Типовая (примерная) программа – утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная (или адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
— По уровню усвоения
Общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные прежде всего на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предлагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программы этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности.
Практика разработки (проектирования и конструирования) дополнительной общеразвивающей программы
-По целям обучения:
Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Познавательные. Дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые.
Программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею.
Программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций.
Профессионально-прикладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья.
Программы, развивающие художественную одаренность, направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности.
— По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются на:
Комплексные – программы, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое.
Интегрированные — объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства.
Модульные – это программы, по способу организации своего содержания составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.
В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.
Выделяют четыре таких модели:
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Способы получения дополнительного образования, варианты обучения
Дополнительное образование в первую очередь направлено на повышение уровня профессионализма.
Благодаря этому специалист получает новый опыт и может быть приглашен на престижную должность, с более высоким уровнем дохода. Различные формы и виды дополнительного образования адаптированы как для взрослых, так и для детей.
Их польза неоспорима, ребенок в таком случае становится более общительным и уверенным в себе, получает знания в новых областях.
Общие сведения
Теоритическая сторона ДПО
Дополнительное обучение подразумевает повышение квалификации после получения диплома в данной сфере. В первую очередь оно направлено на людей, владеющих базовыми знаниями или имеющих профильное образование.
Дополнительное образование – это организованный и устойчивый процесс, в котором передаются приобретённые навыки ученику, в дальнейшем, способному их применить на практике. В этом случае он определяет способы реализации новых знаний для профессионального роста.
Такой процесс хорошо подстраивается под систему образования. Он адаптирован под нужды аудитории, в нем определяются легкость формы, и виды подачи учебного материла. В ДПО можно совмещать мотивационные уроки и результативные методы личностного роста.
Разновидности ДПО
К основным видам дополнительного образования можно отнести:
- профессиональную квалификационную подготовку, подразумевающую получение диплома государственного образца;
- краткосрочная переподготовка с дальнейшей выдачей удостоверения по имеющимся программам, вычитанным за 72-100 академических часов, или свидетельство за прослушивание 100-500 часов учебного материала;
- оставшаяся категория состоит из семинаров, курсов, тренингов, с дальнейшим получением сертификатов об окончании обучения.
Все образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.
Важно! В некоторых случаях к дополнительному образованию относят процесс стажировки, но на самом деле она просто входит в число процессов первых двух видов.
Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков. К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда.
Профессиональный уровень может быть повышен, если в будущем планируется смена должности, но основной круг обязанностей не сильно меняется. Это подходит людям, которых не устраивают условия на нынешнем предприятии. Курсы, семинары, тренинги способствуют возобновлению уже полученных знаний в усовершенствованной трактовке.
Любые учреждения, предлагающие дополнительное образование, независимо от разновидности, максимально адаптируют его под потребности человека. Обучающий процесс может проходить без отрыва от работы, и материалы подаются онлайн или отдельно от рабочего графика, но с возможностью совмещения.
Кто обязан направлять на дополнительное образование?
Человек направляется на ДПО работодателем, и в этом случае весь процесс оплачивается им же. Инициатором может выступить и работник, но в таком случае, зачастую, финансовые расходы ложатся на его плечи. Есть исключения для отдельной категории людей, для которых могут предоставляться льготы, к примеру, это касается военнослужащих.
Важно! Практически все специалисты единогласно советуют повышать свой уровень знаний путем самообразования, чтением профильной литературы, посещать курсы и лекции.
Отличия между ДПО и вторым высшим образованием
Многие сотрудники организаций могут интересоваться разницей между двумя известными формами обучения: ДПО и второе высшее.
Между ними есть очень существенные отличия, но нет однозначного ответа о том, что лучше:
- Время обучения. Второе высшее образование требует больше времени, чем дополнительное. Второй вариант вполне можно освоить за 100-170 академических часов, в зависимости от его вида и цели.
- Стоимость. Цена ДПО значительно ниже и здесь есть возможность дистанционного получения информации, по типу заочного формата.
- Практически основы. Дополнительному образованию присуща конкретика, в таком случае все предметы подаются в соответствии с профессией, без лишних материалов. Система дополнительного образования даже в таком случае обеспечивает дипломом, поэтому это не считается недостатком.
- Интенсивность. Такие формы ДПО, как тренинг или семинар вовлекают студентов в учебный процесс для получения практического опыта. Участвуя в процессе, учебная группа сталкивается с ситуациями, в которых они своевременно могут получить консультацию, и применить решение в будущем
Подробности
Определение видов обучения
Дополнительное образование в виде курсов – это достаточно интенсивный формат. Для людей, которые стремятся получить практические знания, подойдут семинары и тренинги. Здесь большой упор делается на выдачу практической части курса.
Важно! Тренинги и семинары построены так, что обучающий процесс – это анализ действий и ситуаций. Обязательно предусмотрена обратная связь для слушателей, на примере других людей здесь всегда можно подчерпнуть что-нибудь для себя.
Мастер-классы обычно ведут эксперты в своей области. Их методики подачи материала позволяют слушателям участвовать в искусственно созданных ситуациях для получения опыта в их решении.
- Типовая программа — утверждается Министерством образования РФ и рекомендована Управлением ДО по направлению всех сфер деятельности.
- Адаптированная программа учитывает особенности формирования детских групп. В этом случае важна организация режима, подачи материала, индивидуальный подход к воспитанию.
- Экспериментальная программа для образования детей подразумевает внутренние изменения в системе, в организационно-педагогических основах и методах обучения.
- Авторская программа пишется педагогом квалификация которого подтверждает такую возможность. Методики в данном случае отличаются от стандартных своей актуальность в соответствии со временем.
Для авторских программ характерны две цели:
- удовлетворение меняющихся детских потребностей;
- максимальное развитие творческого потенциала;
- ознакомление с культурными ценностями.
Важно! Детское дополнительное образование, в зависимости от модели, включает в себя несколько обязательных дисциплин для развития.
Формы детских занятий
Существуют разные формы и направленности занятий в дополнительном детском образовании:
Кружок – это одна распространенных форм образования. Он может развивать творчески способности или подкреплять предметные знания. В кружках дети распределяются согласно интересам и уровню знаний. Это дает возможность преподавателю применить творческий подход в учебном процессе. Занятия формируются согласно подготовленному плану, но с корректировкой в реальном времени.
Ансамбль является творческим коллективом, который нацелен на музыкально-танцевальные постановки. Такие занятия развивают личность ребенка через эстетическое восприятие.
Театр – это творческая группа, цель которой создание художественного спектакля на сцене для развития творческих способностей. На таких занятиях проводятся уроки по театральному искусству, художественной практике, сценической речи.
В студии объединены люди с общими интересами, с одинаковыми задачами и деятельностью. Здесь также в приоритете развитие талантов в сфере или получение углубленных знаний, в каком либо предмете.
Факультатив – это распространенная форма занятий в дополнительном образовании. Он характеризуется как второстепенный процесс обучения. Факультатив нацелен на удовлетворение детских интересов.
Может практиковаться исследовательская деятельность, развитие творческих способностей, изучение иностранного языка, развитие мыслительной деятельности и подготовку к олимпиадам. Они могут организовываться в школе. Любое бюджетное учреждение может проводить факультативы в одном из профилей.
Важно! Факультативы не нацелены на повторение школьного материала. На таких занятиях ученикам преподается информация с углублением в конкретном предмете. Преподаватель имеет право проверять, как и дополнительный, так и основной материал, но, не выставляя при этом оценки.
Репетиторство – это форма обучения, которая отличается от общеобразовательной программы, здесь акцент на полностью индивидуальный подход. Такие занятия зачастую платные, и проходят согласно заранее установленному графику. На занятиях потеряется уже пройденный материал в школе и закрепляется путем практических заданий. Репетиторство всегда в приоритете при наличии проблем с конкретным предметом.
Деятельность центров творчества нацелена также на всестороннее развитие детей. Такое дополнительное обучение помогает освоить спортивные дисциплины, творческое искусство. На занятиях могут быть дети с 1,5 лет. Для самых маленьких применяются известные методики по развития мозговой деятельности. Для старшеклассников доступны профильные подготовки к экзаменам.
Сегодня практически каждый обучается дополнительно в разных формах. С новыми технологиями это возможно уже на более высоких уровнях. Знания передаются дистанционно, на онлайн уроках. Для многих это прекрасная возможность учится без отрыва от основной деятельности. Дополнительное образование расширяет кругозор и дает знания, адаптированные под текущее время.
Источник: onlineserviceip.ru
Родительский портал
Ваш аккаунт и все связанные данные в нашем сервисе будут удалены безвозвратно, восстановить их будет нельзя, вы уверены?
Классификация дополнительных образовательных программ
20 янв. 2018 г., 6:57:19
Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей.
Классификация программ проводится по различным основаниям. По наиболее распространённой в дополнительном образовании детей классификации *(Одним из первых официальных изданий, предложивших данную классификацию, было Приложение к журналу «Внешкольник», выходившее под названием «Библиотека педагога-практика». Брошюра называлась: Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей. – М., 1999. – С.40-41.) образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.
Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий её соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.
Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но изменённая с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчётные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведёт неудовлетворённость практической ситуацией.
Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и её разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации — в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.
Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам.
Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдаётся сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.
Эта классификация встречается практически в любом учебно-методическом пособии по дополнительному образованию детей.* (Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М., 2000. – С. 119.) Критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творческого участия педагога в процессе разработки программы — от простого воспроизведения педагогом её типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образованием, до продукта, полностью созданного автором в соответствии с его замыслом и претендующего на оригинальность и новизну.
В соответствии с классификацией образовательных программ дополнительного образования детей по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.
Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся:
1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а так же дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик. Пример – комплексная программа студии раннего развития дошкольников «Сорока» Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г.Челябинска, включающая: художественное творчество (лепка), хореографию и ритмику, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, коррекционно-логические задания «Родная речь», развитие элементарных математических представлений, английский для дошкольников.
2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии «Карусель» Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актёрского мастерства – основному профилю обучения в студии, но и оп музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.
3. Программа творческих групп педагогов, объединённых одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержании, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям. Например, комплексная коррекционно-развивающая программа «Букет настроений», реализуемая в Доме детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга, рассчитана на младших школьников, испытывающих трудности адаптации к школьной жизни. В течение всего учебного года учитель регулярно приводит свой класс в Дом творчества, где дети под попечительством педагогов дополнительного образования включаются в интересную для них досуговую деятельность – театральную, игровую, изобразительную. Создаётся такая среда общения, которая оказывает благотворное воздействие на психику ребёнка: снимает напряжение, нейтрализует агрессивные устремления, развивает эмпатию, формируем коммуникативные навыки, помогает усваивать общепринятые нормы поведения, содействует формированию в классе благоприятного психологического климата.
Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
К таким программам относятся дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами. Например, в Детской художественной школе «Трёхозёрье» при школе № 1048 г.Москвы образовательный процесс осуществляется по программе «Эстетическая экология».
Происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, её экологических особенностей, истории края. Другой пример – курс «Я и мир» во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска. Эта программа берёт на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостность взгляда на природу, общество, место человека в них.
Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо вести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача такой программы – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д. Примерами могут служить программа «Здоровье», назначение которой – в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через школьные учебные предметы и внеурочную деятельность, а так же программа «Одарённый ребёнок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.
Приведённые классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.
Источник: 2children.ru