понимать принципы решения задач.
  4. У детей, обучающихся по данной системе, лучше развито нестандартное мышление.
  5. Методика учит школьников анализу информации, самоанализу и самокритике.
  6. Отсутствие оценок избавляет неокрепшую психику детей от лишнего стресса.

Минусы методики

Несмотря на то, что методику Эльконина-Давыдова называют гениальной, у нее имеются и недостатки.

  1. Система рассчитана только на начальную школу. Дальше ребенок будет учиться по традиционной программе.
  2. В первом классе предполагается изучение строения языка и происхождения чисел, что сложно воспринимается ребенком в этом возрасте. Однако знание данных правил, понимание их принципов и т.д. значительно упрощает учебу в дальнейшем.
  3. При смене школы дети, проходившие обучение по другой программе, тяжело адаптируются к процессу обучения по системе Эльконина-Давыдова.
  4. Результаты методики во многом зависят от компетентности учителя и его понимания данной системы.
  5. Отсутствие оценок и дневников негативно воспринимается некоторыми родителями.

Тестирования показали, что методика Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. Детям нравится такой процесс обучения, и они легко усваивают учебный материал.

Чтобы приступить к обучению по системе Эльконина-Давыдова, не нужно проходить вступительные испытания.

Видео

  1. Смолярчук И.В. Психологические основы урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.\ Гаудеамус №1,2002.– С.187-189.
  2. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, сайт.
  3. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, сайт.

Источник: www.baby.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru