Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Тунцева, А. Ю. Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся / А. Ю. Тунцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6361/ (дата обращения: 18.12.2022).
Как говорил Платон: «Важнейшая движущая сила обучения — интерес».
Активизация познавательной деятельности обучающихся является одной из приоритетных задач современного образования. Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40–50-е гг. И. А. Каировым, М. А. Даниловым, Р. Г. Лембер. Высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету — это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока. Над этой проблемой работали П. М. Лебедев, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, А. А. Окунев, Н. Б. Истомина и многие другие ученые и педагоги. Исследования педагогов показывают, что в процессе приобретения учащимися знаний, умений, навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. [1, с.35]
Пример «Использование электронных тетрадей в работе учителя физики»
В основу были положены следующие принципы активизации познавательной деятельности:
Принцип проблемности. Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Принцип взаимообучения. Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Видеоурок «Учимся работать в электронной тетради»
Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации — это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося.
Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т. е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должно быть желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, чтобы активизировать деятельность учащихся. Интерес является главным мотивом активизации учащихся. [2, с.59]
Большинство представителей юного возраста воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга, а изучение компьютера, как средства для собственного самообразования, поиска, обработки, передачи информации, изучение устройств и принципов работы компьютера, отходят на второй план у большинства обучающихся.
Социальная среда позволяет в большей степени каждому обучающемуся работать с компьютером как в школе, так и дома. И встает актуальный вопрос: как ученик проводит свое время за компьютером: использует его как средство для самообразования или как средство для развлечения? Чтобы решить этот вопрос, необходимо данную деятельность направить в русло познания и творчества.
Учащиеся 5–11 классов в количестве 100 человек приняли участие в анкетировании. Анализ результатов показал, что большая часть учащихся, а это 67 %, воспринимает компьютер как средство для работы или развлечений, и на сегодняшний момент ребята не представляют свою жизнь без компьютера, для них это незаменимый помощник. В среднем учащийся отводит 2–4 часа за работу на компьютере ежедневно, 20 % — 4–6 часов, 15 % — более 6 часов.
Рис. 1. Результаты анкетирования «Компьютер и я»
Таким образом, было решено включить в образовательный процесс использование элементов дистанционного обучения.
Виртуальная электронная тетрадь по предмету — это модель интерактивного электронного образовательного ресурса для использования в учебном процессе. Электронная тетрадь позволяет по-новому взглянуть на функции рабочей тетради. Электронный вариант тетради более динамичен, так как позволяет использовать быстрое обновление, дополнение и замену информации.
Используя сервис Google.com, можно создать свое виртуальное пространство.
Рис.2. Структура виртуального пространства
Для успешного использования электронной тетради в учебном процессе пособие должно содержать ряд обязательных компонентов:
1. Блок теоретического материала, который содержит основную информацию, достаточную для усвоения темы урока (новые понятия, даты, фамилии ученых и пр.).
2. Блок формирования знаний, умений и навыков, содержащий домашнее задание и практические работы. Задания, представленные в тетради направлены на формирование системного мышления и активизацию творческого потенциала.
Для создания комфортных условий работы учеников и учителя можно использовать видеовставки. Применение средств мультимедиа обеспечивает смену вида деятельности учащихся и значительно оживляет процесс изучения курса.
3. Блок контроля знаний учеников по каждой теме, содержащий разноуровневые задания и тесты. Учащиеся могут виртуально выполнить контрольные и практические работы в электронной тетради, получить необходимые консультации с учителем через электронную почту или чат. Все оценки обучающихся фиксируются в классном журнале.
Электронная тетрадь выполняет следующие функции: учебно-информационную, развивающую, контролирующую, навигационную и стимулирующую. [3, с. 41]
На сайте создана специальная страница с быстрым доступом к электронной тетради каждого учащегося.
При создании виртуальной тетради учащийся может проэкспериментировать с различными видами шаблонов оформления, приемами форматирования, изображениями и выбрать наиболее понравившийся вариант.
Структура электронной тетради учащегося включает в себя следующие блоки:
1. Домашнее задание
2. Контрольная работа
3. Практическая работа
4. Самостоятельная работа
Домашняя работа выполняется дома самостоятельно и выкладывается в соответствующем разделе. При этом ученики используют самые различные варианты выполнения работ: скриншоты работы в программах, в виде печатного документа, изображений письменно выполненных заданий, а также ментальных карт как средства для структурирования и запоминания информации.
Раздел практических и контрольных работ включает работы учащихся, которые выполняются как в школе, так и дома. Учащиеся могут при выполнении задания получить консультацию с учителем через почту или чат.
Таким образом, можно выделить следующие достоинства использования электронных тетрадей в учебном процессе:
— Меняется характер взаимодействия учителя и ребенка. Ученик сам становится активным участников образовательного процесса.
— Электронной тетрадью можно пользоваться на занятиях под руководством учителя и дома самостоятельно.
— Электронная тетрадь позволяет облегчить работу учителя, внести в деятельность больше элементов творчества.
А также решает множество задач:
— Активизация познавательной деятельности на уроках информатики и ИКТ;
— Работа с информацией (отбор, поиск, хранение, защита, обработка, передача информации);
— Правильное оформление документации;
— Творческий подход к проектированию собственного продукта и др.
Проектирование, разработка и внедрение информационных дидактических пособий в различных предметных областях в условиях внедрения ФГОС обеспечит эффективное управление учебным процессом. Использование электронной тетради в учебном процессе способно сформировать единую образовательную среду для работы внутри класса на занятиях и внеучебное время. Повышаются возможности для индивидуализации работы учеников, а также совместной работы учителей. [4, с.102]
1. Горбунова А. И. «Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся» М.: Просвещение, 1989.
2. Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
3. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. — М., 2007. — 104 с.
4. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, электронная тетрадь, учащийся, учебно-познавательная деятельность, знание, принцип активизации, учебно-познавательная деятельность учащихся, виртуальное пространство, Домашнее задание, образовательный процесс.
Похожие статьи
Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект.
учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.
Использование рабочей тетради в обучении изобразительной.
учебный процесс, электронная тетрадь, учебно-познавательная деятельность, учащийся, знание, принцип активизации, учебно-познавательная деятельность учащихся, Домашнее задание.
Активизация познавательной деятельности учащихся на.
познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.
Учебно-познавательные задачи как средство повышения.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках. познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть.
учебный процесс, электронная тетрадь, учебно-познавательная деятельность, учащийся, знание, принцип активизации, учебно-познавательная деятельность учащихся, Домашнее задание.
Познавательная деятельность студентов через активизацию.
В процессе обучения должен доминировать принцип поисковой деятельности студентов. Знания, в значительной своей части, не передаются студентам в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на.
учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.
Реализация принципов управления психолого-педагогическим.
Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Источник: moluch.ru
Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
проект на тему
Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были лет 10-15 назад для многих чем-то новым, сейчас никого не удивить. Их давно заменили ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, разнообразные гаджеты, устройства и т.д.
Без них современная жизнь практически немыслима. Образовательная сфера старается не отставать от темпов научно-технического развития и активно внедряет новые информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательный процесс. При этом нынешние дети втянуты в виртуальный мир вне стен образовательной организации гораздо сильнее, чем в ее стенах (онлайн-игры, социальные сети и многое другое). Они способны самостоятельно овладевать многими ИКТ-компетенциями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Инновационный образовательный проект
«Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
«Важнейшая движущая сила обучения — интерес».
1. Направление реализации проекта : Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций Шурышкарского района, направленных на формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Название проекта : «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
3. Сроки реализации проекта : 2016-2018 гг.
4 . Актуальность проблемы , основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были лет 10-15 назад для многих чем-то новым, сейчас никого не удивить. Их давно заменили ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, разнообразные гаджеты, устройства и т.д.
Без них современная жизнь практически немыслима. Образовательная сфера старается не отставать от темпов научно-технического развития и активно внедряет новые информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательный процесс.
При этом нынешние дети втянуты в виртуальный мир вне стен образовательной организации гораздо сильнее, чем в ее стенах (онлайн-игры, социальные сети и многое другое). Они способны самостоятельно овладевать многими ИКТ-компетенциями. Поэтому очевиден повышенный запрос на использование различных компьютерных инноваций в школах со стороны обучающихся и их родителей.
Современная школа должна соответствовать этому запросу, учитывать факторы мотивации детей к обучению, выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы детям было интересно, ведь это первоочередной фактор, определяющий качество образовательной подготовки. Другой фактор – мобильность.
Нынешний век характеризуется очень высокими темпами устаревания и обновления знаний. Школа должна готовить учеников, способных адаптироваться в быстро изменяющихся условиях современной жизни, формировать у детей универсальную (общую) компетентность. Все перечисленное возможно только в условиях постоянной и непрерывной модернизации учебно-воспитательного процесса, что и определяет актуальность представленного проекта, которая дополнительно подчеркивается тем, что проект может быть вписан в контекст постепенного введения федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на реализацию новых технологий и форм обучения в условиях научно-технического прогресса. Основная идея проекта базируется на том, что при продуманном и правильном использовании современных технических, виртуальных и программных средств возможно создание развивающей и технологичной образовательной среды, которая позволит формировать, поддерживать и стимулировать интерес ребенка к обучению. Средства для создания такой среды и возможности их использования раскрываются в содержании проекта, практическая значимость которого обусловлена повышением мотивации детей к обучению и качества образовательной подготовки за счет использования современных технологий. Одной из таких технологий является электронная тетрадь .
6. Цели, задачи проекта :
Наша образовательная организация имеет богатый (более 10 лет) опыт информатизации образования. Наши педагоги и обучающиеся – активные участники различных инновационных проектов и конкурсов.
Основные его цели связаны с:
1) детальным изучением современных технических и информационных средств и их внедрением в образовательный процесс;
2) созданием современных условий (развивающая и технологичная образовательная среда) для обучающихся с целью повышения их учебно-познавательной мотивации, реализации индивидуальных способностей, самоопределения;
3) формированием ключевых компетентностей в соответствии с требованиями стандарта нового поколения посредством внедрения в образовательную деятельность электронных тетрадей.
1) изучение возможностей создания и использования электронных тетрадей в учебно-воспитательном процессе;
2) активное внедрение электронных тетрадей в практику образовательной организации;
3) отслеживание показателей качества образовательной подготовки обучающихся, уровня их мотивации к обучению, коррекция и выстраивание образовательной деятельности таким образом, чтобы обеспечивалась стабильная положительная динамика качества образования;
4) формирование у обучающихся целостных представлений (и соответствующих компетенций) о безопасном поведении в виртуальных пространствах сети Интернет;
5) создание интерактивной обучающей и воспитывающей среды на базе МБОУ «Горковская СОШ».
7. Гипотеза: если разработать и внедрить в практику работы учителей электронную рабочую тетрадь, активно применять ЭРТ в учебно–воспитательном процессе, то это будет способствовать повышению качества знаний учащихся, формированию общеучебных умений и навыков учеников.
8.Методы реализации: проблемно-поисковый, практический, метод научного исследования.
9. Краткое обоснование новизны проекта
Электронная тетрадь — это программа, содержащая большую базу готовых упражнений различного характера и уровня сложности по определённому учебному предмету.
- разнообразить виды деятельности на уроке,
- увеличить его плотность,
- уменьшить время подготовки к урокам,
- оперативно выявить уровень усвоения учебного материала учащимися,
- осуществить повторение и закрепление слабо усвоенных тем,
- повысить мотивацию учащихся к изучению того или иного учебного предмета.
ЭРТ обладает большими возможностями:
- сама проверяет ответы ученика;
- сообщает ученику, верно выполнено задание или нет;
- даёт ещё одну попытку на выполнение задания.
Упражнения из электронной тетради можно использовать не только для индивидуальной, но и для коллективной работы. В этом случае программу нужно запустить на интерактивной доске или на экране с помощью проектора.
Преимущество электронной тетради заключается в том, что работать на уроке в ней может одновременно учитель и ученик (ученики), которым предоставлен к ней доступ. Для каждого конкретного ученика создаётся отдельная тетрадь. В результате работы с электронной тетрадью в течение учебного года, к его концу учащийся получает в личное пользование своеобразное электронное пособие-учебник, которым он сможет при необходимости воспользоваться. Применение электронной тетради значительно экономит время на уроке: ученику не приходится переписывать целые тексты и предложения для того, чтобы вставить пропущенные буквы или расставить знаки препинания. Одновременная работа с учеником позволяет учителю контролировать каждый шаг ученика, исправлять и комментировать его ошибки.
10. Ожидаемые результаты проекта . Возможность получения результатов, выходящих за рамки обязательств и имеющих опережающее значение для развитие системы образования Шурышкарского района.
К ожидаемым результатам реализации проекта можно отнести:
1) повышенный интерес обучающихся и их устойчивая мотивация к обучению с использованием электронных тетрадей;
2) высокий уровень качества образовательной подготовки обучающихся (качество знаний, степень обученности, результаты государственной итоговой аттестации, результаты участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах);
3) качество знаний обучающихся – выше среднего показателя по району;
4) устойчивые знания и навыки безопасного поведения обучающихся в виртуальных пространствах;
11. Ожидаемые эффекты проекта : В отношении обучающихся ожидаемый эффект, главным образом, характеризуется повышением учебно-познавательной мотивации, ростом интереса детей к изучению разных предметов, изучению современных компьютерных технологий и виртуальных платформ.
В отношении родителей (законных представителей) обучающихся важен рост учебно-познавательной мотивации детей, их интереса к обучению (за счет использования электронных тетрадей). Образовательный эффект связан с ростом качества образовательной подготовки.
Воспитательный и общественный эффекты связаны с:
1) ростом заинтересованности детей к обучению с использованием современных технических, программных и виртуальных средств (включая собственный смартфон, планшетный компьютер и т.д.), что позволит использовать эти средства не во вред ребенку, а на пользу (интеллектуальное и творческое развитие);
2) формированием у обучающихся представлений и приобретением ими компетенций, связанных с безопасным поведением (защита персональных данных, предупреждение сетевого мошенничества и т.д.) в различных виртуальных пространствах, использующих подключение к сети Интернет;
12. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта : В качестве критериев и показателей оценки результативности проекта могут выступать:
А. Количественные показатели:
1) в отношении роста интереса и учебно-познавательной мотивации обучающихся:
— доля обучающихся, пользующихся электронными учебниками, – не менее 20%;
2) в отношении повышения качества образовательной подготовки обучающихся (для групп, вовлеченных в реализацию настоящего проекта):
— доля обучающихся, демонстрирующих положительную динамику качества знаний по сравнению с предыдущими показателями (периодами, когда отсутствовало обучение, соответствующее настоящему проекту) – не менее 50%;
— качество образовательной подготовки по результатам срезовых и диагностических работ, проводимых независимыми экспертами, – не менее 50%;
— количество победителей и призеров интеллектуальных конкурсов и конкурсов исследовательских проектов разного уровня – не менее 10 человек;
— доля обучающихся, имеющих высокий уровень сформированности различных типов универсальных учебных действий – не менее 50%;
1) уровень вовлеченности обучающихся в образовательный процесс с использованием современных технологий, виртуальной среды и программных средств;
2) формирование у обучающихся комплексных навыков безопасного поведения в виртуальных пространствах.
13. Алгоритм реализации.
Описание основных мероприятий проекта по этапам:
Проект включает в себя несколько этапов реализации:
1. Разработка (изучение).
2. Внедрение и апробация проекта.
3. Распространение инновационного опыта.
Этап разработки включает в себя определение условий реализации проекта, а также изучение различных технических и программных средств, виртуальной среды и их возможностей:
1) изучение программ для создания электронных тетрадей и возможностей их использования в образовательном процессе;
2) изучение виртуальных образовательных платформ в сети Интернет, поиск оптимальных платформ с целью их использования в учебном и воспитательном процессах;
4) изучение необходимого программного и материально-технического обеспечения для использования электронных тетрадей, знакомство с комплектами электронных тетрадей;
На втором этапе (внедрение) проекта предполагается, во-первых, проведение установочных семинаров (и других мероприятий) для педагогов образовательной организации.
Основная цель – знакомство и обучение учителей предметников работе с современным техническим и программным обеспечением для дальнейшего использования в процессе обучения и воспитания детей различного возраста.
Во-вторых, на данном этапе должна быть произведена непосредственная апробация изученных технических, программных и виртуальных средств. Для этого предполагается формирование экспериментальных групп обучающихся: а) обучающиеся 5-8 классов; в) обучающиеся 9-11 классов.
Для получения результатов апробации будут проведены диагностические работы, а также анкетирования, тесты и другие мониторинговые исследования, которые позволят установить качественные и количественные показатели, достигнутые в процессе инновационной деятельности.
На втором этапе за счет освоения и апробации новых технологий и средств обучения будут проводиться интегрированные занятия по отдельным учебным предметам.
При условии успешности проекта на его третьем этапе (распространение опыта) будет проведено дальнейшее внедрение электронных тетрадей в образовательный процесс. Предполагается организация и проведение методических семинаров, в целях формирования новых профессиональных компетенций педагогов.
Кроме того, третий этап предполагает проведение семинаров для учителей Шурышкарского района в целях обмена опытом, публикацию статей по направлениям проекта.
Календарный план на период реализации проекта
Источник: nsportal.ru
Электронная рабочая тетрадь. Создание, понятие, структура
Создание, понятие, структура
• Электронная тетрадь предполагает
совместную деятельность ученика и
учителя во время (или после) урока и
позволяет размещать весь необходимый
материал в одном месте. Читайте об ЭТ:
https://www.eduneo.ru/elektronnye-tetradisozdanie-struktura-primery
3.
Преимущество электронной тетради
• Работать на уроке в ней может одновременно
учитель и ученик (ученики), которым
предоставлен к ней доступ. Применение
электронной тетради значительно экономит
время на уроке: ученику не приходится
переписывать целые тексты и предложения
для того, чтобы вставить пропущенные буквы
или расставить знаки препинания.
Одновременная работа с учеником позволяет
учителю контролировать каждый шаг ученика,
исправлять и комментировать его ошибки.
4.
• Электронная тетрадь — это программа, содержащая большую
базу готовых упражнений различного характера и уровня
сложности по определённому учебному предмету.
• ЭРТ позволит:
• разнообразить виды деятельности на уроке,
• увеличить его плотность,
• уменьшить время подготовки к урокам,
• оперативно выявить уровень усвоения учебного материала
учащимися,
• осуществить повторение и закрепление слабо усвоенных тем,
• повысить мотивацию учащихся к изучению того или иного
учебного предмета.
5.
• ЭРТ обладает большими возможностями:
• сама проверяет ответы ученика;
• сообщает ученику, верно выполнено
задание или нет;
• даёт ещё одну попытку на выполнение
задания.
6.
Структура электронных тетрадей
Задания и упражнения учебника,
•Ссылки на задания ЭФУ,
•Дополнительный дидактический материал,
•Гиперссылки на задание в интернет-сервисе,
•Схемы, таблицы, графика.
В конце учебного года – индивидуальное
пособие по предмету.
7.
8.
• Внедрение электронных тетрадей в
учебный процесс это условие повышения
качества обучения, новая подача материала
и новое мышление творческого человека;
это технологии, позволяющие
современному школьнику соответствовать
духу времени, его потребностям.
Источник: ppt-online.org
Электронная тетрадь что это за программа
Организация: МБОУ СОШ №4
Населенный пункт: Приморский край, г.о.Спасск-Дальний
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения приводит к пересмотру форм, методов и средств обучения. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает появление новых видов учебной деятельности, таких как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых явлениях, процессах, представленных в различной форме; управление отображенными на экране моделями различных объектов, процессов или явлений. Между пользователем и информационной средой осуществляется обмен информацией в режиме реального времени.
Использование интерактивных средств обучения позволяет:
- Активизировать познавательную активность школьников, усилить эмоциональное восприятие материала.
- Подвести к открытию, освоить новые умения и получить новые знания самостоятельно.
- Привить интерес к учебной деятельности, за счет получения положительных эмоций от учебной деятельности.
- Сформировать исследовательскую активность.
- Раскрыть творческие способности ученика, сформировать коммуникативный опыт.
Все это позволяет осуществить эффективное обучение, сделать процесс обучения гибким в соответствие с индивидуальными запросами учащихся.
Электронные рабочие тетради относятся к интерактивным средствам обучения. Под электронной рабочей тетрадью понимается электронное средство образовательного назначения, содержащее банк упражнений по какому-либо предмету или теме. Очень часто электронная рабочая тетрадь является аналогом рабочей тетради на печатной основе. Электронные рабочие тетради позволяют эффективно организовать процесс обучения в начальной школе. Они содержат большое количество заданий, упражнений и задач, направленных на формирование основ системно-аналиического мышления, развитие творческих способностей, познавательной активности, побуждающей их учиться самостоятельно, с увлечением.
Электронная рабочая тетрадь имеет ряд преимуществ перед рабочей тетрадью на печатной основе:
- Электронная рабочая тетрадь позволяет выполнять задания и упражнения многократно без потери качества самой тетради.
- Результаты выполнения задания в электронной рабочей тетради могут быть представлены всему классу.
- Работая в электронной рабочей тетради, можно осуществлять коллективное обсуждение вариантов ответа.
- Электронную рабочую тетрадь можно использовать в обучении дистанционно.
- Выполнять проверку заданий, вносить изменения решение задания без потери качества тетради.
- Использование в электронной рабочей тетради графической, анимационной, аудио информации позволяет заинтересовать ученика.
Электронная рабочая тетрадь, как и любое электронное средство образовательного назначения должно соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, наглядности, системности, последовательности изложения материала. При разработке электронной рабочей тетради необходимо соблюдать требования, предъявляемые к цветовому оформлению, навигации, интерактивным элементам управления.
Использование электронной рабочей тетради в процессе обучения позволяет учителю:
- Осуществить компьютерную визуализацию учебной информации.
- Компьютерное моделирование изучаемых явлений и процессов.
- Автоматизацию информационно-поисковой деятельности.
- Автоматизацию процессов управления учебной деятельностью, осуществления диагностики и контроля.
- Осуществлять манипуляции с изучаемыми объектами, явлениями и их проектирование.
Электронные рабочие тетради можно использовать на различных этапах урока:
- На этапе объяснения нового материала с целью демонстрации и наглядного представления объектов и явлений.
- На этапе организации практической работы: работа у доски, демонстрация правильного варианта решения задания.
- На этапе постановке домашнего задания с целью постановки цели домашней работы, правил выполнения и оформления.
- На этапе проверки домашнего задания с целью демонстрации правильного решения, иллюстрации пояснений.
Для эффективного использования в работе электронной рабочей тетради необходимо наличие интерактивной доски или графического планшета.
Электронные рабочие тетради могут быть разработаны с использованием программного средства Notebook. Данная программа позволяет создавать яркие, динамичные презентации; размещать различные объекты (тексты, рисунки, схемы, ролики); использовать галерею готовых интерактивных моделей по различным предметам и коллекцию готовых форм для формирования демонстрационных и тестовых материалов.
С помощью данной программы можно создавать задания различного типа:
- Задание на классификацию. На странице документа расположено множество объектов, которые необходимо разделить на классы (группы) в соответствии с указанным критерием. При выполнении подобного вида задания ученику необходимо при помощи инструмента — указатель перетащить объекты.
- Задание на установление порядка следования. На странице документа хаотично расположено несколько объектов, которые необходимо расположить в определенном порядке в соответствии с указанным критерием.
- Задание на установление соответствия. На странице представлены две группы объектов (объектов и текстовых записей) между которыми необходимо установить соответствие. При выполнении данного задания ученик может использовать инструменты: перо, художественное перо, линия.
- Задание на использование шторки. На странице размещается задание, решение закрыто шторкой. После выполнения задания учениками, учитель убирает шторку. Ученики проверяют правильность выполнения задания.
- Задание на конструирование. На странице расположены структурные элементы (части целого) из которых необходимо выстроить объект. При выполнении данного задания используется инструмент – указатель.
С помощью данного программного средства была разработана электронная рабочая тетрадь, аналог рабочей тетради по курсу «Окружающий мир» за 2 класс (автор Плешаков А.А.). Электронная рабочая тетрадь используется на занятиях по Окружающему миру. Данное программное средство не вызывает у учеников затруднений в использовании, делая процесс обучения более ярким и увлекательным.
Источник: www.teacherjournal.ru