Экспертиза и критерии оценки программ

Презентация на тему: » Экспертиза примерных основных образовательных программ школьного образования Немова Н.В., заместитель руководители Центра методологии профессионального.» — Транскрипт:

1 Экспертиза примерных основных образовательных программ школьного образования Немова Н.В., заместитель руководители Центра методологии профессионального образования и подготовки кадров ФГАУ «ФИРО», кандидат педагогических наук, доцент 1

2 Задачи экспертизы ПООП Создание информационной основы для принятия управленческого решения о внесении программ в реестр Создание информационной основы для принятия решения о выборе программы для своей образовательной организации, на основе которой будет разрабатываться собственная программа; Легитимизация и внедрение примерных основных образовательных программ, созданных разными авторскими коллективами Поддержка и продвижение ПООП на рынок с последующим их внедрением в практику Подготовка и издание методического обеспечения для реализации ПООП: учебников, пособий для учителя и учащегося и других учебно-методических материалов, а также требуемых материально-технических ресурсов. 2

21.05.2020 | Организация экспертизы программ: работа в личном кабинете эксперта, критерии оценки

3 Функции экспертизы Оценка и отбор ПООП с точки зрения допустимости и возможности их широкого внедрения в практику различных регионов с учетом национальных, культурных, этнических и других особенностей; наличия в них потенциала для развития образовательного процесса организаций; Влияние отобранных и внесенных в реестр программ на определение приоритетов в развитии общего образования 3

4 Задачи технической экспертизы Отбор программ, которые могут обеспечить: полноту реализации требований ФГОС; сохранение на территории Российской Федерации единого образовательного пространства; гарантированность всем учащимся равных прав на получение образования при условии его вариативности. 4

6 Структура критериев для оценки ПООП Критерии оценки программы в целом Критерии для оценки целевого раздела всей ПООП Критерии для оценки содержательного раздела программы: критерии для экспертизы целей, системы оценки их достижения, содержания и условий реализации каждой входящей в содержательный раздел программы Критерии для оценки организационного раздела программы Учебного плана Условий реализации программы в целом 6

7 Критерии для оценки ПООП в целом ПООП соответствует требованиям ч.10 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Структура ПООП соответствует требованиям ФГОС к структуре ООП для данного уровня общего образования и включает целевой, содержательный и организационный разделы. ПООП отражает цели и задачи соответствующего уровня общего образования (ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Содержание ПООП обладает методологическим и методическим единством 7

8 Критерии для экспертизы целей, содержащихся в ПООП Соответствие целей (планируемых результатов) требованиям ФГОС Перспективность содержания целей Реалистичность целей Мотивационная побудительность Измеримость 8

16.04.2020 | Организация экспертизы программ. Критерии оценки.

9 Критерии для экспертизы системы оценки результатов освоения ПООП в целом и входящих в нее программ Полнота, всесторонность, комплексность оценки Реалистичность достижения учащимися высоких результатов оценивания Валидность средств оценивания Объективность оценивания 9

10 Критерии общей оценки программ, входящих в ПООП Основой для построения программы является системно-деятельностный подход, являющейся методологией ФГОС Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, язык изложения программы понятен. Программа достаточно разработана и готова для использования в массовой практике 10

11 Критерии для экспертизы содержания программ Полнота содержания программы Способ структурирования и развертывания содержания учебных программ по предметам соответствует их целям Сочетание инвариантности с дифференциацией содержания программы Перспективность содержания программы Оптимальность отбора дидактических средств освоения содержания программы Мотивационный потенциал программы Рациональная степень детализации программы Контролируемость освоения программы Чувствительность программы к сбоям Реалистичность и эффективность расходования времени на выполнение программы 11

12 Критерии для оценки условий реализации входящих в ПООП программ Кадровые условия реализации программы Программа не требует значительных усилий для осуществления специальной подготовки и повышения квалификации кадров При наличии специальных требований к компетентности кадров имеется возможность осуществить их подготовку через сеть курсов повышения квалификации для педагогических и управленческих кадров, организуемых разработчиками программы для ее распространения в массовой практике Научно-методические условия реализации программы В программе представлен перечень доступной для самообразования педагогических и управленческих кадров литературы, работа с которой может способствовать достижению требуемой компетентности в реализации программы. Для использования программы в массовой практике имеются УМК, содержащиеся в федеральном перечне учебников, а также другие научно-методических ресурсы, перечень которых дан в условиях реализации программы Для реализации программы в массовой практике в ближайшие 1-3 года предполагается подготовить УМК, которые разработчики планируют подать на включение в федеральный перечень учебников, а также другие научно-методических ресурсы, перечень которых дан в условиях реализации программы Материально-технические условия В программе перечисляется специальное оборудование и материально-техническая база, необходимая для реализации программы; программа разработана для использования в стандартных условиях массовой практики, значительных вложений для создания материально-технических условий не требуется Организационные условия Даются конкретные рекомендации по включению программы в учебный план и организации ее освоения в рамках учебного процесса и внеурочной воспитывающей деятельности, указывающие на возможность ее использования в массовой практике 12

Читайте также:
Как удалить папку программ файлс

13 Критерии для экспертизы учебного плана Соответствует СанПиН Содержит все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с требованиями ФГОС соответствующего уровня образования Учебный план согласуется по времени с программами учебных предметов и позволяет выполнить их в полном объеме Отражает соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, установленное ФГОС соответствующего уровня образования Имеет разработанные учебные планы профилей обучения (естественно- научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный) Предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Обеспечивает возможность изучения родного (нерусского) языка Предусматривает выполнение индивидуального проекта Имеется примерный еженедельный график выполнения учебного плана программ учебных предметов 13

14 Критерии для экспертизы плана внеурочной деятельности Указывает перечень направлений (или программ), а также формы организации внеурочной деятельности План внеурочной деятельности согласуется по времени с программами внеурочной воспитывающей деятельности и позволяет выполнить их в полном объеме Имеется примерный еженедельный график выполнения плана внеурочной воспитывающей деятельности 14

15 Критерии для оценки условий, необходимых для внедрения ПООП в практику Методические рекомендации для руководителей и учителей школ детально раскрывают способ, с помощью которого на основе ПООП можно разработать обладающую уникальностью образовательную программу образовательной организации. Описание организации деятельности педколлектива по выполнению программы содержит рекомендации по созданию организационной структуры управления ПООП, функциям органов и принципам образования структурных подразделений педагогических кадров, необходимых для реализации Программы Описание финансовых условий содержит примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации ПООП и указывает на возможность их выполнения в практике Предложенная модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий для выполнения ПООП может обеспечить их создание в массовой практике за определенное графиком время Предложенная модель системы контроля за достижением запланированных результатов ПООП и состоянием необходимых условий позволяет своевременно предотвратить возможные сбои в реализации Программы и скорректировать ход ее выполнения Список используемых для разработки ПООП нормативных документов и литературных источников отражает реальное соотношение базовых и современных публикаций по вопросам содержания и методов разработки образовательных программ, имеющихся в науке. Перспективы деятельности разработчиков по совершенствованию и развитию ПООП выявляют и позволяют устранить риски, создавая условия для широкого распространения ПООП в массовой практике 15

Источник: www.myshared.ru

Оценка качества образования

Оценка качества образования

В настоящее время на территории России и Беларуси введены ограничения на проведение работ по сертификации с международной аккредитацией. Несмотря на это, Русский Регистр в рамках принятых на себя обязательств продолжает выполнять весь комплекс работ по оценке соответствия и ищет новые пути развития для решения задач, стоящих перед нашими клиентами.

Читайте также:
Как перенести в iPhone программы с itunes

Ввиду стремительно меняющихся условий вся информация, размещаемая на официальном сайте, тщательно проверяется и актуализируется только тогда, когда мы убеждены в окончательности принятых решений и верности намеченных действий.

Для получения более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в центральный офис Русского Регистра или наши региональные представительства.

Одним из ключевых направлений деятельности Русского Регистра является независимая оценка гарантий качества образования, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом международной практики.

Законодательство РФ в сфере профессионального образования определяет механизмы в области гарантий качества и независимой оценки качества образования ‒ профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций, в том числе международную аккредитацию, а также внедрение внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО).

Во исполнение федеральных требований в сфере труда и профессионального образования на базе Русского Регистра с 2015 года функционирует Агентство по оценке качества профессионального образования, осуществляющее независимые оценки качества образования (НОКО) на основании требований профессиональных стандартов, европейских стандартов и рекомендаций по гарантиям качества образования (ENQA), международных стандартов на системы менеджмента, требований российского законодательства в области гарантий и оценки качества образования.

Оглавление

  • Какие услуги Русский Регистр предлагает образовательным организациям?
  • Преимущества Агентства по оценке качества профессионального образования Русского Регистра
  • Критерии оценки
  • Какой документ выдается по результатам независимой оценки качества образования в Русском Регистре?
  • Образцы получаемых документов
  • Как образовательной организации получить услугу?

Какие услуги Русский Регистр предлагает образовательным организациям?

Образовательным организациям предлагаются следующие услуги по оценке соответствия качества образования:

  1. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ПОА) в соответствии с требованиями ст. 96 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС 3++, аккредитационного мониторинга, участия в конкурсе на распределение КЦП.
  2. Международная аккредитация образовательных программ (МА) на программном и институциональном уровнях на соответствие принципам и стандартам международных, европейских сетей гарантий качества образования (ESG ENQA) с целью реализации требований мониторинга международной деятельности университетов Министерства науки и высшего образования, стратегических программ развития университетов и позиционирования РФ на международной арене.
  3. Создание и последующая оценка ВСОКО с целью достижения аккредитационных показателей, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования № 1094 от 25.11.2021.
  4. Обучение сотрудников образовательных организаций с целью разъяснения содержания и проведения вышеперечисленных работ и оценок.
  5. Сертификация систем менеджмента на соответствие требованиям международных и национальных стандартов. В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ.
  6. Интегрированные процедуры комбинаций вышеперечисленных услуг. Получение комплексной услуги позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение работ.

Преимущества Агентства по оценке качества профессионального образования Русского Регистра

Независимость, объективность результатов проводимых работ и компетентность персонала Русского Регистра подтверждены положительной практикой многолетней деятельности, а также многочисленными национальными и зарубежными аккредитациями и признаниями:

  • включен в реестр аккредитующих организаций для целей профессионально-общественной аккредитации Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ;
  • является полноправным членом Международной сети агентств гарантий качества в высшем образовании (INQAAHE) и Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN), а также имеет (временно приостановленный в рамках санкций) аффилированный статус в Европейской ассоциации по гарантии качества в высшем образовании (ENQA);
  • включен в Реестр агентств Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQR), учрежденный APQN;
  • имеет двусторонние соглашения с рядом независимых агентств ‒ полных членов ENQA и APQN;
  • наделен полномочиями в области оценки качества образования региональными структурами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП), отраслевыми советами по профессиональным квалификациям, общественными молодежными и отраслевыми профессиональными объединениями.

Критерии оценки

Оценка качества образования в Русском Регистре предполагает проведение аккредитационной экспертизы образовательных программ в соответствии с положениями ст. 96 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС 3++, профессиональных стандартов, европейских стандартов гарантии качества образования ENQA и другими рекомендациями в сфере профессионального образования.

Читайте также:
Программа смак закрыта почему

Критерии оценки образовательных программ и организаций отражены в требованиях стандартов Агентства и предполагают оценку уровня зрелости образовательной программы. Ознакомиться с критериями подробнее можно на сайте Агентства.

Источник: rusregister.ru

Экспертиза ООП

Обязательным компонентом процесса проектирования основной образовательной программы (программ, входящих в состав основной образовательной программы) является экспертиза[29], которая на этапе разработки программы позволяет найти ответ на ключевые вопросы общего плана:

— достигнута ли цель проектирования (документ разработан и соответствует установленным требованиям)?

— обеспечит ли программа реализацию требований ФГОС?

— какова дальнейшая судьба программы (требуется ли корректировка или программа может быть рекомендована к реализации)?

Деятельность по экспертизе (оценке) программ может быть рассмотрена как установление их соответствия или несоответствия определенной норме (требованиям, эталону). Данная работа предполагает разработку и реализацию научно обоснованного критериального аппарата (критерии и показателей оценки программ), подбор и использование пакета соответствующих методик (обеспечивающих получение достоверной и полной информации по вопросу исследования), а также наличие соответствующих компетенций у лиц, привлекаемых к экспертизе основных образовательных программ.

Организуя экспертизу программ, необходимо проработать следующие вопросы:

— Что является объектом экспертизы (вся ООП или ее компоненты, например, рабочая программа по учебному предмету)?

— Каков ожидаемый эффект от экспертизы программы?

— Кто будет участвовать в экспертизе?

— Каким образом может быть осуществлена экспертиза программы?

Экспертиза программной документации может проводиться в следующих формах:

— внутренняя, осуществляемая членами педагогического коллектива или группы разработчиков, представителями родительской общественности или членами управляющего совета школы;

— внешняя, когда программа направляется в стороннюю организацию (например, институт развития образования; муниципальный экспертный совет) или конкретному специалисту (например, муниципальной методической службы) для ее оценки и подготовки экспертного заключения.

В последние годы получает распространение так называемая общественная экспертиза программ, когда образовательное учреждение представляет свою основную образовательную программу на «суд» педагогической общественности, социальных партнеров, местного сообщества. В этом плане возможно использование сайта образовательного учреждения, социальных сетей.

На уровне образовательного учреждения (внутренняя) экспертиза программы может осуществляться по следующему алгоритму:

— постановка цели и задач экспертной деятельности, разработка (определение) критериев оценки, отбор инструментов и определение формата представления результатов,

— изучение текста программы,

— выявление положений программы, определяющих цели, задачи и средства их реализации,

— оценка положений программы по заданным критериям,

— определение дальнейшей «судьбы» программы,

— подготовка экспертного заключения.

Существенное место в процедуре экспертизы занимает изучение текста программы, предполагающее поиск ответов на следующие вопросы:

— Что это за документ и каково его предназначение?

— Каковы основания его разработки?

— Какова цель реализации данной программы?

— На достижение каких результатов нацелена программа?

— Каким образом организуется деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса?

— Каким образом будет отслеживаться достижение планируемых результатов?

— Какие условия будут определять успех в достижении планируемых результатов?

Изучение текста программы позволяет познакомиться с документом и сформировать общее представление о программе. Следующим шагом является определение соответствия программы установленным требованиям.

Одним из оснований проведения экспертизы может быть выполнение общих требований к программной документации, среди которых мы выделяем:

— ясность и конструктивная целостность,

— соответствие требованиям к структуре.

Вторым основанием для экспертизы может стать комплексность программы и соответствие ее основным целям, определяемым ФГОС.

Третьим основанием проведения экспертизы является согласованность целей и средств их достижения. Важно определить, насколько выбранные средства эффективно позволяют решать поставленные задачи и достичь планируемых результатов.

По результатам экспертизы оформляется экспертная карта.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru