Элементами программы исследования являются

Целью данной курсовой работы является разработка программы социологического исследования. Для этого необходимо решать следующие задачи:
— рассмотреть основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда;
— изучить виды социологических исследований;
— изучить использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом;
— дать характеристику компании по доставке воды «Fancy»;

Введение 2
1. Сущность и значение социологических исследований труда 4
1.1. Основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда 4
1.2. Виды социологических исследований 8
1.3. Использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом 15
2. Разработка рабочей программы социологического исследования 18
2.1. Характеристика объекта исследования (организации, ее подразделения) 18
2.2. Обоснование основных элементов программы исследования 21
2.3. Инструментарий исследования 23

Практическая работа: «MSA. Исследование стабильности»


3. Апробация разработанной программы исследования 25
3.1. Выводы и предложения 31
Заключение 33
Список использованной литературы 36

1. Сущность и значение социологических исследований труда 4

1.1. Основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда 4

1.2. Виды социологических исследований 8

1.3. Использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом 15

2. Разработка рабочей программы социологического исследования 18

2.1. Характеристика объекта исследования (организации, ее подразделения) 18

2.2. Обоснование основных элементов программы исследования 21

2.3. Инструментарий исследования 23

3. Апробация разработанной программы исследования 25

3.1. Выводы и предложения 31

Список использованной литературы 36

Введение

Актуальность работы заключается в следующем. Социологическая наука как отрасль обществоведения вступила в новый этап своего развития. Если до 60-х годов она разрабатывалась преимущественно в теоретико-методологическом плане, то в последнее время в ней преобладал эмпирический уклон.

Однако при всей своей привлекательности эмпирическая направленность большинства социологических исследований не привела к значительным успехам в социальной практике и в управлении общественными процессами. Эмпиризм, упрощенность в толковании вопросов общественного развития оказались ненадежной базой для принятия практических решений в социальной сфере. Все наиболее очевидной становилась необходимость в высокой социологической теории и в ее переводе на язык практики.

С расширением фронта социологических исследований особо актуальными стали вопросы методологии и методики их проведения. И это вполне понятно. С одной стороны, на методологические проблемы долгое время не обращали внимания: в ряде исследований преобладал эмпиризм, стихийность и узость в постановке методик, не учитывающих высокие методологические требования.

Мировой эфир и отвергнутая наука.

С другой стороны, в данной области пришлось столкнуться с влиянием эмпирической социологии. Вместе с методиками, разработанными на Западе, были механически, без учета специфики нашего общества, его истории и социально-психологических реалий заимствованы и определенные методологические установки зарубежной социологии. Эти установки дают о себе знать и по сей день.

Опыт показал, что без солидного методологического фундамента социологические исследования положительных результатов дать не могут. Эффективность методик тоже оказалась в прямой зависимости от методологии, реализуемой при их разработке. В этом заключается значимость и актуальность теоретических социологических исследований.

Целью данной курсовой работы является разработка программы социологического исследования. Для этого необходимо решать следующие задачи:

— рассмотреть основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда;

— изучить виды социологических исследований;

— изучить использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом;

— дать характеристику компании по доставке воды «Fancy»;

— дать обоснование основных элементов программы исследования;

— определить инструментарий исследования;

— определить результаты пилотажного исследования;

— сделать выводы и предложения.

Объект исследования – компания по доставке воды «Fancy»; предмет исследования – социологическое исследование, проводимое среди сотрудников компании.

В процессе написания работы автором были использованы учебники, учебные пособия, а также периодические источники.

Сущность и значение социологических исследований труда

Основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда

Социология труда является частью науки социология, одной из сфер ее исследования. Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — слово, учение) — наука об обществе, рассматривающая его как систему социальных общностей, групп, устанавливающая закономерности их развития, происходящих внутри них процессов и отношений. В свою очередь, социология труда изучает структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. 1

Социально-трудовые отношения — отношения между социальными группами (общностями) и отдельными индивидами в процессе трудовой деятельности. Взаимодействие — универсальное свойство общностей и явлений.

Если оно базируется на общности целей и интересов, то принимает форму сотрудничества, при различии, противоречии в интересах превращается в конфликтные взаимоотношения, соперничество. Любая организация, предприятие состоит из людей. Они являются центральным фактором любой модели управления и, нередко, наинаиболее уязвимым ее звеном. Именно люди принимают верные или ошибочные решения, выпускают высококачественную или бракованную продукцию, действуют на благо фирмы или в ущерб ее интересам.

На сегодняшний день понимание роли социальных процессов и отношений в сфере труда как важнейшего фактора повышения его эффективности стало аксиомой. Наиболее того, социологи и психологи разрабатывают такие проблемы, как роль иррациональных побуждений в трудовой мотивации, значение игровых моментов в работе, специфика трудовых установок, совместной деятельности, обусловленная этническими и историческими особенностями людей.

Всю совокупность социально-трудовых отношений можно подразделить по нескольким признакам.

1. В зависимости от их содержания можно выделить: производственно- функциональные, обусловленные спецификой разделения и кооперации труда; социально-психологические, связанные с симпатиями и антипатиями, общностью или различием интересов, ценностей, возраста, взглядов и т.п.; общественно-организационные, обусловленные функционированием общественных организаций на предприятии и принадлежностью к ним.

2. В зависимости от субъектов, вступающих в отношения, можно выделить — межорганизационные (коллектив — Коллектив) и внутриорганизационные (коллектив—личность, личность—личность).

3. В зависимости от наличия или отсутствия отношений подчиненности выделяют горизонтальные (субъекты отношений равны по статусу, отношения подчиненности отсутствуют) и вертикальные отношения (субъекты отношений связаны подчинением в рамках служебной иерархии).

4. По степени регламентированности различают формальные, официально оформленные какими-либо документами (должностная инструкция, Положение о подразделении, карта технологического процесса и т.п.) отношения и неформальные, складывающиеся самопроизвольно (традиции, «неписаные правила», взаимные симпатии).

5. По способу поддержания отношения могут быть непосредственными, «контактными» (лицом к лицу) и безличными, опосредованными передачей информации, предметом труда, взаимосвязью целей и задач.

Социальные процессы в сфере труда — это процессы формирования, функционирования, развития (или деградации) социальных групп и отдельных работников. Среди них можно выделить следующие.

1. В качестве базового социального процесса социологи рассматривают сам процесс труда. Действительно, значительную часть своей жизни человек проводит на работе. Здесь он сталкивается со всем многообразием социально-трудовых отношений. Трудовая деятельность во многом определяет статус человека в организации и обществе, его материальный достаток, уровень развития его способностей, а значит, и его запросы, интересы, отношение к труду, даже способ проведения досуга, планы на будущее. 2

Читайте также:
Виды трейд маркетинговых программ

2. Социально-интегративные процессы, — это процессы объединения людей в социальную группу, формирования чувства причастности, общности новых работников в организации.

3. Ценностно-ориентационные — это процессы формирования позитивной трудовой мотивации работников, их заинтересованности в достижении целей совместной деятельности.

4. Изменяюще — поддерживающие процессы — связаны с различными видами трудовых перемещений работников: движением между рабочими местами, сменой места работы, профессионально- квалификационными изменениями, развитием трудовой карьеры.

Итак, можно сделать вывод, что предметом социологии труда являются социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Основная цель проводимых исследований — Увеличение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений.

1. Совершенствование системы управления организацией, Увеличение обоснованности принятия управленческих решений — исследование социальных процессов, влияющих на эффективность управления (разграничение управленческих функций, рациональность иерархической системы, стиль и методы руководства, степень участии рядовых исполнителей в принятии решений, определение пределов компетенции и ответственности и т.п.).

2. Увеличение уровня стабильности трудового коллектива, внутри-коллективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров. 3

3. Развитие системы адаптации новых работников на предприятии, а также работников к инновациям на основе исследования механизма формирования «кадрового ядра», факторов, определяющих сроки и успешность адаптации, оценки социальных последствий технических и организационных новшеств, совершенствования системы подбора и расстановки кадров.

4. Увеличение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, факторов, ее определяющих, оценки действенности существующих и рекомендаций по разработке новых систем стимулирования.

5. Исследование содержания, условий труда и разработка мер по их совершенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление фактоpoв, способствующих увеличению удовлетворенности трудом, разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры.

6. Увеличение качества трудовой жизни, в том числе за счет лучшего Удовлетворения потребностей работников, развития социально-бытовой сферы в организации. Разработка социальных программ, пpoгpaмм социальной поддержки работников, планов социального Развития организации.

Многие из указанных задач актуальны для современной России. В период становления рыночных отношений важнейшими являются вопросы формирования новой трудовой мотивации, защиты трудовых прав работников, согласования экономических интересов «работодатель — наемный работник», обеспечения нормальных условий и охраны труда, должного уровня социальных гарантий, создания системы социального партнерства, не менее эффективной, чем в развитых странах с рыночной экономикой. В период «первоначального накопления капитала», ломки старой и отсутствия новой системы управления трудом, считая, что вовремя выплаченная зарплата и дамоклов меч безработицы являются лучшим стимулом к труду, работодатели на довольно длительный период выпустили из поля зрения указанные проблемы. Однако сегодня все большее их число понимает: без учета социальных аспектов совместной деятельности, создания сплоченной, эффективно действующей команды единомышленников возможности предпринимателя существенно ограничены. На вооружение берутся западный опыт, методики, применявшиеся ранее, современные отечественные разработки и прикладные исследования в сфере социологии труда в России обретают новую жизнь. 4

Виды социологических исследований

В наинаиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:

— сбор первичной социологической информации;

— подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;

— анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. 5

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование применяется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент. 6

Источник: www.myunivercity.ru

Этапы проведения соц. исследования. Разработка программы исследования, ее составные части и элементы

Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:

  • 1)- подготовка исследования: написание программы, разработка инструментария, сбор стат. данных.
  • 2)- сбор первичной социологической информации;
  • 3)- подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;
  • 4)- анализ информации, подготовка аналитического отчета, выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы — специально разработанного научного документа, содержащего описание главных предпосылок исследования, стратегии работы, тезисное изложение концепции организаторов работы и их замыслов, теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальных фактов. Программа состоит из 2-х частей: методологической и процедурной.

В методологической части дается формулировка и обоснование (актуальность) проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ и операционализация основных понятий, которые будут использоваться в исследовании, формулировка гипотезы.

Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Предметом исследования является проблема, отношение к которой планируется изучить у объекта.

Операционализация понятий. Измерение всегда в чем-то произвольно, так как значение любой переменной частично зависит от ее определения. Кроме того, сама попытка уточнить, каково значение в реальной жизни таких абстрактных понятий, как любовь, семья или интеллект, может привести к затяжным дебатам еще до того, как измерить их в качестве переменных.

Поэтому исследование начинается с операционализации переменных или доскональным уточнением предмета измерения, прежде чем приписать переменной то или иное значение. Знакомясь с результатами исследования, всегда обращайте внимание на способы операционализации каждой переменной учеными. То, как они определяют термины, очень сильно сказывается на результатах.

Читайте также:
Renee becca отзывы о программе

Во 2-ой процедурной части дается определение обследуемой совокупности (выборки), характеристика используемых методов сбора первичной информации, логические схемы обработки информации на ЭВМ, стратегический план исследования.

Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности. Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Стратегический план исследования — это пошаговое расписание исследования с обоснованием сроков проведения каждого этапа, определением исполнителей и ответственных, определением ожидаемых результатов и форм отчетности по каждому этапу исследования.

Основные показатели исследования. Надежность и валидность.

Измерение, чтобы оказаться реализованным, должно быть надежным и валидным. Надежностью называется постоянство при измерении. Иначе говоря, при повторном проведении процедура должна приносить тот же результат, что и при первом. Но постоянство не является гарантией валидности, под которой понимается точность при измерении именно того, что предназначено быть измеренным.

Произвести валидное измерение труднее, чем это может показаться на первый взгляд. Допустим, вы намерены изучить степень религиозности людей. Разумной стратегией было бы спросить у респондентов, как часто они посещают храм. Но равнозначно ли посещение храмов религиозности? Более того, некоторые глубоко верующие личности сторонятся религиозных сообществ.

Поэтому при измерении религиозности надо также учитывать верования индивида, а также ту меру, в которой его жизнь пронизана религиозными убеждениями.

Для подготовки к обработке материалов соц. исследования необходимо сначала определиться с выбором статистических показателей. (этот выбор делается еще при составлении программы исследования во 2-ой ее части). При измерении переменных социологи сталкиваются с интересной проблемой: они должны работать с огромными массами людей.

Как, например, описать доходы миллионов семей в России. Потоки цифр несут в себе мало смысла и ничего не говорят нам о людях в целом. Социологи потому прибегают к статистическим показателям. Рассмотрим три удобных стат. показателя. Все мы пользуемся понятием среднего, если речь идет о средней стоимости литра бензина.

Социологи тоже заинтересованы в средних величинах для описания типичного. Допустим, что нам нужно описать среднюю заработную плату семи сотрудников отдела: 35 тыс., 41 тыс., 35 тыс., 35 тыс., 43 тыс., 42 тыс., 78 тыс.

Простейшим статистическим показателем является мода — значение, которое в серии цифр встречается чаще других. В нашем примере мода равняется 35 тыс. Если бы все значения появлялись только по одному разу, то моды бы не было, если бы два значения встречались бы чаще других и были одинаковыми, то было бы две моды. Несмотря на легкость определения, социологи очень редко используют данный показатель, т.к. это очень грубое определение среднего.

