ЭКСКУРСИОННАЯ УСЛУГА: ЕЕ СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ
Услуга — это любое действие или выгода, предоставляемая одной из сторон другой. Услуга может быть материальной и нематериальной, платной и бесплатной, личной и коллективной.
На протяжении своей жизни мы пользуемся чьими-то услугами и оказываем их сами: садимся обедать дома за накрытый стол, любуемся на посаженные кем-то цветы, передаем кому-то от кого-то привет и нр. Делая эго безвозмездно, мы реализуем свое социальное состояние — жизнь в обществе.
Вместе с тем существует множество предприятий, занимающихся оказанием услуг на коммерческой основе (например, услуги, включающие банковское дело, страхование, транспортные перевозки, услуги сферы туризма и др.). Для одних предприятий — это основная деятельность, для других — побочная. Но в конечном счете предприятие оказывает услуги: предлагает и продает или перепродает свои товары или не продает ничего материального, а предлагает свои консультации и обслуживание.
Как правило, к сфере услуг относят те предприятия, которые сами заявили о том, что оказание услуг является их основной деятельностью (рис. 3).
Венеция. Орёл и Решка. Перезагрузка
Услуга — явление всегда индивидуальное. Даже при «поточном» оказании услуг сохраняется направленность этой услуги на выполнение индивидуальных запросов клиента.
Рис. 3. Туроператорская деятельность по разработке и организации экскурсионного обслуживания
Приобретая путевку на групповую экскурсию по хорошо отлаженному фирмой маршруту, любой клиент получает и частично индивидуальное обслуживание в зависимости от личных склонностей, финансовых возможностей, других факторов. Турагент может подобрать оптимальную экскурсионную программу для каждого клиента в зависимости от времени, которым располагает клиент, его предпочтений по видам транспортных средств и уровню их комфортности, цены и т.д.
Экскурсионная услуга — услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов и экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий [1] .
Экскурсионные услуги [2] [3] — туристские услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий.
Экскурсия 3 — услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки.
Экскурсионные услуги включают:
- • услуги по организации и проведению экскурсий;
- • услуги экскурсовода;
- • услуги гида-нереводчика;
- • услуги сопровождающего.
Экскурсия — одна из основных услуг, относящихся к сфере туристского потребления. В экскурсионном учреждении экскурсия является основной услугой данного учреждения, результатом разработки экскурсионно-методической документации и ее исполнения.
Как правильно составить экскурсионную программу, экскурсионный план.
Существует несколько определений экскурсии.
Экскурсия — туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (ГОСТ Р 50690-2000).
Экскурсия — коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями’.
Экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, а также определенная система действий по их передаче. Экскурсия в современном понимании — эго методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры и пр., в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними [4] [5] ; тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.
Каждой экскурсии присущи определенные признаки. Б.В. Емельянов (1998) выделил семь обязательных признаков экскурсии:
- 1) продолжительность но времени проведения — от одного академического часа (45 мин) до одних суток;
- 2) наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
- 3) наличие экскурсовода, проверяющего экскурсию;
- 4) наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
- 5) передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
- 6) целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;
- 7) активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего из нескольких человек, выходы из автобуса не обязательны, если объекты хорошо видны из окна автобуса.
Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
а) у автобусных:
показ объектов при замедленном движении автобуса;
показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него;
показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса (при этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов);
- б) у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- в) у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены термином «гидизм» (путевая информация), т.е. бессистемный осмотр и информация о достопримечательных местах, памятниках истории и культуры. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида — это разные понятия.
Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсии, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в развитии и воспитании человека.
Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности, обязательное использование при ее проведении экскурсионного метода, т.е. единства показа объектов и рассказа о них при определяющей роли показа.
Основные функции экскурсии — информационно-познавательная, развлекательно-досуговая, эстетическая, коммуникативная — играют важную роль в жизни человека.
- [1] ГОСТ Р 50690 2000 «Туристские услуги. Общие требования». М: ГосстандартРоссии.
- [2] ГОСТ Р 53522 2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения».М.: Стандартинформ, 2010.
- [3] Там же.
- [4] Туристский терминологический словарь / сост.: И.В. Зорин. В.А. Квартальное.М.: Советский спорт, 1999. — С. 637.
- [5] Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2009.
Источник: ozlib.com
Что такое экскурсионные туры
Страны
Автор Кирсанов Дмитрий На чтение 5 мин Просмотров 854 Опубликовано 22.06.2019
Самый популярный и старейший вид туризма – экскурсионные туры, которые особенно активно развивались в прошлом веке. Этот сектор туристической отрасли включает в себя изучение культуры, традиций, обычаев и истории определенного региона или эпохи и тесно связан с гостиничным, ресторанным сервисом. Поняв, что такое экскурсионные туры, можно грамотно планировать свой отдых по доступным ценам.
Экскурсионные туры можно разделить на несколько категорий, которые целиком и полностью ориентируются на потребности и возможности участников группы.
Продолжительность экскурсии
По продолжительности традиционно экскурсии делят на однодневные, многодневные и туры «выходного дня».
Самые простые – однодневные экскурсии. Их преимущество в том, что осмотр достопримечательностей выполняется в течение дня. Ни организаторам, ни экскурсантам не требуется задумываться над размещением в отеле, что положительно влияет на стоимость. Большой популярностью они пользуются у путешественников, приобретающих тур для отдыха на курортах других стран. Экскурсии позволяют сделать отпуск более насыщенным, расширить кругозор, узнать много нового о традициях и обычаях и получить максимум удовольствий.
Многодневные туры предполагают поездку на несколько дней, традиционно – более трех суток. Именно их путешественники приобретают, отправляясь на побережье Таиланда, Индии, ОАЭ или других стран. Со своей стороны туроператоры стараются сделать программу максимально интересной, включая самые популярные или экзотические маршруты. Автобусные туры чаще всего занимают 7-15 дней. Оптимальная продолжительность поездок за рубеж с перелетом и постоянным размещением в гостинице – 10-20 дней.
Туры «выходного дня» — очень популярный вид экскурсий. Максимальная продолжительность – 2-3 дня, выезд обычно планируется на вечер пятницы или утро субботы. За счет чего эта разновидность туризма и получила такое название.
Чаще всего поездка связана с осмотром достопримечательностей в своем или соседнем регионе. В России самые яркие примеры – купание в термальных источниках, посещение пещер, туристические походы. Ключевое преимущество – минимальное время на сборы и возможность интересно и насыщенно провести выходные. Организаторы решают вопрос с размещением, питанием, программой маршрута.
География
По географии экскурсионные туры можно разделить на пригородные, местные, дальние и международные.
К первой группе можно отнести путешествия, которые займут 1-2 дня, дальность поездки – не более 100-150 км. Чаще всего это пикники на природе, осмотр уникальных памятников природы, расположенных в области или на незначительном расстоянии от города.
Местные экскурсии по продолжительности также предполагают одно- или двухдневные поездки в радиусе 200-300 километров. Замечательная возможность отдохнуть, отвлечься от забот и расширить свой кругозор.
Экскурсионные туры на дальние расстояния подразумевают использование в качестве транспорта автобусов, самолетов, теплоходов. Путешествие в этом случае занимает несколько дней или недель и относится к категории многодневных туров. При организации таких маршрутов туроператоры учитывают сезонность предложения, стараясь подобрать максимально интересную и насыщенную программу.
Международные экскурсионные туры подразумевают посещение другой страны с целью осмотра достопримечательностей, знакомством с культурой, кухней, традициями и обычаями. Это самая дорогостоящая категория, связанная не только с оформлением авиабилетов, бронированием номера на круизном лайнере, но и оформлением виз, страховых полисов, размещением в отелях и организацией питания.
Численность группы
По количеству участников выделяют индивидуальные и групповые экскурсионные туры с различной численностью экскурсантов.
Самая дорогая категория – индивидуальные туры. Гид в этом случае сопровождает 1-3 туристов, программа разрабатывается с учетом их предпочтений и пожеланий.
Более доступный по цене – групповой тур для 4-15 путешественников. Это самая распространенная и популярная категория. Ключевое преимущество – обслуживание на высоком уровне, комфортные условия проживания при относительно небольшом бюджете поездки.
Групповой экскурсионный тур для 16 и более туристов – к этой категории можно отнести корпоративные туры, путевки для школьников, студентов, сообщества единомышленников. Стоимость поездки незначительно отличается от предыдущей категории. Чаще всего с такими группами едут сопровождающие, например, родители, если организуется отдых для школьников, или несколько гидов.
Возраст экскурсантов
При разработке программы туроператоры учитывают и возраст участников группы, адаптируя маршрут под их потребности и возможности.
Это и молодежные туры, путешествия для двоих, организация семейного отдыха, отпуска с детьми, школьные экскурсии, для людей старшей возрастной категории.
Например, тур, рассчитанный на молодое поколение, обязательно включает в маршрут посещение ночных клубов, дискотек, спортивных мероприятий, активный отдых, пешие походы. Пакетные предложения для двоих подразумевают создание романтической атмосферы: большой популярностью пользуются путешествия во время медового месяца, день Святого Валентина у Эйфелевой башни и т. д.
При составлении программы для семейных пар учитывается необходимость организации досуга для малышей, поездки обычно занимают намного меньше времени, особое внимание уделяется комфортному размещению и организации питания.
Людям преклонного возраста больше всего подходят экскурсионные туры на автобусе, круизном лайнере, теплоходе. Во время путешествия группа осматривает достопримечательности, посещает музей, культурные мероприятия. В последние годы в программу стали включать и элементы активного отдыха.
Популярными становятся и тематические или авторские туры, которые позволяют узнать уже знакомые страны или города с необычной точки зрения: посещение малоизвестных достопримечательностей, организация проживания в домах у местных жителей, эко-туризм, гастрономические туры, шопинг-туры, ретриты, йога-туры и т.д.
Источник: travel247.ru
Классификация экскурсий
Классификация экскурсий в теории и практике экскурсоведения необходима для выделения отдельных видов экскурсий с разработкой специфического теоретического подхода для их подготовки и реализации.
Классификация – распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Наиболее распространенной является классификация экскурсий, в основе которой лежит их деление на пять групп:
- по содержанию;
- по составу участников;
- по месту проведения экскурсии;
- по способу передвижения группы;
- специализированные экскурсии.
Каждая из выше названных групп имеет свои характерные признаки.
Группа экскурсий, различающихся по содержанию
К данной группе относятся обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии – многотемные, в такой экскурсии обычно используется исторический и современный материал, для показа привлекаются разнообразные объекты (памятники истории и культуры, здания, природные объекты, промышленные предприятия и т.п.).
Хронологические рамки обзорной экскурсии – историческое время существования объекта. Тематические экскурсии – посвящены раскрытию одной темы. Это может быть значительное событие или продолжительный период времени, группа памятников архитектуры, промышленность города, часть биосферы.
В этой связи именно четкость в определении темы, правильно намеченные хронологические рамки и в соответствии с этим проведенный отбор материала, играют важную роль в его усвоении экскурсантами. В 80-е гг. XX в. из 24 тыс. тем, разработанных в экскурсионных учреждениях, большинство составляли именно тематические экскурсии.
- исторические;
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- архитектурно-градостроительные.
Каждая из тематических групп в свою очередь подразделяется на определенные подгруппы.
Исторические экскурсии делятся на подгруппы по основным периодам отечественной истории, по содержанию исторические экскурсии так же подразделяются на ряд подгрупп: историко-краеведческие, археологические и этнографические.
Военно-исторические экскурсии – подразделяются на следующие подгруппы: экскурсии по памятным местам, с показом военно-инженерных сооружений; экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.
Производственные экскурсии – делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, завода, фабрики, транспортного узла, или определенный период развития предприятия.
Производственно-экономические экскурсии – посвящены функционированию, специфике работы предприятия.
Производственно-технические экскурсии – основаны на показе технологического процесса, работы отдельных цехов и участков предприятия.
Природоведческие экскурсии – посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области. В зависимости от основного В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть: биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими.
Искусствоведческие экскурсии – включают такие группы экскурсий как: театральные, историко-музыкальные, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.
Литературные экскурсии – включают такие группы экскурсий как: литературно-биографические, монографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя.
Архитектурно-градостроительные – экскурсии включают такие группы экскурсий как: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой города в целом.
Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Так исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы, элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий.
Группа экскурсий, различающихся по составу участников
К данной группе относятся экскурсии для взрослой аудитории, для детей, для местного населения, для приезжих туристов, для городского, для сельского населения, для организованных групп, для одиночных, посетителей.
Группа экскурсий, различающихся по месту проведения
К этой группе относятся городские, загородные, производственные и музейные экскурсии.
Городская экскурсия – предполагает показ города или одной из его частей, одного из административных районов, одной из площадей или улиц. Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими. Существуют также комплексные городские экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.
Загородная экскурсия – организуется за пределы города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает 100 км. Загородная экскурсия имеет несколько видов: 1) когда экскурсия проводится в конечном пункте; 2) когда экскурсия проводится в пути следования; 3) рассказ и показ сочетает путевую информацию с экскурсией в конечном пункте. Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические. Обзорная экскурсия объединяет ряд подтем: история края, экономика, культура, наука, природа. В тех случаях, когда маршрут пролегает по территории нескольких административных районов, в экскурсии дается характеристика каждого из них.
Местом проведения производственных экскурсий являются: заводы, фабрики, комбинаты, стройки, вокзалы, морские и речные торговые порты, аэропорты, метрополитены; научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, научные центры. Объектами показа в производственных экскурсиях могут быть как предприятие в целом, так и отдельный его цех, отделение, ферма.
Музейная экскурсия проводится по экспозиции того или иного музея. Российские музеи делятся на исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические); искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.); литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые); естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические). Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.
Особую группу составляют мемориальные музеи, раскрывающие важное историческое событие, жизнь и деятельность выдающихся государственных,
политических, общественных и военных деятелей. Подобные музеи создаются на территориях, где происходили конкретные исторические события, и на базе усадеб, домов, квартир.
Группа экскурсий, различающихся по способу передвижения группы
К данной группе относятся пешеходные и транспортные экскурсии.
Пешеходные экскурсии – позволяют создавать необходимый темп экскурсии, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Вместе с тем пешеходные экскурсии не всегда подходят для возрастных групп, не позволяют комплексно рассматривать ресурсы большого города, ограничивают перечень затрагиваемых объектов.
Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту, осмотреть его, не покидая транспортное средство.
В советское время существовала традиция использования для проведения экскурсий и других транспортных средств: троллейбусов, трамваев, речных теплоходов, железнодорожные поездов, самолетов. При наличии подобных экскурсии и сейчас, наиболее удобным и распространенным транспортным средством продолжает оставаться автобус.
Группа специализированных экскурсии
К этой группе относятся специализированные экскурсии, проводимые организаторами экскурсионного обслуживания для своих сотрудников и приглашенных специалистов. К таким экскурсиям относятся: учебные и пробные.
Учебная экскурсия – проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах, являясь одной из форм организации занятий для экскурсоводов. Целью данной экскурсии является овладение необходимыми методическими приемами и техникой проведения экскурсии. Слушатели данной учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех этапах подготовки материала для экскурсии.
Пробная экскурсия – форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов. Итогом пробной экскурсии является оценка возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий. Участниками подобной экскурсии могут быть коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.
Список использованных источников:
Источник: adventure13.ru
Понятие экскурсии. Этапы разработки новой экскурсии
Экскурсионная деятельность становится одной из важнейших составляющей туристского продукта. Почти все виды туров предусматривают экскурсии – экологические, этнографические, историко-культурные, военно-исторические, искусствоведческие.
Прежде чем перейти к этапам разработки экскурсии следует разобраться, что такое экскурсия. В толковом словаре Ушакова дано такое объяснение этого понятия: экскурсия – это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью. В Большой Советской Энциклопедии дана такая трактовка этого понятия: экскурсия — это (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Борис Емельянов определили экскурсию – как целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира
(история, культура, традиции). Это процесс, который построен на заранее подобранных объектах и мастерстве экскурсовода. В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».
В приведенных определениях слова «экскурсия» существуют разногласия. Например, у Емельянова, в Малой Советской Энциклопедии и в Большой Советской Энциклопедии экскурсия имеет научную и образовательную цель, а в толковом словаре Ушакова экскурсия, кроме образовательной цели, имеет увеселительную цель. Различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий возникают из-за различного времени их создания. В разные периоды времени экскурсии давали различные цели и задачи.
Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было использовано в 1976 г. Тогда было определено пятнадцать этапов:
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование «портфеля экскурсовода».
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.[1]
Первый этап подготовки экскурсии помогает творческой группе более организовано и осмыслено осуществлять свою деятельность. Цель экскурсии — это то ради чего будет проводиться будущая экскурсия. Существуют следующие цели:
а) Патриотическое воспитание.
б) Расширение кругозора.
в) Привить уважение к другому народу, культуре и обычаям.
Определение цели является очень важным этапом в разработке новой экскурсии, потому что, поставив четкую цель можно более четко определиться с темой экскурсии. Выбор темы напрямую зависит от спроса потребителей или индивидуального заказа. Тема экскурсии является связывающим звеном в подборе объектов, то есть она объединяет объекты в единое целое. Для большей раскрываемости темы экскурсии необходимо правильно подобрать материал (литературу, схемы, фотографии).
В процессе разработки новой экскурсии составляется список библиографии, состоящий из книг, журналов, газет и брошюр. Список необходим для того, что бы оказать помощь экскурсоводам в написании текста и оценить объем работы с источниками. Весь перечень литературы размножается для удобства работы группы. В списке называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. Главным источником является архив. [2]
Кроме письменных источников используются и такие источники получения информации, как фильм о каком-либо объекте. Иногда, если есть такая возможность, берут интервью у родственников человека имеющего отношение к данному объекту или у очевидцев какого-либо события.
После того как были выбраны источники информации творческая группа переходит к следующему очень важному этапу, а именно к выбору объектов показа. От правильности подбора объектов зависит, то насколько хорошо будет воспринята экскурсия экскурсантами. Задачей экскурсоводов в данном этапе является отбор наиболее интересных объектов отвечающих выбранной теме и поставленной цели
В качестве объектов могут выступать:
а) Природные объекты — парки, леса, водоемы.
б) Здания и сооружения — мавзолеи, памятники, церкви, старинные постройки
в) Памятники археологии — захоронения, древние поселения, каналы, городища
Этот этап заканчивается составлением карточки объектов. В нее вносят следующую информацию:
а) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
б) историческое событие, связанное с памятником, дата события;
в) местонахождение объекта (город, поселок и т.д.);
г) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
д) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним)
е) сохранность памятника;
ж) охрана памятника (на кого возложена);
з) в каких экскурсиях памятник используется;
и) дата составления карточки, фамилия и должность составителя. [3]
На основе отобранных объектов показа составляется маршрут экскурсии. Он представляет собой наиболее удобный путь следования туристической группы, согласно выбранной теме. Одной из задач маршрута является раскрытие наиболее полно темы экскурсии. Маршрут должен отвечать требованиям безопасности, быть логичным.
Расстояния от одного объекта до другого не должны быть слишком большими, время переезда не более 15 минут. Возле объекта должна находиться смотровая площадка, благоустроенная парковка, санитарная зона.
В экскурсоведении выделяют три вида построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Экскурсия, в которой используют хронологический маршрут, объекты выстраиваются в соответствии с проживанием человека какого-либо этапа или в соответствии с ходом каких-либо действий. Примером может служить экскурсия, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни человека или города. Последний вид используется при проведении обзорных экскурсий. Хронология соблюдается только при раскрытии подтемы. Рекомендуется разрабатывать несколько вариантов движения группы, учитывая особенности города.
После составления маршрута экскурсии экскурсоводы переходят к этапу объезда маршрута. В этой процедуре принимают участие представители творческой группы, экскурсовод, водитель, руководитель экскурсионного бюро. При совершении объезда ставятся задачи:
1) ознакомиться с улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место расположения объекта и место предполагаемой остановки;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры. [4]
Далее составляется контрольный текст экскурсии. Он призван раскрыть все подтемы входящие в экскурсию, определить тематическую направленность, сформировать определенную точку зрения на события и факты. Краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, художественно-публицистический стиль написания — это основные требования к тексту.
Теперь творческая группа приступает к формированию «портфеля экскурсовода». Необходимо сначала разобраться, что означает данный термин. «Портфель экскурсовода» — это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. [5]
Одной из задач «портфеля экскурсовода» является восстановление недостающих звеньев экскурсии, показ первоначального облика объекта или будущего. В него входят фотографии, схемы, макеты, муляжи, копии документов, рисунки, образцы продукции, географические карты. Содержание портфеля основывается на тему экскурсии.
Последующим этапом в работе творческой группы будет выбор методических приемов проведения экскурсии. Работая над этим этапом, экскурсоводы отбирают наиболее эффективные методы показа и рассказа, которые в свою очередь зависят от аудитории и времени проведения экскурсии. Так же здесь проводится работа над определением приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала.
Следующее над чем начинают работать экскурсоводы – это выбор техники ведения экскурсии. Она представляет собой все организационные моменты экскурсионного процесса. К организационным моментам относят: выход экскурсантов из автобуса, место остановки автобуса, скорость движения автобуса на определенных участках маршрута, знакомство экскурсовода с группой, расстановка экскурсионной группы у объекта, ответы на вопросы экскурсантов, движение группы у объекта, средства показа. Эти моменты записываются в графу методической разработки «Организационные указания».
Определив технику ведения экскурсии, начинают работать над составлением методической разработки. Итак, методическая разработка – это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.[6] Она излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и дисциплинирует экскурсовода. Она отвечает следующим требованиям:
а) Подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы;
б) Дать экскурсоводу наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа;
в) Содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;
г) Соединять показ и рассказ в единое целое. [7]
Методическая разработка состоит из трёх частей: вступления, основной и заключительной части. Вступление и заключительная части оформляются в виде краткого плана, а основная часть в виде таблицы из семи граф-колонок.
а) познакомиться с группой, представив себя и водителя;
б) напомнить правила поведения на улице, в автобусе, при выходе из автобуса;
в) назвать тему экскурсии;
г) охарактеризовать маршрут экскурсии;
а) подвести итоги экскурсии;
б) сделать вывод по теме экскурсии;
в) предложить экскурсантам задать интересующие их вопросы по теме экскурсии; [8]
Одним из важнейших этапов в разработке новой экскурсии является составление индивидуального текста экскурсовода. Экскурсоводы составляют его самостоятельно и в основу для него берут контрольный текст, разработанный творческой группой. Индивидуальный текст отличается от контрольного тем, что он построен в соответствии с методической разработкой, материал идет в той последовательности, в которой идут объекты и имеет четкое деление на части. В процессе ведения экскурсии экскурсовод может пользоваться индивидуальным текстом. Для удобства его переносят на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. [9]
После написания индивидуального текста начинается подготовка заключительных этапов. Один из них это прием (сдача) экскурсии. Она поручается руководителю творческой группы, так же в этом процессе участвуют члены творческой группы и методического отдела, руководитель экскурсионного учреждения и руководители других секций. Прием (сдача) экскурсии проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями и исправления недочетов. Участники должны быть предварительно ознакомлены с контрольным текстом, методическими разработками, схемой маршрута, списком литературы.
Последним этапом в разработке экскурсии является утверждение экскурсии. При положительном заключении о контрольном тексте и методических разработках, а так же при расчете стоимости и определения нормы прибыли руководителем экскурсионного бюро издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов допущенных до ее проведения.
Таким образом, составление новой экскурсионной темы, безусловно, занимает много времени. В этом процессе все этапы взаимосвязаны и один этап вытекает из другого. Если какой-либо этап будет выполнен некачественно, то это повлияет на качество всей экскурсии. Эта деятельность считается завершенной, когда будут готовы все необходимые документы.
Источник: studopedia.ru