Экспериментальная программа это в педагогике

Что это? Педагогический эксперимент является исследовательским методом, позволяющим на основе опыта изучить эффективность новых форм и приемов. Может проводиться в искусственно созданных условиях или на фоне естественного учебного процесса.

Зачем нужен? Проведение педагогического эксперимента позволяет найти решение в различных ситуациях типа работы со слабоуспевающими учениками, инклюзивного образования и индивидуальной траектории одаренных учащихся.

Оглавление:

  1. Цели и задачи педагогического эксперимента
  2. Условия для организации и проведения педагогического эксперимента
  3. Виды педагогического эксперимента
  4. Правила выборки для педагогического эксперимента
  5. Этапы проведения педагогического эксперимента

Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Простите, что прерываем ваше чтение

Экспериментальная программа для 7 класса

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели

Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников

Возможность участия
в творческих конкурсах

Портал “Солнечный свет”

Цели и задачи педагогического эксперимента

Одним из методов, успешно применяемых в педагогической науке, является эксперимент. Различные проблемы подготовки и проведения педагогического эксперимента рассматривались такими видными отечественной учеными, как С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. И. Пискунов и др.

Особенно актуальным данный метод становится в современных условиях, когда происходит обновление системы образования. Во многих научных работах по теории и методике обучения и воспитания именно педагогический эксперимент выступает в качестве ведущего исследовательского метода.

Цели и задачи педагогического эксперимента

Целесообразность использования эксперимента в педагогике вызвана рядом факторов:

Обычно целью педагогического эксперимента является апробация и оценка эффективности предлагаемых к применению образовательных методик и технологий.

Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада

Экспериментальная психология

pdf

Как педагогу получить первую категорию в 2023 году

pdf

Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

Задачи эксперимента определяются характером исследования, но в общем виде педагогический эксперимент проводится, чтобы:

  • установить закономерные связи между воздействием на участников эксперимента и получаемыми результатами;
  • выявить зависимость между условиями протекания эксперимента и эффективностью процесса обучения;
  • сравнить продуктивность различных вариантов педагогического воздействия с возможностью выбора оптимального по какому-либо критерию (скорость освоения программы, прочность знания обучающихся и т.д.);
  • выразить обнаруженные причинные закономерные связи в количественной форме.

Педагогический эксперимент всегда нацелен на решение некоей проблемы, и он включает в себя действия по комплексному ее рассмотрению – от выявления и оценки характера проблемных явлений до выработки предложений по их устранению. При этом эксперимент должен основываться на достижениях современной педагогической науки и учитывать как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на процесс обучения.

Условия для организации и проведения педагогического эксперимента

Организация педагогического эксперимента предполагает наличие как минимум двух участников образовательного процесса – преподавателей и учащихся. Однако сам эксперимент не обязательно проводится педагогом – в роли организатора могут выступать вышестоящие ведомства, научные институты и т.п. Перед реализацией эксперимента необходима проработка детального плана его проведения.

Условия для организации и проведения педагогического эксперимента

Как правило, педагогический эксперимент проводится в учебном заведении или сразу в нескольких, если исследование масштабное.

План включает в себя постановку цели и задач, анализ исходных условий, описание последовательности проведения эксперимента, выбор отслеживаемых показателей и определение критериев оценки эффективности эксперимента.

С целью и задачами неразрывно связана гипотеза, которая формулируется до начала эксперимента. Гипотезу образуют предположения, имеющие теоретическое обоснование, но нуждающиеся в практической проверке. Гипотеза должна соответствовать ряду условий – давать логичное объяснение наблюдаемым явлениям, не противоречить имеющимся фактам и доказанным теориям, обладать возможностью проверки и быть применимой к решению поставленной проблемы.

Как правило, гипотеза демонстрирует новизну исследовательского подхода, и ее подтверждение позволяет приобрести новые научные знания.

Основные категории педагогики: виды и особенности

Педагогический эксперимент предполагает получение доказательств истинности или ложности выдвигаемой гипотезы. В отличие от опытов, которые применяются в естественных науках, социальный эксперимент, разновидностью которого является педагогический, во многом зависит от субъективного фактора – поведения людей.

Поэтому 100-процентное повторение результатов педагогического эксперимента чаще всего является невозможным – данные по другой экспериментальной группе будут отличаться, пусть и на незначительные величины. Это обосновывает необходимость тщательной фиксации хода и итогов эксперимента, а также постоянного контроля над его проведением.

В плане педагогического эксперимента обязательно указываются ключевые показатели: сроки его проведения, группа – объект исследования, используемые инструменты и технологии, качественные и количественные критерии оценки полученных результатов.

По итогам эксперимента делаются выводы, в которых отражается эффективность методик, подвергшихся проверке, и, соответственно, если гипотеза подтверждается, то она рекомендуются для дальнейшего изучения или широкого внедрения.

Для чистоты эксперимента требуется, чтобы исследователь вел себя объективно и беспристрастно, не пытаясь как-либо повлиять на результаты в нужную ему сторону.

Виды педагогического эксперимента

Для классификации педагогических экспериментов применяются разные основания:

Форма проведения

Эксперимент может быть естественным или лабораторным (искусственным).

В первом случае исследование базируется на организации наблюдения, и каких-либо новшеств в привычный порядок вещей не привносится. Как правило, здесь ставится цель провести диагностику, выявить имеющиеся проблемы, собрать необходимую информацию. Естественный педагогический эксперимент может стать первой частью исследования, дальнейший ход которого будет зависеть от полученных данных.

Виды педагогического эксперимента

Искусственный же педагогический эксперимент характеризуется изменением условий обучения применительно к выбранному объекту. Здесь в экспериментальной группе меняются какие-либо параметры: скажем, повышается интенсивность нагрузки, вводятся иные педагогические приемы и технологии, добавляются средства стимулирования учащихся и т.п.

Тем самым организаторы эксперимента модифицируют образовательный процесс, чтобы в итоге оценить действенность подобного вмешательства.

Цель исследования

В зависимости от цели выделяются констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Первый проводится для изучения, «измерения» конкретной проблемы, и он главным образом нацелен на сбор первичной информации об объекте исследования. Для работы с учениками исследователи прибегают к анкетированию, тестированию, беседе, интервью, а также используется наблюдение. Собранные (констатированные) факты далее подвергаются переработке, и на их основе формулируются гипотезы.

Цель исследования

Формирующий педагогический эксперимент, как видно уже из его названия, призван сформировать некие новые качества – например, знания и умения учащихся. В данном случае роль исследователя носит более активный характер, и из стороннего наблюдателя он превращается в инициатора преобразований в образовательном процессе.

При этом в динамике оцениваются изменения, затрагивающие объект исследования, и при необходимости в ход эксперимента вносятся коррективы. Организаторы эксперимента отслеживают, как идет формирование заданных свойств, проверяя имеющиеся гипотезы.

Кейс-метод: суть и правила использования

Продолжительность проведения

Эксперименты, требующие для своего проведения значительного периода времени (четверть или даже учебный год), относятся к длительным.

Меньшие по продолжительности эксперименты называются краткосрочными – в этом случае исследование занимает не более нескольких занятий. За это время можно провести тестирование, контрольный срез, осуществить устную проверку знаний.

Степень достоверности и воспроизводимости – здесь используется понятие «уровень», указывающий на масштабность и глубину проводимого исследования:

  • I уровень – опытная работа;
  • II уровень – опытно-экспериментальная деятельность;
  • III уровень – экспериментально-поисковая деятельность;
  • IV уровень – исследовательская деятельность.
Читайте также:
Программа чтобы перекинуть данные с телефона на телефон Андроид

Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе

pdf

Как учителю работать со сложными детьми

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

В современный период методологическая база педагогического экспериментирования расширяется, и появляются новые приемы и методики. Так, существует многофакторный эксперимент, когда исследователь имеет дело со сложной системой, развитие которой определяется влиянием множества факторов.

В отличие от более простых случаев, где эксперимент затрагивает лишь один параметр, и его влияние проще отследить, многофакторный эксперимент требует применения математических моделей – к примеру, методов статистики.

Проводя подобный эксперимент, организаторы меняют параметры факторов, используя различные их комбинации. В идеале это позволяет оценить силу воздействия всех учитываемых факторов и обнаружить их взаимовлияние.

Учебная нагрузка учителя: как рассчитать и что учитывать

Конечно, такие эксперименты более сложны – как в отношении их организации, так и по части обработки полученных результатов, однако они обладают большим потенциалом. Многофакторный эксперимент с использованием системного анализа дает возможность изучать педагогические системы целиком и выходить на масштабные проблемы педагогики.

Правила выборки для педагогического эксперимента

К правилам выборки для таких экспериментов применима теорема Гливенко-Кантелли, являющаяся фундаментом математической статистики: увеличение объема выборки эмпирической функции распределения приводит к снижению свойств случайности и приближению к теоретическому аналогу. Другими словами, чем объемнее выборка, тем достовернее окажется результат.

Правила выборки для педагогического эксперимента

Понятно, что однозначно истинными будут данные, учитывающие всех объектов в составе изучаемой системы, – это называется генеральной совокупностью. Однако исследования с подобным охватом очень затратны, поэтому чаще всего эксперименты проводятся с участием случайно отобранных представителей генеральной совокупности. Правда, при этом неизбежно встает вопрос, насколько достаточен объем выборки для выводов общего характера.

Источник: solncesvet.ru

«Педагогический эксперимент»
статья на тему

Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».

Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин).

Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый).

Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер).

Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право, на наш взгляд, на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.

2.Виды педагогического эксперимента

В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:

1)констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;

2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.

Естественный проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер. Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания.

В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент . В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.

Примером лабораторного эксперимента, который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучение одного или небольшой группы учащихся в соответствии со специально разработанной методикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливее прослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений, применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры.

Однако, надо знать исследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальность тем, что он осуществляется в «чистых» условиях. Именно искусственность экспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывод один: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненные закономерности (зависимости, взаимосвязи) должны быть апробированы во внелабораторных условиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять. Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или других методов исследования.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике.

Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.

Исследователю очень важно уметь отслеживать процесс экспериментальной работы. Это может быть: проведение констатирующих (исходных), уточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы; проведение итоговых срезов; анализ положительных, а также отрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента.

По содержанию результатов педагогического эксперимента могут быть: 1.разработка концепций обучения, воспитания, образования;

2. определение закономерностей учебно-воспитательного процесса;

3. учет условий формирования и развития личности;

4. выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; 5.постановка новых педагогических проблем;

6.подтверждение или опровержение гипотез;

7. разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков); 8.анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.

Результаты педагогического эксперимента имеют общую структуру. Она состоит из трех взаимодополняющих компонентов: объективного, преобразующего и конкретизирующего.

1.Объективный компонент раскрывает на разных уровнях результат, полученный в ходе исследования. Это описание может осуществляться на общенаучном или общепедагогическом уровнях и быть представлено различными типами знаний (гипотеза, классификация, концепция, методика, парадигма, направление, рекомендация, условия и т.д.).

2.Преобразующий компонент – раскрывает изменения, происходящие с объективным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить в нём.

При определении результатов преобразующего эксперимента надо иметь в виду, например:

  1. разработал ли исследователь новый метод обучения или воспитания;
  2. определил ли условия повышения эффективности процесса обучения;
  3. выявил ли теоретические или методические принципы;
  4. предложил ли модель процесса развития;
  5. проверил ли эффективность функционирования модели воспитательной деятельности классного руководителя и т.д.
Читайте также:
Создано в пробной версии программы видеомонтаж как убрать

3.Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов:

  • конкретизация места и времени, в границах которых ведется исследование;
  • указание необходимых условий для обучения, воспитания и развития учащегося;
  • перечень использованных в обучении методов, принципов, способов контроля, полученных данных;
  • уточнение подходов решения той или иной педагогической задачи.

Надо знать, что все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое.

Существенно то, что представление результата исследования в виде трех структурообразующих взаимосвязанных компонентов дает, возможность:

во-первых, подойти к описанию итогов научных работ с единых методологических позиций, выявить ряд отношений, которые обычным способом трудно обнаружить;

во-вторых, сформулировать и уточнить требования к описанию отдельных результатов. Например, если целью исследования становится организация какого-либо процесса (обучения, воспитания), то в задачи исследования непременно должны входить все его составляющие.

Для процесса воспитания, обучения такими составляющими будут следующие: указание конечных и промежуточных целей, на достижение которых направлен процесс; характеристика содержания, методов и форм, необходимых для реализации процесса; определение условий, в которых протекает процесс и т.д. Если какой-либо из составляющих элементов пропущен, слабо отражён в задачах, то процесс (обучения, воспитания) не может быть раскрыт и содержательно описан. Следовательно, все эти элементы должны быть отражены в результатах исследования. В противном случае поставленная цель не будет достигнута.

3.Задачи педагогического эксперимента

педагогический эксперимент решает ряд задач:

· установления неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач;

· сравнения продуктивности двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбора из них оптимального по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;

· обнаружения причинно-следственных, закономерных связей между явлениями, представления их в качественной и количественной формах;

Среди наиболее важных условий эффективности проведения педагогического эксперимента можно выделить:

· предварительный, тщательный теоретический анализ исследуемого явления, его истории, изучение массовой педагогической практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

· конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;

· четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и прочее;

· корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения;

· умение организовать в ходе эксперимента непрерывную циркуляцию информации между исследователем и объектом экспериментирования, что предупреждает прожектерство и односторонность практических рекомендаций, затруднения в использовании выводов. Исследователь получает возможность не ограничиваться лишь сообщением о средствах и методах, результатах их применения, а вскрыть возможные затруднения в ходе психолого-педагогических воздействий, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику исследуемых явлений;

· доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.

4.Этапы проведения эксперимента

Проведение педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.

Первый этап – подготовительный . Он включает в себя решение следующих задач: формулирование гипотезы, то есть того положения, выводы о правильности которого следует проверить, выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

Второй этап – непосредственное проведение эксперимента . Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику. Здесь создается экспериментальная ситуация, суть которой заключается в таких внутренних и внешних условий эксперимента, когда изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, «без примеси» воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

На данном этапе исследователем последовательно решаются следующие задачи: изучение начального состояния условий, в которой проводится эксперимент; оценка состояния самих участников педагогических воздействий; формулирование критериев эффективности предложенной системы мер; инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один человек); осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.); фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер; указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента; оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

Завершающий этап – подведение итогов эксперимента : описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.); характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.); описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.); данные о затратах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Аттаханов. – М., 2006.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. – Тюмень, 2001.

3. Введение в научное исследование в педагогике. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов. – М., 2008.

4.Словарь-справочник по педагогике. Под общей редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004.

Источник: nsportal.ru

Экспериментальная программа это в педагогике

Разработаны методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования. Обоснована организация опытно-экспериментальной работы на основе системного и технологического подходов. Определены принципы организации опытно-экспериментальной работы: интеграции, сепарабельности, сетевого взаимодействия, индикативности, прозрачности. Выявлены функции опытно-экспериментальной работы. Описана программа опытно-экспериментальной работы.

профессиональное образование
принципы организации опытно-экспериментальной работы
функции опытно-экспериментальной работы
виды опытно-экспериментальной работы
программа опытно-экспериментальной работы
опытно-экспериментальная площадка

1. Добреньков В.И., Кравчено А.И. Методы социологического исследования: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.

2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–2. – С. 132.

3. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Казанский государственный педагогический университет. – Казань, 2004.

4. Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2010. – № 1 (2). – С. 65–69.

5. Пугачева Н.Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: дис. . д-ра пед. наук / Казанский государственный педагогический университет. – Казань, 2003.

6. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–2. – С. 133.

В настоящее время существенно возросла роль методологии, как учения о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, в определении основ опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования. Опытно-экспериментальная работа в педагогике профессионального образования имеет свою структуру, предполагает наличие цели, гипотезы, задач, оценочных (психологических, педагогических) методов, наличие экспериментальных и контрольных групп и т.д.

Читайте также:
Как сделать чтобы при запуске не открывались программы

Конечно, есть исследования, связанные с изучением истории педагогической мысли и они не нуждаются в эксперименте. Если же исследование связано с изменениями в процессе обучения и воспитания, то эксперимент обязателен. Его позитивные результаты будут говорить о том, что передовое новшество изменит традиционную практику профессиональной подготовки.

Ярким примером длительного педагогического эксперимента можно назвать деятельность Макаренко, Сухомлинского, Шацкого. Эти ученые своими инновациями меняли практику и представления о педагогических процессах. Цель статьи – разработать методологические основы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: обосновать организацию опытно-экспериментальной работы на основе системного и технологического подходов; определить принципы организации опытно-экспериментальной работы; выявить функции опытно-экспериментальной работы; представить виды опытно-экспериментальной работы; описать программу опытно-экспериментальной работы. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия.

Результаты исследования и их обсуждение

Позиционирование педагогики профессионального образования как составляющей экономических процессов обусловило и развитие методологии опытно-экспериментальной работы. В педагогике профессионального образования четко обозначились тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу педагогических процессов.

Увеличивающийся в настоящее время поток информации делает интеграцию знаний объективной необходимостью. Развитие фундаментальных и прикладных исследований профессионального образования на интегративной основе, в соответствии с определенными этапами жизнедеятельности общества, не только придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность, но и позволяет наглядно выявить новые, недостаточно изученные проблемы, отражающие противоречивую динамику развития образования в современном мире.

Усложнилась и структура педагогики профессионального образования, в которой можно выделить следующие компоненты: генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования; педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении и его проектирование; технологии профессионального и производственного обучения; теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении; управление профессиональным образованием; педагогику среднего профессионального образования, высшей школы, послевузовского профессионального образования, производственную педагогику, педагогику корпоративного образования. В этой ситуации важно не потерять предмет исследования, который обуславливает постановку цели, выбор задач и методов опытно-экспериментальной работы. Претерпел и предмет педагогики профессионального образования. Предметом педагогики профессионального образования стал процесс профессионального становления личности обучаемого, направленный на формирование профессиональной компетенции, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.

Опытно-экспериментальная работа – это форма взаимодействия научных коллективов с профессиональной школой с целью внедрения и апробации результатов исследования. Исследование – это процесс создания новых научных знаний, расширение познания мира, один из видов человеческой деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью полученных результатов. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерностей. Специфика опытно-экспериментальной работы состоит в том, что это не просто внедрение и апробация результатов исследования, а система логически последо¬вательных методологических, методических и организационно-технических процедур, обуславливающих востребованность педагогики профессионального образования.

Теоретическим основанием опытно-экспериментальной работы выступают системный и технологический подходы. Системный подход обуславливает определение структурообразующих компонентов системы, а также выявление и оценку устойчивых взаимосвязей между этими компонентами. При системном подходе исследователь изучает в структуре системы взаимоотношения между структурообразующими компонентами, выявляет тенденции и закономерности развития. Технологический подход на основе заданных исходных установок (социального заказа, образовательных ориентиров, задач фундаментального исследования) обуславливает структуру опытно-экспериментальной работы: предмет, цель, задачи, этапы, методы. Системный и технологический подходы обуславливают организацию опытно-экспериментальной работы на основе следующих принципов: интеграции (предполагает установление регулярных, устойчивых субъект-субъектных отношений между участниками опытно-экспериментальной работы, основанных на научном анализе новейших достижений педагогической теории и практики), сепарабельности (обеспечивает их равноправное сотрудничество и баланс интересов, эмерджентность целей и неаддитивность интересов участников опытно-экспериментальной работы в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области профессионального образования), сетевого взаимодействия (направлен на создание моделей апробации результатов исследований по структурному и содержательному обновлению системы профобразования по различным логическим основаниям), индикативности (обуславливает создание методологии определения эффективности опытно-экспериментальной работы, мониторинга ее результатов), прозрачности (регулирует порядок проведения опытно-экспериментальной работы и обеспечивает адресность действий ее участников по апробации результатов исследований) [2].

Как форма взаимодействия научных коллективов с профессиональной школой опытно-экспериментальная работа выполняет следующие организационно-административную (нормативно-правовое, финансово-экономическое и организационное обеспечение), координационную (выбор методов и методик опытно-экспериментальной работы), диагностическую (разработка контрольно-измерительных материалов), коррекционную (совершенствование научно-методических и учебных материалов по внедрению полученных результатов), форсайтную (долгосрочные прогностические исследования).

В педагогике профессионального образования имеют место разные виды опытно-экспериментальной работы, исходя из объема анализа проблемы (описательная, аналитическая, диагностическая, моделирующая); объема охвата субъектов исследования (сплошная или выборочная); сравнительного анализа (лонгитюдная, когортная, панельная, мониторинг); места проведения (полевая (естественная) или лабораторная).

Программа опытно-экспериментальной работы включает:

– предмет, который определяется на основе результатов исследования, и тему, формулировка которой определяется предметом исследования;

– цель и гипотезу, диалектично взаимосвязанных с темой и предметом, отражающих суть опытно-экспериментальной работы, обуславливающих выбор экспериментальных и контрольных объектов, а также критериев оценки ожидаемых результатов и участников;

– задачи (изучить, определить, разработать, выявить, выяснить, классифицировать, создать, раскрыть, обосновать, охарактеризовать) конкретизирующих цель и обеспечивающих ее успешное решение;

– формы внедрения полученных результатов в практику (научно-методические рекомендации, учебное пособие, учебно-методические рекомендации, статьи и т.п.);

– теоретические, эмпирические, непараметрические и математические методы, с помощью которых устанавливается взаимосвязь между предметом, темой, целью, гипотезой, задачами, и конкретизированные в методиках;

– календарный план, представляющий собой перечень мероприятий по реализации поставленных задач с указанием сроков, ответственных исполнителей, объемов необходимого материально-технического, организационного и научно-методического обеспечения, и определяющий ее начало и завершение опытно-экспериментальной работы;

– этапы, определяющие последовательность решения задач в пределах установленных сроков: организационный (определение предмета, заключение договора с опытно-экспериментальной площадкой, составление программы, составление паспорта опытно-экспериментальной площадки и резюме участников команды исполнителей (пол, возраст, стаж педагогической работы и стаж работы в учреждении, выступающем опытно-экспериментальной площадкой; категория; наличие публикаций, методических разработок, подтверждающих их готовность осуществлять экспериментальную деятельность по выбранной теме; определение полномочий), создание условий (материально-технических, кадровых, научно-методических, организационных), проведение пробного (пилотажного) исследования с целью уточнения предмета, цели, гипотезы, задач, методов, методик, программы; созидательно-преобразующий (составляется календарный план, разрабатываются методики, реализуется программа, отслеживаются текущие результаты); обобщающий, ориентированный на контрольные срезы и обработку данных, соотношение результатов с целью, гипотезой и задачами, подготовку экспертного заключения, выбор форм внедрения полученных результатов в практику, проведение опытно-экспериментальной площадкой самоаудита);

– экспертное заключение, представляющее собой развернутую рецензию, включающую характеристику положительных результатов; обоснование замечаний; предложения по оптимизации результатов [5].

В совокупность теоретических методов опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования входят:

– логические методы, представляющие собой вариативные умозаключения (абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, обобщение, конкретизация, систематизация, формализация);

– форсайт-метод, позволяющий на основе экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития профессионального образования в регионе для наиболее полного комплексного видения будущего и согласования путей его достижения [4];

– интегративно-контекстные методы, объединяющие исторический, логический, аксиоматический методы, контент-анализ;

– изучение и использование передового педагогического опыта, посредством открытых занятий, конференций, педагогических чтений, педагогических выставок, дискуссий, семинаров, исходя из следующих критериев: соответствие тенденциям развития профессионального образования и требованиям инновационной экономики; устойчивые положительные результаты по опережающей подготовке будущих специалистов и качеству профессионального образования при наименьших затратах; взаимодействие общенаучных, психолого-педагогических, профессиональных знаний и методики решения педагогической задачи [6];

– Action research (AR), включающий, как научное познание, так и активное вмешательство в объект изучения [1, с. 607–620]. Ассоциация Action Learning, Action Research https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8422″ target=»_blank»]expeducation.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru