Электронные учебные программы структура электронных учебных программ виды и методика использования

Усмонов, М. С. Технология создания интерактивных электронных учебных курсов и ее структура / М. С. Усмонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 560-563. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10339/ (дата обращения: 02.07.2023).

Достижение высокого развития умственного мышления, обучение молодого поколения передовой педагогической технологии является одним из важных задач, стоящих перед каждым учебным заведением. В нынешнем состоянии развития государства и общества, в обеспечении развития информационных и коммуникационных технологий основную задачу выполняет образование. Образование на сегодняшний день — это необходимый ресурс и механизм граждан. Образование также занимает центральное звено в процессе информатизации общества [3, 31].

Известно, что каждая учебная программа имеет свои требования, понятия, факты. Учитель сообщает из скольки частей состоит курс, объясняет его структуру, потому что каждая программа имеет свои части, элементы. Какая-то часть, результат изучения элемента, может быть начальным понятием последующей части, а какие-то их элементы могут быть связаны какими-то определёнными путями.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения

Здесь создание одного курса может быть основой для создания другой. Дидактические аспекты интерактивного электронного учебного курса (ИЭУК) основываются на общих закономерных нормах учебного процесса, основанных на определенном порядке. Конечно, нельзя не учитывать эти нормативные аспекты. Эти аспекты мы будем рассматривать в процессе создания для вузов ИЭУК.

При создании интерактивных учебных электронных курсов основной задачей является выбор программных средств. Это конечно, зависит от знаний и опыта программиста. Кроме этого, использование теоретических методов тоже имеет большое значение. Такие методы помогают легко решить проблему создания комплекса интерактивных электронных учебных курсов. При создании интерактивного электронного учебного курса по предмету “Информатика и информационные технологии” разработан основной программный алгоритм.

Интерактивные электронные учебные курсы могут состоять из глав, информаций, заданий и лабораторных, практических занятий, взятых из какого-либо учебника. ИЭУК должны быть в виде компакт-дисков, где имеется данная глава учебника, если учебник имеет в себе всю информацию, то дискет даёт возможность использования различных программ.

ИЭУК должны быть основаны на всех функциях, на представлении теоретических материалов, на применении первоначальных знаний, на контроле степени усвоения, на обратной связи, без помощи бумажных данных. Кроме этого, ИЭУК должны выполнять функцию выполнения заданий, проверки полученных знаний, математического и имитационного моделирования при помощи компьютерной визуальности, а также функцию выполнения интерактивной обратной связи и должна иметь базу данных [1,41].

Интерактивные электронные учебные курсы (ИЭУК)- это совокупность текстов лекций, практических занятий, пособий, электронных информаций, а также дополнительных материалов. ИЭУК имеют такую структуру, где обучающиеся не только запоминают информацию, но и связывают их с жизненными и профессиональными ситуациями. Основной критерий оценки усвоения предмета — это не приведение теоретических материалов, а показ использования на практике приобретенных знаний.

Конструктор учебных планов

При изучении обшей структуры ИЭУК создания необходимо учитывать его программные средства и взаимосвязь их между собой. При создании ИЭУК необходимо обеспечение прочной связи аппаратных и программных средств.

Под аппаратными средствами мы понимаем взаимосвязанные средства, обеспечивающие показ аудио, видеоинформацией, графических информаций, ввод — вывод, сохранение информаций. Необходимо отметить, что ИЭУК должны обеспечить не только аппаратное и программное, но и педагогическое обеспечение. В зависимости от модели компьютера и его технических возможностей определяется степень показа учебного материала (текст, графика, мультимедиа). Несомненно, ИЭУК в проведении учебного процесса определенной степени требует программного и аппаратного обеспечения. В ИЭУК необходимо обращать внимание на то, что пользователь имеет возможность проводить учебный процесс двумя методами, при этом определяется степень полноты освещения учебного материала, учитывание дидактических и методических сторон [2, 47].

Модель технология создание ИЭУК дано в 1-рисунке и оно состоит из следующих этапов:

1. Определение целей и задач ИЭУК.

2. Разработка структуры ИЭУК.

3. Разработка содержания тем ИЭУК.

4. Подготовка отдельных структурных цен ИЭУК.

7. Совершенствование содержания ИЭУК на основе результатов

8. Подготовка методического пособия

1. Направляющей точкой создания ИЭУК — это определение целей и задач использование информационной технологии (ИТ). ИЭУК — это не только курс, но и дидактическая, методологическая интерактивная программная система. Цель создания ИЭУК -широкое использование ИТ для выполнения практических и лабораторных работ [4, 105].

Интерактивные электронные учебные курсы имеют следующие виды, связанные непосредственными целями обучения;

— ИЭУК, предназначенные для разных областей наук;

— ИЭУК, предназначенные для отдельных курсов;

— ИЭУК, предназначенные для изучения отдельных разделов наук;

— ИЭУК, предназначенные для отдельно взятых наук, проводятся с использованием мультимедиа, виртуальных стендов, электронных тренажёров, а также учебных материалов;

— электронные автоматизированные системы, направленные на развитие творческих способностей.

Рис. 1. Технология создания ИЭУК

2. Разработка системы ИЭУК. Структура-это (лат. Struktura — строить, устанавливать, упорядочить) — объединение устойчивых отношений, обеспечивающих единство объектов. Построение составной системы ИЭУК на основе модульной системы намного упрощает достижение поставленной цели.

Учебные материалы даются в виде отдельных тем. ИЭУК в системе традиционного обучения основываются на модульном строении учебников и учебных пособий. Для создания системы управления учебников необходимо обеспечить взаимосвязь тем на основе анализа системы строения имеющихся ИЭУК, а также на основе проведенных исследований, с нашей стороны разработана составная структура ИЭУК по дисциплине “Информатика и информационные технологии”.

— выделение основного ядра учебного материала;

— выделение второстепенных ситуаций в изучении учебного материала;

— установление связи между другими темами и учебным этапом;

— по каждой теме выбрать различные, многовариантные практические занятия;

— выбрать иллюстрации, графики, презентации, анимационные сопровождения и звуковые комментарии к понятиям, конструкциям.

4. Создание сцен отдельных программ ИЭУК. Во время педагогической практики у обучающегося растет интерес к получению знаний; интерес рассматривается как эффективное средство для активизации деятельности обучающегося.

Сцена ИЭУК — это распределение по кадрам в сфере программных структур различной степени и задач его частей и содержания образовательного содержательной части на мониторе экрана, часть, состоящая из отдельных процессов, выбирает в себя все необходимые для изображения процессы. Программные структуры различной степени -это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика. Цель использования этими средствами имеет направляющий характер: активизация эмоциональной памяти обучающегося, повышение мотивации обучения.

5. Программирование — является следующим этапом создания ИЭУК. В нём участвуют следующие специалисты: создатель сцен, программисты, программисты -дизайнеры и психолог. Оно начинается с создания основных шаблонов кадров будущих ИЭУК.

6. Апробация. После создания ИЭУК пользователи должны умет работать с ними. ИЭУК разработаны для пользования ими в учебном процессе. Апробация ИЭУК, в первую очередь, должна проводиться на практических семинарах. Для разработчиков ИЭУК мнение учителей очень важно и оно обязательно учитывается.

В процессе разработки ИЭУК на основе предложений и рекомендаций вносятся изменения. Во вторую очередь, ИЭУК в реальных учебных условиях учебного процесса проходят апробацию. Во время апробации со стороны разработчиков выявляются незаметные на первый взгляд ошибки, недостатки, которые могут создать неудобства в работе.

Читайте также:
Модели жизненного цикла программы

7. Работа по результатом апробации. На основе результатов апробации в программу ИЭУК вводятся изменения. Это может касаться структуры учебника; а также в работе с заданиями может касаться неточностей и ошибок в ответах.

8. Создание методического пособия для пользователя. Если ИЭУК будут подготовлены без методического пособия, то оно не даст результатов и не будет соответствовать требованиям системы непрерывного образования. Поэтому вопрос методического обеспечения имеет важноя значение. Процесс создания ИЭУК заканчивается подготовкой методического пособия.

Мы при подготовке программ по данному научному исследованию пользовались функциями языков HTML. В файле index.html в верхней средней части экрана имеется запись “Джизакский государственной педагогический институт” ниже -цветными буквами интерактивный электронный учебный курс; далее на звание предмета и справа установлен указатель содержания.

В выборе дизайна для экрана в задний фон установлен простой файл в формате jpg. Слова в центре экрана “Предмет информатики” написаны цветными буквами, при его создании использованы функции программы Front Page. При пользовании этими ИЭУК используется локальная сеть или функционирует файл index.html и на экране появляется описанный выше экран.

В левой части размещается книга, которая создана по программе Adobe Flash 4.0. К ней подключается yoriqnoma.html, после открытия этого файла пользователь может изучит порядок работы c ИЭУК. Когда обращаемся к указателю на экране появляется файл mundarija. html. На заднем фоне этого файла установлена анимационная картина с изображением звездного неба, созданная по программе Adobe Image Ready 7.0.

Состав файла, в основном, состоит из таблиц, на верху таблицы имеется слово. “Mundarija”, созданное по программе Adobe Image Ready 7.0. Таблица разделена на два столбца: в левой части приведён список тем, в правой части полные названия тем. После того, как будет выбрана нужная тема, откроется файл “m-1.html” касающаяся темы. В верхней части файла “Предыдущая страница” расположена строке обращения.

В средней строке написано название темы. В следующей строке расположена кнопка “Презентация”, нажимая на эту кнопку, пользователь переходит к презентации, созданной по программе Microsoft Power Point. Удобная сторона ИЭУК в том, что пользователи в удобный для него момент может ознакомиться с любой темой. Это даёт возможность повторить пройденные темы и в результате хорошо усвоить учебный курс.

Проведение электронного контроля — является компонентом ИЭУК, считается одним из видов тестирования без традиционного компьютера. В случае электронного тестирования компьютер покажет тест и его результаты, также связные с ними алгоритмы. Например, возвратиться к пропущенным или выполненными заданиям, время, отведённо для решения тестов и т. д. Электронные тесты сохранены, обработаны и представлены для тестируемых при помощи компьютера или телекоммуникационной техники. Тестирование считается сформированной оценкой или измерением на основе итоговых тестов, а также опирающая на нормы и статически обоснованную шкалу [2, 50].

В созданном ИЭУК пользователь для проверки своих знаний имеет возможность пользоваться программой автоматического тестирования. Это программа тестирования ИЭУК состоит из девяти тем лекций. Они дополнены тестовыми вопросами, созданными на основе текстов лекций. Тестовые вопросы по каждой теме содержат себе 50 % содержания данной темы.

В окне программы тестирования как в окне ИЭУК, приведена строка слов, созданная при помощи функций Microsoft Office Front Page. В работе с программой тестирования пользователь может вернуться к теме, повторит её.

Для решения каждого вопроса теста пользователь должен ознакомиться с текстом лекций по данной теме, тогда не будет сложностей при решении тестов. При создании программы по решению тестов мы воспользовались функцией “radiobutton” программирование языка Microsoft Office Front Page.

В программе к функции radiobutton установлено логическое условие checked, когда пользователь выделят правильный ответ, счетчик с названием “counter” возрастает на одно значение. Этот счетчик подчитывает все ответы. Когда на все вопросы даны ответы открывается окно “Результат тестирования”. Тестовое задание являясь минимальной единицей организации тестов может или не может иметь сборник ответов, будучи связанным с видом заданий.

Пользование ИЭУК осуществляется следующим образом. Для этого из папки “ИЭУК” среди файлов нужно найти файл Index. html, и начать работать с ним. После этого, открывается его первая страница. В нижнем левом расположено изображении книги, посредством него пользователь переходит в файл “Yo’riqnoma”, и знакомится с порядком работы ИЭУК. Чтобы с этой страницы перейти к содержанию, нужно нажат кнопку “Ko’rsating”.

Список общих тем приведен в содержании. Чтобы перейти от содержания к основным страницам, нужно выбрать нужную тему, нажать с помощью мышки на “тему”. Основная страница разделена на несколько частей. В верхней части представлены тесты, презентации название теми, возможность перехода на предыдущую страницу. В левой части имеются кнопки, состоящие из списка тем.

Здесь пользователь может выбрать желаемую тему и ознакомиться с ней.

Также, чтобы хорошо усвоить тему нужно нажать кнопку “Презентация”. Они помогут закрепить полученные пользователем знания. После изучения темы, пользователь может пройти через тестирование. Для этого нужно нажат кнопку “Тест”, ответит на вопроси тестов и узнать результат.

В заключение можно сказать, на сегодняшний день создание и применение интерактивных электронных учебных курсов имеет немаловажное значение для повышения эффективности учебного процесса.

Интерактивные электронные учебные курсы-это практичная, очень удобная в применении программа. В ней имеется и аудио, видеоинформация, тексты лекций, созданные на основе мультимедийных технологий. Программа имеет простую, лёгкую структуру пользования. Обучающиеся могут пользоваться такими курсами через интернет или с помощью CD.

Некоторые виды ИЭУК имеют электронные автоматизирование системы, направленные на развитие творческих способностей. Интерактивные электронные учебные курсы опираются на учебные программы, в них используются эффективные методы изучения учебного материала. Одним словом, обучающиеся имеют широкую возможность, получит знания, закрепит их, проверит результаты, а также умет пользоваться современными технологиями.

1. Усмонов М. С. Теория и практика создания интерактивных электронных учебных курсов на основе мультимедийных технологии. Информационные системы и технологии. Монография. Москва, 2013. (стр. 35–53).

2. Усмонов М. С. Интерактив электрон ўқув курсларини лойиҳалаштириш ва яратиш алгоритмини ишлаб чиқиш. Физика-математика ва информатика илмий — услубий журнали. Т.: 2012. (стр. 46–52).

3. Усмонов М. С. Интерактивные электронные учебные курсы — Новое средства повышения качество образования. Новые технологии в образовании. Материалы XIV Международной научно-практической конференции (27 мая 2013 г). Спутник. Москва.

2013. (стр. 31–33).

4. Усмонов М. С. Создание интерактивных учебных курсов на основе информационных технологий И методика их использования. Актуальные проблемы современной науки № 3(71) ISSN 1680–2721. Москва. 2013. (стр. 103–106).

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, учебный процесс, курс, методическое пособие, пользователь, программа, создание, интерактивный электронный учебный курс, левая часть, разработка содержания.

Источник: moluch.ru

Электронные учебные программы структура электронных учебных программ виды и методика использования

3.3.3Описание логической структуры

3.3.4Используемые технические средства

3.3.5Вызов и загрузка программы

Общая характеристика работы. Темой дипломной работы является создание электронного учебника по дисциплине «Алгебра и геометрия». Электронные учебники начинают занимать все большее место в нашей жизни.

Появлению и распространению электронных учебников способствует быстрое развитие электронной промышленности, микроэлектроники, компьютерных технологий и Интернет технологий. В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности.

В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса. Проведенные статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине.

Читайте также:
Программа jitsi meet как пользоваться

Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль.

Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.

Актуальность дипломной работы. В последнее время тема создания электронных учебников становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне. Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации.

Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего — оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. Электронные учебники могут использоваться как в целях самообразования, так и в качестве составной части дистанционного образования.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность — практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого.

Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации. Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники.

Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний — компьютерное тестирование. Также выделяют ряд преимуществ электронных пособий и учебников:

Источник: studfile.net

О структуре и составе электронного учебно-методического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Делик В. М., Каверина Л. В., Косинов Е. С.

Основной целью данной работы является анализ существующих систем электронного обучения и наиболее распространенных технологий управления электронным обучением , а также требования, предъявляемые к структуре и составу электронных учебно-методических комплексов . Перечислены необходимые потребительские характеристики при выборе программного обеспечения для дистанционного обучения. В статье описываются электронные учебники, электронные учебно-методические комплексы , мультимедийные учебники и авторские программы.

Компьютерный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. В статье перечислены позитивные факторы в пользу мультимедиа учебников. Такими факторами являются лучшее и глубокое понимание изучаемого материала, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Делик В. М., Каверина Л. В., Косинов Е. С.

Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг»
Методические особенности построения электронного учебно-методического комплекса
Опыт внедрения автоматизированных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза
Учет психологии пользователя в требованиях к электронному учебнику
Интерактивные методы обучения в подготовке магистра педагогического образования

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О структуре и составе электронного учебно-методического комплекса»

1.5. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

О СТРУКТУРЕ И СОСТАВЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В.М. Делик, Л.В. Каверина, Е.С. Косинов

Основной целью данной работы является анализ существующих систем электронного обучения и наиболее распространенных технологий управления электронным обучением, а также требования, предъявляемые к структуре и составу электронных учебно-методических комплексов. Перечислены необходимые потребительские характеристики при выборе программного обеспечения для дистанционного обучения.

В статье описываются электронные учебники, электронные учебно-методические комплексы, мультимедийные учебники и авторские программы. Компьютерный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. В статье перечислены позитивные факторы в пользу мультимедиа учебников. Такими факторами являются лучшее и глубокое понимание изучаемого материала, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения).

Ключевые слова: электронное обучение, электронный учебно-методический комплекс, авторские программные продукты.

В настоящее время интерес к электронному обучению неуклонно возрастает. В отечественных вузах разработано большое количество курсов, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий в обучении. Анализируя накопленный опыт работы в системе открытого дистанционного образования, можно утверждать, что наилучшим решением проблемы методического и дидактического обеспечения курсантов и слушателей, обучающихся по дистанционным технологиям, и существенным при традиционных формах обучения, является создание электронных учебно-методических комплексов [1].

Эффективность электронного обучения (ЭО) существенно зависит от используемой в нем технологии электронного обучения, возможности и характеристики которой должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использовании программное обеспечение не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.

Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе

программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения. При выборе программного обеспечения для дистанционного обучения, независимо от его уровня, необходимо учитывать следующие потребительские характеристики [2]:

— надежность в эксплуатации;

Каждая из этих характеристик важна для достижения успеха.

Общепринятого определения понятия «электронный учебник» пока не существует, несмотря на наличие стандартов на электронные учебники, однако признается, что электронный (компьютерный) учебник — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел. Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих: презентационная часть, в которой излагается основная

информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента. Компьютерный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума [3].

Наиболее полным считается комплекс, содержащий следующие составляющие [4]:

— аннотацию к курсу, в которой даны краткие сведения об издании, его преимуществах и кому оно адресовано;

— тематический план включает в себя: распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий, план изучения дисциплины по видам учебных занятий, перечень литературы по дисциплине, организационно-методические указания, взаимосвязь с другими дисциплинами;

— руководство по изучению дисциплины (методические указания для самостоятельной работы), включающее в себя указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала и выполнению практических заданий; указания для обучаемых по рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне, по рациональному чередованию и использованию всего комплекса учебно-методических материалов, основной и дополнительной литературы;

Читайте также:
Как установить программы на asus

— учебник, который представляет собой изложение теоретического учебного материала дисциплины, отобранного в соответствии с рабочей программой и структурированного на методические дозы (модули, блоки, учебные единицы);

— практикум, предназначенный для выработки умений и навыков применения теоретических знаний, полученных при изучении учебника, с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;

— лабораторный практикум, который обеспечивает углубление и закрепление полученных теоретических знаний, обучение методам экспериментальных и научных исследований, привитие навыков обобщения и анализа полученных результатов, работы с виртуальными моделями аппаратуры и измерительных приборов;

— тесты, реализующие функции контроля для перехода от одного блока к другому и для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения курсантами учебного материала;

— справочник, содержащий справочные данные, таблицы, определения, глоссарий по дисциплине;

— электронную библиотеку дополнительной литературы и дополнительных материалов по дисциплине, которая может быть дополнена аудио/видео материалами, образовательными Интернет-ресурсами.

Ключевую роль в создании мультимедийных учебников играет методическое обеспечение разработок. Мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения — от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов и т.п.

Психологи и преподаватели говорят, что каждый из нас обучается по-разному — некоторые лучше обучаются на слух, другие являются зрительными или тактильными обучающимися. Обучение с использованием аудиовизуальных

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2013

средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения; учебный материал, дидактически подготовленный специалистами, ориентируется на индивидуальные способности учащихся.

К числу существенных позитивных факторов, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, относятся лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения) и др.

Авторские программные продукты представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Они специально разработаны для преодоления тех затруднений, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании языков программирования. Эти программы обычно позволяют преподавателю самостоятельно разрабатывать содержимое учебного курса на основе визуального программирования. Преподаватель должен заботиться только о том, чтобы поместить необходимую информацию в нужное место. Эта информация в виде фрагмента текста, иллюстрации или видеофрагмента помещается на экран с помощью мыши.

Такие разработки являются незаменимым средством для активизации и интенсификации подачи учебного материала во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы обучаемых.

Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения; учебный материал, дидактически подготовленный специалистами, ориентируется на индивидуальные способности учащихся. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения; гиперсреда позволяет расширить возможности информационного воздействия на пользователя и вовлекает обучаемого непосредственно в процесс обучения.

К числу существенных позитивных факторов, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, относятся [5] лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала (полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения) и др.

1. Компьютерные технологии в высшем образовании I А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 2004.

2. Козлова Г.А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): дис. . канд. пед. наук. М., 2005.

3. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1997.

4. Концепции системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: Изд-во Рос. ИИИИСИ, 2003.

5. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003.

1. Komp’yuternye tekhnologii v vysshem obrazova-nii / A.N. Tikhonov, V.A. Sadovnichiy [i dr.]. M.: Izd-vo MGU, 2004.

2. Kozlova G.A. Didakticheskaya effektivnost’ komp’yuterizatsii obucheniya (po materialam za-rubezhnykh publikatsiy): dis. . kand. ped. nauk. M., 2005.

3. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy ispol’zova-niya EVM v vuzovskom obuchenii: uchebnoe po-sobie. M.: Izd-vo MGU, 1997.

4. Kontseptsii sistemnoy integratsii informatsion-nykh tekhnologiy v vysshey shkole. M.: Izd-vo Ros. IIIISI, 2003.

5. Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Razrabotka komp’yuternykh uchebnikov i obuchayushchikh sistem. M.: Filin», 2003.

THE STRUCTURE AND COMPOSITION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX

V.M. Delic, L.V. Kaverina, E.S. Kosinov

The main purpose of this paper is to analyze the existing e-learning technologies and the most common e-lear-

ning management, as well as the requirements for the structure and composition of electronic teaching materials. In paper enumerated consumer characteristics when choosing software for distance education. The article describes the electronic books, electronic teaching-learning systems, multimedia tutorials and authoring software. Computer textbook should combine the properties of conventional textbooks, reference books, book of problems and laboratory training. Education with audio-visual presentation of

complex information is the most intense form of training. This article describes the positive factors in favor of multimedia textbooks. These factors are better and deeper understanding of the material being studied, a significant reduction in training time, better storage material (knowledge remain in memory for a longer period of time and later restored easier to apply in practice after a brief repetition).

Key words: e-learning, e-training complex, original software.

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА: WEB-САЙТ «ИТ-ЗАКАЗЫ СТУДЕНТАМ-ИНФОРМАТИКАМ»

В.Ю. Лыскова, К.А. Фирсова

Ключевые слова: кластерный подход, высшее образование, студенты-информатики, информационная услуга, Joomla, web-сайт.

Обеспечение студентов-информатиков актуальными темами исследований в рамках дипломных и курсовых работ в условиях кластерного подхода [1, 2] предполагает триаду: студент — научный руководитель -социальный партнер, а следовательно, разработку и практическую реализацию социального партнерства и социального заказа (ИТ-заказа) как максимально согласованного взаимодействия вуза: с федеральными и местными органами власти, общественными организациями, бизнесом и рынком труда.

В государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 г.) — распоряжение от 20 октября 2010 г. № 1815-р.» одной из главных задач является предоставление гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных технологий [3].

Информационная услуга — это совершение в указанной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потреб-

ностей. В качестве актуальных тем исследований для студентов-информатиков мы рассматриваем разработку и оказание информационных услуг основным потребителям ИТ-услуг в регионе, к которым мы относим:

— бизнес-сообщества (официально зарегистрированные или имеющие юридический статус предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью);

— некоммерческие общественные организации, к которым мы относим школы, вузы, колледжи и др.;

— другие пользователи (частные лица и лица, имеющие другой статус).

Проведенный анализ показал, что представителями «бизнес-сообщества» востребованы следующие ИТ-услуги: разработка макетов дизайна Интернет-сайтов, локализация системных ресурсов, резка и оптимизация графики, монтаж динамического информационного содержания и т.д. Представителям «системы образования», как правило, необходимы такие информационные услуги как: разработка УМК, разработка ЭУП, верстка сайтов, разработка презентаций и т.д.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru