Электронные учебные программы и их структура

Электронные издания распространяются или с помощью компакт-дисков, или через сеть Интернет. В настоящее время существует большое количество Web-сайтов электронных изданий. Это и каталоги, и справочники, и учебная литература, и тексты художественных книг, и другая разнообразная информация, Через сеть Интернет распространяются также учебные программы по отдельным дисциплинам для самостоятельного обучения.

Введение…………………………………………………………………………….……………3
1 Основные принципы создания электронных учебников…………………………. ….……4
Понятие электронного учебного пособия…………………………………. ……..4
Виды электронных учебных изданий……………………………………. ……….4
Основные формы электронных учебных изданий…………………………………7

2. Учебно-теоретические учебные издания…………………………………………….………8
2.1 Назначение……………………………………………………………………………8
2.2 Требования……………………………………………………………………………8
2.3. Структура……………………………………….……………………………………8
3. Разработка электронного учебника…………………………………………………………15

Уроки Arduino #1 — структура программы и типы данных


3.1 Этапы разработки электронного учебника………………………………………..15
3.2 Программное сопровождение…………………………………………………. …16
3.3 Использование Web-технологий………………………………………..…. ……16
3.4 Виды Web-технологий…………………………………………………………. …18
3.5 Применение электронных учебников………………………………………. …26
Заключение………………………………………………………………………. ………27
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П.КОРОЛЕВА

(национальный исследовательский университет) »

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

по дисциплине: «Электронные издания»

на тему: «Структура электронного учебника.

Основные принципы подготовки электронных учебников»

Выполнил: студентка гр. ИП-51з

Проверил: Нечитайло С.А.

1 Основные принципы создания электронных учебников…………………………. ….……4

    1. Понятие электронного учебного пособия…………………………………. ……..4
    2. Виды электронных учебных изданий……………………………………. ……….4
    3. Основные формы электронных учебных изданий…………………………………7

    2. Учебно-теоретические учебные издания……………………………………… …….………8

    3. Разработка электронного учебника……………………… …………………………………15

    3.1 Этапы разработки электронного учебника………………………………………..15

    3.2 Программное сопровождение…………… ……………………………………. …16

    3.3 Использование Web-технологий…… …………………………………..…. ……16

    3.5 Применение электронных учебников………………………………………. …26

    Список используемой литературы

    В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена.

    БЕЗ ЭТОГО НЕ СДАТЬ ЕГЭ по Химии — Электронная конфигурация атома

    Дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.

    Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления. Отличие электронных изданий от печатных в том, что в первых есть возможность создавать и воспроизводить информацию в разнообразных формах, которые нельзя применить в печатных книгах. Хранится такая информация на магнитных дисках.

    Электронные издания распространяются или с помощью компакт-дисков, или через сеть Интернет. В настоящее время существует большое количество Web-сайтов электронных изданий. Это и каталоги, и справочники, и учебная литература, и тексты художественных книг, и другая разнообразная информация, Через сеть Интернет распространяются также учебные программы по отдельным дисциплинам для самостоятельного обучения.

    1 Основные принципы создания электронных учебников

    1.1 Понятие электронного учебного пособия

    Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

    1 Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

    2 Должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебное электронное пособие должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

    3 Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    4 Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    5 Это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

    1.2 Виды электронных учебных изданий

    Для учебного процесса используется комплекс учебных изданий. Как уже говорилось, для последовательного усвоения материала необходимы программы обучения. Это может быть учебно-программное издание – учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Разновидностями учебно-программных издания являются:

    Чтобы получить знания, студент изучает учебно-теоретические издания. Эти учебные издания содержат систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. К ним относятся:

    Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.

    Конспект лекций – учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражаю-щее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

    Для усвоения материала и для самопроверки студенту предлагаются учебно-практические издания – учебные издания, содержащие систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначены для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний.

    Разновидностями учебно-практических изданий являются:

    1 Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

    2 Сборник упражнений – учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по его выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний.

    3 Сборник задач (задачник) – учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

    4 Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

    5 Сборник описания лабораторных работ (сборник описания практических работ, лабораторный практикум) – учебно-практическое издание, содержащее тематику, задание и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

    6 Сборник планов семинарских занятий – учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок их подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

    7 Сборник контрольных заданий – учебно-практическое издание, содержащее перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин.

    8 Хрестоматия – учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

    9 Тесты – учебно-практическое издание, содержащее вопросы для проверке усвоения учащимися пройденного материала.

    1.3 Основные формы электронных учебных изданий

    Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

    Тест – внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

    Энциклопедия – это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

    Источник: www.stud24.ru

    «Электронные учебно-методические комплексы:требования и структура»
    статья (4 класс) на тему

    Электронные учебно-методические комплексы:требования и структура.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файлэлектронные учебно-методические комплексы 46.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    КГКОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»

    «Электронные учебно-методические комплексы: требования и структура»

    (выступление на МО начальных классов)

    Подготовила и выступила:

    учитель начальных классов

    Мудрость жителей пустынь гласит:»Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться».
    Эта мудрость отражает основной принцип обучения — можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать..

    Методические рекомендации по разработке электронных учебно-методических пособий предназначены для учителей общеобразовательных учреждений в целях использования дистанционных технологий в учебном процессе.

    Основной идеей методики дистанционного обучения в системе общего образования является создание учебной информационной среды, включающей электронные информационные источники, электронные библиотеки, видео — и аудиотеки, книги и учебные пособия. Субъектами учебной среды являются как обучаемые, так и преподаватели, взаимодействие которых осуществляется с помощью современных телекоммуникационных средств. Такая учебная среда предоставляет уникальные возможности обучаемым для получения знаний, как самостоятельно, так и

    Читайте также:
    Программа геодезических работ пример

    под руководством учителя (тьютора).
    При разработке учебных курсов упор делается на самостоятельную работу обучаемых, их коллективное творчество, проведение мини-исследований различного уровня.

    Предусматривается большое количество заданий, рассчитанных на самостоятельную проработку и возможностью получения ежедневных консультаций.

    Мировой опыт дистанционного обучения показывает, что при такой организации учебного процесса взаимодействие обучаемых и преподавателей на индивидуальной основе происходит гораздо чаще и эффективнее, чем при других формах.
    Структура
    Комплект электронных учебных материалов должен включать в себя наиболее распространенные средства:

    • гипертекстовых учебно-методических пособий;
    • аудио учебно – информационных материалов;
    • видео учебно – информационных материалов;
    • учебно – информационных материалов с элементами анимации;
    • лабораторных дистанционных практикумов;
    • тренажеров с удаленным доступом;
    • средств обучения на основе виртуальной реальности;

    содержать следующие элементы:
    -урок;

    -тест (различные виды);

    -форум для обсуждения.

    По своему составу и объему разрабатываемые учебные материалы должны быть достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с учащимися, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили учебной работы. Они должны разрабатываться на основе образовательной программы, соответствующей содержанию образования в рамках Российского образовательного стандарта по данному предмету.
    Учебно-методические материалы должны включать в себя средства (инструменты) для оперативного (промежуточного) контроля (и самоконтроля), которые позволяют фиксировать уровень достижения соответствующих образовательных результатов и вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
    Учебные материалы должны предусматривать и обеспечивать вариативность способов учебной работы, изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала, которые отвечают индивидуальным учебным стилям школьников (например, в текстовом виде, с помощью аудирования, в сопровождении иллюстраций, в коммуникации с другими учащимися, с помощью «открытия на модели» и т.п.).

    Требования к ЭУМК и характеристики ЭУМК

    4.1.1 ЭУМК является основополагающим компонентом ЭИОС образовательной организации, ориентированной на реализацию образовательного процесса с использованием средств ИКТ, организацией образовательной деятельности на основе ЭО и применения ДОТ. Примечания:

    1. ИОС может создаваться и использоваться корпоративно одной либо несколькими образовательными организациями (в составе образовательного кластера или сетевой формы реализации образовательных программ).

    2. ЭУМК могут быть открытыми и доступными в сети Интернет (электронные библиотеки, сайты образовательных организаций, информационные порталы).

    4.1.2 Разработка ЭУМК должна осуществляться с учетом требований, обусловленных инфраструктурой образовательной организации, применяемой ЭИОС, видами и уровнями образования, используемой технологией обучения, а также индивидуальными особенностями контингента обучающихся.

    4.1.3 ЭУМК должен создаваться и эффективно применяться в соответствии с требованиями соответствующих образовательных стандартов, образовательной программы и рабочей программы учебного предмета (курса, дисциплины, модуля, иных компонентов), для изучения которых он предназначен.

    4.1.4 Структура и образовательный контент ЭУМК определяются образовательной программой, рабочей программой учебного предмета, а также другими принятыми в образовательной организации нормативными, техническими и методическими документами.

    Примечание — В целях эффективного управления образовательным процессом могут создаваться комплексные ЭУМК, обеспечивающие системное изучение нескольких дисциплин.

    4.1.5 В обобщенном виде структура типового ЭУМК по предмету должна включать в себя следующие компоненты, представленные в электронной форме:

    а) рабочая программа по предмету;
    б) методические и дидактические рекомендации по изучению предмета и организации образовательного процесса и самостоятельной работы обучающихся;
    в) требования к порядку проведения мероприятий по контролю знаний обучающихся;
    г) основные виды ЭОР (электронный учебник, электронное учебное пособие, электронная презентация, электронный лабораторный практикум, виртуальная лаборатория, учебные прикладные программные средства, электронные тренажеры и др.)
    д) дополнительные ЭИР (нормативно-правовые и информационно-справочные системы, словари, хрестоматии, энциклопедии, атласы, научные издания, периодические издания, проектная документация, рефераты и др.)
    е) автоматизированная система тестирования знаний обучающихся.
    ж) перечень и порядок использования средств обучения для изучения предмета.

    Требования к УМК предусматривают:

    — ориентированность на мотивацию обучения, основными составляющими которых являются потребность, мотив и цель.

    Одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая активизирует мыслительную или творческую деятельность.

    Значительную роль в восприятии учебных материалов могут играть формулировка названия занятия (темы, слайда, презентации), метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки и пр.

    — доступность , соответствовать возрастным особенностям обучающихся;

    — содержательность с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала, который позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

    — интерактивность , способность организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи);

    — иллюстративность , когда используется разного вида материалы в сложных для понимания содержания текста;

    — дозированность , переизбыток информации может привести и к обратному эффекту;

    — эргономичность, целесообразность, комфортность для восприятия;

    Для медиаобразовательных средств относятся следующие дополнительные требования:

    — адаптивность к индивидуальным возможностям обучающегося и визуальность учебной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений с опорой на понятийные, образные и действенные компоненты и представляющие систему функциональной связанности представления учебного материала, т.е. структурные, а также диагностические, которые позволяют представлять разнообразные формы контролируемых, тренинговых заданий, создание портфолио пользователя, в котором можно собрать все достигнутые им успехи и выявить траекторию дальнейшего самообучения и саморазвития.

    Компакт-диски (CD-Rom) помогают обеспечить интерактивность взаимодействия обучающегося с учебным материалом, обеспечить индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «обучающийся-преподаватель».

    Электронный учебник предоставляет дополнительные возможности удобства и творчества: можно добавлять в электронный учебник свои материалы. У каждого преподавателя есть определенный накопленный материал по всем дисциплинам. За те учебные часы, отведенные по учебному плану, часто не удается охватить или предоставить нужный объем. В этом случае электронный учебник открывает широкие возможности для обучения.

    РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

    Под УМК понимается совокупность средств обучения, обеспечивающих целостность методической системы управления познавательной деятельностью обучающихся. УМК должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования. В состав УМК могут входить следующие компоненты:

    Весь материал УМК должен быть преподнесен в виде законченных блоков (модулей), содействовать доступности преподавания, устранению перегрузок обучающихся, способствовать раскрытию задач научного и идейного уровня изучения данного предмета, отражения межпредметные связей, усиливая практическую направленность преподавания и дифференцированный подход.

    Требования к УМК элективного курса,

    представляемого на Совет по экспертизе и лицензированию педагогических инициатив ИПК и ПРО

    УМК элективного курса должен включать в себя следующие основные компоненты:

    1. Основным элементом системы учебно-методического комплекса по каждому предмету является программа

    При составлении программ необходимо исходить из дидактических требований к ним.

    Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т.е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.

    Одним из общих требований к программе являются полнота, конкретность, процессуальный характер ее.

    Под полнотой понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания, с учетом того, что основная суть целей заключается в развитии личности, а это связано с умственным развитием учащихся, основными показателями которого являются, в конечном счете, умение применять полученные знания в новой ситуации и умение добывать дополнительные знания.

    Под конкретностью понимается такое представление всех элементов с их признаками, характеристиками, связями, которое показывает путь реализации заданного содержания в реальном учебном процессе,, что делает программы инструментальными.

    Структура программы включает в себя такие части, как:

    • объяснительная записка
    • констатирующая часть
    • нормативная
    • информационно-методическая

    I. Основными структурными элементами текста объяснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.

    При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в объяснительной записке к программе.

    Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и ноты творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.

    Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т.д, где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.

    Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах, практических работах, экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам., увязаны с конкретным материалом.

    Читайте также:
    Как защитить от удаления программу на Андроид

    Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:

    Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представляют собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

    При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:

    • детализированное описание учебного предмета, раскрывающее, как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения
    • деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся
    • деятельностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности их.

    Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь

    Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:

    • основные понятия и термины
    • факты, законы науки
    • теории, идеи
    • знания о способах деятельности
    • методологические знания
    • оценочные знания

    Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования как способ описания учебной деятельности, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:

    • специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета
    • умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т.п.)
    • интеллектуальные умения, переставляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогии и т.п.)
    • для полноценной характеристики требований к ЗУН существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью

    IV .Информационно-методическая часть программы включает в себя рубрики:

    — рекомендации к оцениванию задний и умений учащихся

    — перечень учебно-методического комплекса по предмету

    -список литературы для учителей.

    2. Также основным элементом системы учебно-методического комплекса является учебное пособие для учащихся.

    Содержание учебного пособия для учащихся должно учить школьника самостоятельно ставить и решать проблемы. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед учащимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем предоставляются сведения о путях ее решения, а не готовый результата. Само решение при этом важно ясно сформулировать, и сопоставить с поставленной ранее проблемой. Имеет значение и справочно-методический аппарат пособия: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные и проблемные и творческие вопросы и задания.

    3. Методические рекомендации.

    Предназначены для оказания помощи в качественной подготовке и проведения занятий учителем и учащимися. Методические рекомендации могут быть объединены с пособием: в такой книге и учитель и учащиеся найдут необходимые для себя материалы. Такой вариант учебной книги более привлекателен и для издательства. В методическом пособии раскрываются пути и методы изучения, даются наиболее эффективные подходы для организации образовательного процесса.

    4. Рабочая тетрадь для учащихся.

    Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но и предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и применения в практике. Основные принципы, предъявляемые к заданиям в рабочей тетради: научность, проблемность, вариативность.

    Одной из главных функций рабочей тетради – является руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения – направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности.

    При разработке рабочей тетради рекомендуется отвести роль элементам проблемного метода изложения знаний, проблемным заданиям. При этом строить уроки таким образом, чтобы знания не давались в готовом виде, а мысль ученика была бы направлена на поиск, добывание знаний путем систематических наблюдений и осмысливания над фактами, их сравнения, анализ обобщения доступных учащимся выводов на основе выполнения несложных самостоятельных заданий по пройденным темам с включением нового материала.

    Источник: nsportal.ru

    Software Journal:
    Theory and Applications

    • В.А. Ильин

    Развитие информационных технологий способствовало появлению новой формы образования – электронного образования. Электронное образование требует новых средств обучения – электронного образовательного ресурса. Электронный образовательный ресурс включает данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения. Основа электронного образовательного ресурса – электронные учебные издания. Создание и использование электронных учебных изданий требует аппаратных средств, специальных программно-технологических средств и специфической технологии производства.

    Link to this article

    • Home »
    • Issue №2 by 2014 year »
    • Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии

    Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии

    Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования – электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы [1].

    Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения.

    Виды образовательных ресурсов

    В электронном обучении основой электронного образовательного ресурса является образовательный контент. Метаданные электронного образовательного ресурса содержат стандартизированную информацию, необходимую для поиска ресурса посредством технологической системы обучения.

    Система электронных образовательных ресурсов, информационных образовательных сервисов, средств, технологий, созданных на программно-аппаратной платформе, которая обеспечивает использование электронных ресурсов и сервисов в образовательных целях, представляет собой информационную образовательную систему (другое часто используемое название – автоматизированная обучающая система).

    Контент электронного образовательного ресурса, прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде, является электронным изданием (ГОСТ 7.60-2003). Контент электронного образовательного ресурса может быть представлен в виде

    – учебника – издания, содержащего систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующих учебной программе, и официально утвержденного для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования;

    – учебного пособия – издания, дополняющего или заменяющего частично или полностью учебник и официально утвержденного для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования;

    – учебно-методического пособия – издания, содержащего материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины, ее раздела или части;

    – учебного наглядного пособия – издания, содержащего, как правило, изобразительные материалы в помощь изучению и преподаванию;

    – самоучителя – издания для самостоятельного изучения учебного материала без помощи руководителя;

    – практикума – издания, содержащего практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

    Кроме того, к электронному образовательному ресурсу следует отнести компьютерные обучающие программы и автоматизированные учебные курсы, официально не определенные ГОСТами. Компьютерная обучающая программа обычно представляет собой систематизированное изложение определенного учебного материала для изучения одного вопроса учебной программы, включающего текстовый, иллюстративный (в том числе мультимедийный) учебный материал, гиперссылки, контрольные вопросы.

    Компьютерные обучающие программы предназначаются как для самостоятельной работы обучающихся, так и для работы под руководством преподавателя. Компьютерные обучающие программы, кроме приобретения знаний, могут обеспечивать и получение некоторых умений и навыков. Компьютерные обучающие программы, направленные на изучение некоторого раздела учебной программы, объединяются в автоматизированные учебные курсы, которые по сути являются электронными учебно-методическими комплексами (рис. 2).

    Электронная документация на промышленный продукт (технические описания, инструкции и руководства по эксплуатации и т.п.) не является образовательным ресурсом, хотя и может использоваться в образовательных целях.

    Электронные издания разделяют на самостоятельные – созданные изначально в цифровой форме, и деривативные, если в их основе или в их составе используются печатные издания. Если же в электронном виде полностью воспроизводится печатное издание, то оно является электронной копией оригинального издания, но не электронным изданием.

    Электронные издания могут отличаться условиями распространения. Так, локальные электронные издания распространяются на съемных машиночитаемых носителях или файлах, предназначенных для использования на специализированных устройствах (плеерах). Издания сетевого распространения размещаются на серверах, и доступ к ним обеспечивается через информационно-телекоммуникационные сети (Интернет или локальную сеть). Могут быть электронные издания и комплексного распространения.

    По способу взаимодействия электронные издания могут быть детерминированными, порядок взаимодействия с которыми определен производителем (авторами) и не может изменяться пользователем, и интерактивными, взаимодействие с которыми устанавливает пользователь с помощью алгоритмов, определенных производителем (рис. 3).

    Структура образовательного ресурса

    Структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, содержащая взаимосвязанный образовательный контент и предназначенная для совместного применения в образовательном процессе, образует электронный учебно-методический комплекс (ГОСТ Р 53620-2009). Структура и образовательный контент электронного учебно-методического комплекса определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами. Электронные учебно-методические комплексы могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательного процесса в целом.

    Читайте также:
    Какими программами пользуются диджеи

    Учебное издание, в том числе и электронное, для использования в образовательном процессе должно пройти научное, литературное, художественное и техническое редактирование, рецензирование и экспертизу для присвоения официального грифа, определяющего его вид и уровень использования.

    Электронный образовательный контент, не прошедший редакционно-издательскую обработку, нельзя отнести к электронному изданию.

    Кроме того, электронное издание должно иметь аппарат издания в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 и ГОСТ Р 7.0.83-2012.

    Выходные сведения издания содержат совокупность данных в текстовой форме, характеризующих издание и предназначенных для его однозначной идентификации, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета изданий. Состав и расположение выходных сведений электронного издания зависят от вида электронного издания, технологии распространения, оформления, количества физических носителей.

    Выходные сведения размещаются на основном и дополнительных титульных экранах, связанных между собой переходами. Наиболее существенные сведения размещаются на основном титульном экране, на дополнительных титульных экранах размещаются надвыпускные и выпускные данные. Титульный экран может включать заставку – статичное или динамичное отображение основной идеи произведения, оформленное изобразительными или звуковыми средствами, текстовой информацией с элементами графики. Таким образом, основной титульный экран выполняет роль титульного листа печатного издания, а дополнительные титульные экраны – роль оборотной стороны титульного листа печатного издания.

    Выходные сведения электронного издания выполняются в текстовой форме, должны быть доступными независимо от способа использования издания и оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.83-2012.

    Особенностью электронного издания является размещение в выходных данных на дополнительном титульном экране следующей информации: объем данных (Мб); продолжительность звуковых и видеофрагментов (мин.); комплектация издания (количество носителей, наличие сопроводительной документации и т.п.); тираж (для локальных электронных изданий на съемных носителях); требования к процессору (его тип, тактовая частота), к объему свободной памяти на жестком диске и оперативной памяти, к операционной системе, видеосистеме, акустической системе, дополнительному программному обеспечению и периферийному оборудованию. Минимальные системные требования сетевого издания, кроме этого, включают требования к браузеру (тип и версия), скорости подключения к информационно-телекоммуникационным сетям, к дополнительным надстройкам к браузеру (рис. 4).

    Основной учебный материал электронного учебного издания, как и печатного, в зависимости от его назначения и структуры образовательной программы может иметь структурные единицы: части, разделы, главы, параграфы и подпараграфы. Основным элементом электронного учебного издания является экранная страница (кадр).

    Кадр (экранная страница) – адресуемый компонент контента электронного издания, представляющий собой, как правило, логически завершенную информационную и/или контролирующую структурную единицу (рис. 5).

    Каждый кадр структурно представляет собой список элементов и характеризуется некоторым набором свойств. Элементы составляют основу сценария кадра, определяют последовательность и порядок действий интерпретатора электронного издания при исполнении кадра, задают ресурсы, необходимые для выполнения сценария кадра. Свойства кадра определяют место и состояние кадра в сценарии занятия, задают очередность исполнения кадров интерпретатором. Для целей адресации все экранные страницы (кадры) нумеруются.

    Элемент кадра – именованная единица экранной страницы, структурно входящая в состав кадра, задающая интерпретатору команду или набор команд, содержащая данные или ссылки на них и описывающая условия выполнения заданных команд. Элементы являются основой сценария кадра.

    Объект – элемент кадра, существующий во времени по заданным правилам, которые определяют условия появления и удаления объекта, события, на наступление которых он реагирует, и действия, которые должны активизироваться при наступлении заданных событий. Объекты могут быть текстовыми, графическими, мультимедийными и т.п., используемыми автором для реализации целей обучения.

    Оглавление электронного издания представляется в виде гиперссылок на основе используемых программных средств, позволяющих осуществлять навигацию по разделам издания.

    Список литературы электронного издания может связываться с текстом гиперссылками. При наличии глоссария он также связывается с текстом гиперссылками.

    Для локальных электронных изданий требуются этикетка на поверхности съемного электронного носителя, первичная и вторичная упаковка – упаковочные контейнеры, пакты и/или коробки, на которых размещаются надзаголовочные данные, имя автора, заглавие, выходные данные и знак охраны авторского права (ГОСТ 7.0.83-2012). Этикетка электронного издания по содержанию соответствует обложке печатного издания, упаковка – суперобложке.

    Технологии создания и использования образовательного ресурса

    Состав технологических процессов подготовки электронного издания для реализации его функциональности определяет различия редакционно-издательской обработки печатных и электронных изданий.

    Результат комплекса технологических процессов подготовки электронных изданий и задействованных программно-технологических средств, обеспечивающих воспроизведение электронного издания с применением возможных функциональных свойств (гиперссылки, поиск, мультимедийные свойства и т.п.), определяет информационно-технологическую конструкцию электронного издания [2].

    В общем случае простейшее электронное издание – учебник, учебное пособие, самоучитель – может быть создано с помощью обычных офисных программ: текстовых и графических редакторов, программ создания презентаций, специальных издательских систем и др. При этом могут быть реализованы гиперссылки, инсталляции мультимедийных фрагментов, созданных в других редакторах или заимствованных из каких-то источников. Воспроизведение подобного издания возможно стандартными офисными программами и предназначено прежде всего для индивидуального самостоятельного использования. Преподавателю же для проведения аудиторного занятия в этом случае требуется специальный методический аппарат, базирующийся, конечно, на основном электронном издании.

    Создание и использование более сложных электронных изданий – практикумов, компьютерных обучающих программ, средств контроля знаний и умений – требуют специальных программ и алгоритмов. В общем случае необходимо иметь инструментальные средства создания контента и средства его воспроизведения (рис. 6).

    ​Воспроизведение контента электронного издания осуществляется с помощью интерпретатора – программного средства, входящего в состав комплекса программно-технологических средств и обеспечивающего проведение учебных занятий методом интерпретации их сценария. Способность программной оболочки, с помощью которой воспроизводится издание, выполнять набор технологических функций, обеспечивающих представление пользователю всей имеющейся информации с максимальной эффективностью, определяет функциональность электронного издания.

    Комплекс программ и алгоритмов, обеспечивающих обработку и воспроизведение сложных электронных изданий для многократного использования, образует программно-технологические средства электронного издания (рис. 7).

    Инструментальные средства для создания нового и редактирования ранее созданного контента должны предоставлять разработчику следующие возможности:

    – определение связей между структурными единицами и экранными страницами (кадрами), условий их исполнения и характеристик системы контроля знаний;

    – наполнение структурных единиц учебной информацией, определение способов предъявления материала и диалога с пользователем;

    – регламентация возможностей обучаемых по управлению исполнением учебного издания;

    – редактирование структурных единиц и электронного издания в целом;

    – обмен данными между разными структурными единицами;

    – воспроизведение электронного издания и его структурных единиц с помощью программы-интерпретатора автономно обучаемым или в аудитории под руководством преподавателя.

    Сложное электронное издание может создаваться хорошо подготовленным автором, владеющим соответствующими инструментальными средствами, или квалифицированным программистом. В последнем случае роль автора сводится к подбору и подготовке учебного материала и разработке сценария электронного учебного занятия.

    Сценарий электронного учебного занятия – описание условий и порядка исполнения экранных страниц (кадров), их отдельных фрагментов и структурных единиц, а также алгоритмов контроля знаний обучаемых.

    Сценарий кадра – описание, определяющее правила содержательного, логического и временного взаимодействия элементов кадра (объектов) в процессе его исполнения, а также возможности пользователя в процессе исполнения кадра.

    Объект создается (порождается), когда интерпретатор выполняет элемент сценария кадра, который предписывает ему создать объект. Созданный объект начинает существовать по заданным для него правилам, может переходить из одного состояния в другое, реагировать на события и взаимодействовать с другими созданными объектами.

    Событие – условие или набор условий. Считается, что событие произошло (наступило), если выполнены все условия, определенные для данного события. Для любого объекта могут быть указаны одно или несколько событий, на наступление которых он должен реагировать.

    Алгоритм технологических процессов подготовки электронного издания для реализации его функциональности можно представить следующим образом.

    1. Разработка сценария (развернутого план-проспекта, тематического плана) издания.

    2. Разработка сценариев (макетов) экранных страниц, кадров при необходимости.

    3. Создание текстовых, графических, мультимедийных и других объектов экранных страниц (кадров).

    4. Создание экранных страниц.

    5. Формирование глоссария, списка литературы, оглавления.

    6. Установление логических связей (гиперссылок) между элементами экранных страниц, оглавлением, глоссарием, списком литературы.

    7. Формирование аппарата электронного издания.

    8. Окончательное формирование файла или группы файлов издания.

    9. Разработка и изготовление этикетки, первичной и вторичной упаковок электронного издания локального использования.

    10. Научное редактирование издания при необходимости.

    11. Литературное редактирование издания.

    12. Техническое и художественное редактирование.

    13. Рецензирование, экспертиза и получение грифа издания.

    14. Тиражирование локального электронного издания или размещение на сайте или на сервере локальной сети образовательной организации электронного издания сетевого доступа.

    Естественно, разработка электронного издания, его редакционно-издательская обработка и воспроизведение требуют подготовленных авторов, персонала издательства и педагогов для его эффективного использования.

    Литература

    1. Башмачников А.И., Башмачников И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. 616 с.

    2. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. М.: ИД КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. 640 с.

    Источник: swsys-web.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru