Электронный учебник как вид обучающих программ

Общепринято, что электронный учебник — является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий. Электронные учебники — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. [1].

Электронный учебник, как правило, представляет собою самостоятельное мультимедийное средство обучения, поэтому структура электронного учебника должна быть представлена на качественно новом уровне.

Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его, как самостоятельного средства обучения.

Обзор видеокурса «Электронный учебник за 1 день»

Одним из основных элементов электронного учебника являются фрагменты «живых» лекций лучших преподавателей. При этом изложение учебного материала построено так, что есть возможность увидеть структуру лекции и обучаемый имеет возможность повторить любой фрагмент лекции.

В целом электронный учебник значительно экономит время студента, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, а также при повторении неизвестных или забытых понятий. Все это возможно благодаря наличию «дерева знаний»: гипертекстовых ссылок и словарей.

Использование иллюстраций эффективно вместе с помощью, обеспечивающей появление надписи рядом с интересующим элементом. Обязательным элементом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе.

Электронный учебник обеспечивает возможность копирования выбранной информации, её редактирования и распечатки без выхода из самого учебника.

Необходимым элементом в электронном учебнике является аудиоинформация, например, распознавание птиц по их пению, изучение сердечных шумов.

Каждый смысловой фрагмент курса заканчивается практическим и контрольными заданиями. [2].

Несомненно, электронная учебная литература имеет свои преимущества, однако существуют и недостатки. Это выражено в отсутствии учета психолого-педагогических требований, междисциплинарных связей и недостаточной преемственности материала. Отсутствует единый подход к подбору иллюстрированного материала, адресность, которая выражается в учете индивидуальных особенностей обучающегося, состоянии здоровья и профессиональной направленности в обучении. Существенными недостатками являются фрагментарность программ, которая заключается в неполном охвате материала или полное дублирование учебников, несоблюдение санитарно- гигиенических норм в подаче материала, слабое использование графических возможностей компьютера. [3].

Создание электронного учебника. Урок 1. Подготовка к работе

Источник: studfile.net

Электронный учебник как инновационное средство обучения

В статье рассматриваются возможности использования инновационного средства обучения – электронного учебника, также анализируются его некоторые достоинства и недостатки.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НЕДОСТАТКИ, ДОСТОИНСТВА, ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Текст научной работы

Информатизация образования – это одна из важнейших составляющих стратегии развития образовательных процессов. Современное образование отличается высокой степенью информационной интенсивности. Этим обусловлена актуальность применения информационных технологий, как в средних, так и в высших учебных заведениях. Необходимость внедрения в учебный процесс новых методов обучения привело к появлению электронных изданий, несущих теоретическую информацию, практические задания, фото-, аудио- и видеоматериалы. Согласно проекту нового приказа № 1559 от 8 декабря 2014 года Министерства образования и науки «О порядке формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с января 2015 года любой учебник, получивший гриф Министерства образования и науки, должен иметь свою электронную версию [1].

Читайте также:
Как пользоваться программой такси в телефоне

Это не значит, что все средние образовательные заведения должны перейти на использование только электронных учебников. Обязательным будет наличие учебников на электронном носителе. Все школы России будут обеспечены электронными версиями учебников наравне с их бумажными аналогами, что станет стимулом для учителей в использовании их в учебном процессе.

Разные исследователи и педагоги дают свои определения понятию «электронный учебник». Сегодня нет единого, четкого толкования «электронному учебнику», понятие это довольно расплывчатое.

По мнению Василенко Н.В., «электронный учебник — это средство обучения, представляющее собой компьютерную программу, которая содержит учебный материал и систему интерактивных тестов» [2].

Хуторской А.В. считает, что «электронный (компьютерный) учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы» [3].

По словам Демушкина А.С., «компьютерный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел». Демушкин А.С. отмечает, что «компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного справочника, задачника и лабораторного практикума» [4].

В приказе Минобразования РФ N1646 от 19.06.98 под «электронным учебником» (ЭУ) понимается — основное учебное электронное издание (УЭИ), созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой [1].

Таким образом, опираясь на многочисленные определения, можно сделать вывод, что электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного изучения учебного курса или какого-то его раздела. Электронный учебник представляет собой интегрированное средство, содержащее теорию, различные справочники, задачники, лабораторные практикумы, тесты и другие компоненты. Использование в электронных изданиях различных информационных и мультимедиа технологий дает большие дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным учебником.

Первые электронные учебники были просто версией бумажного учебника. Подобные учебники и сейчас используются довольно часто, хотя специалисты считают, что называть такие учебники «электронными» не совсем корректно.

Как считает Зимина О.В., «электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу» [6].

По мнению Зиминой О.В., электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память [6].

В настоящее время среди основных принципов, которые необходимо соблюдать при создании электронных учебников (принцип научности, доступности, последовательности, системности и т.д.), большое внимание уделяется принципу наглядности, заключающегося в том, что наличие чувственного восприятия изучаемых объектов – обязательно. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет огромные преимущества перед обучением, при котором применяются только традиционные учебники, не обеспечивающие этот принцип в полной мере.

По мере развития информационных технологий, электронные учебники стали наполняться мультимедийными компонентами (звук, анимация, видео и т.д.). Использование гипертекста позволило сделать такие книги интерактивными. Использование видео и аудио фрагментов, гиперссылок на элементы печатного учебника и на другую информацию в Интернете позволяет передать учебную информацию в динамике, увеличивая тем самым мотивацию к изучению любого предмета.

Читайте также:
Установить программу касперского на компьютер

Электронный учебник является компактным, он может хранить большое количество информации. Каждый преподаватель может легко настроить электронный учебник на свою программу обучения, легко редактировать какие-то его части или комбинировать несколько электронных учебников в один. Учитель в любое время суток может передать учебник ученикам, разослав его по электронной почте или по скайпу. Также сделать его общедоступным для своих учеников, загрузив его в Интернете, что значительно расширяет возможности самообразования.

Наряду с большим количеством достоинств, электронный учебник имеет и ряд недостатков. Ученики, использующие в изучении какого-либо предмета только электронные учебники, лишаются возможности общаться со сверстниками и учителями, поэтому электронные учебники необходимо использовать для учащихся всех возрастов только как дополнительный метод обучения.

Чтение с экрана в течение долгого времени вызывает утомляемость, раздражительность, головную боль, поэтому время работы с электронным учебником должно строго регламентироваться в зависимости от возраста учащегося. Следует так же этот вид работы чередовать с другими видами деятельности.

Еще одним существенным недостатком является то, что цены на электронные средства пока остаются значительно выше цен на традиционные учебники.

Несмотря на определенные недостатки, электронные учебники являются мощным средством повышения образовательного уровня всех слоев общества, что в современных условиях является важным фактором.

Используя электронные учебники в обучении, учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса учения. Этому способствует и то, что при развитии информационных и мультимедийных технологий некоторые функции преподавателя переданы компьютеру. Компьютер же может выступать в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен обнаружить ошибку и дать правильный ответ, повторять задание снова и снова, предоставлять практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок, не выражая при этом ни раздражения, ни досады, ни возмущения. Поскольку компьютер и те возможность, которые он предоставляет, уже сами по себе привлекательны, как для детей, так и для взрослых, можно надеяться на то, что интерес к образованию в дальнейшем будет только расти.

Подводя итог, можно говорить о появлении инновационного средства обучения – электронного учебника, который значительно расширяет возможности традиционного учебника за счет использования в обучении информационных и мультимедийных технологий. Правильное сочетание этого нововведения с традиционными средствами обучения позволит вывести учебно-воспитательный процесс на новый, более качественный уровень.

Сущностная характеристика информационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании школьников

  1. Саркисян Л.М.

Описания и характеристики некоторых пород крупнорогатого скота

  1. Тешев А.Ш.

Основные характеристики и описания некоторых пород крупнорогатого скота

  1. Мишхожев А.А.
  2. Тарчоков Т.Т.

Источник: novainfo.ru

Электронный учебник как средство обучения в высшем образовании

Муродова, Г. Б. Электронный учебник как средство обучения в высшем образовании / Г. Б. Муродова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 829-831. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32109/ (дата обращения: 04.07.2023).

Использование современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему — это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.

Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном и вузовском обучении.

Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

Читайте также:
Как удалить программу Opera

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большое использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют научные сотрудники и преподаватели при создании методических пособий.

Электронный учебник — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоритический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно — поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Электронный учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоритического материала, организацию применения первично полученных знаний, контроль уровня усвоения, задание ориентиров для самообразования. Реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы существенно упростит организацию учебного процесса, сократит затраты времени студентов на обучение и автоматически обеспечит целостность дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с электронным учебником. Процесс обучения происходит на принципиально новом, более высоком уровне, так как электронный учебник дает возможность многократных повторений и диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае компьютером. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что студента легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Также компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность оценить свои способности, проявить оригинальность, предлагать любые варианты решения без риска получить за это неудовлетворительную оценку.

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношеният к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

В условиях информатизации образования учебно-воспитательный процесс претерпевает значительные изменения как в определении основных направлений развития содержания деятельности обучаемого и обучающего при использовании ИКТ, так и в использовании новых форм, методов и средств обучения. Причем ИКТ играют существенную роль во всех видах учебной деятельности в вузе.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: студента и преподавателя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует студента к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Литература:

  1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft: Учеб. пособие. — 5-е изд., — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция» — 2006. — 368 с. + СD.
  2. Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003, 688 с.
  3. Макарова Н. В. и др. Информатика — М.: Финансы и статистика, 1997.
  4. Берман Б. И. и др. Основы компьютерной грамотности — М.: Мир, 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, учебный процесс, дидактический цикл процесса обучения, программа.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru