Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента
Экспериментальное обучение — один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения:
- 1) индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку;
- 2) коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. XX в.
Индивидуальный эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и целенаправленно формировать их, достигая определенного уровня и качества. Благодаря этому можно экспериментально изучать генезис восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических процессов посредством учебного процесса. Теория психических способностей как прижизненно складывающихся функциональных систем мозга (А. Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) и ряд других теорий, созданных в отечественной психологии, опирались на данные, полученные в основном с помощью обучающих экспериментов.
Что такое экспериментальная философия?
Коллективное экспериментальное обучение проводится в масштабе целых групп детского сада, классов школы, студенческих групп и т. п. Организация таких исследований связана прежде всего с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении влияния обучения на психическое развитие человека, в частности, в изучении возрастных возможностей развития психики человека при разных условиях его деятельности (исследования Л. В. Занкова, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, Б. И. Хачапуридзе, Д. Б. Эльконина и др.). Раньше эти проблемы разрабатывались на массовом материале применительно к системе условий, стихийно складывающихся и доминирующих в данных конкретно-исторических обстоятельствах. Получаемые при этом сведения об особенностях психического развития человека нередко абсолютизировались, а источники развития этого процесса порой усматривались лишь в более или менее постоянной психологической природе самого индивида. Основная задача экспериментального обучения состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т. п. Благодаря этому можно исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психическому развитию в том или ином возрасте. В процессе экспериментального обучения можно сформировать, например, такой уровень интеллектуальной деятельности ребенка, который нельзя наблюдать у него при обычной системе преподавания.
Проведение экспериментального обучения в коллективах (группах, классах или их комплексах) обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий, а также дает разнообразный массовый материал для дальнейшей статистической обработки. Собственно экспериментальное обучение должно удовлетворять некоторым специфическим требованиям, вытекающим из необходимости соблюдать основные жизненные интересы испытуемых. Эти исследования не должны вредить духовному и нравственному здоровью участвующих в них людей. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия для учебной деятельности.
Экспериментальная психология
Методика экспериментального обучения имеет следующие основные черты:
В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное экспериментальное обучение все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека.
Достоинства формирующего эксперимента:
- • ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе;
- • теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса;
- • длительность исследования, гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных, и др.
Среди основных результатов применения формирующего эксперимента в педагогической психологии можно назвать следующие.
- 1. Были установлены закономерности развития у дошкольников познавательных способностей (исследования П. Я. Гальперина, Л. Ф. Обуховой, Г. И. Минской, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца и др.).
- 2. Установлены особенности и условия перехода от дошкольного периода к школьному обучению (исследования Е. Е. Шулешко и др.).
- 3. Доказана возможность и целесообразность формирования у младших школьников основ научно-теоретического мышления и определяющее значение в этом содержания и методов обучения (исследования В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др.) [Давыдов В. В., 2004] и др.
Источник: studme.org
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель хорошей программы – дать возможность с максимально возможной степенью уверенности определить результаты воздействия одной переменной на другую. Программы исследования позволяют сделать это, давая возможность в некоторой степени контролировать условия, в которых взаимодействуют переменные. Такой контроль – ключевое понятие для программы.
Если после добавления в рацион животных новых кормов какие-то животные на ферме заболевают, фермер не может быть уверен, что причиной болезни являются именно новые корма, так как в то же самое время животные могли пострадать от многих других факторов (например, инсектицидов в питьевой воде). С другой стороны, если в медицинской исследовательской лаборатории обнаруживается, что после введения в рацион новых кормов заболевает необычно большой процент наблюдаемых животных, исследователь скорее может быть уверен, что причина [c.128]болезни – новые корма, поскольку в этой ситуации имеется возможность контролировать условия содержания исследуемых животных и гарантировать, что в процессе наблюдения они не подвергаются воздействию никаких других новых факторов. Обстановка, в которой работает исследователь, в отличие от условий фермы дает возможность частичного контроля.
Программы исследования можно классифицировать по степени контроля, который они обеспечивают. Основное различие, интересное для политолога, – это различие между экспериментальными и квазиэкспериментальными программами.
Эксперимент – классический способ научного доказательства. Он основан на предположении, что изменения в значении одной переменной вызывают изменения в значении другой переменной (например, изменения температуры вызывают изменения вязкости масла). Эксперимент позволяет нам проверить это предположение, подвергнув объекты, обнаруживающие зависимую переменную, воздействию независимой переменной в условиях, дающих нам определенную уверенность в том, что любое наблюдаемое изменение зависимой переменной является результатом изменений независимой переменной.
Для элементарной экспериментальной программы исследования требуется экспериментальная группа, состоящая из лиц, которые будут подвергнуты воздействию независимой переменной, или стимула, и контрольная группа лиц, которые сходны с экспериментальной группой во всех существенных аспектах, но не будут подвергаться воздействию стимула. Значение зависимой переменной в каждой группе измеряется до начала воздействия стимула в ходе так называемого предварительного тестирования (pretest) и затем еще раз после того, как экспериментальная группа подверглась воздействию стимула, в ходе контрольного тестирования (posttest).
Вывод о влиянии стимула (независимой переменной) делается на основании сравнения оценок предварительного теста и контрольного теста для каждой группы. Чем больше различие в значениях между предварительным тестом и контрольным тестом в каждой группе, тем большее влияние приписывается независимой переменной. В [c.129]табл.4.1 изображена логическая структура экспериментальной программы исследования. Значение этой исследовательской программы состоит в том, что она позволяет достичь двух условий, облегчающих получение валидных каузальных выводов: сравнения и управления.
Таблица 4.1
Источник: studopedia.ru
Экспериментальные программы исследования
Цель хорошей программы – дать возможность с максимально возможной степенью уверенности определить результаты воздействия одной переменной на другую. Программы исследования позволяют сделать это, давая возможность в некоторой степени контролировать условия, в которых взаимодействуютпеременные. Такой контроль – ключевое понятие для программы.
Если после добавления в рацион животных новых кормов какие-то животные на ферме заболевают, фермер не может быть уверен, что причиной болезни являются именно новые корма, так как в то же самое время животные могли пострадать от многих других факторов (например, инсектицидов в питьевой воде). С другой стороны, если в медицинской исследовательской лаборатории обнаруживается, что после введения в рацион новых кормов заболевает необычно большой процент наблюдаемых животных, исследователь скорее может быть уверен, что причина [c.128] болезни – новые корма, поскольку в этой ситуации имеется возможность контролировать условия содержания исследуемых животных и гарантировать, что в процессе наблюдения они не подвергаются воздействию никаких других новых факторов. Обстановка, в которой работает исследователь, в отличие от условий фермы дает возможность частичного контроля.
Программы исследования можно классифицировать по степени контроля, который они обеспечивают. Основное различие, интересное для политолога, – это различие между экспериментальными и квазиэкспериментальными программами.
Эксперимент – классический способ научного доказательства. Он основан на предположении, что изменения в значении одной переменной вызывают изменения в значении другой переменной (например, изменения температуры вызывают изменения вязкости масла). Эксперимент позволяет нам проверить это предположение, подвергнув объекты, обнаруживающие зависимую переменную, воздействию независимой переменной в условиях, дающих нам определенную уверенность в том, что любое наблюдаемое изменение зависимой переменной является результатом изменений независимой переменной.
Для элементарной экспериментальной программы исследования требуется экспериментальная группа, состоящая из лиц, которые будут подвергнуты воздействию независимой переменной, или стимула, и контрольная группа лиц, которые сходны с экспериментальной группой во всех существенных аспектах, но не будут подвергаться воздействию стимула. Значение зависимой переменной в каждой группе измеряется до начала воздействия стимула в ходе так называемого предварительного тестирования (pretest) и затем еще раз после того, как экспериментальная группа подверглась воздействию стимула, в ходе контрольного тестирования (posttest).
Вывод о влиянии стимула (независимой переменной) делается на основании сравнения оценок предварительного теста и контрольного теста для каждой группы. Чем больше различие в значениях между предварительным тестом и контрольным тестом в каждой группе, тем большее влияние приписывается независимой переменной. В [c.129] табл.4.1 изображена логическая структура экспериментальной программы исследования. Значение этой исследовательской программы состоит в том, что она позволяет достичь двух условий, облегчающих получение валидных каузальных выводов: сравнения и управления.
Таблица 4.1
Источник: studfile.net
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Программа экспериментальной отработки является обязательным к выполнению организационно-методическим документом, определяющим объект и цель испытаний, виды и перечень проводимых проверок и их последовательность, условия проведения испытаний и форму отчетности. [1]
Программа экспериментальной отработки ГСП зависит от типа испытываемого ГСП и новизны его конструкции. [2]
Программу экспериментальной отработки строят на последовательных испытаниях объектов все более высоких иерархических уровней. Так, после успешной отработки систем и сборочных единиц переходят к испытаниям изделий, а затем комплекса. Изготовление опытных образцов производится по документации главного конструктора.
Испытания проводятся на стендовом оборудовании в условиях предприятия-изготовителя опытных образцов. На основании информации, полученной в ходе испытаний, конструкцию изделия совершенствуют, что находит отражение в технической документации. После завершения стендовых испытаний сборочных единиц, узлов, механизмов и систем производится их монтаж на изделие. Укомплектованное изделие по штатной документации подвергается предварительным ( заводским) испытаниям на функционирование. [3]
Предприятия-разработчики составных частей изделия разрабатывают программы экспериментальной отработки на эти составные части и направляют их на согласование в головную организацию, выдавшую ТЗ. [4]
По каждому виду испытаний, предусмотренным программой экспериментальной отработки , предприятия-разработчики создают более подробные свои программы испытаний. [5]
Иерархическая структура сложного изделия определяет соответствующую структуру построения программы экспериментальной отработки . [6]
Обобщающим программным документом, организующим испытания и определяющим полноту и достаточность отработки изделия, является программа экспериментальной отработки . Эта программа разрабатывается на этапе технического проектирования и является неотъемлемой частью конструкторской документации, которая согласовывается и утверждается нормативно-техническим документом. [7]
Показатели уровня отработанности определяются путем сравнения фактически достигнутых в процессе отработки значений технических характеристик и показателей надежности с их требуемыми значениями. Уровень отработанности служит для оценки завершенности программы экспериментальной отработки . [8]
Ограниченное количество опытных образцов, выделяемых на испытания, и сжатые сроки экспериментальной отработки сложных технических систем не позволяют получить в достаточном объеме статистические данные для достоверной оценки показателей надежности. В связи с этим для контроля выполнения программы экспериментальной отработки используются методы, основанные на совместном применении детерминированных и статистических показателей качества процесса отработки, а также качественных и количественных критериев оценки завершенности отдельных этапов отработки. [9]
Работы, связанные с обеспечением надежности, осуществляются на основе программных документов. Основным из этих документов является программа обеспечения надежности. Мероприятия программы обеспечения надежности, относящиеся к этапам экспериментальной отработки, развиваются и конкрети-зуются в программах экспериментальной отработки . Программа обеспечения надежности представляет собой документ, определяющий комплекс организационно-технических мероприятий, требований и правил, которые должны выполняться в процессе опытно-конструкторских работ и серийного производства для обеспечения заданных техническим заданием требований по надежности. Программа обеспечения надежности на этапе опытно-конструкторских работ разрабатывается предприятием — разработчиком изделия на основе требований к надежности, изложенных в техническом задании на разработку. Эта программа, как правило, разрабатывается на стадии Техническое предложение, а в том случае, когда разработка изделия начинается с более поздних стадий — с первой стадии разработки. Программа обеспечения надежности состоит из следующих разделов: 1) общего положения; 2) работ и мероприятий по обеспечению надежности; 3) требований к программам экспериментальной отработки; 4) порядка контроля за выполнением программы обеспечения надежности. [10]
В разделе Порядок контроля за выполнением программы обеспечения надежности указываются основные контрольные точки, в которых проверяется выполнение работ этой программы и перечень соответствующих отчетных документов. В этом же разделе указываются подразделения предприятия или должностные лица, на которых возлагается контроль за выполнением программы обеспечения надежности. Как правило, контроль за выполнением программы обеспечения надежности осуществляется подразделением, разработавшим этот документ. В разделе Требования к программам экспериментальной отработки указывают: число макетных или опытных образцов, подвергаемых испытаниям на каждом этапе: номенклатуру, последовательность и уровни действующих факторов, основные режимы работы изделия, номенклатуру и требования к последовательности проведения проверок. [11]
Работы, связанные с обеспечением надежности, осуществляются на основе программных документов. Основным из этих документов является программа обеспечения надежности. Мероприятия программы обеспечения надежности, относящиеся к этапам экспериментальной отработки, развиваются и конкрети-зуются в программах экспериментальной отработки.
Программа обеспечения надежности представляет собой документ, определяющий комплекс организационно-технических мероприятий, требований и правил, которые должны выполняться в процессе опытно-конструкторских работ и серийного производства для обеспечения заданных техническим заданием требований по надежности. Программа обеспечения надежности на этапе опытно-конструкторских работ разрабатывается предприятием — разработчиком изделия на основе требований к надежности, изложенных в техническом задании на разработку. Эта программа, как правило, разрабатывается на стадии Техническое предложение, а в том случае, когда разработка изделия начинается с более поздних стадий — с первой стадии разработки. Программа обеспечения надежности состоит из следующих разделов: 1) общего положения; 2) работ и мероприятий по обеспечению надежности; 3) требований к программам экспериментальной отработки ; 4) порядка контроля за выполнением программы обеспечения надежности. [12]
Источник: www.ngpedia.ru