Более употребимым статистическим показателем выступает среднее арифметическое для ряда цифр, которое вычисляется путем складывания всех значений и деления результата на их число. Сумма семи зарплат равняется 309 тыс., после деления на 7 получается средняя цифра доходов 43,5 тыс. Но обратите внимание, что среднее значение превышает цифру доходов 6 сотрудников из 7.Так как среднеарифметическое повышается или понижается самой высокой или самой низкой величинами, ему присущ тот недостаток, что оно дает искаженную картину любого распределения, содержащего крайние величины.

Медиана — это средний случай: величина, которая оказывается посередине ряда цифр, выстроенных от низших к высшим. В нашем случае медианный подход для семерых составляет 41 тыс., потому что у трех человек зарплаты выше, а у трех других — ниже этого уровня. Поскольку крайние величины не влияют на медиану, она дает более правильную картину «средней» величины, чем среднеарифметическое.

Медиана (50-й процентиль, квантиль 0,5) — возможное значение признака, которое делит ранжированную совокупность (вариационный ряд выборки) на две равные части: 50 % «нижних» единиц ряда данных будут иметь значение признака не больше, чем медиана, а «верхние» 50 % — значения признака не меньше, чем медиана. Медиана является важной характеристикой распределения случайной величины и так же, как математическое ожидание, может быть использовано для центрирования распределения. Однако, медиана более робастна и поэтому может быть более предпочтительной для распределений с т.н. тяжёлыми хвостами.

Медиана определяется для широкого класса распределений (например, для всех непрерывных), а в случае неопределённости, естественным образом доопределяется (см. ниже), в то время как математическое ожидание может быть не определено (например, у распределения Коши).

Пример использования. Предположим, что в одной комнате оказалось 19 бедняков и один миллиардер. Каждый кладет на стол деньги — бедняки из кармана, а миллиардер из чемодана. По пять долларов кладет каждый бедняк, а миллиардер — $1 млрд (10 9 ). В сумме получается $1 000 000 095. Если мы разделим деньги равными долями на 20 человек, то получим $50 000 004,75.

Это будет среднее арифметическое значение суммы наличных, которая была у всех 20 человек в этой комнате. Медиана в этом случае будет равна $5 (полусумма десятого и одиннадцатого, срединных значений ранжированного ряда). Можно интерпретировать это следующим образом.

Разделив нашу компанию на две равные группы по 10 человек, мы можем утверждать, что в первой группе каждый положил на стол не больше $5, во второй же не меньше $5. В общем случае можно сказать, что медиана это то, сколько принес с собой средний человек. Наоборот, среднее арифметическое — неподходящая характеристика, так как оно значительно превышает сумму наличных, имеющуюся у среднего человека.

Неуникальность значения: если имеется чётное количество случаев и два средних значения различаются, то медианой, по определению, может служить любое число между ними (например, в выборке медианой, по определению, может служить любое число из интервала (2,3)). На практике в этом случае чаще всего используют среднее арифметическое двух средних значений.

В социологическом исследовании используются понятия «индикатор» и «шкала измерения». Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т. д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т. д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.

После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

Читайте также:
Программа для обновления материнской платы gigabyte

Причинно-следственные связи окружают нас повсеместно; их можно сравнить с подготовкой к экзамену, которая приводит к получению той или иной оценки. Переменная, которая вызывает изменение (в данном случае учеба) — независимая переменная. Переменная, которая изменяется (в данном случае оценка) — зависимая переменная.

Это важно выяснить, поскольку подобное соотношение позволяет нам предсказать, как одна форма поведения порождает другую. Такое совместное изменение переменных называется корреляцией. Однако надо уметь отличать истинную и ложную корреляцию. Например, зависимость перенаселенности и преступности не является корреляцией, коррелируют эти две переменные с уровнем дохода. Поэтому для проверки корреляции нужно обязательно использовать техники контроля.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложений к нему (это могут быть бланки интервью, статистические данные, макет анкет и т.п.) и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т. д., (совпадает с программой исследования); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации.

социологический исследование информация анкета

Источник: studwood.net

Понятие программы исследования. Методологический раздел

Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).

Программа исследования – это изложение основных принципов и методологии исследования, его исследования, процедуры и организации.

Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:

а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере.

б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.

в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Чем выполнить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие, по мнению различных авторов, элементы:

Методологический раздел программы:

1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2.Определение цели и постановка задач исследования.

3.Уточнение и интерпретация основных понятий.

4.Предворительный системный анализ объекта исследования.

5.Развертывание рабочих гипотез.

6.Принципиальный (стратегический) план исследования.

7.Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8.Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

Метод фокус-групп.

Метод фокус-групп – это фокусированное интервью, проводимое не с одним информантом, а с группой, отобранной по специальным параметрам. Отбираемая группа для исследований в PR-кампании должна представлять одну из целевых аудиторий.

Метод фокус-групп в PR-кампании используется для:

– выявления и ограничения целевых аудиторий;

– позиционирования базисного субъекта PR;

– апробации коммуникационных сообщений на целевых аудиториях (проверка качества аргументации, характера изобразительных решений, форм убеждения, тестирование эмоциональных реакций);

– тестирования и отработки креативных концепций на целевых аудиториях;

– оценки эффективности PR-кампании;

– отработки инструментария для сбора информации иными методами.

Наилучший эффект метод фокус-групп дает при четком ограничении обсуждаемой проблемы (точном фокусировании) и при предъявлении стимульной PR-информации (печатные информационные или PR-материалы, материалы на аудио- или видеоносителях и т.п.).

Технология проведения фокус-группы заключается в следующем.

1. Рекомендуемый количественный состав группы – 8–12 человек. Основные правила подбора участников:

– группа должна быть по возможности более однородной (гомогенной) в социально-статусном, интеллектуальном и коммуникативном отношениях: неоднородность, наличие явных лидеров или аутсайдеров разрушает группу, может привести к конфликтам;

– наиболее важные социально-демографические параметры гомогенности группы – образование и возраст;

– группа не должна быть гомогенной по ценностям, вкусовым пристрастиям, отношению к базисному субъекту PR и ключевым идеям PR-кампании;

– группа должна состоять из не знакомых между собой людей.

2. Для управления групповой дискуссией подбирается опытный специалист, обладающий знанием обсуждаемой проблемы и высокой коммуникативной компетентностью. Этот специалист называется модератором. Модератор ведет дискуссию динамично, давая возможность высказаться всем членам группы.

Он должен уметь уловить позицию (мнение) каждого и четко сформулировать ее для дальнейшего обсуждения. Он не навязывает своего мнения, умело ведет психологическую нить беседы, сглаживая активность лидеров фокус-группы и стимулируя робких и молчунов. Модератор должен пресекать попытки увести дискуссию в сторону от обсуждаемой проблемы, строго следить за тем, чтобы в группе не возникло конфликтных ситуаций.

3. Модератор работает по специально разработанному сценарию – гайду, задающему направленность и динамику дискуссии. Гайд должен включать в себя:

– введение, содержащее приветствие модератора, его представление и постановку задачи дискуссии;

– представление участников, объяснение правил дискуссии;

– вводные постановочные вопросы или стимульные PR-материалы, задающие направление обсуждения;

– функционально-психологические блоки, позволяющие переходить от одного обсуждаемого вопроса к другому. В рамках одной фокус-группы рекомендуется обсуждение не более 4–5 базовых вопросов;

– вопросы, направленные на выявление мнения других людей, большинства, общественного мнения по обсуждаемой проблеме;

– заключительные вопросы об отношении к завершающейся дискуссии, к партнерам по фокус-группе, об отношении к модератору.

Таким образом, гайд имеет двухуровневую структуру. На первом уровне представлены базовые вопросы, выносимые на обсуждение. На втором – конкретизирующие, уточняющие вопросы, позволяющие вести дискуссию в нужном направлении, стимулировать участников к высказыванию.

4. Весь ход дискуссии в рамках фокус-группы записывается на специальный носитель. Наиболее эффективной является видеозапись, причем с нескольких камер. Она позволяет зафиксировать как вербальные, так и невербальные реакции участников, в целом более точно оценить динамику отношения группы к обсуждаемой проблеме. Участники фокус-группы должны быть предупреждены о том, что ведется видеозапись. Наиболее эффективным является проведение фокус-групп в специально оборудованных фокус-студиях, где одна стена представляет собой односторонне проницаемое стекло (зеркало), за которым работают операторы, не мешающие участникам обсуждения.

5. Рекомендуемая продолжительность фокус-группы – 1,5–2,5 часа.

6. Анализ результатов производится после расшифровки записи дискуссии на основании описания и интерпретации индивидуальных и групповых вербальных и невербальных реакций аудитории на предъявляемые стимульные материалы, сюжеты и вопросы модератора.

7. Для устойчивого решения поставленной задачи с конкретными типами целевых аудиторий следует провести 3–4 фокус-группы.

В последнее десятилетие в PR и маркетинговых исследованиях стали формироваться новые варианты работы с фокус-группами. В частности, широкое распространение получил ECG-метод, или метод расширенных креативных фокус-групп. Он вводит в групповую дискуссию новые виды стимульных материалов, расширяющих рамки

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1759 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru